Вне зависимости от музыкального жанра соло на гитаре всегда было, есть и будет особой, порой главной частью песни. В этой связи участники обсуждения на ресурсе Quora, которые по совместительствую являются любителями рок-музыки, попытались выяснить, какое гитарное соло лучшее в мире.
Викеш Ханна (Vikesh Khanna) из Стэндфордского университета говорит, что ему сложно выделить какое-то одно произведение: «Существует большое количество великолепных соло на гитаре, и я уверен, что где-то есть полный их перечень, но я приведу лишь некоторые из них».
Кто-то считает, что чем быстрее играется соло, тем оно лучше. Возможно, в большинстве случаев это действительно так, но медленный темп способен добавить ему чувственности и эмоциональности. По этой причине Викеш поставил песню «High Hopes» группы Pink Floyd на первое место в своем списке.
На второй позиции – «While my guitar gently weeps» в исполнении Джорджа Харрисона и Эрика Клэптона.
Клэптон как-то сказал, что «никто не должен пытаться воспроизводить шедевры The Beatles», поэтому долгое время отказывался её играть. Однако позднее он все же сделал это – соло получилось великолепным.
На третьем месте вновь оказалась группа Pink Floyd с песней «Comfortably Numb».
«Как только вы осознаете, насколько крута группа Pink Floyd, вы поймете философию их музыки, – говорит Викеш. – Одно только соло может передать смысл песни».
Викеш Ханна выделил еще несколько групп и музыкальных произведений: «FreeBird» группы Lynrd Skynyrd, «November Rain» группы Guns N' Roses и «Get The Funk Out» группы Extreme. Но отдельного внимания в его списке заслуживает композиция «Sultans of swing» в исполнении Марка Нопфлера. Марк – один из немногих гитаристов, играющих без медиатора. Это делает его игру очень необычной.
В свою очередь, Анкит Гупта (Ankit Gupta), разработчик программного обеспечения, считает, что неправильно сравнивать различные соло, но выделяет несколько своих любимых.
Одно из любимых его соло звучит в песне «Voodoo Child» Джими Хендрикса.
«Сложно представить, что эта песня была записана с первой попытки, – отмечает Гупта. – Хендрикс просто внезапно предложил её записать, когда группа была в студии. И вот что получилось».
Еще в его список вошла песня Нила Янга «Cortez the Killer», которая начинается и заканчивается соло…
…А также « Can't You Hear Me Knocking» Кита Ричардса. «Одно из лучших соло Кита. Еще это один из лучших альбомов The Rolling Stones, – сказал Гупта. – Поразительно то, как соло на саксофоне подчеркивает гитарное соло».
Алекс Столл (Alex Stoll), присоединяясь к обсуждению, указывает на тот факт, что никто не упомянул песню «Rock Bottom» группы UFO. А это соло действительно заслуживает внимания, поскольку в нем есть множество моментов, на которых обычный гитарист споткнулся бы. Но Михаэль Шенкер играет его как никто другой.
А вот композитор Фабиан Аптон (Fabian Upton) избрал научный подход к ответу на вопрос об «эпичности» того или иного гитарного соло. «Попробуем использовать метод Сократа, но для начала определим необходимые для этого термины», – говорит Фабиан.
Метод Сократа – это метод, названный в честь древнегреческого философа Сократа, который базируется на проведении диалога между двумя индивидуумами, для которых истина и знания не даны в готовом виде, а представляют собой проблему и предполагают поиск. Другими словами, это исследование в форме дискуссии, когда собеседники, отвечая на определенные вопросы, приходят к важным умозаключениям.
Чтобы оценить «эпичность» того или иного соло, нужно определить некие параметры. Аптон выделил для себя следующие. Исключительное гитарное соло по его версии:
- Длиннее среднестатистического соло (56 секунд);
- Обладает «героическими» качествами (достойная скорость исполнения, высокая точность, использование различных приемов (вибрато, тремоло);
- Исполнено в «возвышенном стиле» (техника исполнения выше среднего).
