Государство предоставит субсидии российским производителям электроники. Оно предлагает возместить им проценты по кредитам, полученным в российских банках на проекты по созданию технологической и производственной базы, либо ежегодно выплачивать компенсацию.

Однако государству за это нужны гарантии от производителей – серийный выпуск и распространение электроники по всей стране.

Соответствующие постановления о компенсации и субсидиях уже подписал премьер-министр Дмитрий Медведев.
Постановления касаются предприятий, работающих в сфере радиоэлектроники, телекомоборудования, вычислительной техники. Компенсация определена из расчета 0,7 размера затрат организации на уплату процентов по кредитам либо 0,7 размера ключевой ставки ЦБ, если процентная ставка по кредиту равна или больше ключевой.

Второе постановление устанавливает порядок выплат компенсации (200-400 млн рублей в год на одну компанию) за «создание научно-технического задела по разработке базовых технологий производства приоритетных электронных компонентов и радиоэлектронной аппаратуры».

Субсидии будут выделяться на конкурсах, проводимых Минпромторгом дважды в год, на проекты со сроком реализации не более пяти лет. Общая стоимость проекта, претендующего на господдержку, должна составлять не более 1-2,5 миллиарда рублей в зависимости от типа проекта, пишет «Коммерсант» со ссылкой на постановления.

Субсидии для производителей ИТ-оборудования уже были предусмотрены госпрограммой «Развитие электронной и радиоэлектронной промышленности на 2013-2015 годы». Согласно версии 2016 года, объем бюджетных средств на реализацию данной программы составляет 14,1 миллиарда рублей в 2016 и 13 миллиардов рублей в 2017 году. К 2025 году государство планирует увеличить долю российских радиоэлектронных изделий на внутреннем рынке до 60%.

Не все эксперты верят, что отрасль сможет выйти на заявленный уровень. Если даже производителям удастся выпускать электронику в необходимых объемах, не развитый в России рынок сбыта затруднит распространение продукции по стране. В январе Минпромторг ставил российским производителям задачу занять 60% отечественного рынка до 2025 года, но сейчас довольствуется всего 35%.

«Сама идея проектного подхода к выделению субсидий кажется теоретически правильной, у нас в стране коммерциализация разработок всегда была слабым местом. С другой стороны, чтобы проектный подход сработал, необходимо иметь мощный механизм поддержки российских производителей в формировании рынка для них», рассказала «Коммерсанту» председатель совета Ассоциации производителей электронной аппаратуры и приборов Светлана Апполонова.

По ее мнению, предлагаемый проектный подход с механизмом субсидирования может сработать для крупных корпораций. «Для малого и среднего бизнеса такой подход с учетом штрафов за невыполнение плана внедрения и отсутствия механизма поддержки слишком рискован, а кооперация крупного бизнеса с малым у нас оставляет желать лучшего», отмечает эксперт.

Представитель «НИИМЭ и микрона» Алексей Дианов сомневается, что «Микрону» удастся воспользоваться субсидиями: «Микроэлектроника сейчас считается самой затратной отраслью с точки зрения создания инфраструктуры. Так, наш проект с „Роснано“ по созданию производства микросхем по технологии 90 нм стоил более 16 миллиардов рублей, а максимальный размер кредита, на который предлагается получить субсидии по вышедшему постановлению, составляет лишь 2,5 миллиарда рублей».

Сейчас кредитные ставки высокие – от 15 до 20% годовых и компенсация по ним очень нужна, соглашается с ним замдиректора компании «Т-платформы» (владеет 75% разработчика микропроцессоров «Байкал электроникс») Елена Чуракова. По ее словам, субсидии на научно-исследовательские работы необходимы, поскольку без них предприятия не способны быстро выпустить на рынок большое количество продуктов.

«Т-платформы» планируют участвовать в конкурсах Минпромторга по персональной и серверной вычислительной технике. Кроме того, такие планы есть и у Московского центра SPARC-технологий (МЦСТ), разработчика микропроцессоров «Эльбрус», рассказывал «Ведомостям» помощник его гендиректора по маркетингу Константин Трушкин.

Комментарии (1)


  1. r2d
    27.02.2016 01:33

    Вангую, за субсидию надо будет продать душу, или как обычно не пойдет дальше кабинетов по той или иной причине. Хотели бы развития вкладывали бы в специалистов и не просили бы ни чего! А так это история про национальную ОС о которой много говорили и вроде как распилили бюджет, но где она?