Какой самый большой бич в работе фрилансеров и аутсорсинговых компаний? – Заказчик отказывается платить за выполненную работу. Хуже этой гнили быть ничего не может.

image


Все эти “переделайте так и этак”, “мне нужно срочно уже на вчера” или “это слишком дорого, давайте снизим стоимость” даже рядом не стояли с ситуацией, когда вы, вроде, и сделали всё согласно договорённости, ни больше, ни меньше, потратили кучу своего времени и заодно даже исправили мелкие недочеты, сделанные до вас, а тут раз – и понимаете, что, похоже, вас держат за простофилю.

Я искренне верю, что для такого рода заказчиков в аду уготовано специально отведённое тёплое, уютное местечко, где их будут кормить только солеными огурцами и поить прокисшим молоком, а АдГорТеплоОбеспечение навсегда отключит горячую воду. Как-то не вяжется со стереотипами о казанах с кипятком, но я именно так это себе представляю.

image


Способы забрать деньги за выполненную работу



Юридические методы


1. Акт выполненных работ

Это самый лучший вариант, но для аутсорсеров и фрилансеров, к сожалению, самый редкий. Ведь обычно при наличии акта выполненных работ, подписанного в двухстороннем порядке, такого рода проблем даже не возникает. Но самоубийцы всё-таки существуют и умудряются отказываться платить даже при наличии у исполнителя подписанного договора. Такие дерзкие заказчики попросту рассчитывают, что исполнитель не станет возиться с бумажками и предпочтет забыть всё как страшный сон. А вот здесь как раз стоит немножко поднатужиться – бумажка в такой ситуации очень выручает. С таким козырем в рукаве грех не заявиться с заявлением в соответствующие органы. Но такой вариант – для счастливчиков. Немногие заключают договора заранее, так что поехали дальше.

2. Ценное письмо с уведомлением

Вариант для продвинутых, кому не жалко времени или тех, у кого сумма за выполненную работу того стоит и есть адрес заказчика (домашний или юридический). Тут на помощь придёт старая добрая телеграмма, если вы ещё помните, что это такое. Необходимо отправить заказчику телеграмму с обратным уведомлением о том, что задание выполнено и нужно подписать акт выполненных работ. Можно воспользоваться экспресс-почтой с указанием времени и даты приёмки работ. Скорее всего, заказчик не подпишет акт (сволочь потому что). В таком случае нужно сделать соответствующую отметку на акте и отправить его ценным письмом с уведомлением и описью вложения. Можно это сделать через ту же экспресс-почту и обязательно с описью. Всю эту “мышиную возню” лучше выполнить пораньше, глядишь и заработаете чего-нибудь сверху на дополнительных штрафных санкциях. Согласно п.4 ст. 753 ГК РФ, допускается оформление односторонних актов оказанных услуг, т. е. выполненных работ. Тут дело в том, что заказчик не может отказаться от подписи без обоснованных причин. Также составляйте досудебную претензию на оплату задолженности и отправляете хитрецу. Если же дело не двигается и обратной связи нет, то либо заказчик уже успел скончаться, либо берёте в охапку все эти квитанции и прямиком идёте сами знаете куда – в суд, конечно. Главное – это наличие доказательств того, что вы направляли уведомления и акты (почтовые квитанции, заверенные тексты телеграмм и т.д.).

3. Защита авторских прав

Авторское право подтверждается двумя способами: официально (патенты, лицензии), что в случае с фрилансом не очень применимо, и доказательство, что именно вы – автор. Авторство можно доказать с помощью оригинала работы, сохраненной на вашем компьютере с указанием даты создания. Идеально будет, если заказчик сам укажет настоящего автора при использовании неоплаченной работы – это весьма облегчит процесс. Хорошим дополнением будет электронное письмо исполнителя заказчику с высланной неоплаченной работой. Также сгодятся любые подтверждения факта выполнения работы без оплаты: скриншоты фриланс-биржы с сообщениями, предоставление доступа к переписке и т.д.

image


Психологические методы


1. Будьте настойчивы

Все эти “вежливо напомните о себе” приберегите для переписок с рекрутёрами или вашей бывшей. Если вы читаете эту заметку, значит, жаренным уже запахло, а на лбу уже начинает проявляться аббревиатура любителя одесской хурмы. Если задержка уже есть, хоть и небольшая, то это уже тревожный знак. Опять же вспомните свою бывшую. Будьте уверенными в себе и чётко дайте понять, что в случае отказа от оплаты будете вынуждены принять меры по взысканию: от публичной огласки до использования юридических методов. Слишком рано для такого рода предупреждения быть не может. Если просрочка уже началась и заказчик не предоставил скриншот или другие доказательства отправки электронных денег на ваш счёт, то время действовать решительно. Как правило, после такого сигнала заказчики, которые “та, подождёт” или “а вдруг забудет”, сразу дадут обратную связь постараются в кратчайшие сроки произвести оплату. Термин просрочки – 2-3 дня.

