Сегодня я покажу Вам примеры кризиса IT у маститых компаний. Казалось бы, там всё должно быть отлично с функционалом у приложений, но нет — все они заложники кризиса в отрасли. В конце объясню, почему, пока смотрим при��еры.
Кризис IT в Ozon
Недавно пошел в Ozon, сделал несколько заказов с постоплатой. Посмотрел, сколько денег в Ozon-кошельке. Но не понял, где посмотреть общую сумму заказов к оплате. Пришел в пункт, сумму мне назвал сотрудник на выдаче. Пришлось пополнять кошелек.
Задал вопрос в поддержку — ответили, что такой функции нет:

Не рекламирую WB, а просто к пониманию ситуации в отрасли, но там сумма к оплате показывается.
Кризис IT в Mail.ru
В mail.ru завел папки по каждому клиенту. Клиентов много, часть из них переместил в архив.
Когда разбираю папку по клиентам, неудобно выбирать из списка всех клиентов. Но выбор папки по подстроке не возможен. Папки не активных клиентов переместил в папку архив, но нельзя ее свернуть, она всегда развернута:

Я уже не говорю о том, чтобы помещать письмо в несколько папок, или автоматическое присвоение тегов. Тогда бы я раскладывал письма по адресу отправителя, но ставил бы тег «Разобрать клиента». Нету тегов, нету их присвоения.
Не говорю и о том, что в 2025 году фильтры работают только по теме, а не по содержанию.
Кризис IT в Yandex
Купил подписку Pro на Шедеврум. Удивился, что и с ней показывается реклама. Но это кризис маркетинга, а не IT, ОК.
Но захотелось удобства при генерациях картинок:

Ответ:

Оргвыводы
Во всех этих случаях наблюдается общая тенденция. Причина ее в том, что решения пишутся с нуля.
При этом бюджета и порога сложности хватает только на реализацию базовых функций.
Естественно, отсутствуют библиотеки и решения функционала, которые можно полировать и шлифовать.
В итоге приложения реализуют только базовые потребности пользователей, а оставшиеся 20-50% функциональных потребностей пользователей остаются не удовлетворенными.
IT постоянно бегает за модой, создает новые языки программирования, но не развивает базу.
В итоге все приложения функционально сырые, неудобные. Нет отлаженной и отполированной функциональной базы. Нет соответственно, функциональных стандартов приложений, которым бы могли бы сертифицироваться приложения.
В итоге каждый пляшет, как хочет. А пользователи сталкиваются с функциональной недостаточностью. И особо это критично в связи с монополизиацией некоторых IT-гигантов, после чего почиватели на лаврах считают, что пользователи будут «давиться, плакать, но кушать кактус«.
Но даже наличие альтернатив не решает проблемы, потому что как я говорил, всё пишется с нуля. У одного не сделано одно, у другого не доделано другое. Сделать все не позволяют бюджеты и отсутствие отлаженной и проверенной базы для разработок. Я приводил пример, что у WB есть сумма к оплате, в отличии от Ozon, но у WB нет чего-то другого.

Комментарии (68)

DMGarikk
19.11.2025 08:50Причина ее в том, что решения пишутся с нуля.
потому что так дешевле, чем поддерживать имеющийся функционал
я вообще всеми руками за унификацию, но я прям очевидно вижу противодействие такому подходу почти на всех уровнях, от аналитиков до рядовых разработчиков
Был у меня пара проектов год назад, довольно схожие по UI и некоторой логике, я в итоге запилил там либу которая полностью отрисовывает интерфейс и мы выкинули 90% кода который в этих трех проектах дублировался... это очень тяжело далось, аналитики меня буквально на коленях убеждали так не делать со словами что "унификация ограничивает функционал"...при этом никто из них не мог объяснить как мне тянуть поддержку десятка разных костылей и что делать если еще один проект появится, тратить 100500 часов чтобы очередной код сортировки списка товаров сделать c нуля?
у нас кризис сеньоров в проектах, их тупо нет, всё делают дилетанты какието

fixin Автор
19.11.2025 08:50вот, эту проблему я и подсветил. Графические интерфейсы я начал щупать студентом в 1995 году еще, с тех пор ничего не изменилось. Все пишут с полного функционального нуля. Поэтому и проколы в функционале, поэтому и приложения удовлетворяют только "среднего по больнице" пользователя.
Для конкретной разработки дешевле, для отрасли в целом и общества - беда и кризис.
Любое приложение получается неполноценным.

