Привет, мы Александр Брайловский, владелец сети кафе «Рецептор» и Павел Смирнов, наш IT Директор. Сейчас у нас 4 заведения в Москве, последние два открывались уже в самое пекло кризиса. Мы стартовали и развиваемся на свои деньги. Поскольку получается расти по всем финансовым и операционным параметрам даже в вышеупомянутом пекле кризиса, мы смотрим в будущее с оптимизмом. Наша цель — 100 ресторанов через 5 лет (и собственных, и открытых по нашей франшизе).


Нашему скромному, но с какой-то стороны и весьма впечатляющему успеху мы во многом обязаны ERP-системе собственной разработки.
О ней сегодня мы хотим немного рассказать.

Решаем реальные проблемы рестораторов


Хоть глядя снаружи на тёплую и ламповую атмосферу «Рецепторов» этого и не скажешь, но мы максимально опираемся на IT и автоматизацию. Сделали ставку на это с самого начала, поэтому сейчас у нас 6 программистов работают над RGlobal — SaaS-системой для управления ресторанами. В отличие от многих подобных решений, наше зародилось и выросло не в воспаленном стартаперском сознании, а в реальном ресторане. Поэтому оно решает настоящие повседневные проблемы, а не выдуманные. И делает это так, как удобно ресторатору, а не программисту, стартаперу, дизайнеру интерфейсов или кому-либо еще. RGlobal находится в стадии разработки, но уже внедрена во всех ресторанах сети «Рецептор».

image

Мы сделаем эту платформу частью франшизы «Рецептора», так что покупатели будут получать очень серьёзное конкурентное преимущество. Это не нечто гениальное и переворачивающее отрасль, а просто продукт, который работает, обкатывается и действительно помогает нам управлять четырьмя ресторанами.

Так как ресторанные системы автоматизации выполняют практически одну и туже роль и имеют довольно-таки устоявшийся набор фич, то не буду повторяться и просто опишу отличия системы RGlobal от всех остальных.

Мультенантность на уровне базы данных


Бэкенд построен на Ruby on Rails, основная особенность — поддержка мультитенантности на уровне базы данных. Тенант в нашем случае — это не изолированный ресторан, а предприятие, имеющее сеть ресторанов. Пользователи на одной странице могут увидеть и сравнить различные показатели заведений в реальном времени. Также существует возможность привязать пользователя к разным тенантам, переключение между ними происходит в два клика мышкой.

Управление персоналом


Помимо банальных функций для хранения информации о персонале, приёме на работу, перемещений, изменений ставок и штатных расписаний, в разделе управления персоналом есть два очень интересных модуля. 

Тестирование персонала
Кадровики на сайте забивают различные виды вопросов для тестов по разным тематикам: корпоративная культура, мнемотехника, идеальный сервис, знание меню, стандарты кухни и др. Тестируемые могут не только проходить элективные тесты с выбором вариантов, но и писать свои ответы. Во втором случае используется распознавание рукописных символов, поскольку не все сотрудники могут владеть печатью на клавиатуре. Система дает уверенность в том, что все сотрудники владеют всей нужной информацией для работы в единой команде «Рецептора». 

Система чекинов
Полезная штука, которая избавляет менеджмент от подсчета отработанных смен сотрудников и зарплат. Для разработки этого модуля понадобилось получение аккаунта Apple Developer Enterprise, с помощью которого мы смогли опубликовать приложение для iPad’ов, находящихся в каждом ресторане. По приходу или уходу каждый сотрудник вводит свой персональный код, после которого происходит фотографирование лица фронтальной камерой и фиксирование времени. Это всё отправляется на сервер через API, сравнивается со штатным расписанием данного сотрудника, высчитываются опоздания, переработки, происходят соответствующие начисления или списания. При возникновении вопросов о неучтенных сменах достаточно показать сотруднику штатное расписание, в котором будут отображены все его чекины. Такой учёт намного более устойчив против особо хитрых сотрудников, нежели стандартная система учета времени по пропускной системе.


