Тимофей Шиколенков, директор по маркетингу и развитию бизнеса в Аудиомании

Активная работа с регионами – то, на что ритейлерам стоит обратить особое внимание. С одной стороны, это возможность приблизить электронную коммерцию в России к западным стандартам и дать покупателям из регионов почувствовать, что они – не «второсортные» клиенты, а интересные и нужные магазину.

С другой стороны, процесс организации продаж в регионах, как и любая другая нетривиальная задача, сопряжён с рядом «подводных камней».

Кого привлекаем


Даже сейчас многие российские интернет-магазины продолжают работать в рамках отдельно взятого региона: чаще всего это крупные города и прилегающие к ним территории. Часто коммерсанты объясняют свою избирательность желанием «начать с малого» – такой подход в e-commerce вряд ли можно считать эффективным. Если интернет-магазин борется за рост конверсии, регионы могут стать одним из самых надежных его источников.

Особое внимание стоит уделить тем, кто не живет в крупных региональных центрах – именно эта группа покупателей сейчас обеспечивает рост «платящей» аудитории интернета (все, кто хотел подключиться к сети и совершать интернет-покупки в относительно крупных городах, уже давно это сделали).

Жители регионов часто не покупают в сети не потому, что не имеют средств – им просто невыгодно переплачивать за доставку цену, сопоставимую со стоимостью самого товара: а вы сами согласились бы приобретать на таких условиях продукт, который для вас не является товаром первой необходимости и без которого вы вполне могли бы обойтись?

Большинство потенциальных покупателей в данном случае рассуждают именно так: лучше или заменить товар из интернет-магазина аналогом, который можно купить в оффлайне поблизости, или подождать поездки в ближайший населенный пункт, где и выбор будет больше, и цены – не такие высокие.

Казалось бы, в этом случае выходит, что интернет-магазины, задумавшие проникновение в регионы, неизбежно столкнутся с мощным сопротивлением местного оффлайн-ритейла и, возможно, проиграют. Однако нам удалось на своём опыте показать, как перестать конкурировать с местными сетями – об этом чуть ниже, а пока расскажем, с чего все началось.

Как привлекаем


Привлечение покупателей из регионов – далеко не такая сложная задача, как может показаться на первый взгляд. Многие в российском сегменте e-commerce сетуют на то, что у нас, мол, не Америка, и инфраструктура развита не настолько, чтобы легко налаживать поставки в любую точку страны. С этим, конечно, не поспоришь, однако, как и в любой ситуации, в этой есть свои плюсы и минусы.

Да, построить разветвлённую сеть поставки «по щелчку пальцев» у магазина не получится, однако задумайтесь: нужна ли вам доставка в её идеальном варианте – со своей логистической службой, сервисом «от двери до двери» или сетью аутсорсеров, которые возьмут на себя все хлопоты по налаживанию этой системы от начала до конца?

Очень часто проблема состоит не в том, что плохи текущие условия, а в том, что сами предприниматели хотят «или идеально, или никак»: вам не удастся предложить клиентам услуги, равноценные сервисам от Amazon, но вы можете сделать для своих покупателей хотя бы что-то. И это «что-то», скорее всего, будет намного больше, чем «ничего»

Безусловный плюс текущего положения дел состоит в том, что интернет-покупатель в России (в особенности в регионах) удобными сервисами не избалован. Достаточно проявить минимальную внимательность к потребностям ваших потенциальных клиентов, чтобы заслужить их доверие и уважение – просто потому, что ваши конкуренты или не интересуются этим сегментом вообще, или подвержены все той же мании «браться только за то, что можешь сделать в совершенстве».



Мы в Аудиомании, например, начали с создания простого и удобного калькулятора доставки – казалось бы, что может быть проще и логичнее, однако этот сервис позволил нам выгодно отличиться от конкурентов в глазах региональных покупателей. Для начала клиентам оказалось достаточно просто понимать, сколько будет стоить доставка в их регион, какие есть варианты доставки, сколько времени проведет товар в пути в зависимости от выбранной транспортной компании, куда можно приехать за товаром, если в конкретный населенный пункт доставка затруднена.

Важно подчеркнуть: такой калькулятор – относительно несложный в реализации продукт (у нас на создание первой версии ушел примерно месяц – подробнее о том, как мы его создавали, читайте здесь).

