«Лучше знать немногое, но верное и полезное, чем многое, но сомнительное.»
— Сенека
Здравствуйте, меня зовут Ирина. Я хочу поделиться своим опытом обучения на тестировщика в 3 разных школах.
Зачем я училась в трех разных школах? — спросите Вы. Ответ очень прост. Я закончила первую школу на ручного QA, стала смотреть вакансии, было лето и пора отпусков, мало вакансий. Чтобы не терять время и выделиться среди массы ищущих работу джунов решила выучиться на AutoQA. Пошла на курс с нуля до автоматизатора. Проучилась до начала автоматизации, мне не понравилось, вернула деньги за обучение, устроилась работать ручным тестером. Узнав о бесплатном интенсиве с возможностью дальнейшего трудоустройства в известную компанию решила подать заявку и прошла отбор. Таким образом у меня получилось отучиться в трех разных школах, которые я и хочу сравнить и поделиться своим опытом.
Предыстория
Несколько лет назад, я работала системным администратором в стартапе. Наш отдел имел доступ ко всем частям проекта и отвечал за релизы, настройки. Поэтому постоянно к нам приходили другие сотрудники и выясняли в чем причина той или иной проблемы. Затем я ушла в декрет. Пока мои дети росли, айти индустрия развивалась семимильными шагами. Теперь чтобы вернуться в айти нужно обладать огромными знаниями и опытом. Современной женщине удобно работать на удаленке. Сложив все воедино, я решила что самый лучший путь возврата — это ручное тестирование на удаленке.
Возник вопрос о выборе школы. Я стала изучать информацию, искала отзывы. Прочитала про бесплатный учебник по QA и ряд статей на Хабре про первую школу. И решила выбрать ее. Я отучилась c осени 2023 до весны 2024 в англоговорящей группе, так как планировала искать работу на анг языке, благо уровень английского был неплохой.
Сейчас понимаю, что взяла тогда высокую планку для себя и лучше начинать погружаться в тестирование на русском языке. Мне было слишком сложно учиться на анг, помимо нового материала о тестировании приходилось изучать еще и новые анг слова.
Таблица сравнения всех трех школ (по части ручного тестирования на момент моего обучения)
№ |
Критерий |
Школа 1 (c нуля ручной QA) |
Школа 2 (с нуля до AQA) |
Школа 3 (интенсив ручной QA) |
---|---|---|---|---|
1 |
Курс платный |
✅ |
✅ |
❌ требуется опыт работы от года |
2 |
Предварительный отбор |
✅ |
❌ |
✅ |
3 |
Направления школы только тестирование |
✅ |
❌ |
❌ |
4 |
Я��ык обучения |
Английский и Русский |
Русский |
Русский |
5 |
Группа |
15 человек |
около 20 человек на лекциях |
около 20 человек на лекциях |
6 |
Учебник по теории |
✅ |
❌ |
❌ |
7 |
Формат занятия |
практика |
лекция |
лекция |
9 |
Занятия не предзаписаны |
✅ |
✅ |
✅ |
10 |
Занятия два раза в неделю по два часа |
✅ |
✅ |
✅ |
11 |
Доступ к записям уроков |
✅ |
✅ |
✅ |
12 |
Учебная среда для практики |
✅ |
✅ |
❌ |
13 |
Домашние задания после каждого занятия |
✅ |
❌ |
✅ |
14 |
Дедлайны можно передвинуть |
✅ |
✅ |
✅ |
15 |
Баллы за все активности |
✅ |
❌ |
❌ |
16 |
Углубленное освоение материала |
✅ |
❌ |
❌ |
17 |
Стажировка |
✅ |
❌ |
❌ |
18 |
Рекомендательное письмо |
✅ |
✅ |
❌ |
19 |
Итоговый экзамен |
✅ |
❌ |
❌ |
20 |
Сертификат/диплом |
✅ |
✅ |
✅ |
21 |
Карьерный трек |
✅ |
✅ |
✅ |
22 |
Менторство до оффера |
✅ |
❌ |
❌ |
23 |
Закрытое комьюнити (алюмни) |
✅ |
❌ |
❌ |
24 |
Подходит начинающим? |
✅ |
❌ |
❌ |
Теперь напишу подробное описание по каждой школе.
