Всем привет! Меня зовут Александр Лещев, недавно я попутешествовал по Корее. Поездка была рабочей, так как в Альфе я занимаюсь развитием банкоматов, а мы как раз задумали сделать вариант с дизайном под нас, то просто не мог пройти мимо банковских отделений в Корее — обменяться опытом, так сказать.

Под катом фотографии с банкоматами. Поехали!

Банкоматов в Корее много — разных форм, размеров, цветов.

В торговых центрах для сдачи наличных сотрудниками.

В круглосуточных магазинах и отделениях. 

В отелях.

В отделениях банков, естественно. На фото VTM — Video Teller Machine, которые замещают обычные ATM. Такие устройства могут распечатывать заявлени и связываться с оператором (для этого есть телефон, слева снизу). Однако звонки операторам VTM не всегда успешны – некоторые операторы не знают, как правильно отвечать на вызовы.

В VTM есть даже окошко для заверения документов живой печатью клиента. В Корее они до сих пор популярны, активно используются, могут передаваться представителям клиента при важных сделках.

Я побывал там, где большую часть этих банкоматов делают — на заводе фирмы ATEC AP. В прошлом году мы совместно выпустили банкомат, так что повод был.

Это модули будущих TCR (братья банкоматов, рециркуляционные электронные кассиры). Скоро они встанут под столы в каких-то из отделений, чтобы операционисты смогли положить или достать оттуда деньги.

Модули TCR в корпусе.

На фото ниже стоят модули, которые станут банкоматами. 

На левой части фотографии проходит тестирование продукции живыми деньгами. 

Особо внимательный читатель заметит колёсики. Это в придачу к железной ручке — самый проверенный и универсальный дедовский способ перемещения вещей на заводе.

Такими деньгами тестируют технику:

Грязными руками деньги не загружают — всё делает робот.

Немного про тестирование и имитацию. Не могу не рассказать про завод, производящий банкоматы GRG в Китае. Там используется большое количество приспособлений для тестирования готовой продукции. Камеры имитируют:

  • холод, 

  • жару, 

  • влажность, 

  • влажный климат с солью, 

  • дождь, 

  • тряску,

  • и выдвижение модулей.

Всё, что может встретиться с их продукцией в реальной жизни. Это камера на заводе испытывает АТМ на защищенность от пыли.

Установка поливает банкомат водой без остановки, имитируя дождь для уличных АТМ.

Здесь проверяют банкоматы на вибрацию

Камера для проверки банкоматов в экстремальной жаре или холоде.

Да, хотя в Китае «все» сидят в WeChat, в стране есть 900 000 банкоматов, а GRG Banking выпускает 100 000 банкоматов в год. Наличка никуда не делась. 

Теперь вернемся в Корею. Ниже фотки банкоматов. 

Самые откровенные места, что можно распечатать на постере и повесить в комнате. Этим могут наслаждаться только железные гики.

Надписи на русском, потому что в Корее делают банкоматы для наших инженеров и инкассаторов.

Процесс проверки ATM на заводе.

Крупным планом. 

На фото ниже похожая модель, но с голосовым управлением. Точнее нам показали концепт модели АТМ с голосовым управлением. Говорили «дай нам денег чудо-машина» и она давала. Но не придумали, как это совместить с шумным торговым центром, где за тобой в очереди стоит бородатый заинтересованный суммой мужчина.

Скоро вот такие устройства для удалённого обслуживания (STM) попадут в офисы банков. Чего в них только нет. Например, можно поставить телефон под камеру («кран» в правой стороне стола), оператор видит приложение и показывает, что делать дальше.

Ведь приложения часто бывают сложными — без оператора не разберёшься. Хотя некоторые операторы не знают, как правильно отвечать на вызовы. Вот такой парадокс. 

Подобную ситуацию я наблюдал и в Китае. В одном из отделений банков при нас девушка пыталась привязать кредитный лимит к уже выпущенной карте. Она вставила карту в устройство, выполнила три страницы инструкций на иероглифах, приложила свой ID, после чего подошла сотрудница, которая сверила ID и подтвердила операцию. В итоге, на это ушло 20 минут, один автомат и одна сотрудница для выполнения операции, которую можно было бы сделать онлайн за пару минут дома.

Зато пока ждёшь привязку карты, можно поглазеть на интерактивный экран. Или что-то с ним поделать.

При нас сотрудница нажимала на экран, что-то выводила. Ничего не понятно, но очень интересно.

Такие же экраны я видел на заводе LG в Корее. Точнее это был кликабельный телевизор с задним затемняющимся фоном. Можно смотреть как на прозрачный телевизор, а можно — как на приближенный к обычному. По задумке авторов может выступать консолью управления в квартире или офисе. 

Видел подобные экраны в офисе одного из банков, а в метро видел вместо стекла

Но вернемся к STM. В таких устройствах есть принтер, сканер документов, устройство для распознавания рисунка вен, выдачи карт. Большие «столы» ставят в комнатах внутри банка. 

А те, что поменьше, — в торговых центрах и на заправках. Интересно, что на заправке, где стоял такой банкомат, он был закрыт чуть ли не на почтовый замок. Банкоматы не принято воровать.

Зачем в банках такие махины? Просто жители Сеула (из тех, с кем я общался) говорят, что в банк ходят как в МФЦ — для получения справок для госорганов, покупки квартиры или получения ипотеки. Поэтому удобство превыше всего.

