Арктур — ярчайшая звезда созвездия Волопас, является одновременно и ярчайшей звездой северного небесного полушария, а также четвертой по яркости звездой всего неба, уступая лишь Сириусу, Канопусу и Альфе Центавра.

Арктур конкурирует с лучезарной Вегой за звание ярчайшей звезды северных небес. И в XX веке более яркой считалась Вега. Но в начале третьего тысячелетия астрономы пересмотрели методику подсчета интегральной яркости, в которой большее значение было отдано более теплым тонам, и на первом месте оказался Арктур, ведь он оранжевый, а Вега голубая. Но разница в блеске между этими светилами по прежнему небольшая — сотые доли звездной величины. Интересно при этом отметить, что Арктур имеет отрицательную звёздную величину: −0,05m (на всем небе лишь четыре звезды могут таким похвастаться), а Вега — положительную: +0,03m.

В сумерках осенних вечеров северного полушария Земли первыми загораются в небе именно эти две звезды — Арктур и Вега. Но заметить Арктур проще — он находится на средней высоте над западным горизонтом, в то время как Вега располагается в зенитной области, а запрокидывать голову к вершине небосвода современному человека очень некомфортно.

Когда стемнеет еще сильнее, нетрудно будет заметить, что на Арктур указывает дугообразное продолжение "Хвоста Большой медведицы". Данное обстоятельство нередко преподносится как способ найти Арктур. Но парадокс в том, что искать его не требуется, ведь Арктур виден лучше других звезд. Но убедиться, что перед вами именно он, — в этом ручка "Ковша", безусловно, поможет.

Взаимное расположение Ковша Большой медведицы и звезды Арктур
Взаимное расположение Ковша Большой медведицы и звезды Арктур

В средних северных широтах Арктур виден практически круглый год — за счет значительного удаления от эклиптики к северу. Но лучшее время для его наблюдений — весна, когда он виден на протяжении всей ночи. Летом Арктур виден вечерами, а зимой — после полуночи и утром. Осенью для Арктура наступает период так называемой двойной видимости, когда он виден и вечером, и утром, правда не слишком высоко над горизонтом и не слишком продолжительное время, но вполне приемлемо для того, чтобы вдоволь им налюбоваться.

Название звезды довольно древнее и погружает нас в пучину Мифов античной Греции. Переводится оно как "Медвежий страж" или "Хранитель медведей", или даже "Покровитель Медведицы". Соседство Арктура с созвездием Большой медведицы не случайно, ведь именно за этой звездой для современников Гомера скрывался образ Аркада — сына Зевса и Нимфы Каллисто, которую ревнивая Гера (законная жена верховного греческого Бога) превратила в Медведицу. Аркад был рожден медведицей, и по счастливой случайности попал на воспитание к жителям той части Греции, которая звалась Аркадией — "Северной страной" или "Страной медведей". Малыш получил имя в честь того места, где нашел приют. Но когда он вырос и возмужал, оказалось, что во всей Аркадии ему нет равных. И жители этой страны единодушно признали в нем своего Царя. Но царствовал Аркад не слишком долго — однажды на охоте он встретил медведицу и погнался за ней. Откуда ему было знать, что это неосторожная Каллисто в медвежьей шкуре уже который год томится разлукой с сыном и тайно за ним подглядывает. Когда тетива лука Аркада уже готова была распрямиться, отправив в полёт смертельную стрелу, в сценарий происходящего вмешался Зевс — он тоже все это время смотрел с вершины Олимпа — и за скитаниями возлюбленной в лесах Аркадии, и за тем, как рос его сын. В этот драматический момент Зевс вознёс Медведицу на небо, а вместе с ней и Аркада, и даже его охотничьих собак, который превратились в созвездие Гончие псы.

Слово "Арктос" (ἄρκτος), корень которого присутствует в словах "Арктур" и "Аркадия", дословно означает "Медведь", "Медведица", но поскольку уже тогда созвездие Большой медведицы так или иначе указывало на Север, то сейчас для нас актуальна именно эта аллегория — не медвежий, а именно северный. Отсюда и термины "Арктический", "Арктика" и даже "Антарктика".