Первая школа ручной тестировщик с нуля (обучение осень 2023 — весна 2024)
1. Курс платный есть возможность вернуть деньги за непройденные уроки, если что то не понравилось. Никто на нашем курсе этим не воспользовался.
Длительность 4 мес + 2 мес интернатура.
2. Предварительный отбор
Чтобы попасть на обучение надо пройти собеседование и входное тестирование. Собеседование проводится один на один с главным ментором. Тестирование проводится в мини группах. Даются задания, в которых проверяется логика и образ мышления. Тестирование обеспечивает отсев и конкурентную среду на курсе, создается обстановка, где все пришли учиться и получать знания.
3. Направления школы — есть только тестирование, курс очень углубленный.
4. Язык обучения — есть группы на русском и английском языке. Интернатура проводится на соответствующем языке.
5. Группа — 15 человек, все студенты стараются ходить на занятия, так как каждое дает огромный багаж практических навыков.
6. Материалы по которым ведется обучение — учебник по теории тестирования. Он в открытом доступе и желающие могут учиться по нему самостоятельно бесплатно. Этот учебник можно использовать как пособие для начинающих работать джунов тестировщиков, так как в ��ем очень детально представлены все самые необходимые для джунов темы. Язык изложения материала бывает сложноват для запоминания и полезно делать конспект для себя простыми словами и схемами. Конспект можно потом использовать для подготовки к выпускному экзамену и собеседованиям. В учебнике даются ссылки на доп материалы для желающих углубиться в тему. Иногда встречались опечатки в теории и в итоговых тестах. В курс также включены учебники с теорией и заданиями для успешного поиска работы.
Обучение построено таким образом, что теория доступна до занятия. Студент дома изучает тему по учебнику и приходит на занятие выполнив итоговый тест и попробовав практические упражнения из учебника дома.
7- 11. Формат занятия — практические воркшопы, отрабатываются навыки постепенно от темы к теме. В начале занятия студенты задают возникшие вопросы по теории, затем педагог спрашивает самое важное из пройденного, чтобы понять, что тема усвоена. Затем все вместе с ментором разбирают практическое задание, потом идет разделение на группы и каждой дается индивидуальное задание. Формат воркшопов интересный и никогда не бывает скучно. На уроках царит дружественная атмосфера, за активность ставится балл. Это стимулирует. После занятий есть доступ к их видеозаписям.
12. Учебная среда для практических занятий от курса — есть песочница — спец среда для выполнения дз. У каждого студента стоит задача настроить доступ и работать под своим логином и паролем, как на настоящем проекте. Есть линукс сервера, БД. Учебные проекты на которых отрабатываются навыки выглядят как реальные. Выдается доступ в бак трекинговую систему. Все по взрослому ?
13,14. Домашние задания и дедлайн — даются после каждого урока, что хорошо помогает глубже разобраться в каждой теме и закрепить. Задания сложные и приближены к реальным задачам, необходимо глубоко погружаться в тему, чтобы выполнить. Иногда бывают задания, которые требуют больше времени, чем обычно. Также в теме бывают доп задания со звездочкой, которые дают больше баллов за выполнение. Домашки проверяет ментор, который вел занятие по этой теме. На все задания есть дедлайны, их можно передвинуть в случае форс мажора по договоренности с организаторами.
15. Система оценивания — баллы ставятся за все: за активность на воркшопах, за обязательные дз, за доп задания со звездочкой, за задания по карьерному треку. Это очень дисциплинирует и стимулирует студентов.
16. Углубленное поэтапное освоение материала по каждой теме — да. Сейчас тестировщик должен обладать огромным количеством знаний и навыков в разных областях. Поэтому изучать приходится много и если тему взять поверхностно, то особо ничего в голове не закрепится. Важно изучать темы постепенно и отрабатывать сразу на практике, как на этом курсе.
Темы занятий курса:
Реляционные базы данных
SQL запросы
SQL функции, операторы, join
Linux команды и файловая система
Обработка текста в линукс
Как устроены сети
Сетевые уровни и протокол IP
Архитектура серверного ПО
HTTP, URL, JSON, API
Устранение неисправностей
REST тестирование
Веб интерфейс пользователя
Веб интерфейс пользователя — тестирование и инструменты
Исследовательское тестирование
UML источники и типы требований
Тестовая документация
Дефекты
Статическое тестирование
Классификация тестирования — уровни тестирования
Обзор нефункционального тестирования
Техники тест дизайна: черный, белый и серый ящик
Классы эквивалентности и граничные значения
Попарное тестирование
Таблицы решений
Диаграммы
Что такое автоматизация тестирования
Gherkin
Git
Docker
Waterfall и Agile
Релизы
Scrum
17. Стажировка — интернатура у нас была длительностью 2 месяца. Это своего рода «учебная» работа в команде тестировщиков на реальном проекте. Даются доступы в рабочую среду и команда стажеров тестирует данный проект.