pinac
19.11.2025 08:50Стоит различать кризис и зажравшийся пох.изм. При отсутствии конкуренции, все чаще происходит "и так сойдет"

fixin Автор
19.11.2025 08:50даже если исключить зажратость, на текущем уровне сделать лучше не смогли бы. Ибо нет базы... все с нуля.

janvarev
19.11.2025 08:50Ну, я не пишу с нуля - пишу на кодовой базе, которую развиваю уже 20 лет. Все удобно, все под рукой, быстро работает (потому что оптимизировано под хостинги 2008 года).
Из минусов:
1. для больших команд, я так понимаю, это не интересно, потому что каждый приходит со своим знанием React (фронта) и свистоплюшек PHP 8+. Формально у меня легаси с оригинальной архитектурой, такое мало кому интересно.
2. На SPA и мобилках это работает с небольшим скрипом, т.к. не было тогда таких парадигм.
fixin Автор
19.11.2025 08:50я не про кодовую базу. у вас есть база пользвоательского функционала, вылизываемая 20 лет?
причем там не нужно большого быстродействия, пользователь работает очень медленно по сравнению с компьютером.

janvarev
19.11.2025 08:50у вас есть база пользвоательского функционала, вылизываемая 20 лет?
Да, кодовая + пользовательского.
Вылизываю я правда, лениво, но да - куча вещей сделано удобно (для меня). Например, генерируется CRUD-интерфейс по таблице в БД, сделал еще в 2008, с тех пор пользуюсь. И там массовых операций, увы, тоже нет - пользуюсь я ими слишком редко, а делать качественную реализацию тяжко.
Кстати, идеальная база "пользовательского функционала" - командная строка Linux, там вылизывается все очень долго. Правда да, это не визуальный интерфейс для обычных пользователей.

fixin Автор
19.11.2025 08:50да, и где же результаты вашего труда ИРЛ?
Какое приложение не открой - везде функциональные дыры.Видимо, вы переоцениваете свое влияние на мир.

janvarev
19.11.2025 08:50Не понял, с чего такие "наезды"? У вас, что ли есть значимый личный результат ИРЛ? Или вы будете бегать по Хабру и интернету со словами "все пропало", и еще критиковать тех, кто что-то делает? И заодно молиться на абстрактную "науку", к которой вы реального отношения, видимо, не имеете, а то не упоминали бы ее как аргумент, ей-богу.

fixin Автор
19.11.2025 08:50я сюда не причиндалами меряться пришел, извините. У меня за IT душа болит. Я о другом.

kompanavt
19.11.2025 08:50Вы еще не вспомнили не работающие сортировки и фильтры в яндекс маркете :)

edogs
19.11.2025 08:50Это точно маркетинг. Как иначе подсовывать спонсорские товары и рекламу, если человек сразу будет находить что ему нужно по лучшей цене и уходить?

fixin Автор
19.11.2025 08:50ну, пример "кризиса маркетинга" с Шедеврумом я привел в тексте, спасибо и за Ваш пример.

nukler
19.11.2025 08:50Я.Маркет огромная помойка. Раньше хоть отзывы можно было почить и описание.
При поиске в гуголе скажем WD SN730 я обхожу две ссылки это OZON и Я.Маркет. Просто потому что в 100% это чистый развод, что бы я кликнул на ссылку, а есть там товар или нет его, всем пофигу.
Вот сейчас я кликнул по OZON ииии "По этим фильтрам ничего не нашлось" в Маркете открылось окно с кучей SSD вообще никак не относящимся к моему поиску.
fixin Автор
19.11.2025 08:50ну это к теме не относится, но вынужден констатировать, что Яндекс Маркет идет по пути махинаций Ali Express.

