Недавно провели сравнение двух самых свежих версий известных на рынке и конкурирующих друг с другом компьютерных шлемов виртуальной реальности. Это были Oculus Rift CV1 и HTC Vive PRE. Обзор будет интересен тем, кто сейчас решает, какой из этих гаджетов купить. И тем, кто просто хочет ознакомиться для собственного интереса, что представляют собой эти два шлема. В видео показан подробный разбор обоих шлемов и контента для них, а под катом вкратце обо всем этом в текстовом виде.





Технические характеристики:





Как мы видим, девайсы сильно похожи. Окулус выигрывает по цене и по весу, однако обе эти победы мало стоят. Почему? Смотрим следующие пункты.

Удобство использования:
Тут мы делимся субъективными ощущениями, так как у всех восприятие идет по-разному. В некоторых обзорах я читал, что Oculus удобнее сидит на голове, что в результате его более легкого веса шея устает меньше и что воздухопроводимость в нем лучше, а пятна на лице меньше, чем у вайва. Так вот, субъективно HTC Vive намного удобнее и приятнее сидит на голове. Он, можно так сказать, более мягкий, эластичный и удобный. Что касается пятен на лице, то они неизбежны во всех VR-девайсах.



Кстати, важный момент, а носите ли вы очки? Во время съемок я примерил оба шлема с очками и удобно было только в Vive. А уже позднее на fb был интересный фидбек на эту тему от пользователя обоих шлемов:
«Например, я практически не мог использовать Rift с очками. Из-за того, что в отличии от Vive нельзя регулировать расстояние до линз, очень много времени тратил на подгонку, постоянно боялся поцарапать линзы.
При этом другой человек с иной формой лица и другими очками вообще не имел таких проблем, и вовсю использовал преимущество Rift в виде надевания\снимания в стиле бейсбольной кепки.
И хак Vive с отдиранием мягкой накладки для увеличения FOV и sweetspot для меня отлично сработал, но не уверен, что такое будет для всех»
.

И раз уж коснулись глаз, то упомяну и уши. В Oculus Rift встроенные наушники, а в HTC Vive съемные. Сами наушники Vive дрянь, но вот если я хочу включить свои крутые уши при погружении в VR, то Vive выигрывает. Если пользоваться родными ушами систем, то выигрывает Окулус.

Контроллеры:
Вот почему HTC Vive стоит на 200 долларов дороже. Потому что он идет в комплекте с крутыми интуитивно понятными контроллерами для виртуальной реальности, в то время как Oculus поставляется с Xbox контроллером. В будущем Окулус обещал выпустить свои VR-контроллеры Oculus Touch. Их придется докупать за те же 200 баксов, которые сейчас составляют разницу в цене двух девайсов.


Необходимая площадка для использования:
Oculus можно и нужно использовать сидя в кресле, а вот HTC Vive предусматривает перемещение в пространстве. Нужно в квартире выделить некую зону, свободную от мебели, по углам которой в прямой видимости нужно закрепить станции Lighthouse, входящие в комплект поставки шлема. Кстати, подробнее про комплект поставки HTC Vive можно почитать в другой моей статье на geektimes. Размеры зоны: от 1,5x2 до 4х5 метров.



Это является важным отличием двух систем. С одной стороны весь контент для Vive круче за счет того, что ты реально перемещаешься по виртуальному пространству, двигая телом в реальном. С другой стороны у многих просто нет необходимого пространства в домашних условиях, да что там говорить — у некоторых кухни меньше!!! Ну и кроме того, через минут 20-30 игры непривычный человек в Vive устает от постоянного движения.

Контент:
По субъективным ощущениям, игры в Vive, требующие движения и использующие контроллеры, намного круче, чем игры в Oculus с Xbox джойстиком. Вот правда, стреляя из лука или рубя катаной овощи, я в определенные моменты ловил полное погружение и забывал, что я в комнате с пластмасской в руках и что мечом тут даже и не пахнет.



