Введение

В далёком 1951 году был опубликован роман Айзека Азимова «Основание». Он рассказывает о событиях ещё более далёкого 19 997 года: человечество освоило межзвёздные перелёты, превратилось в Галактическую Цивилизацию, изобрело научные методы психоистории для точного предсказания будущего и в итоге пришло к осознанию необходимости создания Галактической Энциклопедии — базы знаний, накопленных человечеством за многие тысячи лет своего существования. Цель энциклопедии — быть не просто справочником по типу Википедии, а практическим руководством, которое позволяет даже изолированной человеческой популяции пройти путь развития от каменного века до межзвёздных перелётов всего за несколько столетий.
По мнению Айзека Азимова, подобная глобальная база знаний является необходимым условием для фактического бессмертия человеческой цивилизации. В этом я с ним полностью согласен. Но я так и не дочитал книгу до конца, потому что довольно быстро основное внимание автора перешло от интересной научно-фантастической идеи к довольно банальным политическим интригам. Меня в первую очередь интересует техническая сторона «Основания» — как может быть устроена информационная система Галактической Энциклопедии сегодня? Исходя из возможностей современных технологий, за 17 972 года до суда над Гэри Селдоном, изгнания Энциклопедистов с Трантора на Терминус и старта полномасштабной работы над глобальной базой знаний человечества во вселенной Айзека Азимова.
Мотивация
Для героев романа «Основание» мотивация создания Энциклопедии была в том, чтобы преодолеть последствия неминуемого распада Галактической Империи — как можно быстрее выйти из хаоса и возродить цивилизацию. Живя в эпоху индустриального общества, Айзек Азимов описал расцвет и упадок информационного общества, в котором мы живём сейчас. Он высказал сомнения в устойчивости информационного общества и предложил переход к обществу знаний как дальнейший путь развития человечества. Также он указал на то, что такой переход не будет простым эволюционным процессом, а наоборот — потребует революций, усилий и жертв.

Как это согласуется с современным пониманием информации и знаний? Я изучил Википедию на эту тему, там сказано, что знание — это высшая форма информации, и оно может быть записано с помощью естественного языка или специализированной знаковой системы. Что касается информационного общества, то сейчас принято считать, что оно включает в себя общество знаний. То есть, если исходить из современных представлений, то за несколько сотен лет развития человечество должно эволюционно перейти от информационного общества к обществу знаний.
По мнению Айзека Азимова, такой переход невозможен даже за 17 000 лет. Фактически в романе «Основание» подвергается сомнению наше фундаментальное понимание природы знания. Автор утверждает, что даже создание разумных роботов, таких как Демерзель, межзвёздные перелёты на сверхсветовых скоростях, холодный термоядерный синтез, колонизация тысяч звёздных систем не приведут человечество к обществу знаний. Азимов предрекает информационному обществу 30 000 лет упадка и хаоса, которые обязательно наступят после 20 000 лет устойчивого развития.
Лично мне сложно судить, какое будущее ждёт человечество. Но я полностью согласен с идеей Азимова, что знание не является разновидностью информации. На мой взгляд, в цифровых системах данные, информация и знания — это три разных квантовых состояния, которые мы до сих пор чётко не определили. Поэтому вместо того чтобы переходить от информационных технологий к технологиям знаний, мы застряли на устаревших методах и концепциях из 1970-х годов. Лично моя мотивация — выйти из застоя и совершить изменения в обществе, сравнимые с бумом персональных компьютеров в 1980-х или распространением Интернета в 2000-х. При этом я не считаю революционным прорывом технологии блокчейна или нейросетей, потому что по сути своей они не выходят за рамки интерпретации информации.

Следуя логике «Основания», можно сказать, что если мы успеем прийти к точному пониманию того, что такое знание, и отделим его от уже привычных нам данных и информации, мы сможем осуществить переход к обществу знаний и тем самым создать фундамент для устойчивого развития цивилизации. Если же мы упустим время, и Галактическая Империя возникнет и утвердится раньше, чем Галактическая Энциклопедия, то получившееся гипертрофированное информационное общество неминуемо придёт в упадок. И ему не помогут ни искусственный интеллект, ни колонизация Марса, ни дешёвая энергия холодного термоядерного синтеза.
Базовые определения
Я думаю, что путь перехода от информационных технологий к технологиям знаний начинается с чётких определений для четырёх базовых понятий: коммуникация, данные, информация, знания.
Коммуникация — это процесс общения людей и цифровых систем, который идёт на трёх основных уровнях: данные, информация и знания.
Данные — это массивы битов, логических нулей и единиц, на которые не наложено никаких дополнительных интерпретаций. Физически цифровых данных как таковых не существует. Реально существуют электромагнитные импульсы, которые далее интерпретируются как логические нули и единицы. Так формируется основа для работы цифровых устройств.
Информация — это результат интерпретации исходных цифровых данных по определённому алгоритму. Соответственно, бывают более и менее сложные интерпретации, которые дают более или менее сложно структурированную информацию. Одной из самых простых интерпретаций является система ASCII-кодов, которая каждый байт (группу из 8 битов) интерпретирует как букву алфавита, цифру или другой стандартный символ. Таким образом, если бит — это единица измерения данных, то байт — это одна из возможных единиц измерения информации.
Знание — это вся полнота информации, необходимая для принятия однозначного и корректного решения по заданному вопросу. При этом знание не должно содержать информацию, не относящуюся к решению вопроса. Таким образом, знание — это необходимая и достаточная информация для принятия решения.
Здесь стоит уточнить, что принятие решения предполагает ответственность за его результат, поэтому перекладывание важных решений с людей на некий ИИ невозможно — он банально не может должным образом отвечать за последствия.

Исходя из этих определений, можно понять, что в обществе знаний коммуникации между людьми происходят в виде обмена полными наборами информации, достаточными для принятия решений по обсуждаемому вопросу. А в информационном обществе не придаётся большого значения полноте и чистоте информации, поэтому принятие решений затруднено как для людей, так и для компьютерных систем. Сначала нужно подобрать подходящие интерпретации к предоставленным данным, потом отфильтровать всю лишнюю информацию, далее где-то достать недостающую информацию, и уже только после этого можно принять решение. По сути, обмен информацией — это обмен данными, которые гарантированно можно интерпретировать, но в большинстве случаев нельзя использовать в исходном виде для принятия решений.
Нулевое приближение

На мой взгляд, на данный момент Open Source Software и Open Source Hardware являются яркими примерами воплощения в жизнь идей и духа «Основания» Айзека Азимова. В рамках Open Source инициатив создают полные и чёткие наборы инструкций для создания программно-аппаратных комплексов, решающих актуальные проблемы. Это сохраняет пользователям годы и даже десятилетия жизни, убирая необходимость создавать все необходимые системы с нуля или покупать проприетарные решения с закрытым исходным кодом, гибкость которых существенно ограничена.
Если воспринимать проприетарное решение как чёрный ящик, в который помещают входную информацию, и из которого затем получают выходную информацию, то это классический элемент информационного общества. Пользователи не могут во всей полноте отслеживать и изменять процесс обработки своей информации, то есть не владеют знанием о работе системы, и значит, могут решать с помощью неё лишь ограниченный круг задач.
С другой стороны, если рассмотреть Self-Hosting для Open Source Software на Open Source Hardware, то мы видим, что пользователь имеет полноту информации, необходимую для контроля и модификации любого элемента своей системы. То есть эта система работает на принципах знания. Разработчики Open Source компонентов предоставляют своим пользователям полные инструкции по созданию оборудования, раскрывают в деталях принципы работы алгоритмов, позволяют запускать и отлаживать системы в реальном времени на оборудовании пользователя.
Другими словами, если свериться с определениями информации и знания, то Open Source — это движение от обрывочной информации к полноценному знанию о системе и, как следствие, к эффективному владению, управлению и развитию системы. Технически для реализации соответствия принципам знания нужна не просто какая-то текстовая инструкция, а весь комплекс в сборе — оборудование и запущенное на нём программное обеспечение, открытое для модификации и отладки прямо в процессе работы.
То есть в современном понимании знание — это всё чаще не статическая информация, зафиксированная в текстовом или даже графическом виде, а работающий программно-аппаратный комплекс, отвечающий высоким стандартам прозрачности и открытости для модификации. Если раньше источником знания считались книги, то теперь эта роль переходит к веб-сервисам и облакам, построенным на принципах Open Source.
Итак, нулевое приближение к обществу знаний заключается в том, чтобы ввести точное определение знания и переосмыслить с этой точки зрения уже накопленный человечеством информационный багаж.