SolidSnack
19.11.2025 08:50Кто вам вообще сказал что что-то пишется с нуля? На некоторых направлениях без фреимворков даже резюме ваше не смотрят

DMGarikk
19.11.2025 08:50фреймворк это не совсем то
фильтры в интернет магазинах и суммы товаров из примеров, к фреймворкам отношения вообще не имеют

fixin Автор
19.11.2025 08:50я про "функциональный ноль".
как там - расставляются кнопочки на форме "фильтровать, сортировать", пишется код под них.
А при функионально полной библиотеки эти кнопочки должны рисоваться сами, т.к. отображаемые данные порождают функциональность.В веб-разработке все еще хуже...

DMGarikk
19.11.2025 08:50такое поведение (с фильтрами и сортировкой) не всегда очевидно с точки зрения её реализации в автоматическом режиме
у меня была либа которая отрисовывала так интерфейс и были части системы где фильтры и сортировки были практически везде отключены, потому что их фактическая реализация была крайне сложная и тормозная, потому что данные по котором надо сортировать - это не просто таблица в БД, а очень громоздкая связка из разных сервисов неочевидно друг с другом связанных

fixin Автор
19.11.2025 08:50А пользователя беспокоят Ваши проблемы? Есть функциональный стандарт, хотите "пять звезд" - напрягитесь. Отелям может тоже не нужны факсы, но без них 5 звезд не дают...
Зато человек знает, чего ожидать.
А все эти софтины они и на одну звезду не натягивают по количеству функциональных дыр.
DMGarikk
19.11.2025 08:50А пользователя беспокоят Ваши проблемы?
а скольким пользователям важны эти фильтры?
тут какбы такая штука что если 95% юзеров этот фукнционал не используют - его можно не делать, а оставшиеся 5% никуда с подводной лодки не денутся
А все эти софтины они и на одну звезду не натягивают по количеству функциональных дыр
ну вы продолжите жрать кактус. потому что у нас всего три маркетплейста, вам деваться некуда

fixin Автор
19.11.2025 08:50Вот. Я Вам за себя скажу, как программист.
У меня, как и у многих программистов, есть чувство перфекционизма.На этом строится весь опенсорс, когда записываются пожелания и делаются доработки.
Но понятно, что разовую поделку никто вылизывать не будет.
А вот функциональную библиотеку - ее бы вылизали до блеска.И разработчику нужно было бы только обновить библиотеку, чтобы реализовать "минорные" хотелки пользователя.
Но т.к. нет науки информатики, нет кооперации, каждый играет на своем баяне и оптимизировать отдельный баян нет никакого смысла.
DMGarikk
19.11.2025 08:50перфекционизм это хорошо, но сервис это не про перфекционизм и не для программистов
он про бабки и конверсию лидов
если 95% юзеров пользуются и приносят деньги - всё норм

fixin Автор
19.11.2025 08:50да, потому в IT и кризис. Что IT развивается бизнесом, а не наукой.
Вы подтверждаете мои слова, спасибо.

edogs
19.11.2025 08:50А Вы точно не путаете кризис в ИТ с пиком черных технологий в маркетинге? В озоне не видя общую сумму человек пополнит с запасом кошелек. В маил.ру больше проведет времени смотря рекламу пока сделает что ему надо. И т.д.
Во всех этих случаях наблюдается общая тенденция. Причина ее в том, что решения пишутся с нуля.
Ага, сначала на хабре плодятся статьи (поддерживаемые профи) вида "как мы за 5 дней ловко переписали основную часть сервиса с устаревшего пхп на продвинутейший гоу не зная гоу", а потом начинаются жалобы что решения написаны с нуля и зачем это надо:)
В итоге приложения реализуют только базовые потребности пользователей, а оставшиеся 20-50% функциональных потребностей пользователей остаются не удовлетворенными.
Это может легко объяснятся паретто. Базу реализовать легко, а вот дальше начинается рост сложности, в том числе из-за роста связности. Одно дело написать 3 базовые независимые функции и отладить их на 5 пользователях, другое дело добавить к ним 7 сложных взаимозависимых функций без результата вида "наташа вставай мы все уронили" на рабочем проекте.