Выводы:
В тексте статьи я привел очень краткие выжимки из того, что наговорили на камеру. Но вот выводы приведу полностью. Итак:

Мнение 1: "Окулус отличный шлем, хорошо сидит на голове. Но есть небольшой просвет снизу, есть проблема в том, что встроенные наушники — они не всегда нужны, если я к примеру хочу свои использовать. Мой выбор за Vive, потому что с ним можно перемещаться по комнате, можно видеть стены, можно стрелять из лука, можно делать множество вещей, которые не сделаешь в окулус. Но окулус тоже хорош для квартиры, комнаты, когда надо именно сидеть в кресле.Из игр под окулус понравилась игра Lucky's Tale, платформер от третьего лица. Это то, что мне кажется нужно для VR на данном этапе. Под vive мне очень понравилась The Lab — это игра от Valve, официальная как демо со всеми возможностями и всеми сеттингами, самыми популярными для виртуальной реальности. Классно стрелять из лука, погладить собаку в виртуальной реальности — это вообще непередаваемые ощущения".

Мнение 2: "Мне по всем впечатлениям, которые приносит шлем, больше всего понравился HTC Vive. Однако нужно помещение, нужна площадка для того, чтобы в него играть. И не всегда хватает места дома. Поэтому куплю себе Oculus. Хотя конечно понравился как по впечатлению от игр, так и по впечатлениям от одевания на голову, именно HTC Vive."

Мнение 3: "Если вы с точки зрения покупателя смотрите на шлем, то наверное надо немножко подождать. Потому что сейчас мы сравнили шлемы, но у нас ведь нет шлема от Sony. А также Vive немножечко шустрее оказался и у него руки есть, а у окулус сейчас рук нет. А это вот совсем нечестное сравнение. Когда руки — это совсем другой уровень погружения. Ну а если вы разработчик игр и хотите разработать свою игру под виртуальную реальность, вы делайте что-нибудь хорошее под тот шлем, что у вас есть, или который вам нравится, или если у вас вообще нет, то сделайте под мобильный VR, потому что в разработке можно много чего еще интересного сказать и сейчас вот в ваших руках какой первый VR-опыт будет для кого-нибудь из игроков, которые еще с виртуальной реальностью не сталкивались. Если он будет хороший, качественный и вы его с душой сделаете, то вы сделаете доброе дело. Поэтому шлемы оба хорошие, технически оба отличные, что уж вам выбирать — решайте сами :-)"

Комментарии (41)


  1. tunelix
    28.04.2016 22:48

    Неужели в Vive нельзя сидеть на стуле как в Окулусе?


    1. atomlib
      29.04.2016 06:53
      +4

      Можно, конечно. Неужели на цветном телевизоре нельзя смотреть чёрно-белое кино?


  1. 25080205
    28.04.2016 23:57

    Денежку перечислят — HTC Vive первый кандидат на покупку… Точнее — заказ. Придется ждать и после — бороться с доставкой, т.к. официально они в Россию не продают, похоже. Сервис доставки типа «адрес в США» — вопрос открытый, кто знает — подскажите тоже, т.к. пользовался ранее только один раз. Называть не буду, но без мата это не опишешь, кончилось возвратом отправителю, бр-р-р!
    Вообще-то я хотел купить монитор для игр, с поддержкой 3D. Но идея про шлем при сравнимой стоимости все больше и больше нравится.
    Потому есть несколько практических вопросов… кто знает, а особенно — кто вертел шлем в руках — ответьте. Возможно, не только мне одному неясны некоторые моменты…
    0. Есть ли регулировка для близоруких? Совсем немного, -1.5, и в монитор на расстоянии вытянутой руки я смотрю без очков. Но вдаль — все заблурено, вести машину, стрелять с открытого прицела и т.п. могу только в очках. Про то, что Vive надеть с очками можно — хорошо, но можно ли вообще без очков?
    1. Как шлем для 2D контента? Т.е. как Vive вместо монитора в играх, где шлем не поддерживается, как видно десктопные приложения (как бы это глупо не звучало)?
    2. Можно ли играть сидя? В смысле трекера для головы — как он поддержан, можно ли «вертеть головой» в WarThunder, как с TrackIR?


