Всем привет! Я Савва из Твоего любимого агентства. В этом посте расскажу, как я пытался улучшить UX гильотинного резака в своей выпускной квалификационной работе и почему промышленные интерфейсы — это задача для дизайнеров, а не инженеров.

Кто я и почему взялся за эту тему

По образованию я инженер по направлению “Цифровые производственные комплексы” с уклоном в полиграфическое производство, но всегда занимался дизайном. Когда пришло время выбирать тему для ВКР, я хотел сделать что-то на стыке двух областей: автоматизация производства и дизайн интерфейсов.

Сначала думал про CRM, ERP или SCADA-системы, но понял, что это слишком масштабно и требует глубокого погружения в бизнес-процессы. В местной типографии я наткнулся на оборудование — это был гильотинный резак с устаревшим кнопочным интерфейсом.

Панель управления гильотинного резака
Панель управления гильотинного резака

И тут у меня возник вопрос:

Почему в 2025 году операторы всё ещё работают с такими неудобными интерфейсами или это я ничего не понимаю? А что происходит с UX/UI дизайном в интерфейсах управления оборудованием?

Так я решил сделать редизайн интерфейса промышленного станка — необычная тема для дипломной работы инженера.

Что сегодня с промышленными интерфейсами?

Классический UX-дизайн, каким мы его знаем сегодня, пришёл в промышленность с запозданием. Интерфейсы для оборудования появились задолго до айфонов — в виде кнопочных панелей с минимальной обратной связью. Только с появлением доступных цифровых экранов в 1990-х началась волна "оцифровки" управления.

Современные станки уже оснащаются сенсорными дисплеями, а их интерфейсы интегрированы с верхнеуровневыми системами вроде SCADA или MES. Это позволяет в реальном времени мониторить состояние оборудования и управлять им на удалёнке.

Но есть нюанс. Несмотря на развитие технологий, в промышленности до сих пор полно устаревшего оборудования — и не только в России. Причин много:

  • старое оборудование надёжно и знакомо операторам;

  • его сложно или дорого заменить (особенно в условиях санкций);

  • новый интерфейс = переобучение персонала, а это время и риски.

Это не означает, что отрасль застыла. Наоборот — в последние годы идёт активная автоматизация. Российская промышленность адаптируется, модернизирует существующие решения и развивает собственные технологии.

До 2000-х проектированием промышленных интерфейсов занимались более 95% инженеров. Это обуславливалось банальным отсутствием графической культуры в интерфейсах, да и никто почти не думал о UX.

Автоматизация требует понятного и удобного взаимодействия между человеком и машиной. Поэтому современный HMI — это уже не просто «панель управления», а полноценный продукт, где наличие дизайнера в команде разработки необходимость.

От руководства до пользовательского интерфейса

Моя практическая часть началась с изучения соответствующей технический литературы и руководства по эксплуатации оборудования на этапе взаимодействия пользователя с панелью управления.

Чтобы как-то разобраться в сложном управлении, первой мыслью было построить User flow, но быстро стало ясно: слишком много сценариев, несколько ролей - это очень не эффективно. Отказался от User flow в пользу упрощённой CJM. Я выделил отдельный функционал и построил по шагам путь от начала функции до её конечного результата. Каждый шаг подкреплялся точкой соприкосновения, т.е. элементом управления и барьером, который я мог только предположить, опираясь на свою насмотренность. Это помогло структурировать процесс, даже без доступа к реальным операторам.

Пример разбора функции программирования для сценария ввода программы
Пример разбора функции программирования для сценария ввода программы

Собрал данные, теперь примерно понимаю как управлять гильотинным резаком и вижу его проблемы. Но специфика проектирования до сих пор неясна.

Поскольку специализированных гайдов по дизайну подобных интерфейсов нет я снова ударился в ресерч. В осознании принципов проектирования очень помогли руководства современных моделей с интерфейсами. Я взял лучшие практики и применил их в своем проекте. Основные законы UX стали для меня опорой в процессе проектирования. Каждый из них помог решить конкретные задачи, связанные с удобством интерфейса.

Основные законы UX
Основные законы UX

Интересная особенность гильотинного резака - двуручная система безопасности. Для активации реза руки оператора должны находиться на специальных кнопках одновременно. Я не стал её адаптировать под цифровой интерфейс, потому что она обеспечивает безопасность для оператора.

