Business Capability Map (карта бизнес‑способностей) — это один из ключевых артефактов в современных подходах к управлению корпоративной архитектурой, особенно в таких методологиях, как TOGAF, ArchiMate и других архитектурных фреймворках. В данной статье разберемся с определением что же такое бизнес‑способность, и приведем пример карты бизнес‑способностей небольшого бизнеса в области обучения.

Что такое Capability (или Business Capability)

Если заглянуть в библиотеки и фреймворки, то можно найти следующие определения термина Capability.

В BABOK (Business Analysis Body of Knowledge) capability переводятся как возможность, которая определяется, как способность предприятия делать или преобразовывать нечто, помогающее достичь бизнес‑цели или целевого показателя бизнеса. Возможности описывают цель или результат действия, или трансформации, но не то, как это действие или трансформация выполняется.

Из документов TOGAF (The Open Group Architecture Framework) в моем вольном переводе видно, что бизнес‑способность — это способность или потенциал, которыми бизнес может обладать для достижения определенной цели или результата. Бизнес‑способности определяют, что делает бизнес, не пытаясь объяснить, как, почему или где бизнес использует эти способности. Определение бизнес‑способностей включает в себя определение и описание того, что необходимо сделать бизнесу для поддержки его общей миссии.

Если заглянуть в спецификацию языка ArchiMate, то увидим, что способность определяется, как умение, которым обладает активный структурный элемент (например, организация, человек или система).

В России последнее время закрепился термин способность, как перевод capability, и, хотя на практике можно еще встретить перевод capability, как возможность или даже потенциал, далее я буду ориентироваться на общепринятый перевод. И да, в рамках этой статьи способность и бизнес‑способность — это одно и тоже.

Как правильно именовать Business Capability

Бизнес‑способности обычно называют общими и высокоуровневыми терминами. Зачастую способности реализуются посредством сразу нескольких элементов: организации, людей, процессов, информации и технологий. Правильное соглашение об именовании предполагает именование бизнес‑способностей в виде существительного («это то, что мы делаем»), а не глагола («это то, как мы это делаем» — обычно ассоциируется с процессами).

Таким образом бизнес‑способности чаще всего называются, как отглагольные существительные, например, управление проектами или стратегическое планирование. Примеры способностей: управление маркетингом, взаимодействие с клиентом, управление персоналом.

В спецификации языка ArchiMate мы найдем аналогичные инструкции: «Название способности должно отвечать на вопрос „что мы делаем?“ без пояснения „как мы это делаем“. Часто оно выражается фразой или отглагольным существительным, например, „Управление проектом“, „Развитие рынка“, „Разработка продукта“ и тому подобное»

Business Capability Map

Теперь разберем понятие карта бизнес‑способностей — это графическое представление элементов, участвующих в анализе способностей бизнеса. Карта бизнес‑способностей это один из ключевых инструментов корпоративного архитектора, который позволяет в простом виде представить деятельность бизнеса. Кстати, корпоративный архитектор может быть не должностью, а ролью, которая в небольших компаниях может принадлежать ИТ‑директору или даже генеральному директоры. Этим я намекаю на то, что карта способностей — это уровень стратегического проектирования организации.

Business Capability Map без приоритетов
Business Capability Map без приоритетов

На данном примере карты бизнес‑способности на языке ArchiMate я допустил нарушение, разместив в скобках название ИТ‑сервисов, поддерживающих ту или иную бизнес‑способность, а не нарисовав их отдельными объектами. Сделано это специально, чтобы на одной модели было лучшее видны не только способности, но и весь ИТ‑ландшафт организации.

Отличие бизнес-способности от понятия бизнес-функция и бизнес-процесс

Если заглянуть в BABOK, то каждая способность отражается на карте способностей только один раз, даже если она принадлежит нескольким бизнес‑подразделениям. Этим бизнес‑способность и отличается от бизнес‑функции, которая может принадлежать различным подразделениям. Бизнес‑способность — это логический объект, который показывает, что в разных подразделениях есть одинаковые или похожие бизнес‑функции, для последующего их анализа.