Номенклатура


Основа основ в автоматизации ресторанного бизнеса — это номенклатура, и над ней мы поработали очень хорошо. Как «Рецептор» гордится технологическим процессом приготовления блюд, так и IT-отдел гордится системой технологических карт. Для наглядного отображения полуфабрикатов и ингредиентов мы разработали свою многоуровневую древовидную подсистему. Там же отображаются ингредиенты, из которых состоят полуфабрикаты, которые также могут состоять из ингредиентов и полуфабрикатов. Есть также видеотехнологические карты, по которым сотрудники кухни обучаются процессу готовки блюд.

Складские операции


При разработке облачной системы складирования нам удалось преодолеть необходимость хранить и обрабатывать огромные объёмы информации. Вот пример: имеется порядка 1000 заказываемых товаров для приготовления блюд, у которых есть своя стоимость для каждой партии и срок годности. Если хранить информацию на каждый день по каждому складу ресторана для каждого тенанта, то из расчёта 100 тенантов * 10 ресторанов * 1000 номенклатур * 365 дней * 5 лет = 1 825 000 000 записей. Данную проблему решили упаковкой всей информации в одну JSON-запись в день для каждого склада, что уменьшает количество записей в 1 000 000 раз.

В системе есть элементы real-time: например, при продаже блюд через POS-терминал идет обращение к API RGlobal, через который списываются нужные продукты, что дает реальную картину склада в любой момент времени.

Звонки (интеграция с «Аллокой»)


RGlobal интегрирован с сервисом колл-трекинга «Аллока». В рестораны очень часто звонят, так что собственник может как проверить быстроту ответов (и то, что трубку вообще берут), так и послушать записи разговоров.


Учет финансов


Удобный финансовый учет. Удобно, что все видно в одном интерфейсе, можно легко сравнивать показатели разных ресторанов — и даже сотрудников. Можно смотреть конкретные чеки, средние чеки официантов… В общем, мы очень сильно заморочены на аналитике, так что в RGlobal куча всяких отчетов, раскрывающих показатели бизнеса очень подробно.


Микроучет всех транзакций


Информация по продажам — виден каждый официант, каждый столик, каждый чек


Любимый график :-)


Real-time статистика по работе официантов


Можно даже посмотреть на пайчарте, какие блюда наиболее успешно продает официант

Вывод


Если бы вы видели с чего мы начинали (таблички в Excel и адский Filemaker), то оценили бы наш прогресс. Нам самим RGlobal очень нравится, хотя многие вещи, конечно, просто еще не готовы или не работают так, как надо. Но система развивается вместе с нашими ресторанами и подстраивается под менеджмент, который мы внедряем и культивируем. Если вы тоже работаете над подобными системами или просто интересуетесь современными ресторанными франшизами с сильной IT-составляющей, то буду рад ответить на ваши вопросы. И всех приглашаю в «Рецептор» :)

Комментарии (33)


  1. aronsky
    13.05.2016 15:00
    +1

    А можно подробнее — какие из существующих ERP систем вы пробовали (кроме Excel и Filemaker) и почему они вам не подошли?


    1. Smirninini
      13.05.2016 18:03

      Использовали rKeeper, потом пробовали везде перейти на собственную систему написанную на FileMaker.


    1. Smirninini
      13.05.2016 18:07

      Использовали rKeeper, потом пробовали везде перейти на собственную систему написанную на FileMaker.
      rkeeper не так функционален, нам хотелось облачных вычислений.
      FileMaker честно говоря, хорошая штука, но для малых проектов, БД и Интерфейсы и Настройки все в одном пакете, но как, что происходит внутри непонятно, в связи с чем трудности разработки драйверов для ФР, и интеграций с прочими сервисами. Про асинхронность вообще молчу. Ограниченный функционал поставляемый в коробке, все остальное через самодельные плагины на Java.


      1. Unit99
        16.05.2016 20:28

        >rkeeper не так функционален
        Да он перегружен и многие бухи с манагерами уже с трудом его осиливают, если речь идет про RK7. Руководство пользователя на 700 страниц по RK7 и 400+ SH4.