Для проверки метода Фабиан выбрал песню «Resurrection Mary», сыгранную Эриком Глассом (Eric Glass). Эта инструментальная композиция длится 5 минут 19 секунд. Соло начинается на 1:35 и заканчивается на 5:14, получается, что его длина равняется 3:39.
Прослушав композицию, Фабиан пришел к выводу, что она обладает следующими характеристиками: быстрый стиль игры и высокая точность исполнения, использован переменный штрих, использован гибридный штрих, а также приемы легато и вибрато. На основании всего вышесказанного он пришел к выводу, что это соло достаточно «эпичное».
Применив аналогичный подход к другим песням, Фабиан решил, что потрясающими можно считать соло в следующих песнях: «Hypnotic Tap» группы Vices and Adulation, «Happy to be Alive» Дэнни Данци и «Always With Me, Always With You» Джо Сатриани. Недостаточно «эпичным» было признано соло в песне «Stream of Consciousness» группы Dream Theater, в основном из-за небольшой длительности и ошибок музыканта при исполнении.
В отличие от предыдущих участников обсуждения, Лю Тимоти (Liu Timothy), инженер-консультант и просто любитель музыки, сумел определиться с любимым гитарным соло. «Моё любимое соло звучит в песне «Still Got The Blues» Гэри Мура, – делится Лю. – Здесь есть все, за что настоящий фанат рока готов умереть: техника игры, эмоциональность и незабываемый мотив. Все в этой песне идеально».
Что касается Джеффа Лентца (Jeff Lentz), креативного директора Back2DLab Web Design & Marketing, то он даже начал раздавать песням награды в выдуманных им же самим номинациях. «Приз за лучший блюз получает группа Rolling Stones и их песня «Bitch», потому что нужно быть гением, чтобы придумать нечто одновременно неряшливое и такое удивительное. – говорит Джефф. – А награда за «Самое громкое выступление» достается Дэвиду Гилмору за соло в песне Pink Floyd «Money».
Награду «Я просто не верю, что подобное возможно» Джефф «вручил» Карлосу Сантане за песню «Soul Sacrifice» и Джими Хендриксу за «Voodoo Child». «Working Man» Rush и «Mean Street» Van Halen получили награду «Чемпион воображаемой гитары». «Если рядом есть что-то по форме напоминающее этот электроинструмент, – утверждает Джефф, – то вы наверняка «сыграете» на этом предмете, когда услышите эти песни».
В номинации «Просто крутая музыка» победили «Whiplash» группы Metallica и «Big Takeover» от Bad Brains. «Я каждый раз обо что-нибудь ударяюсь, когда слушаю их», – говорит Лентц.
И наконец Джефф выделил гитарные соло в следующих песнях: «Turn It Again» и «My Lovely Man» у Red Hot Chili Peppers, «Nothings Shocking» и «True Nature» группы Jane's Addiction, а также «In the Evening» и «Dazed and Confused» от Led Zeppelin. «Все эти песни – завсегдатаи на моем плеере», – заключает он.
Но закончить эту далеко неполную подборку «эпических» гитарных соло все же хочется композицией Фрэнка Заппы «Muffin Man». Здесь есть и эмоции, и страсть – его выступление просто пропитано чистейшей энергией.
P.S. Поделитесь в комментариях песнями, которые по вашему мнению отличаются исключительными, «эпичными» и даже лучшими в мире гитарными соло – и расскажите, почему вы выбрали именно их.
P.P.S. Больше материалов по теме аудиотехники – в нашем блоге "Мир Hi-Fi".