В условиях, когда большинство российских интернет-магазинов все еще предпочитают ограничиваться текстовым описанием условий доставки, возможность не выискивать свой населенный пункт в «зоне X – Y километров от регионального центра», а быстро просчитать разные варианты (опять же, необязательно очень дешевые) может выгодно отличать вас от конкурентов. Не потому, что вы создали свою разветвлённую логистическую сеть, и не потому, что в корне изменили подход к процессу: вы просто сделали жизнь ваших клиентов чуть проще и удобнее.

Очень важно понимать: когда вы, как один из игроков рынка, не можете радикально изменить существующую физическую инфраструктуру, стоит начать с малого и задуматься о том, какие изменения вы можете организовать «на стороне клиента». Это простой и очевидный шаг – наверное, поэтому его так часто игнорируют ритейлеры, привыкшие к «хитрым ходам» и «секретам» повышения конверсии.

В нашем случае такой подход окупился – причём в таких масштабах, о которых в руководствах по «секретам e-commerce» и речи не идёт: калькулятор принёс 300%-ное увеличение количества заказов из регионов.

Однако калькулятор – не единственное, что может сделать интернет-магазин для своих покупателей в регионах. Если говорить об электронной коммерции «в лучших традициях», когда доставка обходится покупателю бесплатно, то и этот формат вполне можно внедрить в России – если подойти к процессу основательно. Мы в Аудиомании в своё время решили провести эксперимент и теперь доставляем товары на сумму свыше 10 000 рублей бесплатно по всей России (за исключением труднодоступных регионов), а также в Беларусь и Казахстан.

На странице калькулятора покупатель автоматически видит как бесплатный вариант (в этом случае конкретную курьерскую службу для доставки мы выбираем сами – и это, как правило, не Почта России), так и платный и самостоятельно выбирает наиболее удобный для себя формат. С одной стороны, так мы теряем некоторые суммы на доставке (пороговое значение в 10 000 рублей относительно невелико по сравнению с нашим средним чеком и исключает возможность «скрытого заработка» на бесплатной доставке).

С другой стороны, привлекаем лояльную аудиторию: даже если наш клиент не выбирает бесплатный вариант, для него сам факт такой возможности многое говорит в пользу компании. И поскольку бесплатную доставку в регионы практикует очень небольшое количество интернет-магазинов, этот подход может стать серьезным конкурентным преимуществом, как по сравнению с другими интернет-магазинами, так и по сравнению с оффлайном.

Почему региональные ритейлеры – не всегда ваши конкуренты


Выше речь шла о том, как сделать онлайн-ритейлеров ближе к регионам, в том числе и удаленным – силами самих ритейлеров. Однако, у многих коммерсантов возникает боязнь того, что все подобные усилия окажутся бессмысленными: онлайн не выдержит конкуренции с местными оффлайновыми магазинами, привычки покупателей, которые «по умолчанию» привыкли покупать «по-старинке», не удастся изменить. Но и здесь многое зависит не от внешних условий, а от ваших собственных усилий.

Например, Аудиомания продаёт домашнюю аудиоаппаратуру класса Hi-Fi и High-End: казалось бы, этот тип товара пользователям крайне трудно приобретать онлайн – покупка недешевая, клиенту перед приобретением товара обязательно надо послушать, как звучит тот или иной комплект оборудования: на первый взгляд, в таких условиях мы должны неизбежно проигрывать магазинам, имеющим комнаты прослушивания и магазины в регионе.



Напольная акустика Penaudio Rebel Three

Тем не менее, реальность такова, что наши конкуренты, основанные в регионах, зачастую испытывают проблемы с планированием ассортимента. Но при этом готовы привезти под заказ что угодно. Без хорошего понимания, насколько это подойдёт клиенту, работая как простой «стол заказов».

В этой ситуации на руку онлайн-ритейлеру будет предоставление экспертизы такого уровня, которого региональный клиент в своём городе не найдёт. Если вы можете оперативно проконсультировать потенциального покупателя, рассказать ему не только о технических характеристиках товара, но и дать сравнительную оценку с другими моделями на рынке, исходя из практического применения.