2. Угрожайте

Если же заказчик подумал, что вы блефуете, то есть, продолжает вас игнорировать или придумывает новые отмазки для отсрочки платежа (родственник заболел, бухгалтер в отпуске или потому что гладиолус), то самое время приступить к более радикальным мерам. Даже если скончался его любимый Барсик, выразите соболезнования и “обрадуйте” заказчика, что платить всё равно придётся немедленно. Здесь фразу “в случае неуплаты буду вынужден…” уже не используйте. Она слишком мягкая. На этом этапе решительно приводите конкретные угрозы. Нет, биты и лопаты не упоминайте, рано ещё. Пригрозите заказчику сделать какую-нибудь гадость с выполненной работой, или натворить ещё что-нибудь. Да что угодно! Для достижения цели все средства хороши! Сообщите, что расскажите на конкретных форумах, блогах и в СМИ о недобросовестности заказчика и его мерзкой “компании”. А ведь для инфоповода некоторые материал-чернуху возьмут с удовольствием! Придумайте, самое гадкое, что вы можете сделать заказчику без прямого контакта с ним и расскажите ему об этом. В это же время приступите к принятию юридических мер по взысканию задолженности и поспешите уведомить об этом самого заказчика. Он должен знать, что в случае отказа платить, ему придётся долго разгребать последствия. Термин просрочки – 3-7 дней.

image


3. Да не достанься же ты никому!

Если же скоропостижная кончина Барсика никак не даёт заказчику произвести оплату за выполненное вами задание, то уничтожьте плоды вашей работы по возможности, предварительно сохранив копию. В случае для разработчиков сделайте резервную копию и верните время вспять. Если доступ к FTP имеется, то тут лучше не удалять, а скорее “приукрасить” уже имеющееся. Например, на скорую руку интернет-магазин можно превратить в сайт услуг профессионального врача-проктолога или исковеркать и открыть доступ к разработанному для заказчика сайту, или снести его вовсе. Лингволансерам, например, можно исказить сделанный перевод или написанный текст и обнародовать от имени заказчика. Короче говоря, включите свою тёмную фантазию и реализуйте. Свои негативные отзывы со скринами везде, где только можно, также прилагаются. Пошлите всю эту красоту заказчику и его заодно. Предложите вернуть всё на место и удалить свои письмена только после оплаты. Термин просрочки – более недели.

image


Превентивные методы


1. Безопасная сделка

Отдавайте предпочтение такой платформе фриланса где есть сервис, который сможет обеспечить 100%-ую оплату вашего труда. Не жмитесь на те несчастные 10%. Ну получите вы не $100, а $90. Зато получите, ведь оплата резервируется уже в момент выбора вас как исполнителя. Если незнакомый заказчик нашёл вас где-нибудь в социальных сетях, то переведите ваше общение на платформу и пусть заказчик публикует заказ через безопасную сделку. Так вы обезопасите себя от любителя лёгкой наживы.

image


2. Требуйте оплату поэтапно

Этот метод позволяет сократить сумму, на которую вас могут кинуть, если вы используете прямую сделку с заказчиком. Заблаговременно установите цели, по достижению которых будет производиться оплата. Например, если вы фрилансер-переводчик и вам нужно перевести, скажем, 6000 слов, то разбейте работу на три части по 2 тыс. и за каждую выполненную часть договоритесь с заказчиком об оплате по факту выполнения.

3. Не высылайте всю работу сразу

Если же о поэтапной оплате с заказчиком не договорились и сделка у вас прямая, то вышлите половину выполненной работы, а остальное пришлите в неудобном заказчику формате или просто в скриншотах. То есть, так, чтобы это доказывало факт выполнения работы, но так, чтобы заказчик не смог ею воспользоваться в случае внезапного приступа клептомании.

4. Заключайте договор

Маловероятно, но если всё же будет такая возможность, то не поленитесь подтвердить ваши намерения о сотрудничестве в письменной форме. Особенно, если речь идет о крупной сумме заказа. Это избавит вас от будущих проблем в случае недобросовестности заказчика.

