Написать эту статью меня побудило желание поделиться опытом и получить дельный совет от более опытных коллег-аналитиков.


Коротко о себе: я nik252, на протяжение недолгих 3 лет занимаюсь созданием, администрированием и аналитикой e-commerce веб-сайтов вместе со своим напарником. В августе 2015 года мы получили достаточно крупный проект в виде сайта по продаже женской одежды, назовём его Проект «C». В среднем он имеет 100к уников в месяц, однако подвержен сильным сезонным колебаниям из-за специфики товара.


Для большего интереса я буду приводить скриншоты из всем известных инструментов аналитики.


Структура каналов Проекта «С» за ноябрь 2015 г.


image


Основной задачей для меня и моего коллеги, я буду называть его Мистер «V», было, как ни банально, увеличение продаж.


Для начала мы взялись за увеличение притока новых пользователей путём размещения всякого рода рекламы, основу которой составлял наш «любимый» директ. Но рентабельность такого рода канала составляла в лучшем случае 8-12%, что нас не устаивало, так как мы считали, что можем вложить деньги эффективнее.


Проанализировав воронку продаж, мы пришли к выводу, что достаточно неплохо приводим новых клиентов, их доля составляла ~65- 70%, а вот с удержанием у нас сложности. На тот момент работал только ретаргетинг Яндекса и Гугла. Положа руку на сердце, настроены они были через ж___, да и в общем их эффективность и гибкость вызывали у меня большие сомнения.


На очередном «мозговом штурме» было принято решение поработать с «колбой удержания», для чего и было выбрано RTB. Начали подыскивать партнёров для работы, Мистер «V» предпочёл органический поиск, а я, тем временем, начал просматривать URL-ы конкурентов в поисках полезных UTM-меток.


После недолгих поисков мы таки нашли крупную компанию, работающую по всему миру — ___teo (кто знает, тот поймёт). Уладив все заморочки с настройками трекеров и документами, назначали цену клика и стали ждать, пока соберутся данные для анализа. Ни я, ни «V» не возлагали больших надежд на этот инструмент, однако, результат нас приятно удивил.


Данные, которые получились за первый месяц:


image


Не буду раскрывать коммерческую информацию, но рентабельность вложений по результатам анализа отгрузок составила 30%, что не могло нас не радовать.


Через 2 месяца мы имели уже вот такой результат:


image


И рентабельность около 150%.


Меня, как человека подозрительного, таки цифры не могли не заставить задуматься: здесь что-то не так. То ли мы такие молодцы, то ли считать не умеем.


Здесь и вырисовывается основная мысль моей статьи: Как анализировать RTB?


Если мы смотрим на стандартные отчёты Paid Search в GA, то внутри каждого из нас ликует маленький финансист.


Но, всю «малину» портит одно понятие: «время холда», а оно в нашем случае — 30 дней. Для тех, кто не совсем «в теме», объясню: неважно в какой момент клиент совершил покупку на сайте, если в течение 30 дней до он переходил по RTB баннеру — покупка попадёт в этот канал, другими словами, если на пути до конверсии клиент переходил по баннеру, этот лид уйдёт в канал ретаргетинга.


Для того, что бы получить более объективные, на мой взгляд, данные, я сделал выборку в разделе «основные пути конверсий», отфильтровав только те транзакции, которые были совершены сразу после взаимодействии с баннером RTB. Результат: 60 заказов из 250 попали в данную выборку, что, по прежнему, давало нам запас рентабельности в 15-20%, но никак не шло в сравнение с цифрой 150%.


image


Все эти расчёты заставляют задаваться философским вопросом: «Совершил бы клиент транзакцию, если бы этот канал отсутствовал в его пути до конверсии или нет?»


По-другому его можно сформулировать так: «Насколько оправданы вложения во вспомогательное взаимодействие?»


Вопрос к аудитории: Как вы анализируете RTB? И каковы ваши результаты использования этот инструмента? Является ли, на ваш взгляд, данный канал сверхприбыльным или это очередной глобальный развод?


Жду ваших комментариев и спасибо за внимание!

Поделиться с друзьями
-->

Комментарии (9)


  1. houligan
    04.07.2016 17:45

    Всё что Вы пытаетесь понять — как правильно атрибуцировать конверсии. Вариантов масса (ровно столько, сколько моделей атрибуции Вы будете использовать), и однозначно верного решения Вы не найдете.
    В Вашем случае правильнее было бы сравнить коэффициенты конверсий по всем каналам привлечения при разных моделях атрибуции, и понять насколько хорошо работает этот самый RTB.
    Время холда тут никакой роли не играет.


    1. nik252
      04.07.2016 18:21

      Спасибо, за термин, о котором я напрочь забыл при написании статьи: «атрибуции». Вы, свои комментарием сжали всю мою статью в пару строк, но вопрос так и остаётся, придавать ли значение конверсиям, где канал задействован как промежуточное звено или нет? Я написал эту статью больше для того что бы более продвинутые аналитики- маркетологи могли дать совет или поделиться своим опытом. Так как у меня не хватает годичных данных для адекватного анализа.


      1. houligan
        04.07.2016 20:42

        Обязательно придавать значение, вопрос насколько важное.
        По опыту я рекомендовал бы в первую очередь проанализировать поведение пользователей. Когортный анализ подойдет. Понять сколько дней/сеансов проходит до момента конверсии. Что для вас важнее — первоначальное вовлечение, или конверсия. И далеко не факт что второй ответ будет правильным.
        Как я и сказал — можно сравнить разные модели и каналы.
        Сколько потрачено на контекст и сколько он принес вспомогательных конверсий. Аналогично посмотреть на эффективность RTB.

        Еще раз — на мой взляд простой и однозначной формулы не будет. В конечном итоге Вам нужно понять ROI канала RTB и сравнить его с остальными каналами. Это и будет ответом на поставленный в заголовке статьи вопрос.


        1. nik252
          04.07.2016 21:12

          Спасибо за профессиональное мнение!


      1. maxgabba
        05.07.2016 11:56
        +1

        youtu.be/hYMonpv6Ed0 Вот запись вебинара по атрибуции конверсий от OWOX, вкратце основная мысль такая — присваивать каждому каналу % в зависимости от его вклада в конверсию, которая считается от значимости этапа воронки.
        Лучше один раз посмотреть — всё встанет на свои места.


  1. finista
    04.07.2016 19:49

    Какой RTB системой вы пользовались?


    1. nik252
      04.07.2016 20:08

      Добрый день, реклама в сообществе запрещена, так что ответил вам в личку.


  1. YliaBahus
    05.07.2016 11:25

    RTB тут совсем нет.., так что смело можно править заголовок. А вот эффективность ретаргетинга лучше всего мерить А/Б тестом, т.е. половину пользователей отдавать ххххео, а о второй половине пользователей вообще им не рассказывать (пиксель и код ретаргетинга не показывать).

    Аудиторию в лоб можно поделить по четной / нечетной цифре юзер куки.

    Потом посчитать количество экспериментов, доверительный интервал и будете знать статистически точно сколько денег вы заработали на ретаргетинге, и с другой стороны — сколько вы денег заплатили им по счетам.

    Удачи и отчетов за идею)


    1. nik252
      06.07.2016 04:45

      Поясните пожалуйста

      RTB тут совсем нет

      Насчёт А/Б — способ интересный, обдумаю, чуть позже отпишусь.