Стажировка должна была быть в международной компании на анг языке,но в последний момент компания отменила договоренность на стажировку, и пришлось начинать в русскоязычной компании, потом был найден другой англоязычный проект. На стажировке на русском проекте был доступ в БД, API. На международном проекте — доступ в БД компания не выдала, зато был Swagger и user stories. Плюсом, стажировка получилась длиннее и полнее.
18. Рекомендательное письмо лучшим студентам — дается при достижении необходимого балла.
19. Итоговый экзамен по всему пройденному курсу — после обучения и стажировки есть выпускной экзамен, похожий на реальное собеседование. У нас была общая письменная часть, где решали задания в группе и потом отправили ответы. Затем была устная часть, где один на один с ментором отвечали на теоретические вопросы, как на реальном собеседовании
20. Сертификат/диплом при успешном окончании — при выполнении всех активностей курса, отметки идут в диплом. Оценивается: входной экзамен, каждый модуль в курсе, выполнение заданий по карьерному тре��у, стажировка, выпускной экзамен и также ставится итоговый балл.
21. Карьерный трек — начинается с самого начала курса, так как в курс включены материалы для карьерного трека и задания по ним. Хорошо продумана мотивация — уже первыми заданиями предлагается посмотреть вакансии, требования и уровень зарплат, чтобы понимать что предстоит и какая будет выгода в случае успеха. Есть задание на работу мечты — в какую компанию хотелось бы попасть после завершения курса. Каждый студент продумывает план на случай форс мажора, рекомендуется сразу этот случай предусмотреть.
22. Менторство до получения оффера — Чтобы попасть на менторство нужно успешно закончить все предыдущие активности и задания по составлению: правильного резюме, сопроводительного письма (отметить свои сильные стороны и достижения), профиля Linkedin. Есть задание составить самопрезентацию и снять на видео.
Каждую неделю менти должен выполнять план по поиску работы — откликаться на вакансии, вплоть до получения оффера. Также школа помогает найти первую работу через других уже работающих алюмни или запросы от работодателей.
23. Закрытое комьюнити работающих выпускников (алюмни) — да, здесь публикуются вакансии от работающих тестировщиков. В этой группе можно обсуждать рабочие вопросы на разные темы. Раз в год проводится новогодняя онлайн‑вечеринка, где все рассказывают о своих достижениях. Школа оплачивает всем участникам пиццу:)
24. Подходит начинающим? — да. Учиться придется много и упорно, зато результат будет соответствующий. Нужно спланировать заранее свою жизнь так, чтобы хватало времени на учебу. На курсе было много студентов с айти бэкграундом, все активно участвовали в учебном процессе. После обучения в нескольких школах, я поняла, что самый эффективный способ обучения — самостоятельный разбор теории по интерактивному учебнику дома, а на занятиях только практика. Теорию каждый разбирает в своем темпе и все подготовленные приходят на практику.
Что не понравилось в школе 1:
Бывали темы, где давалось очень много теоретического материала и домашки были очень сложными — что требовало больше времени на выполнение, чем обычно.
Иногда попадались опечатки в учебнике и итоговых тестах к главам.
На международном проекте — доступ в БД компания не выдала, зато был Swagger:).
Русский акцент у педагогов в англоязычном курсе (что впрочем не критично в мире IT, так как часто на одном проекте работают люди из множества стран с разными акцентами).
Вторая школа с нуля до автоматизатора (обучение лето — начало осени 2024)
1 Курс платный есть возможность вернуть деньги за непройденные уроки, если что то не понравилось. Чем я и воспользовалась когда дошла до начала автоматизации и поняла, что материал для авто QA надо изучать по доп источникам, так как на курсе материала не хватает. В итоге, я перестала учиться и вернула деньги за оставшуюся часть обучения. Мне кураторы курса предложили пройти курс еще раз, но мне это показалось бессмысленным.
