Приветствую всех!

Если вы живёте в Питере или просто когда-либо бывали там, то вполне могли видеть этот девайс. Появившийся несколько раньше «Сезам» был самым суровым, тогда как этот по праву можно назвать самым красивым домофоном тех лет.

Изначально я думал, что ничего такого про этот экземпляр я рассказать не смогу: за неимением блока управления запустить её не получится. Однако при детальном рассмотрении оказалось, что даже сама панель заслуживает отдельного поста. Что же там такого интересного? Сейчас и узнаем.

❯ Суть такова

Где-то в конце восьмидесятых в Питере появилась своя локальная модель домофонов.

Выпускал их ленинградский завод «Северный пресс». Само собой, домофоны такой модели за пределами Питера не встречаются нигде. Также нетрудно догадаться, что к домофонам «Vizit» этот аппарат вообще не имеет никакого отношения.

Отличались они довольно красивым дизайном и высокой (в сравнении с другими домофонами) надёжностью. Также это один из немногих известных мне советских домофонов, где использовались полноценные ключи. Во всех других либо в принципе не было ничего подобного (и стояли электромеханические замки с ключом под механическую личинку), либо были коды (как в ЗПУ «Визит»), либо ключи были, но весьма условные («Сезам» и его производные).

Отличались они и фантастической прочностью и стойкостью к воздействиям внешней среды. Если погулять по центру Питера, можно найти немало разбитых или закрашенных «Визитов», но точно ни одного сгнившего. Пока куда более поздние «Сезамы» и «Элтисы» гниют и превращаются в труху, питерским «Визитам» всё нипочём.

Сама по себе эта панель не слишком редкая: в Питере их осталось ещё много, хотя и с каждым годом их число всё уменьшается. А вот блоков управления от них очень мало. Выглядит этот блок как ящик очень внушительных размеров с кучей модулей на шасси. Зачастую там, где ящики ещё остались, модули давным-давно стали собственностью охотников за драгметаллами.

Один из уцелевших блоков.

❯ Обзор оборудования

Итак, посмотрим на доставшиеся мне железки.

А вот и первый экземпляр. Панель довольно внушительных размеров, едва умещается на столе.

Сверху два транспаранта «Говорите» (загорается, когда абонент отвечает) и «Закрыто» (горит, когда подаётся питание на замок). Чуть ниже цифровая клавиатура и кнопка сброса. Набор абонента тут абсолютно типовой для тех лет — вводим трёхзначный номер и ждём ответа.

На некоторых модификациях вместо «Закрыто» написано «Входите».

Ещё ниже динамик, щель оптического считывателя и кнопка включения освещения в подъезде. Сейчас такое кажется странным, но в те времена не было ламп с датчиком движения, не говоря уже об «умных домах», поэтому в подъездах, где был установлен данный агрегат, освещением управлял домофон, что позволяло экономить электричество. Управление освещением было чисто питерской фишкой, в других городах подобного замечено не было.

Обратная сторона. В глаза бросается суровый промышленный разъём РП14, какие-то провода, трансформатор.

Клавиатура явно не раз чинилась...

Трансформатор. Зачем он нужен, разберёмся чуть позже.

Считыватель. Во многом именно из-за него я решил вообще рассказать про эту панель. Но обо всём по порядку.

Плата управления считывателем.

Заводская наклейка.

Некая схема подключения считывателя.

Разъём.

Также среди проводов была какая-то записка. Что это такое, мне неведомо. Наверное, координаты тайника с кучей редких домофонов.

Вторая панель в намного худшем состоянии. Кто-то явно бил по ней молотком или даже чем-то потяжелее.

Клавиатуре сильно досталось, стёкла с надписями давно разбились и потерялись.

Но с обратной стороны всё весьма неплохо, если не считать отсутствующего магнита у динамика.

А вот это блок абонента. Этот домофон симплексный — чтобы сказать что-то, надо зажать кнопку с динамиком. Рядом кнопки для открытия двери и включения освещения в подъезде. Чуть ниже лампочка индикации вызова.

С обратной стороны потенциометр регулировки громкости и заводская наклейка. Интересно, от чего это корпус? Углубление сверху — явно какой-то батарейный отсек...

Сверху разъём СГ-5 (DIN-5) для подключения.

❯ Разбираем панель

Если первая панель полностью целая, то вторая сильно пострадала. Её мы и будем использовать для реверса. Вряд ли разбитый корпус можно восстановить, да и панель эта не самая редкая, так что этот экземпляр после препарирования стал донором некоторых деталей и отправился моему товарищу на опыты.

Подключается панель телефонным кабелем кабелем типа ТПП.

Клавиатура собрана весьма своеобразно: используются нормально замкнутые контакты микриков. Никакой матрицы, как в более новых девайсах, тут нет, от каждой кнопки идёт по проводу. Между клавишами валяются две сгоревшие спички.

Схема клавиатуры.

Очень радует, что каждый провод промаркирован своим кембриком. Пожалуй, это первый советский домофон с таким вниманием к деталям. В других панелях схема либо была, но такая, что толку от неё было чуть менее, чем никакого, либо все провода (чтобы враг не догадался) были неподписанные и одного цвета.

Никакой защиты от повреждения динамика вандалами здесь не предусмотрено.

Впрочем, отверстия тут и так достаточно маленькие, да ещё и не слишком заметные.

