image

Мари-Сеголен Руаяль, Министр экологии, устойчивого развития и энергетики Франции, рассказала о планах правительства построить в ближайшие пять лет дорогу, вымощенную солнечными панелями. Тендеры на тысячекилометровое полотно уже размещены, и отбор кандидатов начнётся в этом апреле. По расчётам энергетиков, энергии, собираемой с километра такой дороги, должно хватать на потребности 5000 человек (исключая отопление).

Тысячи километров панелей должно хватить примерно на нужды 5 миллионов человек, или на 8% текущего населения страны. Для превращения дорожного полотна в солнечные панели на проезжую часть будут прикрепляться полоски с фотоэлементами 7-миллиметровой толщины.

Технология создания подобных фотоэлементов разработана в компании Colas Group – подразделении промышленной группы Bouygues. На создание панелей, названных Wattway, у компании ушло пять лет.

Ячейки Wattway содержат тонкую плёнку из поликристаллического кремния. Они устойчивы к большим нагрузкам, и должны выдерживать даже проезжающие грузовики, при этом, как утверждает производитель, обладают достаточным коэффициентом трения, чтобы не создавать проблем для транспорта.

Финансирование проекта предлагается осуществлять за счёт поднятия налогов на бензин, что, по словам министра экологии, будет естественной мерой в связи с удешевлением стоимости нефти.

В 2014 году одна из первых дорог открылась в Нидерландах – правда, она рассчитана только на велосипеды. В США семейная пара пытается при помощи народного финансирования запустить проект создания аналогичных дорог для автомобилей.

Bouygues — французская промышленная группа, которой владеют братья-миллиардеры Мартин и Оливер Буиг, унаследовавшие её от своего отца. Мартин – близкий друг Николя Саркози, и крёстный отец его сына.

Комментарии (71)


  1. kindacute
    31.01.2016 00:04
    +5

    Что-то она отражает свет как зеркало, отраженный свет будет мешать


    1. Mr_Destiny
      31.01.2016 03:53

      Ну, прямо на сайте эта штуковина покрыта каким-то пупырчатым слабо отражающим покрытием. Плюс к тому, я думаю самое большее за месяц оно вытрется и перестанет так блестеть


      1. beeruser
        31.01.2016 08:51
        +3

        >> покрыта каким-то пупырчатым слабо отражающим покрытием

        Ага, стеклом.

        The 100-metre stretch in Krommenie, along the provincial road N203, contains solar panels under 1-cm-thick tempered glass.

        Тут видно как она устроена, но это другая технология чем обещано в статье.
        http://www.globalconstructionreview.com/innovation/dut4c4h-o8pe6n-f0ir8s6t-ro8ad-turns-sunlight-power/
        Кстати хорошо видно что она покрыта слоем уличной грязи. Какая там эффективность? Лучше 10 метров подняли бы на стойке, чем 100м в грязи

        >> я думаю самое большее за месяц оно вытрется и перестанет так блестеть

        Скорее отполируется ещё больше.


  1. vKreker
    31.01.2016 00:38

    Они устойчивы к большим нагрузкам, и должны выдерживать даже проезжающие грузовики, при этом, как утверждает производитель, обладают достаточным коэффициентом трения, чтобы не создавать проблем для транспорта.

    А как обстоят дела с истиранием?


    1. BluVelvet
      31.01.2016 01:34

      Как и у любой другой дороги, разве что наверно будет какой то определённый срок службы, после — замена элементов


      1. Sleepwalker_ua
        31.01.2016 02:09

        Логичнее, как мне кажется, делать «бутерброд» — срок службы панелей лет 10-20. а срок службы самого полотна — раза в два-три меньше… А так верхнюю часть перестелили, и все хорошо, и сама процедура обошлась дешевле, и делать это немного быстрее, и возить опять же немного меньше.


        1. Doktor_Gradus
          31.01.2016 03:11
          +1

          И КПД панелей близкий к нулевому.


          1. Sleepwalker_ua
            31.01.2016 14:57

            А как это связано с конструкцией, если не секрет?
            Да и панели сейчас научились делать с КПД до 40%, и даже убогие китайские с горем пополам свои 14-20% выдают вполне.


