Я работаю в крупной национальной компании и занимаюсь вопросами выбора и внедрения информационных систем. Передо мной стояла задача выбора системы электронного документооборота для нашей компании и в результате этой работы хочу поделиться полученным опытом. Какую из систем этого обзора мы выбрали раскрывать не буду, тем более, что у каждой компании свои предпочтения и принятое решение для нашей компании может быть не лучшим применением в другой компании.
Классический документооборот в средних и крупных предприятиях не является ключевым процессом производственной деятельности. При этом отсутствие автоматизации документооборота или неэффективная автоматизация съедает много времени у сотрудников на согласование и подписание документов. А вы представьте идеальную картину: сотрудник отправляет документ на согласование, и его руководитель за ноутбуком согласовывает документ находясь на совещании, директор департамента согласовывает на телефоне, находясь на деловой встрече, а директор подписывает документ на планшете в такси по дороге в аэропорт. А теперь задумайтесь, что это уже работает во многих компаниях и как это ускорило их деятельность!
В Казахстане рынок СЭД представлен следующими продуктами (формулировка и пунктуация взята с официальных сайтов продуктов и сохранена):
- 1С: Документооборот (Россия)
- Система Электронного Документооборота «InDocs» (Казахстан)
- Е1 Евфрат (Россия)
- Система электронного документооборота «Documentolog» (Казахстан)
- Единая система электронного документооборота государственных органов Республики Казахстан (ЕСЭДО) (Казахстан)
- Портальная система электронного документооборота «ТЕНГРИДОК» (Казахстан)
- Система электронного документооборота ARTA SYNERGY (Казахстан)
- CЭД Docsvision (Россия)
- Система электронного документооборота Эвридок (Казахстан)
- DIRECTUM (Россия)
Сравнение будем делать по следующим критериям:
- Юзабилити
- Функциональность
- Конфигурируемость
- Стоимость
Перед тем как начать
Для оценки систем были запрошены демо-версии продуктов, документация, презентации. По результатам были исключены следующие системы в виду невозможности проведения оценки:
- Система Электронного Документооборота «InDocs» (Казахстан)
- Система электронного документооборота Эвридок (Казахстан)
Причина: поставщики не предоставляют демо-версию, документацию, в свободном доступе отсутствуют скриншоты системы.
Юзабилити
1С: Документооборот (Россия)
Рабочий стол (толстый клиент)
Начальная страница (тонкий клиент)
Впечатление: для меня как дилетанта в 1С интерфейс (программировал в 1С 6 версия около 1 месяца в 2004 году, но ни разу не работал как пользователь) показался очень формализованным и откровенно сложным! При выполнении операций заметны временные задержки. В веб-версии приложенные файлы невозможно просмотреть в браузере – обязательно нужно скачивать. Операции в СЭД сопровождаются открытием множества окон.
Е1 Евфрат (Россия)
Главная:
Впечатление: продуманная система с классическим подходом к реализации документооборота (навигация по документам и задачам находится слева, отображение журнала и карточек документов – справа). Имеется подсветка документов в зависимости от статуса. Операции выполняются быстро без ощутимых задержек. Дизайнер маршрутов показался простым и есть опасение, что построение сложных маршрутов не представляется возможным.
Система электронного документооборота «Documentolog» (Казахстан)
Журнал документов:
Портальная функциональность:
Впечатление: для отечественной (казахстанской) разработки хорошее начало. СЭД включает еще и портал (точнее не портал, а фиксированное количество разделов на выбор для публикации новостей, дней рождений и т.д.). Основной фишкой СЭД по заявлению разработчиков является то, что нет необходимости прикреплять документ к карточке, потому что карточка уже содержит поле для ввода содержимого документа (хотя такой же подход есть и в других системах, например, в ряде конфигураций IBM Lotus). К скорости работы СЭД нареканий нет. Графический интерфейс воспринимается сырым – вероятно следует подключить дизайнера, чтобы этот момент не напрягал глаз.
