Привет, Хабр! Многие считают, что чрезмерные усложнения скорее портят электрогитару, чем улучшают и обогащают её. Определённая доля истины в этом есть, но иногда встраиваемая активная электроника бывает просто незаменимой.

Сегодня мы изучим и послушаем модуль эквалайзера EXP, производимый компанией Artec, которая стала знаменитой благодаря хорошим звукоснимателям с весьма приятными ценниками.

Активные датчики

К числу наиболее распространённых вариантов активной гитарной электроники относятся, конечно же, звукосниматели со встроенными предусилителями, которыми многие гитаристы успешно пользуются уже несколько десятилетий. Вот, например, вполне рабочий китайский вариант с Aliexpress по привлекательной цене.

Активные датчики делают электрогитару как преобразователь производимого музыкантом звукоизвлечения в доносящийся из громкоговорителей звук инструментом более предсказуемым и менее зависимым от внешних факторов.

В числе последних можно отметить не только электромагнитные помехи, но и ёмкость соединительных кабелей, а также цепей обхода педалей эффектов.

Предсказуемость особенно важна в контексте живых выступлений на сцене. Зато в студии многие музыканты и продюсеры предпочитают пассивные датчики, особенно если мыслят категориями «тона», а не «саунда».

Саунд против тона

В винтажное понятие гитарного «тона» входит характер отклика на динамику звукоизвлечения и нюансы искажений, а также шумов, привносимых различными элементами устройства электрогитары и усилительного тракта.

Модерновый «саунд» представляет собой диаметрально противоположную концепцию, согласно которой, звучание электрогитары должно быть впечатляюще мощным, ровным и содержать в себе как можно меньше посторонних шумов.

«Тон» электрогитары помогает ярче выражать эмоции в ходе импровизации, тогда как «саунд» позволяет продемонстрировать виртуозность техники исполнения и величие композиторского замысла. А ещё, с «саундом» проще работать продюсерам.

Перфекционизм во всём, математически выверенная техничность, высококачественная цифровая эмуляция усилителей и акустических систем, кристально чистый звук, — всё это характерные черты мира модернового «саунда».

Здесь часто можно увидеть прецизионно отстроенные электрогитары без царапинки и пылинки, зато со специальными глушителями на грифе, чтобы ни один лишний призвук не попал в громкоговорители и на запись.

Такая парадигма стала возможной благодаря широкому распространению высокоточных станков с числовым программным управлением и продвинутых цифровых технологий обработки аудиосигнала.

С одной стороны, модерновые виртуозы играют и звучат очень впечатляюще. С другой, многие отмечают, что они становятся всё более похожими на роботов, а их чрезмерно усложнённые композиции воспринимаются не как ритмичная интуитивная музыка, а как детализированные картины, нарисованные посредством звуков.

В мире винтажного «тона» всё наоборот. Многих не смущает даже фон переменного тока, без которого не обходятся классические однокатушечные звукосниматели — синглы. А ещё, ценятся инструменты с явными признаками естественного или искусственного износа, называемые реликами.

Прекрасным примером электрогитары, искусственно состаренной на фабрике, является Cort McSwain 2 Gasoline, выпускавшаяся в 2011 году.

На практике релики имеют два преимущества перед обычными электрогитарами. Во-первых, следы от многих гастролей на инструменте помогают музыканту выглядеть более опытным, зрелым и познавшим многие тайны не только искусства, но и жизни в целом.

Во-вторых, добавочные царапины не снижают цену такого инструмента, что делает его хорошим вложением денежных средств.

А что касается преимуществ активных звукоснимателей, то они не ограничиваются низким выходным сопротивлением. Встроенный предусилитель даёт возможность пользоваться катушками с меньшей индуктивностью, что означает не только экономию медного провода, но и снижение межвитковой ёмкости обмоток.

Это минимизирует потери высокочастотной составляющей спектра аудиосигнала и повышает разборчивость звучания, что просто необходимо модерновым виртуозам.

Не только датчики

Кроме звукоснимателей со встроенным предусилением, существуют активные темброблоки, особенно широко распространённые в мире бас-гитар. Именно поэтому на последних можно так часто наблюдать неожиданно большое количество ручек плавной регулировки параметров звучания.

Когда речь заходит о темброблоке шестиструнной или семиструнной электрогитары, лично я чаще всего отдаю предпочтение пассивным фильтрам, не нуждающимся в источнике питания, который может подвести в самый неподходящий момент.

Использование пассивных RC-фильтров характерно для схемотехники электрогитар, производившихся в СССР и странах социалистического лагеря. Вот, например, схема знаменитого Урала 650-й модели.

Здесь каждый из трёх однокатушечных звукоснимателей снабжён отдельным выключателем и отдельным регулятором громкости, а также имеет модификатор звучания. Нековый звукосниматель включается через RC-фильтр верхних либо нижних частот, а для среднего и бриджевого предоставляется выбор из двух последовательных конденсаторов.

Так можно получить не только завал басов или высоких частот, но и различные фазовые сдвиги между сигналами датчиков, результатом чего станет перкуссивность или назальность тембра звучания инструмента.

Темброблок не менее легендарной Тоники ЭГС-650 (где число также обозначает мензуру, то есть рабочую длину струны в миллиметрах) устроен гораздо проще, но всё же снабжён последовательным конденсатором ёмкостью 1 нанофарад для режима «банджо».

50-нанофарадный конденсатор параллельно нековому звукоснимателю используется в режиме «джаз». Это аналогично выкрученной на минимум ручке регулятора тембра в привычных нам электрогитарах.