А это достигается только за счёт огромного опыта прослушивания разной акустики и аппаратуры, общения с представителями компаний-производителей, экскурсий на производство. Ваш уровень работы с клиентом, пусть и в онлайн-режиме, будет на порядок превосходить оффлайн-магазины, где покупателю в лучшем случае укажут на обзор из журнала и повторят то, что написано на упаковке или в описании товара.

Вывод: если вы хотите конкурировать с региональным оффлайном, сделайте ставку на свой штат консультантов. Их может быть гораздо меньше, чем требуется для работы оффлайн-магазина (и тем более сети магазинов), при этом фактически они будут работать на гораздо большей территории, среди большего числа потенциальных покупателей. Не ленитесь вкладывать средства и время в образование консультантов: сделайте из них настоящих экспертов.

Благодаря такому подходу нам удалось «развернуть» ситуацию с региональными продажами в свою сторону: наши клиенты знают, что не найдут в региональных магазинах консультантов необходимого уровня, проводящих многие часы в комнатах прослушивания, чтобы отложить в своей голове понимание того, как звучит та или иная акустика в комплекте с разной электроникой и при воспроизведении того или иного музыкального жанра. Но как быть с комнатами прослушивания? Ведь покупать товар «по рекомендации» (даже по очень хорошей рекомендации) в случае нашей специфики – все равно не лучшее решение для клиента.

И здесь квалификация наших сотрудников идёт нам на пользу: региональные заказчики крупных комплектов по совету консультантов покупают билет на самолёт/поезд/автобус и приезжают одним днём к нам в салоны – в Москву или Петербург, где есть все необходимые условия для подбора. Что такое 3-6 тысяч рублей по сравнению с риском купить что-то не то на сто-двести тысяч? Страховка, гарантирующая, что приобретение не станет главным разочарованием, на которое придётся смотреть каждый день, а действительно превратится в приятную часть жизни на многие годы.

Для регионов, которые находятся за Уралом, такая поездка обойдется дороже, но альтернативы там практически нет. Возможности местных продавцов еще больше ограничены, чем у их коллег из европейской части страны. Конечно, для клиента такой вариант – не самый комфортный. Но в сочетании с нашей экспертизой и совсем другими возможностями он даёт покупателю уверенность в том, что затратное приобретение его точно не разочарует.

Вывод: если вы обладаете экспертизой, которая выводит вас на уровень выше региональных игроков, клиенты (при необходимости) будут готовы приехать именно к вам, чтобы не покупать «кота в мешке». Хотя вариант с комнатами прослушивания и дорогой аудиотехникой в целом для ритейла довольно экзотичен и большинству интернет-магазинов не придётся прибегать к таким ухищрениям – достаточно будет просто уметь профессионально подойти к вопросу решения клиентской задачи.

Кстати, представление о том, что, оплатив товар в оффлайновом магазине, покупатель получает его сразу (ну или, как минимум, в разы быстрее, чем при покупке через интернет), тоже далеко не всегда верно – как минимум, в случае с магазинами из регионов. Дело в том, что, в попытке скорректировать ассортиментную политику, региональные магазины вынуждены сокращать количество товара, который хранится непосредственно «на витрине».

Поэтому если покупателю нужен продукт, который, в теории, есть, но на практике прямо сейчас отсутствует, магазин вынужден его закупать. А для этого нужно договориться (с дистрибьютором или оптовиком), оплатить, подождать, пока «с той стороны» его отправят. Кроме издержек на саму доставку, магазин вынужден нести еще и временные затраты – причем не просто сравнимые с доставкой из интернет-магазина, но и превышающие ее.

С другой стороны, мы, в отличие от небольших региональных ритейлеров, можем подготовить товар для отправки в регион в течение 5-10 минут с момента заказа, к вечеру он попадает на терминал транспортной компании и ночью отправляется в регион получателя. Доставка за 2-3 дня – это обычное дело сейчас, если клиент находится в крупном городе России или располагается недалеко от города-миллионника к западу от Уральских гор.



Малый шоурум Аудиомании на м. Электрозаводская

Как опережать местных продавцов, не имея поблизости собственного оффлайн-магазина


Ещё один вариант развития событий: создание сети региональных представительств или магазинов. Этот формат может показаться перспективным, однако мы решили отказаться от него в пользу развития интернет-магазина и доставки в регионы: ниже расскажем, почему.