Единая система электронного документооборота государственных органов Республики Казахстан (ЕСЭДО) (Казахстан)
Впечатление: компания IBM в свое время хорошо поработала в Казахстане и это послужило тому, что по госзаказу разработана СЭД для автоматизации гос органов под брендом «ЕСЭДО». В настоящее время любая негосударственная компания может приобрести ЕСЭДО. Графический интерфейс морально устаревший, крайне формализованный. Инструментов по какому-либо значимому конфигурированию СЭД не обнаружено.
Портальная система электронного документооборота «ТЕНГРИДОК» (Казахстан)
Рабочая область:
Портальная функциональность:
Впечатление: казахстанский продукт. Графический интерфейс современный, так называемый flat-дизайн. Работать с СЭД приятно и назначение той или иной кнопки вопросов не вызывает. Вместе с СЭД идет портал с коробочной функциональностью (с возможностью кастомизации своими силами). ТЕНГРИДОК позволяет работать с форматом файла Microsoft Word в браузере и поддерживает одновременное редактирование файла несколькими сотрудниками.
Система электронного документооборота ARTA SYNERGY (Казахстан)
Потоки работ:
Впечатление: разработчик заявляет, что вы покупаете платформу, которая может все (управление проектами, контентом и т.д.). При работе с платформой не возникает ощущения платформенности, а скорее ощущение наличия нескольких подсистем. Идея заложена хорошая, которая требует значительного наращивания функционала и гибкости. Демо-стенд работает крайне медленно (возможно из-за загрузки канала хостинга ARTA SYNERGY)
CЭД Docsvision (Россия)
Впечатление: данная СЭД – один из лидеров на российском рынке, но на рынке Казахстана представлена слабо. Docsvision – это толстый клиент, который встраивается в веб-браузер. Графический интерфейс современный, удобный в использовании, но с сюрпризами: реквизит выбора сотрудника требует привыкания и в целом нужно смириться, что кликать по несколько раз для выполнения операции – это повседневная реальность. К сожалению, даже на демо-данных все жутко тормозит.
DIRECTUM (Россия)
Папки документов:
Впечатление: много кнопочек. Функционал формализован и для выполнения той или иной задачи нужно задуматься где и что нажать, куда перейти. Систему нельзя назвать современной и отзывчивой к пользователю.
Функциональность
Сравнение функциональности каждой СЭД представлена в таблице ниже.
Сравнение функциональности СЭД
Функциональное требование | 1С: Документооборот | Е1 Евфрат (Россия) | Система электронного документооборота «Documentolog» | Единая система электронного документооборота государственных органов Республики Казахстан (ЕСЭДО) | Портальная система электронного документооборота «ТЕНГРИДОК» | Система электронного документооборота ARTA SYNERGY (Казахстан) | CЭД Docsvision | DIRECTUM |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Наличие полнофункционального web-интерфейса для рабочих мест: пользователя | Нет, как отдельный модуль с ограничениями | Нет, есть ограничения | Да | Нет | Да | Да | Нет, только IE и ОС Windows | Нет, есть ограничения |
администратора | Нет | Нет | Да | Нет | Да | Да | Нет, только IE и ОС Windows | Нет |
Мультиязычность интерфейса: русский | Да | Да | Да | да | Да | Да | да | Да |
английский | Да | Нет | Нет | нет | Да | ? | Да | ? |
казахский | Да | Нет | Да | да | Да | Да | нет | Нет |
возможность локализации | Да | ? | Да | да | Да | Да | да | Да |
Интеграция с SharePoint | ? | Да | Нет | Нет | Да | Нет | да | Нет |
Интеграция с другими системами | Да | Да | Да | Да | Да | ? | да | Да |
Встроенный «конструктор форм», для самостоятельного создания форм заявок и печатных форм документов посредством пользовательскогоинтерфейса | Да | да | Да | Да | да | Да | да | Да |