Первое приближение
Далее в этой статье я буду рассматривать развитие Open Source Software, потому что именно эта сфера соответствует моим основным компетенциям и интересам. Но подходы и принципы, к которым мы придём на этом примере, можно будет обобщить и использовать во многих других сферах: Hardware, наука, образование, музыка, кино, литература, торговля, производство, решение изобретательских задач и так далее. Очевидно, текущая концепция Open Source Software не является полноценной реализацией «Основания». На данный момент я вижу пять основных направлений, развитие которых приблизит Open Source к универсальной общечеловеческой базе знаний:
Низкий порог входа
Управление силами одного человека
Быстрый поиск знаний
Простая интеграция компонентов
Эффективная экономическая модель
По сути, продвижение по этим направлениям является первым приближением к технологиям знаний. Я считаю, что ни одно из перечисленных направлений нельзя исключить из первого приближения, потому что они сильно взаимосвязаны, поддерживают друг друга и только вместе смогут вывести индустрию на принципиально новый уровень развития, с которого можно будет увидеть перспективы второго приближения. Давайте подробно рассмотрим каждое из направлений развития Open Source.
Порог входа
На данный момент информационные технологии характеризуются высоким порогом входа. Например, для того чтобы овладеть языком программирования средней сложности на уровне решения простых прикладных задач, может потребоваться 1-2 года. Как мне кажется, основная причина этого в том, что современные системы разработки не уделяют достаточно внимания визуализации структур и процессов, поэтому каждому разработчику приходится учиться строить схемы сложных программных комплексов у себя в голове. Подобная схема должна отражать не только исходный код программы, но и структуру базы данных, связи с внешними сервисами, распределение программных модулей по устройствам, динамику работы программы в рантайме и много чего ещё. Если такая схема будет строиться непосредственно в IDE и заменять собой исходный код, схему базы данных, отладчик и логи, то порог входа для новых разработчиков может сократиться до 2-3 месяцев без потери качества.
Управление
Как известно, основные потери времени внутри организаций происходят на коммуникациях между сотрудниками. Соответственно наиболее эффективной является организация, состоящая из одного человека, потому что в ней нет необходимости во внутренних коммуникациях. Редкие примеры инди-хакеров, зарабатывающих на технически несложных проектах от $10 000 до $500 000 в месяц, тому подтверждение.
Хочется спросить — почему таких компаний сейчас очень мало? Потому что объём информации, который необходимо загрузить в голову для ведения всех аспектов даже очень простого бизнеса в сфере ИТ, настолько большой, что среднестатистический человек с этим просто не справляется. В итоге люди идут по пути разделения ответственности, специализации, введения дополнительных должностей для организации деятельности групп специалистов. Но если ваш бизнес или некоммерческий проект представлен в виде связной эффективной базы знаний и позволяет быстро получать ответы на любые вопросы и принимать любые решения, то вам не нужно держать огромный объём информации у себя в голове. Вся информация хранится в базе знаний, а для решения конкретных вопросов собственник компании получает из неё только необходимый компактный контекст, который не превышает его когнитивные возможности.
Идея компании, состоящей из одного человека, не нова, и последнее время энтузиасты развития искусственного интеллекта утверждают, что именно он является ключом к массовому возникновению миллиардных компаний, состоящих из одного человека. Но я думаю, что нет реальных оснований возлагать такие надежды на ИИ.
Во-первых, ИИ работает в сфере повышения эффективности интерпретации информации. Он не выходит на уровень знаний. А для сведения количества сотрудников в компании к одному нужно именно эффективно управлять знаниями, а не быстрее интерпретировать массивы информации. Потому что если раньше человек перегружал своё сознание объёмом информации, то теперь с ИИ он будет перегружать сознание объёмом интерпретаций, и качественно для него ничего не изменится.
Во-вторых, нет никакой реальной необходимости для разработчиков создавать миллиардные компании. Весь этот тренд на непомерное раздувание капитализации и оборотов скорее всего задаётся инвесторами, которые стремятся повысить эффективность своих вложений в стартапы. Среднестатистическому разработчику будет вполне достаточно создать компанию с оборотом в $100 000 - $1 000 000 в год и тем самым оставить место ещё для 1000 разработчиков в этой же сфере. Потому что потребности рынка не безграничны, и нет смысла брать из него больше ресурсов, чем необходимо для жизни.
Поиск

На данный момент самым популярным методом поиска информации является интерпретация обычной текстовой строки, введённой пользователем. Минусов у этого подхода очень много:
Пользователь не управляет процессом интерпретации своего запроса, поэтому машина может неправильно его понять и соответственно выдать некорректный результат именно из-за неточности интерпретации.
Пользователь не управляет процессом подбора и ранжирования результатов поиска. По решению разработчика туда могут быть внедрены нежелательные для пользователя фильтры, нерелевантные результаты, высокие позиции в рейтинге могут занимать рекламные объявления или удачно оптимизированные под поисковый движок сайты, а не реально полезные материалы.
Не все поисковые запросы можно эффективно выразить через текст. Для работы с многообразием информации, которое нам доступно в Интернете, нужен гораздо более выразительный описательный механизм, чем простой набор букв.
Новый способ организации поиска — когда пользователь формулирует задачу на поиск в виде чёткой программы, состоящей из семантических связей и блоков со строго определённым смыслом. Далее эта поисковая программа выполняется поисковым движком с открытым исходным кодом. Пользователь может отладить и даже изменить алгоритм работы этого движка прямо в процессе поиска. Результатом поиска должен быть полный набор сущностей, отвечающих поисковому критерию. Лишние сущности, не подходящие по критерию, в результат попадать не должны. Рекламные объявления и прочие отвлекающие элементы в результат попадать не должны. Также во всей публичной части сети не должно остаться сущностей, которые подходят по критерию поиска, но по какой-то причине не попали в результат. Поиск, устроенный подобным образом, называется органическим семантическим поиском. Он призван предоставлять абсолютно точные и полные результаты на любой поисковый запрос. Запросы для него формируются не на натуральном языке, а на специальном семантическом языке, который придётся освоить пользователю.
Тенденция, когда для каждого инструмента приходится изучать какой-то особый микроязык, очевидно, не является продуктивной. Поэтому для написания поисковых запросов должен использоваться универсальный семантический метаязык. Он же будет использоваться для описания всех компонентов семантической сети, реализующей глобальную базу знаний человечества. Этот язык придётся спроектировать, реализовать, и затем всем пользователям придётся его изучить, как до этого изучали другие языки: XML, JSON, YAML и так далее. Преимущество метаязыка в том, что он более универсален и выразителен, поэтому один раз выучив его, остальные языки учить не потребуется. Уже сейчас можно утверждать, что метаязык не будет просто ещё одним текстовым языком, он будет интерактивным визуальным языком на основе семантического графа, что выведет его на принципиально новый уровень выразительности и эффективности.
Следующей важной особенностью нового поиска является возможность каждого пользователя дополнять специальными поисковыми метками любые семантические сущности, доступные для поиска. Если поисковая метка оценивается остальными пользователями как полезная, её влияние на поисковую выдачу закрепляется в системе. Если же наоборот, поисковая метка оценивается как нерелевантная, вводящая в заблуждение, она деактивируется, и система больше не позволяет прикреплять подобные метки к сущности.
По всем поисковым запросам должна вестись общедоступная статистика, чтобы пользователи могли видеть, какие поисковые запросы запускаются, насколько часто, и какой результат они дают — приводят они своих авторов к искомому результату или нет. Подобную статистику можно использовать следующим образом:
Искать идеи для собственных поисковых запросов.
Определять популярные запросы для поиска и наиболее популярные ответы по ним.
Определять, на какие запросы существенное количество пользователей не может найти удовлетворительных ответов.
Данная аналитика поможет разработчикам создавать решения, в которых есть реальная потребность, или добавлять новые поисковые метки к уже существующим решениям, повышая тем самым их заметность в поисковой системе.
Интеграция
В современной парадигме разработки интеграция отдельных библиотек, приложений и сервисов между собой — весьма сложная задача, которая по мере развития системы может превысить по сложности разработки даже основной функционал продукта. Первая причина этого в том, что каждая информационная система имеет свою собственную модель данных, которая в общем случае не совместима с моделями данных других систем. Наглядный пример этой проблемы — сложности конвертации файлов из одного формата в другой. Перенести более-менее сложную таблицу из Excel в Google Sheets без частичной потери функциональности — практически невыполнимая задача. Это является следствием использования несовместимых моделей данных в разных системах. На уровне информационных технологий их совместить не получится. Вторая причина — наша привычка интегрировать между собой довольно крупные и разнородные сущности. Интерфейс библиотеки, SDK приложения, API сервиса — как правило, это массивные конструкции со сложной внутренней структурой, которые очень сложно стыковать друг с другом.
В рамках нового подхода я предлагаю развивать методику интеграции программных комплексов на более низком уровне семантических единиц. Если каждый программный модуль описан в виде семантического графа, то он состоит из набора однородных семантических единиц. Тогда интеграция семантических модулей происходит путём простого связывания определённых семантических единиц между собой. Это устраняет необходимость в массивных и сложных прослойках между программами. Проблема несовместимости моделей данных решается за счёт того, что в разных программах используются одни и те же стандартизированные на уровне сети семантические блоки, из которых собираются совместимые между собой семантические модели данных.
