Привет, Хабр! Сегодня мы изучим и послушаем маленький модуль Artec QDD, значительно расширяющий возможности электрогитары. Он полностью аналоговый, питается от 9-вольтовой батарейки «Крона» и устанавливается вместо одного из регуляторов громкости или тембра.

Простым поворотом переключателя можно активировать один из четырёх режимов — буфера, бустера, овердрайва или дисторшна, либо отключить модуль и перевести гитару в стандартный пассивный режим.

В предыдущей статье мы рассматривали ультрасовременную электрогитару Enya Inspire с углепластиковым корпусом, куда разработчики встроили громкоговоритель с 15-ваттным усилителем, литиевый аккумулятор и цифровой процессор гитарного аудиосигнала, управляемый посредством приложения для смартфона.

Это поистине роскошный инструмент, хотя и не для всех. Высокотехнологичные композиты, из которых он изготовлен с потрясающей точностью, не подвержены такому влиянию внешней среды, как древесина обычных электрогитар.

Применительно к музыкальному инструменту, механическая стабильность особенно важна как в контексте выступлений, особенно гастрольных, так и в ситуации, когда инструмент находится среди оборудования какого-нибудь учреждения культуры и используется относительно редко, на мероприятиях, проводимых от случая к случаю либо с некоторой периодичностью.

Отнюдь не факт, что традиционная деревянная электрогитара, провисев на стенном держателе или пролежав в кофре на протяжении нескольких месяцев, будет играбельной сразу после того, как её взяли в руки. Велика вероятность, что инструмент придётся отстраивать, затрачивая на это время или даже обращаясь к специалистам.

Шашечки или ехать?

Есть гитаристы, которые живут гитарами, и им нужны «живые» гитары из в прямом смысле дышащих, сообщающихся с атмосферой, впитывающих и отдающих влагу натуральных материалов.

Древесина — это не просто экологичная и возобновляемая субстанция. Кроме всего прочего, с ней приятно взаимодействовать, и она вдохновляет. А вдохновение помогает создавать музыку и визуальный перформанс.

С другой стороны, есть люди, которым шестиструнный щипковый инструмент с испанским строем необходим просто для получения музыкальных звуков. И они совсем не обязаны возиться со всем тем, что стало для многих других смыслом или наполнением жизни.

Пластмассовая Enya Inspire вряд ли порадует музыкальных снобов, перебирающих десятки и сотни винтажных инструментов, педалей, усилителей и звукоснимателей в поисках заветного «тона». Зато битмейкеры вполне смогут получить с её помощью убедительный «саунд» и записать произведения, которые найдут обширную аудиторию и принесут успех.

Кто-то может сказать, что культовые хиты рок-н-ролла остаются релевантными спустя десятилетия, тогда как нашумевшие сенсации искусства 2020-х годов забываются за неделю. Однако новаторские вещи во все времена считались ненастоящими и недолговечными.

Выдержать проверку временем повезло далеко не всем. Из множества старых композиторов признанными классиками стали лишь единицы. Точно так же забыты многие исполнители и песни рок-н-ролла.

И из обширных пластов современной музыки что-то станет мейнстримом и даже войдёт в хрестоматии, что-то запомнится, а что-то просто послужит вдохновением для дальнейших свершений.

Искусство вдохновляет не только на новое искусство, но и на самые разные поступки и начинания, благодаря которым, человечество продолжает жить и развиваться. Такова функция искусства.

С точки зрения структурных форм, пластиковая гитара может казаться ненастоящей по сравнению с деревянной. Точно так же равномерную темперацию, а до этого темперацию вообще, считали пагубным нововведением, лишавшим музыку музыкальности.

Что нужно гитаристу, и как это получилось?

Сегодня существует уже целое поколение гитаристов, использующих цифровую эмуляцию аудиотракта вместо педалбордов с аналоговыми эффектами на транзисторах и микросхемах и ламповых усилителей с громоздкими акустическими системами.

Тем не менее, цифровые сигнальные процессоры эмулируют не что-нибудь, а те самые аналоговые эффекты, усилители и гитарные кабинеты со специальными громкоговорителями, которым посчастливилось стать признанной классикой.

