В течение всей встречи звучало множество важных тем, которые поднимаются в медиа и правительстве уже не первый год. Шла речь о нужности «отечественного продукта», о воспитании любви к национальной истории, о важности военного воспитания в сложившейся политической ситуации и т.д. Впрочем, включив новости, вы почти каждый день что-то такое и услышите.
Звучала цитата Аллена Даллеса: «Мы не сможем победить Ивана, прошедшего горнило войны, но сможем обмануть Ванюшку». Ключевой смысл кроется в том, что советский менталитет возможно побороть лишь идеологией, но никак не грубой силой. А сегодня мы и наши дети играем в проекты, которые пропитаны подменой исторического смысла. В подавляющем большинстве сюжетов поясняется, что СССР лишь помогал выиграть войну, а не сломил вероломного немецкого захватчика. Это недопустимо, если мы хотим воспитать в детях правду прошлого. Поэтому компания Wargaming и была приглашена на данное мероприятие в качестве спикера.
Сотрудники «Варгов» рассказали, как был сделан проект, что он был замечен Министерством Обороны Беларуси и после этого получил поддержку со стороны вооружённых сил. Регулярные консультации о технике, выезды-смотры последних достижений оборонной промышленности и другие виды взаимодействия помогли игре стать той, какая она есть сейчас и в период 2008-2010 года проект получил новое дыхание, став не просто игрой с названием Операция «Багратион», а уже той самой World of Tanks, которую сегодня знают больше чем 150 000 000 человек по всему миру (такое число регистраций было официально оглашено в октябре 2015 года на международной выставке Игромир в Москве).
Член Министерства обороны Беларуси сказал в ходе телемоста фразу, что, если бы Ленин родился во второй половине ХХ века, то наверняка бы сегодня он провозгласил: «Важнейшим искусством для нас является компьютерная игра».
Стоит отметить, что в ходе самого круглого стола не было высказано мнение, что сегодняшняя игровая индустрия может предоставить потребителю не только игры военной тематики, которые обучают истории нации. Существует ряд проектов, в которых национальный колорит затронут без применения военных действий. Лучшим примером является в данном случае жанр квестов.
Ещё было сказано об отсутствии на территории Российской Федерации курсов обучения управлению дронов (сетовали на то, что в Японии и США уже этому обучают), а так же о том, что в РФ негде поучиться на геймдизайнеров. К счастью, это последнее утверждение оказалось неверным, потому как уже не первый год в стране предлагают обучение подобным профессиям сразу в нескольких учебных заведениях — на базе Вышки, в Real Time и в Скриме.
Видеозапись части круглого стола есть на youtube. Ее можно посмотреть тут:
Сам факт проведения такого круглого стола радует. Если каждый разработчик популярных игр, обладающих высокой социальной значимостью, будет принимать участие в подобных мероприятиях и помогать развивать в людях такие качества как патриотизм, знание истории и другие культурные ценности, то мир явно станет лучше. Ведь создатель качественного отечественного игрового продукта, наверняка, может рассказать десятки полезных и образовательных фактов о создании своей игры, чтобы убедить высокопоставленных чиновников в полезности своей игры для культуры страны.
Из своего опыта скажу, три года назад играя в Аллоды Онлайн я чувствовал там тот самый русский колорит и ту самую «русскость», за которую боролись представители круглого стола. Но это лишь мое личное мнение :-)
А что думаете вы? Пишите в комментариях, какие игры на ваш взгляд развивают в нас полезные качества и культурные ценности?