            1. victor1234
              31.01.2016 18:52
              +1

              Тем, что если слои разборные, то будет прослойка воздуха, что уменьшит световой поток, в результате отражения от границ сред. Логичнее делать не разборные и периодически полировать, но если стекло износостойкое, то не понятно на сколько рационален и этот вариант.
              Еще оптическим клеем можно заливать, если он справится с перепадами температуры и влажности и в то же время будет легко удаляем при замене.


              1. Sleepwalker_ua
                31.01.2016 19:16

                Полировать — это движ по трассе закрывать на долгое время, кому понравится?
                Насколько прослойка воздуха снизит итоговый КПД?
                Сам КПД панели, кстати, никуда не денется, из 100 упавших на нее ватт получится, допустим, 20, только чтоб на нее упало 100, на «бутерброд» должно упасть 120. Но это уже КПД сборки, и он все равно не будет нулевым и даже околонулевым. Пониже, конечно, чем у традиционных решений, но вряд ли разница будет настолько критичной. Не зеркало же, в конце концов, будет покрывать панели.


            1. Doktor_Gradus
              01.02.2016 21:53

              В принципе, в ветке всё верно сказали, будут потери на слой полотна. Плюс дожди, снег тоже не прибавят КПД.


  1. ZyUbRa
    31.01.2016 03:38
    +11

    Тоже вариант, давайте поднимем налоги на бензин, что бы построить хрень, которая в нормальных условиях никогда не окупится.


    1. mickvav
      31.01.2016 15:11
      +1

      Нет, давайте дождёмся, пока нефть кончится, бензин подорожает и тогда поднимем налоги — тогда все точно пойдут пешком и строить будет не на что.


      1. Grox
        31.01.2016 17:15
        +2

        В корее такие штуки ставят на столбиках между полосами движения. Это куда эффективнее(всё проще и дешевле и кпл выше), чем закапывать солнечные батареи в землю.


        1. lksdfj89
          01.02.2016 11:13
          +1

          Площадь дороги, скорее всего, гораздо выше площади панелей на столбиках. Да и выглядеть должно лучше.


          1. Grox
            01.02.2016 22:02

            У корейцев отлично выглядит. Стоит дешевле. Это всё просто эксперимент. У известного инженера электронщика EEVblog уже 3 видео на тему того, что это не взлетит. Причём, он везде приводит рассчёты.


    1. victor1234
      31.01.2016 18:58
      +1

      Смысл не в экономической окупаемости, а в возможности уже сейчас пробовать отрабатывать технологии, предположительно нужные в будущем.


      1. slava_k
        31.01.2016 20:26
        +1

        Технология поднятия налогов уже давно отработана.


      1. Zel
        31.01.2016 23:00

        а почему бы не отработать технологию, например, покрытия свтопоглощающей краской домов? В этом случае же на снижение КПД системы будет работать меньше факторов


    1. Goodkat
      31.01.2016 20:43
      +1

      Сейчас самое время — бензин подешевел процентов на 30%, можно нечувствительно поднять налоги на топливо и таким образом использовать удешевление нефти для финансирования уменьшения зависимости от поставок энергоносителей, при этом ещё и создать рабочие места. Win-win :)


      1. ZyUbRa
        01.02.2016 03:37
        +1

        Собрать денег в счет подешевевшего бензина и направить их в альтернативную энергетику, это прекрасно. Но вот выбрать для этого такой идиотский проект это как минимум странно.
        Солнечные электростанции сами по себе хреново окупаются даже в очень благоприятных условиях. А исходя из озвученных цифр, они собираются получать по 20-30Вт с квадратного метра (а то и меньше). С таким же успехом можно солнечную станцию в Архангельске строить.


    1. bgBrother
      01.02.2016 11:13
      +1

      А если окупится, то как будет распределятся? Поскольку построена она на налоги с бензина, то, предположу, и распределятся должна между покупателями бензина.