Экономическая модель
На мой взгляд, на данный момент самым большим препятствием для развития Open Source является отсутствие достаточно эффективной экономической модели для финансирования высокотехнологичных независимых разработок. В теории можно написать очень полезную библиотеку, собрать миллион звёзд на GitHub, сотни тысяч долларов донатов от преданных фанатов и жить счастливо. На практике для продвижения своего проекта нужно становиться маркетологом, для организации сообщества вокруг проекта — коммьюнити-менеджером, для приёма и обработки платежей — бухгалтером. В итоге непосредственно на разработку останется хорошо, если 20% времени и ресурсов мозга. А ведь ещё при всём этом надо оставаться первоклассным разработчиком в своей области, что практически невозможно, если тратить 80% времени на посторонние вещи, не имеющие отношения к разработке. Поэтому зачастую авторы самых полезных Open Source проектов работают в убыток, на чистом энтузиазме или урывками, в перерывах между основной работой, и в итоге не раскрывают полностью свой потенциал. Чтобы решить эту проблему и позволить разработчикам тратить 80% времени и внимания на разработку своего флагманского проекта, я предлагаю спроектировать эффективную экономическую модель для нового Open Source.
Постулат #1 — Всё должно быть платным
Сейчас мы можем бесплатно зайти на сайт, найти там продукт многолетнего труда группы талантливых людей, бесплатно скачать его, внедрить в своё коммерческое приложение и затем бесплатно раздавать его своим пользователям. Это подрывает экономику Open Source. По моему убеждению бесплатность — это враг свободы и открытости. Новое поколение Open Source лицензий должно декларировать необходимость оплаты за каждое скачивание проекта. А инфраструктура нового Open Source должна исключать возможность нарушения лицензии автоматически — на техническом уровне, а не вручную на юридическом уровне, как это практикуется сейчас. Деньги, которые пользователи платят за скачивание Open Source продукта, должны распределяться между хостинг-провайдером, который обеспечивает хранение, поиск и передачу копии проекта пользователю, и всеми контрибьютерами проекта в соответствии с их вкладом.
Если на заре Open Source бытовало мнение, что свободное ПО не обязательно должно быть бесплатным, то сейчас есть все основания полагать, что оно всегда должно быть платным.
Постулат #2 — Все платежи должны быть автоматическими и дешёвыми
Любой, кто имел дело с интеграцией платёжных систем, знает, что проведение платежа — это дорогое удовольствие. Не важно, принимается платёж в фиате или в одной из популярных криптовалют, его проведение не может стоить дешевле, чем $0.5. Как следствие, нет смысла выпускать на рынок товары со стоимостью ниже $1. Чтобы сделать продукт, за который пользователь готов платить $1, на самом деле нужно очень сильно постараться. Особенно учитывая тот факт, что покупатель проводит платёж вручную, и это требует от него дополнительных затрат времени, усилий и концентрации внимания, которые он в итоге может оценить гораздо дороже $1. Сложно перечислить, сколько цифровых товаров я не приобрёл лишь по причине того, что не хотелось отвлекаться и тратить время на прохождение всех формальностей, связанных с платежом.
Теперь давайте рассмотрим модель пика-экономики, в которой типичный платёж составляет 0.1¢, взимается автоматически, а комиссия составляет 0.1% от суммы платежа. С точки зрения пользователя процесс выглядит так:
Захожу в каталог Open Source Software
У меня с баланса автоматически списывается 0.001¢ за отображение поисковой страницы
Инициирую поиск нужного мне модуля, задав его семантическое описание на метаязыке
У меня списывается 0.005¢ за обработку поискового запроса
Выбираю из результатов поисковой выдачи подходящий модуль
Скачиваю модуль
У меня списывается 0.1¢ за получение копии модуля на мой сервер
Встраиваю модуль в свой сервис
Публикую обновление своего сервиса
У меня списывается 0.01¢ за публикацию обновления в глобальной сети
Клиент открывает мой сервис
-
У клиента с баланса автоматически списывается 0.21¢ за использование моего сервиса, сумма распределяется следующим образом:
0.1¢ перечисляется мне как автору основного сервиса
0.1¢ перечисляется автору использованного мной модуля
-
0.01¢ перечисляется хостинг-провайдеру, который разместил мой сервис на своих мощностях и обеспечил выполнение всех транзакций
в некоторых случаях я сам могу быть хостинг-провайдером, если позаботился о запуске и настройке собственных серверов
Можем ли мы себе позволить платежи на уровне 0.01¢ - 0.1¢ за использование сервисов по мере необходимости вместо десятков ежемесячных подписок на необходимые нам сервисы, которые сейчас стоят $10 - $100 каждый? Я думаю, вполне можем. И тогда за условные $20 в месяц можно будет выполнить десятки тысяч запросов к совершенно разнообразным сервисам. Для сравнения: сейчас в Cursor за те же $20 я имею 500 запросов в месяц, из которых реально использую 200 - 300 штук.
С точки зрения разработчика пика-экономика выглядит так:
Имею популярный проект с 10 000 000 скачиваний в неделю
Над проектом работает 2 контрибьютера с примерно равным вкладом в проект
Когда пользователь платит 0.11¢ за скачивание копии продукта, мы получаем 0.1¢ на баланс проекта
В месяц проект генерирует $40 000, то есть по $20 000 на каждого участника команды
Разработчики не тратят время и силы на интеграцию десятков разных платёжных систем, не разрабатывают интерфейсы для ручного проведения платежа, не интегрируются с платформами для продажи рекламы или привлечения платного трафика. Вся экономика работает автоматически на уровне протокола сети.
Может ли разработчик прожить на $20 000 в месяц? В большинстве городов мира — может. И ещё деньги на авиаперелёты останутся.
Если посмотреть с точки зрения предпринимателя и оценить инвестиции в проверку новых продуктовых гипотез, то получаются следующие расклады. В рамках нано-экономики, к которой мы привыкли, на разработку и запуск продаж для продукта с ценой реализации $1 силами одного человека уходит порядка 1 месяца. В рамках новой пика-экономики создать и запустить продажи продукта с ценой реализации $0.001 можно всего за несколько часов. При этом нет необходимости обязательно создавать полнофункциональный сервис. Достаточно сделать просто полезный и качественный модуль, который затем будет интегрирован в чужие сервисы. Это даёт следующие полезные экономические эффекты:
Низкий порог входа для новых участников рынка.
Быстрая проверка гипотез для предпринимателей.
Быстрое получение доступных по цене решений для пользователей, конечно, при условии качественного оформления задач на разработку.
Сложности в понимании семантических абстракций разработчиками программного обеспечения
Подобно науке психоистории в романе «Основание», современная инженерия знаний малопонятна для большинства специалистов по информационным технологиям. Несмотря на это, она весьма эффективна для решения сложных задач, таких как обучение, управление, поиск, интеграция и оптимизация экономики. Поэтому ситуация, в которой вам не до конца понятны абстрактные рассуждения о проектировании решений на базе семантики, — это нормально. Мне понадобилось более 10 лет изучать семантические подходы на практике, в реальных проектах, чтобы начать более-менее свободно ориентироваться в этой теме. Для изучения теории по инженерии знаний я могу порекомендовать учебник Инженерия знаний. Модели и методы.
Более прикладную информацию по применению инженерии знаний в разработке ПО я планирую выкладывать в виде статей и видео здесь, на Хабре, и на канале Knyte Foundation в Telegram.
Практические навыки работы в семантическом окружении можно будет получить, разрабатывая собственные проекты с помощью расширения для IDE VS Code knyte-space-svg. На данный момент оно работает в режиме preview и не имеет всего необходимого функционала для ведения проектов. Полноценный релиз будет доступен начиная с версии 1.0.0.
Архитектура нового Open Source

Технически инфраструктура нового Open Source может представлять себой глобальную семантическую сеть. Это логически следует из выявленной ранее необходимости применять методы инженерии знаний и работать с семантическими сущностями. Функционирование семантической сети должно быть обеспечено следующими типами компонентов:
Нода — это компьютер, на котором работает серверное ПО семантической сети и обеспечиваются хранение, обработка и передача данных, необходимых для функционирования всех остальных компонентов системы.
Агент — это программная сущность, которая действует внутри семантической сети в интересах своего владельца: выполняет команды, производит финансовые расчёты, хранит принадлежащие пользователю ассеты. Данные, принадлежащие агенту, многократно продублированы и распределены для хранения на достаточно большом количестве распределённых нод, что работает как бэкап и CDN для данных аккаунта. По умолчанию данные агента зашифрованы, и доступ к ним можно получить только при наличии мастер-ключа. При желании агент может опубликовать часть своих данных; тогда они станут доступны для чтения всем остальным агентам в глобальной сети.
Пользователь — это человек, взаимодействующий с семантической сетью через набор своих агентов. Одним агентом могут управлять сразу несколько пользователей, если у них есть его мастер-ключ. Агентами могут управлять не только люди, но и другие агенты — как с помощью классических алгоритмов, так и с использованием нейросетей.