fixin Автор
19.11.2025 08:50не стоит видеть сложное в простом.
В той же почте - функции, необходимые для работы с письмами, можно сформировать за неделю работы аналитика, можно скомпилировать их из best-practicies. Но этого не делает ни наука информатика, ни частный сектор.В итоге все почтовые системы недоделаны, но в каждой пробел в чем-то своем.
"Если бы нос Ивана Петровича к глазам Сидора Васильевича"
edogs
19.11.2025 08:50не стоит видеть сложное в простом.
Самое простое объяснение какого-то явления в коммерческом продукте - выгодность этого явления.
А вот выделять для объяснения причин сначала ИТ департамент, потом его уровень, потом способ разработки - это как раз сложно.В той же почте - функции, необходимые для работы с письмами, можно сформировать за неделю работы аналитика, можно скомпилировать их из best-practicies. Но этого не делает ни наука информатика, ни частный сектор.
А сделать технику ломающейся не после окончания гарантийного срока, а работающей десятилетия это не просто можно, это уже было. Но ... сейчас такого не делает никто.

fixin Автор
19.11.2025 08:50Раньше и на луну "якобы" летали. Я не про это.
А про то, что сделать приложение функционально полным без накопленной базы знаний не получится.Поэтому мы все вынуждены пользоваться поделками. И в ближайшую пятилетку никаких изменений этого не вижу. Потому и алармирую в набат.
Не хочется снова и снова кушать не прожаренные сырые приложения.
edogs
19.11.2025 08:50сделать приложение функционально полным без накопленной базы знаний не получится.
Первопричина без которой его не получится сделать функциональным - отсутствие задачи у бизнеса сделать его функциональным. Остальное - следствие.
Не хочется снова и снова кушать не прожаренные сырые приложения.
Формат блогов, в частности хабра, это чисто маркетологическая фича со специально зарезанным функционалом. И ничего, лет 15 уже кушают массово, а другие форматы почти вымерли. И заметьте, Вы при всей своей критики в адрес озона - про тот же полный функционал хабра ни слова ни говорите... потому что просто привыкли и приспособились или по какой причине?

usiqwerty
19.11.2025 08:50В том, что сайт пишется с нуля нет ничего плохого. Плохо то, как его пишут.
Что у озона, что у вб абсолютно неюзабельные приложения, где в карточке товара находится только реклама других товаров. А отзывы и оценки это маленькая скромная кнопка, которую попробуй найди ещё.
Да, наверно в совокупности с другими факторами это можно назвать кризисом, но точно не из-за того что сервис создан с нуля

fixin Автор
19.11.2025 08:50это как раз следствие, что пишется с нуля. Если бы была сертификация, коряво написать не получилось бы - ну или Озон ходил бы с позорным рейтингом "одна звезда"

Akuma
19.11.2025 08:50Общая сумма заказов в озоне отображается возле штрихкода, который вы показываете сотруднику.
Не знаю правда как давно добавили

fixin Автор
19.11.2025 08:50Не, не отображается. Да и вопрос я задавал неделю назад, вряд ли подсуетились.
Да и неважно это. Само наличие подобных функциональных дыр говорит о кризисе реализации функциональности над данными в IT
Akuma
19.11.2025 08:50Буквально вчера получал.
Под штрихкодом (который общий, с главной страницы приложения) есть список товаров с ценой каждого, плюс над списком общая сумма.
Само наличие таких дыр говорит о банальных косяках, как и везде. Возьмите Apple/Google - я им о таких багах сообщал, что кажется невозможно такое не заметить. Все крупные компании - это концентрат багов и мелких проблем.

fixin Автор
19.11.2025 08:50у меня нету в приложении под андроид. Может вы яблочный?
Само наличие этих дыр говорит об отсутствии фундамента. Когда дом строят на песке.
Но все уже настолько привыкли к этому, что пользовательская лягушка сварилась и не задает вопросов.
Бизнес не хочет вкладываться в науку, потому что пользователи-терпилы и так все схавают.