Одни составляющие гитарного звука происходят просто из характерных особенностей техники тех времён, когда всё это развивалось.

Однажды гитаристам понадобилось играть с достаточной громкостью на фоне оркестра. Сначала джазовая гитара получила толстые металлические струны и гриф со стальным анкером, чтобы выдерживать натяжение этих струн.

Попутно выяснилось, что посредством анкерного стержня можно регулировать прогиб грифа, делая инструмент гораздо более играбельным. Гитарные партии стали виртуознее.

В ходе дальнейшей погони за громкостью корпуса джазовых «банок» делали всё большего и большего размера. Вместо резонаторного отверстия в форме привычной круглой розетки под струнами гитара получила пару эфов, как у контрабасов, скрипок и виолончелей.

Однако это оказалось недостаточным, и к гитарам начали приспосабливать звукосниматели, подключаемые к ламповым усилителям.

Мощные и качественные по тем временам громкоговорители имели определённые особенности амплитудно-частотной характеристики (басовый резонанс и проваленная середина), которые так и закрепились за гитарными динамиками.

С тех самых пор и по сей день вся гитарная электроника разрабатывается исходя из параметров, заложенных в начале и середине двадцатого века.

Некоторые эффекты выросли из случайных поломок музыкального оборудования, таких, как порванный диффузор громкоговорителя или треснувшее стекло электронной лампы.

Другие нештатные ситуации не были настолько драматичными, но также привели к рождению перегруженного звучания при попытке просто повысить громкость или эффекта фленджера при прикосновении к вращающейся бобине с магнитной лентой.

Совсем без эффектов на электрогитаре сегодня не играет практически никто. Даже на кристально чистом звуке используются, как минимум, компрессоры и ревербераторы.

Поэтому одни гитаристы или, в случае звёздных музыкантов, работающие с ними технические специалисты, приносят на выступления педалборды, тогда как другие — цифровые процессоры. С недавнего времени последние стали встраивать прямо внутрь электрогитар.

Приятное дополнение

Далеко не каждому гитаристу повезло играть в супергруппе и пользоваться услугами вспомогательного персонала. Нередко скромный музыкант берёт с собой только электрогитару, которую предполагается включать в усилитель, предоставляемый концертной площадкой или репетиционной базой.

Все гитарные усилители очень разные. Каждому из них присущ свой диапазон коэффициентов усиления, а точнее, передаточных характеристик, ведь коэффициент усиления гитарной аппаратуры является частотнозависимым.

В отличие от высококачественной звуковоспроизводящей техники для проигрывания готовых аудиозаписей после сведения звукооператором, гитарный усилитель предназначается не для точного повторения входного сигнала, а для его преднамеренного целенаправленного искажения.

Электрогитары и их звукосниматели тоже очень разные, как и музыкальные стили, в которых играют гитаристы. Собираясь выступать или репетировать налегке, музыкант должен понимать, что с высокой долей вероятности ему предоставят аппарат, не совсем подходящий для его звучания.

На такой случай было бы очень приятно и полезно иметь внутри электрогитары продвинутый корректор спектра аудиосигнала. Примером такого устройства может служить активный эквалайзер EXP, производимый фирмой Artec.

Эта крошечная печатная плата питается от девятивольтовой батарейки «Крона» и крепится внутри темброблока электрогитары за переменный резистор с функцией «тяни-толкай».

В дезактивированном положении ручки переменного резистора модуль полностью отключается от аудиотракта электрогитары, и последняя работает в пассивном режиме, не испытывая зависимости от батарейки. Как будто никаких активных модулей просто нет.

Но если активировать эквалайзер, то с его помощью можно настроить необходимую структуру перегруза, либо сделать тембр чистого звука таким, каким он должен быть согласно творческому замыслу.

Встроенный перегруз

Но если у предоставленного гитаристу усилителя предусмотрен только чистый канал, и при этом необходимо перегруженное звучание, то от активного эквалайзера EXP может быть мало пользы. Зато поможет встраиваемый овердрайв QDD, выпускаемый той же компанией Artec.