Агенты в семантической сети могут выполнять следующие роли:
Потребитель — это агент, действующий в интересах пользователя, который не публикует в сети ничего нового, а использует уже готовые материалы.
-
Создатель — это агент, который создаёт и публикует новые материалы в сети. Он может действовать в соответствии со следующими стратегиями:
Заказчик — когда агент не находит в сети необходимой ему информации, и публикует запрос на создание новых материалов, соответствующих его критерию поиска.
Исполнитель — когда агент ищет запросы от заказчиков, создаёт по ним новые материалы и публикует их.
Инноватор — когда агент создаёт и публикует новые материалы по собственной инициативе, без привязки к существующим запросам от заказчиков. Эта стратегия подходит для некоммерческих инициатив, для творческих пользователей, ориентированных на самовыражение, и для визионеров, которые работают на удовлетворение запросов рынка, которых пока ещё нет, но которые появятся в будущем.
-
Собственник — это агент, который владеет материалами, опубликованными в сети и приносящими доход. Такие материалы называются ассетами, и они приносят доход за счёт того, что скачивание данных в сети для всех потребителей платное. Технически, если агент создаёт и публикует в сети новый материал, он становится собственником соответствующего ассета. Далее ему доступны следующие стратегии поведения:
Продавец — это агент, продающий права собственности на некоторые из своих ассетов другим агентам. Цель продажи ассета — сразу получить крупную сумму денег и избавиться от необходимости управлять непрофильными активами.
Покупатель — это агент, покупающий права собственности на ассеты у других агентов. Цель покупки ассета — начать получать доход от его скачиваний потребителями, при необходимости изменять его и выпускать новые версии, а также добавить ассет в инвестиционный портфель с другими схожими ассетами и получать дополнительную выгоду за счёт синергетического эффекта. Например, я опубликовал сервис, в состав которого входит 5 модулей: 4 модуля принадлежат мне, а 1 модуль — другому пользователю. Я могу выкупить этот модуль у другого пользователя, снизить его цену и в итоге получить более дешёвый сервис для своих клиентов, что в результате повысит продажи, позволит обойти конкурентов и увеличит чистую прибыль сервиса в целом.
Провайдер — это агент, управляющий нодой, предоставляющей вычислительные ресурсы и хранилище данных в пользование другим агентам. Так как любой запрос в сети платный, провайдер получает платежи от агентов за все операции, выполняемые его нодой по запросам внешних агентов.
Для лучшего понимания назначения компонентов семантической сети, можно провести аналогии с классическим GitHub:
Агент — это аналог аккаунта на GitHub.
Нода — это аналог сервера в дата-центре Microsoft, на котором работает ПО GitHub.
Ассет (опубликованные агентом материалы) — это аналог публичного репозитория на GitHub.
Приватные данные (неопубликованные агентом материалы) — это аналог секретов разработчика, содержимого файлов .env, которые не заливаются в общедоступные репозитории.
Потребитель — это аналог пользователя на GitHub, который ищет и скачивает репозитории без регистрации и без какого-либо участия в развитии проектов.
Заказчик — это аналог пользователя на GitHub, который ставит звёздочки, делает форки, пишет issues.
Исполнитель — это аналог мейнтейнера проекта на GitHub, который работает по issues и официальному роадмэпу проекта.
Инноватор — это аналог независимого инициатора проекта на GitHub, который разрабатывает его в соответствии со своим видением.
Провайдер — это аналог компании Microsoft, предоставляющей доступ к ресурсам GitHub.
User stories нового Open Source

В этом разделе я постараюсь рассказать о том, как могла бы функционировать описанная выше архитектура на примере типичных сценариев поведения пользователей системы.
Общее для всех пользователей
У меня в помещении размещён мой собственный сервер.
На сервере установлено серверное ПО с интерфейсом командной строки; он работает для меня как локальная нода семантической сети.
Сервер имеет двустороннюю связь через интернет со всеми остальными нодами сети.
Потребитель
Я являюсь потребителем контента в семантической сети.
Моя нода хранит все необходимые мне данные и управляет их репликацией на другие ноды сети.
Каждые несколько секунд моя нода получает обновлённые данные о содержимом сети от других нод.
Для чтения данных, хранящихся на моей ноде, я подключаюсь к ней как к серверу по стандартному сетевому протоколу со своего клиентского устройства (ноутбук, планшет, телефон), на котором установлено клиентское ПО с графическим интерфейсом.
Если моя нода вышла из строя, я ставлю вместо неё новое устройство, и за несколько минут оно полностью восстанавливает состояние старой ноды путём подкачивания из сети реплицированных данных.
На клиентском устройстве я могу инициировать поиск нужной мне информации в глобальной семантической сети. Для этого я использую детализированный запрос, сформулированный на семантическом метаязыке и выполняющий роль критерия поиска. По этому критерию сеть выдаёт мне полный и точный результат.
Алгоритм, осуществляющий поиск по моему критерию, открытый и контролируемый, не показывает мне рекламу, не скрывает от меня подходящие под критерий результаты и не добавляет к результатам лишние, неподходящие по критерию записи. Сортировка результатов по релевантности также происходит по подконтрольному мне алгоритму.
При необходимости я могу сделать форк алгоритмов поиска и сортировки результатов, внести в них нужные мне изменения и использовать их вместо стандартных.
Когда я получаю результат поиска, я оплачиваю его внутренней валютой сети. Ничего бесплатного в сети нет. При этом все финансовые транзакции проводятся автоматически, и их размер в среднем исчисляется тысячными долями доллара.
Платёж за каждую операцию в сети делится на комиссию провайдера, который выполняет мои запросы на своих нодах, и комиссию собственника контента, который я нашёл и скачал для дальнейшего использования.
Таким образом, мне как потребителю доступны обширные вычислительные ресурсы, хранилища данных и исходники всех программ, опубликованных в сети. Но всё это доступно не бесплатно, а за небольшие платежи напрямую собственникам этих ресурсов и ассетов.
Создатель
Я являюсь создателем контента в семантической сети.
Я могу локально создавать разные типы контента: программный код, тексты, графику, музыку, анимацию и так далее.
Весь локально созданный контент в зашифрованном виде автоматически реплицируется на достаточно большое количество нод по всей сети.
Пользоваться этим контентом может только создавший его агент. Другим агентам сети, не имеющим мастер-ключа, этот контент недоступен для использования.
Я могу создавать свой контент на основе чужих наработок, доступных в сети как публичные материалы. Я могу делать форки от них и вносить любые изменения.
При желании я могу попробовать опубликовать созданный мной контент. Для этого нужно отправить его на автоматическую проверку на уникальность. Как и любой другой запрос к внешней сети, эта проверка является платной.
-
Получив мой запрос на публикацию контента, система проверяет, есть ли уже в сети аналог. По результатам проверки возможны три варианта:
В сети найден полный аналог моего ассета. Тогда система отказывает мне в публикации и рекомендует перейти на использование общедоступного ассета; ссылка на него предоставляется.
В сети найден ассет, частично совпадающий с отправленным мной на публикацию материалом. Тогда мой ассет оформляется как форк более ранней версии, и на публикацию уходит только дифф между моим решением и найденным в сети оригиналом.
В сети не найдено никаких аналогов моего материала; тогда ассет публикуется в исходном виде.
Однажды опубликованный контент в дальнейшем невозможно будет снять с публикации.
В случае успешной публикации полного ассета (вариант 3) за мной закрепляются права собственности на его контент целиком. В будущем все, кто будут использовать его, будут платить мне соответствующие отчисления.
В случае успешной публикации ассета в качестве форка от другого ассета (вариант 2) за моим агентом закрепляются права собственности на дифф. В будущем все, кто будут использовать его, будут платить соответствующие отчисления и мне, и автору оригинальной версии, от которой был сделан форк.
Я могу улучшать видимость своих ассетов в поисковой системе, добавляя к ним дополнительные семантические метки. Основанием для них могут быть как неявные свойства ассета, которые не видны напрямую из его содержимого, так и адаптация под типичные поисковые запросы Потребителей.
Пользователи системы также могут дополнять мои ассеты своими поисковыми метками, которые им кажутся уместными и полезными.
Добавление поисковой метки к публикации также является публикацией.
По всей сети должен работать механизм ранжирования поисковых меток, чтобы полезные метки активно влияли на результаты поисковых запросов и приносили деньги своим авторам (то есть также работали как ассеты), а бесполезные или даже вредные метки игнорировались при поиске и, вероятно, приносили штрафы своим авторам.
Собственник
Я являюсь собственником контента в семантической сети.
Я имею доступ к набору агентов, работающих в семантической сети.
Каждый агент владеет определённым набором ассетов.
Каждый агент имеет собственный счёт во внутренней валюте сети.
Когда Потребитель запрашивает из сети принадлежащий мне ассет, агент Потребителя автоматически переводит платёж моему агенту за использование моей интеллектуальной собственности.
Мой доход складывается из переводов в пользу моих агентов, которые совершают Потребители в процессе покупки прав на использование моих ассетов.
