Речь пойдет о «переделке существующих сайтов с нуля», т.к. руководители компаний, у которых ресурс уже не первый, где-то в голове держат мысли о последующем продвижении, и стараются учесть это в процессе редизайна.
Давайте вспомним, когда возникает мысль о том, что сайт нужно срочно переделать? Когда в компанию приходит новый сотрудник (менеджер) с горящим взором и желанием свернуть горы.
Аргументы для того, чтобы переделать сайт, обычно выражены не здравым смыслом и цифрами, а эмоциями: «некрасивый», «несовременный», «так уже никто не делает». И ни слова о тех, для кого он (веб-ресурс) предназначен.
В итоге получается то же самое, что было, но в другом цвете, а иногда еще хуже – с новым хвостом ошибок и старыми материалами, которые в новый дизайн ну никак не вписываются.
В большинстве случаев идеи для нового сайта даже не переносятся на бумагу и «генерятся» уже на встрече в студии, ведь профессионалы из веб-студии на 200% знают, что именно нужно делать и должны все ловить «на лету» за условные ХХ ХХХ рублей. Знают, но свою часть работы, т.к. только владельцы бизнеса понимают, кто их покупатель и какая информация ему нужна в первую очередь. Если кто-то и будет за вас думать, то совсем за другие деньги.
Другой распространенный вариант: скопируйте мне сайт моих конкурентов, но в другой «обложке».
Нужно понимать, что создание любого продукта, это прежде всего, мыслительный процесс, в результате которого получается что-то законченное. И без осознания, почему все сделано именно так, продукт уподобляется «китайцу», который внешне похож на оригинал, но работает совсем не так и ломается в самый неудобный момент.
То есть в большинстве случаев модернизация сайта проводится на эмоциях. На самом деле, существенных поводов для переделки всего два:
Так вот, если ваш сайт не приспособлен удовлетворять интересы посетителей или дает ложные представления о вашем предприятии, он умирает. А за ним и компании недалеко.
Поэтому оставим в стороне на время мозговой штурм и потоки креатива. Для начала ответим на вопрос: как понять интересы покупателей в быстро меняющемся мире?
Проводить опросы своих клиентов – процесс очень долгий, и не всегда полученная информация достоверна. Не потому, что вас очень хотят обмануть, а даже наоборот – стесняются обидеть. Кроме того, не всегда понятно, какого объема информации достаточно, чтобы удовлетворить интерес покупателя.
Поэтому для анализа лучше использовать бездушные сервисы статистики поисковых запросов:
Несмотря на то, что подобных инструментов великое множество, этих двух будет вполне достаточно для решения наших задач.
Чтобы исследование было глубоким, нужно составить полный список фраз, которые описывают вашу сферу бизнеса.
Для примера возьмем аналитику по одному из моих клиентов, который производит дома из клееного бруса.
Список для ввода в строку сервиса поисковых запросов может выглядеть вот так:
Но для детального анализа я решил изучить всю нишу и проводил исследование по всем фразам, которые касаются клееного бруса.
*Число показов в месяц для фразы «клееный брус» – это сумма показов результатов выдачи по всем фразам, содержащим эту фразу, т.е. и «клееный брус цена» и «клееный брус под ключ» и все остальные.
При анализе ниши можно выявить отдельные фразы и слова, которые представляют для пользователей поисковика основной интерес. В нашем примере это «цена», «под ключ», «проекты».
Нелишним будет обратить внимание на правую колонку. Это фразы, которые вводились пользователями, искавшими информацию по клееному брусу.
Исходя из этих «маркеров» можно создать структуру разделов вашего сайта. Здесь есть один важный момент. Объем материала, который вы отводите той или иной теме, должен зависеть от популярности поискового запроса.
Например, для проектов домов можно выделить целый раздел с десятками вариантов построек, для отзывов – несколько страничек, а для списка плюсов и минусов вполне достаточно упоминания на одной из страниц сайта:
Бывает, находятся интересные фразы, о которых сам бы никто не додумался.
Например:
В итоге у нас получилась вот такая структура сайта (мы дополнили аналитику поисковых фраз информацией о компании):
Левое меню
Верхнее меню
После того, как структура готова, нужно готовить материалы, которые вы планируете в них разместить. В противном случае, исследование будет бесполезным, а большая часть ваших страниц так и останется «на этапе заполнения».
Помните, что с готовыми материалами проще будет и вам и разработчикам и особенно дизайнерам, которые часто вынуждены вставлять на страницах «lorem ipsum» вместо реальных текстов и фотографий. Это приводит к тому, что после заполнения подготовленных макетов вашей информацией дизайн разваливается на кусочки.