Аркад охотится на медведицу
Аркад охотится на медведицу

В более позднюю античную эпоху Арктур являлся крайне важной опорой для морской навигации, и потому пользовался значительным вниманием со стороны жрецов и философов-астрономов Греции, Персии, Египта, Вавилона. Положение этой звезды на небесной сфере было самым точным образом измерено Гиппархом, который впервые ввел само астрономическое понятие "Небесная сфера" и разработал (фактически, современный) метод определения небесных координат. Звёздный каталог Гиппарха стал тем эталоном, с которым на протяжении последующих столетий сверялись другие астрономы античности. Клавдий Птолемей, опираясь на работы Гиппарха создал высшее античное достижение в астрономии — трактат "Альмагест", при работе над которым он к своему ужасу обнаружил, что измеренное им лично положение звезды Арктур не соответствует тому, которое указано в каталоге Гиппарха. Расхождение было велико, и это поставило Птолемея перед очень трудным выбором: Поставить под сомнение авторитет Гиппарха или признать собственные измерения неточными. Авторитет Гиппарха был велик, и после длительных и мучительных терзаний Птолемей признал негодными собственные измерения, отказавшись от двух великих открытий сразу — от обнаружения собственного движения Арктура и от предварения равноденствий.

Во времена Исаака Ньютона "Альмагест" многократно подвергался критике за то, что в нем белыми нитками прослеживалась подмена результатов измерений выполненных Птолемеем на заимствованные у Гиппарха — в тех случаях, когда результаты сильно расходились. И конечно, сокрытие собственного движения Арктура Птолемею тоже не простили.

Клавдий Птолемей
Клавдий Птолемей

Обнаружил собственное движение Арктура (и еще нескольких звёзд) Эдмунд Галлей — тот самый, который предсказал возвращение к Солнцу одной из ярких комет, за что был увековечен связью с этой кометой навсегда. Галлей сопоставлял координаты ярчайших звезд в каталогах Джона Флемстида, Тихо Браге, в Альмагесте Птолемея и в каталоге Гиппарха. И пришел к выводу, что есть как минимум 3 звезды, разброс координат которых в разных каталогах нельзя списать на ошибки — Арктур, Сириус и Альдебаран. При этом собственное движение Арктура оказалось феноменальным. За время, разделяющее каталоги Флемстида и Гиппарха, Арктур сместился более чем на градус, или — два лунных диска. Это откровение окончательно разбило хрустальную "Небесную Сферу" и даровало всем звёздам свободу перемещений, измерять которые ринулись астрономы последующей эпохи. И оказалось что, на всем небе — даже среди слабых звезд — по величине собственного движения конкурентов у Арктура немного. Только Альфа Центавра (а её изучать начали совсем недавно — из-за значительного южного склонения) и знаменитая "Летящая Барнарда" (которая есть красный карлик 10-й звёздной величины).

Топ 3 самых быстрых звезд

  • Звезда Барнарда (9,57m) — 10,358″/год

  • Звезда Каптейна (8,85m) — 8,670″/год

  • Звезда Аргеландера (6,42m) — 7,059″/год

В сравнении с этими галактическими беглецами Арктур не кажется уж очень стремительным со своими 2,25″/год. Более того, нашлась даже вполне видимая глазом звезда 61 Лебедя (5,21m) с собственным движением около 5″/год. Но Арктур оказался самой первой звездой, доказавшей миру ученых, что звезды не стоят на месте.

Арктур стал первой звездой, которую удалось наблюдать днем в телескоп. Отважился на такой эксперимент Жан-Батист Морен в 1635 году. Позже оказалось, что Арктур можно увидеть невооруженным глазом незадолго до заката Солнца — не в разгар дня, но всё-таки еще днем.

В последние десятилетия — на волне любви к астеризмам (неканоническим фигурам, построенным из звёзд) — любители астрономии водворили Арктур в одну из вершин так называемого «Весеннего Треугольника», в котором две другие вершины отданы Спике (Альфа Девы) и Регулу (Альфа Льва).

Астеризм «Весенний Треугольник», составленный из ярчайших звёзд созвездий Волопаса, Девы и Льва — Арктур, Спика и Регул
Астеризм «Весенний Треугольник», составленный из ярчайших звёзд созвездий Волопаса, Девы и Льва — Арктур, Спика и Регул

Арктур является одной из ближайших к нам звезд — расстояние до него составляет 37 световых лет, и оно несущественно, но сокращается — Арктур со значительной скоростью (122 км/с) проходит мимо нас. Через 4000 тысячи лет расстояние между Солнцем и Арктуром станет минимальным, но по сути мы уже сблизились, как могли — разница будет совсем небольшой — сотые доли светового года.