Я могу регулировать размер отчислений за право использования для каждого ассета.
Я могу создавать новые публикации, чтобы расширить набор принадлежащих мне ассетов.
Я могу покупать права собственности на публикации у других Собственников.
Я могу продавать права собственности на свои публикации другим Собственникам.
Предметом операции купли/продажи прав собственности могут быть как 100% (полная передача прав), так и 10% (продажа доли в собственности). Купив 10% собственности чужого ассета, я буду автоматически получать 10% со всех его доходов.
Если мне срочно нужны деньги, я могу продавать права собственности на свои ассеты.
Если я хочу инвестировать в будущее, я могу покупать права собственности на чужие ассеты.
Провайдер
Я являюсь провайдером услуг в семантической сети.
Я предоставляю часть дискового пространства на своих нодах для хранения данных других Пользователей. За каждый день хранения каждого бита данных я получаю платежи от Пользователей.
Я предоставляю часть вычислительных мощностей своих нод для выполнения запросов других Пользователей: поиск, верификация материалов для публикации, транзакции купли/продажи прав собственности на ассеты и так далее.
Я могу регулировать цены за свои услуги.
Благодаря мне каждое обращение к сети является платным, что существенно понижает риски злоупотребления ресурсами сети и нарушения прав собственности Пользователей сети со стороны других Пользователей или вредоносных алгоритмов.
Заказчик
Я являюсь создателем заказов в семантической сети.
Я сформировал запрос на поиск информации в сети.
Я не получил подходящего результата в ответе на свой поисковый запрос.
Я оплатил Провайдеру взнос, который позволяет поместить мой неудовлетворённый поисковый запрос в реестр заказов. По сути это мой голос за реализацию ответа на этот запрос силами других Пользователей сети.
Чем больше денег я заплатил для регистрации своего запроса, тем выше его рейтинг в реестре заказов, и тем дольше он там продержится.
Каждый день рейтинг запроса в реестре снижается на фиксированную величину. Когда рейтинг падает до нуля, он удаляется из реестра заказов. Технически деньги, обеспечивающие рейтинг, каждый день по частям переводятся в счёт провайдера, обеспечивающего платный хостинг заказа в реестре. Когда деньги заканчиваются, заказ удаляется с хостинга.
Чтобы запрос находился в реестре заказов продолжительное время, мне нужно или сразу внести крупный взнос, или периодически пополнять баланс взноса на относительно небольшую сумму.
Я как создатель запроса могу в любой момент убрать его из реестра заказов, при этом все непотраченные деньги с его баланса вернутся на мой счёт.
Остальные Пользователи системы могут найти мой заказ интересным для себя, и пополнить его баланс своими деньгами. Тогда и рейтинг, и время присутствия запроса в реестре заказов увеличится.
Стоимость присутствия запросов в реестре заказов регулируется Провайдером.
Исполнитель
Я являюсь создателем ответов на запросы из реестра заказов в семантической сети.
-
Я имею доступ к статистике всех поисковых запросов, выполнявшихся в семантической сети. По каждому запросу я вижу результат:
Сколько пользователей нашли устраивающий их ответ и скачали его.
Сколько пользователей не нашли ответ и отказались от дальнейшего поиска.
Сколько пользователей не нашли ответ и зарегистрировали свой поисковый запрос в реестре заказов.
Я могу отсортировать запросы из реестра заказов по тематике и востребованности так, чтобы получить список наиболее востребованных запросов, подходящих под мои компетенции.
Я могу создать и опубликовать решение на любой выбранный мной запрос. При этом все Пользователи, вложившиеся в рейтинг данного запроса в реестре заказов, получат уведомление о том, что в сети появился мой вариант решения.
-
Решение может быть создано одним из следующих способов:
Я знаю, что ответ на запрос уже есть в сети, но Заказчики не могут его найти из-за нехватки семантических меток. Я добавляю эти метки соответствующей запросу публикации. Пользователи начинают видеть в результатах поиска новое решение. Я получаю отчисления с каждого удачного поиска как автор полезных поисковых меток.
Я знаю, что ответ можно создать в виде форка на базе уже существующей публикации. Я делаю такой форк, дорабатываю его для полного соответствия запросу, и по необходимости добавляю поисковые метки, чтобы он легко находился. В результате пользователи начинают находить это решение в сети, а я начинаю получать отчисления и за созданный мной дифф, и за добавленные к нему метки.
Я знаю, что ничего подходящего под запрос в сети нет, и знаю как создать решение с нуля. Тогда я создаю решение целиком и получаю 100% отчислений от Пользователей, которые находят его и начинают им пользоваться.
Решение может быть оценено Заказчиками как подходящее или как неподходящее. Это повлияет на то, будут его находить в дальнейшем по аналогичным запросам или нет.
Известные вопросы к функционированию системы
Итак, мы описали в общих чертах принципы работы семантической сети в качестве общечеловеческой базы знаний. Конечно, данное описание не включает в себя всех деталей реализации. В частности, остаются открытыми следующие важные вопросы, от которых напрямую зависит успех системы:
Как будет осуществляться передача по наследству мастер-ключей для управления агентами, принадлежавшими Пользователю?
Как будет осуществляться восстановление доступа к агентам Пользователя в случае утери Пользователем мастер-ключей к ним?
Как сообщество будет возвращать под свой контроль брошенные ассеты и валюту, принадлежащие агентам, которым долгое время не уделяют внимания их владельцы, и которые по факту стали неуправляемыми?
Как предотвратить злоупотребление поисковыми метками, когда Пользователи или автономные боты могут назначать через своих агентов нерелевантные поисковые метки публикациям, ухудшая тем самым качество поисковой выдачи для них?
Как разумно регулировать цены на услуги провайдеров и отчисления собственникам ассетов?
Я уверен, что все эти вопросы решаемы, но для начала нужно создать и запустить макет сети для работы в более простых условиях, и для изучения работы более общих архитектурных принципов. Далее внутри этой модели можно будет моделировать ситуации, связанные с перечисленными выше вопросами, и искать наилучшие решения в контексте семантической сети и с применением возможностей инженерии знаний.
Реализация первого приближения к новому Open Source

Несколько месяцев назад я организовал Knyte Foundation, который вдохновлён идеями «Основания», и в рамках него работаю над Open Source проектом knyte.space для реализации принципов инженерии знаний в разработке программного обеспечения. Публичный бесплатный релиз в рамках данного проекта — это knyte-space-svg, расширение для VS Code на базе SVG-рендера низкой производительности. Оно позволяет работать с небольшими кодовыми базами: компактные утилиты, пет-проекты, учебные материалы по full-stack разработке, фундаментальные исследования по прикладной семантике. Перспективный проект для коммерческого применения в больших кодовых базах — это knyte-space-webgl, также расширение для VS Code, но уже на базе WebGL-рендера, который позволит работать с проектами масштаба linux, postgresql, nodejs. Основная идея расширений для IDE — отработать методику плавного перевода проектов из классической файловой структуры в семантическую графовую структуру.
Для разработки проектов в полностью семантическом окружении планируется создать Knyte Space IDE и Knyte Space Browser, в которых не будет файлового легаси, и, следовательно, интеграция между компонентами системы будет реализовываться гораздо проще.
Последним важным этапом является создание семантической сети, работающей по принципам пика-экономики, на базе собственной операционной системы для нод сети. Тогда разработку можно будет вести без отрыва от маркетинга и монетизации, и все описанные выше роли агентов сети заработают в полную силу.
Планы на второе приближение

Пока что, не имея опыта работы в первом приближении глобальной семантической сети, сложно представить, чего ожидать от второго приближения в техническом плане. Но с точки зрения пользователей это может выглядеть так:
После успешного внедрения нового Open Source в работу отдельных компаний он начнёт распространяться на остальные организации, повышая уровень интеграции и эффективности взаимодействия между ними.
После успешной адаптации нового Open Source для Software проектов он начнёт использоваться в других сферах жизни: Hardware, создание контента, книги, кино, телевидение, музыка, научные исследования, медицина, сельское хозяйство, промышленное производство, добывающая отрасль и так далее.
Общество совершит переоценку ценностей и вместо генерации избыточной информации, которая в основном отвлекает и перегружает внимание, перейдёт к созданию и накоплению знаний, которые помогают решать реальные проблемы с максимальной эффективностью. Люди перестанут прятать знания друг от друга с целью получения конкурентных преимуществ и перейдут к модели открытых и общедоступных знаний как основы стабильного развития человечества. Таким образом, генерация и циркуляция знаний в обществе приблизится к высоким стандартам, заданным «Основанием» Айзека Азимова.