  1. Mr_Destiny
    31.01.2016 03:50
    +3

    Как-то они выглядят будто брущатка — выступающими плиточками. Не очень представляю как по такому можно ездить.
    А последний абзац так просто песня! Печальная песня кумовству и лобби :)


    1. BupycNet
      31.01.2016 19:13
      +3

      Они просто поверх покроют асфальтом чтобы ровнее было и все окей.
      PS. Позаимстуют наши технологии из РФ. Перед асфальтом ещё слой снега


  1. doubtitall
    31.01.2016 09:33
    +1

    Надеюсь, они коэффициент сцепления с резиной измерили в широком диапазоне влажности и температур. А то в Москве на трамвайных перекрестках положили резиновые панели — так те в дождь становиятся скользкими как лед. Мокрая резина скользит по мокрой резине просто великолепно.
    А также прощай шипованая резина (во Франции вроде как разрешена).


    1. RomanStrlcpy
      31.01.2016 13:10
      +3

      Ещё нужно не забыть отменить снег, а перед выездом на эту дорогу разместить автомойки, чтобы не завозли грязь.


  1. dmitrytheman
    31.01.2016 10:53
    +5

    зачем такие сложности? можно разместить батареи вдоль дороги и под оптимальгным углом к Солнцу.


    1. idiv
      31.01.2016 11:24
      +5

      Земля вокруг дорог частная. А дороги — принадлежат государственным органам или окружным, проще договориться.

      Здесь другое интересно: ни в одном из этих проектов не упоминается про сглаживание пиков/просадок в генерации. Т.е. ни слова про необходимость аккумуляторов энергии разного вида или газотурбинных станций. А без такого эта станция — головная боль для энергетики, а не «должно хватить примерно на нужды 5 миллионов человек, или на 8% текущего населения страны.»


  1. loly_girl
    31.01.2016 13:09

    Мне не понятно, почему не делают навесы типа лёгких тоннелей, а стремятся положить именно полотно.


    1. Sleepwalker_ua
      31.01.2016 15:00
      +3

      Потому что по дорогам иногда нужно возить негабаритный груз. Какие-нибудь металлоконструкции, которые по массе вписываются (за счет многоосных прицепов, там и 40 колес не редкость), а вот по высоте — 3 5 7 10 метров (нужное подчеркнуть). И какой высоты тогда делать навес? метров 5 скажем оптимально, но семиметровая конструкция уже не проедет ну никак. Делать 10 метров с запасом на все случаи жизни? Но цена решения тогда получится очень уж зашкаливающая, + чем выше, тем сильнее ветер дует.


      1. Finom
        31.01.2016 16:35

        Можно предусмотреть возможность временного демонтажа, например.


        1. Sleepwalker_ua
          31.01.2016 16:53

          Долго и дорого. И ненадежно. Чем проще конструктив, тем он дешевле и дольше служит.
          Сейчас даже проезды под всякими ЛЭП доставляют кучу проблем, а вы предлагаете разбирать несколько километров «потолка» над трассой ради единичного случая перевозки какой-нибудь ракеты, скажем (spaceX), или крупногабаритной техники (карьерные самосвалы, например)…


      1. loly_girl
        31.01.2016 20:35

        А как же виадуки и тоннели?


      1. slong
        01.02.2016 11:12
        +1

        А как же сейчас мосты строят над дорогами? Они же тоже ограничивают негабаритный груз! А если посмотреть автострады в той же франции там каждые 3-5-10 км они переграждены мостами. И негабаритный груз уже не проходит.


  1. SAFFit
    31.01.2016 13:09

    Зачем дорогу? Лучше обочины тогда. Пробки, аварии и так далее.


  1. kola22
    31.01.2016 13:09
    +3

    Довольно нетипичный подход: сразу делать дорогу в тысячу км, могли бы сначала связать два города на расстояние 100 км и потестировать.


  1. HerrDirektor
    31.01.2016 13:10
    +3

    Представил, как это все сверкать будет… Тут при удачном расположении солнца пятна гудрона при ремонте дороги в глаз дают не сильно хуже зеркала, а уж эта штукенция и подавно будет сиять, как прожектор.