Дело в том, что покрыть всю страну или хотя бы города-миллионники тем самым уровнем обслуживания, который реально требуется в случае с продажей аппаратуры класса Hi-Fi и High-End, невозможно. Ни одной компании пока это не удалось. И дело здесь вовсе не в очень дорогих товарах, которые требуется тщательно выбирать и подбирать друг к другу.

Покупатель пары колонок нуждается в таком ассортименте оборудования, который позволит выбирать хотя бы из двух-трёх вариантов, подходящих клиенту исходя из его помещения, а также музыкальных и звуковых предпочтений. Также важно учесть оборудование, которое у покупателя уже имеется. Это накладывает определенные требования на ассортимент, который должен быть представлен в магазине (не говоря уже о сервисе – но об этом было выше).

И здесь начинаются вопросы. Можно ли с выгодой для бизнеса организовать сеть полноценных магазинов с нужным ассортиментом и сервисом? Так, чтобы можно было, не лукавя, рекомендовать клиенту то или иное решение, руководствуясь его индивидуальными условиями, а не просто предлагая то, что имеется в наличии. В текущей ситуации – вряд ли.

Огромное количество витринных экземпляров акустики и электроники тоже нужно как-то реализовывать. И, конечно же, это делается с очень большой скидкой. А, если так, то где брать прибыль? Текущий уровень спроса в регионах не даёт возможности её получить. Даже хотя бы выйти в ноль.

Получается, e-commerce как минимум в данном сегменте имеет огромное преимущество перед сетью региональных оффлайн-магазинов: как с точки зрения покупателя (ассортимент достаточно велик, уровень сервиса не зависит от того, где проживает клиент), так и с позиции продавца (такая бизнес-модель гораздо более устойчива к рискам).

При этом, даже ассортимент интернет-магазина не должен быть космических масштабов. Например, ассортимент Аудиомании в 10 раз меньше нашего ближайшего конкурента, но мы считаем, что его достаточно, чтобы удовлетворить нужды каждого любителя качественного звучания. За исключением редких случаев, когда клиент является ярым приверженцем какого-то конкретного бренда, с которым мы не работаем. В остальных случаях мы предоставляем достаточный выбор из тщательно отобранных вариантов, в которых отлично разбираемся.

Выводы


1. Покупатели из регионов – отличный источник повышения конверсии. Не стоит их недооценивать и относиться к ним так, будто они недостаточно платёжеспособны или «не стоят того, чтобы с ними возиться».

2. Необязательно делать все так же, как, например, в США, чтобы предоставить клиентам из отдаленных регионов уровень сервиса, на порядок превосходящий возможности конкурентов: достаточно предоставить клиентам удобный и понятный интерфейс и цены на доставку, адекватные стоимости покупки. Ну а если ваша задача – завоевать лояльную аудиторию, которая будет возвращаться к вам снова и снова, прикиньте для себя возможности бесплатной доставки. Подумайте о ней как об альтернативе дополнительных вливаний в повышение узнаваемости бренда: возможно, такой формат продвижения сделает для вас больше, чем ещё одна рекламная кампания.

3. Не бойтесь конкурировать с оффлайн-магазинами в регионах. При грамотном подходе на вашей стороне могут оказаться экспертиза и уровень сервиса, который региональные игроки не могут предоставить своим покупателям. В нашем случае этот уровень настолько высок, что клиенты предпочитают в случае необходимости приехать к нам, а не покупать там, где ближе. Не скупитесь на формирование команды экспертов-профессионалов, которая будет консультировать ваших клиентов: привлекайте лучших сотрудников и предоставьте им возможность учиться и развиваться. Эти люди не просто повысят ценность вашего бренда, но и позволят обойти конкурентов из «традиционного» ритейла, который не может позволить себе в каждый магазин нанимать только «топовых» экспертов.

4. Если у вас есть собственный склад, и вы грамотно организовали его работу – считайте, что по скорости доставки товара до покупателя вы можете превзойти регионального ритейлера с маленьким ассортиментом товара «в наличии». Ему придется оформлять заказ у дистрибьютора, а вы сможете принять и обработать покупку в разы быстрее. Небольшим розничным магазинам в данном случае можно посочувствовать: или они вынуждают клиентов ждать, или неизбежно терпят расходы из-за нереализованного товара.