    1. GreyhoundWeltall
      29.04.2016 08:57

      Отвечу только за доставку и люстру.
      С доставкой не было проблем, уже не первый год заказываю через один и тот же «адрес в США», дабы не рекламировать — сайт сервиса начинается на q. Может просто хроническая удача. Проблемы только с выбором: если точно уверен в покупке, то проблем нет, если берешь что-то, что может не подойти (одежду и тд), то тут ССЗБ.

      На счет люстры, знакомый вроде как с окулусом играл как с люстрой, соответственно там при поворотах головы можно настроить осмотр из кокпита для РБ/СБ. За удобство не скажу, так как он особо не вирпил и не оценивал это все, просто «было интересно попробовать».
      Думаю, что тундру в целом допилили, тк периодически натыкаюсь в сети про около-вирпильские истории с ней и с гораздо более «хардкорными» симами.


    1. ClearAirTurbulence
      29.04.2016 18:22

      Shopfans, и вопросов с доставкой больше не будет.
      Если использовать вариант Shopfans Express — немного дороже, чем другими способами, но зато очень быстрая доставка до двери в Дефолт-сити.


      1. 25080205
        29.04.2016 22:39

        А вот различные (не буду называть имен) сервисы ответили:

        0. Плати 200 баксов, но без какого-либо геморроя. А если правда то, что сказано, то других вариантов нет — американскую карту и адрес «физика» в США мне не добыть.

        Данную покупку Вы сможете только купить американской картой и на адрес физического лица в США, НТС не отгрузит данный товар на склад мейл-форвардера, то есть такой компании как мы.
        Мы можем купить и доставить данный товар.

        услуга Помощь в покупке (Мы Вам купим и доставим). Комиссия — 10% от стоимости товара. Стоимость заказа составит 997,9$ бла-бла-бла Сроки доставки 5-7 рабочих дней. В стоимость доставки входит полная таможенная очистка груза.

        1. Отказ и посеяли опасение, что получится как в прошлый раз… Ох уж эти таможенники вместе с чекистами… :-)

        На данный товар пока нет нотификации ФСБ РФ, что закономерно по причине того, что он еще не поступил в продажу. Как только нотификация появится — его можно будет доставить в Россию любым из наших способов доставки.

        2-3. «Ткнули носом» в тарифы на сайте.

        4-7. Двое суток неответа. Идут в пешее эротическое.

        Вот так все сложно…


        1. Phoenix91
          01.05.2016 17:28

          У Shipito есть услуга ASSISTED PURCHASES (или 0-ой это он и есть?), пользовался однажды, нужно было купить комплектующие с Newegg.


  1. ILITARIY
    29.04.2016 03:47
    -5

    Битва двух лохотронов


    1. 25080205
      29.04.2016 04:11
      +5

      Но картинку-то показывает? Показывает.
      Девайс законченный, фабричного изготовления? Да.
      Я еще на VFX слюнки пускал… Но его не было никакой возможности купить по многим причинам, потом шлемы VR были в загоне, характеристики застыли на месте, а ценники были совершенно не смешные. И вот разрешение FHD плюс цена за комплект меньше килобакса — что в этом лохотронского?


      1. ILITARIY
        29.04.2016 09:54
        -5

        Покупайте-покупайте. А через 2 года 4к подъедет. А ещё через 2 года 4к 120фпс. Кого оно волнует, что уже сейчас 4к дисплей подобного размера стоит копейки? Ну, разве что меня. Оно же главное — что картинку показывает.


        1. Shished
          29.04.2016 10:18
          +5

          Через 10 лет смартфоны будут быстрее, чем современные ПК. И что, теперь ничего не покупать? По вашему, все владельцы старого железа — лохи?


          1. ILITARIY
            29.04.2016 10:56
            -4

            Не будут и через 20. А покупатели первого поколения ВРов — прям как вы сказали. Потому, что:
            -устаревшие на момент выхода(у сони смарт с 4к экраном за 600$, а там ещё процессор, камера и все все все)
            -ИГОРЬ ТОНЕТ


            1. Krey
              29.04.2016 14:07
              +1

              Не всякий смартфонный экран подойдет для VR, там кроме разрешения есть и поважнее параметры.


