Источник «Интерфакса» в ракетно-космической отрасли сообщил изданию, что на данный момент нет препятствий для поставки в США дополнительных ракетных двигателей РД-180 при условии своевременной оплаты. Такие поставки будут возможны до 2019 года — после этого Конгресс США запретил использовать российские ракетные двигатели.
Конгрессмен Кевин Маккарти и сенатор Джон Маккейн в январе 2016 года призвали запретить США использовать ракетные двигатели РД-180, потому что они производятся НПО «Энергомаш», которое «контролируется российским правительством и «приближёнными» Владимира Путина». Американский альянс United Launch Alliance неоднократно закупал российские ракетные двигатели ракет-носителей «Атлас V», которые используются ВВС США для вывода на орбиту военных и разведывательных спутников.
После этого глава ВВС США Дебора Ли Джеймс отметила, что Пентагон до сих пор не имеет альтернативы РД-180 и не может отказаться от ракет российского производства. Над альтернативой российским РД-180 уже работают компании Aerojet Rocketdyne и United Launch Services, но на разработку уйдёт не один год. Первые старты новых пусковых систем американского производства планируются на 2022-2023 год.
В 2014 году частная американская компания Orbital Sciences заключила контракт на покупку у НПО «Энергомаш» 60 ракетных двигателей РД-181 на сумму в $1 млрд., а теперь закупит ещё 8 ракетных двигателей — договор между компанией и «Энергомашем» уже подписан.
Ракетные двигатели РД-180 делают в подмосковных Химках.
Комментарии (32)
exfizik
13.04.2016 00:22-3А чего у SpaceX не покупают?
isbcc
13.04.2016 00:50+3Насколько понимаю, компания spacex слишком молодая, их двигатели мерлин еще не проверены временем. У них лицензия на вывод только не дорогих коммерческих продуктов. Военные, дорогие спутники еще не доверяют, а тем более человека нет. НАСА в основном покупает у боинга и РФ. Во вторых, любой двигатель на любую ракету сходу поставить вряд ли получится так
exfizik
13.04.2016 01:04+7А гиктаймс (и не только) почитать, так впечатление складывается, что роскосмосу уже давно пора лавочку закрывать.
vchslv13
13.04.2016 01:26+11Ну ведь большинство комментаторов и не говорит, что прямо вот сейчас уже Роскосмосу крышка. Речь идёт о его перспективах в будущем. То, что сейчас эти РД-180 — безальтернативны, а цены на запуск грузов российскими ракетоносителями держатся на конкурентноспособном уровне, ещё не значит, что такая ситуация сохранится хотя бы в течение десяти лет, если Роскосмос не будет развивать новые технологии.
А пока для обывателя (а я являюсь в данном случае именно обывателем) ситуация выглядит примерно так:
1) Илон Маск говорит, говорит, что у созданной им компании будет конечной целью колонизация Марса, а промежуточными этапами будет создание своей ракеты-носителя с многоразовой первой ступенью (для начала) и своего космического корабля.
2) SpaceX разрабатывает свои корабль и ракету, производит в основном успешные запуски.
3) SpaceX садит первую ступень на землю.
4) SpaceX садит первую ступень на баржу, собирается её тестировать.
В то же время от Роскосмоса долетают новости вроде:
1) Мы построим свою станцию на Луне (с гелием-3 и матрёшками)!
2) Мы не будем строить свою станцию на Луне!
3) Вся эта шумиха насчёт возврата первой ступени и многоразовости не стоит и ломанного гроша, мы не будем этим заниматься!
4) А не-не, кажись у Маска что-то получается, мы будем этим заниматься!
В сравнении выходит, что Маск спокойно и планомерно идёт по определённому пути (верный он или нет, узнаем в итоге), а Роскосмос даёт какие-то обещания, отменяет их, и так по кругу. Естественно, этот параллелизм не особо помогает зародиться оптимистичным мыслям относительно будущего Роскосмоса в голове у большей части аудитории.