Akuma
19.11.2025 08:50Да, на iOS.
Ну что поделать, бедная компания Озон ))

fixin Автор
19.11.2025 08:50Бедная не компания Озон, а бедные мы.
Информатика умерла и мы пользуемся ее плодами 30-летней давности, не продвинувшись далее. За 30 лет можно было сделать много. Но сделано ни-че-го.
Вот опять же - один и тот же функционал на ИОС и Андроиде реализован по-разному. Наглядно.
DMGarikk
19.11.2025 08:50За 30 лет можно было сделать много. Но сделано ни-че-го.
да ответ прост, ты лично готов за это заплатить? другие люди готовы за это заплатить? есть смысл это делать? принесет это дополнительные деньги?

fixin Автор
19.11.2025 08:50друже, а за ГОСТЫ и ISO люди хотели заплатить?
А пользуются с удовольствием.Это не люди должны решать, а государство и бизнес.
Бизнесу в конечном итоге это будет выгодно - не нужно каждый раз будет изобретать велосипед.
Но без науки бизнес это не сможет. Так и будем велосипедировать еще 30 лет. Еще 30 упущенных лет. А что, бабло пилится, всем хорошо.
В навозе тепло и уютно.
DMGarikk
19.11.2025 08:50воу воу, вот не хватало нам госстандартов на интерфейсы в ПО
ГОСТ и ISO нужны там где важна безопасность, например в транспорте, пищевой промышленности, инфраструктуре
госрегуляция в интерфейсах ПО это блин квадратногнездовое мышление и вечное застревание потому что изменение госта никто согласовать не сможет годами
==
Конечно есть приятный пример стандартизации зарядок у телефонов, но там уши растут не в удобстве, а в монополизме и вытекающим из него проблем в т.ч. в экологию и т.п.

nukler
19.11.2025 08:50В веб версии вообще нет штриха, только номер. К сожалению в мире где живут разработчики "веб версии" QR библиотеки ещё не изобрели.

SeveR31
19.11.2025 08:50Я конечно понимаю, что автор 1с разработчик, где нет модульности и есть монополия одной компании с присущим этому уровнем кривизны, но называть такие "недоработки" кризисом очень громко. У каждой компании миллиард своих внутренних сервисов и библиотек, которые пишутся не от хорошей жизни, а потому что должны удовлетворять каким-то условиям, причем для всех они чаще всего индивидуальны (разные уровни нагрузки, отклика, хранения и т.д.). Получить идеальный инструмент под свою разработку, который ещё не будет рандомно апдейтится в неподходящий момент и не зависит от миллиона других независимых кусков - это ли не счастье разработчика?
Я в целом себе слабо представляю госты по интерфейсам, там будут проценты vue и react оцениваться, как свинина и говядина в составе колбасы? Или верстание только div? Они будут очень субъективными и отражать взгляд пишущего, а не "правильность" (если она вообще есть в случае визуала). И при этом это не даёт гарантии, что продукты из одного ГОСТ-а будут одинаковы по качеству (как пример, что скоро шоколад с 5% шоколадосодержания будет считаться продуктом одной категории с 25% шоколадом, хотя разница очевидна даже без изучения). Я нашел самый слуховой пример, но думаю если порыться - можно найти много абсурда.
И даже если неожиданно выпустят "общий гост по шакалоинтерфейсам", что это поменяет? Всё не станет работать одинаково хорошо, всё будет работать одинаково плохо, потому что люди склонны ошибаться, а какие-то вещи имеют чисто субъективное восприятие без единого правильного пути. Я бы лучше подстёгивал их конкуренцию рублем, чтобы они делали свои продукты лучше, чем убивал её наглухо. Не нравится вам что-то в продукте - платите за другой, который вас устраивает. Слабые скопытятся, хорошие станут улучшаться. Когда хорошие перестанут улучшаться - их нагонит новый конкурент. А монополия останет продукт на одном месте, где они могут мутить любую чушь и ничего им не сделаешь, потому что они прописаны как обязательное использование на вашем складке на территории нашей страны.

fixin Автор
19.11.2025 08:50Стандарты пишутся, чтобы все работало хорошо.
Не вижу ничего плохого в переводе разъема лайтинга на тайп-си например.Мы будем ожидать от приложений определенного уровня.
А то даже у крупных разработчиков получаешь поделку студенческого уровня с множеством не закрытых дыр функционала.
Не, ну если им будет нравиться мусорный рейтинг Омега у приложения, пусть выпускают с таким рейтингом.
Но я думаю при наличии таких стандартов быстро появятся библиотеки, их реализующие.
Что сложного в том, что я написал?
Это не может выявить тестировщик? На эту тему нельзя написать список требуемых функций?
Может этот список изложен в каком-то разделе информатики? Нет.
Пользователь и так схавает, бизнесу наука не интересна.Поэтому мы до сих пор ездим на велосипедах. И надеяться что придет Форд и подарит нам автомобиль, нельзя. Без развития науки инженеры от бизнеса не прыгнут выше головы.
Есть вещи, которые осмысливаются практиками только после того, как их осмыслят теоретики. А без этого практики их даже не видят. Им и так хорошо. Бабло же течет.