❯ Связь

Как мы помним, рядом с динамиком расположился трансформатор.

Это очень экзотический для гражданской техники ТА2-115-400. Вообще, это сетевой трансформатор для сети ~115 В 400 Гц. Такие обычно можно встретить в различной военной, авиационной и судовой аппаратуре. Здесь же он используется просто как сигнальный.

Схема этой цепи. Зачем это сделано, очевидно: когда говорит абонент, звук подаётся на динамик, когда же говорит посетитель, сигнал (более высокого напряжения, нежели напрямую с динамика) снимается с трансформатора, что позволяет уменьшить потери в соединительной линии до ящика управления.

А вот так подключены сигнальные лампы.

Из забавного — в недрах панели был найден вот такой «десюнчик». Похоже, разбили этот экземпляр ещё очень давно...

А вот и окончательная распиновка.

❯ Блок абонента

Взглянем на начинку квартирного блока.

Откручиваем два винта и снимаем крышку. На ней три кнопки, динамик, разъём и сигнальная лампа вызова.

С обратной стороны потенциометр и плата.

Здесь всё просто: когда кнопка разговора отжата, звук поступает на динамик, когда нажата, динамик, служащий в этот момент как микрофон, подключается к усилителю.
Распиновка блока оказалась следующая:

  1. Линия (+)

  2. Линия (-)

  3. Освещение в подъезде

  4. Освещение в подъезде

  5. Ничего

Также удалось найти паспорт квартирного блока, который мы оцифровали:

Инструкция

Ничего интересного там нет, но для истории всё равно неплохо сохранить.

❯ Считыватель

Перейдём к самому интересному: к тому, ради чего я вообще решил про это написать.

Здесь используются всё те же самые оптические ключи, какие я показывал уже не раз. А вот считыватель тут очень необычный. Он представляет собой этакую матрицу 3*5, куда втыкаются датчики. Их расположением и задаётся паттерн ключа.

Считыватель тоже сильно пострадал от рук вандалов. Между двух половинок оказались современные десять копеек и несколько сгоревших спичек.

Половинка с датчиками.

Воистину, это самый суровый оптический считыватель из мною виденных. В качестве подсветки тут не ИК-диоды, как мы привыкли, а сверхминиатюрные лампы накаливания. Увы, время и погодные условия никого не щадят, и все лампочки сгнили: едва я взял эту конструкцию в руки, как половина выводов отвалилась. Оказалось, что под кембриком они напрочь заржавели.

С другой стороны расположились фотодиоды. Им тоже пришлось несладко...

❯ Схема считывателя

Как же вообще работает считыватель, работающий без микроконтроллеров и даже вообще без каких-либо микросхем? А устроен он весьма и весьма своеобразно (и одновременно с этим гениально). Можно даже сказать, что в какой-то степени он вообще аналоговый.

Считыватель состоит из подсветки в виде четырёх лампочек накаливания (с отводом от центра для питания датчиков) и четырёх датчиков-фотодиодов. Эти фотодиоды попарно объединены в две группы. В одной из них они соединены последовательно, а в другой - параллельно. Сделано это не просто так.

Вот так выглядели ключи от данного домофона. В глаза сразу бросается малое (по сравнению с более новыми домофонами) число отверстий. Так вот. Принцип работы считывателя был основан на перекрытии одной группы датчиков и засветке другой. Те датчики, которые соединены последовательно, — «контрольные», напротив них в ключе должно быть отверстие. Другие два — «рабочие», они должны быть перекрыты. Таким образом, одна пара датчиков контролирует вставку ключа, а другая — то, что вставлен именно ключ. Если исключить из схемы «контрольную» группу фотодиодов, то замок будет открываться вставкой любого плоского предмета в считыватель.

Схема платы контроллера.

❯ Оживляем считыватель

В целой панели считыватель не был забит или сломан, но лампочки и фотодиоды всё равно подгнили.

В фотодиодах легко угадываются ФД256.

У меня есть вот такие ключи для этого домофона. Настроил считыватель под паттерн №2.

И после этого считыватель успешно заработал. При вставке ключа лампа «Закрыто» гаснет.

❯ Что же в итоге?

Вот таким интересным девайсом оказался этот домофон. Если вдруг когда-нибудь ко мне в руки попадёт его блок управления, я обязательно попробую его запустить и напишу отдельный пост про то, как он работает.

Кстати, этот «Визит» по праву можно считать самым надёжным домофоном времён СССР. Последний рабочий такой экземпляр в Питере был заменён всего несколько лет назад, прожив без единого ремонта очень долгое время.

Такие дела.


Новости, обзоры продуктов и конкурсы от команды Timeweb.Cloud - в нашем Telegram-канале

Перед оплатой в разделе «Бонусы и промокоды» в панели управления активируйте промокод и получите кэшбэк на баланс.

Комментарии (0)


  1. vesowoma
    26.09.2025 10:10

    Была у меня игра-головоломка "15", советского производства. Так там фишки с номерами один в один как тут клавиши. Только цвет другой. Скорее всего были стандартизированы формы для литья пластика.


    1. MaFrance351 Автор
      26.09.2025 10:10

      Хмм. После разборки разбитой панели тоже мельком появилась мысль в качестве фишек эти кнопки использовать.

      Но так и не придумал, где и как. В итоге собрал всё в кучу и отправил товарищу.