«Дорогой, включи первый канал — сейчас будет моя любимая программа». «А у меня футбол на втором, между прочим». И вот уже спор набирает обороты — а там недалеко и до скандала. Оказывались в такой ситуации? Сегодня это звучит почти комично: ведь большую часть контента мы смотрим на разных устройствах и в интернете.

Но когда из гаджетов на семью был только старенький телевизор, а интернет — это максимум «би-би-бип» из диалаповского модема, ситуация вполне имела место быть. А что уж говорить о том, что происходило 50-60 лет назад? Сколько бы браков спасло устройство с двумя экранами? Ровно так думал и Аллен Дюмон, пионер коммерческого телевидения в США. 


Начало пути: от осциллографов к телевизионной сети

Главный герой нашей статьи родился в Бруклине в 1901 году. В 10 лет с мальчиком случилась настоящая беда — он заболел полиомиелитом. Пока Аллен лежал на карантине, отец приносил ему книги и журналы. Но особенно его увлекали статьи по радиотехнике. Неудивительно, что на день рождения он получил детекторный радиоприемник. 

Мальчик самозабвенно настраивал приёмник, разбирал его и снова собирал, быстро освоив принципы работы и основы схемотехники. Со временем Аллен попросил радиокомпоненты у родителей и начал совершенствовать своё радио.

В 1915 году в возрасте 14 лет он стал самым молодым американцем, который получил лицензию радиста первого класса. Неудивительно, что свою жизнь он собирался связать с радиотехникой. 

Для многих семей, кто мог себе позволить подобную технику, радио становилось настоящий отдушиной, позволяющей отвлечься от проблем
Для многих семей, кто мог себе позволить подобную технику, радио становилось настоящий отдушиной, позволяющей отвлечься от проблем

В 1924 году он окончил Политехнический институт Ренсселера, после чего устроился на работу в Westinghouse Lamp Company. Он отвечал за производство радиоламп и в первый же год увеличил выпуск с 500 до 50 000 штук в день (!!!). За это он получил премию в 500 долларов — по тем временам сумму, сопоставимую с годовой зарплатой рабочего (около 8–9 тысяч долларов в нынешних ценах). А в 1928 году он начинает работу с Ли де Форестом: помогает модернизировать его фабрику de Forest Radio Telephone & Telegraph. И тогда же работает с ним над совершенствованием телевизионной механической системы Фрэнсиса Дженкинса. С того времени и до своей смерти Аллен Дюмон навсегда «заболел» телевидением.  

Ли де Форест прославился, прежде всего, как изобретатель «Аудиона» — первого вакуумного триода
Ли де Форест прославился, прежде всего, как изобретатель «Аудиона» — первого вакуумного триода

Однако Дюмон понимал, что механическое телевидение — тупиковая ветка. Будущее — за электронно-лучевыми трубками с электронной разверткой изображения. В 1932 году Дюмон открывает компанию DuMont Laboratories в подвале своего дома, с бюджетом в 1000 долларов, и погружается глубже в тему ЭЛТ. 

В том же году он создает «волшебный глаз» — электронно-лучевую индикаторную трубку, которая визуально показывает амплитуду радиочастотного сигнала. Устройство позволяло быстро определить, что радиоприемник настроен правильно. В 1935 году первый «волшебный глаз» под маркировкой RCA-6E5 стал выпускаться в коммерческих целях. 

По сути «волшебный глаз» представлял собой усилитель-триод, внутри которого располагалась еще конусообразная пластина, покрытая зеленым люминофором. При попадании на пластину электронов она светилась. Причем форма свечения менялась, в зависимости от интенсивности потока частиц. Справа — радиоприемник Mission Bell, оснащенный электронно-световым индикатором
По сути «волшебный глаз» представлял собой усилитель-триод, внутри которого располагалась еще конусообразная пластина, покрытая зеленым люминофором. При попадании на пластину электронов она светилась. Причем форма свечения менялась, в зависимости от интенсивности потока частиц. Справа — радиоприемник Mission Bell, оснащенный электронно-световым индикатором

 Параллельно он изучает самые современные разработки в области электронно-лучевых трубок для коммерческого телевидения. И обнаруживает, что срок службы ЭЛТ составляет меньше 30 часов из-за быстрой деградации люминофора. Долго такой телевизор не посмотришь. 