SeveR31
19.11.2025 08:50Стандарты пишутся, чтобы все работало хорошо.
Не вижу ничего плохого в переводе разъема лайтинга на тайп-си например.
Вам на это уже указывали, но есть определённая разница между ГОСТ-ами на физ устройства и ГОСТ-ами на ПО. Физическое устройство можно обсчитать, вывести нужное и зафиксировать. Строгая регламентация имеет смысл там, где идет разговор не об удобстве, а о большем - безопасности, здоровье и т.д. Одно дело это регулировать, что человеку в организм попадет или загорится ли провод, пока он спит и другое когда вас возмущает отсутствие одной подписи.Да, это не гарантирует, что этот же ГОСТ кто-то просто пропихивает себе в угоду, как снижение на 20% содержания шоколада в шоколадках (с 25 до 5). Без этого получится, что всем надо делать "плохо, но по госту", даже если хочется сделать хорошо. Зачем делать рамки там, где не надо? Ваш пример с зарядками как раз про то, где вмешались там, где надо, потому что это по всем пунктам экономически целесообразно, безопаснее (меньше паленых проводов и монополии с выкрученными ценами, которая толкает покупать б/у или некачественное) и легче тестируется. Чем вам одинаковые интерфейсы везде помогут в этих целях, кроме как обучать верстальщиков однообразнее?
Повторю свой же вопрос - а что вы будете в интерфейсах считать, чтобы оно "подходило под госты" - процент js-фреймворков и количество div-ов на один html-документ? А даже если и придумают, то не удивлюсь, что это будут одинаковые кубические формы с разными цветами и логотипами. ИМХО, это даже звучит глупо.
А то даже у крупных разработчиков получаешь поделку студенческого уровня с множеством не закрытых дыр функционала.
Это даже звучит некорректно и грубо. Напишите тогда аналог mail-почты,маркетплейса и генератора картинок ,утрёте всем большим тех компаниям и людям из комментариев нос. А вообще количество функционала != качеству, делать из приложения огромную платформенную помойку ведёт к успеху в единичных случаях и чаще всего насильственно. В идеальном мире продукт из какой-то экосистемы должен нормально работать в отрыве от неё, но хорошо стыковаться с другими продуктами экосистемы при необходимости.
Это не может выявить тестировщик? На эту тему нельзя написать список требуемых функций?
А при чем тут тестировщики? У тестирования вполне конкретная задача - протестировать СУЩЕСТВУЮЩИЙ функционал на предмет работы и внесённые изменения, чтобы они не нарушили поведения. У вас все три случая "претензий" - это то, что не было сделано. Что вы хотите протестировать, если этого не существует ¯\_(ツ)_/¯?
Опять же, как разработчики того же Шедеврума должны заранее узнать, какие функции на все 100% понадобятся их пользователям? Вы пишите про какие-то 20-50% неудовлетворенности, как вы их высчитывали и измеряли? Почему вообще эта функция нужна в таком сервисе? Есть ли какая-то ли реальная ценность в вводе такой функции, если её больше нигде нет? У любого ПО/сайта/разработки есть ТЗ, которое согласуется задолго до всего этого. Если вы чего-то не видите, то на тот момент это не посчитали нужным, вот и всё. Поэтому да, на приложение как-то невозможно написать полный и исчерпывающий список требуемых функций. Вы выдаёте продукт и дорабатываете его, причем анализируя - нужна ли эта доработка и нет.
Поэтому мы до сих пор ездим на велосипедах. И надеяться что придет Форд и подарит нам автомобиль, нельзя.
В моей реальности уже есть автомобили, которые даже без человека ездят. Придумали как-то без ГОСТ-а на создание беспилотных автомобилей, удивительно. И наверно сам Форд тоже не слышал про ГОСТ-ы для машин или научные исследования на тему создания машины, вероятнее всего ¯\_(ツ)_/¯.
Есть вещи, которые осмысливаются практиками только после того, как их осмыслят теоретики. А без этого практики их даже не видят. Им и так хорошо. Бабло же течет.