По светимости Арктур в 170 раз превосходит Солнца, а по диаметру — в 25. После Поллукса (бета Близнецов), Арктур является вторым по близости к Солнцу красным гигантом, хотя по светимости и диаметру существенно обходит Бету Близнецов — по сравнению с Арктуром Поллукс гигантом совсем не кажется.

Но внешность обманчива. По массе Арктур, если и превосходит Солнце, то лишь на проценты. По последним оценкам масса Альфы Волопаса составляет всего 1,08 массы Солнца. Гладя на Арктур фактически мы видим наше Солнце, но в далеком будущем — именно такой облик оно примет через несколько миллиардов лет. Да — наше Солнце тоже станет красным гигантом. Более того, по современным прогнозам Солнце в конце своей эволюции (перед тем, как схлопнется в белый карлик) распухнет куда сильнее, чем это сейчас демонстрирует Арктур — не в 25 раз по диаметру, а в 100. Но и у Арктура всё то же самое впереди.

Арктур на несколько миллиардов лет старше Солнца, и все самое прекрасное в его звёздной жизни осталось в прошлом. Сейчас астрономы дают ему 8,5 млрд.лет, и еще полтра млрд. лет он будет увеличиваться в размерах, пока не сожжет весь гелий в своём ядре. А как только с гелием будет покончено, верхняя оболочка этого гиганта отслоится от ядра и оставит в пространстве красивую планетарную туманность. Ядро же превратится в белый карлик и еще многие миллиарды лет будет медленно остывать — возможно, до полного рассеивания Вселенной.

Если задуматься, у большинства звезд довольно скучное будущее.

Но у Арктура оказалось весьма интересное прошлое

О нем рассказало стремительное движение звезды. Проанализировав траекторию движения Арктура и тысяч звезд в его окружении, астрономы выделили как минимум полсотни звезд, которые перемещаются схожим образом и имеют близкий уровень металличности (концентрации тяжелых элементов в атмосферах). Оказалось, что Арктур возглавляет не только созвездие (что по сути своей лишь проекция на небо человеческой фантазии), но и целый звездный поток, устремленный неожиданным образом — вне плоскости Млечного пути (и даже против его вращения!). Такое поведение звезд в потоке Арктура рождает гипотезу о внегалактическом происхождении этой группы звезд. Вероятнее всего несколько миллиардов лет (по некоторым оценкам — около 2 млрд.лет) назад Млечный путь поглотил небольшую галактику, звезды которой влились в наш "звёздный город", но сохранили необычные для Млечного пути траектории движения, распутывая которые можно воссоздать картину этого галактического слияния.

Обладая столь внушительно свитой собратьев по иногалактическому прошлому, Арктур сам по себе, по видимому, одинок. Сколько не искали астрономы поблизости от этой звезды какую-нибудь еще звездочку поменьше, ничего не нашли. И в эпоху поиска внесолнечных планет к Арктуру тоже внимательно присматривались. И были основательные подозрения, что как минимум одна планета здесь быть должна. Но эти подозрения не выдержали суровых научных проверок — все предположения оказались ошибочными. Арктур оказался редкой одинокой звездой, ведь большинство звезд во Вселенной являются двойными или кратными. И это одиночество в какой-то мере "роднит" его с Вегой, у которой астрономы тоже тщательно высматривали спутники, но пока ничего не нашли.

При наблюдении в бинокль на расстоянии несколько угловых минут к югу от Арктура хорошо заметна неяркая звездочка 6-й звездной величины. Может показаться, что это спутник Арктура. На самом деле близость эта иллюзорна. Замеченная поблизости звёздочка находится во много раз дальше от нас, чем близкий сосед Арктур. Такие пары звезд, которые видны на небе рядом друг с другом, но разделены в пространстве непреодолимым расстоянием, астрономы называют оптическими парами.

