Ответить на этот вопрос мы попросили Дмитрия Карягина, директора по персоналу Kokoc.com, Викторию Шафран, директора по продажам ArrowMedia и Дениса Коровкина, технолога производства WebProfy.
Рабочая семья
По мнению Дмитрия Карягина, директора по персоналу Kokoc.com, дружба между сотрудниками и подчиненными нужна и полезна. С одной стороны, она оказывает положительное влияние на работу и мотивирует делать ее максимально качественно. В одной и той же ситуации, обычный сотрудник выполнит задачу ровно настолько, насколько обязывает должностная инструкция и регламент. А сотрудник-друг зачастую сделает чуть больше, с энтузиазмом, потому что, в том числе, помогает товарищу. Близкие отношения – дополнительный стимул, ведь никто не хочет подвести друга.
С другой стороны, работа может положительно влиять на дружбу. К примеру, после ссоры в обычной жизни люди, как правило, долго не общаются или расходятся навсегда, а спустя годы жалеют об этом. Если же они работают в одном коллективе, в любом случае придется общаться по рабочим вопросам, а это часто помогает преодолеть обиду и восстановить хорошие отношения.
Еще один плюс дружбы между руководителями и подчиненными: комфортная атмосфера. В некоторых компаниях люди с нетерпением ждут пятницы, чтобы скорее покинуть надоевших коллег и встретиться с друзьями. А если руководитель/подчиненный твой товарищ, в этом нет необходимости, всегда можно вместе пообедать, поговорить за чашкой кофе.
Как бы банально это не звучало, наша компания — одна дружная семья: вместе работаем, вместе отдыхаем, ходим в бары, ездим в отпуска, занимаемся спортом. К примеру, управляющий партнер дружит с рядовым разработчиком, несколько лет играют в одной футбольной команде. При этом на работе сотруднику не дают послаблений, а он не чувствует себя привилегированным.
Но порой дружба с руководителем накладывает на подчиненного дополнительные обязательства: зачастую, как и в обычной жизни, на работе к близкому человеку предъявляются более высокие требования. К примеру, начальник дает сотруднику-другу меньше прав на ошибку, потому что знает наверняка, что он способен выполнить эту задачу.
Для того, чтобы создать и сохранить баланс между рабочими и личными отношениями, руководителю необходимо с первого дня определить стиль управления. К примеру, у нас многие предпочитают роль старшего наставника, старшего друга. С одной стороны, человек хорошо относится к подчиненному, всегда готов ему помочь и подсказать с позиции более опытного и знающего специалиста. Но с другой стороны именно за счет опыта и знаний он выше по должности, а значит задачи, которые он ставит, необходимо выполнять.
При этом руководителю не стоит с первого дня пытаться стать «своим» среди подчиненных, к примеру, приглашая их выпить, давая послабления в работе. Таким способом можно завоевать только «дешевый авторитет», который исчезнет, как только руководитель потребует исполнения задач. Как и в жизни, близкие отношения в офисе складываются постепенно.
Грани разумного
По опыту Виктории Шафран, директора по продажам ArrowMedia, в большинстве случаев людям сложно разделять работу и дружбу. К примеру, сотрудник, которого пригласил на работу друг, зачастую ожидает привилегированного отношения, а начальник требует от товарища быстрого входа в курс дел и большей отдачи, чем от других подчиненных. В результате, ожидания обоих не оправдываются, совместная работа не складывается, что, как правило, негативно отражается на дружбе.
Если вы решились взять в качестве подчиненного близкого человека, рекомендую сразу обговорить, что в офисе отношения сугубо деловые, а за его пределами – дружеские.
Однако, как правило, эта грань со временем стирается. К примеру, несмотря на первоначальные договоренности, между подругами (руководителем и подчиненной) неизбежно возникнут личные или рабочие разногласия, которые могут закончиться ссорой и обидами. В таких случаях необходимо спокойно обсудить проблему, но не все готовы забыть об эмоциях и поговорить начистоту. В результате, разногласия остаются и усугубляются, что рано или поздно приводит расставанию. Разорвав одни отношения, сложно сохранить другие, поэтому чаще всего это приводит к тому, что девушки перестают и вместе работать, и дружить.
Я стараюсь избегать подобных ситуаций, поэтому никогда не приглашаю на работу друзей, а близко общаюсь с коллегами из других подразделений. Конечно, есть подчиненные, с которыми вместе не один год и отношения из формальных давно перешли в приятельские, но при этом мы понимаем, что, прежде всего работа. Однако, если вдруг приключится какая-либо беда, то я всегда приду на помощь.