А у вас, дорогие фрилансеры, бывали ли случаи, когда заказчик не платил? Почему? И чем он аргументировал столь не двузначное заявление? Просим поделиться опытом (мнением) и ответить на эти вопросы здесь (http://goo.gl/forms/MXWiaFHYDv).
Поделиться с друзьями
-->

Комментарии (31)


  1. Kyoki
    06.05.2016 11:05
    +4

    «Угрожайте»
    И получите при грамотном подходе с той стороны, как минимум, дело по вымогательству и шантажу.

    «Да не достанься же ты никому!»
    Иск об ущербе самое малое, что получите.

    Очень хорошие советы…


    1. 2Polyglot
      06.05.2016 11:08
      -2

      Если угрожать физической расправой, то, безусловно, Вы правы. Но речь же не об этом. Если Вы сделали работу, то в праве её же удалить. Какой же тут ущерб?


      1. cib
        06.05.2016 11:44
        +6

        Вы же сами пишете — не удалить, а испортить, исказить. Сайт проктолога? Вы серьезно? Нарушив условия договора вы сами себя лишаете формального повода на юридическое решение вопроса. И иск о защите деловой репутации, а запросто и о возмещении ущерба (недополученная прибыль и всё такое), вам будет обеспечен.


        1. 2Polyglot
          06.05.2016 11:45

          Речь как раз о том, когда договора нет. Конечно, наличие договора все упрощает.


          1. Kyoki
            06.05.2016 11:48
            +2

            Раз договора нет, то вы залезли на чужой сайт и испортили чужую собственность. +статья за неправомерный доступ к компьютерной информации
            А так как вы все это делали с явным намерением испортить и навредить, то умысел доказывать проще.


            1. valemak
              06.05.2016 11:58
              -2

              С третьим пунктом автор действительно погорячился. Дефейс сайта — это уже за гранью этики программиста. даже если его кинули на деньги.

              Я описал свою ситуацию ниже, немного напоминающую пункт «Да не достанься же ты никому!». Если доступ к сайту был в своё время предоставлен, то это уже само по себе многих заказчиков останавливает от глупых решений. При этом программисту не нужно что-либо действительно размещать на сайте или намекать заказчику на возможность возмездия. Заказчики понимают что программист теоретически мог оставить где-то какую-то закладку и предпочитают не ссориться.


            1. 2Polyglot
              06.05.2016 12:15

              Согласен, гадости делать — это уже на свой страх и риск. В этом деле главное — не переусердствовать.


            1. Shifty_Fox
              06.05.2016 16:31
              +2

              Это не чужая собственность. Это чужой хостинг используется для размещения _моей_ интеллектуальной собственности — моего написанного кода\дизайна. Я вправе поступать с этими файлами как мне вздумается, я никому не передавал прав на использование этих файлов для личной выгоды. Доступ к хостингу я не взламывал — заказчик сам передал доступ.
              Конечно я так не делаю, и слава богу крайне редко нарываюсь на неблагоприятные случаи, однако если нет договора, и нужно доказывать еще что работу сделал сам, то заказчик так же ничем не защищен, если оставил доступы, т.к. ему также не доказать что испортил именно исполнитель, это переход на бытовой уровень, итальянская забастовка.


              1. Kyoki
                06.05.2016 17:06
                -3

                «Это не чужая собственность»
                Чужая

                «Это чужой хостинг используется для размещения _моей_ интеллектуальной собственности — моего написанного кода\дизайна.»
                А это сначала доказать

                «Я вправе поступать с этими файлами как мне вздумается, я никому не передавал прав на использование этих файлов для личной выгоды.»
                Пока это не нарушает права других. Вы не можете подойти и разбить машину даже, если она заехала на ваш участок.

                «Доступ к хостингу я не взламывал — заказчик сам передал доступ.»
                Доступ был передан, если вы докажите или заказчик согласится, но только на время выполнение работ. Дальше неправомерный доступ к компьютерной информации.

                Вот такие потом и ною, что суд плохой и получили они, а не кинувший заказчик.


                1. Shifty_Fox
                  06.05.2016 18:34
                  +2

                  Вы цитируете меня построчно, когда основной тезис содержался в последнем предложении:
                  «это переход на бытовой уровень, итальянская забастовка.»

                  Точно так же как мне надо доказывать, что код и собственность моя, так и заказчику придется доказывать, что напакостил я, а правильный дизайн и код вообще существовал. Причем, ему это сделать становится практически невозможно, так как «вычислением по IP» в небольших делах заниматься не станут. Кто знает, сколько еще там на хостинг доступ имеют, и мало-ли, конкуренты взломали и испортили сайт.
                  В переписке с заказчиком только не пишите о том что сделали, или при разговоре, которые могут записываться (но которые не смогут быть доказательством в суде, т.к. никто без уведомления не вправе записывать ваш голос, а уведомление что происходит запись обязана содержать сама запись, и не должно быть склеек).
                  Ну и насчет цитирования, чужая собственность — я не про хостинг, а про свои файлы, хостинг чужой, но впустили меня на него добровольно.
                  В целом до этого просто не нужно опускаться, ибо пусть заказчик ничего не докажет, но нервы, время и душевная карма куда дороже.


