Для компании SpaceX прошлая неделя была на редкость удачной — космический корабль Falcon 9 Full Thrust не только удалось успешно запустить, доставив припасы и надувной модуль для МКС, но и без повреждений вернуть первую ступень корабля, посадив ее на морскую платформу. Ступень без особых проблем приземлилась на морскую приемную платформу, выполнив маневр по гашению скорости.

Напомню, что успешно посадить ступень уже удавалось, но не на море, а на суше. Тогда уже через несколько минут после запуска первая ступень ракеты Falcon 9 v1.1 Full Thrust приблизилась к посадочной площадке Landing Zone 1 (LZ-1). Перед подходом к поверхности Земли ступень включила двигатели, чтобы затормозить. Ступень раскрыла четыре опоры, на которые она и села. Двигатели отключились. Ступень ровно встала на бетонной площадке LZ-1.



Зачем SpaceX усложняет себе жизнь, пытаясь посадить ступень на морскую платформу, а не на сушу, и использовать ее снова? Здесь все дело в экономии топлива, об этом неоднократно говорилось ранее. Кроме того, есть и вторая причина — это лицензирование запусков от Федерального управления гражданской авиации США. В случае посадки на море организация дает «добро» быстрее, чем при посадке на сушу. Причина — меньше шансов падения ступени кому-то на голову, грубо говоря. Более охотно лицензии выдает в таком случае и Федеральная комиссия по связи США.

Но главное — это все же топливо. Falcon 9 должна нести на себе полезный груз на орбиту, и если груз превышает некоторое значение, то возврат может быть достаточно сложным заданием — топлива может просто не хватить для посадки, большая часть будет израсходована при запуске. И чем тяжелее груз, тем больше требуется топлива для вывода груза на орбиту.

Судя по всему, теперь у компании все пути открыты — раз удалось посадить ступень на сушу и на море, значит, доработка конструкции ракеты удачна. А это означает, что возврат ступени вскоре может стать хорошо отлаженным процессом.

А пока идет подготовка к следующему запуску, SpaceX выложила шикарные фото предыдущего. Есть и видео, которое уже демонстрировалось на Geektimes.



Фотографии же действительно отличные.



image

image

image

image

image

image

image

image

По словам Илона Маска, сейчас первую ступень можно будет использовать снова и снова, по возвращению этого модуля на Землю. Он оценивает количество запусков Falcon 9 с одной и той же ступенью в 10-20 раз. Также руководитель SpaceX добавил, что после мелкого ремонта ступени перед повторными запусками это число увеличится до 100. Так что запуски действительно станут более дешевыми.

Комментарии (48)


  1. IronHead
    11.04.2016 12:53
    +1

    «Он оценивает количество запусков Falcon 9 с одной и той же ступенью в 10-20 раз. Также руководитель SpaceX добавил, что после доработки ступени это число увеличится до 100. Так что запуски действительно станут более дешевыми.»
    Изначально смысл другой был:
    При простой пере заправке — 10-20 раз, с мелкими ремонтами самой ступени перед запусками — до 100раз.


    1. marks
      11.04.2016 12:57

      Это и подразумевается. Подкорректировал немного текст.


      1. pnetmon
        11.04.2016 17:00

        Незнаю что имел ввиду Макс, но ТАСС привел немного по другому
        http://tass.ru/kosmos/3189946
        Как заявил глава компании Илон Маск на пресс-конференции, SpaceX рассчитывает использовать первую ступень Falcon 9 до 20 раз.…
        По словам Маска, не исключено, что в будущем после «небольшой модернизации ступень можно будет использовать и 100 раз».

        Модернизация — это не ремонт. Нужно делать модернизацию имеющейся версии.

        А небольшие ремонты легко укладываются в «до 20 раз»


        1. FReSH_lol
          11.04.2016 18:58
          +1

          youtu.be/VNygOavo2mY?t=28m20s
          Маск говорил про ремонт


  1. zirus
    11.04.2016 13:03

    Какая грязнуля! Как же в реальности выглядит отстыковка и гашение скорости? Никто не покажет

    И почему, кстати, на ракете такая ровная граница грязь-чистота?


    1. qthree
      11.04.2016 13:23
      +3

      Отстыковка https://youtu.be/C_Gmgj3N_Z0?t=21m
      Гашение скорости и вход в атмосферу https://youtu.be/riU3DZmU-jE
      Ровная граница потому что в верхней части бак с криогенным окислителем и на стенках ракеты образуется лед, который препятствует закапчиванию.


    1. isbcc
      11.04.2016 14:10
      +1

      в декабре 2015 когда смотрел видео, тоже сначала не понял. Потом дошло, там жидкий кислород, и по поверхности образуется лед. Что не дает закоптится


  1. Anastasia_K
    11.04.2016 13:10
    -1

    >десь все дело в экономии топлива, об этом неоднократно говорилось ранее.
    Эм. на сколько я знаю, всё ровно наоборот. Для возврата нужно с собой взять запас топлива для манёвра гашения скорости и посадки. И это к тому же уменьшает возможный вес, который ракета выводит на орбиту. А дело на самом деле в стоимости ракеты, которую потом можно использовать повторно.


