Привет, Хабр! Многие считают, что чрезмерные усложнения скорее портят электрогитару, чем улучшают и обогащают её. Определённая доля истины в этом есть, но иногда встраиваемая активная электроника бывает просто незаменимой.

Сегодня мы изучим и послушаем модуль эквалайзера EXP, производимый компанией Artec, которая стала знаменитой благодаря хорошим звукоснимателям с весьма приятными ценниками.

Активные датчики

К числу наиболее распространённых вариантов активной гитарной электроники относятся, конечно же, звукосниматели со встроенными предусилителями, которыми многие гитаристы успешно пользуются уже несколько десятилетий. Вот, например, вполне рабочий китайский вариант с Aliexpress по привлекательной цене.

Активные датчики делают электрогитару как преобразователь производимого музыкантом звукоизвлечения в доносящийся из громкоговорителей звук инструментом более предсказуемым и менее зависимым от внешних факторов.

В числе последних можно отметить не только электромагнитные помехи, но и ёмкость соединительных кабелей, а также цепей обхода педалей эффектов.

Предсказуемость особенно важна в контексте живых выступлений на сцене. Зато в студии многие музыканты и продюсеры предпочитают пассивные датчики, особенно если мыслят категориями «тона», а не «саунда».

Саунд против тона

В винтажное понятие гитарного «тона» входит характер отклика на динамику звукоизвлечения и нюансы искажений, а также шумов, привносимых различными элементами устройства электрогитары и усилительного тракта.

Модерновый «саунд» представляет собой диаметрально противоположную концепцию, согласно которой, звучание электрогитары должно быть впечатляюще мощным, ровным и содержать в себе как можно меньше посторонних шумов.

«Тон» электрогитары помогает ярче выражать эмоции в ходе импровизации, тогда как «саунд» позволяет продемонстрировать виртуозность техники исполнения и величие композиторского замысла. А ещё, с «саундом» проще работать продюсерам.

Перфекционизм во всём, математически выверенная техничность, высококачественная цифровая эмуляция усилителей и акустических систем, кристально чистый звук, — всё это характерные черты мира модернового «саунда».

Здесь часто можно увидеть прецизионно отстроенные электрогитары без царапинки и пылинки, зато со специальными глушителями на грифе, чтобы ни один лишний призвук не попал в громкоговорители и на запись.

Такая парадигма стала возможной благодаря широкому распространению высокоточных станков с числовым программным управлением и продвинутых цифровых технологий обработки аудиосигнала.

С одной стороны, модерновые виртуозы играют и звучат очень впечатляюще. С другой, многие отмечают, что они становятся всё более похожими на роботов, а их чрезмерно усложнённые композиции воспринимаются не как ритмичная интуитивная музыка, а как детализированные картины, нарисованные посредством звуков.

В мире винтажного «тона» всё наоборот. Многих не смущает даже фон переменного тока, без которого не обходятся классические однокатушечные звукосниматели — синглы. А ещё, ценятся инструменты с явными признаками естественного или искусственного износа, называемые реликами.

Прекрасным примером электрогитары, искусственно состаренной на фабрике, является Cort McSwain 2 Gasoline, выпускавшаяся в 2011 году.

На практике релики имеют два преимущества перед обычными электрогитарами. Во-первых, следы от многих гастролей на инструменте помогают музыканту выглядеть более опытным, зрелым и познавшим многие тайны не только искусства, но и жизни в целом.

Во-вторых, добавочные царапины не снижают цену такого инструмента, что делает его хорошим вложением денежных средств.

А что касается преимуществ активных звукоснимателей, то они не ограничиваются низким выходным сопротивлением. Встроенный предусилитель даёт возможность пользоваться катушками с меньшей индуктивностью, что означает не только экономию медного провода, но и снижение межвитковой ёмкости обмоток.

Это минимизирует потери высокочастотной составляющей спектра аудиосигнала и повышает разборчивость звучания, что просто необходимо модерновым виртуозам.

Не только датчики

Кроме звукоснимателей со встроенным предусилением, существуют активные темброблоки, особенно широко распространённые в мире бас-гитар. Именно поэтому на последних можно так часто наблюдать неожиданно большое количество ручек плавной регулировки параметров звучания.

Когда речь заходит о темброблоке шестиструнной или семиструнной электрогитары, лично я чаще всего отдаю предпочтение пассивным фильтрам, не нуждающимся в источнике питания, который может подвести в самый неподходящий момент.