Комментарии (39)
SLizard
18.02.2016 20:59С точки зрения относительно достоверного воспроизведения исторических реалий мне нравится вся серия Блицкриг от Нивала. В частности, во второй части, все миссии компаний были основаны на реальных исторических событиях и неплохо изображали реальные боевые действия, конечно с поправкой на RTS механики. Плюс карты миссий там были явно спроектированы с хорошей «оглядкой» на топологию местности реальной, где проходили события.
vxd_dev
18.02.2016 20:59По моему скромному мнению, игры это все-таки некий творческий продукт, включая сюжет, поэтому искренне не понимаю смысл описанного в посте обсуждения. Например, сейчас я склонен принимать сюжет всех игр как выдумку/сказку, и уж совсем не собираюсь учить по ним историю. Для лозунгов «Учите историю по играм» нужно либо все игры загнать в рамки 100% исторической достоверности, либо выделить список исторически достоверных игр, либо вообще не пользоваться таким лозунгом, поскольку могут существовать 2 игры с противоположным сюжетом, как узнать кому верить?
ds86
Я в танки не играл, могу ошибаться, но разве там в боях игроки не могут использовать одновременно танки всех противоборствующих сторон? О какой историчности и достоверности может идти речь, когда советские танки могут воевать против английских и американских, или против советских же?
Nikobraz
Это не симулятор, а аркада. Вот чего-чего, а историчности в этой игре 0 или около того. Даже разработчики это заявляли.
Rumlin
Можно рассматривать как реализацию детской мечты, эксплуатируемую Wargaming. В основе: ребенок любит танки, играет несколькими игрушками-танками, естественно без какой либо историчности — для него это "большой танк", "танк с длинной пушкой", "маленький танк" и т.д. И WoT эксплуатируют эти воспоминания. Потому у них с танками и кораблями получилось, а с самолетами нет.
Весь бой сводится к "настрелял по противнику больше, чем по тебе". Для примера редкий сбалансированный бой, когда обе команды примерно равны по умениям.
ds86
Согласен, игрушка есть игрушка, и не надо сюда притягивать за уши никакую образовательную ценность ака "возбуждение интереса к истории", выбивая под якобы благое дело государственное финансирование.
Организовал тут ради интереса мини-опрос среди племянников и соседских мальчишек 12-15 лет, играющих в танки. Кто с кем воевал во второй мировой, они понятия не имеют и знать не хотят, лишь бы их от игры не отвлекали. Вот и весь интерес к истории.
Rumlin
На патриотизм сейчас большие деньги планируется выделять, без понятного механизма оценки эффективности потраченных средств, поэтому желающих возглавить, или хотя бы поучаствовать много. Появились первые признаки скандалов, слухов на этой теме.
Nikobraz
Интересные и сбалансированные бои редкость, это не в интересах разработчиков подобных игр. Им важно, чтобы бои происходили как можно быстрее, больше настреливалось голды, расходников. Да и русская аудитория в таких играх слишком молодая, чтобы с ними нормально играть.
Играю в Armored Warfare(WoT забросил 2 года назад), та же история на русских серверах никто не работает по засвету, никто не поможет в сложной ситуации. Ушел на евро-сервер, там люди адекватнее. Если попал в засвет, то не мечтай успеть пустить ПТУР и уйти. Сдуют чемоданами в момент. Играть тяжелее, но интереснее.
Такой исход боя на наших серверах практически невозможен, насветил более 5к урона.
Rumlin
Тоже обратил внимание. Возможно там такого возраста детям просто нельзя играть в эти игры. Запускаю поиграть крайне редко, после некоторых патчей — скорее для того чтобы посмотреть "что обещали, а что сделали". И то в взвод в бою попросились школьники из начальной школы. Вдвоем играли. Один был командиром — говорил куда стрелять. :)
Nikobraz
У них рейтинги возраста работают, да и не такой уж мейнстрим там танковые игры. Это скорее удел фанатов исторических игр.
Rumlin
Верно. Серьезные дядьки. Есть в друзьях на ФБ американец-пенсионер, играл пару лет назад в танки и в самолеты. Когда я ему предложил попробовать самолеты WarThunder, он написал, что у него ноутбук слишком слабый для такой красивой графики. Не знаю, чем он занимается сейчас, видимо бросил играть в wargaming, давно его реплеи не видел.