    1. marks
      11.04.2016 13:20
      +1

      Речь идет об экономии топлива при возврате ступени на морскую платформу. По сравнению с посадкой на суше экономия топлива очень значительная.


      1. Anastasia_K
        11.04.2016 13:27

        А. В таком варианте возможно. Но тогда стоит поправить фразу, дабы не вводить в заблуждение:

        > Зачем SpaceX усложняет себе жизнь, пытаясь вернуть ступень на Землю и использовать ее снова? Здесь все дело в экономии топлива, об этом неоднократно говорилось ранее.


    1. trminator
      11.04.2016 13:56

      Вопрос в этом абзаце явно должен звучать как «Почему же ступень возвращают на баржу, а не на землю».


      1. marks
        11.04.2016 14:00

        Посмотрите на этот абзац еще раз, внимательнее :)


  1. invekc
    11.04.2016 13:15
    +3

    Вопрос в том, является ли везение необходимым элементом успешной посадки первой ступени на баржу или процесс может быть отлажен до такой степени, чтобы ступень не взрывалась на пятый-десятый раз?


    1. qthree
      11.04.2016 13:31
      +4

      До сих пор все неудачные посадки имели четкую причину: нехватка гидравлической жидкости (стали доливать больше), лаг двигателя (исправили), несработавший механизм блокировки опоры (доработали), экстремальный режим посадки (на 3 движках) при нехватки топлива на нормальный (1 движок). Так что будем надяться, что при оптимальных условиях успех посадки будет мало зависить от случайности.


      1. speakingfish
        11.04.2016 16:46
        +2

        Ещё в первых тестах управляемого спуска не было решётчатых рулей — их поставили позднее, для устранения недостатков стабилизации.


    1. TheSlavuti4
      11.04.2016 13:35

      В этом году предстоит еще очень много запусков, в том числе и на сушу, там и будет видно. Интереснее всего будет наблюдать за одновременной посадкой трех модулей от Heavy — 2 из них сядут на платформы, 1 на сушу.


      1. qthree
        11.04.2016 13:58
        +1

        Наоборот, 2 боковых на сушу, 1 центральная на баржу.


    1. hoegni
      12.04.2016 11:01
      +1

      От погоды, скорее всего, будет зависеть. Если запуск срочный, а погода в месте запуска нормальна, то на шторм в районе с баржей могут и наплевать. Но вряд ли такое будет часто, да и если даже вместо одного запуска будет 5-6, а не 20, это все равно неплохо.
      Ну а вообще посмотрим.


  1. gregst
    11.04.2016 13:33

    а что из первой ступени будет оставаться? двигатель многоразовый? или сам корпус?


    1. Serenevenkiy
      11.04.2016 13:48

      В теории, всё.
      Но по сравнению с двигателями, корпус недорого стоит. Так что даже на движках экономия большая может получиться.


      1. gregst
        11.04.2016 13:58

        я к тому и спрашиваю. как я понял из вики, только одна модификация двигателя многоразовая — Мерлин 1Д


        1. qthree
          11.04.2016 14:03

          Все будет оставаться. В холостую на стенде погоняют, отмоют, новую вторую ступень установят и снова на стартовый стол.
          Сейчас только Merlin 1D и летает. 9 штук на первой ступени, 1 на второй (в модификации с широким соплом).


        1. arheops
          12.04.2016 03:11
          +1

          Все используемые мерлины спроектированы для перезапуска. Тоесть, многоразовые. Такая изначальная цель была. Ракета проектировалася так, что она может оттестироватся и запуститься «как есть», только с заправкой топливом. Как будет в реале — увидим. Шатл вон тоже обещали дешево, оказалося очень дорого тестировать, но сейчас датчики гараздо меньше весят и могут стоять на ракете всегда.


  1. sp1ash
    11.04.2016 13:35

    В пределах бака с окислителем грязь не пристает, поскольку ледяная поверхность бака конденсирует на себе влагу из воздуха, и этой влагой смывается сажа.


  1. Odessamarin
    11.04.2016 18:51
    +1

    image


  1. impetus
    11.04.2016 19:25

    Интересно, как её крепят сразу после посадки? — обидно же будет уронить от порыва ветра, совпавшего с крупной волной в ту же сторону… Набегают стропальщики и быстрей-быстрей болтами её за ноги к палубе?


    1. TheSlavuti4
      11.04.2016 19:41

      Там центр масс снизу, никуда она не упадет от ветра. Та и некому крепить, она в сотнях км от берега.