Может быть, люди более знакомые с темой напишут что-то о последних технологических прорывах Роскосмоса, тогда будет веселей.saga111a
13.04.2016 09:28Довольно не плохо состояние роскосмоса описывает вот тут человек имевший со всем этим дело:
Договориться с государственными предприятиями оказалось очень сложно, рассказывает инженер. Одни пугаются объема работ, другие сомневаются в том, что «Космокурс» им заплатит за работу. Третьи приносят неподходящие детали, объясняя, что лучше никто в России не сделает.
…
Инженер рассказывает, что сейчас на предприятиях Роскосмоса производят всего два кресла космонавта в год. «Все делают по технологиям 1960-х годов, нет никакой промышленной серийной технологии, а нам нужно 70 кресел в год», — говорит он. С иллюминаторами ситуация еще хуже. На одном из основных предприятий «Космокурсу» рассказали, что последний раз их производили 10 лет назад.
Там же слова человека из «команды зеленого кота»:
«В Роскосмосе нет ни одного проекта, который мог бы вдохновить людей, — говорил инженер из команды по созданию спутника Никита Парцевский. — Главная проблема Роскосмоса в том, что они не хотят лететь в космос».
Syzygy
13.04.2016 11:59+1>> их двигатели мерлин еще не проверены временем.
:) Двигатели — это не вино, чтобы их временем проверять. Значением имеет частота использования и с этим у мерлинов всё в порядке. Каждый полёт работают 10 двигателей в общей сложности. Ещё их проверяют после изготовления и перед стартом. А ещё при возвращении ступени они запускаются 3 раза. В общей сложности мы имеем более тысячи запусков и всего 1 отказ. Этого более, чем достаточно.
>> Военные, дорогие спутники еще не доверяют
Доверяют, недавно была получена одна из лицензий.
>> тем более человека нет
И человека тоже доверили, в следующем году должен состояться тестовый полёт.
Grox
13.04.2016 01:25+4Потому что у SpaceX очень простые мелкие движки, которые не сравнимы с РД-181.
qrck13
13.04.2016 07:55-1А меж тем, двигатели эти тоже не такие беспроблемные: twitter.com/flatoday_jdean/status/718583893386010625
Murlakatamus
13.04.2016 07:55«Над альтернативой российским РД-180 уже работают компании Aerojet Rocketdyne и United Launch Services, но на разработку уйдёт не один год.»
На первый пилотируемый полет с высадкой по лунной программе понадобилось меньше 8 лет. Пара-тройка испытательных запусков Сатурна-5 и вперед с экипажем, практически без инцидентов отлетали все миссии. И это на пустом месте, не имея никакого опыта космических полетов. А сейчас имея гораздо более продвинутые технологии, 55-летний опыт космических полетов и «на разработку уйдет не один год»?! Не совсем понятно.shedir
13.04.2016 08:42+5Американский F-1, стоявший на первой ступени Сатурна-5, начали разрабатывать в 1955 году. В 1959-м провели испытания первого тестового образца. А потом еще лет пять работали над стабильностью работы. Как-то уже не тянет на восемь лет, не правда ли?
Shadow_Runner
13.04.2016 08:44Тестирование, доработка, переделка. Достаточное количество тестовых запусков, чтобы подтвердить успешность. Подозреваю, именно эти этапы сожрут львиную долю времени. Не один год уйдет на то, чтобы двигатель из прототипа стал коммерческим надежным продуктом.
cyberly
13.04.2016 09:10+1Подозреваю, что принцип «можно быстро, дешево и качественно, выберите любые два» действует не только при разработке ПО, но и вообще при разработке чего угодно. Для Saturn 5 были выбраны «быстро и качественно», а сейчас, видимо, «качественно и дешево».
0serg
13.04.2016 09:14Сэр, там вообще-то 25 только успешных пилотируемых полетов было до первого Аполло.
У Штатов на момент запуска Аполло-7 было уже больше опыта чем у Союза и по числу полетов, и по числу космонавтов, и по технологиям.