Длительность 10 месяцев (ручное тестирование всего несколько занятий и почти сразу начинается автоматизация).
2 Предварительный отбор — не было на момент моего обучения в школе.
3 Направления школы — есть множество курсов по разным направлениям ай ти.
4 Язык обучения — русский.
5 Группа — лекции посещало около 20 человек. Лекции можно было посмотреть в записи, многие поэтому на лекции не ходили.
6 Материалы по которым ведется обучение — презентации.
7–11 Формат занятия Обучение построено таким образом, что педагог проводит лекцию по презентации и затем они становятся доступны в лк. Лекции не предзаписаны — преподаватель рассказывает материал. Практика тоже дается во время лекции, преподаватель показывает на примерах, на уроках можно задавать вопросы. Иногда давались ссылки на доп материалы для углубления в тему. После занятий есть доступ к их видеозаписям. На уроках царит дружественная атмосфера.
12 Учебная среда для практических занятий от курса — выдавали доступ в Jira, TestIT.
13,14 Домашние задания — даются не после каждого урока, что способствует хорошему закрпелению пройденного материала. Домашки проверяет ментор, который вел занятие по этой теме. На все задания есть дедлайны, их можно передвинуть в случае форс мажора по договоренности с организаторами.
15 Система оценивания — баллы ставятся за выполнение заданий.
16 Углубленное поэтапное освоение материала по каждой теме — нет, этот курс нацелен на охват большого количества тем по автоматизации и ручное тестирование изучается слишком быстро и не хватает практических занятий для закрепления каждой темы. В курсе присутствует всего несколько тем по ручному тестированию, хотя курс позиционируется с нуля.
Темы лекций по части ручного QA:
1) Задачи и цели тестирования
2) Методы тестирования
3) Виды тестирования
4) TestIT + JIRA
5) Git и GitHub
6) Web технологии для тестировщика
затем уже встроенные в изучение авто��атизации:
7) Основные команды SQL
8) Архитектура
9) Основы консоли линукс (Bash scripting)
10) Тестирование API
17 Стажировка — нет
18 Рекомендательное письмо лучшим студентам — да.
19 Итоговый экзамен по всему пройденному курсу — нет, но есть защита итогового проекта.
20 Сертификат/диплом при успешном окончании — да, при сдаче всех дз.
21 Карьерный трек — да, на сайте заявлено что есть внутренняя база из резюме закончивших. Есть группа в мессенджере, где публикуются все вакансии
22 Менторство до получения оффера — нет.
23 Закрытое комьюнити работающих выпускников (алюмни) — нет, на сайте не заявлено.
24 Подходит начинающим? — нет, материал по ручному тестированию представлен всего несколькими лекциями очень поверхностно, практики по ручному почти нет, быстро начинается автоматизация. Когда два курса совмещены в одном — это не эффективно. Сложилось ощущение, что сюда лучше идти, если хочешь изучать автоматизацию и готов много учиться самостоятельно.
Сейчас, я понимаю, что лучше сначала пройти полноценный курс на ручного тестировщика, затем немного поработать ручным и только потом пройти полноценный курс на автоматизатора.
Что не понравилось в школе 2:
Уроки в виде лекций малоэффективны. Удобнее изучать теорию самостоятельно по учебнику от школы, а практику осваивать с педагогом.
Очень сжатая программа, чтобы охватить больше тем. Необходимо самостоятельное обучение по доп источникам. Ручное тестирование было представлено совсем поверхностно.
Домашки даются не каждое занятие, что помогало бы отработать тему лучше.
Третья школа — бесплатный курс ручной тестировщик от работодателя (обучение весна 2024).
1 Курс бесплатный, лучших студентов приглашают на собеседование при релевантном опыте в резюме.
Длительность — 6 недель интенсив.
2 Предварительный отбор — этот курс как систематизация знаний и углубление для работающих ручных QA
Попасть сюда могут только тестировщики с опытом работы от года. На входе надо пройти тест по теории тестирования и отослать резюме.
3 Направления школы — есть разные курсы по некоторым направлениям ай ти.
4 Язык обучения — русский.
5 Группа — лекции посещало около 20 человек. Сколько реально было на курсе не сообщалось. Лекции можно было посмотреть в записи. Все работающие и возможно, многие смотрели в записи и не успевали посещать лекции.