В 1933 году Аллен Дюмон находит способрешить проблему с люминофором и увеличить срок службы ЭЛТ аж до 1000 часов. Но денег на разработку телевизоров нет, и Дюмон решает сосредоточиться на более прибыльной и практически не занятой ниши — осциллографах. И к 1937 году он зарабатывает на их продаже больше 100 000 долларов

Осциллографы DuMont на основе газонаполненного тиратрона давали горизонтальную развертку невероятного качества и отображали детализированную форму сигнала с широкими возможностями настройки по скорости и частоте. Лидирующие позиции компании DuMont удалось потеснить только Tektronix в 1950-х годах за счет инновационного генератора временной развертки. Но о «битве осциллографов» подробнее поговорим в другой статье.  

Слева — первый коммерческий осциллограф DuMont 304 1934 года, справа — DuMont 164 1940 года
Слева — первый коммерческий осциллограф DuMont 304 1934 года, справа — DuMont 164 1940 года
К слову, модель 224-A использовалась при разработке радиолокационных систем США во времена Второй мировой войны
К слову, модель 224-A использовалась при разработке радиолокационных систем США во времена Второй мировой войны

Так Аллен Дюмон смог выделить деньги на разработку электронного телевизора и в июне 1938 года представил модель DuMont 180 с диагональю 14 дюймов. Она стоила 395 долларов, что сегодня эквивалентно почти 9000 долларов. Неудивительно, что мало кто мог позволить себе такую покупку. К 1944 году в личном пользовании американцев было всего 7000 телевизоров

Слева — DuMont 180 1938 года. Справа — DuMont Big Screen с диагональю 19 дюймов, 1950 года
Слева — DuMont 180 1938 года. Справа — DuMont Big Screen с диагональю 19 дюймов, 1950 года

Но была и другая проблема: на тот момент практически не было доступных для просмотра программ. Тогда Аллен Дюмон решает создать собственную телевизионную сеть DuMont Network. В 1939 году он запускает свою станцию W2XWV, вещавшую из Пассеик, Нью Джерси — там же располагался завод по производству осциллографов и телевизоров. 2 мая 1944 года Дюмон получил коммерческую лицензию, перебрался в Нью-Йорк и сменил позывной на WABD. 

Его станция стала шестой по счету во всей Америке. А помещение для съемок объемом 14 200 кубических метров сделало студию крупнейшей в мире на тот момент. Причем именно DuMont Network стала первой сетью, которая ввела рекламные паузы (работала на полной самоокупаемости, продавая права нескольким рекламодателям), сняла первый ситком Mary Kay and Johnny, первую мыльную оперу Faraway Hill, и много чего еще. Во многом именно телесеть Аллена Дюмона определила облик современного телевидения. 

Денег от продажи осциллографов с лихвой хватало на активную рекламу. На картинке справа — программа телепередач в 1945 году
Денег от продажи осциллографов с лихвой хватало на активную рекламу. На картинке справа — программа телепередач в 1945 году

Таким образом, к окончанию войны бизнес Аллена Дюмона процветал:

  • собственная телесеть, конкурирующая с гигантами NBC и CBS;

  • телевизионные приемники высокого качества и надежности, транслирующие программы DuMont Network;

  • осциллографы, с качеством которых не мог сравниться ни один конкурент.

Идея на миллион: телевизор 2 в 1

Но что делает любой бизнесмен, когда с его предприятиями все хорошо? Правильно — хочет, чтобы было еще лучше. И Аллену Дюмону приходит в голову гениальная мысль: разработать телевизор, который будет транслировать две программы одновременно. Ведь это — реальная причина ссор между супругами, братьями, супругами и друзьями. 

Первый прототип 1945 года весил больше 40 кг и помещался в доработанный деревянный корпус DuMont RA-101 с двумя черно-белыми экранами с диагональю 12 дюймов каждый. Для воспроизведения двух каналов звука, чтобы не мешать друг другу, использовались наушники. 

На корпусе располагался переключатель на 10 положений. С его помощью можно было настроиться:

Дополнительно слева внизу находился виниловый проигрыватель: звук выводился через динамик справа внизу. По сути, Дюмон решил создать полноценный развлекательный центр для всей семьи. 

Единственный прототип хранится в Смитсоновском музее
Единственный прототип хранится в Смитсоновском музее

В 1954 году DuMont представила совершенно другой подход, названный Duoscopic. Теперь два изображения реально транслировались на одном экране. Если смотреть на него без дополнительных устройств, то картинки казались наложенными друг на друга. Но если надеть поляризационные очки или использовать поляризационную панель, два человека могли смотреть разные передачи.

Для прослушивания звука использовались либо наушники (для двух каналов), либо можно было вывести звук от одного канала через общий динамик. 

