В IT-сфере (да и в другой тоже), где конкуренция за таланты высока, а текучка кадров — больная тема, HR-инструменты часто работают формально. Но есть решения, которые действительно влияют на вовлечённость сотрудников. Одно из них — корпоративные сообщества.  Привет, Хабр! Я Антонина Коломиец, начальник отдел развития корпоративной культуры и сообществ в ОТП Банке и я расскажу про наш кейс. Кстати недавно моя команда получила Золото в премии hh.ru в номинации «Столица» как раз за этот кейс. Погнали!

В ОТП Банке профессиональные IT-сообщества и комьюнити по интересам не просто существуют — они генерируют идеи для бизнеса и снижают текучку. Участники таких объединений в 3 раза чаще рекомендуют банк как работодателя, быстрее адаптируются и реже увольняются. 

Как устроена эта экосистема?

Когда я пришла в компанию, комьюнити уже существовали, но работали не слаженно.

Это были отдельные островки без мостов. Не было методологии, единой стратегии. Мы поняли: если наладить взаимодействие, можно получить мощный эффект для бизнеса». Ранее написала статью о том, почему компании вкладываются в корпоративные сообщества.

Сегодня в банке 35 сообществ, которые делятся на два типа:

  1. Профессиональные (IT, AI, фронтенд) — здесь сотрудники из разных подразделений решают бизнес-задачи и общаются по проф.темам.

  2. По интересам (беговое, арт, ESG) — повышают вовлечённость и корпоративную культуру.

Например, на хакатоне IT-сообщества разработали 6 проектов, три из которых внедряется сейчас в работу банка.

А ESG-сообщество, начинавшееся с росписи стен в больнице, теперь объединяет 210 сотрудников и провело 17мероприятий.

Как работают профессиональные сообщества в ОТП Банке. Особенно интересен опыт AI-сообщества — самого активного среди профессиональных. Участники обсуждают тренды, делятся лайфхаками по применению ИИ в работе и проводят внутренние митапы.
Это не просто чат — здесь рождаются решения, которые потом могут быть применены в банке.

Почему это работает?

  • Горизонтальные связи — сотрудники из разных команд обмениваются опытом без бюрократии.

  • Быстрое тестирование идей — в сообществах можно экспериментировать без долгих согласований.

  • Мотивация через самореализацию — если проект «не зашёл» в основном потоке работы, его можно доработать в комьюнити.

4 человека против текучки: как управлять 35 сообществами

Казалось бы, для такой экосистемы нужен целый отдел 35 комьюнити менеджеров.
Но в ОТП Банке управление сообществами держится на 4 специалистах методологах .

Как?

  • Лидеры-энтузиасты — 50 сотрудников добровольно вкладываются в развитие комьюнити и драйвят их.

  • Программа обучения — лидеров учат софт-скиллам (эмпатия, мотивация) и хард-скиллам (управление сообществом, аналитика).

  • Минимальный контроль — команда не диктует правила, а создаёт условия для развития. Когда у сообщества есть свой лидер-энтузиаст, оно работает лучше, чем под управлением нанятого менеджера.

Экономика сообществ: почему это выгодно бизнесу

Годовой бюджет системы комьюнити сопоставим с 2-3 крупными корпоративным мероприятиями, но эффект в итоге получается работает в долгую.

Наш проект в комплексе с другими инструментами HR позволил достичь впечатляющих результатов в 2024 (vs 2023 год):

  • Снизить текучесть на 9,6 пп

  • Сократить срок закрытия вакансий на 2 рабочих дня, а стоимость привлечения на 18%

  • Увеличить закрытие вакансий по программе «Приведи друга» на 43%

  • Достичь 25 млн + просмотров статей о сообществах ОТП Банка во внешних каналах коммуникации

  • Повысить на 9% уровень удовлетворенности внутренних клиентов

За год мы провели 260+ мероприятий и создали 30 сообществ (профессиональные + по интересам)

5 правил для IT-компаний: как внедрить систему сообществ

  1. Отдельная команда — нельзя поручить HR «заодно» вести комьюнити. Нужны dedicated-менеджеры.

  2. Методика — чёткий подход к созданию и развитию сообществ (например, свой Community PlayBook, собранный на основе методик рынка и адаптированный под задачи бизнеса ).

  3. Правила игры — цифровое пространство, которое регламентирует работу комьюнити и подсказывает общие правила внутри экосистемы.

  4. Единая платформа реализации — все сообщества должны быть в одном месте (Telegram, корпоративный мессенджер или любая другая удобная для вас платформа).


Также про сообщества (и психологию) пишу в своем tg-канале — заглядывайте.

Комментарии (2)


  1. pnmv
    30.06.2025 15:32

    я, конечно, никогда не работал в отп-банке, поскольку не получал откликов на резюме (видимо, не нужны люди с моим набором навыков), но:

    если кто-нибудь привел своих друзей, бывших сокурсников итд, это всё может повысить, и вовлеченность, и всё что угодно. они и так дружат, поэтому им легко. зачастую, молодые одногодки сбиваются в стаи - тоже своего рода внутренний тимбилдинг.

    при найме же отдельного сотрудника, который в "коллективе" ничей, ну или не слишком молод, возможны любые негативные варианты, а попытки принудительного вовлечения приведут к усиленному сопротивлению, со стороны "дружного коллектива", который отлично дружит против тех, кто "пришел с улицы", несмотря на возможные разногласия между сложившимися группировками..


  1. Wosk1947
    30.06.2025 15:32

    Лучше бы компании вкладывались в балансирование нагрузки на сотрудников и увеличение зарплат. Это гораздо лучший мотиватор "вовлекаться", чем все ваши игрульки, которые вы на рабочих местах придумываете. Хакатоны и спортивные мероприятия я себе и сам прекрасно устраиваю.