Я искренне не понимаю, зачем вы приплетаете сюда то, что называете "наукой" и "информатикой", особенно в контексте визуальных интерфейсов в двух случаях из трех. Ученые сначала должны разработать "Стандарт,интерфейс и используемые функции в приложении-почте", а только потом бизнес получит право писать подобное ПО? Мне интересно, какая тут должна быть глубинная теория, кроме фактической выдачи продукта пользователю и доработки его на основе фидбека/конкурентов/баг репортой. И так примерно со всеми подобными коммерческими продуктами, для интернет магазина не надо научное обоснование - только здравый смысл и хотелки пользователей.
Инновации это способ развития и перехвата первенства, но это симбиоз бизнеса и науки. Бизнес без инноваций отстанет от бизнеса без инноваций, наука без бизнеса это бесполезное марание бумаги, а наука с бизнесом - знание, применяемое на практике. Практические технологии и научное знание двигают все вперёд только вместе, а не когда одно пинает другое (за этот простой вывод в этом году дали нобелевку по экономике). Поэтому ваше утверждение это как минимум заблуждение, особенно на фоне того, как тот же Яндекс вкладывается в науку и обучение кадров.
У меня всё больше складывается ощущение, что примеры статьи и последующие выводы это нестыкующиеся вещи, а попытка выдать придирки за какую-то глобальную проблему, которой в айти не существует - компании в целом прямо заинтересованы в удовлетворении юзеров и развитии, т.к у нас нет монополии одного тех гиганта. У айти есть кризис найма, кризис деградации производительности и перехода на облачность, потенциальный кризис ии-пузыря (если они не начнут делать прибыль), но никак уж не кризис стандартизации.
Пример одной стандартизированной платформы, где даже формочки ввода дефолтные, уже показал нам, что это легкий способ повиснуть на гос шее и мешать людям делать удобные для них вещи, потому что (вот неожиданно) у бизнеса есть специфика, которую стандарты могут не покрыть.
То, что вы хотите (заставить всех
грестиписать под одну гребенку) не сложно. Сложно будет потом писать нормальное ПО, которое будет помогать людям, а не мешать им. И научное обоснование чего-то тут наврятли поможет.
boris768
Что-то уж больно далеко идущие выводы, видеть "кризис" в минорных недоработках - перебор даже для статей от "радужных" HR.
fixin Автор
Так минорные недоработки - как раз следствие общего кризиса, когда все пишется "с нуля". В этом главная мысль.
MEGA_Nexus
Минорные недоработки - это лишь отсутствие этих пунктов в ТЗ на разработку продукта. Или отсутствие времени на их реализацию, когда имеются более приоритетные задачи.
fixin Автор
Если бы была общая функциональная база, на это нужен был бы бюджет 0 рублей, потому что весь функционал был бы уже реализован. Это следствие кризиса в отрасли. Когда могут написать только новый язык и фреймворк, но не функциональную библиотеку.
prika148
Как Вы оценили, что это пишется "с нуля"? Почта мэйла - чуть ли не самая старая из существующих в России - думаете, они каждый раз её переписывают?
Да и Личный кабинет в Озоне существует не один год - предположу, что процесс доработок в нём у коллег отлажен
Я не знаю, как там дела, но со стороны выглядит, что уж на такую доработку, которую Вы ожидаете, у компании есть и бюджеты и компетенции. Вполне может быть, что её намеренно не сделали (или даже сделали, а потом - удалили). Вам кажется, что это удобно, но как оно отражается на метриках - не очевидно
fixin Автор
Вот, вы сами высказали это слово - бюджет.
каждая конторка пишет с нуля, нет кооперации. Нет общих библиотек, нет стандартов функционала. Про это я и пишу в статье.
Поэтому все сервисы, даже крупные, глобально недоделаны.
boris768
Так раскройте, в чем этот кризис состоит, я из статьи вижу только то, что 3 разных сервиса недоработали свой UI, может вследствие недостаточных тестов, может из-за отсутствия внятного фидбека, это везде такое можно найти, shit happens, как говорится. Вы в статье берете просто 3 рандомных своих жалобы (именно на то, что лично вам неудобно, но это не означает что оно так для всех), а затем накидываете тезисы что кто-то там куда-то бегает за модой и блаблабла, нытье нытье нытье. Так не работает, это просто ваше мироощущение, а не какая-то объективная реальность.