        1. Smirninini
          16.05.2016 20:41

          Соглашусь с вами, что перегруженность информации и интерфейса плохо сказывается на использовании!
          Мы очень сосредоточены на качестве нашего продукта, а также его гибкости. Но не смотря на то, что можно создавать кучу параметров для всех процессов, мы всячески избегаем этого, делая интерфейс простым и интуитивным, выявляя полезные фичи и не используемые. Если что-то не зашло, мы это не оставляем, а смело избавляемся. А также на протяжении поддержки уже введенных в эксплуатацию модулей мы постоянно что-то рефакторим, постоянно меняем и получаем обратную связь, делая все проще, лучше и полезнее. Прислушиваемся к мнению и идеям как и пользователей, так и разработчиков и всех остальных принимающих участие в жизни нашего растущего коллектива. И спасибо за ваши комментарии!


  1. timsoid
    13.05.2016 15:48

    Как связь с ЕГАИС?


    1. Smirninini
      13.05.2016 18:08

      В планах, будем делать, не дошли еще ручки)


  1. LisinA
    13.05.2016 16:03

    Что нужно для внедрения такой системы (материально техническое обеспечение), как расчитывается стоимость внедрения (по каким параметрам). Сколько стоит сопровождение и обслуживание такой системы?


    1. Smirninini
      13.05.2016 18:22

      Для внедрения такой системы, нам достаточно зарегистрировать вашу компанию в системе и вам придет приглашение на почту, где вы сможете пройти регистрацию до конца и указать себе пароль. После вы можете создавать и управлять ресторанами, пользователями, номенклатурой, складами и прочими плюшками.
      И соответственно потребуется установить клиенты для POS терминалов (на данный момент поддерживается только Windows) и один агент в котором нужно указать выданный вам авторизационный ключ(токен), общающийся с нашим сервером через API и передающий все данные продаж при наличии интернета.
      Все, что вам потребуется наличие терминалов с Виндой на борту. Это SaaS приложение, соответственно если мы решим предоставить наши услуги, то это будет подписка на сервис за промежуток времени.


    1. Smirninini
      13.05.2016 18:34

      Сопровождение системы нам дается легкой кровью благодаря инновационным подходам к получению обратной связи и распределением задач. Один человек может спокойно сопровождать и обслуживать систему на данный момент. Другое дело вопрос разработки, и мы все еще находимся в агрессивной стадии разработки, в которой находится 5 человек.


  1. fullsize
    13.05.2016 16:24

    Нашей гостинице тоже нужен мозг!
    Поддерживаю вопрос про интеграцию с ЕГАИС и дополняю вопросом про интеграцию с 1С
    И можно ли протестировать в живую сие?


    1. Smirninini
      13.05.2016 18:39

      Многим нужен мозг) Интеграции — это наша мечта до них добраться и мы в скором времени будем их делать. Архитектура приложения строится исходя из масштабируемости, адаптированности, и возможности интеграций со всеми интересующими нас вопросами.


    1. Smirninini
      13.05.2016 18:54

      Доступ пока не предоставляем, а в гости к нам можете приехать всегда, расскажем, покажем! Велком, будем рады!


  1. zuzuzu
    13.05.2016 17:13

    UCS в шоке!


    1. Smirninini
      13.05.2016 18:53

      Еще не раз будут!


  1. K0styan
    13.05.2016 18:04

    Давид Ян тоже сначала клуб открыл. А потом как-то ненавязчиво iiko появилось :)


    1. Smirninini
      13.05.2016 18:53

      Когда, есть где тестировать продукт, он растет очень быстро. У нас сейчас 4 ресторана и управляем ими из одного аккаунта. Без этого уже не можем представить нашу работу. А идей уже на 10 листов, и появляются каждый день. И очень приятно ненароком услышать от официантов, что стало гораздо удобнее работать с системой. :)


  1. xycainoff
    13.05.2016 18:39

    Сравнивали с iiko?


    1. Smirninini
      13.05.2016 18:44

      Да, iiko же нас и мотивирует много делать работы. Только мы на тонком клиенте и делаем управление простым, удобным и интуитивным, и у нас будет не такой зоопарк интеграций и мы сосредоточены на облаке.