  1. Sha6aka
    31.01.2016 13:10
    +1

    Не хотелось бы разводить политсрач, но после чтения хабра на протяжении нескольких лет к подобным статьям у меня вопрос: почему когда какую-то НЁХ придумывают/делают за пределами бывшего СССР, то в комментариях можно увидеть обсуждения со всей серьезностью и самое серьезное осуждение из увиденного — кумовство, но когда подобное (настолько же НЁХ как и там) делают у нас, все комментарии к статьям пишутся 2мя словами — «откат» и «распил»?


    1. EvilGenius18
      31.01.2016 13:21
      +1

      Уж точно не потому что, эффективность таких проектов как Сколково равна нулю, при больших вложениях, нет точно не поэтому, и уж точно не потому что у нас долар по 80 р из-за зависимости от топлива прошлого века, в то время как в других странах активно двигаются к полному переходу на возобновляемую энергию и тд и тп…Поэтому у людей и формируется мнение, что в России вместо развития технологи, просто все распиливают


      1. Sha6aka
        31.01.2016 15:02
        +2

        Я не имею ввиду и никоим образом не лезу в политическое/экономическое состояние/противостояние дел в странах. Я о том, что если например здесь появится новость об очередной российской BolgenOS, то большинство комментаторов будет потешаться и язвить об этом, но если появится такая же новость о юном французском/американском/австралийском даровании с похожим изобретением, то это будет серьезное обсуждение на уровне разработчиков/сисадминов и т.д…

        «По расчётам энергетиков, энергии, собираемой с километра такой дороги, должно хватать на потребности 5000 человек (исключая отопление)»

        Вот вам формула на бумажке которую вывел наш лаборант во время обеда, мы её не тестили даже на 100метровом участке, давайте нам денег на 1к км.


        1. idiv
          31.01.2016 15:24

          >>Вот вам формула на бумажке которую вывел наш лаборант во время обеда, мы её не тестили даже на 100метровом участке, давайте нам денег на 1к км.

          Там формула для студента-первокурсника. Данные по получаемой энергии даже считать не нужно с учетом положения Солнца и облачности в год, уже есть просто статистические данные.

          Вы распил с тупым популизмом путаете, в последнем случае хотя бы идея была правильная, реализация тупая.


      1. Arhitecter
        01.02.2016 11:11

        Ну, всё-таки не совсем очевиден смысл перехода на возобновляемую энергию в стране-экспортере традиционных энергоносителей. Ладно бы стоимость их была невыносима большой и на рынке был дефицит, тогда да — больше на продажу, меньше на себя. Но в нынешних условиях смысла нет.


    1. zagayevskiy
      31.01.2016 15:33

      Что такое НЁХ?



    1. tyomitch
      31.01.2016 16:23

      По-моему, совершенно логично, что расходование российского бюджета россиян волнует больше, чем французского.


      1. Cr558
        31.01.2016 20:28

        У соседа трава зеленее. Французы тоже более критичны к своим.


  1. 121212121
    31.01.2016 16:30

    Странный какой то проект.
    На средиземке то через пару лет панели на яхте заметно теряют прозрачность от песка из африки и панель теряет эффективность ощутимо, а тут прям шинами этот абразив будут втирать в панели.


    1. Endimeon
      01.02.2016 11:12

      А ещё грязь, частички резины, выхлопы и т.д. Про неэффективность горизонтального положения нечего и говорить. А регулярно чистить это за пределами города — дорого. ИМХО, лучше б подумали о панелях, которые вырабатывают энергию от проезда по ним транспорта (не могу быстро вспомнить название).