Впервые такое решение было применено Лео Фендером в его Броадкастере — предке Телекастера. Первое положение трёхпозиционного переключателя активирует бриджевый звукосниматель с возможностью подмешивать сигнал некового через последовательно соединённые переменный резистор регулятора тембра и постоянный 15-килоомный резистор.

В остальных двух позициях работает только нековый датчик. В среднем положении переключателя он подсоединён напрямую ко входу регулятора громкости, а в третьем — через 15-килоомный резистор с конденсатором на землю.

Образуется фильтр нижних частот с частотой среза 212 герц. Для сравнения, частота первой гармоники открытой первой струны в стандартном строе составляет 329,63 Гц, а открытой шестой — 82,41 Гц. Получается весьма глухое звучание.

Восточногерманская Musima de Luxe 25K — одна из первых электрогитар Юрия Каспаряна из группы Кино — также оснащена имитацией характерного тембра банджо подобно советской Тонике.

А вместо режима «джаз» с параллельным конденсатором лютиеры из ГДР предусмотрели весьма полезное положение селектора тембров с конденсатором на 560 пикофарад и 56-килоомным резистором. Этот «жирный» режим, подчёркивающий средние частоты, прекрасно компенсирует «сухость» звучания, свойственную инструментам данной модели.

Вместо ненужного положения «выключено» можно добавить плавную регулировку фазового сдвига между сигналами звукоснимателей. Понадобится всего один дополнительный конденсатор.

Идея данной модификации темброблока Музимы позаимствована мной у чехословацкой Jolana Disco.

Здесь при повороте регулятора тембра против часовой стрелки он работает как самая обычная «утечка» верхних частот. Зато поворот по часовой стрелке подмешивает к сигналу хамбакера звучание сингла.

Это поистине гениально просто, чего нельзя сказать о Форманте 241-БЛ, где предусмотрен не только встроенный двухтранзисторный фузз, но и продвинутый регулятор тембра.

Последний не просто обрезает верхние частоты, как в подавляющем большинстве электрогитар, а наклоняет амплитудно-частотную характеристику «вправо» или «влево», что делает звучание инструмента, соответственно, «глубже» или «ярче».

В условиях тотального дефицита специализированных усилителей для электрогитар такие продвинутые темброблоки были просто незаменимыми. Они позволяли «накрутить» приемлемый звук на любом имевшемся аппарате, который предоставляла концертная площадка.

Ещё больше возможностей регулировки частотного спектра гитарного аудиосигнала предоставляют активные фильтры на транзисторах и операционных усилителях.

Такие усовершенствования электрогитары особенно востребованы в среде музыкантов, часто выступающих в разных местах без возможности возить с собой усилительную установку — комбик или «голову» с кабинетом. Простой поворот «волшебной» ручки, и даже неподходящий аппарат зазвучит так или почти так, как нужно гитаристу.

Могучий электронный модуль

Сегодня мы изучим и послушаем один из вариантов встраиваемого в электрогитару активного фильтра-эквалайзера, называемого «пиковым экспандеро��» и производимого компанией Artec.

Устройство представляет собой малюсенькую плату с переменным резистором типа «тяни-толкай», укомплектованную разъёмом для 9-вольтовой батарейки «Крона».

Модуль устанавливается в полость темброблока электрогитары вместо одного из её штатных регуляторов.

Кроме переменного резистора со встроенным переключателем, на плате имеется сдвоенный операционный усилитель со сверхмалым энергопотреблением TL022, а также довольно значительное количество металлоплёночных резисторов и многослойных керамических конденсаторов типоразмера 0805.

Принципиальная схема устройства представлена на рисунке ниже.

На операционном усилителе U1A собран неинвертирующий усилитель, тогда как на U1B — инвертирующий с довольно сложной частотнозависимой цепью из конденсаторов и резисторов в петле отрицательной обратной связи.

При повороте ручки активного эквалайзера против часовой стрелки мы получаем «жирное» звучание с подчёркнутой серединой. А поворот регулятора по часовой стрелке проваливает середину и акцентирует как высокие, так и низкие частоты. Получается нечто похожее на симулятор гитарного кабинета.

Как это звучит?

Видео на Rutube

Видео на Youtube

Итак, данный встраиваемый модуль расширяет палитру звучаний электрогитары в весьма значительной степени. Далеко не каждое из этих звучаний является приятным, однако подходящее для заданного музыкального контекста получается настроить практически всегда.

При этом на изолированной дорожке электрогитары может отсутствовать ощущение «фирменности», гармоничности и полноты звучания. Однако в контексте живого выступления с ритм-секцией — ударной установкой и бас-гитарой, а также вокалом и другими инструментами, получается вполне убедительная музыкальная картина.

Встраиваемый эквалайзер Artec EXP оснащён переключателем истинного обхода. Это значит, что в положении «выключено» модуль полностью отсоединён от аудиотракта электрогитары и никак не влияет на звук. При этом инструмент с пассивными звукоснимателями не нуждается в батарейке и не перестанет адекватно звучать, если она разрядится.

Поэтому если в полости темброблока электрогитары есть достаточно места, то мы ничего не теряем, устанавливая такую плату активного фильтра. Зато приобретаем возможность модифицировать звучание своего инструмента в весьма широких пределах.

Улучшится ли звучание данной схемы, если заменить в ней керамические конденсаторы на плёночные? — Вполне возможно. Надо будет попробовать.

© 2025 ООО «МТ ФИНАНС»

Комментарии (1)


  1. knowthyself1
    28.09.2025 14:34

    зачем это, когда можно уже с ИИ ну или алгоритмами играть, он на ходу всё поправит, улучшит, вытянет?