5. Развитие собственной региональной сети представительств не всегда бывает оправдано: в этом случае очень трудно соответствовать собственным высоким требованиям к ассортиментной политике и качеству сервиса. При этом важно понимать: предъявлять высокие требования к ассортименту – не значит закупать огромное количество продуктов в самых разных категориях. Важно тщательно отбирать товары и досконально разбираться в их специфике: тогда при ассортименте в разы меньшем, чем у конкурентов, вы можете «потягаться» как с другими интернет-магазинами, так и с оффлайн-ритейлом.

В России бытует мнение, что отечественные покупатели идут в интернет за более дешевым, менее качественным и вообще сомнительным товаром, желая, в первую очередь, сэкономить. А дорогие покупки приобретают исключительно «по старинке», в крупных оффлайн-магазинах. Мы в Аудиомании на собственном опыте опровергаем эти стереотипы – и если компаний, работающих по такому принципу, в отечественном e-commerce будет больше, вся отрасль от этого только выиграет.

P.S. Наш блог на GT.
Поделиться с друзьями
-->

Комментарии (6)


  1. dhtml
    06.06.2016 21:01

    Давно читал статью про электростатические колонки expert.ru/kazakhstan/2005/28/28ka-knit_56245 расскажите пожалуйста о них.


  1. rockin
    06.06.2016 22:47

    Да никак им не выиграть с такими-то прогрессивными менеджерами.

    Пример.
    Сегодня заказывал триммер. Нахожусь в 100км от столицы
    Выгуглил самый популярный ценник на триммер размером в 7900, нижний в 7700.

    Прошерстил десятка три интернет-магазинов. Доставка? Охаха. 30 рублей километр.
    Через транспортную будет намного дешевле (если от терминала к терминалу).

    Другая сторона.
    Для прикола раскидал заказы по местным, там, где цены давно не обновлялись. Все отзвонились, а двое удивили — «у нас 7900, приезжайте, а ещё есть то, сё и это».


    1. rockin
      06.06.2016 22:54

      По столице же сильно рулят те, у кого есть своя большая собственная сеть.
      Пример — ситилинк. Это очень удобно.
      Те, у кого два магазина, один на войковской, второй на рокоссовского, обречены. Это «очень удобно» туда мотаться, что на метро, что на автомобиле.

      Доставка? Кто насколько наглеет. Если большие наглеют рублей на 150-200 при мелочёвке вроде роутера и 500 примерно на крупняк, то мелочь, вроде компании эффективного менеджера, наглеет на 300 (молодцы, но что будет, если заказать у вас парочку телевизоров… хотя, что это я, всё же учтено многократно в цене(!)). И снова шикарнейшние 30 рублей за километр.

      з.ы. ну сорганизуйтесь вы с транспортными, чесслово. сделайте свои пункты выдачи, чтобы не пугать народ 30 рублями за километр.


    1. samsivan
      07.06.2016 12:46
      +3

      Ну тут же высокоуровневые советы о том, как надо делать — ну и приезжать на место далеко не всем уже даже в регионах хочется, так что наличие душевных и знающих продавцов на точке не решит всех проблем. Да и при чем тут триммеры вообще :)


  1. Tiamon
    07.06.2016 23:07

    На мой взгляд идеальная схема это шоурум, где можно пощупать и посмотреть и заказ через сеть, где цены ниже чем в физических магазинах. Съездил посмотрел, потом нашел низкую цену в сети и заказал.


    1. timshick
      08.06.2016 10:02
      +1

      Шоуруминг — это тренд в одежде. Для такого бизнеса это — вызов (challenge). Попытки бороться с этим предпринимаются, но бороться бесполезно. Нужно, НАОБОРОТ, предоставить такую возможность… Но это непросто. Особенно в России, где очень многие стремятся «создать свой бизнес», выходя на рынок демпингом. Такие «бизнесы» появляются и умирают огромным потоком…

      Вообще история с ценами в онлайне, которые отличаются от оффлайна, себя изживает. Всеканальные компании, типа Аудиомании, уже не редкость. В большинстве ниш они уже плотно заняли свои места. И там уже идёт разговор о том, как привлекать людей… делаются время от времени скидки за покупку в онлайне или в оффлайне (в зависимости от нужд бизнеса), но цена по сути одинаковая.