  1. Roman1977
    31.01.2016 17:37

    Да, грязь, плохое сцепление, истирание, запорошенность снегом — тоже пришли на ум… А почему бы не покрывать такими панелями крыши домов? Грязи меньше, ни кто не ездит, негабарит не возит. Генерация рядом с потребителями. Тем более, на чердаках можно разместить аккумуляторные станции… Хотя буквально вчера была статья о конфликте компаний из-за размещения в кредит солнечных панелей на участках… Как и статья о блокировщике интернет рекламы… Очень недовольные посты некоторых, смысл которых «Мы хотим зарабатывать, заваливая людей гов… агрессивной и ненужной рекламой. Мы не согласны с тем, что если человеку надо, он сам и поищет. Почему блокировщики рекламы мешают нам жить???!» И… Давно и ни в чём не ищу логику и разумность, если дело касается европейцев. Ощущение, что там уже очень многие сошли с ума :( Вообще не ищю ни где… Мир стремительно сходит с ума. :(


    1. idiv
      31.01.2016 19:58

      >>Хотя буквально вчера была статья о конфликте компаний из-за размещения в кредит солнечных панелей на участках…

      Если вы про «Баффет против Маска» (ttps://geektimes.ru/post/270046/), то там больше додумано про козни, а так вполне технически обоснованное решение.


    1. Goodkat
      31.01.2016 20:56

      Давно и ни в чём не ищу логику и разумность, если дело касается европейцев.
      Мне кажется, европейцы устраивают свою жизнь логичней и разумней, чем россияне. Да, местами бывают перегибы, но в среднем так.

      Ощущение, что там уже очень многие сошли с ума :(
      Возможно, это потому что российские СМИ обсасывают (а часто и сами выдумывают) только самые дикие новости из Европы.

      P.S. К заглавной теме я тоже отношусь скептически.


      1. Roman1977
        01.02.2016 02:16

        Да, возможно. У них общий уровень развития технологий выше. И в этом ракурсе и дурости всякой больше. В общем вопросы статистики. Про СМИ… Ролики очевидцев на ютубе из Украины, Сирии, Европы, США (Фергюссон) — это тоже Российские СМИ?


        1. Goodkat
          01.02.2016 02:36

          Технологии, мне кажется, не при чём — в России часто технологии развиты не хуже, а иногда и лучше, чем на Западе.
          Общий уровень развития общества выше, как я думаю.

          Не понимаю, о каких роликах речь, но раз уж вы в одном предложении упомянули Украину, Сирию и Фергюссон, то думаю, таки да, это российские СМИ.


          1. Roman1977
            01.02.2016 02:49
            -1

            Хм. Развитие общества можно считать результатом работы социальных технологий? Про ролики:
            http://www.youtube.com/watch?v=IFcdnIvHgkA
            http://www.youtube.com/watch?v=aaKk2JZUQ0c
            http://www.youtube.com/watch?v=RLcUZkmvxro
            http://www.youtube.com/watch?v=byeKdzRGOzc
            И это только о Донбассе. Это не постановочное видео, как у украинских фашистов. Где, например, могилы убитых из мирного населения собственной страны представляют как могилы российских военнослужащих. Где показывают танковые колонны в Южной Осетии в 2008ом, утверждая, что дело происходит в Украине. Причём после люди выкладывают РЕАЛЬНОЕ видео, доказывающее лживость Укро СМИ. Но вы по прежнему можете повторять как мантру «Да, это Российские СМИ!». Это точно соответствует тренду законодателей моды неофашизма — Госдепа США.


            1. Goodkat
              01.02.2016 15:53

              На эту тему есть фильм «Хвост виляет собакой» — там, чтобы спасти рейтинги президента и отвлечь внимание избирателей, выдумали террористов и маленькую победоносную войну с ними. Увы, в жизни не получилось ограничиться одной только войной в телевизоре.


              1. Roman1977
                01.02.2016 16:32

                Это вы сейчас о Президенте какой страны?


    1. Dum_spiro_spero
      01.02.2016 11:12

      Так покрывают уже. Но сами панели недешевые, и надо их много чтобы интересно было. Друг работает в конторе по разработке всяких солнечноэнергетических хренек (в Германии), так он как-то получил премию продукцией — панелями. Вот на крыше они у него и стоят. Собирается еще ставить. К тому же эта солнечная энергетика там то спонсировалась правительством, то не спонсировалась, а сейчас еще и нефть подешевела, в общем там начинается экономика уже.


  1. vazat
    31.01.2016 21:46

    Вполне приличная идея, и красиво, и полезно. Только жаль, что до нашей страны это доберется лет эдак через 15-20.