Региональная популярность. Не секрет, что в разных городах России спрос на ту или иную информацию различается. В целом по всем регионам Яндекс принимает популярность фразы за 100%. Если в каком-либо регионе спрос выше, соответственно, и процент выше.
Как это можно использовать? Например, в тех случаях, когда вы решаете в каких городах нужно открывать представительства или более агрессивно давать рекламу.
Сезонность. Эти данные можно использовать для определения даты запуска нового сайта или старта рекламной кампании (на дате точки перелома спроса от минимального к максимальному).
Вот теперь можно идти в веб-студию с аргументами и статистикой на руках.
Что советую захватить с собой:
Все это позволит общаться с разработчикам на их языке и значительно упростит совместную работу.
P.S. При чем тут продвижение и задача про курицу и яйцо?
Все очень просто. Выполнив все рекомендации, вы еще до получения готового сайта так или иначе начнете продвижение своей компании в интернете. Поэтому задача про яйцо и курицу решится сама собой.
Подобная аналитика занимает 3-4 часа и не требует специальных знаний. Опыт реализованных удачных проектов показывает, что выполнение этого простого анализа экономит до 6 месяцев времени на запуск сайта и столько же – на его эффективное продвижение + снижает затраты на все минимум в 2 раза.
С чего все начинается и чем заканчивается?
Давайте вспомним, когда возникает мысль о том, что сайт нужно срочно переделать? Когда в компанию приходит новый сотрудник (менеджер) с горящим взором и желанием свернуть горы.
Аргументы для того, чтобы переделать сайт, обычно выражены не здравым смыслом и цифрами, а эмоциями: «некрасивый», «несовременный», «так уже никто не делает». И ни слова о тех, для кого он (веб-ресурс) предназначен.
В итоге получается то же самое, что было, но в другом цвете, а иногда еще хуже – с новым хвостом ошибок и старыми материалами, которые в новый дизайн ну никак не вписываются.
В большинстве случаев идеи для нового сайта даже не переносятся на бумагу и «генерятся» уже на встрече в студии, ведь профессионалы из веб-студии на 200% знают, что именно нужно делать и должны все ловить «на лету» за условные ХХ ХХХ рублей. Знают, но свою часть работы, т.к. только владельцы бизнеса понимают, кто их покупатель и какая информация ему нужна в первую очередь. Если кто-то и будет за вас думать, то совсем за другие деньги.
Другой распространенный вариант: скопируйте мне сайт моих конкурентов, но в другой «обложке».
Нужно понимать, что создание любого продукта, это прежде всего, мыслительный процесс, в результате которого получается что-то законченное. И без осознания, почему все сделано именно так, продукт уподобляется «китайцу», который внешне похож на оригинал, но работает совсем не так и ломается в самый неудобный момент.
То есть в большинстве случаев модернизация сайта проводится на эмоциях. На самом деле, существенных поводов для переделки всего два:
- Сайт совершенно искажает реальный образ компании, т.к. на момент его создания предприятие было совершенно иным. И речь тут вовсе не о красоте или современных технологиях, а об актуальности и достоверности информации. Сколько раз я сталкивался с тем, что серьезная компания с отличной репутацией представляет себя в интернете просто ужасно и не стесняется давать ссылки на свой сайт в профессиональных статьях, которые выглядят очень достойно.
- Главная задача редизайна «по Дарвину», о которой мало кто думает: выживает не тот, кто красивее, современнее или умнее, а тот, кто умеет приспосабливаться.
Так вот, если ваш сайт не приспособлен удовлетворять интересы посетителей или дает ложные представления о вашем предприятии, он умирает. А за ним и компании недалеко.
Поэтому оставим в стороне на время мозговой штурм и потоки креатива. Для начала ответим на вопрос: как понять интересы покупателей в быстро меняющемся мире?
Исследуем интересы
Проводить опросы своих клиентов – процесс очень долгий, и не всегда полученная информация достоверна. Не потому, что вас очень хотят обмануть, а даже наоборот – стесняются обидеть. Кроме того, не всегда понятно, какого объема информации достаточно, чтобы удовлетворить интерес покупателя.
Поэтому для анализа лучше использовать бездушные сервисы статистики поисковых запросов:
- Google: http://adwords.google.ru/KeywordPlanner
- Яндекс: https://wordstat.yandex.ru/
Несмотря на то, что подобных инструментов великое множество, этих двух будет вполне достаточно для решения наших задач.
Чтобы исследование было глубоким, нужно составить полный список фраз, которые описывают вашу сферу бизнеса.