Использование пассивных RC-фильтров характерно для схемотехники электрогитар, производившихся в СССР и странах социалистического лагеря. Вот, например, схема знаменитого Урала 650-й модели.

Здесь каждый из трёх однокатушечных звукоснимателей снабжён отдельным выключателем и отдельным регулятором громкости, а также имеет модификатор звучания. Нековый звукосниматель включается через RC-фильтр верхних либо нижних частот, а для среднего и бриджевого предоставляется выбор из двух последовательных конденсаторов.

Так можно получить не только завал басов или высоких частот, но и различные фазовые сдвиги между сигналами датчиков, результатом чего станет перкуссивность или назальность тембра звучания инструмента.

Темброблок не менее легендарной Тоники ЭГС-650 (где число также обозначает мензуру, то есть рабочую длину струны в миллиметрах) устроен гораздо проще, но всё же снабжён последовательным конденсатором ёмкостью 1 нанофарад для режима «банджо».

50-нанофарадный конденсатор параллельно нековому звукоснимателю используется в режиме «джаз». Это аналогично выкрученной на минимум ручке регулятора тембра в привычных нам электрогитарах.

Впервые такое решение было применено Лео Фендером в его Броадкастере — предке Телекастера. Первое положение трёхпозиционного переключателя активирует бриджевый звукосниматель с возможностью подмешивать сигнал некового через последовательно соединённые переменный резистор регулятора тембра и постоянный 15-килоомный резистор.

В остальных двух позициях работает только нековый датчик. В среднем положении переключателя он подсоединён напрямую ко входу регулятора громкости, а в третьем — через 15-килоомный резистор с конденсатором на землю.

Образуется фильтр нижних частот с частотой среза 212 герц. Для сравнения, частота первой гармоники открытой первой струны в стандартном строе составляет 329,63 Гц, а открытой шестой — 82,41 Гц. Получается весьма глухое звучание.

Восточногерманская Musima de Luxe 25K — одна из первых электрогитар Юрия Каспаряна из группы Кино — также оснащена имитацией характерного тембра банджо подобно советской Тонике.

А вместо режима «джаз» с параллельным конденсатором лютиеры из ГДР предусмотрели весьма полезное положение селектора тембров с конденсатором на 560 пикофарад и 56-килоомным резистором. Этот «жирный» режим, подчёркивающий средние частоты, прекрасно компенсирует «сухость» звучания, свойственную инструментам данной модели.

Вместо ненужного положения «выключено» можно добавить плавную регулировку фазового сдвига между сигналами звукоснимателей. Понадобится всего один дополнительный конденсатор.

Идея данной модификации темброблока Музимы позаимствована мной у чехословацкой Jolana Disco.

Здесь при повороте регулятора тембра против часовой стрелки он работает как самая обычная «утечка» верхних частот. Зато поворот по часовой стрелке подмешивает к сигналу хамбакера звучание сингла.

Это поистине гениально просто, чего нельзя сказать о Форманте 241-БЛ, где предусмотрен не только встроенный двухтранзисторный фузз, но и продвинутый регулятор тембра.

Последний не просто обрезает верхние частоты, как в подавляющем большинстве электрогитар, а наклоняет амплитудно-частотную характеристику «вправо» или «влево», что делает звучание инструмента, соответственно, «глубже» или «ярче».

В условиях тотального дефицита специализированных усилителей для электрогитар такие продвинутые темброблоки были просто незаменимыми. Они позволяли «накрутить» приемлемый звук на любом имевшемся аппарате, который предоставляла концертная площадка.

Ещё больше возможностей регулировки частотного спектра гитарного аудиосигнала предоставляют активные фильтры на транзисторах и операционных усилителях.

Такие усовершенствования электрогитары особенно востребованы в среде музыкантов, часто выступающих в разных местах без возможности возить с собой усилительную установку — комбик или «голову» с кабинетом. Простой поворот «волшебной» ручки, и даже неподходящий аппарат зазвучит так или почти так, как нужно гитаристу.

Могучий электронный модуль

Сегодня мы изучим и послушаем один из вариантов встраиваемого в электрогитару активного фильтра-эквалайзера, называемого «пиковым экспандером» и производимого компанией Artec.

Устройство представляет собой малюсенькую плату с переменным резистором типа «тяни-толкай», укомплектованную разъёмом для 9-вольтовой батарейки «Крона».