Комментарии (79)
Yavanosta
28.03.2016 10:33+8Кажется гиктаймс постепенно перестает быть даже "околотехническим" ресурсом.
prostofilya
28.03.2016 11:20+4Действительно. Можно найти миллион технических тем о звуке и музыке, но аудиомания каждый раз пишет о каких-то высоких материях. Синтез речи, синтез звука распознавание речи, техническое описание аудиоформатов, звук в voip, всяческие преобразования звука, математика в обработке звука и прочее… Жаль что таких статей на портале очень мало…
amarao
28.03.2016 10:55+2Как только вы осознаете, насколько крута foobar, вы поймете философию их деятельности.
Ни о чём. Любите и тогда поймёте.
GreyhoundWeltall
28.03.2016 11:04+1Интересно что сказал бы Фабиан Аптон по поводу Buckethead — Worms for the Garden. Ну так, чисто из интереса.
wOvAN
28.03.2016 11:15Дискуссия про гитарное соло без Брайена Мэйя невозможна.
misato
28.03.2016 12:09Ну и Джимми Пейджа так чуть-чуть вспомнили
GreyhoundWeltall
28.03.2016 12:42Блэкмора, Ван Халена, Роадса и Йомми почему-то тоже обделили. А если еще и сесть вспоминать, то список может больше статьи оказаться.
sevikl
29.03.2016 10:26да тут у петруччи нашли "ошибки музыканта при исполнении". после этого бросил читать. каждому, более-менее заинтересованному в гитаре, известно что петруччи это инопланетный киборг, который не делает ошибок, помарок. он просто люто пилит. //совсем не его фанат, Ангус Янг = хорошее соло
senator14
28.03.2016 15:34Я бы сказал, что вариант соло High Hopes звучит куда лучше на концерте в Гданьске чем в оригинале. Так же очень нравится соло Comfortably Numb на концерте Уотерса в Берлине в 91 году. Ну а самое эпичное их соло, когда Гилмор к Уотерсу на концерт в Англии пришел и сыграл и спел Comfortably Numb. Как сказал мой друг, тоже гитарист, он в этом соло собрал все 30 лет их творчества :)
Spaceoddity
28.03.2016 16:25Era — Devore Amante с 2:40
senator14
28.03.2016 21:30Да, удивительно похоже, плюс есть некоторые ходы один в один прям :-) Да что уж говорить, я бывало в импровизациях с группой своей тоже вставлял куски из пинк флойдовских соло :-) но это были 1-2 такта максимум, честное слово :-) Я называл это творческим влиянием :D
Ayahuaska
06.04.2016 18:33Для меня самое крутое соло у Pink Floyd — это Time. Не являюсь их фанатом, для меня Time — это нечто божественное и невероятно крутое.
Banzeg
28.03.2016 15:37+1Че, очередной бессмысленный топ, теперь и на ГТ?
Ладно, раз такая пьянка, вот мое любимое у Гэри МураShadowsMind
28.03.2016 15:57+2Этот топ просто чье-то субьективное мнение в разрезе того, насколько богат музыкальный кругозор высказывающегося.
Если судить в разрезе техничности, сложности, скорости, то Technical Death и Progressive Death жанрам практически нет равных. Соляки Necrophagist, Death, Ouroboros, Obscura, The Faceless и др. тому доказательство.
И да, говоря о гитарной музыке, не упомянуть таких гениев современности как Анди Джеймс и Патрик Кэрролл(Buckethead) как минимум странно… Уважаю старую школу гитарной музыки, но список составлен явно олд-фагами...Spaceoddity
28.03.2016 16:19Вроде про техничность и скорость речь не шла. К тому же есть такие «олдфаги»… Алан Холдсворт, Роберт Фрипп, Стив Хау…
ShadowsMind
28.03.2016 17:36Знаком с творчеством Роберта Фриппа. У него невероятное звукоизвлечение, даже на концертных записях звучит очень круто, да и вообще у King Crimson очень необычная музыка.
0xd34df00d
29.03.2016 00:37Можно взять вообще что-то без голоса, от Blotted Science до Behold… The Arctopus.