Для примера возьмем аналитику по одному из моих клиентов, который производит дома из клееного бруса.
Список для ввода в строку сервиса поисковых запросов может выглядеть вот так:
- дома из клееного бруса
- бани из клееного бруса
- производство клееного бруса
- и т.п.
Но для детального анализа я решил изучить всю нишу и проводил исследование по всем фразам, которые касаются клееного бруса.
*Число показов в месяц для фразы «клееный брус» – это сумма показов результатов выдачи по всем фразам, содержащим эту фразу, т.е. и «клееный брус цена» и «клееный брус под ключ» и все остальные.
При анализе ниши можно выявить отдельные фразы и слова, которые представляют для пользователей поисковика основной интерес. В нашем примере это «цена», «под ключ», «проекты».
Нелишним будет обратить внимание на правую колонку. Это фразы, которые вводились пользователями, искавшими информацию по клееному брусу.
Исходя из этих «маркеров» можно создать структуру разделов вашего сайта. Здесь есть один важный момент. Объем материала, который вы отводите той или иной теме, должен зависеть от популярности поискового запроса.
Например, для проектов домов можно выделить целый раздел с десятками вариантов построек, для отзывов – несколько страничек, а для списка плюсов и минусов вполне достаточно упоминания на одной из страниц сайта:
Бывает, находятся интересные фразы, о которых сам бы никто не додумался.
Например:
- для данного проекта мы обнаружили небольшой спрос на гостиницы и поселки из клееного бруса и решили создать для них отдельную рубрику на сайте.
- На сайте для каждого проекта указана площадь, но статистика показывает, что люди при поиске указывают периметр (6?9 м, 10?15 м и т.д.) исходя из размеров своего участка и это для них важнее.
Пример готовой структуры
В итоге у нас получилась вот такая структура сайта (мы дополнили аналитику поисковых фраз информацией о компании):
Левое меню
- Дома
- Гостиницы и турбазы
- Бани
- Летние домики
- Беседки и гриль-домики
- Специальные предложения
- Построенные дома
- Лестницы и окна
Верхнее меню
- Цены
- Комплект поставки
- Производство (+и галерея производства)
- Строительство
- Отзывы
- О клееном брусе (статьи)
- О нас
- Контакты
После того, как структура готова, нужно готовить материалы, которые вы планируете в них разместить. В противном случае, исследование будет бесполезным, а большая часть ваших страниц так и останется «на этапе заполнения».
Помните, что с готовыми материалами проще будет и вам и разработчикам и особенно дизайнерам, которые часто вынуждены вставлять на страницах «lorem ipsum» вместо реальных текстов и фотографий. Это приводит к тому, что после заполнения подготовленных макетов вашей информацией дизайн разваливается на кусочки.
Что еще можно получить из статистики
Региональная популярность. Не секрет, что в разных городах России спрос на ту или иную информацию различается. В целом по всем регионам Яндекс принимает популярность фразы за 100%. Если в каком-либо регионе спрос выше, соответственно, и процент выше.
Как это можно использовать? Например, в тех случаях, когда вы решаете в каких городах нужно открывать представительства или более агрессивно давать рекламу.
Сезонность. Эти данные можно использовать для определения даты запуска нового сайта или старта рекламной кампании (на дате точки перелома спроса от минимального к максимальному).
Вот теперь можно идти в веб-студию с аргументами и статистикой на руках.
Готовимся к визиту в студию
Что советую захватить с собой:
- Готовую структуру сайта
- Предложение по навигации
- Наброски для каждой страницы вашего сайта (хотя бы и на листах бумаги карандашом)
- Готовые текстовые и графические материалы
Все это позволит общаться с разработчикам на их языке и значительно упростит совместную работу.
P.S. При чем тут продвижение и задача про курицу и яйцо?
Все очень просто. Выполнив все рекомендации, вы еще до получения готового сайта так или иначе начнете продвижение своей компании в интернете. Поэтому задача про яйцо и курицу решится сама собой.
Подобная аналитика занимает 3-4 часа и не требует специальных знаний. Опыт реализованных удачных проектов показывает, что выполнение этого простого анализа экономит до 6 месяцев времени на запуск сайта и столько же – на его эффективное продвижение + снижает затраты на все минимум в 2 раза.
Alexufo
Как часто приходится повторять клиентам, что дизайн ложится поверх информации, а не наоборот. На личном примере знаю, что годы могут тянутся бесконечные дизайны и двигания блоков. Когда дизайн становится самоцелью, забывая, что сайт — это средство.