На самом деле здесь будет разоблачение мифа про «суперлуние». Ну и для пользы инструкция как правильно фотографировать Луну. Я эту инструкцию хотел написать уже давно, но ждал августа. Дело в том, что у СМИ это почему-то самый популярный месяц для жареных астрономических новостей. А непрофильные СМИ, как известно, всегда если не наврут, то ошибутся.

Начнем с теории: как же фотографировать Луну?


Для начала нужно отметить принципиально разные сюжеты съемки такого банального объекта как Луна. Типовые кейсы это:
  1. Я купил новый телеобъектив/фотоаппарат с большим зумом и хочу сфотографировать поверхность Луны
  2. Я хочу сфотографировать пейзаж с луной или как вариант с лунной дорожкой


Сфотографировать Луну или даже кратеры на Луне телевиком


Для первого варианта вам ни в коем случае не нужно ждать не то что «суперлуния», а вообще полнолуние. Обратите внимания на следующее фото:



На нем видны лунные кратеры и лунные горы. Не то, что на первой фотографии, снятой в полнолуние. Там они тоже видны, но выглядят плоско. Потому что в полнолуние Солнце освещает Луну вертикально и детали рельефа не отбрасывают тени — в отличие от этой планеты Луна примерно одного цвета. Максимально интересная фазы Луны когда освещено от 25% до 75% диска (желательно перед полнолунием, после сам пейзаж Луны менее интересен).

Оборудование


Фотоаппарат подойдет любой, главное чтобы можно было управлять выдержкой. Объектив с фокусным расстоянием от 200мм (или 10 кратный зум если у вас мыльница) и чем больше — тем лучше. Еще лучше телескоп. Крупные фотографии Луны я как раз фотографировал через телескоп с фокусным расстоянием 1000мм. Но у телескопа есть еще и бонус: фокусное расстояние можно легко увеличить. Например, тот же самый телескоп я легко «разгонял» до 10 метров фокусного расстояния.



Для фотографирования Луны так же желателен штатив. Хотя в полнолуние выдержка может составлять 1/500 секунды и это при ISO 100. Но лучше все же иметь штатив. Конкретное значение выдержки лучше подбирать методом проб. Фокусировать тоже лучше вручную (штатив!).

Важное замечание про баланс белого. Почему-то фотографы даже с большими черными фотоаппаратами и снимающие в RAW забывают про него именно при съемке Луны. Часто можно увидеть фотографии Луны, где она белого цвета. Автоматический баланс белого обычно не справляется с таким сюжетом и поэтом перед съемкой лучше сразу выставить баланс белого «солнечно». Тогда цвет будет правильный.

А как же «суперлуние»?


Этот термин вообще придумали охотливые до жареных новостей журналисты году так в 2013-м. И для съемки Луны оно в принципе не нужно. Если у вас объектив не достаточно длинный, а фотку хочется покрупнее, то лучше обрезать кадр при обработке. Разница в размере Луны в «суперлунии» по сравнению со «средней» Луной всего 8%. А кропом можно «увеличить» Луну несколько раз.

Вот, например, как выглядит Луна через объектив 200мм (матрица APS-C)



Вот она же во время «суперлуния»:



А если обрезать черное поле:



А астрономы со своими десятиметровыми телескопами разве не используют момент «суперлуния» чтобы сфотографировать еще на 8% крупнее? Как ни странно, тоже нет. Если у вас есть телескоп то гораздо важнее спокойная атмосфера нежели жалкие 8%.

Съемка пейзажей с Луной


Вот тут нам как раз понадобится полнолуние. И опять же нужен телевик. Но, на самом деле секрет красивых пейзажей с Луной — это коллаж. Наберите в Яндексе «пейзаж луна» и вам откроются миллионы коллажей. Как раз недавно коллаж, выдаваемый за фото, промелькнул в facebook с несколькими тысячами лайков и вопросами в комментариях мол как такое сфотографировать. Чаще Луну в пейзажных фотографиях используют просто как источник света, который освещает ночной пейзаж.
Поделиться с друзьями
-->

Комментарии (23)


  1. illznn
    01.08.2016 11:40

    Спасибо за статью. Как раз фотографировал Луну в «суперлуние» и нет. Красивей выходит когда видна половина диска. Фотографировал с помощью телескопа — просто поднеся зеркалку к окуляру.

    Фото
    image
    И второе фото плоская луна, где лишь по краям видны кратеры благодаря теням.
    image


  1. igruh
    01.08.2016 12:00
    +1

    На мой непрофессиональный взгляд тема сисек техники не раскрыта от слова совсем. Много воды, из чётких утверждений, пожалуй, выделяется только незначительность увеличения углового размера в суперлуние. Не претендуя ни на что, оставлю под спойлером

    ссылку.
    1. Arch0n
      01.08.2016 12:26

      Ну я же не могу советовать покупать телескоп как у меня. Не нужно это никому. Кто увлеченный астроном у тех и так есть телескоп.
      Вот 200 мм фокусного расстояния есть у многих.
      Если интересно именно про технику, то задавайте вопросы, может тоже на отдельную заметку выйдет.