Spaceoddity
28.03.2016 16:36А вообще конечно дико тендециозный опрос. Несколько продюсеров перечислили свои любимые композиции…
Ну вот Пинк Флойд тут каким макаром — ну ни разу же не гитарная группа. Роллинг Стоунз…
А икону любого металюги — Блэкмора забыли. Да, не отличался особым новаторством. Но на его блюзово-минорных пентатониках выросло не одно поколение рок/металл-групп.
Лестница в небо просто узнаваема, по сути там всё канончино — та же блюзово-минорная пентатоника.
Вот, пожалуй, единственный достойный кандидат на автора лучших соло — это Хендрикс. Этот человек просто раздвинул рамки самого гитарного соло — и в музыкаьном и в философском плане (когда соло на гитаре — это основа композиции). Его соло изменили мышление кучи выдающихся музыкантов. Ну и музыка у него такая — не каждый сможет «въехать» («какого хрена ты включил Хендрикса, что вообще вы, белые, понимаете в музыке Хендрикса?»).Только вот я бы не назвал Vodoo Child самым выдающимся, тут скорее House Burning Down или красивейшая Little Wing.misato
28.03.2016 17:00В творчестве Хендрикса вообще разрушена эта конструкция, когда "здесь рифф, здесь проигрыш, здесь соло". Просто с первой секунды заряжает что-то эдакое и так до конца песни и льётся песня.
senator14
28.03.2016 17:36Как это Пинк Флойд не гитарная группа? Почти все соло гитарные, очень редко клавишные или басовые соло, клавиши в основном как сложные подложки используются или как замена ритм-гитаре. На концертах 3-4 гитариста работают, партии очень грамотно раскиданы между ними и иногда даже Гилмор другим гитаристам дает соло поиграть :-) (Тим Ренвик, песня Learning To Fly, концерт Pulse).
Spaceoddity
28.03.2016 20:07У них гитара не доминирующий инструмент. Есть «гитарные группы» — The Rolling Stones, Led Zeppelin, Dire Straits и т.д.(их, кстати, большинство) А есть такие, где гитара не доминирует в большинстве композиций — Queen, Pink Floyd, ELO, хотя тоже один из основных инструментов.
И у PF я бы самым выдающимся соло назвал бы Time. Хотя Comfortably Numb очень хороша, но не в гитарном плане… Имхо.senator14
28.03.2016 21:35Самое выдающее соло — это ИМХО каждого, так что тут я не буду спорить :)
А вот как раз таки в песне Time гитара да, не доминирующий инструмент, но если взять даже ранние их песни (Astronomy Domine), или более поздние (с альбома The Final Cut), то там гитары как доминанты хватает. А если взять пост-Уотеровский период, когда Гилмор встал у руля, то там гитары более чем достаточно. Фактически, Гилмор сам стал диктатором, только не текстовым как Уотерс, а музыкальным, поэтому гитара его прям выпирает на фоне остальных.
P.S. Вспомнились слова Гилморовского гитарного техника, Фила Тейлора, который сказал: "Если выходит из строя стойка (имеется в виду рэк с оборудованием и примочками) любого музыканта, мы продолжаем концерт. Если выходит из строя стойка Гилмора, мы прерываем концерт.
skorm
28.03.2016 17:26Не забываем про Джо Сатриани и ученика его, Стива Вая.
GreyhoundWeltall
29.03.2016 09:02Лучше бы made of tears приложил с концерта в Анахейме 2006 года =)
skorm
29.03.2016 11:04Made of tears вещь, согласен )
GreyhoundWeltall
29.03.2016 11:12Я где-то находил отдельно весь концерт 2006 года в виде треков, без видео. Там добрая половина треков нравится больше альбомных версий, рекомендую. Мот точно лучше, в полтора раза длиннее и по методике из статьи невероятно эпична (ведь там соло минут 7!).