Цвета взял из дизайн-системы Consta (Газпром) — проверенное решение для промышленных интерфейсов.

Дизайн-система Consta
Дизайн-система Consta

Без доступа к реальным операторам я сосредоточился на кабинетных методах проверки. Эвристический анализ по Нильсену помог выявить проблемные места и уровень серьезности этих проблем. При проектировании промышленных интерфейсов важно соблюдать баланс между универсальными UX-принципами и спецификой профессиональной среды — то, что считается "очевидным" для опытных операторов (например, условные обозначения или единицы измерения), не требует избыточных пояснений, чтобы не перегружать интерфейс ненужными элементами.

Эвристическая оценка по Нильсену
Эвристическая оценка по Нильсену

Получившийся интерфейс — не идеален. Он требует доработок в эргономике и устранения функциональных недочётов.

Новый интерфейс гильотинного резака
Новый интерфейс гильотинного резака

Мои выводы

Проектирование промышленных интерфейсов — это всегда поиск баланса между техническими требованиями и удобством использования. В ходе работы я пришел к нескольким важным наблюдениям.

На самом деле идеальный подход к созданию таких интерфейсов требует сочетания инженерного и дизайнерского мышления. С одной стороны, необходимо глубокое понимание технологических процессов и производственных стандартов. С другой — умение организовать взаимодействие так, чтобы снизить когнитивную нагрузку на оператора.

С экономической точки зрения, модернизация интерфейсов устаревшего оборудования часто оказывается нецелесообразной. Затраты на переоборудование и обучение персонала могут превысить стоимость приобретения современных решений с уже продуманной системой управления.

Ключевыми принципами при проектировании должны оставаться функциональность и безопасность. Каждый элемент интерфейса — от цветовых решений до расположения кнопок — должен быть продуман с точки зрения минимизации ошибок оператора.

Важно помнить, что без тесного взаимодействия с конечными пользователями создать по-настоящему эффективный интерфейс невозможно. Даже самые логичные с точки зрения дизайнера решения могут оказаться неудобными в реальных производственных условиях.

Делитесь своим мнением в комментариях, задавайте вопросы в тг @svvmrs, рад любому знакомству!

Комментарии (4)


  1. atd
    26.06.2025 06:40

    я разобрался в ключевых принципах проектирования промышленных систем: как совмещать технические требования с UX-логикой и почему безопасность важнее «красивого» дизайна.

    А почему тогда картинка «нового интерфейса» так выглядит? Это же жесть какая-то...


    1. savva_design Автор
      26.06.2025 06:40

      Абсолютно такого же мнения, это только макет


  1. Rikkitik
    26.06.2025 06:40

    Можете забросать меня тапками, но на промышленном оборудовании с однообразным функционалом хардварные кнопки, разделённые достаточно большим расстоянием (можно больше ширины кнопки) — это идеальное решение, позволяющее визуально следить за рабочим полем во время работы с панелью на тактильном уровне.

    Сенсорная панель оправданна только в том случае, когда вам нужно впихнуть много интерфейсов универсального устройства в ограниченное пространство на корпусе. Если интерфейс и вид работ у вас один, от тачскрина одно замедление работы, он же требует полного внимания оператора.

    Обратите внимание, что в автомобилях (тоже техника повышенной опасности, как и многое оборудование типа вашего резака) в последние несколько лет начали от сенсорных панелей отказываться, дублируя их физическими элементами управления. В частности, одно исследование Университета Юты 2019 года показало, что водители, использующие сенсорные экраны, реагируют на опасность на дороге на 30% медленнее, чем водители с физическими кнопками. Сенсорное управление также было связано с более высокой когнитивной нагрузкой и более частыми и длительными отвлечениями от дороги. Или вот совсем свежачок: в этом году шведский автомобильный журнал Vi Bilägare провёл исследование, сравнивая, сколько времени требуется водителям для выполнения таких задач, как настройка климат-контроля или смена радиостанции, с помощью сенсорных экранов и традиционных физических кнопок. Результаты показали, что в случае с тачскринами уходило в четыре раза (!) больше времени.

    Закреплю свой тезис: хардварные кнопки на оборудовании — это хорошо, верните их на место, пожалуйста, и спасибо, что не тронули двуручный хардварный запуск.


    1. savva_design Автор
      26.06.2025 06:40

      Спасибо за обратную связь!