  1. Mystray
    01.08.2016 12:19
    +4

    Отличные фотографии луны получаются после обработки нескольких десятков-сотен фоток короткой выдержки в Registax.


    1. Arch0n
      01.08.2016 12:23
      +1

      Это кстати и есть Регистакс. Правда я на количестве кадров всегда экономлю и получается не круто но лучше чем одиночный конечно.
      Но я пока не стал об этом упоминать. Это тема отдельной статьи как кадры складывать.


      1. dm_p2016
        01.08.2016 14:04
        +1

        Жаль все же, что не упомянут Регистакс, особенно, если он используется в фото в статье. По впечатлениям от моих первых попыток сделать фото Луны простыми техническими средствами, результат, если не использовать средства обработки, скорее всего будет разочаровывающим. Ведь ожидаются фото по качеству близкие к тем, которые в статье.


  1. Ra-Jah
    01.08.2016 12:58
    +1

    Так и не понял, как можно накосячить с ББ в RAW.


    1. illznn
      01.08.2016 13:17
      -1

      Говорилось не про RAW а про съемку. Конечно в равке можно вытянуть бб. Но все не правильней корректировать ег опри съемке и не использовать авто когда есть такая возможность.


      1. Randl
        06.08.2016 19:20

        Вообще то смысла при съемке корректировать ББ если снимаешь в RAW нет, потому что он все равно накладывается конвертером. Лучше UniWB поставить, тогда экспозиция верная будет, а это важнее чем ББ.


    1. Arch0n
      01.08.2016 13:20

      Забывают его исправить. Снимают на автомате и оставляют неправильный баланс белого при обработке. Посмотрите сколько в интернете снимков полной Луны радикально белого цвета. Это как раз ошибка автоматического ББ которую забыли исправить в раве


      1. Ra-Jah
        01.08.2016 15:25
        -4

        Как-то, я прочитал Порою блажь великая. Сей роман сильно растревожил струны моей души. С него и начался тот самый спор об оригинале, который оказался настолько сух, что вероятность прочтения упала бы до ноля. Сравнивая оригинал и два перевода (Порою блажь великая и Порою нестерпимо хочется, второй ближе к первоисточнику по сухости) я ужаснулся. Почти все в английской речи убрано в контекст и не имея фантазии и уж тем более не зная антуража сцены, понять всю «красоту» не представляется возможным. Простейшее повествование, в котором зацепиться не за что. Впрочем, кто сказал, что Кизи мастер пера? Так же читал Шекспира и Уильяма Блейка, не оценил. Тем более переводы отличались от оригинала ровно как два разных произведения на одну тематику. Без глубокого погружения в среду обитания автора довольно сложно ценить, все равно что американец, кайфующий от Достоевского. Это всего лишь мой дилетантский взгляд на английскую литературу.


      1. Ra-Jah
        01.08.2016 17:06
        +4

        Акелла промахнулся. Раз оригинальный текст сообщения потерян, тем лучше, сразу критика.

        Статья вводит в заблуждение. На вопрос как снимать Луну нет четкого ответа, следуя статье не получится повторить опыт.
        Нет четких данных и анализа, при каких кроп-факторе, фокусном объектива можно получить Луну определенного размера, все субъективно и на глаз.
        Не описано влияние выдержки и движения объекта по небу на резкость, опять же с расчетами, откуда взята выдержка и светочувствительность, чем аргументируете?
        Оскорбление фотографов с большими черными фотоаппаратами, которые снимают в RAW и не думают о ББ (постобработка отдельная тема и дело вкуса, реалистичные цвет или фактурность поверхности не вопрос непосредственно съемки)

        А то выходит, поманили людей красивыми снимками, а в итоге четкого описания процесса нет. Невозможно применить статью, она не функциональна, нет конкретики. Кто разбирается итак все это знает, кто не разбирается ничего не поймет.


  1. qbertych
    01.08.2016 15:27
    +1

    Но у телескопа есть еще и бонус: фокусное расстояние можно легко увеличить. Например, тот же самый телескоп я легко «разгонял» до 10 метров фокусного расстояния.
    С этого места поподробнее, пожалуйста. Вы называете изменение зума мыльницы «разгоном телескопа»?


    1. Mystray
      01.08.2016 15:47

      Может, автор имеет ввиду возможности линзы Барлоу?
      Хотя что можно делать с фокусными 10-ю метрами на обычном бытовом телескопе, мне представить сложно.


    1. Arch0n
      01.08.2016 16:34
      +2

      Нет. Самый простой вариант это линза Барлоу (простой потому, что дешевый и линза Барлоу часто идет в комплекте даже). Но этот метод ограничен кратностью самой линзы. Бывают от 2х до 5х.