                  1. Kyoki
                    06.05.2016 22:23
                    -3

                    1. Логи есть у хостера, у вас был доступ на хостинг. Запрос от органов к провайдеру это не невозможно, а очень просто, особенно если нужна будет палка к концу месяца.

                    2. Если вы требуете денег, то либо вы сделали работу — значит от передали часть прав (по крайней мере на публикацию), т.е. это уже чужое; до вы делали это в рамках работы на заказчика, т.е. почти все права пренадлежат ему — зависит от юристов. Либо не сделали и тут можно хорошо развернутся, например, до мошеничества.

                    3. Про доброволно дали доступ уже отвечал: вам его дали на время работы. Раз вы сказали, что закончили, требуете оплаты и тем более утверждаете, что вам не оплатили, то значит работу закончили и дальше идет неправомерный доступ.


      1. impetus
        06.05.2016 11:57
        +1

        ст. 272-274 УК РФ
        Судя по всему вы их сильно недооцениваете.


        1. valemak
          06.05.2016 11:59

          Фрилансер может быть из другой страны и в этом случае уже не стоит переоценивать ст. 272-274 УК РФ.


  1. valemak
    06.05.2016 11:46

    Иногда ещё особенности заказов страхуют от неуплаты.

    У меня например работы всегда связаны с предоставлением мне доступов к сайту. Даже если после завершения сотрудничества все пароли изменены, заказчикам, я так предполагаю, стрёмно меня кидать. А вдруг я коварно какой-нибудь троян залил и смогу его активизировать в любой момент.

    Разумеется, никаких вредоносных скриптов я никогда «на всякий случай» не размещаю, просто у меня есть сама такая возможность. Заказчики это, скорее всего, осознают.


    1. 2Polyglot
      06.05.2016 12:27
      +1

      Хорошо Вам, но, к сожалению, не всем так везет. А вот для переводчиков, например, кроме как работу по частям отдавать — других вариантов и не вижу, как подстраховаться.


  1. etaradayko
    06.05.2016 13:06
    +2

    По большей части статья полная чушь. Даже принудительное взыскание задолженности считается минусом к Вашей репутации. Ну кроме поэтапной оплаты.
    Правило номер РАЗ: перед тем как начинать работать с кем-то оцените адекватность работодателя (чат, голос), отзывы о нем, его репутацию, когда он появился на рынке… если вы это сделаете то шансы на то, что Вас кинут будут минимильные. Максимум что было, это затягивали с оплатой однин раз месяца на полтора.
    А гадить человеку (компании) это последнее дело, кторое скорее всего отразится на вашей же репутации.
    Договор заключать на сумму менее 1000$ считаю, овчинка выделки не стоит.


    1. 2Polyglot
      06.05.2016 13:08

      Ну если Вы добрый, то можете спускать все на тормозах и не пытаться забрать свои деньги.


      1. etaradayko
        06.05.2016 16:23
        +1

        Я стараюсь быть разумным. Думаете меня не подмывало в лучшем случае удалить свое, а со злости и все остальное тоже. Но всеже разум восторжествовал и в итоге я получил свои деньги хоть и с опозданием. А так ничего бы не получил. Ругаться часто просто бесполезно, клиент уйдет в бесконечно глубокий игнор и вы его больше не увидите как и своих денег.


        1. 2Polyglot
          06.05.2016 16:33
          +1

          О, а как Вам удалось все-таки забрать свои деньги? Поделитесь опытом.


          1. etaradayko
            06.05.2016 18:18
            +2

            Ну это зависит от многих факторов.
            Фактор 1) Вы выполнили свою работу хорошо и в полном объеме
            фактор 2) Клиент в принципе адекватный человек, хотя и романтик как многие заказчики по всему миру
            фактор 3) У него небыло изначально цели вас кинуть, просто ему не хватает денег расплатиться прямо сейчас и в этот момент со всеми кого он нанял
            В таком случае он тянет резину и прячется в скайпе за невидимостью. Ваша цель методично но без излишней назойливости напоминать о себе раз или 2 в неделю даже если он не отвечает. Без грубости. Вы не должны настроить его против себя. Его совесть должна его заставить заплатить вам. А вы должны ее аккуратно простимулировать. Искусство переговоров — это не так просто. И вуаля вы получите свои деньги.
            Ну это мой конкретный случай. Ну после этого мы еще поработали с ним довольно успешно некоторое время.


