В IT-сфере (да и в другой тоже), где конкуренция за таланты высока, а текучка кадров — больная тема, HR-инструменты часто работают формально. Но есть решения, которые действительно влияют на вовлечённость сотрудников. Одно из них — корпоративные сообщества. Привет, Хабр! Я Антонина Коломиец, начальник отдел развития корпоративной культуры и сообществ в ОТП Банке и я расскажу про наш кейс. Кстати недавно моя команда получила Золото в премии hh.ru в номинации «Столица» как раз за этот кейс. Погнали!
В ОТП Банке профессиональные IT-сообщества и комьюнити по интересам не просто существуют — они генерируют идеи для бизнеса и снижают текучку. Участники таких объединений в 3 раза чаще рекомендуют банк как работодателя, быстрее адаптируются и реже увольняются.
Как устроена эта экосистема?
Когда я пришла в компанию, комьюнити уже существовали, но работали не слаженно.
Это были отдельные островки без мостов. Не было методологии, единой стратегии. Мы поняли: если наладить взаимодействие, можно получить мощный эффект для бизнеса». Ранее написала статью о том, почему компании вкладываются в корпоративные сообщества.
Сегодня в банке 35 сообществ, которые делятся на два типа:
Профессиональные (IT, AI, фронтенд) — здесь сотрудники из разных подразделений решают бизнес-задачи и общаются по проф.темам.
По интересам (беговое, арт, ESG) — повышают вовлечённость и корпоративную культуру.
Например, на хакатоне IT-сообщества разработали 6 проектов, три из которых внедряется сейчас в работу банка.
А ESG-сообщество, начинавшееся с росписи стен в больнице, теперь объединяет 210 сотрудников и провело 17мероприятий.
Как работают профессиональные сообщества в ОТП Банке. Особенно интересен опыт AI-сообщества — самого активного среди профессиональных. Участники обсуждают тренды, делятся лайфхаками по применению ИИ в работе и проводят внутренние митапы.
Это не просто чат — здесь рождаются решения, которые потом могут быть применены в банке.
Почему это работает?
Горизонтальные связи — сотрудники из разных команд обмениваются опытом без бюрократии.
Быстрое тестирование идей — в сообществах можно экспериментировать без долгих согласований.
Мотивация через самореализацию — если проект «не зашёл» в основном потоке работы, его можно доработать в комьюнити.
4 человека против текучки: как управлять 35 сообществами
Казалось бы, для такой экосистемы нужен целый отдел 35 комьюнити менеджеров.
Но в ОТП Банке управление сообществами держится на 4 специалистах методологах .
Как?
Лидеры-энтузиасты — 50 сотрудников добровольно вкладываются в развитие комьюнити и драйвят их.
Программа обучения — лидеров учат софт-скиллам (эмпатия, мотивация) и хард-скиллам (управление сообществом, аналитика).
Минимальный контроль — команда не диктует правила, а создаёт условия для развития. Когда у сообщества есть свой лидер-энтузиаст, оно работает лучше, чем под управлением нанятого менеджера.
Экономика сообществ: почему это выгодно бизнесу
Годовой бюджет системы комьюнити сопоставим с 2-3 крупными корпоративным мероприятиями, но эффект в итоге получается работает в долгую.
Наш проект в комплексе с другими инструментами HR позволил достичь впечатляющих результатов в 2024 (vs 2023 год):
Снизить текучесть на 9,6 пп
Сократить срок закрытия вакансий на 2 рабочих дня, а стоимость привлечения на 18%
Увеличить закрытие вакансий по программе «Приведи друга» на 43%
Достичь 25 млн + просмотров статей о сообществах ОТП Банка во внешних каналах коммуникации
Повысить на 9% уровень удовлетворенности внутренних клиентов
За год мы провели 260+ мероприятий и создали 30 сообществ (профессиональные + по интересам)
5 правил для IT-компаний: как внедрить систему сообществ
Отдельная команда — нельзя поручить HR «заодно» вести комьюнити. Нужны dedicated-менеджеры.
Методика — чёткий подход к созданию и развитию сообществ (например, свой Community PlayBook, собранный на основе методик рынка и адаптированный под задачи бизнеса ).
Правила игры — цифровое пространство, которое регламентирует работу комьюнити и подсказывает общие правила внутри экосистемы.
Единая платформа реализации — все сообщества должны быть в одном месте (Telegram, корпоративный мессенджер или любая другая удобная для вас платформа).

Также про сообщества (и психологию) пишу в своем tg-канале — заглядывайте.
Комментарии (2)
Wosk1947
30.06.2025 15:32Лучше бы компании вкладывались в балансирование нагрузки на сотрудников и увеличение зарплат. Это гораздо лучший мотиватор "вовлекаться", чем все ваши игрульки, которые вы на рабочих местах придумываете. Хакатоны и спортивные мероприятия я себе и сам прекрасно устраиваю.
pnmv
я, конечно, никогда не работал в отп-банке, поскольку не получал откликов на резюме (видимо, не нужны люди с моим набором навыков), но:
если кто-нибудь привел своих друзей, бывших сокурсников итд, это всё может повысить, и вовлеченность, и всё что угодно. они и так дружат, поэтому им легко. зачастую, молодые одногодки сбиваются в стаи - тоже своего рода внутренний тимбилдинг.
при найме же отдельного сотрудника, который в "коллективе" ничей, ну или не слишком молод, возможны любые негативные варианты, а попытки принудительного вовлечения приведут к усиленному сопротивлению, со стороны "дружного коллектива", который отлично дружит против тех, кто "пришел с улицы", несмотря на возможные разногласия между сложившимися группировками..