Звезда Арктур и её оптический компаньон — вид в подзорную трубу
Звезда Арктур и её оптический компаньон — вид в подзорную трубу

Источник: блог проекта «Вселенная и Человек»

Автор: Андрей Климковский

Комментарии (19)


  1. R3EQ
    27.09.2025 07:27

    Сам был удивлён, когда летом я узнал, что стал Арктур ярче Веги, и она стала самой яркой звездой в северном полушарии. Всю жизнь считал, что это Вега. Так было написано в старых учебниках и книгах. Сейчас посчитал в процентах - на 12% ярче.


    1. klimkovsky Автор
      27.09.2025 07:27

      Да. Это и для меня новость, правда уже давняя. Тоже большую часть жизни считал ярчайшей в северном небе Вегу... как-то даже, было дело, загрустил по этому поводу.

      Но откуда 12%? - Там же всего-ничего...


      1. R3EQ
        27.09.2025 07:27

        Тоже удивительно. На глаз кажется от силы 2-3%. А по подсчёту разница на 0.08 зв. вел. составляет примерно..... (пересчитал повторно) около 7.6%. (100^⅕)^0.08=1.076=7.6%. И я не могу понять, откуда утром я получил 12%


        1. klimkovsky Автор
          27.09.2025 07:27

          Понятно. Спасибо за уточнение


  1. fujinon
    27.09.2025 07:27

    Статья в стиле "Сокровищ звездного неба", спасибо )


    1. klimkovsky Автор
      27.09.2025 07:27

      Всегда для Вас пожалуйста. Очень приятно, что помните Зигеля ;-)


  1. softi
    27.09.2025 07:27

    А я по дурости полагал, что либо Венера, либо Полярная звезда самые яркие...


    1. K0styan
      27.09.2025 07:27

      Полярная ж даже на глаз на самую яркую не тянет. Главная её фишка именно в полярности, т.е. нахождение в зените (ну, не совсем) относительно северного полюса. А это даёт стабильное положение на небе, несмотря на вращение Земли.


      1. klimkovsky Автор
        27.09.2025 07:27

        нахождение в зените (ну, не совсем) относительно северного полюса

        Вот это очень странная формулировка.

        Конечно, для наблюдателя, находящегося на на северном географическом полюсе, Полярная звезда окажется вблизи зенита. Но - только для такого наблюдателя.

        А вообще, ось вращения Земли направлена в сторону Полярной звезды (с точностью до 1 градуса - в нашу эпоху, разумеется). И это делает её практически неподвижной на небе для всех наблюдателей северного полушария Земли. А в южном она не видна.


        1. K0styan
          27.09.2025 07:27

          Спасибо. Формулировал на ходу, слова "ось вращения Земли" как-то не сложились.


          1. klimkovsky Автор
            27.09.2025 07:27

            В античные времена с этим тоже были проблемы ;-)


      1. alche
        27.09.2025 07:27

        Кстати, Вега будет играть роль Полярной тысяч через 15 лет, сменив в этой роли Денеб.


        1. K0styan
          27.09.2025 07:27

          Этой проблемой займёмся по мере поступления)


    1. Andrewty
      27.09.2025 07:27

      Венера вообще планета. Полярная - около +2m, рядовая по яркости звезда. Самая яркая звезда - Сириус.


      1. klimkovsky Автор
        27.09.2025 07:27

        Но если сравнивать в абсолютных звёздных величинах, то Полярная существенно ярче Сириуса окажется ;-)


    1. LordMegamind
      27.09.2025 07:27

      Венера и не звезда вовсе. А Полярная более знаменита своим удобным положением, нежели яркостью


      1. klimkovsky Автор
        27.09.2025 07:27

        Совершенно верно


    1. klimkovsky Автор
      27.09.2025 07:27

      Есть такое общепринятое в народе мнение, что Полярная звезда самая яркая... и что она же иначе зовется Венерой... ;-) Несколько раз с этим сталкивался ;-)


      1. LordMegamind
        27.09.2025 07:27

        Это мнение очень темных в научном смысле людей. Самые яркие звезды неба всегда были Сириус, Канопус, Вега, Денеб, Альтаир, Арктур, Антарес, Капелла и т.д.

        Венера всегда была планетой и никак не может быть Полярной звездой хотя бы по причине того, что Полярная звезда торчит рядом с СПМ (тем и знаменита), а Венера перемещается по небу.

        Зря из шкъёлэ убрали астрономию)