Модуль устанавливается в полость темброблока электрогитары вместо одного из её штатных регуляторов.

Кроме переменного резистора со встроенным переключателем, на плате имеется сдвоенный операционный усилитель со сверхмалым энергопотреблением TL022, а также довольно значительное количество металлоплёночных резисторов и многослойных керамических конденсаторов типоразмера 0805.

Принципиальная схема устройства представлена на рисунке ниже.

На операционном усилителе U1A собран неинвертирующий усилитель, тогда как на U1B — инвертирующий с довольно сложной частотнозависимой цепью из конденсаторов и резисторов в петле отрицательной обратной связи.

При повороте ручки активного эквалайзера против часовой стрелки мы получаем «жирное» звучание с подчёркнутой серединой. А поворот регулятора по часовой стрелке проваливает середину и акцентирует как высокие, так и низкие частоты. Получается нечто похожее на симулятор гитарного кабинета.

Как это звучит?

Видео на Rutube

Видео на Youtube

Итак, данный встраиваемый модуль расширяет палитру звучаний электрогитары в весьма значительной степени. Далеко не каждое из этих звучаний является приятным, однако подходящее для заданного музыкального контекста получается настроить практически всегда.

При этом на изолированной дорожке электрогитары может отсутствовать ощущение «фирменности», гармоничности и полноты звучания. Однако в контексте живого выступления с ритм-секцией — ударной установкой и бас-гитарой, а также вокалом и другими инструментами, получается вполне убедительная музыкальная картина.

Встраиваемый эквалайзер Artec EXP оснащён переключателем истинного обхода. Это значит, что в положении «выключено» модуль полностью отсоединён от аудиотракта электрогитары и никак не влияет на звук. При этом инструмент с пассивными звукоснимателями не нуждается в батарейке и не перестанет адекватно звучать, если она разрядится.

Поэтому если в полости темброблока электрогитары есть достаточно места, то мы ничего не теряем, устанавливая такую плату активного фильтра. Зато приобретаем возможность модифицировать звучание своего инструмента в весьма широких пределах.

Улучшится ли звучание данной схемы, если заменить в ней керамические конденсаторы на плёночные? — Вполне возможно. Надо будет попробовать.

© 2025 ООО «МТ ФИНАНС»

Комментарии (24)


  1. knowthyself1
    28.09.2025 14:34

    зачем это, когда можно уже с ИИ ну или алгоритмами играть, он на ходу всё поправит, улучшит, вытянет?


    1. Lunathecat Автор
      28.09.2025 14:34

      Хотя бы затем, чтобы ИИ было на чём учиться.


    1. avk22
      28.09.2025 14:34

      На ходу даже простейшие линейные преобразования на заточенном под них железе не могут все что хотелось бы. Просто потому, что время за которое проходить часть колебания достаточная для того, чтобы достоверно посчитать частоту, соизмерима с задержкой которая делает живое исполнение не комфортным. + Несколько милисикунд на обработку делает его невозможным.


    1. akuli
      28.09.2025 14:34

      Потому что для многих музыкантов процесс формирования звука на кончиках пальцев, прямо на инструменте это часть творчества

      Это как спросить художника, зачем он смешивает краски на палитре, если можно в фотошопе пипеткой цвет выбрать


  1. zartarn
    28.09.2025 14:34

    Предсказуемость особенно важна в контексте живых выступлений на сцене. Зато в студии многие музыканты и продюсеры предпочитают пассивные датчики, особенно если мыслят категориями «тона», а не «саунда».

    активные это да, удобно, но предсказуемость на сцене - это же про преамп в первую очередь? У активных в отличии от пассивных есть существенный минус - они просто будут шуметь на определённом уровне, и с этим ничего не сделаешь.

    TL022

    разве не шумноват? обычно для таких целей вроде берут OPA2132/OPA2134, в крайнем случае TL072.
    И в схеме как будто бы не хватает еще фильтра по питанию на 100uF, даже в случае кроны вроде не лишнее обычно.

    На TL071 собирал когда то буфер для согласования при подключении в пк


    1. Lunathecat Автор
      28.09.2025 14:34

      существенный минус - они просто будут шуметь на определённом уровне, и с этим ничего не сделаешь

      Совершенно верно.

      разве не шумноват?