            1. 25080205
              29.04.2016 14:18

              Игоря будуд. Поскольку с самим 3D все отлично, осталось только для каждого глаза просчитать картинку, т.е. переделки даже для старых движков не радикальные, а современные, вероятно, уже с оглядкой на такие устройства. 3D монитор с затворными/поляроидными очками появился на прилавках черт знает когда, очки с экранами после VFX совсем не исчезали, хотя и были в глубоком подполье (даже наши что-то сочиняли, но взлетело, как обычно, у буржуйкен), идея нахлобучить на себя смартфон оказалась заразной — потребительское 3D есть, дальше будет только больше. Вертеть головой там, где это надо, можно тоже. Контроллеры разве что, виртуальными махать мечами можно не везде, но не везде это критично. У Oculus Rift просто нет контроллеров для мечемахания, но шлем продается, так что HTC Vive без поддержки контроллеров тоже небесполезен.
              Наконец, пара приколов со шлемом должна быть возможна — смотреть кино лежа, например. Даже не обязательно 3D.


              1. Xenotester
                01.05.2016 00:15

                Идея смотреть кино в VR шлеме мне кажется весьма сомнительной, по качеству видео будет сопоставимо разве что с разрешением 800*480, может чуть лучше.


                1. 25080205
                  01.05.2016 07:21

                  Это не главное, но попробовать-то не помешает…


            1. Xenotester
              30.04.2016 20:29

              В каком месте они «устаревшие на момент выхода»?
              Олед 4к при таких диагоналях нет, у той сони — жк
              Можно конечно на жк сделать строб подсветки от блюра, но от лага и плохой контрастности не избавиться.
              Гонять 4к при 90 фпс по нынешним интерфейсам тоже нельзя — так смогут thunderbolt и следующий dp
              Игры есть. Или играми Вы только эксклюзивы называете?
              Время не бесконечноё и ситуация «если подождать, то выйдет новое поколение» актуальна в любой момент и ждать можно вечно


        1. 25080205
          29.04.2016 10:44
          +1

          Так такая тема… Время тоже конечный ресурс. По до упора оптимистическому прогнозу у меня около 30 лет впереди, а в реале прямо сейчас могу пасть носом на клавиатуру и подохнуть, не закончив комментарий. Т.е. пока ждешь прогресса, время идет, это раз. А двас — что прогресс не стоит на месте и когда наступит то самое «светлое завтра», на горизонте будет маячить нечто еще более продвинутое и так далее.
          По разрешению — посмотрим, у меня и в глазах оно не особо высокое, монитора FullHD мне объективно хватает и большего не надо на диагоналях до 24", в таких условиях я просто не вижу отдельный пиксель. 4k и далее — это или для компенсации увеличения физического размера экрана или для каких-то орлов соколовых, которые видят больше, чем на «единицу». А FPS и так заявлен 90 — куда дальше, если не нужны 3D'шные ухищрения по затворной технологии. Киношники вон 24 кадрами кормят, а их смотрят, 50 FPS в FHD — картинка как живая. То, что будут наращивать и пропихивать рынку — несомненно, но надо ли больше? Сомневаюсь. Глубина цвета вообще и возможные косяки цветопередачи (розовый белый и т.п.) еще весьма интересны, но это в описании бесполезно, надо видеть самому.


        1. Anasazi
          29.04.2016 17:45

          Дисплей-то может и стоить копейки, а сколько стоит железо, которое это 4к будет рендерить?


        1. FirExpl
          29.04.2016 17:47

          Да поставить 4к экран — не проблема, я думаю. Проблема в том, что для вывода такой картинки нужно железо, которого у большей части людей просто нет, так же как нет желания выкладывать за него сильно больше чем 1к$. Мой системный блок, который проходит как «минимальные системные требования» для этих шлемов, год назад как раз стоил около 1к$, но 4К он даже на 30fps не потянет, а для VR нужно сильно больше кадров в секунду.


          1. Ca5per
            29.04.2016 19:28

            Не нужно 4к рендерить, достаточно взять 1080p картинку и растянуть на 4к дисплей. 4к там нужно чтобы побороть пиксельную решетку.


  1. atomlib
    29.04.2016 06:52
    +1

    Я пока ни в одном сравнении не видел вот этой фотографии. Слева направо: HTC Vive, её конкурент — текущая версия для пользователей Oculus Rift, Samsung Gear VR на Note 5, вторая версия комплекта для разработчиков Oculus Rift.