    1. Stepanow
      31.01.2016 22:13

      Президентский кортеж разок проедет на бронированных Майбахах с шипованной резиной и стёкла полопаются, в России такое делать не будут


    1. Gordon01
      01.02.2016 07:03

      120


    1. Grox
      01.02.2016 22:05

      Красиво, полезно, только КПД никакой, зато сколько рабочих мест.


  1. potan
    01.02.2016 09:56

    А еще под них электромагниты, которые бы разгоняли и тормозили автомобили. Помимо экономии топлива (или веса аккумулятора) можно перестать гололеда бояться :-).


  1. Wizard_of_light
    01.02.2016 11:11

    — Предлагаю поднять налог на бензин, а на вырученные деньги замостить дорогу солнечными батареями.
    — Отличный план!


  1. Jump
    01.02.2016 11:11

    Все это конечно красиво выглядит.
    Только вот мне непонятно, как они планируют соединять отдельные ячейки в батареи.
    Во первых интересно как будет реализован электрический контакт между отдельными элементами.
    Во вторых интересно в батареи какого вольтажа будут собираться панели.
    Тут фокус в чем — низкий вольтаж, это огромный ток, и проводники огромного сечения. Высокий вольтаж — довольно небезопасен.
    В общем, без технических деталей выглядит как прожектерство.


  1. shamsartem
    01.02.2016 11:11
    +1

    Почему дороги пока не стоит делать из солнечных панелей:
    www.youtube.com/watch?v=H901KdXgHs4


  1. kikprog
    01.02.2016 11:11

    На EEVblog есть пара видео с разбором концепции дороги из солнечных панелей и оценкой её эффективности, советую всем заинтересовавшимся ознакомиться.
    Ссылки на Youtube


  1. Idot
    01.02.2016 11:12

    Учитывая что под колёсами эти панели быстро изотрутся и придут в негодность смахивает на попил бабла.


  1. RusikR2D2
    01.02.2016 11:12

    Мне кажется, разумнее закрыть дороги навесом, на котором и смонтировать панели.
    Дополнительный плюс навеса — дорога будет сухой и чистой.

    Что касается провоза негабаритных грузов: почти всегда есть объездные дороги. В некоторых местах можно поднять «повыше». Все равно «обычные» дороги ограничены высотой мостов, путепроводов, тоннелей, нависающих проводов.

    Самое интересное, что чем больше машин движется по дороге, тем меньше вырабатывается электроэнергии (машина и ее тень закрывает площадь батареи)


  1. Alcpp
    01.02.2016 11:12

    Они устойчивы к большим нагрузкам, и должны выдерживать даже проезжающие грузовики, при этом, как утверждает производитель, обладают достаточным коэффициентом трения, чтобы не создавать проблем для транспорта.

    Интересно какие грузовики имеются ввиду? Типа Газели или взролые с нагрузкой 12 тонн на ось?


  1. xzm
    01.02.2016 11:13

    Еще один попил в мире. Неужели во всей Франции не нашлось площади размером 10 км2 на размещение солнечных панелей, что пришлось размещать многократно более сложные, а самое главное дорогие, панели на проезжей части?


  1. CAJAX
    01.02.2016 12:58

    Без двойного перевода можно узнать, что:
    Не 1000-километровую дорогу, а 1000 километров дорог. Разница есть.
    Все в курсе, что не хорошо превращать дороги в каток и для решения этой проблемы и собирают людей.
    Во франции уже успешно протестировали такие дороги в Шамбери и Гренобле с проездом миллиона машин (20 лет трафика), никуда панели не делись. Никто не говорит о панелях на автострадах. Есть очень много мелких пригородных дорог, где нет большого трафика.
    К вопросу о грязи на дороге — во Франции, как и в Европе в целом, наверное, ещё с времён римской империи все дороги горбатые или наклонные. И их регулярно чистят. Так что на них просто нет грязи.
    выделить кусок Франции под поля солнечных батарей почти не вариант — вся земля или частная или заповедная. Экология в моде. Так что ни власти ни местные жители не позволят вырубить лес для панелей. Тем более глупо ожидать такое от министра экологии.