      Другой вариант это окулярная проекция (как в примере фото). Схема подключения следующая: Объектив -> Окуляр -> матрица фотоаппарата. При этом фокусное расстояние объектива телескопа увеличивается в Г раз: Г = L/f'ок, изображение через окуляр с фокусным расстоянием f'ок проецируется на приемник располагающийся на расстоянии L от выходного зрачка окуляра. Играя f'ок и L можно разгонять фокусное расстояние телескопа. Для реализации самого крепления фотоаппарата через окулярную проекцию есть готовые можно сказать промышленные переходники к телескопам.
      Конструкция в сборе image
      Внутри ставится окуляр
      image

      Зум мыльницы тоже можно использовать. Тогда увеличение фокусного расстояния объектива телескопа будет Г = f'об/f'ок, f'об — это фокусное расстояние объектива «мыльницы».


      1. fag0t
        04.08.2016 07:39

        Давно уже ищу такой переходник, как раз для nex, подскажите где взяли?


        1. Arch0n
          04.08.2016 13:36
          +1

          Вы наверное про самую правую часть тандема из нескольких переходников? Вообще это в любом астрономическом магазине скрывается под названием Т-кольцо на NEX
          Дальше идут два удлинительных кольца с внутренним чернением от немецкой фирмы Baader-planetarium. И последний элемент это обычная комплектная линза Барлоу с выкрученной собственно самой линзой. В результате служит просто для закрепления в ней окуляра.


  1. MegaElektronik
    01.08.2016 21:42

    А я добавлю свои рекомендации.
    Лучше снимать в трескучий мороз за -25 градусов, ночью, вдали от источников засветки(городов).
    На 300 мм и кропнутую зеркалку можно сфоткать юпитер с его спутниками ( шириной десятки- сотни пикселей).
    Для фотографирования луны нужен хороший, жесткий (очень) штатив или некоторые модели canon. Для фотографирования звезд более важна техника: делаем длинную (~30 сек) выдержку, закрываем рукой объектив, нажимаем спуск, ждем секунд 15 и убираем руку от объектива на 5-10 сек для экспонирования, снова закрываем рукой и дожидаемся закрытия затвора. Вуаля — фото без смаза! Временами можно играться… Для луны не прокатит слишком быстро нужно рукой дергать (~1/40 сек +-). Знаю в некоторых кенонах есть функция, которая сначала открывает затвор, потом задержка, потом электронный сброс матрицы, экспозиция и затвор закрывается. Т.о. затвор не дает вибраций и смаза, но сам эту функцию не юзал…


    1. Arch0n
      01.08.2016 21:53

      Снимать астрофото с телевиком нужно запастись не только штативом, но лучше пультом или тросиком, а лучше сразу управлять фотоаппаратом через ноутбук.
      Если ничего нет, то можно просто поставить задержку спуска 2 сек. Не помню такого случая чтобы затвор мне мешал. Вот зеркало да. Но вроде сейчас у всех есть функция блокировки зеркала или как минимум лайфвью.
      Насчет электронного затвора в Кэнонах не слышал, слышал такое только про новые Сони: A7S II и A7R II.


      1. MegaElektronik
        01.08.2016 22:45

        У меня D5100 а у него затвор и зеркало работают только вместе. Управление с тросика — это желательно, но по моей методике можно и так.
        По опыту 2 секунды мало. В кенонах не электронный затвор, а возможность электронного сброса накопленного заряда, т.е. экспозиция от сброса и до закрытия шторки затвора.
        Имею опыт съемки жуков с использованием объектива от микроскопа тут несколько фото: https://www.flickr.com/photos/megaelektronik/albums/72157642494483463.
        Тут вибрации проявляются во всей красе… пробовал и светодиоды и галогенки, но приходится спасаться только коротким импульсом вспышки.
        Для таких фото приходится делать стек глубиной 200-300 и более кадров.
        Не настаиваю, просто делюсь опытом…


  1. grims
    03.08.2016 10:36

    Спасибо за статью, но мне кажется что тема не до конца раскрыта, хотелось услышать/увидеть больше способов или хитростей при фотографировании Луны и ее поверхности.
    Странно, но в вики написано что спутник Земли в суперлуние выглядит на 14 % больше в диаметре и на 30 % ярче , а это почти в два раза больше чем 8%.
    Кому верить, наверное нужно проверять самому…


    1. MegaElektronik
      03.08.2016 10:58
      +1

      тут сказано что на 8 процентов больше от «средней», а в вики разница от минимума до максимума. Т.о. можно сказать что в микролуние она меньше на 14 — 8 = 6 процентов чем «средняя».


    1. Arch0n
      04.08.2016 13:40
      +1

      30% ярче это на самом деле тоже не много. Восприятие света человеком логарифмическое. 30% разницы заметно будет с трудом http://www.vokrugsveta.ru/telegraph/theory/767/