Рекламная кампания в Associated Press Wirephoto сделала фотографию с подписью, идеально отвечавшую запросам целевой аудитории: «Больше никаких одиноких ночей для жены». То есть она могла бы присоединиться к мужу», который уже отдыхал в удобном кресле, наслаждаясь любимым сериалом, и посмотреть что-то по своему вкусу.

Семья смотрит программы через поляризационные очки
Семья смотрит программы через поляризационные очки

Рекламная брошюра DuMont была еще красноречивее: «пока ОН смотрит и слушает бои, ОНА видит и слышит свою спортивную игру». «Раздельный просмотр и звук дают вашей семье возможность выбора».

Кажется, что идея по-настоящему гениальная
Кажется, что идея по-настоящему гениальная

Суть заключалась в технологии разделения и изоляции изображения и звука. Проектор Duoscopic состоял из двух 7" черно-белых ЭЛТ-мониторов, каждый с собственным источником сигнала, установленных перпендикулярно друг другу. Полупрозрачное зеркало накладывало два изображения на один экран, который затем можно было фильтровать с помощью поляризационных очков или экранов.

Так выглядит расположение элементов в телевизоре: довольно простая и оригинальная реализация. Учитывая, что этому устройству более 70 лет
Так выглядит расположение элементов в телевизоре: довольно простая и оригинальная реализация. Учитывая, что этому устройству более 70 лет

Рядом можно было удобно разместить отдельный блок для управления громкостью каждой программы. Пользователи могли переключаться между двумя программами одним щелчком переключателя. Все телевизоры снабжались комплектом наушников с длинными проводами, чтобы можно было сесть на комфортном расстоянии и наслаждаться передачей, откинувшись в кресле.

Другой вариант просмотра Duoscopic: через поляризационные панели на стойках
Другой вариант просмотра Duoscopic: через поляризационные панели на стойках

Был построен первый прототип и выдан на тестирование разным журналам. Те наперебой хвалили и саму идею, и реализацию. В номере журнала «Electrical Engineering» за март 1954 года отмечали прекрасную работу по разделению звука: «зритель легко может смотреть одну телевизионную программу и одновременно слушать звук другой, не мешая друг другу».

В заметке в Panama City News Herald писали: «пока часть семьи смотрит и слушает телевизор, другие могут спокойно читать, играть в бридж или размышлять». Возможно, к последним относятся дети, которым даже с двумя экранами не нашлось возможности посмотреть мультфильмы, пока мама смотрит мыльную оперу, а папа — бокс. 

По планам компании, к 1956 году должны были выпуститься 30 Duoscopic телевизоров: их распространили бы по разным магазинам США и активно привлекали бы клиентов. Но к сожалению, плану Дюмона не было суждено сбыться по двум причинам:

1. Цена в 600 долларов — это порядка 7200 долларов по сегодняшним ценам. Намного дешевле и проще было купить два телевизора. Для примера, вот прайс-лист на модели телевизоров DuMont с разной диагональю, включая налог:

Можно купить два телевизора CLINTON с диагональю 17" (а не 7", как в Duoscopic) за 400 долларов и поставить их в разных комнатах — звук не будет слышен
Можно купить два телевизора CLINTON с диагональю 17" (а не 7", как в Duoscopic) за 400 долларов и поставить их в разных комнатах — звук не будет слышен

2. Проблема с бизнесом. Еще в 1938 году Дюмон заключил партнерское соглашение с Paramount Pictures — ей де-юре принадлежала половина DuMont Network. Та изначально вставляла телесети палки в колеса, а в 1949 году запустила собственную Paramount Television Network. Разумеется, при получении лицензий Федеральной комиссии по связи США (FCC) Paramount активно мешал конкуренту, половиной которого владел, и стремился транслировать там же, где DuMont Network. Это крайне отрицательно сказалось на доходах телести: она стала убыточной, и Дюмон вынужденно продал ее Paramount. В августе 1956 года ее больше не существовало. 

С другими направлениями бизнеса тоже было непросто. Tektronix потеснил DuMont на рынке осциллографов, о чём мы уже упоминали. А Emerson Radio and Phonograph, крупнейший дистрибьютор бытовой техники в США, нацелилась на рынок телевизоров, который к середине 50-х годов оказался перенасыщен разными моделями. В 1958 году компания сделала Дюмону предложение о покупке, «от которого невозможно отказаться», — 6 млн долларов.

Оставшаяся часть DuMont Labs в 1960 году вошла в состав Fairchild Camera and Instrument Corp. (основатель которой, Шерман Фэрчайлд, в 1957 году помог группе амбициозных молодых ученых и инженеров, известных как «Восьмерка предателей», основать Fairchild Semiconductor).