Заключение

Несмотря на то, что за последние пару лет сформировалась мода на сверхмощный ИИ, гигантские датацентры, суперкомпьютеры и мегакорпорации, я думаю что будущее зависит от самосознания простых людей. Как в своё время мы массово научились читать и писать, чем вывели культуру обмена информацией на новый уровень, так в ближайшем будущем сможем научиться методам инженерии знаний, начнём запускать свои ноды, программировать своих агентов, писать на метаязыке и ориентироваться в семантической сети. В итоге это определит культуру и экономику знаний на ближайшие столетия. Мы создадим эффективные инструменты, основанные на симбиозе людей и машин, и начнём совершенно по-новому взаимодействовать с интеллектуальной собственностью, которая отныне сможет создаваться, принадлежать и управляться не только людьми, но и машинами.
Если вы хотите заглянуть в пост-информационную эру человечества, узнать о развитии семантического Open Source'а и принять активное участие в этом движении, присоединяйтесь к Knyte Foundation, вносите свой вклад в «Основание»!
Комментарии (43)
DenSigma
30.06.2025 06:34Сколько псевдофилософских разговоров. В конце пришли к пошлому коллекционированию денежных знаков.
Хотите зарабатывать - создавайте компанию, пишите и продавайте. Не портите open source.
esmark99
30.06.2025 06:34Предлагаю автору развивать название согласно его философской концепции, типа Knite Source. Тогда будет меньше оппонентов, приверженцев традиционного opensource.
ddinochrome Автор
30.06.2025 06:34По определению моё ПО яляется опенсорсом, потому что предполагает открытые исходники на всё, что работает в сети. Другой вопрос какая лицензия используется для поддержания проекта. Linux использует GPL, и вынуждает авторов производных работ открывать исходники, при этом не даёт эффективных инструментов получения прибыли со своей работы. FreeBSD использует BSD лицензию, и позволяет делать проприетарные форк, что существенно облегчает получение прибыли, по сравнению с GPL. А у меня своя лицензия будет - исходники открытые, но нужно платить.
По сути, это 3 разные идеологии развития опенсорса, и они поддерживаются тремя разными фондами: Linux Foundation, FreeBSD Foundation, Knyte Foundation.
PereslavlFoto
30.06.2025 06:34исходники открытые, но нужно платить.
Это вы повторяете требование GPL.
SensDj
30.06.2025 06:34В будущем рано или поздно всё будет бесплатным (вкалывать будут роботы, а не человек).
Сейчас мы можем делать одно из трёх - помогать приближать это будущее, мешать приближению этого будущего, не мешать ...
Open Source - по сути работает по принципу "от каждого по способностям, каждому по потребностям" (каждый вкладывает что может и каждый берёт что ему надо).
PereslavlFoto
30.06.2025 06:34По сути, вы предлагаете делать микроплатежи.
Такое предложение остаётся важным и актуальным уже 15 лет, насколько я помню.
Коммерческие банки, однако, этого ещё не могут.
ddinochrome Автор
30.06.2025 06:34Технических проблем для совершения микроплатежей на данный момент нет. Вот, пожалуйста, можете для примера рассмотреть эту опен сорс библиотеку https://tigerbeetle.com/
А почему коммерческие банки у себя это не вводят, я не знаю, я - не банкир. Но скорее всего причина организационная. И решаться она должна созданием организации другого типа, с другими целями.PereslavlFoto
30.06.2025 06:34Да причина простая. Не окупаются микроплатежи, убыточные они.
ddinochrome Автор
30.06.2025 06:34Готов заплатить ещё 10 рублей за предоставление фактического материала, подтверждающего ваше заявление. Пока что это выглядит просто как лозунг и не может рассматриваться как предмет дискуссии.
pda0
30.06.2025 06:34По мнению Айзека Азимова, подобная глобальная база знаний является необходимым условием для фактического бессмертия человеческой цивилизации.
Вообще-то нет. У Азимова Селдон считал, что для этого нужно создание колонии в строго определённом месте, где условия сделают её ядром новой цивилизации. По поводу энциклопедии, он в первой же голографической записи сказал, что это был байт для старой империи и ему всё равно выйдут ли хоть один том.
ddinochrome Автор
30.06.2025 06:34Я не вижу проблемы в том, что мнение Азимова могло отличаться от мнения Селдона.
pda0
30.06.2025 06:34Вы так пишете, будто знаете мнение Азимова и оно расходится с мнением его центрального персонажа, который буквально олицетворяет всю суть задумки серии романов. :)
ddinochrome Автор
30.06.2025 06:34Если вам не достаточно моего мнения, то вот наш разговор с Claude 4 Sonnet на эту тему:
Промпт
Что хотел сказать Айзек Азимов серией романов "Основание"? Отметить важность науки и знаний для устойчивого развития цивилизации или описать политические интриги Гэри Селдона ради захвата власти над Галактикой?
Ответ
Айзек Азимов определенно хотел подчеркнуть важность науки и знаний для устойчивого развития цивилизации, а не описать политические интриги ради захвата власти.
Основные идеи Азимова в серии:
1. Наука как спасение цивилизации
Психоистория представлена как научный метод предотвращения хаоса
Основание сохраняет научные знания в период упадка
Технологии и образование показаны как основа прогресса
2. Рациональность против суеверий
Азимов противопоставляет научный подход религиозному фанатизму
Основание побеждает благодаря знаниям, а не силе
Образование и просвещение - ключ к развитию
3. Гари Селдон - не политик, а ученый-альтруист
Селдон жертвует собой ради будущих поколений
Его план направлен на сохранение человечества, а не на личную власть
Он умирает в изгнании, не получив никакой выгоды от своего плана
4. Критика авторитаризма
Галактическая Империя рушится из-за застоя и бюрократии
Азимов показывает, что централизованная власть ведет к упадку
Основание развивается благодаря децентрализации и научному подходу
Исторический контекст
Азимов писал серию в 1940-50е годы, под влиянием:
Второй мировой войны и важности науки в победе над фашизмом
Работы историка Эдварда Гиббона о падении Римской империи
Веры в прогресс через научное знание
Вывод: Серия - это гимн науке, образованию и рациональному мышлению как основе устойчивого развития цивилизации, а не история о политических интригах.
Итого
Ни вы, ни я, ни ИИ не знаем в точности мнение Азимова по поводу его собственного романа. Как правило, великие писатели создают свои произведения не как однозначный императив с одной фиксированной идеей, а как повод задуматься для своих читателей и найти что-то своё. Я нашёл в "Основании" одно, вы нашли другое. Для этого оно и было написано. Если вы считаете своё видение ценным и уникальным, пожалуйста, напишите об этом свою статью. А писать комментарии, чтобы пытаться меня переубедить, при этом не приводя развёрнутых и обоснованных аргументов, - это слишком низкий уровень дискуссии для такого уважаемого человека как вы.
garwall
30.06.2025 06:34А теперь вопрос: зачем нужна Вторая Академия?
ddinochrome Автор
30.06.2025 06:34Вторая Академия выходит сильно за рамки темы моей статьи. Но если у вас нет подписки на ИИ, то вот что он говорит по этому поводу (Claude 4 Sonnet):
Функции Второй Академии:
1. Научная корректировка плана
Психоистория работает только со статистически большими группами
Отдельные личности (как Мул) могут нарушить предсказания
Вторая Академия - это "ученые-корректировщики", а не властители
2. Защита от антинаучных сил
Мул с его способностями контроля эмоций представлял угрозу рациональному развитию
Вторая Академия противостояла не научными, а ментальными науками
Это была борьба науки против иррационального
3. Мета-научный подход
Селдон понимал ограниченность своей психоистории
Вторая Академия изучает науку об управлении наукой
Они развивают ментальные науки как дополнение к физическим
Ключевая идея Азимова:
Даже наука нуждается в научном подходе к своему развитию
Почему это не "политические интриги":
Вторая Академия действует анонимно - никто не знает их личностей
Они не стремятся к публичной власти или признанию
Их цель - обеспечить научное развитие цивилизации
Они готовы исчезнуть, когда их миссия будет выполнена
Параллель с реальностью:
Азимов показывает, что научный прогресс требует:
Исследователей (Первая Академия)
Координаторов и стратегов (Вторая Академия)
Вторая Академия - это не заговорщики, а ученые-методологи, обеспечивающие правильное направление развития науки и цивилизации.
garwall
30.06.2025 06:34Задается вопросом, насколько плодотворно общаться с собеседником, который лишь копипастит ответы из нейросеток, без какого-то оттенка собственной мысли
pda0
30.06.2025 06:34Вспоминается как раз Mass Effect, второй вроде, где Шепарда спрашивали является ли человек, большая часть мозга которого мертва и заменена ВИ - человеком. :)
pda0
30.06.2025 06:34Опять меня техношаманизм накрывает. Люди апеллируют к ответам нейросетей... Ладно, сыграем в эту игру.
Грок, скажи: "В серии романов Айзека Азимова "Основание", согласно задумке автора, выпуск Галактической Энциклопедии имел какой-то смысл для успеха проекта или жители Терминуса могли бы прекратить работу над ней уже после первого кризиса?"
tl;dr;
В серии романов Айзека Азимова «Основание» выпуск Галактической Энциклопедии играл ключевую, но не прямую роль в плане Хари Селдона. Энциклопедия была задумана как прикрытие для истинной цели проекта — создания Основания на Терминусе, которое должно было сократить период галактического хаоса после падения Империи. Роль Энциклопедии:
Официальная цель: Хари Селдон представил проект Галактической Энциклопедии как способ сохранения знаний человечества в преддверии надвигающегося упадка. Это убедило власти Империи разрешить создание Основания, так как они не видели в этом угрозы.