    1. valemak
      06.05.2016 13:28

      Целиком согласен, это самый лучший совет.

      Наиболее эффективный способ добиться полной оплаты — отсеивание потенциально неадекватных и мутных заказчиков.
      Я всегда стараюсь свести предварительное обсуждение проекта к голосовому общению в скайпе. Если мне интуиция подсказывает, что не стоит брать проект, то вежливо отказываюсь.

      Ещё дополню — нужно общаться с клиентом уверенно, чётко обозначать свои условия, не стесняться предоплат и безопасных сделок. В общем показывать, что свои интересы знаете и кинуть вас будет непросто. Безусловно в паре «Клиент — Исполнитель» заказчик стоит чуточку выше (всё-так платит деньги он), однако нужно давать понять что вы уважаете не только его, но и себя. В этом случае мутные клиенты часто отсеиваются сами.


      1. 2Polyglot
        06.05.2016 13:37
        +1

        И действительно, лучше предотвратить, чем потом разгребать последствия.


        1. valemak
          06.05.2016 14:14

          Просто ещё программисты могут позволить себе перебирать проектами, так как работы больше, чем умеющих её качественно сделать.

          Ситуации с переводами не знаю. По-моему, там заказов существенно поменьше будет и от «неправильных клиентов» нос особо не поворотишь. Приходится работать с теми, кто есть.


  1. Varhal
    06.05.2016 14:27

    «Какой самый большой бич в работе фрилансеров и аутсорсинговых компаний? – Заказчик отказывается платить за выполненную работу. Хуже этой гнили быть ничего не может.»

    Есть другая сторона медали, когда после вы заказчик, фрилансер теряется после получения задатка. Или просто кормит вас завтраками и потом уже теряется. Как быть в такой ситуации?


    1. valemak
      06.05.2016 14:50

      Наилучший метод всё тот же — отсеивать подозрительных фрилансеров на ранней стадии, не доверять заказ абы кому. Ориентироваться на тех, чей отпечаток в Интернете максимально внушает доверия.

      Большинство нормальных фрилансеров стараются как можно подробнее офоормить свои профили на биржах.

      Если у фрилансера:

      — аккаунту на фриланс-бирже много лет;
      — аккаунт верифицированный;
      — в аккаунте много положительных отзывов;
      — у фрилансера есть сайт/блог;
      — фрилансер не боится публиковать ссылки на свои анкеты в социальных сетях;
      — и т.п.

      то чем больше подобных маркеров открытости/надёжности из этого списка (я не настаиваю что должно быть всё из перечисленного, но чем больше тем лучше), тем меньше вероятность что это кидала и мошенник. Хотя 100% вероятности, конечно, это не обеспечивает.

      Среднестатистический заказчик в отличие от среднестатистического фрилансера обычно не занимается своей репутацией в сети, он на это просто не тратит усилия. В частности, они редко заполняют подробно свои профили на фриланс-биржах. Поэтому выявлять неадекватов приходится, ориентируясь на манеру общения и прочие косвенные признаки.


  1. pisaka
    06.05.2016 16:18
    -1

    чем больше подобных маркеров открытости/надёжности из этого списка (я не настаиваю что должно быть всё из перечисленного, но чем больше тем лучше)

    Вопрос к читателям и комментаторам.
    А сколько времени Вы готовы потратить на поиски таких маркеров, упоминаний, контактов, отзывов и т.д., если у Вас заказ на $20?
    А если на $200?
    А на $2000?

    У кого какие временные рамки этой «страховки» и учёта затраченного своего времени на такие поиски?


    1. etaradayko
      06.05.2016 18:21
      +1

      за 20$ минут 10.
      за 200$ минут 30-90.
      за 3000$ дня 3 может неделю — оно того стоит на мой взгляд.


  1. truezemez
    06.05.2016 16:25
    +1


    1. 2Polyglot
      06.05.2016 16:36
      +1

      Exactly!)


  1. katangawise
    09.05.2016 18:02

    Делаю разные штуки на микроконтроллерах, компьютерах, распберри паях и т.д.
    Всегда встраиваю (или говорю, что встроил) отключение системы через неделю использования.
    Предупреждаю об этом заказчика.
    Пока проколов не было — все платили! :))


  1. alexhott
    09.05.2016 18:02

    Мне тоже не нравится версия с пакостями закзчику.
    Но иногда другого варианта нет. Тут я бы предложил классический государственный метод — закладки.
    Лично всего пару раз занимался фрилансом, но моя ситуция тут не в тему — я личо встречался с заказчиком и демонстрировал работу программы на железе, а передача проги только после оплаты.


