Вездесущие надоедливые членистоногие, бюрократические проблемы, пьяные жители окрестных деревень, пищевые отравления и травмы – всё это может превратить летнешкольную жизнь в сущий кошмар. Чтобы этого не допустить, учитесь на чужих ошибках.
Мы — команда социально-образовательного проекта «Пилигрим», и в этой статье мы передадим некоторый достаточно оригинальный опыт. Для начала расскажем немного о нашей истории.
Появление идеи «Пилигрима»
Всё началось с биологического кружка. В школе № 11 Обнинска работал биологический клуб «Экос». Интересующиеся ребята могли изучать новое. Руководила кружком Марина Михайловна, преподаватель биологии.
Нам нравилась биология. Постепенно обычный школьный кружок стал превращаться во что-то большее. Сначала мы решили заниматься летом и ходить в походы. Потом сходили в поход с ночёвкой на два дня… Три дня…
Наконец, мы организовали летнюю школу. Первая летняя школа «Пилигрим» прошла в июне 2013 года.
Начало организации первой летней школы
Мы, а именно ученики школы № 11, их родители и преподаватели, решили встать палатками на природе и учиться летом. На этой школе на каждого преподавателя было меньше двух учеников. Это было очень полезно для обучения. Нам хотелось сделать так, чтобы школьников обучали не только взрослые и опытные преподаватели, а ещё и талантливые студенты, которые совсем недавно были школьниками и потому понимают, как лучше объяснять. Это похоже на Белл-Ланкастерскую систему обучения
Историческая справка
«Летние школы» организовывались ещё в СССР. Эта форма образования имеет свои преимущества – в обстановке летнего лагеря (а большинство ЛШ похожи на летние лагеря) ученик может не думать ни о чём, кроме учёбы и отдыха. Обычно в летних школах изучают темы, не затрагиваемые в обычной школьной программе. Сначала ЛШ были только физико-математические, но позднее стали появляться естественно-научные, многопрофильные и гуманитарные. Примеры современных ЛШ – ЛЭШ, ЛКШ, ЛШРР, «Химера».
На первую школу поехали ученики нашего клуба, их родители и преподаватели из этой школы. Все люди были уже знакомы между собой, и поэтому собраться вместе, договориться и поехать на природу было достаточно просто. Школа длилась примерно 10 дней.
Местом проведения школы была одна старая база отдыха. Мы сняли несколько домиков.
Для 7-классников читалась биология клетки. По школьной программе она изучается позже, но на некоторых летних школах она традиционно читается 6-7-классникам. С одной стороны – это более фундаментальный подход. С другой стороны – возможно, изучение чего-то принципиально нового гораздо интереснее для младших школьников, чем углублённое изучение уже известных тем. В конце этого курса кратко было рассказано о том, как появилась и как работает многоклеточность.
Хотя на школе давалось много материала, занятия проводились в более свободной форме, чем в обычной школе. Занятия часто проводились на природе. В установленное время преподаватель и ученики, посещающие курс, собираются в одном месте, садятся на пенки, кровати, чужие шеи (:) и преподаватель начинает занятие. Занятие длилось два академических часа (90 минут) с перерывами, ученики всегда могли уточнить что-то, задать вопрос или рассказать что-то, связанное с основной темой. В среднем, примерно 20% времени занятия составляла «обратная связь». На школе было принято обращение на «ты» ко всем, включая преподавателей.
Некоторые другие курсы – метеорология, основы построения эксперимента, ботаника, энтомология, гидробиология. О гидробиологии подробнее: наша база располагалась около реки Угра, и поэтому мы легко могли собрать обширный гидробиологический материал.
Эта сухая фраза значит наличие таких:
На фото – водяной скорпион, клоп, размером до 4 сантиметров в длину, дышащий через хвост-трубку.
Таких:
Медведка – большое насекомое, садовый вредитель. Большая популяция медведок была обнаружена на берегу реки Угра во влажной почве.
И таких:
Мокрица, свернувшаяся в клубок.
существ.
Одних мы наблюдали живыми, а другие раскрыли нам свой внутренний мир.
В свободное время дети могли купаться в реке, играть в различные игры (ЧГК, «Эволюция», Крокодил, Зарница).
В целом первый «Пилигрим» казался почти идеальным воплощением сферической общины-в-вакууме: граф знакомств был полным и тесным, и все жили и учились в согласии и единстве. Впрочем, мы были не в вакууме, и это заслуживает отдельного упоминания. На базе отдыха кроме нас были и другие люди, и это было плохо: пьяные отдыхающие бывают опасны.
На фото – момент из игры в Зарницу.
Дальнейшее развитие
Нам понравилась школа и мы решили повторить её и даже улучшить.
Вторая школа состоялась на той же базе и продлилась уже 21 день, больше, чем в прошлый раз. На вторую школу приехали ученики и из другой школы, и даже одна девочка из Воркуты. Атмосфера первой школы изменилась из-за появления новых людей – на первой школе все люди были из одной школы одного района Обнинска, все знали друг друга, а на второй школе появились менее знакомые люди.