KonstantinSoloviov
28.03.2016 17:33Мое имхо:
Wishbone Ash / Throw Down the Sword (Live Dates)
Тут как у Высоцкого:
"Открою кодекс на любой странице,
И не могу, читаю до конца."
не дослушать до конца невозможно )
rainy
28.03.2016 18:15Можно вспомнить множество прекрасных соло, но я бы добавил Bohemian Rhapsodyв исполнении Brian May. Кроме того, Брайян также исполнял акустические соло, как, например, в Love of my life на концерте в Лондоне.
ILITARIY
28.03.2016 18:15Вот это статья. Но я, например, считаю, что двадцатисекундный отрывок с 10:30 до 10:50 этого выступления Стиви Рэй Вона гораздо ценнее для культуры, чем все творчество пинк флойд.
www.youtube.com/watch?v=85v4T-Q51iomisato
28.03.2016 21:28То есть, вот эта скучная быстрая трель и классический блюзовый ход — это ценнее для "культуры", чем все творчество Пинк Флойд, включая и музыку, и тексты, и эксперименты со звуком? Неплохая попытка, но нет.
Spaceoddity
28.03.2016 22:46Стиви Рэй Воэн — он один такой. А вот после ребят хватало — Пинк Флойд, Кинг Кримсон, Йес, Дженесис, Софт Машин и т.д. и т.п.
Ну и никогда не понимал возвеличивания PF — самый известный их альбом построен на трёх нотах. Как-то слабовато для новаторства. Но таланта не умаляю.misato
28.03.2016 23:23Это какой именно альбом? А то там один самый известный, другой самый продаваемый, а самый лучший вообще у каждого свой.
Spaceoddity
28.03.2016 23:24Ну три ноты где лейтмотивом через весь двойной альбом идут? The Wall
misato
28.03.2016 23:57Ну, Стена — это произведение комплексное, подчинённое смысловой идее, продукт не столько музыкальный, сколько идейный, да и придуманный практически одним Уотерсом. Поэтому, сколько там нот в основной теме, которая возникает то тут, то там, не очень-то и важно. Альбом известный как раз потому, что в музыкальном отношении он проще других, да ещё и снято, вон, целое понятное кино.
Pink Floyd в этом отношении нестандартные ребята. У всех рок-групп обычно, по молодости бьют ключом энергия и драйв, а потом с возрастом и признанием они уже выучиваются музыке: сочиняют сложные вещи и экспериментируют. Эти наоборот, чем более ранние вещи включаешь, тем там сложнее и загадочнее.
Платиновые пластинки The Wall и Dark Side of the Moon звучат как сборник детских песенок по сравнению с тем, что группа записывала в конце 60-х и начале 70-х. Настоящий Pink Floyd там, где Saucerful of Secrets, Echos, One of these Days, Astronomy Domine и прочие вещи. Там новаторства было даже чересчур, продавалось не очень хорошо.misato
28.03.2016 23:59Да, Стиви Воган тогда ещё тинейджером был, бегал за девочками в школе, размахивая гитарой.
Spaceoddity
29.03.2016 00:03Ну в том-то и дело. Что ребята коммерческую жилку нашли. А сколько таких талантов было в их время… Те же Hawkwind.
Ещё Interstellar Overdrive забыли. Так дело же не в этом — многие критики говорят что с точки зрения музыкального новаторства — PF были далеко не впереди. Недаром их к арт-року не причисляют. Дело в том что они вывели это на массовый уровень — и вот он мне кажется достаточно пресным. А что до драйва — так мне есть что слушат помимо ранних PF, те же Deep Purple до Гилана, были ой как хороши!misato
29.03.2016 00:16В 60-70-е было такое время — было очень много хорошей музыки и исполнителей. Однако, успех — это не только талант, но и работа. Поэтому я улыбаюсь, когда говорят о том, что были, дескать, и получше команды. Да кого только не было. А кого в конечном итоге больше знают и помнят — это мы уже видим. Кто выиграл конкуренцию, тот и молодец.