Другими словами, в 1954-1956 годах Аллену Дюмону уже было не до телевизоров 2 в 1, пусть даже потенциально они намного опережали свое время. Сейчас единственный прототип Duoscopic находится в Смитсоновском университете

Наследие DuMont Duoscopic

Спустя 20 лет после неудачи Duoscopic-концепция одновременного просмотра двух изображений на телевизоре возродилась, но чуть в другом виде. Ее назвали picture-in-picture (PiP) — дословно «картинка в картинке». Суть понятна из названия: изображение с одного канала демонстрируется в окне, в углу основной трансляции. 

Для этого в телевизоре обычно стоит дополнительный независимый тюнер и поддерживается функция синхронизации развертки двух сигналов. Но есть и другие варианты реализации. 

Для понимания: Popvision стоил 298 000 йен или 1200 долларов в 1980 году. Это больше 4000 сейчас. Возможно, поэтому он не стал хитом продаж
Для понимания: Popvision стоил 298 000 йен или 1200 долларов в 1980 году. Это больше 4000 сейчас. Возможно, поэтому он не стал хитом продаж

В 1978 году Sharp представила первый телевизор DualVision TV Model 17D50, с функцией PiP. А в 1980 году NEC выпускает в Японии телевизор Popvision (CV-20T74P): к основному экрану 20 дюймов добавили отдельный 6-ти дюймовый ЭЛТ-монитор и тюнер. 

В 1987 году появилось еще одно интересное устройство — Multivision. Она поддерживала функцию PiP, стереозвук и удаленное управление с пульта и могла работать с любым телевизором, по заявлению производителя. В то же время Philips встраивает функцию в свои телевизоры премиум-класса. Отдельный видеовход располагался на задней панели и отображал изображение в черно-белом формате в одном из четырех углов экрана.

Телевизор стоил несколько тысяч долларов
Телевизор стоил несколько тысяч долларов

 Но с появлением цифровых телевизоров с программной оболочкой возможности вывода даже нескольких изображений на одном экране перестали быть чем-то уникальным. 

Например, Samsung давно поддерживает функцию Multiview в своих телевизорах: можно легко разделить изображение от нескольких источников. Скажем, на одном ТВ-программа, на другом — фильм с Bluray-проигрывателя, на третьем — экран смартфона. В устройствах Apple функция PiP доступна доступна с iOS 14, а в Android — с версии 7.0 для Android TV и 8.0 для других устройств

Видео с официального сайта Samsung демонстрирует, как работает Multiview

Однако концепция Duoscopic, когда два полноформатных изображения выводятся на одном экране, что радикально отличается от подхода PiP, получила вторую жизнь. 

Sony еще 10 с лишним лет назад представила функцию SimulView в своих телевизорах/мониторах PlayStation 3D Display, сочетающуюся с консолью PS3. На 24 дюймовов LED-экране с разрешением Full HD и с частотой обновления 240 Гц выводятся два изображения в 2D-формате. Два игрока надевают очки и каждый видит свою картинку с частотой 120 Гц за счет фильтрации света разной поляризации — похожий принцип, что и в Duoscopic Аллена Дюмона.

В рекламном ролике Sony показывается процесс игры. При цене в 499 долларов на старте это не было чем-то неподъемным для увлеченных геймеров
В рекламном ролике Sony показывается процесс игры. При цене в 499 долларов на старте это не было чем-то неподъемным для увлеченных геймеров

За Sony последовала и LG с технологией LG Dual Play. Так что разработка в целом имеет место быть. Хотя они все-таки не стали массовыми. Причина — довольно узкая специализация (разделения экрана вполне хватает), относительно высокая стоимость, ограниченность контента и необходимость в дополнительных гаджетах-очках. 

Кажется, что их судьба чем-то напоминает VR-очки — вроде устройства существуют уже давно, но больше остаются уделом для гиков. Тем удивительнее, что Аллену Дюмону эта идея об одновременном просмотре контента с семьей или друзьями пришла в голове 70 с лишним лет назад. И он даже смог ее реализовать в виде прототипа. Но не сложилось.

А как вам идея Duoscopic и ее современная реализация? Поделитесь в комментариях, купили бы такую штуку себе домой?


НЛО прилетело и оставило здесь промокод для читателей нашего блога:

-15% на заказ любого VDS (кроме тарифа Прогрев) — HABRFIRSTVDS

Комментарии (1)


  1. n0isy
    05.09.2025 13:33

    Странное желание в ту эпоху. Ведь раздельно купить 2 телевизора проще, удобнее во всем. Уверен, что и в цене не проиграешь из-за "массовости". К тому же жене можно и подешевле вариант подобрать /s