Я Булат Хазимуратов, дизайнер в Daily Banking. Работаю над продуктами ежедневного пользования в мобильном приложении Альфа-Банка. Нам важно, чтобы они отвечали званию лучшего банка по версии Markswebb.
Расскажу, как мы подступались к сложной задаче:
Создать платный сервис в мобильном банке, который растил бы активность и лояльность клиентов

А лучше гляньте видосик)
Давайте по порядку. Что за подписка?
Это сервис, который позволяет клиенту улучшить свои привилегии и условия пользования продуктами за фиксированную стоимость в месяц.

Суть в выгоде — активные клиенты с улучшенными привилегиями отбивают стоимость подписки в разы. По нашей аналитике, при стоимости подписки в 399 ₽, средняя выгода подписчиков от использования составляет 2 145 ₽.
На ранних этапах мы решили сразу объединиться с командой, которая развивает семейный Альфа-Банк и подписку получилось сделать семейной: к ней можно подключить ещё двух своих близких — это значит им будут доступны те же преимущества подписки. Такое решение не ново в индустрии — семейные подписки есть везде. Но, забегая вперед, именно это решение помогло нам усилить образ единого банка для всей семьи.

Зачем решили делать подписку?
Цели бизнеса:
вовлечь клиента в продукты банка;
повысить лояльность: активировать новых клиентов и удержать старых;
создать комиссионный продукт с регулярным доходом.
Самое главное, что появился запрос клиентов –– они готовы регулярно платить за буст условий. Это фиксировалось в опросах и обращениях в банк.
Поэтому мы сформулировали миссию для пользователя так:
Получить больше выгоды от пользования банком, чтобы можно было даже не задумываться о стоимости подписки, ведь она точно отобьётся.
Критерии успеха и ключевые метрики:
рост кросс-продаж продуктов банка;
статистически значимый рост VOC;
увеличение количества Active Customers;
сокращение оттока клиентов Churn Rate.
Даже чётко определив задачу и зафиксировав базовые гипотезы, начало этапа дискавери стало для нас самым тяжелым.
Первую простую MVP-версию задизайнили чуть ли не сразу. Только мы не захотели на этом останавливаться.

Мы столкнулись с большим уровнем абстракции. Сделать подписку можно было супер по-разному, стейкхолдеры не ограничивали нас, но ждали крутого решения. Мы хотели пойти дальше и сделать действительно что-то уникальное, чтобы подписка вызывала эмоции и запоминалась с первого раза. Поэтому у нас был ряд воркшопов, на которых мы генерили самые разные, иногда даже безумные концепты. Для этого нам пришлось сильно прокачаться в концептуальном и креативном мышлении.

Один из последних концептов даже выглядел так: экран с бесконечным скроллом блоков привилегий, которые раскрывались при клике. Такая отсылка на механику Apple Watch. И здесь мы уже поняли, что ушли не в ту сторону.

Протестировав на респондентах разные варианты, постепенно приблизились к тому самому дизайну, в котором акцент был не на механике страницы, а на самом статусе и привилегиях.
Тем самым решением стал брендинг
Чтобы достичь целей бизнеса, нужно дать подписке дополнительную ценность. Клиент должен видеть, что это не просто фича в настройках приложения, а полноценный особенный продукт. Если говорить точнее, — особый статус клиента. У подписки должна быть своя идентичность, особая аура, с которой статус клиента будет выглядеть желанным. К тому же это важно, чтобы конкурировать с подписками других банков.

Название подписки должно было нести в себе эмоциональные преимущества. Идей, как назвать подписку было очень много. И только вместе с брендингом пришло знакомое всем название Альфа-Смарт, как отсылка на наших клиентов — для умных и свободных.
С бренд-командой получилось разработать яркий брендинг, в основе которого стал выразительный красный эмодзи и яркие 3D-иллюстрации выгоды.


Что в итоге получилось?
Когда выработали целевое видение, далее пошли уже более спокойные, но не менее тяжелые завершающие этапы Discovery: 4 месяца подготовки сценариев, защит перед топами, дорогих исследований в Alfa Research Center, грумминга разработки, сборки на SDUI, смотрин и комитетов 5+.

Получилось спроектировать лаконичное отключение подписки в 2 шага:
Предупреждающий попап, чтобы обезопасить от случайного отключения.
Экран подготовки к ухудшениям, где наглядно показываем клиенту, что станет с его условиями в банке, когда подписка закончится и предлагаем задуматься, точно ли он всё делает правильно.
И больше никаких лишних шагов. Всё кратко и прозрачно.
Изначально стейкхолдеры переживали, что это решение приведёт к высокому оттоку подписчиков, но дизайнерам с продактом удалось отстоять его. Позже мы выяснили по аналитике оттока и оценкам VOC, что такое решение прекрасно себя показало.

А вот тут выражаю уважение дизайнеру Андрею Макаревичу, который всё это тащил на своих плечах. Андрюха, красавчик!
Влияние на VOC, версионность, дизайн-система, консистентность, загрузка команды, вижн топов — разные факторы влияют на финальный дизайн. Это позволяет сделать его минималистичным, реализуемым, предсказуемым и доступным для любых устройств. Особенно это важно дл�� банка с аудиторией более 40 миллионов пользователей.
Как прошёл первый запуск?
Раскатили на всех клиентов подписку 15 июля 2024 года. Это можно считать днём рождения Альфа-Смарт. За первый месяц получилось добиться таких результатов:
32 111 первых подписчиков в общем портфеле;
30% подписчиков добавили участников;
1,1 млн — комиссионный доход в рублях.
После релиза работа не заканчивается
Далее мы приступили к развитию продаж, закрытию первых болей и разработке нового функционала.
Разработали стратегию продвижения подписки. Основную коммуникацию ведём в мобильном банке и на сайте. Продаём подписку в разделе Выгода, на Витрине и в персональных офферах.