    1. asdfghjk12
      11.04.2016 20:02

      Приваривают сваркой


    1. alexk24
      11.04.2016 21:11
      +3

      Ее довольно трудно уронить.
      image

      А вообще собирались прихватывать сваркой.


      1. Ravebinovich
        13.04.2016 14:18

        А просто использовать сильные магниты в платформе нельзя?


        1. IronHead
          13.04.2016 14:23

          Магниты деградируют от температуры.


          1. Ravebinovich
            13.04.2016 14:29

            А как насчет электрических?

            P.S. Ну и термоизоляцию никто не отменял.


        1. alexk24
          13.04.2016 20:32
          +1

          А зачем усложнять сверх меры?
          Корабль «Just Read the Instructions» имеет размеры 90х50 метров, электромагнит такой площади и потребной мощности — будет очень дорогим и энергозатратным.

          Можно конечно сделать массив из 4 500 (90*50) электромагнитов площадью по 1 квадратному метру, усыпать палубу датчиками и поставить в трюме кластер из полусотни серверов для обработки их данных в реальном времени чтобы сразу после посадки включить требуемые электромагниты. Но боюсь вслед за этим мы увидим комментарий «нууу тупыыыые… не могли просто сваркой прихватить и не париться...» Так что Маск вполне себе взял на вооружение «Russian Way». :-)


    1. vam
      11.04.2016 21:19
      +1

      Ставят колодки на опоры и эти колодки приваривают к платформе. Где-то писали про это. А так да, смотрится неустойчиво. А ведь команде сварщиков еще нужно время, чтобы добраться до платформы. А еще нельзя допустить падение ступени, когда команда прибыла, но еще не успела пришвартовать эту ступень.


      1. impetus
        11.04.2016 22:29
        +4

        Круто же — «ракетный сварщик, приваривал ракету к космодрому. В океане. В шторм». Что в резюме, что детям рассказать…


      1. Lamaster
        12.04.2016 03:47

        Может будут приваривать с помощью робозмей от Tesla?


      1. black_semargl
        15.04.2016 12:38

        Надо их намазать клеем.
        Термоклеем.


  1. Master255
    11.04.2016 22:40

    Мне больше интересно посмотреть видео реакции Маска :-) ))
    Парень выиграл мировой джек пот своими технологиями!


  1. vam
    11.04.2016 23:48

    А кто-нибудь в курсе, в пресс-конференции (по-моему) после посадки говорилось про то, что в планах у SpaceX возвращение композитного «колпака», закрывающего груз, так как он тоже стоит довольно дорого. Есть у кого-то подробности на эту тему?


  1. valkyr2003
    12.04.2016 09:09
    +2

    А ведь я с самого начала говорил — Сокол полетит. Красиво полетит. И все задуманное сделает.
    С Днем Космонавтики, кстати!


  1. yanerobot1
    12.04.2016 11:05

    А как дальше ее (ступень) транспортируют от платформы? Грузовым вертолетом? Тяжело, конечно, поверить, что ступень не перевернется при больших волнах.


    1. wireless_mousetail
      12.04.2016 12:09
      +1

      Закрепляют на платформе и везут в порт прямо на ней. Сегодня как раз приехала в порт Канаверал.


    1. black_semargl
      12.04.2016 13:04

      Баржа приходит в порт, а дальше на трейлере по шоссе, как обычный груз.


    1. Mad__Max
      12.04.2016 16:58
      +2

      У нее низкий центр тяжести (см. картинку выше выложили), т.к. в самом низу тяжелые двигатели (9 штук), а вверху только пустая «труба» с пустыми же топливными баками. В результате если она сумела успешно сесть и складные опоры зафиксировались, то потом ее уже довольно сложно перевернуть раскачиванием платформы или ветром.


  1. ImMetatron
    12.04.2016 17:04
    +1

    Большой прорыв мать его так. Жаль что не в России. Но прогресс нужно двигать и его двигают. Маску удалось.


  1. DuD
    12.04.2016 17:33

    Кто знает, на 4 фото, что это такое распыляется из труб сбоку?


    1. Mad__Max
      12.04.2016 18:34
      +1

      Обычно просто вода — чтобы минимизировать повреждения/износ оборудования стартовой площадки от пламени работающих двигателей на старте.


      1. Wilkro
        13.04.2016 15:39

        Откровенно говоря, воду распыляют не только для минимизации износа/повреждения оборудования, как Вы и сказали, но и для гашения энергии струи, покидающей сопло двигательной установки. Скорость истечения из сопла двигателя можно подсчитать. Она равна, примерно, 3 км/сек. Струя раскаленного газа на такой скорости может нанести повреждения не только оборудованию стартовой площадки, но и РН, отразившись от поверхности газоотводных каналов, кроме самих газов появляется и ударная волна(в ранее покоившейся воздушной среде) при выходе двигателей на расчетный режим работы.
        Решение не новое и использовалось еще при старте ракетно-космической системы Space Shuttle.