Иннокентий Миронов:
Я не хотел приглашать слишком большое количество учеников. Я был на ЛЭШе (Летней Экологической Школе, собравшей 200 человек), и заметил, что несмотря на преимущества масштабной летней школы – огромное количество людей, костров и компаний, интересных курсов и мероприятий, были и минусы. К примеру, значительно возрастало количество требуемых кураторов, людей своего круга. Наконец, большая школа неизбежно распадалась на много маленьких мирков, некоторые из которых даже отделялись в новые школы, а я всегда видел школу идейно единым целым, одной группой с единой моральной канвой. Маленькая личная утопия.
Количество курсов увеличилось, и теперь ученики смогли выбирать, что изучать. Каждый курс длился 5 дней, в конце экзамен. В день у детей было 2-3 занятия по 90 минут.
Появился даже гуманитарный семинар по истории искусств и факультатив по плетению фенечек.
Теперь мы перейдём от нашего опыта к более практическим и полезным рекомендациям.
1. Следите за решениями детей
Во время второй школы возникла проблема выбора – детям приходилось выбирать одни курсы, и отказываться от других. Для прохождения некоторых курсов рекомендовалось пройти другие. Детям из младших классов (5-8) было сложно выбирать.
Вот один случай. Одна семиклассница пошла на биохимию, но в конце второго дня призналась, что биохимия слишком сложна для неё (изучение биохимии требовало знания органической химии и было рассчитано на старших ребят). После этого она перевелась на ботанику, но так как два дня уже прошло, ей пришлось догонять остальных. Экзамен она сдала, но при выборе следующих курсов она всегда просила кого-то порекомендовать ей, что выбрать.
Практикум по биохимии был в этом смысле сложным, так как туда записывалось достаточно много 8-классников, но для них этот материал был сложен. В российских школах химия изучается с 8-го класса, а общая биология (содержащая элементы биохимии) – с 10-го, и у 8-классников не хватало знаний.
2. Учитывайте биоэтику
Эта главка – о биоэтике, тоске и жалости.
Биоэтика – область знаний, оценивающая биологические и медицинские действия с точки зрения этики. По многим биоэтическим вопросам (моральная допустимость клонирования или генетической модификации, легализация рынка органов) люди активно спорят.
В нашей же практике все биоэтические проблемы состояли в том, что кому-то было жалко кого-то резать. Когда детей воспитывают, им обычно запрещают мучить животных и насекомых. Действия с растениями ограничивают меньше, но увы – ограничения всё равно есть. Однако на нашей школе, особенно на энтомологическом и гидробиологическом курсе, проводились вскрытия живых существ. Чтобы избежать этого, можно было бы использовать специализированные макеты, но они дороги и всё равно отличаются от живых существ, что было бы непедагогично. Детям, особенно девочкам, было жалко насекомых и рачков.
Проблема с жалостью возникает даже в вузах. При подписании договора об обучении на биологическом факультете МГУ, да и на некоторых летних биошколах отдельно прописывается, что «вы будете наблюдать, умерщвлять и вскрывать живые организмы».
3. Обращайте внимание на юридическое оформление
Многие хорошие дела требуют грамотного юридического оформления. Организация летней школы тоже требует некоторого количества документов.
Самый простой и распространённый способ юридически оформиться – попросить помощи у какой-нибудь школы или другой образовательной организации. Соответственно, родители учеников будут заключать договора с этой организацией. Также организация-посредник будет заключать договора с врачами, поварами и оформлять некоторые другие бумажки.
Есть и другой путь. Можно создать собственную «Автономную некоммерческую организацию», однако это сложно. Некоторые другие летние школы эпизодически пробовали такую форму, получали много сложностей и возвращались к изначальному варианту.
С самого первого раза мы «ушли под крышу» школы № 11 Обнинска. Во время первой школы возникли небольшие неполадки с питанием – закуплено было не то, и еду приходилось докупать. Также были небольшие сложности с принятием детей из другой школы, и в один момент мы даже хотели сменить партнёрскую организацию на местный Дворец детского творчества. Впрочем, сейчас эти разногласия в прошлом, и мы не видим причин менять юридическую форму.
Поскольку нам помогала другая организация, мы могли не волноваться о справках о здоровье школьников и других мелких бумагах: с ними работала школа № 11.
4. Серьёзно занимайтесь вопросами питания
Стоит учитывать, что питание должно быть достаточно разнообразным, полезным и качественным. Некоторым ученикам может потребоваться какое-то особое питание, но всем нужно будет что-нибудь вкусное.
Иннокентий Миронов, один из организаторов школы, о питании:
Я знал, что стоит сделать питание более разнообразным. На других летних школах питание было достаточно однообразным, хотя и сытным. Такое питание не всем нравилось. Так как наша база была в 20 минутах от районного центра Юхнова, мы могли закупать разнообразную пищу: мясо, овощи, сладости (шоколад, печенье, конфеты).