      1. xycainoff
        13.05.2016 18:46

        где можно следить за вашим проектом?


        1. Smirninini
          13.05.2016 18:58

          Вы можете следить за нами на http://receptorlife.ru. Это наш блог о нашей сети. Также надеюсь я буду публиковать нашу историю, результаты и исследования здесь. Спасибо, что проявляете интерес!))


  1. alexmikh
    13.05.2016 20:56

    А сколько времени длилась разработка до первого внедрения?
    Сколько уже времени проекту?


    1. Smirninini
      13.05.2016 21:05

      В марте-апреле 2015 начали делать первую архитектуру, а первая рабочая смена ресторана в нашей бд датирована 9 июля.


  1. alexmikh
    13.05.2016 21:06

    А какие использованны технологии, если не секрет?
    У Вас снутрення команда или подряд?


    1. Smirninini
      13.05.2016 21:28

      Команда внутренняя, супер умы, команду очень ценим и любим!
      Из основного вот это:
      Бэк: nginx, ruby on rails, puma, redis, postgresql, sidekiq, mailgun, iqsms, devise, cancancan, milia…
      Фронт: bootstrap, backbone, ember, haml, jquery…
      Остальное: git, newrelic, logentries, jira, trello, omniplan, moqups, lucid, uml иногда, ну и все это замыкается на lita с ботиками:)


    1. Smirninini
      13.05.2016 21:33

      забыл упомянуть swift для ios и delphi для windows


  1. Palomnik
    14.05.2016 00:15

    Понимаю, что не в тему статьи, но зато в тему ресторана :)

    Я посмотрел фотографии на вашей странице (сам ресторан никогда не видел, так что могу быть не прав), похоже у вас почти нет мест где два человека могут сесть обнявшись. Вечная проблема ресторанов, ей богу, нам с девушкой сложно уже выбрать куда пойти :)

    Просто обратите внимание на еще такой вариант. Двухместные кресла как у вас на второй картинке в статье — самое то (подскажите по какому адресу, мы заглянем)


    1. Smirninini
      16.05.2016 19:57

      На фотографии изображён наш ресторан, находящийся на Бол. Никитская 22/2. С радостью ждем вас в гости! Также вы можете на сайте cafereceptor.ru ознакомиться с другими нашими ресторанами и забронировать столик)


  1. blackkola
    16.05.2016 19:55

    Что есть у вас такого, чего нет в iiko, кроме использования камер для учета времени?


    1. Smirninini
      16.05.2016 20:20

      Если сравнивать функционал, то конечно же, мы еще уступаем iiko. Но на мой взгляд все системы автоматизации ресторанного бизнеса достаточно примитивны и имеют схожий функционал, и я не могу честно рассказать, что именно есть у нас и чего нет у iiko, так как в подробностях не знаком со всем функционалом iiko. Признаюсь, что мы заглядываем иногда в документацию iiko и rkeeper, чтобы подчерпнуть для себя, что-то уже устоявшееся или удостовериться в качестве нашего продукта, опираясь на собственные разработки. И в первую очередь я хотел бы обратить ваше внимание не на обширность функционала в текущей версии системы, а построение архитектуры и все потенциальные возможности данного подхода.
      Если не брать в расчет разработку клиентских приложений для POS терминалов, то:
      1) Мы сосредоточены на бэкенде в облаке, без промежуточных серверов, которые нужно устанавливать в каждый ресторан.
      2) Мы веб-сервак, что дает нам возможность, изобретать API, webhooks, и нам не тяжело поддерживать кроссплатформенность, в связи с тем, что все использование происходит через браузер.
      3) Изначально наша архитектура сводится к работе компании управляющей несколькими ресторанами, а не изолированность каждого ресторана, что дает нам гораздо больше интересных метрик и показателей, что как раз дает нам еще больше интересных фич)


      1. blackkola
        16.05.2016 21:51

        1)iiko предоставляет возможность разместить сервер в облаке с полным функционалом.
        2)Какую выгоду дает кроссплатформенность для ресторанного бизнеса, если не секрет?
        3)В iiko реализовали возможность управления сетью ресторанов, причем у них это сделано очень неплохо.
        Я не критикую, просто хочется понять плюсы вашей разработки по сравнению с конкурентами и насколько это более выгодно с финансовой точки зрения. Достаточно давно работаю в ИТ в ресторанном бизнесе, новые продукты очень большая редкость в этой сфере.