  1. Kyoki
    06.05.2016 11:05
    +4

    «Угрожайте»
    И получите при грамотном подходе с той стороны, как минимум, дело по вымогательству и шантажу.

    «Да не достанься же ты никому!»
    Иск об ущербе самое малое, что получите.

    Очень хорошие советы…


    1. 2Polyglot
      06.05.2016 11:08
      -2

      Если угрожать физической расправой, то, безусловно, Вы правы. Но речь же не об этом. Если Вы сделали работу, то в праве её же удалить. Какой же тут ущерб?


      1. cib
        06.05.2016 11:44
        +6

        Вы же сами пишете — не удалить, а испортить, исказить. Сайт проктолога? Вы серьезно? Нарушив условия договора вы сами себя лишаете формального повода на юридическое решение вопроса. И иск о защите деловой репутации, а запросто и о возмещении ущерба (недополученная прибыль и всё такое), вам будет обеспечен.


        1. 2Polyglot
          06.05.2016 11:45

          Речь как раз о том, когда договора нет. Конечно, наличие договора все упрощает.


          1. Kyoki
            06.05.2016 11:48
            +2

            Раз договора нет, то вы залезли на чужой сайт и испортили чужую собственность. +статья за неправомерный доступ к компьютерной информации
            А так как вы все это делали с явным намерением испортить и навредить, то умысел доказывать проще.


            1. valemak
              06.05.2016 11:58
              -2

              С третьим пунктом автор действительно погорячился. Дефейс сайта — это уже за гранью этики программиста. даже если его кинули на деньги.

              Я описал свою ситуацию ниже, немного напоминающую пункт «Да не достанься же ты никому!». Если доступ к сайту был в своё время предоставлен, то это уже само по себе многих заказчиков останавливает от глупых решений. При этом программисту не нужно что-либо действительно размещать на сайте или намекать заказчику на возможность возмездия. Заказчики понимают что программист теоретически мог оставить где-то какую-то закладку и предпочитают не ссориться.


            1. 2Polyglot
              06.05.2016 12:15

              Согласен, гадости делать — это уже на свой страх и риск. В этом деле главное — не переусердствовать.


            1. Shifty_Fox
              06.05.2016 16:31
              +2

              Это не чужая собственность. Это чужой хостинг используется для размещения _моей_ интеллектуальной собственности — моего написанного кода\дизайна. Я вправе поступать с этими файлами как мне вздумается, я никому не передавал прав на использование этих файлов для личной выгоды. Доступ к хостингу я не взламывал — заказчик сам передал доступ.
              Конечно я так не делаю, и слава богу крайне редко нарываюсь на неблагоприятные случаи, однако если нет договора, и нужно доказывать еще что работу сделал сам, то заказчик так же ничем не защищен, если оставил доступы, т.к. ему также не доказать что испортил именно исполнитель, это переход на бытовой уровень, итальянская забастовка.


              1. Kyoki
                06.05.2016 17:06
                -3

                «Это не чужая собственность»
                Чужая

                «Это чужой хостинг используется для размещения _моей_ интеллектуальной собственности — моего написанного кода\дизайна.»
                А это сначала доказать

                «Я вправе поступать с этими файлами как мне вздумается, я никому не передавал прав на использование этих файлов для личной выгоды.»
                Пока это не нарушает права других. Вы не можете подойти и разбить машину даже, если она заехала на ваш участок.

                «Доступ к хостингу я не взламывал — заказчик сам передал доступ.»
                Доступ был передан, если вы докажите или заказчик согласится, но только на время выполнение работ. Дальше неправомерный доступ к компьютерной информации.

                Вот такие потом и ною, что суд плохой и получили они, а не кинувший заказчик.


                1. Shifty_Fox
                  06.05.2016 18:34
                  +2

                  Вы цитируете меня построчно, когда основной тезис содержался в последнем предложении:
                  «это переход на бытовой уровень, итальянская забастовка.»

                  Точно так же как мне надо доказывать, что код и собственность моя, так и заказчику придется доказывать, что напакостил я, а правильный дизайн и код вообще существовал. Причем, ему это сделать становится практически невозможно, так как «вычислением по IP» в небольших делах заниматься не станут. Кто знает, сколько еще там на хостинг доступ имеют, и мало-ли, конкуренты взломали и испортили сайт.
                  В переписке с заказчиком только не пишите о том что сделали, или при разговоре, которые могут записываться (но которые не смогут быть доказательством в суде, т.к. никто без уведомления не вправе записывать ваш голос, а уведомление что происходит запись обязана содержать сама запись, и не должно быть склеек).
                  Ну и насчет цитирования, чужая собственность — я не про хостинг, а про свои файлы, хостинг чужой, но впустили меня на него добровольно.
                  В целом до этого просто не нужно опускаться, ибо пусть заказчик ничего не докажет, но нервы, время и душевная карма куда дороже.