Как показывает практика, сохранить личные отношения на работе возможно в двух случаях:
- Друзья работают в разных подразделениях, где важна командная работа и часть задач можно выполнить лучше, будучи хорошо знакомыми.
- Друзья работают в конкурирующих командах, где работа построена на показателях: «выше, быстрее, сильнее».
Доверие и креатив
Плюсы и минусы дружбы руководителей зависят от ситуации, считает Денис Коровкин, технолог производства WebProfy. С одной стороны, перевести личные отношения в рабочие достаточно сложно и не каждый сможет всерьез воспринимать нового руководителя, с которым в течение нескольких лет был хорошим другом, разговаривал по душам. В ситуации, когда друг ставит задачи, требует их выполнения и выдает зарплату, существует риск не сработаться и дружба окажется под угрозой.
С другой стороны, профессиональные отношения с руководителями нередко перетекают в приятельские. Конечно, это происходит не сразу и не является обязательным условием хороших результатов в работе – выполнять KPI необходимо в любом случае. Однако, как показывает опыт, когда сотрудник близко знаком с начальником, ему самому хочется сделать чуть больше, чем обязывает должностная инструкция. К примеру, при исключительно деловых отношениях предложение руководителя поработать в выходные я воспринимаю негативно и могу отказаться, если это время не оплачивается сверхурочно. Если же просьба исходит от начальника-друга, который честно признается в том, что это важно для нашего отдела, то естественно, я соглашусь.
При этом в дружбе между руководителем и подчиненным должно присутствовать доверие и взаимовыручка. Если сотруднику поручили ведение проекта, он постарается делать его «на пять с плюсом», чтобы не подвести близкого человека. В то же время, не будет рассчитывать на поблажки, иначе это отразится на качестве работы и отношениях с коллегами, которым не дают послабления. В любом случае, и сотрудник, и руководитель должны при необходимости разделять личные и рабочие отношения, чтобы не испортить ни то, ни другое, а остальные коллеги не чувствовали себя не очень комфортно.
Если удается соблюсти баланс, то дружба существенно помогает в работе. Чаще всего потому, что в расслабленной дружеской атмосфере люди чувствуют себя спокойнее и «заряжают» друг друга креативом. А в нарочито деловой атмосфере многие сотрудники стесняются предлагать идеи, боясь получить отказ.
В то же время, дружба помогает вовремя решить возникающие на работе проблемы. Допустим, подчиненный стал недостаточно внимательно относиться к обязанностям из-за семейных проблем. В этом случае большинство начальников не станут разбираться в причинах, а предпочтут расстаться. Однако друг поинтересуется, в чем дело, поможет советом из личной жизни и подскажет, как вернуться к работе.
В конце концов, в офис приятно приходит по утрам, если знаешь, что там тебя ждут друзья, время летит незаметно и не возникает желания поскорее сбежать с работы.
Источник: New Retail.
Комментарии (7)
AstorS1
19.02.2016 20:37Предположу, что дружба скорее мешает служебным отношениям, в то время как взаимное доверие выводит на другой уровень отношений начальника и подчиненного.
Chmyaf
20.02.2016 06:29На мой взгляд: друзья с работы и работа с друзьям — несколько разные вещи.
В первом случае дружбы не получится, если сотрудники будут сдавать халтуру и иными способами "подставлять" своего руководителя перед вышестоящим руководством. Так же, как и не получится её, если руководитель не будет ограждать своих сотрудников от, например, несвойственных им задач и прочих горестей.
Во втором случае — сотрудник будет либо считать себя обязанным тянуть лямку, если это в самом деле друг, либо, если это просто приятель или знакомый, то как выше написал AntonSor, будет сдавать халтуру. И наоборот: друг-руководитель будет стараться прикрывать нерадивого сотрудника, а друг-приятель требовать большего, чем от других сотрудников того же уровня.
alhor
Простое правило для развития и роста (не только офисного/карьерного, но и личного. Но не духовного — за этим в монастырь): стремись общаться с тем, кто выше тебя, дружи с равными и учи молодых. Дружить с подчиненными это как дружить со школьником, будучи взрослым — общаться можно — дружить не получится. Более того, подчиненному нужно и можно говорить «работа плохая, переделай» или «сходи на курсы риторики — твое мычание на презентации убивает продукт», а вот другу так уже не скажешь.