    1. Melchiorum
      29.04.2016 07:52

      А что эта фотография должна показать? FOV? Никто поле зрения таким методом не измеряет — из-за разной геометрии и разного размера линз, правильные результаты можно молучить только приблизив линзу на расстояние глаза.

      Весьма показательно, что на этом фото Gear VR и DK2 уделывают CV1, а в реальности у них самое узкое поле зрения.

      Если же фишка фотографии в чем-то ином, то я ее не уловил.


      1. atomlib
        29.04.2016 08:35

        из-за разной геометрии и разного размера линз, правильные результаты можно молучить только приблизив линзу на расстояние глаза.
        Как пишет автор фотографий, съёмка производилась с помощью 360°-камеры Theta. При этом линза камеры касалась центра линзы шлемов.


        1. Melchiorum
          29.04.2016 14:00
          +1

          Тогда мне все равно непонятно, почему у DK2 горизонтальное поле зрения больше, чем у CV1. Это совершенно точно не так. Более того, у меня есть Gear VR, а на работе — и CV1, и DK1/2. Поле зрения у Gear VR вообще ни в какое сравнение с CV1 не идет — оно **значительно** меньше и по-вертикали, и по-горизонтали, и скорее напоминает большой экран кинотеатра. А здесь показано, будто оно больше. Про Vive ничего не скажу, не видел. То есть, либо что-то с масштабом фото не то, либо с методом съемки, в любом случае — картинка не соответствует действительности.


  1. Kju
    29.04.2016 09:07

    К мнению про немножко подождать я бы, наверное, добавил еще один очень важный фактор – под какой шлем будут делать (оптимизировать) больше игр (причем игр ААА класса) или если игра будет под оба шлема, то что у разработчиков будет в приоритете. А разработчики в первую очередь (скорее всего) будут при выборе приоритета опираться на показатель – каких шлемов у потенциальных покупателей данной игры больше.
    Вот тут я начинаю больше склоняться к НТС – так как за плечами у платформы Valve. Но тут важный момент: во всех промо материалах от Valve они делают упор на какие-нибудь «активные», но казуальные игры — в это несколько часов для удовольствия не поиграешь. OR выходит вместе с Eve (надо еще будет посмотреть как будет реализована заявленная поддержка HTC в eve) и у меня есть опасения, что те игры где надо порубить, пострел из лука будут ориентироваться на Vive, а те игры которые предполагают многочасовою игру (симуляторы, RPG и т.д.) будут ориентироваться на OR.


    1. Survivor2007
      29.04.2016 10:09

      Для Vive уже есть хак, позволяющий запускать на нем игры от OR.
      Думаю, наоборот тоже не задержится…


      1. Brenwen
        29.04.2016 11:41

        А «наоборот» и не нужно, SteamVR поддерживает окулус по умолчанию.


        1. Alexsey
          29.04.2016 22:23

          SteamVR поддерживает окулус по умолчанию.

          Хуже, чем родные драйвера. Вроде бы даже сильно хуже.


    1. vintage
      29.04.2016 23:14

      У разработчиков в приоритете будет максимальный охват аудитории, поэтому по максимуму будут использоваться лишь те фичи, что есть во всех шлемах, то есть, как это ни печально, но все вау фичи вайва использоваться практически не будут, а со временем выйдет урезанная его версия, эквивалентная окулусу. Мы уже проходили это с кинектом.


      1. TsukinoMai
        30.04.2016 10:02

        Только вот Oculus в скором времени выкатит свои Touch-контроллеры, которые примерно выровняют фичи (разве что, опять же, у Oculus будет похуже с позиционированием).


        1. vintage
          30.04.2016 14:16

          В любом случае контента под такие контроллеры будет катастрофически мало, ведь у большинства игроков их не будет. И не только по причине дороговизны, но и по причине удобства — подобные контроллеры требуют держать руки постоянно на весу. Первое время прикольно, а потом просто хочется кнопку «взять предмет, на который я смотрю».


