С давних времен люди объединялись в группы, проводили собрания и совещания для того, чтобы озвучить существующую проблему и найти её решение совместными усилиями. Условия и способы для поиска решения были всегда разнообразными, создавались новые методы генерирования идей. Один из таких способов был разработан в 1939 году Алексом Осборном и получил название «Мозговой штурм» (англ. – Brainstorm).

Поделюсь с вами историей создания этого метода и правилами его проведения, отталкиваясь от своего опыта.

История создания метода «Мозговой штурм»

Рекламный менеджер и писатель Алекс Фейкни Осборн (24 мая 1888г. – 5 мая 1966г.) родился в США. В 1919 году объединился с двумя товарищами, чтобы провести преобразование рекламного агентства Barton&Durstine Company в агентство под названием BDO, которое было создано в 1891 году (ныне – успешная сеть рекламных агентств BBDO). Компания прошла много экономических испытаний, но эффективность сотрудников и креативные идеи спасли её от банкротства. Будучи творческим человеком и талантливым писателем, Алекс Осборн являлся ключевым «спасателем» компании, создал действующий и сегодня «Фонд творческого образования» (основная деятельность фонда – проведение бизнес-обучений и издание исследовательского журнала) и являлся активным автором книг о творческом мышлении. В 1939 году он приступил к разработке процесса «Организованное формирование идей». А уже в 1942 году в своей книге «Как придумать» А. Осборн упомянул термин «мозговой штурм», который он позже доработал и полностью изложил его в книге «Ваша творческая сила» (1948г.).

С течением времени метод «мозгового штурма» адаптируется к современным реалиям, но основные принципы и условия остаются неизменными и приносят свои плоды успеха. Например, одним из продолжений данной техники является методика синетики, которая опирается на эвристический метод (если коротко описать, то это наш любимый метод «проб и ошибок»). Существуют исследования, которые опровергают идею о том, что группа людей может генерировать больше идей, чем в одиночку. Исследователи используют в качестве аргументов – факторы страхов, характеристики личностей, социальных соответствий и иллюзий. Но пока кто-то исследует – мы успешно применяем и адаптируем под свои условия очень удобную и эффективную технику генерирования идей. Потому что мы знаем – одна голова хорошо, а две и более – еще лучше.

Ниже я приведу одну из вариаций проведения мозгового штурма, которая была применена мной на практике неоднократно, не отклоняясь от основной идеи и соблюдая этапность.

Цель и правила проведения «мозгового штурма»

Задача мозгового штурма – найти решение только одной проблемы, которая должна быть четко обозначена и понятна всем участникам процесса.

  • В начале встречи фасилитатор (ведущий) озвучивает главные правила:

  • Чем больше идей, тем лучше.

  • Не критикуем коллег.

  • Глупых идей нет.

  • Если идеи повторяются – объединяем в одну общую.

  • Не перебиваем друг друга, если что-то хотим сказать – поднимаем руку.

  • Если не получается сформулировать идею – предложите антипод «как делать не стоит».

  • Не обращаем внимание на иерархию должностей присутствующих.

Инструменты и условия для проведения «мозгового штурма»

  • Проведение мозгового штурма должно составлять не меньше 2-3 часов. С готовыми идеями приходят не все или их мало, а обсуждение обычно становится активным.

  • На каждый этап отводите четкое количество времени, желательно использовать таймер.

  • Сделайте перерыв на 15 минут.

  • Подготовьте для работы флипчарт, цветные стикеры, маркеры и ручки для каждого участника.

  • Количество участников – 10-15 человек. Если количество участников больше, то лучше рассмотреть вариацию разделения аудитории на подгруппы. Участниками могут быть все сотрудники, причастные к озвученной проблеме.

  • Фасилитатор – один человек. Обычно этот человек идеи не генерирует, а управляет процессом, четко соблюдая установленные правила.

Карта «мозгового штурма»

Ведущий заранее должен подготовить карту на флипчарте – это могут быть несколько листов или, если позволяет размер доски, то одна общая таблица. Рекомендуемые пункты карты:

  • Проблема.

  • Сортировка идей – «самые полезные идеи», «потенциальные идеи» и «отложенные идеи».

  • Итоговое решение проблемы.

Этапы проведения «мозгового штурма»

  • Начало встречи. Ведущий озвучивает проблему и правила и выдает каждому участнику большое количество стикеров. Каждая идея должна быть записана на отдельном стикере. Указывать имя не нужно.

  • Генерация идей. На обдумывание идей дается около 10-15 минут.

  • Обсуждение идей. Участники сдают ведущему стикеры, ведущий зачитывает каждую идею и совместно с участниками способом голосования идеи сортируются.

  • Отбор идей. Снова путем голосования анализируем идеи из категории «самые полезные» и сортируем их.

  • Итог «мозгового штурма». Все собранные идеи я рекомендую объединить в одно решение (например, по технике SMART-планирования). Обязательно записать заключение в раздел «итоговое решение проблемы» на карте и обозначить исполнителей.

  • Завершение встречи. Получите обратную связь от каждого участника, подведите итоги и обязательно сфотографируйте окончательный вариант «карты». Все итоги зафиксируйте письменно сразу после окончания мероприятия и направьте их всем участникам вместе с фотографией «карты».

Идея – это мысленный прообраз какого-либо действия или реальности. Как только вы её озвучиваете – она превращается в возможный шаг на пути к решению проблемы. Не бойтесь озвучивать даже самые абсурдные мысли, потому что в кругу заинтересованных лиц вы всегда найдете единомышленников. 

Комментарии (0)