Отличие бизнес‑способности от бизнес‑процесса тоже достаточно простое, способности не существует в жизни, это логическая сущность для анализа и проектирования организации, а в жизни бизнес‑способность может быть реализована бизнес‑процессом или группой процессов, которые существуют и выполняются.

Еще раз повторюсь, что ключевой особенностью бизнес‑способности является то, что это сущность логическая, то есть организация может реализовать ту или иную бизнес‑способность, а может оставить ее в неразвернутом (нереализованном) состоянии, или вообще «свернуть», перестав исполнять реализующие ее процессы. Например, я могу перестать заниматься созданием и монтажом учебного видеоконтента, на пару лет из‑за снижения платежеспособности населения, но потом возобновить, когда ситуация изменится.

Заглянем немного в историю

Если заглянуть в историю, лет на 15–20 назад, то можно вспомнить CBM (Component Business Model) от компании IBM, которых было много сделано на российских просторах. CBM это метод проектирования бизнес‑архитектуры, который требует разделить компанию на множество независимых компонентов, взаимодействующих через интерфейсы. С точки зрения СВМ, важна возможность замены компонентов, потому что для всех взаимодействующих с блоком, интерфейсы взаимодействия остались прежними. Тут мне вспоминается cервис‑ориентированная архитектура (service‑oriented architecture, SOA) от IBM, но не будем об этом.

Компонентное представление позволяет понять существующее состояние деятельности, определить возможности для улучшения, а также наглядно описать возможности для обсуждения и создания модели целевого состояния. Компонентные бизнес‑модели являются эффективным средством для наглядной демонстрации пробелов («gaps») и областей перекрытия («overlaps») с точки зрения поддержки процессов управления (бизнеса) приложениями ИТ и другими ресурсами.

Прочитав эти слова, я думаю, что вы согласитесь, что существующий подход к управлению бизнес‑способностями организации, хотя бы частично построен на базе подхода CBM от IBM.

Для чего нам нужна Business Capability Map

Итак, Business Capability Map — это визуализация бизнес‑способностей, которые организация должна поддерживать для достижения своих стратегических целей. В отличие от диаграмм процессов или сервисов, здесь акцент делается не на том, как что‑то работает, а на том, что организация способна делать.

Если собрать ключевые кейсы использования, то мы увидим следующие:

  • Операционализация стратегических целей и задач бизнеса на уровень деятельности

  • Определение бизнес‑способностей, принимающих участие в достижении целей

  • Присвоение приоритетов бизнес‑способностям, как от целей, так и от проблем

  • Демонстрация, какие бизнес‑способности какими ИТ‑сервисами поддержаны

  • Визуализация уровня автоматизации или полного ее отсутствия

  • Анализ разнородности приложений при автоматизации сходных областей деятельности

Результаты стратегического планирования в форме целей верхнего уровня не всегда возможно напрямую отразить в архитектуре. Поэтому для перевода целей в практическую плоскость нам и понадобится Business Capability Map. При этом уровень представления должен оставаться как можно более абстрактным, поэтому с помощью карты способности проанализируем текущие и желаемые способности организации определив набор инициатив.

Применим на практике Business Capability Map

Теперь ближе к жизни, например, в рамках цикла стратегического планирования в одной организации было принято решение, что в связи со снижением покупательской способности, а также другими рыночными драйверами нужно снизить инвестиционные затраты в бизнесе, остановив создание новых продуктов (в частности асинхронных видеотренингов).

По результатам анализа результатов продвижения и привлечения новых клиентов в текущем году, в следующем году было решено снизить инвестиции в продвижение и привлечение новых клиентов, сосредоточившись на текущей клиентской базе. Также принято решение о необходимости по сократить операционные затраты в учебном процессе.

Карту бизнес‑способностей можно использовать отдельно, а можно в связке с деревом целей, но в данном примере мы не будем графически связывать бизнес‑способности с целями, чтобы не усложнять. Просто констатирую, что все вышеозначенные цели привели к тому что на карте бизнес‑способностей, часть способностей стало бесцветными, то есть мы их «замораживаем».

