За последнее десятилетие интернет сильно изменился. И одной из наиболее интересных трансформаций является переход от «старых-добрых» сервисов для создания закладок в браузерах, которыми можно было делиться с друзьями, к «кастомным» социальным кнопкам, собирающим данные о предпочтениях сотен миллионов интернет-пользователей.

История


В середине 90-х годов прошлого века зародилась концепция онлайн-закладок — 1996-й считается годом рождения сервисов, которые позволяли заносить веб-страницы в публичный и непубличный списки закладок. Уже в 1997 работники NASA создали WebTagger, который, помимо простого создания закладок, имел еще и функциональность, позволяющую делиться ими через веб-интерфейс.



WebTagger снаружи...



… и изнутри

В конце девяностых на эту нишу обратили свое внимание инвесторы, и сервисы онлайн-закладок стали появляться как грибы после дождя: ClickMarks, clip2, Blink, Hotlinks, del.ico.u и, конечно, Backflip от бывших сотрудников Netscape.

Продукты обрастали новыми функциями вроде распределения закладок по папкам и их отправки по электронной почте, однако многие из проектов «первой волны» не смогли создать стабильную модель монетизации. Так, после “краха доткомов” на сайте Backflip появилась информация о приостановке финансирования компании в связи с “экономическими трудностями начала 21-го века”.



Перевод
“… Пару лет назад мы были стартапом с финансированием и радужными перспективами. Но экономические трудности начала 21-го века поставили нашу материнскую компанию перед выбором: закрыть проект или продать активы нескольким сотрудникам, чтобы они продолжили поддерживать сайт… Если вы заинтересованы в инвестициях в обновленный Backflip, напишите нам...”

Основатель другого проекта — Blink (на пике популярности сервис имел 1,5 миллиона активных пользователей) открыто признал, что главными причинами провала его компании стали недостатки в интерфейсе сервиса и неверный выбор стратегии развития. Папки с закладками были изначально непубличными, поэтому люди не делились контентом, да и само дерево папок оказалось тупиковой ветвью развития.

Новая надежда


К середине нового десятилетия авторы новых проектов несколько переосмыслили концепцию, лежавшую в основе сервисов закладок. Одной из веток развития стали Digg (2004) и Reddit (2005) — сайты, которые позволяли пользователям делиться ссылками и оценивать их.



Современный интерфейс Reddit

В то же время соцсети начали завоевывать мир. Рост количества соцсетей привел к нашей ветке эволюции: сервисам социальных кнопок, которые позволяли пользователям делиться интересным контентом со своими друзьями по условному Facebook прямо со страниц веб-сайтов.

Например, в 2006 году возник AddThis, проект-праотец современных сервисов соцкнопок. Хотя сначала — угадали, были у них закладки, и другие замечательные, но подзабытые современным пользователем вещи.





Плагин AddThis для платформы WordPress, 2007 год

Зачем это людям


Чтобы охватить пользователей всех потенциально интересных соцсетей, можно устанавливать кнопки по-отдельности:



Но, во-первых, это некрасиво — может привести к проблемам с версткой и ухудшит внешний вид страниц, даже если кнопки будут примерно одного формата и дизайна.

Гораздо чаще — банально замедлит загрузку сайта: для отображения каждой конкретной кнопки сайт должен отправлять запрос каждой соцсети.

А с сервисом готовых кнопок владельцам сайтов не нужно генерить и вставлять коды отдельных кнопок — достаточно вставить в код сайта одну строчку, и все заработает правильно.



Конструктор мета-тегов в сервисе uSocial.pro для корректной индексации поста социальными сетями.

Более того, постепенно сервисы социальных кнопок стали предлагать расширенные функции. В частности, аналитические — с их помощью можно отслеживать источники перехода, социальную активность аудитории и понимать, какой контент нравится посетителям больше.

Кто и зачем создает конструкторы готовых кнопок


Популярность кнопок открыла разработчикам возможность наконец-то… зарабатывать. И на владельцах сайтов, как это делает AddThis, вводя платные тарифы.



Конструктор кнопок от AddThis

И, главное, — на знании о предпочтениях аудитории. Сервисы соцкнопок продают данные о том, какие страницы отмечают пользователи, интернет-компаниям. А те направляют людям адресную рекламу товаров и услуг. Подобные данные крайне важны для систем, размещающих рекламу в сети в режиме реального времени.

Социальные данные полезны и для определения трендов и эффективности продвижения компаний — это позволяет повысить отдачу от интернет-рекламы, и бренды готовы за это платить. Так что перспективы бизнеса на социальных кнопках в начале десятых годов стали очевидны не только на Западе, где AddThis и конкуренты поднимали десятки миллионов долларов инвестиций. Клоны этих сервисов появлялись в разных странах.



Кнопки UpToLike

В России были запущены проекты Pluso и UpToLike, которые были гораздо лучше адаптированы для работы с популярными в Рунете социальными сетями — главным образом, «Вконтакте» и «Одноклассниками». Они начали быстро набирать популярность. Так, Pluso спустя несколько месяцев после запуска отчитался, что число охваченных им посетителей сайтов превысило 1 миллион.