                  1. Kyoki
                    06.05.2016 22:23
                    -3

                    1. Логи есть у хостера, у вас был доступ на хостинг. Запрос от органов к провайдеру это не невозможно, а очень просто, особенно если нужна будет палка к концу месяца.

                    2. Если вы требуете денег, то либо вы сделали работу — значит от передали часть прав (по крайней мере на публикацию), т.е. это уже чужое; до вы делали это в рамках работы на заказчика, т.е. почти все права пренадлежат ему — зависит от юристов. Либо не сделали и тут можно хорошо развернутся, например, до мошеничества.

                    3. Про доброволно дали доступ уже отвечал: вам его дали на время работы. Раз вы сказали, что закончили, требуете оплаты и тем более утверждаете, что вам не оплатили, то значит работу закончили и дальше идет неправомерный доступ.


      1. impetus
        06.05.2016 11:57
        +1

        ст. 272-274 УК РФ
        Судя по всему вы их сильно недооцениваете.


        1. valemak
          06.05.2016 11:59

          Фрилансер может быть из другой страны и в этом случае уже не стоит переоценивать ст. 272-274 УК РФ.


  1. valemak
    06.05.2016 11:46

    Иногда ещё особенности заказов страхуют от неуплаты.

    У меня например работы всегда связаны с предоставлением мне доступов к сайту. Даже если после завершения сотрудничества все пароли изменены, заказчикам, я так предполагаю, стрёмно меня кидать. А вдруг я коварно какой-нибудь троян залил и смогу его активизировать в любой момент.

    Разумеется, никаких вредоносных скриптов я никогда «на всякий случай» не размещаю, просто у меня есть сама такая возможность. Заказчики это, скорее всего, осознают.


    1. 2Polyglot
      06.05.2016 12:27
      +1

      Хорошо Вам, но, к сожалению, не всем так везет. А вот для переводчиков, например, кроме как работу по частям отдавать — других вариантов и не вижу, как подстраховаться.


  1. etaradayko
    06.05.2016 13:06
    +2

    По большей части статья полная чушь. Даже принудительное взыскание задолженности считается минусом к Вашей репутации. Ну кроме поэтапной оплаты.
    Правило номер РАЗ: перед тем как начинать работать с кем-то оцените адекватность работодателя (чат, голос), отзывы о нем, его репутацию, когда он появился на рынке… если вы это сделаете то шансы на то, что Вас кинут будут минимильные. Максимум что было, это затягивали с оплатой однин раз месяца на полтора.
    А гадить человеку (компании) это последнее дело, кторое скорее всего отразится на вашей же репутации.
    Договор заключать на сумму менее 1000$ считаю, овчинка выделки не стоит.


    1. 2Polyglot
      06.05.2016 13:08

      Ну если Вы добрый, то можете спускать все на тормозах и не пытаться забрать свои деньги.


      1. etaradayko
        06.05.2016 16:23
        +1

        Я стараюсь быть разумным. Думаете меня не подмывало в лучшем случае удалить свое, а со злости и все остальное тоже. Но всеже разум восторжествовал и в итоге я получил свои деньги хоть и с опозданием. А так ничего бы не получил. Ругаться часто просто бесполезно, клиент уйдет в бесконечно глубокий игнор и вы его больше не увидите как и своих денег.


        1. 2Polyglot
          06.05.2016 16:33
          +1

          О, а как Вам удалось все-таки забрать свои деньги? Поделитесь опытом.


          1. etaradayko
            06.05.2016 18:18
            +2

            Ну это зависит от многих факторов.
            Фактор 1) Вы выполнили свою работу хорошо и в полном объеме
            фактор 2) Клиент в принципе адекватный человек, хотя и романтик как многие заказчики по всему миру
            фактор 3) У него небыло изначально цели вас кинуть, просто ему не хватает денег расплатиться прямо сейчас и в этот момент со всеми кого он нанял
            В таком случае он тянет резину и прячется в скайпе за невидимостью. Ваша цель методично но без излишней назойливости напоминать о себе раз или 2 в неделю даже если он не отвечает. Без грубости. Вы не должны настроить его против себя. Его совесть должна его заставить заплатить вам. А вы должны ее аккуратно простимулировать. Искусство переговоров — это не так просто. И вуаля вы получите свои деньги.
            Ну это мой конкретный случай. Ну после этого мы еще поработали с ним довольно успешно некоторое время.