6 Материалы по которым ведется обучение — презентации по теме со схемами и картинками
7–11 Формат занятия Обучение построено таким образом, что педагог проводит лекцию по презентации и затем эти презентации становятся доступны в лк. Лекции не предзаписаны — преподаватель рассказывает материал. Практика тоже дается во время лекции, преподаватель показывает на примерах, во время лекции можно задавать вопросы. Иногда давались ссылки на доп материалы для углубления в тему. На теме SQL добровольцы решали задания, остальные наблюдали. После занятий есть доступ к их видеозаписям. На уроках царит дружественная атмосфера.
12 Учебная среда для практических занятий от курса — нет, нужно было самим на сторонних сервисах настроить доступ в разные системы и выслать скрин или свой данные для доступа для проверки задания педагогом.
13,14 Домашние задания — даются после каждого урока, что хорошо помогает глубже разобраться в каждой теме и закрепить. Задания сложные и приближены к реальным задачам, необходимо глубоко погружаться в тему, чтобы выполнить. Иногда бывают задания, которые требуют больше времени, чем обычно (Постман нужно было за одно дз создать целую коллекцию из 41 запроса). Домашки проверяет ментор, который вел занятие по этой теме. На все задания есть дедлайны, их можно передвинуть в случае форс мажора по договоренности с организаторами.
15 Система оценивания — баллы ставятся только за выполнение домашних заданий.
16 Углубленное поэтапное освоение материала по каждой теме — нет, это интенсив с целью систематизировать и углубить имеющиеся знания работающих тестировщиков, чтобы отобрать лучших профессионалов для приглашения в свою компанию. Поэтому скорость очень быстрая. В одной лекции сразу могут быть охвачены несколько тем.
Темы курса по лекциям:
1 Клиент серверная архитектура. Микросервисная архитектура,
2 Тестирование Веб приложений. Frontend (HTML, CSS, JS),
3 API,
4 Базы данных,
5 Тестирование интеграций,
6 Работа с дефектами,
7 Тестовая документация. ИС и Решения,
8 Модели разработки ПО. Agile методологии.
17 Стажировка — нет.
18 Рекомендательное письмо лучшим студентам — нет, но балл за обучение учитывается вместе с резюме при отборе на собеседования на карьерном треке после курса.
19 Итоговый экзамен по всему пройденному курсу — нет.
20 Сертификат/диплом при успешном окончании — В конце курса выдают сертификат в случае успешного выполнения всех домашних заданий.
21 Карьерный трек — Успешных студентов ждет карьерный трек — самых лучших приглашают на собеседования и есть возможность получить оффер от компании‑организатора курса. На курсе есть лекция и презентация по подготовке резюме и собеседованию. Так как цель курса отобрать лучших, отчисляют тех кто не справляется с нагрузкой. На собеседовании спрашивают больше, чем было на курсе, так как ищут мидлов с опытом работы.
22 Менторство до получения оффера — нет
23 Закрытое комьюнити работающих выпускников (алюмни) — нет
24 Подходит начинающим? — нет, на курс могут попасть тестировщики с опытом работы около года. Так как интенсивы компания проводит регулярно, выбирают самых самых, а остальные просто прослушивают лекции и повышают квалификацию.
Что не понравилось в школе 3:
Хотелось бы больше практики на занятиях, а теорию изучать самостоятельно по материалам от курса.
Очень быстрая подача материала, из за того, что курс интенсив.
Иногда встречались опечатки в презентациях.
Заключение
Поделилась своим опытом, может кому‑то будет полезно. Для тех кто совсем с нуля лучше заранее изучить теорию тестирования по книгам, на бесплатных курсах на степике или видео уроках чтобы посмотреть нравится ли само тестирование.
На своем опыте я поняла, что сначала лучше основательно изучить ручное тестирование, на хорошем курсе, где много теории и практики и где обучение идет без спешки. Поработать ручным тестировщиком и затем уже изучать автоматизацию. Как говорится: «Тише едешь, дальше будешь.»
Если вы выберете профессию тестировщика — будьте готовы постоянно изучать что‑то новое.
«Чем больше ты знаешь, тем больше понимаешь, как много не знаешь.»
— Сократ
Rive
Это не развитие, а процесс умирания индустрии.