Конструктор кнопок от Яндекса

Вскоре социальные кнопки перестали быть вотчиной молодых стартапов. Растущая популярность и объёмы собираемых данных заставили обратить свое внимание на этот рынок и Яндекс, который представил свои кнопки в 2013 году. Впоследствии компания смогла применить собираемые с их помощью данные при создании собственного рекомендательного сервиса для читателей СМИ.



Хитрый план Oracle. Про соцсети — в правом блоке.

Меж тем AddThis был выкуплен ИТ-гигантом Oracle за сумму «между $100 и $200 млн, но ближе к последней». Сервис войдет в линейку инструментов, позволяющих собирать и анализировать маркетинговые и рекламные данные.

Проекты, которые не были куплены или запущены более крупными компаниями, вынуждены искать новых партнеров для разработки продуктов, которые помогут удержать пользователей: к примеру, UpToLike объявлял о создании рекламной сети и планирует сотрудничать с SeoPult.

Почему сервисы социальных кнопок продолжают появляться



В феврале 2016 старейший игрок рынка бюджетного сайтостроения uCoz запустил собственный проект социальных кнопок — uSocial.pro.



Зачем мы это сделали?

Во-первых, появление новых команд на рынке помогает бороться с превращением стандартных услуг копочных сервисов в платные услуги.

Например, AddThis оставил в бесплатной версии только стандартные квадратные кнопки — тогда как одной из наиболее популярных среди пользователей форм стали квадратные иконки с закругленными краями, моду на которые ввела Apple (из тех, кто установил наши кнопки, 84% выбрали именно квадратные с закруглением).


Конструктор кнопок uSocial.pro

Во-вторых, просто устали, что где-то своевременно не обновляют логотипы соцсетей и добавляют к пользователем набору социальных кнопок свой кликабельный логотип :)


Пример кликабельного брендирования в виде "+"

Кроме того, дизайн кнопок конца нулевых не всегда органично вписывается в оформление современных сайтов. Поэтому мы включили в свои наборы версию с большими (48 пикселей) кнопками, которые органично вписываются в дизайн современных сайтов и привлекают внимание посетителей.

В-третьих, «старожилы» рынка не всегда замечают и более очевидные и срочные решения, которые будут удобны владельцам сайтов или конечным пользователям (помните историю про Blink из начала статьи?).

Скажем, это счетчики шеров. Когда Twitter прошлой осенью отключил возможность просмотра счетчика ссылок через API своих кнопок, многие оставили это как есть. Хотя решения, как считать репосты — есть. А по нашей статистике, Twi пятый по расшариваемости после VK, FB, OK и G+.


Мобильная версия: кнопки мессенджеров вместе на самом верху. Сейчас расскажу, какая из кнопок популярнее

Наконец, очевидно, что отдельное внимание кнопочные проекты должны уделять мобильной версии: но у кого-то до сих пор кнопки мессенджеров WhatsApp и Viber разбиваются кнопкой «Одноклассников». Мы же стали выделять кнопки мессенджеров в отдельную, облегчая отправку ссылок на мобильных устройствах. Кстати, ставят кнопки мессенджеров одинаково часто. А вот контентом в WhatsApp делятся вдвое чаще.

Короче, эволюция продолжается.
Поделиться с друзьями
-->

Комментарии (13)


  1. Revertis
    09.06.2016 15:16

    Вроде намекали-намекали на то, что сервисы кнопок собирают статистику и интересы всех пользователей, а сделали свою такую систему. Конечно же, это плохая вещь, ибо приватность не должна нарушаться.


    1. o_Lisovenko
      09.06.2016 15:29
      +1

      Собирать данные можно по разному. И для разных целей. От этого не уйти — подобным сервисам соц. кнопок по другому никак не выжить и не монетизировать трафик. Однако, uSocial никаких данных для этого не использует и не отдает никому, так как проект создан в первую очередь для своего же потребителя — просто с возможностью использовать не только в рамках систем собственных конструкторов, но и за ее пределами.

      Ну и как написано в посте — для небольшого сравнения — почему бы не запустить сервис которые предоставляет бесплатно то, что другие — платно и несмотря на то, что предложений на рынке таких много (тут можно говорить о сегменте иностранных сервисов, рассчитанных на аудиторию готовую за это платить).

      В остальном — кто предоставляет это же бесплатно (если говорить о доли рынка в РФ данных сервисов) — качество многих из них оставляет желать лучшего (как внутри, так и снаружи).

      И немаловажным фактором является скорость загрузки и uptime самих сторонних сервисов при встраивании на сайта.


    1. spasibo_kep
      10.06.2016 09:18

      Вспомнилось: «Дорогой, это маркетолог, он всего лишь собирает данные о наших предпочтениях, чтобы показывать рекламу». Думаю, если бы этого не делали сами соцсети, то и сервисы бы искали другие пути.

      С другой стороны, вот частный, но случай — авторам контента кнопки действительно полезны как вспомогательный инструмент, чтобы оценить, какие темы затрагивать.