        1. Smirninini
          16.05.2016 23:13

          Спасибо за ваши вопросы, они очень интересны и я тоже хочу обратить внимание, что мы никак не против iiko, а всего лишь хотим представить наше решение в качестве альтернативы, ну и быть конечно же лучше)) Буду отвечать по порядку:
          1) iiko предоставляет, а у нас уже все развернуто и настроено. Всё, что нужно — это зарегистрироваться в нашей системе. Нам не нужны специалисты для установки и настройки программного обеспечения. А чтобы изменить архитектуру или важные элементы нашей экосистемы, нам не потребуется всех умолять обновить по или сопровождать версионность продуктов (кроме версионности апи разумеется).
          2) Возможность управлять ресторанами из любого устройства, телефон, планшет… и с любого места без установки специализированного по. Сравнивать показатели ресторанов/открытых смен и все-конечно же риал-тайм. Но и в тоже время никто нам не запрещает выпускать приложения для устройств общающихся через API сервис. Также мы всегда может открыть свое api для общества.
          3) iiko обладает бесспорно широким функционалом и интегрирован со множеством различных сервисов. Насколько это сделано неплохо у них, конечно решать вам. Но с моей точки зрения, так как мы с этого начали, то в этом мы преуспеваем. Я не анализировал плотно насколько хорошо устроена в iiko архитектура. В нашей системе есть общие таблицы для ресторанов, различные методы для моделей осуществляющие такие операции как, финансы, операции связанные с персоналом, которые перемещаются между ресторанами, перемещение между складами различных ресторанов. Хотелось бы дополнить это тем, что в случае успешного роста нашего продукта, перед нами открываются огромные возможности предоставления средних и других показателей среди всех ресторанов подключенных к нашей системе, по регионам, по поставщикам, анализу закупок и прочее.
          Наша первоочередная цель сделать надежную масштабируемую инфраструктуру, покрыть ее тестами и выпускать обновления и новые фичи как можно чаще за короткий промежуток времени, не ежемесячно, а ежедневно и еще чаще.
          Если немного отойти от разговора, то для меня это как взять любую существующую CRM в оболочке толстого клиента и потом попробовать в использовании облачную AmoCRM, которая проста как 2 пальца, постоянно развивающаяся и обновляющаяся, в большинстве случаев не требующая обучения пользователей и поддержки техническими специалистами, не смотря на функциональную схожесть всех CRM. Так и мы, нацелены на простоту и удобство, но с мощным сердцем и движком внутри, и возможностью радовать конечных пользователей ежедневно.
          Если брать в расчет сложность и стоимость обслуживания по сравнению с iiko, то нам не нужно развертывать отдельную бд для компаний или плодить экземпляры веб приложений под разных тенантов, мы следим только за нагрузкой http запросов к одному серверу, учитывая, что наибольшую нагрузку создают POS терминалы, но даже для одного ресторана с плотным приходом гостей в течение дня это копеечная нагрузка. Из чего следует, что большая часть нашего времени нашей команды проходит в улучшении и разработке сервиса, не тратя большую часть ресурсов на обслуживание системы. Также при пользовании системой пользователями, любой случившейся эксепшен моментально попадает нам в багтрекинговую систему сообщая всю информацию о файлах, коде и передаваемых параметрах, где произошла ошибка, с помощью чего разработчики также моментально устраняют выявившиеся проблемы и пользуются возможностью покрыть тестами выявленные места.


  1. Unit99
    17.05.2016 20:27

    Что-то уж ооочень сильно на Quick Resto похоже. Я бы даже сказал как брат-близнец.