При этом в выходные все банки закрыты, а в рабочие дни работают в неудобное рабочее время. Раньше банки работали с 9:00 до 17:00, но сотрудники не успевали обработать документы после закрытия отделения, поэтому время для клиентов сократили до 16:00.

Типичное отделение.
Типичное отделение.

В каждом отделении банка на входе обязательно будет набор очков, калькулятор и зонтики. Очки разные: и плюс, и минус. И все достаточно простые. Почему клиенты не пользуются своими, для меня осталось загадкой.

А зонтики встречаются часто не только в банках: есть под них подставки при входе любого ТЦ, видимо, дождь может налететь внезапно. Охранник на входе есть, но вот контролирует ли он возврат очков или калькуляторов, неизвестно.

Все навороченные банкоматы в отделениях выше по-прежнему могут выдавать и забирать наличность. А вот сотрудники получают наличность из других аппаратов. На фото ниже устройство, в которое только сотрудники отделения вносят наличные или берут, если нужно отдать клиенту (аналог кассы). Авторизация по отпечатку пальца и коду.

Круто, современно, космос. Но, несмотря на это, процесс всё равно остаётся бумажным. Например, чтобы обменять валюту в банке, будет необходимо заполнить заявление.

При этом, если меняете валюту на улице в обменнике — достаточно паспорта. На улице процесс элементарный: «Здравствуйте, тётенька, вот вам 100$, дайте мне сколько не жалко ваших прекрасных корейских вон». Возможно, это связано с законодательными ограничениями.

При этом можно и без тётеньки — через машинку для обмена валюты. Процесс очень понятный:

  • выбираешь валюту, которую хочешь внести,

  • прикладываешь свой загранник,

  • вносишь валюту,

  • получаешь воны.

Одна стояла в гостинице, другая в ТЦ в сервисной зоне, третья в вестибюле метро. Вообще получаешь отдельное удовольствие, когда прикладываешь российский паспорт и устройство переключается на русский.

В Корее вообще, как я заметил, любят инновации.

Например, везде роботы. Роботов-официантов можно встретить в кафе, ресторанах, в ТЦ, в отеле и в аэропортах. Я протестировал робота-доставщика багажа в аэропорту: кладёшь на него чемодан, сканируешь с билета свой гейт, и он довозит вещи. Правда, перемещается он медленно: идёшь за ним, ждёшь, пока он, не совсем понятно по какой логике, чуть отклоняется с пути или старательно объезжает людей. Думаю, если ты опаздываешь на самолет, то должен активироваться режим MAD MAX.

Есть и робо-доставка вкусностей. Везде на сидениях у гейтов раскиданы QR-коды. Сканируешь, выбираешь кафе (гейта), оплачиваешь картой (нужна была корейская, поэтому протестировать не удалось) и к тебе приезжает вот такой малыш: 

В приложении можно отслеживать, как готовится твоя курочка и сколько осталось до приезда. Я могу только догадываться, что происходит, когда он доехал до тебя: скорее всего, что-то сканируешь QR-код и открывается дверка с едой.

Или, как пример, беспилотные автобусы, которые я видел из окна автобуса с живым водителем. Пока они в стадии пилотирования и их стараются выпускать не в часы пик, но движение в эту сторону тоже есть.

Или банкомат, который вам карту напечатает. Вот так машина выглядит изнутри.

Кишки банкомата.
Кишки банкомата.

Вот так снаружи.

Слева выключен. Справа — включен и уже выдал карту.
Слева выключен. Справа — включен и уже выдал карту.

Примечание. Как правильно отметили в комментариях, это банкомат Revolut, которые для них также производит ATEC AP.

И вот эта двойственность, конечно, удивляет, мягко говоря. С одной стороны — роботы, автобусы без водителей, банкоматы, которые печатают карты, аппарат для выдачи валюты. С другой — заявление напишите, пожалуйста, чтобы воны получить. А ещё в магазинах и кафе продавцы предлагают вставлять в терминал карту для надежности, потому что ApplePay и SamsungPay только-только набирают обороты, но это так — по мелочи.

Банки как могут пытаются автоматизировать процессы. Если говорить про ту же валюту, то при обычной операции обмена в банке анкета — бумажная. Но рядом с электронной очередью на входе стоит планшет с предзаполнением, на котором можно заполнить какие-то поля, чтобы потом пройти в кассу и уже там подписать бумажную версию при совершении операции. Выглядит для нашего искушённого российского взгляда ненужной диковинкой.

Но благодаря такому парадоксу, в стране появляются необанки, работающие через приложение и предоставляющие все сервисы удалённо. Лень — двигатель прогресса!

А статью я закончу фото огромного баннера К-РОР группы из одного из отделений банка.

В общем, корейская банковская система и технологии оставили много впечатлений. 

А это собственно я:

А ещё я побывал в Китае, но это уже другая история, о которой расскажу вам в следующий раз!

Комментарии (4)


  1. akod67
    19.07.2025 08:36

    Или банкомат, который вам карту напечатает. Вот так машина выглядит изнутри

    Подозрительно знакомый револют, в Мальпенсе такой видел.


    1. riskov
      19.07.2025 08:36

      После вашего комментария заметил, что на банкомате есть надпись Revolut)


      1. akod67
        19.07.2025 08:36

        Точно, я и не увидел =) По дизайну карточки узнал.


  1. koreec
    19.07.2025 08:36

    Как по мне, самая забавная фишка корейских банкоматов - это работа с банковскими книжками. Там тебе и история транзакций, и все операции можно проводить используя книжку, без всяких карт. Но туристам такие вещи неведомы.