fixin Автор
Все очень просто - нужно развивать информатику и функциональный стандарты на ее основе. И сертифицировать продукты по этим стандартам.
А там уж разработчики библиотек подсуетятся и сделают нужные библиотеки.
Банально - если есть список и действия с его элементом, значит я должен иметь возможность выделить нужные мне элементы и сделать действия последовательно с выбранными элементами, как пример. Все ли продукты пройдут такой простой функциональный тест?
janvarev
О нет...
У нас будет российский стандарт, стандарт от Apple, Google... Стандарт от Apple к оформлению будет меняться каждый год с выходом новой OS....
Нафиг, нафиг.
fixin Автор
Стандарт должен происходить из стен науки. И это просто проверка на функциональность. Вы же не против ISO и ГОСТов, когда речь идет о колбасе.
janvarev
О-о, похоже вы не были в стенах российской науки! Там есть "стандарты", есть. И исследования есть. И лучше бы вам их не смотреть, чтобы не получить травму...
Лучшие стандарты где-то в районе WiFi, USB... и там они, по-видимому, нужны, чтобы как-то примирять производителей друг с другом (которые, собственно, в комитете и сидят). ISO работает в части случаев, в части - не работает.
Безопасность здесь, тем более пищевая.
fixin Автор
Я про функциональные стандарты.
Были такие в СССР касательно освещения, эргономики и т.п.
Наличие функциональных дыр в приложениях - следствие того, что эти стандарты не развиваются.
В итоге в супер-модном приложении вы должны тыкать по каждой строчке, вместо того, чтобы обработать их скопом. Это классика, в 2025 году повсеместно. С 1995 года не поменялось...
Информатика при смерти.
edogs
Вот оно чё, Михалыч, вот оно чё.
Даже слов нет цензурных.
fixin Автор
Потом спасибо скажете. ;-)
opusmode
Нет, вообще нет.
Яндекс это большая организация, где полно команд, живущих своей жизнью. Небольшой косяк в одном из сервисов вообще ни о чём не говорит.
Мейл это сейчас кусок большого ВК
Озон живёт своей жизнью, причём тут wb?
У них есть свои признаки кризиса, но вы приводите мелочь
fixin Автор
Повторюсь, раз вы не читали комментарии. Мелочи (функциональные дыры) - следствие большого функционального кризиса IT, когда не изучаются необходимые пользователям функции. А пишут "из головы"
DMGarikk
я бы еще добавил - и сами потом этот продукт не используют
==
был у меня такой момент, там форму из 50 полей бахнули в одну колонку с прокруткой, в вебформе которая на стационарном компе отображается...на все возражения был один ответ "ну ниче, покрутят мышкой"...из 15 человек моей команды только я и один из разрабов были против такой концепции...я хз как это называется
fixin Автор
нету на них информатики. Кстати, информатика как наука, вообще жива?
janvarev
Есть исследования в разных областях computer science (у меня не поворачивается язык называть это "информатикой"). Один из их результатов - современные LLM.
Исследований UX тоже тонны.
fixin Автор
Но где результаты этих исследований ИРЛ? Я захожу на сайты крупнейших контор и вижу "детские дыры".
Это как если увидеть офисного менеджера обкакавшегося на рецепшене.
janvarev
Это ваше частное мнение, приятно вам это или нет (хотите закажем "академическое статистическое исследование"?). Куча других людей этих проблем не видит - значит, тратить ресурсы на их решение может быть нерентабельно.
fixin Автор
Дык куча людей в том же США страдает ожирением и как бы не видит в этом проблемы.
Есть много проблем, которые люди не видят или смирились.
И это не значит, что мы должны продолжать жить в д..ме.
DMGarikk
не живи, создай стандарт и заплати за его внедрение
все хотелки стоят денег, если всем плевать то никто деньги тратить не будет...демократия чёртеёвозьми
fixin Автор
Для начала я озвучиваю проблему.
А то ослепленные "блеском" ИИ, многие не видят очевидных проблем и кризиса в IT.