          1. vintage
            30.04.2016 15:28

            Вообще, производителям шлемов стоило бы больше сконцентрироваться не на вау фичах, для которых нужно разрабатывать специальные игры. А на том, чтобы можно было поиграть в любую уже вышедшую игру, но с новыми возможностями погружения. Лично я бы тогда купил шлем не раздумывая. А переплачивать за возможность пару недель поиграться в так себе игры с помощью сомнительной удобности контроллеров (речь о всяких массивных палках в руках, вместо хотя бы перчаток), а потом не находить им никакого применения — как-то не хочется.

            История их жизни вспомнилась на тему кривых контроллеров: играл я как-то в кинект в Звёздные Войны. Пока голыми руками машешь — он более менее распознаёт движения. Но стоит взять в руки меч, и всё, совершенно не понимает, что происходит. А ведь распознать положение меча куда проще, чем положение запястья.


            1. Xenotester
              01.05.2016 12:56

              Уже вышедшие игры нужно будет патчить самому и вручную — спасибо энтузиастам, а делать патчи к старым играм у разработчиков денежной мотивации нет, игры то уже проданы


              1. vintage
                01.05.2016 13:12

                Я про то, что не игры надо патчить, а Direct3D и OpenGL, чтобы игры патчить не приходилось.


  1. Rockerman
    29.04.2016 19:07

    Ну а если вы разработчик игр и хотите разработать свою игру под виртуальную реальность… то сделайте под мобильный VR, потому что в разработке можно много чего еще интересного сказать


    Обратите внимание на этот проект
    Вы можете собрать себе аналог DK2, пусть и не такой технологичный, но уже сейчас начнёте разработку под «настоящие» шлемы. Мобильная VR тема — это всё таки пока баловство. Пока сложно сравнивать GPU PC и мобилки — это совершенно разные весовые категории. Чтобы быстро понять разницу просто пощупайте на предмет нагрева видекоарту PC и мобилку после нагрузки в хорошей 3D игре.
    Я уже представил, как смартфон надрывается на разрешении 2560х1440 чтобы выжать хотя бы 30 FPS. К слову, 60 — это минималка для VR.


  1. Ca5per
    29.04.2016 19:10

    Мне кажется концепция HTC Vive странной и заведомо проигрышной, ходить по комнате в виртуальной реальности конечно весело, но не у всех есть большие пустые комнаты, а игры их требуют, да и ходить в них придется по кругу. HTC vive больше подходит как аттракцион, со специальным помещением, где ты ходишь по ним что-то делаешь (проект THE VOID).

    Мне кажется у HTC Vive в сегодняшнем виде будущего нет, а вот их API, как стандарт, вполне может полететь.


    1. Rockerman
      29.04.2016 19:41
      +1

      Наверное, можно и сидеть на стуле в Vive — главное, базовые станции расположить в прямой видимости, нет?
      То есть, их система, получается, более универсальная, чем Oculus. К тому же, Oculus использует анализ картинки с камеры, что сильно нагружает процессор, в то время, как пространственный трекинг Vive основан на подсчёте времени от сканирования лазерами. То есть, большую часть вычислительной работы выполняет отдельное устройство и дополнить 2, 3 игрока не составит труда. В отличии от Oculus…


      1. Ca5per
        29.04.2016 20:13

        У контроллеров HTC Vive нет стиков, вместо них есть сенсорные области, на них долго бегать неудобно.

        На мой взгляд от камер вообще нужно отказаться, оставить 9 степеней свободы, а в качестве контроллеров использовать что-то вроде Razer Hydra, будет дешево и сердито.


        1. GreyhoundWeltall
          30.04.2016 14:17

          В данном случае окулус предлагает «простой» ВР, а вайв — «полное погружение».

          Заведомо у обоих разные рынки и ЦА.


        1. Brenwen
          30.04.2016 21:55

          Razer Hydra и в лучшие времена не менее 150 баксов стоила, а сейчас на вторичке цены вообще запредельные. Сейчас самый дешевый вариант контроллеров движения — это от сони: по 20-25$ за move и еще 10-15$ за камеру. Энтузиасты сейчас разрабатывают дрова под windows, но если их сама sony выпустит — будет вообще идеально дешево и сердито.