    1. valemak
      06.05.2016 13:28

      Целиком согласен, это самый лучший совет.

      Наиболее эффективный способ добиться полной оплаты — отсеивание потенциально неадекватных и мутных заказчиков.
      Я всегда стараюсь свести предварительное обсуждение проекта к голосовому общению в скайпе. Если мне интуиция подсказывает, что не стоит брать проект, то вежливо отказываюсь.

      Ещё дополню — нужно общаться с клиентом уверенно, чётко обозначать свои условия, не стесняться предоплат и безопасных сделок. В общем показывать, что свои интересы знаете и кинуть вас будет непросто. Безусловно в паре «Клиент — Исполнитель» заказчик стоит чуточку выше (всё-так платит деньги он), однако нужно давать понять что вы уважаете не только его, но и себя. В этом случае мутные клиенты часто отсеиваются сами.


      1. 2Polyglot
        06.05.2016 13:37
        +1

        И действительно, лучше предотвратить, чем потом разгребать последствия.


        1. valemak
          06.05.2016 14:14

          Просто ещё программисты могут позволить себе перебирать проектами, так как работы больше, чем умеющих её качественно сделать.

          Ситуации с переводами не знаю. По-моему, там заказов существенно поменьше будет и от «неправильных клиентов» нос особо не поворотишь. Приходится работать с теми, кто есть.


  1. Varhal
    06.05.2016 14:27

    «Какой самый большой бич в работе фрилансеров и аутсорсинговых компаний? – Заказчик отказывается платить за выполненную работу. Хуже этой гнили быть ничего не может.»

    Есть другая сторона медали, когда после вы заказчик, фрилансер теряется после получения задатка. Или просто кормит вас завтраками и потом уже теряется. Как быть в такой ситуации?


    1. valemak
      06.05.2016 14:50

      Наилучший метод всё тот же — отсеивать подозрительных фрилансеров на ранней стадии, не доверять заказ абы кому. Ориентироваться на тех, чей отпечаток в Интернете максимально внушает доверия.

      Большинство нормальных фрилансеров стараются как можно подробнее офоормить свои профили на биржах.

      Если у фрилансера:

      — аккаунту на фриланс-бирже много лет;
      — аккаунт верифицированный;
      — в аккаунте много положительных отзывов;
      — у фрилансера есть сайт/блог;
      — фрилансер не боится публиковать ссылки на свои анкеты в социальных сетях;
      — и т.п.

      то чем больше подобных маркеров открытости/надёжности из этого списка (я не настаиваю что должно быть всё из перечисленного, но чем больше тем лучше), тем меньше вероятность что это кидала и мошенник. Хотя 100% вероятности, конечно, это не обеспечивает.

      Среднестатистический заказчик в отличие от среднестатистического фрилансера обычно не занимается своей репутацией в сети, он на это просто не тратит усилия. В частности, они редко заполняют подробно свои профили на фриланс-биржах. Поэтому выявлять неадекватов приходится, ориентируясь на манеру общения и прочие косвенные признаки.


  1. pisaka
    06.05.2016 16:18
    -1

    чем больше подобных маркеров открытости/надёжности из этого списка (я не настаиваю что должно быть всё из перечисленного, но чем больше тем лучше)

    Вопрос к читателям и комментаторам.
    А сколько времени Вы готовы потратить на поиски таких маркеров, упоминаний, контактов, отзывов и т.д., если у Вас заказ на $20?
    А если на $200?
    А на $2000?

    У кого какие временные рамки этой «страховки» и учёта затраченного своего времени на такие поиски?


    1. etaradayko
      06.05.2016 18:21
      +1

      за 20$ минут 10.
      за 200$ минут 30-90.
      за 3000$ дня 3 может неделю — оно того стоит на мой взгляд.


  1. truezemez
    06.05.2016 16:25
    +1


    1. 2Polyglot
      06.05.2016 16:36
      +1

      Exactly!)


  1. katangawise
    09.05.2016 18:02

    Делаю разные штуки на микроконтроллерах, компьютерах, распберри паях и т.д.
    Всегда встраиваю (или говорю, что встроил) отключение системы через неделю использования.
    Предупреждаю об этом заказчика.
    Пока проколов не было — все платили! :))


  1. alexhott
    09.05.2016 18:02

    Мне тоже не нравится версия с пакостями закзчику.
    Но иногда другого варианта нет. Тут я бы предложил классический государственный метод — закладки.
    Лично всего пару раз занимался фрилансом, но моя ситуция тут не в тему — я личо встречался с заказчиком и демонстрировал работу программы на железе, а передача проги только после оплаты.