  1. dadyjo
    09.06.2016 16:34

    Мысль возникла.
    Вот к примеру есть в браузерах закладки и есть возможность хранить их на серверах гугла, оперы, мозиллы и.т.п… Если сгруппировать все ссылки из закладок всех пользователей, то таким образом можно получить рейтинг самых востребованных сайтов и ресурсов без учета SEO накруток (пока без учета).


    1. o_Lisovenko
      09.06.2016 16:49
      +1

      Даже если предположить что такую цифру возможно собрать и вытащить (и если ей уже не пользуются в компаниях разрабатывающих браузеры), то эта цифра совсем ничего не покажет. Как написано в посте — главной ошибкой некоторых сервисов была «непубличность» закладок. Это если речь идет о социальных закладках — когда люди делятся тем, что им интересно.

      А что касается закладок в браузерах, это вообще персональная информация, даже если вы выкачаете ее в облако что бы перенести — ну и что там может победить: какие-то мало интересные статьи на которые не хватило времени, личные документы и отчеты, ну и ссылки соц. сети и почту. Даже поисковики сейчас не попадают в закладки — поиск перешел в адресную строку.

      Ну еще доля пользователей с папочкой и ссылками на эротические ресурсы :)

      В добавок ко всему этому — далеко не все синхронизуют это с облаком, и уж тем более браузерным. Если для этого и дополнение я в браузерах, не связанные напрямую.

      А вот шара в соц. сети — это то чем реально хочется поделиться с миром/друзьями/подписчиками. И с SEO тоже мало связана.

      К тому же, почти все сервисы соц. кнопок предоставляют возможность добавить страницу в закладки — и порой это бывает очевиднее, чем добавление в закладки в самом браузере. И это тоже можно считать возможностью собрать интересные данные/статистику.


    1. spasibo_kep
      10.06.2016 09:43

      Мне кажется, это опять-таки будет что-то ближе к анализу интересов. Например:



      Из этой картинки можно узнать, что я хочу поменять мембрану в гидробаке, сделать звукоизоляцию и зачем-то купить бу-шный икеевский стол. Да, в закладках есть популярный ресурс — авито — но только чтоб заново лот не искать.

      Конечно, это нерепрезентативно, но, имхо, популярные сайты сидят в голове (где успешно вытеснили номера стационарных телефонов, которые мы запоминали наизусть в детстве), «горячими» и мимолетными темами делятся в соцсетях, хотя бы и через кнопки сайтов, а вот закладки — это что-то для небыстрого и «я к этому когда-нибудь вернусь» случаев.


  1. sumanai
    09.06.2016 17:16

    Чувствую себя старпёром, так как храню простые закладки в простом браузере, разве что синхронизирую. И никогда даже мысли не приходило с кем то ими делиться.


    1. o_Lisovenko
      09.06.2016 17:23

      Так в этом и суть разницы понятий «закладки» и «социальные закладки». Совершенно разная функциональная принадлежность у этих понятий.


      1. sumanai
        09.06.2016 18:04
        +1

        А вообще, иконки получились очень похожими на те, что я добавлял в phpBBex ))
        https://bitbucket.org/Sumanai/phpbbex-2.0/src/c402a80b12b66a426aaebe25ae76774c06508981/styles/prosilver_ex/theme/images/social_icons.png
        Хотя мои меньше и картинками, так как из- за особенностей субпиксельного рендеринга на цветном фоне результат выходит не стабильным.
        Спасибо за публикацию, пойду обновлю иконку Google+


    1. saege5b
      10.06.2016 10:29

      А я на работе в виндовс пользуюсь Хромом, а дома в линуксе — Оперой.
      И как-то оно не удобно :(
      Раньше были Яндекс.Закладки. а теперь ничего аналогичного не находится.


  1. amarao
    09.06.2016 17:17

    Никогда не использовал и использовать не буду. Кнопки залочены requestpolicy, ибо нефиг социальной сети знать обо мне что-то, что я ей явно в поля ввода не добавлял.


    1. o_Lisovenko
      09.06.2016 17:33
      +1

      requestpolicy может и ломать сайты и соц. сети из-за блокировки кроссдоменных запросов (понятно что возможно добавление в исключения) да и вообще сайты, в целом конечно данные собирают не все соц. кнопки да и не только они, ну и подобные расширения ориентированны на более узкие и понимающие круги людей.

      А блокировщиков чего угодно в браузеров полно — от рекламы до соц. сетей, это все равно не означает что никто по кнопках шар не кликает. Например, наша статистика показывает высокую заинтересованность в шаре интересных материалов с сайтов в соц сети (особенно ВК), по именно кнопкам соц. сетей с сайта. А это как ни крути для владельца сайта дополнительный трафик. Кто-то да придет посмотреть/почитать интересную статью с соц сети на сайт.


      1. amarao
        09.06.2016 19:41

        разумеется, под части сайтов нужно добавлять исключения. Но в целом — интересы «автора сайта» и его посетителя сильно разнятся. Примерно как разнятся интересы гардеробщика в театре, сканирующего паспорта из сданной одежды, и владельца одежды, который ничего такого не ожидал.