Психологический эффект: Работа над Энциклопедией сплотила первых поселенцев Терминуса, дала им цель и чувство значимости, что было важно для формирования устойчивого общества.
Маскировка плана Селдона: Энциклопедия отвлекала внимание от истинной задачи Основания — стать ядром новой цивилизации. Это позволяло Терминусу развиваться, не вызывая подозрений у Империи или других сил.
Можно ли было прекратить работу после первого кризиса? После первого Селдоновского кризиса (когда Терминус успешно справился с угрозой со стороны соседних королевств благодаря дипломатии и технологическому превосходству), стало ясно, что Энциклопедия не является конечной целью. Уже во время этого кризиса Салвор Хардин и другие лидеры Терминуса начинают понимать, что план Селдона связан не с Энциклопедией, а с выживанием и развитием Основания как политической и экономической силы.Прекращение работы над Энциклопедией после первого кризиса теоретически было возможно, так как:
К этому моменту Терминус доказал свою жизнеспособность и начал развивать технологии и торговые связи.
Энциклопедия уже выполнила свою роль как прикрытие и объединяющий фактор.
План Селдона, как становится ясно из «Хранилища» (Hari Seldon’s Vault), был сосредоточен на создании Второй Империи, а не на сохранении знаний в виде энциклопедии.
Однако продолжение работы над Энциклопедией имело смысл по нескольким причинам:
Поддержание легенды: Отказ от Энциклопедии мог привлечь внимание внешних сил, которые всё ещё считали её основной задачей Основания.
Сохранение знаний: Даже если Энциклопедия не была главным приоритетом, накопленные знания могли быть полезны для будущих поколений и укрепления позиций Терминуса.
Социальная стабильность: Проект давал интеллектуальной элите Терминуса занятие, предотвращая внутренние конфликты.
Вывод: Согласно задумке Азимова, Энциклопедия была скорее инструментом, чем самоцелью. Жители Терминуса могли бы прекратить работу над ней после первого кризиса без ущерба для плана Селдона, так как её основная функция (маскировка и сплочение) уже была выполнена. Однако продолжение проекта помогало поддерживать видимость и внутреннюю стабильность, что соответствовало долгосрочным целям Основания.
Короче говоря, это был лишь побочный проект, который продолжили делать потому что удобно и традиция. А знания, они в головах и учебниках. Энциклопедии - просто краткие справочники.
esmark99
30.06.2025 06:34Уже сейчас можно утверждать, что метаязык не будет просто ещё одним текстовым языком, он будет интерактивным визуальным языком на основе семантического графа, что выведет его на принципиально новый уровень выразительности и эффективности.
Предположим, у меня есть 3 описанных объекта:
Зелёное кислое яблоко,
Красное сладкое яблоко,
Зелёная сладкая груша.
Как эти объекты могут быть описаны и связаны между собой семантическими связями через мета-язык. И как мне передать машине последний образ, чтобы потом оперировать им для создания визуального графического или 3d-объекта?
ddinochrome Автор
30.06.2025 06:34Про образ мне сложно сказать, а вот описать объекты семантически можно двумя способами - каждый хорош для своей сферы применения:
текст из семантических блоков семантический граф с типизированными связями
garwall
Перечитайте условия GNU GPL
ddinochrome Автор
Спасибо за проявленный интерес к тематике. К сожалению, мне сложно понять вашу мысль из 4 слов. Лично я не использую в коммерческой разработке проекты с лицензией GNU GPL, есть другие, более популярные и менее ограничительные лицензии.
Rank | License | Pageviews (2024)
1 | MIT License | 1.7M
2 | Apache 2.0 | 244.6K
3 | BSD 3-Clause | 247.9K
4 | BSD 2-Clause | 115.8K
Вот для сравнения статистика по GPL:
5 | GPL 2.0 | 83.8K
6 | GPL 3.0 | 72.4K
Почему в текущей ситуации я не хочу открывать исходники своих коммерческих проектов? Потому что это ведёт к возникновению клонов моего проекта и резкому снижению прибыли. В статье я предлагаю вариант организации опен сорса, в котором разработчикам выгодно открывать свои исходники, в том числе с финансовой точки зрения. И при этом для защиты своих прав им не нужно будет нанимать адвокатов и втягиваться в судебные тяжбы. А как в этом может помочь перечитывание лицензии GNU GPL?
PereslavlFoto
А почему же вы не лицензируете эту статью как свободный контент? Что мешает вам выпустить её по лицензии CC-BY-SA ? Наверное, причина в том, что вы получаете прибыль от продажи прав на её копирование и распространение, да?
ddinochrome Автор
Как вы, наверное, уже поняли из моей статьи, я не верю в open source без коммерческой составляющей. Также я не верю в лицензии, для применения которых нужно привлекать юристов.
Свободный (в плане бесплатный) контент и контент с открытыми исходниками - это разные вещи. Я за открытые исходники, а не за бесплатность. По моему убеждению общественно полезный труд должен быть вознаграждён, в том числе и материально.
garwall
как-то опенсорс сорок лет справлялся без коммерческой составляющей
ddinochrome Автор
Промпт
Правда ли что опенсорс сорок лет справлялся без коммерческой составляющей?
Ответ
Коммерческие аспекты с самого начала
Важно понимать, что коммерческие элементы присутствовали уже в ранний период:
1989 год - Cygnus Solutions (поддержка GNU ПО)
1993 год - Red Hat начал продавать дистрибутивы Linux
1995-2000е - появление множества коммерческих open source компаний
Современная реальность
Сегодня open source движение глубоко интегрировано с бизнесом:
Крупные корпорации (Google, Microsoft, IBM) активно инвестируют в open source
Существуют различные бизнес-модели: техподдержка, SaaS, dual licensing
Многие проекты финансируются коммерческими компаниями
Вывод: Утверждение о 40 годах "без коммерции" не совсем точно. Скорее, open source эволюционировал от чисто академической культуры обмена к сложной экосистеме, где некоммерческие и коммерческие интересы тесно переплетены. Философия открытости сохранилась, но способы монетизации стали разнообразнее и изощрённее.
Ещё добавлю от себя - Linux Foundation продаёт недешёвые такие членства в своём клубе любителей опенсорса: https://en.wikipedia.org/wiki/Linux_Foundation#Funding Как думаете, это коммерческая составляющая? И как думаете, как много других опенсорс компаний промышляют подобными вещами?
Я не хочу вводить платежи там, где их никогда не было. Я хочу чтобы они стали исчисляться не тысячами долларов, а несколькими центами, и стали доступны всем. Потому что кто платит, то и заказывает музыку. А если вы не платите за сервис, то вы и есть товар.
IUIUIUIUIUIUIUI
Нет, не справлялся. Успешный нетривиальный опенсорс сложнее
/bin/cat
и/usr/bin/yes
— clang, gcc, v8, webkit, blender, kde, qt, sqlite, etc — живёт только потому, что его спонсируют или в него коммитят вполне себе коммерческие корпорации. Когда корпов нет, то получаются смешные подряд идущие новости вродеУязвимости в библиотеке libxml2, потенциально приводящие к выполнению кода
Сопровождающий libxml2 отказался от особого отношения к устранению уязвимостей
Без коммерческой составляющей получается писать в основном сотни новых аудиоплееров (и забивать на проект, как только автору наскучивает).
Скрытый текст
Я, если что, большой сторонник опенсорса и почти весь свой креатив лицензирую под пермиссивными лицензиями. Просто я понимаю, что мои желания не обязаны автоматически приводить к тому, что мир начнёт им соответствовать.
PereslavlFoto
Без коммерческой составляющей написаны веб-движки, например.
SteveVess
Доминирование на рынке, это еще какая коммерческая составляющая
IUIUIUIUIUIUIUI
Какие? Большая часть современного webkit — это эппл. Blink — это гугл и компания (хз, сколько там ms/opera/etc контрибьютят обратно). FF'овский движок пишется по большей части на деньги гугла (сколько там, 80% дохода Mozilla Inc. в среднем за счёт контрактов с гуглом?).
Да, есть движки, написанные на энтузиазме. У Dillo или w3m, например. Результат налицо. Напишите свой ответ мне из-под хотя бы dillo — поговорим.