Spaceoddity
29.03.2016 00:19Deep Purple тоже выиграли))
Серьёзно — попробуйте их первые альбомы «Shades of Deep Purple», «1969 — Deep Purple»misato
29.03.2016 00:24Так кто же спорит. Deep Purple тоже великие!
Spaceoddity
29.03.2016 00:28Ну после 1970 они стали довольно однообразны. Хотя это «однообразие» сейчас являет собой квинтэссенцию хард-рока)))
MOPOH
28.03.2016 18:24Deep Purple — Highway Star одно из сложнейших и лучших, на мой взгляд, соло:
music.yandex.ru/album/35899/track/272646
bestserg
28.03.2016 18:26Лично для меня за лучшими соло нужно идти к исполнителям неоклассического метала. Такие гитаристы как Yngwie Malmsteen (например, трек Brothers), Joe Stump (Chasing The Dragon), Tommy Vitaly (Passion), Syu (Galneryus – Emotions), Hizaki (Versailles – Silent Knight). Может, кто-то найдет в этом что-нибудь для себя
GreyhoundWeltall
29.03.2016 08:53Как можно было упомянуть неоклассику без Какофони и Фридмана/Бэкера?
stigory
29.03.2016 05:38Ну, раз в заголовке топа не указан жанр, то посмею добавить прекрасного музыканта и композитора, мастера «слайдового» блюза Ry Cooder.
А самыми мощными и завораживающими соло в рок-музыке (не считая конечно и множества из перечисленных выше) я считаю работу Jeff Beck на пластинке Роджера Уотерса «Amused to Death».
GreyhoundWeltall
29.03.2016 14:26Жалко не могу встроить видео, пополню коллекцию волшебных соло: https://youtu.be/8waJzs9iDKM?t=931.
SanekK
29.03.2016 19:23Scorpions — Still Loving You
DrGluck
30.03.2016 15:04Я, конечно, понимаю, что могу отхватить минусов, но всё же рискну поинтересоваться: а где в этой песне соло?
В конечном итоге пост скатился в "мне нравится песня X группы Y, поэтому я её запостил". Мне кажется, автор предлагал выкладывать примеры действительно интересных гитарных соло и приводить свои аргументы почему соло в данной песне является эпичным: может быть техника гитариста, необычные приёмы (например Satriani — Searching, то место, где Джо педалькой играет ноты через октаву), техническая сложность и т.д.GreyhoundWeltall
30.03.2016 15:18Я чуть выше предложил оценку «соло» длиной в 10-12-15-18 (как посчитать) минут.
Как можно оценивать технику и приемы, если они так или иначе применяются почти всеми? Это как оценивать музыку из-за количества нот в секунду на одного исполнителя.
Вообще оценивать что-либо «вкусовое» бессмысленно. Фанату Гари Мура бессмысленно показывать Расти Кулея, фанаты Мальмстина не оценят Вогана/Эммануэля. А фанаты истинных джаз-менов посмотрят на это все как на выкрутасы подростков и «громко» промолчат.
vintage
31.03.2016 09:24+1Открывая статью ожидал услышать услышать подборку офигенных соляков, о послушав то, что поставили на первые места как-то приуныл.
https://www.youtube.com/watch?v=u6vKjoe9myI — вот это реально крутой соляк.misato
31.03.2016 11:03+1Архиповский — это не гитара, да и вообще другая лига, не сравнить со всеми этими дикарями ;)
vintage
31.03.2016 15:14Можно считать гитарой с порванными в угаре 3 струнами ;-)
Spaceoddity
31.03.2016 18:08Вообще-то речь шла о лучших соло в истории. А народ кинулся постить любимых музыкантов. Давайте уж тогда Наумова вспомним.
azzas
Funcadelik — Maggot Brain