Вместо переменного резистора для плавной регулировки здесь установлен роторный пятипозиционный переключатель.

Кроме последнего, плата содержит одинарный операционный усилитель с низким энергопотреблением LM321 в корпусе SOT23-5, синий подстроечный резистор, пару диодов 1N4148W с маркировкой T4, металлоплёночные резисторы и многослойные керамические конденсаторы.

LM321 представляет собой очень простой операционный усилитель на биполярных транзисторах со скромной скоростью нарастания выходного напряжения 0.4 вольта на микросекунду.

Это чуть выше, чем у LM308, чуть ниже, чем у uA741, и гораздо ниже, чем у NE5532, не говоря о TL072. Такой операционный усилитель прекрасно подходит для сборки винтажного дисторшна наподобие ProCo RAT.

Схема модуля проста, не содержит ничего сверхъестественного и имеет немало общего с вышеупомянутой классической педалью.

В первом положении пятипозиционного переключателя выход устройства соединён с его входом. Звукосниматели электрогитары продолжают быть нагруженными на резисторы R1 и R2 через конденсатор С1.

Во втором положении переключателя устройство функционирует в качестве буфера.

Номинал конденсатора C2 в верхнем плече делителя отрицательной обратной связи операционного усилителя U1 аналогичен C5 в нижнем плече, поэтому их реактивные сопротивления будут также равны, причём на всех частотах.

Граничная частота нижнего плеча R6C5 равна 145 герцам. На данной частоте сопротивления переменному току резистора R6 и конденсатора C5 одинаковы. 44 килоома в нижнем плече и 22 в верхнем задают усиление в полтора раза.

Hа частотах выше 145 герц коэффициент передачи данного неинвертирующего усилителя будет снижаться, асимптотически приближаясь к единице. На частотах ниже 145 Гц он будет практически неизменным.

В третьем положении переключателя параллельно C5R6 подключается С6R11 с граничной частотой 130 герц. Получается овердрайв с умеренным коэффициентом усиления, ощутимо возрастающим при увеличении частоты входного сигнала по причине того, что С6 значительно ниже C2 и С5.

В четвёртом положении мы имеем C7R12 c частотой среза 34 Гц. Получается сбалансированный дисторшн. И, наконец, дисторшн с высоким коэффициентом усиления активируется в пятом положении переключателя. Граничная частота цепочки C7R13 составляет 884 герца.

Как это звучит?

Модуль установлен в темброблоке экспериментального оранжевого синглката, и сейчас мы сможем наблюдать его в действии.

Видео на Rutube

Видео на Youtube

С полноценными педалями овердрайва и дисторшна этот крошечный встраиваемый модуль, конечно же, не сравнится. Однако он выручит, когда нужной педали нет, а играть требуется прямо сейчас.

Если подключить после выхода модуля активный эквалайзер, то мы получим гораздо больше возможностей «нарулить» хорошее звучание.

© 2025 ООО «МТ ФИНАНС»

Комментарии (5)


  1. alcotel
    09.10.2025 11:00

    Странный девайс, без регулировки чувствительности. Громкость и тембр-то я и на усилителе нарулю. А вот чувствительность - никак.


    1. Lunathecat Автор
      09.10.2025 11:00

      Модуль включается после регулятора громкости гитары.


      1. alcotel
        09.10.2025 11:00

        Да, тогда всë логично


        1. Lunathecat Автор
          09.10.2025 11:00

          Регулировка уровня входного сигнала не тождественна регулировке усиления в цепи обратной связи, так как оно частотнозависимое, и АЧХ меняется вместе с крутизной передаточной характеристики. Однако оба варианта работают, хотя и несколько по-разному.

          Также овердрайв имеет входную ёмкость, а снижение громкости гитары увеличивает её выходное сопротивление. Это даёт не такой же эффект, как снижение гейна, но похожий.


  1. shiru8bit
    09.10.2025 11:00

    Поначалу звучание очень напомнило эти мелкие "тренировочные усилители", которые в виде коробочки с джеком и разъёмом для наушников. Такое, что-то вроде жужжит, но пользоваться толком нельзя. Но дальше по видео уже вполне применимые в жизни звуки, прикольно.