Встраиваемся в продукты, для которых у нас есть привилегия и продаём подписку через конкретную привилегию в контексте конкретного продукта. Вот зашёл ты в кэшбэк и мы тут же говорим: «Вот можно купить +1 категорию кэшбэка и ещё кучу привилегий с подпиской». Получается взаимовыгодное сотрудничество — мы получаем подписчика и доход, а продукт другой команды — активного лояльного клиента.

Далее пробегусь по эффективных улучшениям:
Проблема №1: нельзя было выбрать приоритетный счет, списывалось с разных дебетовых счетов.
Решение: добавили логику выбора приоритетного счета во время первого подключения и далее в настройках.
Результат: сокращение количества обращений в поддержку и повышение лояльности к сервису.

Проблема №2: клиенты теряли подписку, потому что забывали пополнить карту или не могли выбрать приоритетный счёт.
Решение: добавили в статусную модель холд на 3 дня. В течение этих дней клиент получает пуши, что оплата не прошла и нужно это решить. Если у клиента есть деньги, но на другом счете, мы даём возможность выбрать приоритетный счет.
Результат: статистически значимое сокращение оттока подписчиков и повышение остатков на счетах.

Проблема №3: для многих подписчиков оказался не нужен функционал добавления близких, они считали, что переплачивают за него.
Решение: добавили тарифы подписки «Личная» и «Семейная». При подключении клиент может выбрать тариф и поменять его в любой момент в настройках подписки.
Результат: рост количества семейных подписок с добавленными близкими, увеличение активности клиентов.

Доработок подписки было ещё много, долго не буду на каждой останавливаться. Над подпиской работали 4 продуктовые команды.

Какие победы?
Самое главное — миллион подписчиков за первые полгода! Это особенно ценно в контексте только онлайн-продаж: все, кто познакомились с Альфа-Смарт, сделали это через мобильное банк, мы не запускали отдельных рекламных кампаний по городу или телевидению.

Markswebb провёл сравнительный аудит подписок Альфа-Смарт и Подписки Pro от Т-Банка в интернет-банке и мобильном банке:
Альфа-Банк набрал 47 баллов;
Т-Банк — 41 балл.

Какие планы дальше
Мы начинали с идеи подписки. И она оправдала себя. Но была ещё одна серьёзная проблема — изобилие банковских привилегий во всех частях приложения. Ты мог быть пенсионером, зарплатником и подписчиком Смарта — где посмотреть все свои привилегии? Тут нам пришлось подняться повыше и посмотреть на весь мобильный банк немного по-другому. Тогда пришла идея большого буста Альфа-Смарт в нечто большее.

Но это уже совсем другая история, о ней мы расскажем позже.
Тайтлс
Над подпиской работала целая команда дизайнеров. Ключевой вклад в создание и подписки внёс Андрей Макаревич, на старте большую помощь в концептинге оказал Валера Бойко, классно бустанул семейный тариф Андрей Карпюк из семейного банка. Без ребят ничего бы не получилось.
А я, Булат, в течение всего проекта подключался на разных этапах Discovery, и потом подхватил полностью развитие продукта с закрытием первых болей, разработкой новый фичей и добавлением новых точек продаж в мобильном банке.
Ещё у меня есть неплохой телеграм-канал всё завтра, где я пишу про свой рост и опыт создания продуктов в Альфе, делюсь мыслями, взглядами и замечательными находками. Буду жать тебя там, чмоки.
Телеграм-канал Alfa Digital, где рассказывают о работе в IT и Digital: новости, события, вакансии, полезные советы и мемы.
Комментарии (6)

IvanoDigital
18.11.2025 09:22"Первую простую MVP-версию задизайнили чуть ли не сразу. " MVP - это продуктовый термин, в дизайне он не применим. Не очень понимаю тенденцию, почему дизайнеры так рьяно изображают из себя Продактов, при этом явно не понимая ни суть и функцию инструментов.

IvanoDigital
18.11.2025 09:22"С бренд-командой получилось разработать яркий брендинг, в основе которого стал выразительный красный эмодзи и яркие 3D-иллюстрации выгоды. "

на мой вкус - это дно!
Neurosonya
18.11.2025 09:22честно говоря, тоже не поняла прикол это или реально. Как говорится, "это было так плохо, что даже хорошо"(с)

Yuriy_krd
18.11.2025 09:22Создать платный сервис в мобильном банке, который растил бы активность и лояльность клиентов
Это, конечно, гениально. Сдирать бабки за то, чтобы ты же и становился лояльнее. Остап Бендер нервно курит в сторонке.

RomeoGolf
18.11.2025 09:22Это сервис, который позволяет клиенту улучшить свои привилегии и условия пользования продуктами за фиксированную стоимость в месяц.
вода какая-то... Как, впрочем, практически вся остальная статья.
Суть в выгоде — активные клиенты с улучшенными привилегиями отбивают стоимость подписки в разы.
И нигде по тексту ни грамма подробностей. Только мельком где-то проскочил кэшбек. То есть, заплати банку, накупи ненужного барахла, потрать овердохрена и тебе вернется ажно два косаря! Вот это доход, можно увольняться и на это жить,..
IvanoDigital
" Что за подписка? Это сервис" Подписка это не сервис, а бизнес-модель.. так на всякий случай