Аполло стали только вишенкой на торте, но «космическую гонку» мы проиграли еще во времена Джемини. Аполло просто сделал это очевидным.
pnetmon
13.04.2016 11:57+1>>В 2014 году частная американская компания Orbital Sciences заключила контракт на покупку у НПО «Энергомаш» 60 ракетных двигателей РД-181 на сумму в $1 млрд., а теперь закупит ещё 8 ракетных двигателей — договор между компанией и «Энергомашем» уже подписан.
Сказали что заключили контракт на 60 — это 20 по основному и два дополнительных опциона по 20. Непонятно что было заключено в реальности… Но 8 двигателей это «опцион в рамках заключенного в 2014 году контракта». В США в 2015 году было поставлено 4 двигателя РД-181.
Kitsok
13.04.2016 12:34+1Заголовок какой-то «жёлтый». «Согласилась» — а что, вначале не хотели соглашаться? Мол, «ты мне больше не дружок»?
Как будто очередь стоит из покупателей…
pnetmon
13.04.2016 12:56Ну и заголовок и текст.
США полностью не отказывалось от РД-180, это Пентагон хочет под свои запуски использовать РД-180 и говорит о необходимости покупки еще двигателей.
А помимо спутников военных ULA запускает и гражданские аппараты, в будущем людей.
mpeg
15.04.2016 10:13+1«Конгресс США в 2015 года запрещал использование в стране российских ракетных двигателей, но затем убрал запрет из-за отсутствия альтернативы.»
На зло России сели в лужу, а теперь ведут себя как на базаре.
«Позже отдельные конгрессмены пытались вернуть эти санкции — но у них этого не получилось»
Читать противно, с ними работать только себе дороже выйдет. Закажут 10, сделаешь им 10 а они возьмут 8 и скажут санкции.0serg
15.04.2016 11:23-2Ага. Посчитали Россию партнером на которого можно положиться, а россияне их кинули. Ну так да, сели в лужу. Только что-то я не вижу повода находясь в России этим гордиться.
schroeder
Позвольте спросить: а куда их тогда девать? На что жить этому самому Энергомашу? Движки это товар и если его покупают по устраивающей продавца цене, то его надо продавать. Как вам такое: Apple согласилась продать вам iPhone? Бред ведь, или уже нет?
Arhitecter
Ракетные двигатели это не товар массового потребления. Как и все технологии двойного назначения, они не продаются всем, кто желает их приобрести.
schroeder
Ну да, 20 лет продавали, теперь вдруг «согласились». И все же, если штатам не продавать, то куда? Солить?
SPBNike
Китаю, допустим, продавать отказались.
schroeder
Они не «отказались», им нельзя.
impetus
Когда «нельзя», но очень хочется — всегда можно найти финт ушами — напр АПЛ для Индии мы «сдаём в аренду»…
Просто в отличие от той же индии — китай уже доказал, что умеет копировать технический хайтех и движки ему нужны 99% именно для этого, на самолётах обожглись достаточно
BalinTomsk
Одного желания копировать недостаточно.
Технологию производства сплавов и изготовления деталей глядя на изделие не скопировать.
Копии движков для истребителей у Китая имеют ресурс 30 часов против 2000 россйиских.
IgorGolov
Прекратить выпуск уже окончательно.
denis_g
Куда-куда — ну можно самим себе продать, даже выгоднее будет ;)
exfizik
Что значит солить? Их же на заказ делают. Не будет покупателей — не будут делать в таком количестве.
Akr0n
Ну да и завод закроют просто. Он и так на последнем издыхании.
VaalKIA
Не просто продавать, а более того: ракетные двигатели это тот товар, который в общих чертах понятен уже всем, а вот детали не удастся скопировать даже имея оригинал, слишком много там неочевидных вещей, которые «не пощупаешь руками» (всякие хитрые обработки поверхностей, особые геометрические формы для борьбы с помпажем и т.п., не зная заранее и не поймёшь что там что-то особое). Получается, что продавая движки мы тормозим коммерческие инновационные двигательные разработки в других странах, так что, нам это выгодно во всех смыслах и пусть даже запускают на них военные спутники.