Я тут посмотрел, чем сам пользуюсь — из нетривиального опенсорса полностью некоммерческий только латех. Как-то так вышло, что это заодно самая неюзабельная система из всех, с которыми приходится сталкиваться. И, скажем, нормальная поддержка юникода есть только в lualatex (который, внезапно, спонсируется), и даже там задача вроде «нарисовать диаграмку и сделать её обтекание текстом а-ля
float:right
в CSS» становится приключением на несколько дней с десятком по-тихому неработающих или очень ломких макросов и костылями сminipage
, где размеры колонок нужно подгонять руками. Подогнали\begin{minipage}[t]{0.72\textwidth}
и\begin{minipage}[t]{0.21\textwidth}
, а потом у вас поля поменялись, или шрифты поменялись, или ещё что-то поменялось, и потом всё, ходите всё это меняйте по всему документу. Тьфу.Извините, я просто как раз сейчас примерно полчаса с примерно чем-то таким и парился.
PereslavlFoto
Простите! Имею в виду не движки браузеров, а движки, на которых работают сайты, сиречь CMS. Прошу прощения за непонятную реплику.
Вы ругаете латех за то, что он не форматирует по-браузерному. Это правда! Латех форматирует так, как должна быть сделана книга. Это совсем другая эстетика. Например, у диаграммы не должно быть обтекания текстом, потому что узкую колонку на странице неприятно читать, а узкую диаграмму трудно воспринимать. Диаграмма должна быть шириной в полосу.
Причина различий в том, что у книги узкая полоса набора, а у браузера широкая. Конечно, тут будут совсем разные подходы.
Я не могу обсуждать с вами юникод, потому что не уверен в его полезности для книжной вёрстки. Впрочем, это уже личные вкусы начинаются. Вы называете это париться, а я называю это сотворять книгу. Например, поля и шрифты должны быть определены за несколько недель до начала вёрстки...
IUIUIUIUIUIUIUI
А, это была моя альтернативная гипотеза. Но давайте откроем статистику по доле сайтов. Топовая — на wordpress, чья разработка вполне себе коммерциализирована (и если вы читаете тот же opennet, то можете наблюдать за драмами в той экосистеме за последний год, ровно вокруг зарабатывания бабла), и где есть рынок работы разработки тем и плагинов.
Это что угодно, но не «без коммерческой составляющей».
Я ругаю латех за то, что он совмещает в себе худшие черты декларативного и абсолютного форматирования.
Кому должна?
Я в латехе оформляю для самого себя решения задачек (которые я раньше писал ручкой на бумажке), чтобы к ним позже возвращаться. Как раз сейчас прохожу по одной понятной книге, так что могу позволить потратить часть ресурсов мозга на то, чтобы с этим поиграться и посмотреть, получится ли эффективно пользоваться латехом для чего-то более сложного. И если я в своих ручкобумажных решениях рисую диаграмму рядом с текстом, то я хочу иметь возможность сделать так же в тексте. Мне диаграмма не должна быть в полосу.
Ну либо скажите, что латех — только для оформления книг. А для оформления черновиков статей, подобных вот решений, и тому подобного — латех не годится.
Да, через такую-то матерь и хардкод абсолютных значений ширины (для каждой диаграммы и текста слева от неё — свой) получается сделать что-то такое:
но если я вдруг чутка изменю шрифт, или отступы у списка (эта стрелка — это
\item[fbox{$⇒$}]
), то это всё поедет нафиг.При этом адекватных средств отладки, кстати, чтобы посмотреть, какие bounding box'ы у каких объектов хотя бы, у латеха тоже нет.
Что легче читать и править (вы же читаете и правите, что пишете?),
или
?
Страдания очищают, понимаю.
Вы когда-нибудь писали статьи для научных журналов?
Вы сначала пишете статью на тему, потом смотрите, что получается, потом, возможно, делите её на несколько, или усекаете, или ещё что-то такое, и только потом выбираете журнал (или конференцию) согласно тому, что в итоге получилось, сколько теории в вашей статье и сколько практики, и так далее, идёте на сайт этого журнала, качаете оттуда .cls (если повезёт), и тратите несколько часов (или дней) на то, чтобы это спряглось с вашим документом.
PereslavlFoto
Я не только писал статьи для научных журналов. Я участвовал в подготовке сборников таких статей.
Ну да, всё так и есть! Автор пишет статью, посылает её редактору, потом редактор посылает верстальщику, тот клепает вёрстку, присылает редактору, тот видит недостатки и пишет автору, где надо переделать. Потом редактор берёт эти исправления и переиначивает на свой вкус. Потом, если автор смогл убедить редактора в своей правоте, редактор уступает. Это всё долгая и тяжёлая работа.
Вам просто повезло, если вы можете за несколько дней увязать такие вещи. Наверное, вы очень толковый автор, который пишет чистый и понятный текст. Впрочем, у меня не математики, поэтому я не знаю, какая там кухня у математиков.
Мне вот автор присылает иллюстрации, которые надо пустить в полосу. А потом выясняется, что неверно указан автор, неверно указан источник, использовать такую иллюстрацию противозаконно, а виноват я.
IUIUIUIUIUIUIUI
Мне повезло писать тексты в основном без иллюстраций, диаграмм и прочего (а где они были, было достаточно обычного figure по центру). Но даже тогда всё равно что-то куда-то разъезжалось.
Минус в том, что латех достаточно неплох и достаточно давний для того, чтобы занять нишу, и ничего лучше уже не появилось.
PereslavlFoto
Все мои статьи на Хабре — опенсорс. Пожалуйста, не изменяйте вашему убеждению, вознаградите меня за общественно-полезный труд, в том числе и материально. Ежедневно молюсь за ваше здоровье. Спасибо.
(Нейросеть Claude 4 Sonnet выразила поддержку моему предложению.)
ddinochrome Автор
Зашёл к вам в профиль, прочитал заголовки статей, ничего не заинтересовало. Могу заплатить 10 рублей за чтение заголовков и содержимого профиля. Куда переводить?
DenSigma
Простите, а почему 10 рублей? Речь об оплате полезного труда, а не того, что вы получили. Автор потратил своих сил намного больше, чем на 10 рублей.
DenSigma
Общественно-полезный труд вознаграждается тем, что вы живете в мире, который становится лучше после того, как вы потрудитесь.
Давайте я сделаю определение труда (может, не совсем общепринятое). Труд - это работа человека над окружающим миром, преследующий целью сделать его для проживания в нем лучше, безопаснее, комфортнее.
Труд приносит удовлетворение и счастье. Проблема выгорания в том и состоит, что человек не видит результатов своего труда - не видит, что его усилия делают окружающий мир лучше для него самого.
Возьмем феномен садов. Загородные сады, когда горожане тащатся на электричках с саженцами помидоров и "горбатятся" там - знаете о таких? Они в советское время бурно развились. Думаете, почему люди туда так массово ездили? Не бухать! Трудиться. Это единственное, что тогда в советское время, что сейчас, возможность трудиться, то есть, улучшать окружающий мир. Так, чтобы это было видно явно.
В опенсорсе материальное вознаграждение нахрен никому не нужно. Им занимаются коммитеры, которые зарабатывают и по 300 тыр, и по 500. Им нужно вознаграждение более высокого уровня - именно возможность трудиться - делать мир лучше. И видеть это.
esmark99
Проблемы нарушения авторских прав лицензий Open Source на сегодняшний день не разрешены ни на этапе коммита в github, ни на уровне выкладывания библиотек в npm\composer. А что если мне написал код ИИ, который взял типовое решение, которое уже кто-то когда-то под GNU\GPL выложил и утоил об этом? Да и сами Linux-разработчики постоянно сталкивается с проблемами "чистоты кода", регулярно переписывая пакеты. )) Разработчики даже придумывали блокчейн-репозиторий, чтобы хранить и отслеживать источник кода, но вся фиансовая нагрузка при этом ложилась как раз на разработчика - это было странным подходом: разработай бесплатно и еще заплати.
В вашей концепции насколько удастся отследить, где и какой кусок кода был взят из открытых источников, какой модифицирован, а какой код был написал самостоятельно с нуля? И если я хочу бесплатно за $0 выложить могу ли это сделать, или провайдеры все равно должны брать комиссию и любителям чистой халявы там нечего делать?
ddinochrome Автор
В моей концепции код перестаёт быть текстом, а является связным семантическим графом, у каждого элемента которого есть собственник. Поэтому если вы там решите создать программу, то это будет не просто какой-то не понятно откуда взявшийся файл. Это будет граф, в котором переплетаются ваши и чужие элементы. Создавать дубликаты уже существующих элементов и конструкций нельзя - нужно пользоваться уже готовыми. То есть вы к графу сможете добавить только что-то новое. А всё старое возьмете от оригинальных авторов. Соответственно отслеживание вклада каждого соавтора в проект не является какой-то отдельной задачей - это происходит автоматически, by design. И в соответствии с этим вкладом прибыль от скачивания проекта другими пользователями автоматически распределяется между соавторами.
В можете выложить свой проект за несколько центов. Если позволить делать это абсолютно бесплатно, то будет слишком сложно защищать сеть от спама, эксплойтов, и обеспечивать гарантированный доход провайдерам сервиса и авторам контента.
PereslavlFoto
Что произойдёт через несколько лет, когда закон признает конкретный элемент графа общественным достоянием, то есть отменит наследников?
Именно так бывает через 70 лет после смерти автора.