      Такой операционный усилитель выбран ради экономичности и способности работать при низком напряжении питания от сильно разрядившейся батарейки.

      не хватает еще фильтра по питанию на 100uF

      По питанию есть керамика на 2.2 мкФ.


      1. zartarn
        28.09.2025 14:34

        ставят 2 разных номинала, чтоб срезать разные частоты


        1. Lunathecat Автор
          28.09.2025 14:34

          В серьёзной аппаратуре - да. В этом маленьком модуле хватает одного, поскольку он потребляет очень мало.


  1. ASergey
    28.09.2025 14:34

    Интересно, спасибо за статью. Можно следующим этапом рассказать про особенности звучания комбиков и "кабинетов"? А то попался мне динамик от Jensen, позиционируемый вроде как для лампового комбика. Послушал его просто как динамик от транзисторного усилителя - АЧХ на слух изрядно перекошена.


    1. Lunathecat Автор
      28.09.2025 14:34

      Пожалуйста! Спасибо за добрый отзыв! Статья про комбик скоро будет. Насчёт кабинетов и разных динамиков тоже подумаю.

      просто как динамик от транзисторного усилителя

      Динамик не был установлен в кабинет, а просто лежал на столе? Так динамики не работают. Им необходимо акустическое оформление - хотя бы стенка с отверстием, разгораживающая воздушные массы спереди и сзади диффузора.


    1. LordMegamind
      28.09.2025 14:34

      Как можно динамик послушать "как динамик от транзисторного усилителя"? Особенности там простые: в зависимости от типа кабинета (открытый, 1/3, полуоткрытый, 3/4 или закрытый) увеличивается количество НЧ (чем более закрытый ящик, тем более плотные и собранные низы).

      По конкретным моделям динамиков - смотрим даташиты с сайта и примерно прикидываем как звучит. Например, Greenback подчеркивает верхнюю середину, он яркий. V30 наоборот, не такой кричащий, с более плотным низом, все эти особенности прекрасно видно на ачх с некоторой долей достоверности, т.к. окончательно понять как будет звучать кабинет можно только когда динамик имеет соответствующее акустическое оформление.

      Соответственно, если кабинет имеет более одного динамика, можно комбинировать звучание в ту или иную сторону.


  1. LordMegamind
    28.09.2025 14:34

    На самом деле вся эта алхимия со странными схемами имеет только научный смысл для начинающего гитарного радиогубителя. Сам баловался таким начиная года с 2001, напаял за это время не менее сотни примочек разных, усилителей, вот такие вот извращения, как у автора, практиковал, пока не познал истину: чем проще, тем лучше.

    Этот "разнообразный" звук на 99% не будет востребован во-первых, по причине того, что вместо совершенствования техники игры, автор увлечется (уже увлекся) схемотехникой и пайкой, а весло превратится в инструмент тестирования этих схем, а во-вторых, все рано или поздно, поискав "тот самый" звук, приходят к одному его варианту, на котором и успокоятся.

    Так что как некий опыт изложенное автором полезно, но практического смысла в этом примерно ноль.

    P.S.: от скуки назаказал себе запчастей на Али и собрал себе некое подобие стратокастера. Думал тоже устроить в его полостях резисторно-конденсаторную вакханалию, преамп Тилла вкорячить и т.п. В итоге после переключателя звукоснимателей у меня стоит только один потенциометр громкости, ибо больше ничего не нужно.


    1. akuli
      28.09.2025 14:34

      Путь самурая у каждого свой, кто то приходит к "гитара-шнур-усилитель" и счастлив, а для кого то сам процесс пайки и поиска новых тембров - и есть хобби, не менее увлекательное, чем сама игра)


      1. Tony-Sol
        28.09.2025 14:34

        для кого то сам процесс пайки и поиска новых тембров - и есть хобби, не менее увлекательное, чем сама игра)

        А для кого-то (меня) даже более увлекательно) Немного утрируя - перепаивал схему гитары я чаще, чем на ней играл)


    1. Lunathecat Автор
      28.09.2025 14:34

      Карьера выступающего или студийного музыканта не входит в мои планы, зато гитарным техником - работаю. В основном занимаюсь рутиной по мелкому ремонту и отстройке. Плюс осваиваю и придумываю разные модификации гитар, педалей и комбиков, чтобы воплощать желания выступающих и студийных музыкантов.