Большинство учеников школы – семиклассники. Многие мамы поехали вместе с нами, что позволило не нанимать поваров. В этом году наша школа расширится, и поваров мы всё-таки пригласили.
5. Обустраивайте быт
Несмотря на то, что это летняя школа, стоит подумать о защите от некоторых проявлений природы.
Вот как с этим делом обстояло у нас:
Во время первой школы нам мешали комары, репелленты от которых мы не закупили массово.
Во время второй школы – осы. Их было очень много. Просто скажем, что одним из обеденных трюков стало «отбежать от ос на несколько десятков метров с кастрюлей, налить суп в тарелку и вернуться», ибо осы были голодны.
Мы не знаем, что будет во время третьей, тем более что мы выбрали новую базу. Однако репеллентами запаслись заранее.
6. Ведите диалог с властями
Школа изначально создавалась как региональная, Калужская. Это на деле значило достаточно много: во-первых, существовало и существует соперничество между Калугой и Обнинском. К сожалению, образовательные организации Калуги негативно отреагировали на появление новой летней школы в Обнинске, и поэтому мы не смогли сотрудничать с ними. Это значило, что приглашать педагогов из Калуги стало сложнее, а заодно мы лишились возможности продвижения через калужское министерство образования. Рекомендации министерства образования в школах, оповещение учителей о нашей школе – у нас всего этого не было, и потому рекламой пришлось заниматься самим.
При этом у нас есть поддержка правительства Калужской области (но не администрация Калуги!) и администрации Обнинска.
Во-вторых, летняя школа – достаточно затратное дело. Стоимость школы в первый раз была невелика (4000 рублей за 11 дней), но во второй раз она увеличилась (10000 рублей за 3 недели), что было плохо. Особенно с учётом того, что мы хотели приглашать детей из регионов. В этот раз мы, выходя на всероссийский уровень, уменьшили цену, но она всё равно осталась достаточно высокой (8000 рублей за 16 дней). Примерно половина этих денег тратится на аренду базы и оплату питания, остальное – расходные материалы, реактивы, оборудование, оплата труда преподавателей, врача и повара, изготовление футболок и других вещей с символикой школы.
Сейчас у школы нет формальных сертификатов/аккредитаций/других статусопорождающих бумаг. Мы планируем получить сертификат о межрегиональном статусе от местной образовательной организации «Малая академия наук 'Будущее для тебя'», ведутся переговоры.
Советы за 60 секунд
Подумайте о быте заранее, чтобы учить детей, а не стирать майки и лечить порезы.
Вступительное испытание — очень важный этап школы. Нужно продумать форму, в которой оно будет проходить. Мы опрашивали школьников по объявленной за месяц до собеседования литературе, и смотрели на умение думать, получать знания и мотивацию. Это позволяло отобрать способных ребят, которые не проходили в другие школы. Фактически, мы заняли пустующую нишу.
Если вы не хотите проблем, придётся либо найти хорошую посредническую организацию, либо самим стать такой организацией. Последнее значительно сложнее, но позволяет быть полностью автономными. Впрочем, большинство ЛШ так не делает.
Обычно задача вашего «МИДа», людей, следящих за взаимоотношениями с местными, — просто не допустить конфликтов. Впрочем, возможно даже сотрудничество (один раз мы устроили футбольный матч с жителями соседней деревни). Опять же, об этом стоит подумать заранее, ещё при выборе места. ЛЭШ (уже упоминавшаяся Летняя Экологическая Школа), к примеру, всегда выбирает небольшие деревни со школой, в которой можно жить, и поэтому проблем с местным населением не возникает.
Ещё не повторяйте наших глупых ошибок.
Мы
- забывали о средствах от насекомых. Нам досаждали комары, осы, а мы были беззащитны.
- не взяли с собой модем на первую школу, и остались практически без интернета.
Заключение
Сейчас мы готовим третью школу. Появится новый тип занятий – к нам будут приезжать лекторы (учёные и научные журналисты) на два-три дня с маленьким курсом лекций. Стало больше зависимостей между курсами. Перед школой появилось собеседование. Мы также пытаемся снизить стоимость школы за счёт финансирования из бюджетов и краудфандинга (с этим вы можете нам помочь, поддержав нас на платформе Boomstarter до 17:11 этого дня).
P.S. Ещё мы поменяли базу, около новой базы будет болото с клюквой.
Надеемся, что статья была интересной и вы узнали что-то новое.
Ссылки
- Статья в Википедии о летних школах.
- Статья о школе в газете «Малоярославецкий край».
- Сайт Малой академии наук «Будущее для тебя». Временно в оффлайне.
©Команда организаторов и сочувствующих. Источники 3-х первых фотографий членистоногих – 1, 2, 3.