Business Capability Map с определенными приоритетами (цвета)
Business Capability Map с определенными приоритетами (цвета)

В рамках планирования также была поставлена задача активизировать работу с существующей аудиторией и текущей клиентской базой, что привело к появлению бизнес‑способностей салатового цвета, в рамках которых планируются инициативы по автоматизации процессов взаимодействия с клиентами, а также формирование специального предложения для существующих клиентов.

Кстати, в ранее проблемой стратегического уровня для этой организации был уход западных провайдеров ИТ‑сервисов, большинство из которых располагались в облаке, что привело к потере доступа к ним при объявлении санкций. Поэтому в приоритете были совершенно другие бизнес‑способности, которые поддерживались этими ИТ‑сервисами, но в этом году уже завершился «переезд» с большинства западных сервисов на российские, поэтому с прошлого года задач почти не осталось.

Как определяются приоритеты на Business Capability Map

Я привел очень простой пример, но в жизни не всегда все сложно. В целом на карте бизнес‑способностей можно визуализировать различные параметры, например:

  • Операционализация целей или стратегическое выравнивание — какие способности поддерживают те или иные стратегические цели бизнеса, например, если компания делает ставку на персонализацию, то возможность «Управление профилем клиента» получит высокий приоритет.

  • Зрелость деятельности — какова текущая и целевая зрелость деятельности, реализующейся «под» той или иной способностью. Разрыв между целевым и фактическим уровнями — это и есть зона трансформации, чем больше разрыв — тем выше приоритет.

  • Бизнес‑ценность и стоимость — какие способности обеспечивают бизнес‑ценность, а именно: рост выручки, конкурентные преимущества, соответствие законодательству так далее С другой стороны, оценивается стоимость реализации способности и ее модернизации: затраты, сложность изменений, риск и так далее Высокие приоритеты получают способности, имеющие высокую ценность при низкой стоимости.

  • Зависимости и критичность — некоторые бизнес‑способности — фундаментальные, например, без «Оформления сделки» сложно реализовать «Обучение слушателя». Такие зависимости также влияют на приоритеты — фундаментальным способностям дают приоритет выше.

Итак, зачем Business Capability Map это корпоративному архитектору и руководителю

  • Карту бизнес‑способностей можно использовать в качестве входных данных для стратегического бизнес‑анализа и планирования.

  • Бизнес‑способности обеспечивают бизнесу общий язык, с их помощью руководители могут получить представление о том, какую часть бизнеса им необходимо изменить.

  • Бизнес‑способности позволяют четко определить место для инвестиций, организация будет тратить деньги на выбранную бизнес‑способность.

  • Бизнес‑способности служат основой для стратегического планирования, они дают точку для обсуждения вопросов стратегического планирования.

  • Бизнес‑способности влияют на ИТ‑ландшафт, так как они представляют собой верхнеуровневую абстракцию для функций, которые нужно поддержать ИТ.

  • Бизнес‑способности помогают планировать трансформацию, показывать, какие способности нужно развивать, а какие — упразднить.

  • Бизнес‑способности обеспечивает связанность в архитектуре: каждая способность может быть связана с бизнес‑процессами, ИТ‑сервисами или командами — это мост между стратегией и реализацией.

В качестве дополнительного источника видео доклада «Capability map — инструмент проектирования бизнес архитектуры организации»


В контексте карты бизнес‑способностей особенно заметно, насколько важна связка между стратегией, архитектурой и реальными изменениями в компании. Если нужен более системный подход — курс Enterprise Architect помогает выстроить эту связку: от работы с TOGAF и ArchiMate до разработки дорожных карт и принятия архитектурных решений, которые определяют траекторию развития всей организации.

Чтобы узнать больше о формате обучения и познакомиться с преподавателями, приходите на бесплатные демо‑уроки:

  • 27 ноября в 19:00. «Профиль корпоративного архитектора 2026: навыки, инструменты, перспективы». Записаться

  • 9 декабря в 20:00. «Карта способности, как инструмент планирования и приоритезации инициатив». Записаться

  • 15 лекабря в 19:00. «Влияние развития технологий AI на корпоративную архитектуру». Записаться

Комментарии (0)