      В моей любимой гитаре вообще один звукосниматель, одна ручка громкости и один конденсатор, подключаемый параллельно хамбакеру при её подъёме. Все остальные модификации звука осуществляю на педалборде и усилителе.

      Но многим хочется иметь продвинутые средства управления тембрами, встроенные в гитару, чтобы не таскать с собой педалборд и получать свой звук, включая инструмент в разные усилители.


    1. shiru8bit
      28.09.2025 14:34

      Совершенствование техники игры - не единственный путь, которым можно радоваться гитаре. Например, я однажды вдруг понял для себя, что не имею никакого желания тратить ежедневно часы на оттачивание техники, чтобы играть неизвестно что неизвестно где неизвестно зачем и изредка записывать демки. Практического смысла в этом примерно ноль. Мне просто нравятся гитары сами по себе, всякие разные, нравится владеть ими, в них копаться, что-то иногда бренчать, и ладно. И когда я это понял, жить стало намного легче и приятнее, чем когда я заставлял себя учиться играть лучше.


      1. ThingCrimson
        28.09.2025 14:34

        Именно так! У меня был момент (уже после 40), когда я заморочился техникой. Впервые в жизни пошёл к учителю, матёрому рокеру с консерваторским образованием — обнуление звукоизвлечения, заново постановка рук и медиатора, разучивание опусов Сатриани и вот это всё. Немного укрепившись, я стал брать на выезды на природу гитару и небольшой аппарат (аккумуляторную колонку с 15" динамиком, процессор Boss GT-100, стойку с Shure SM57) и совершал звуковое насилие над ушами товарищей каверами любимых мною композиций.

        Но очень быстро заметил, что вежливого внимания товарищей хватает ненадолго, а потом начинается: «о, а сюда можно телефон по BT подключить? а давай поставим ХХХ, а ты отдохнёшь?». И понял, что просто исполнительство чужого материала практически умерло благодаря развитию звукозаписи и звуковоспроизведения; и все попытки «сыграть как Хендрикс» при наличии возможности включить оригинальную запись выглядят жалко.

        В результате стал играть сам для себя, получая удовольствие, в первую очередь, от тактильных ощущений; во вторую — от звука; в третью — когда что-то ладно получается.


  1. ThingCrimson
    28.09.2025 14:34

    Как раз вчера ютуб подкинул мне видео про пассивный 50-центовый ревербератор (пьезодатчик, наклеенный на медиатор и размещённый на пружинах стратовского тремоло). Оно хоть и без батарейки, но тоже расширяет возможности — решил спросить, пользуясь случаем, не сталкивались ли Вы с чем-то подобным (ну и что думаете по поводу такого вот встроенного в гитару ревера).

    Упомянутое видео от Waylon McPherson Guitar


    1. Lunathecat Автор
      28.09.2025 14:34

      Канал МакФерсона смотрю постоянно. Этот ревер тоже когда-нибудь опробую. С настоящим пружинным ревером он не сравнится, и на сцене будет самовозбуждаться, (что преодолимо путём установки последовательного постоянного резистора между пьезодатчиком и регулятором громкости ревера), но эффект он даёт, и этот эффект можно применить в каких-нибудь музыкальных контекстах. Моё мнение - это гениальная идея!


      1. ThingCrimson
        28.09.2025 14:34

        Благодарю за развёрнутый ответ!

        Для меня ревер (на чистом и около того звуке) самый востребованный эффект при ленивом для себя игрании, а всякий раз подключать Boss RV6 лень. Вот и подумал, может можно лёгким движением руки брюки превращаются...


        1. Lunathecat Автор
          28.09.2025 14:34

          Пожалуйста! Если такой грубоватый лязгающий ревер сойдёт, то почему нет? Его максимальную громкость можно ограничить последовательным резистором. И пьезоэлементу тогда будет "приятнее" работать на более высокое входное сопротивление.


  1. akuli
    28.09.2025 14:34

    Забавно как история ходит по кругу - сначала гитаристы хотели максимально чистый и управляемый звук (активные датчики, эквалайзеры), а теперь в моде релики, искусственно состаренные гитары, и многие готовы мириться с фоном синглов ради того самого винтажного тона


    1. Lunathecat Автор
      28.09.2025 14:34

      Ещё по частоте фона синглов можно угадать континент.


      1. avk22
        28.09.2025 14:34

        Если за ля взять 449 герц то наш фон будет давать чистую соль.