Встроенный инструмент «BPM» для настройки маршрута процессов посредством пользовательского интерфейса | Да | да | Да, без графического дизайнера | Да | да | Да, без графического дизайнера | да | Да |
Встроенный «конструктор отчетов», для формирования отчетности посредством пользовательского интерфейса | Да | да | Да | Да | да | Да | да | Да |
Работоспособность системы на каналах связи от 512 кбит/сек | Да | Да | Да | Да | да | Да | да | Да |
Обеспечение совместной работы до 400 пользователей без потери производительности | Да | Да | Да | Да | да | Да | да | Да |
Поддержка электронных подписей | Да | Да, казахстанские провайдеры не поддерживаются | Да, Поддержка TumarCSP, IOLA, КЦМР. Требуется установка Java на клиентском компьютере | Да | Да, Поддержка ЭЦП, а также применение ЭЦП посредством ее визуального отображения (логические метки). Поддержка провайдеров НУЦ РК, ТУМАР-CSP, Службы сертификации Microsoft Active Direсtory. Отсутствие необходимости загрузки Java-апплетов в браузер для подписи карточекдокументов. | Да | Да, казахстанские провайдеры не поддерживаются | Да, казахстанские провайдеры не поддерживаются |
Наличие преднастроенных процессов и документов в базовой версии системы: классических (входящие/исходящие, канцелярия, служебные записки, кадровые процессы, задачи, номенклатура дел и т.д.) неклассические (внутренние документы, различные типы заявок, договора, доверенности ит.д.) банковских (Кредитные договоры, Клиентское досье, Внешний и внутренний аудиты, Обработка запросов клиентов и т.д.) | Да | Да | Да | Да | Да | Да | да | Да |
Возможность ведения дискуссий/обсуждений | Да | Нет | Нет | Нет | Да | Да | Да | Нет |
Календарь событий | Да | Да | Да | Нет | Да | Да | нет | Нет |
Основные функции | ||||||||
Возможность управления электронными документами (создание и хранение различных документов(форм), аттачей к ним, поддержка жизненного цикладокументов, назначение прав доступа, ведение истории работы, различные виды поиска и навигации) | Да | Да | Да | Да | Да | Да | Да | Да |
Возможность управления процессами (поддержка процессов согласования и обработки документов, выдача заданий и контроль их исполнения, обеспечение взаимодействия между сотрудниками в ходе бизнес-процессов); | Да | Да | Да | Да | Да | Да | Да | Да |
Ведение канцелярии (ведение номенклатуры дел, рассылка и контроль местонахождения бумажных документов, организация обмена электроннымидокументами с электронной цифровой подписью (ЭЦП) и т.д.); | Да | Да | Да | Да | Да | Да | Да | Да |
Возможность управления совещаниями и заседаниями (подготовка и проведение совещаний и заседаний (согласование места, времени, составаучастников, повестки), формирование и рассылка протокола, контроль исполнения принятых решений); | Нет | Да | Нет | Да | Да + бронирование конференцзалов в Exchange или локально | Да | Да, требуется покупка дополнительных лицензий | Да, требуется покупка дополнительных лицензий |
Возможность управления показателями KPI (оперативный контроль и анализ бизнес-процессов по показателям KPI, в том числе с поддержкойсистемы сбалансированных показателей (BSC / KPI). | Да | Нет, Реализуется по запросу заказчика | Нет | Нет | да | Да | нет | Да, требуется покупка дополнительных лицензий |
Интеграция с Active Directory | ||||||||
Наследование данных для авторизации (логин, пароль) в ЭД с AD | Да | Да | Да | Да | Да | ? | Да | Да |
Наследование личных данных пользователя с AD | Да | Да | Да | Да | Да | ? | Да | Да |
Наследование перечня информационных ресурсов с AD | ? | ? | Нет | Нет | Да | ? | нет | Нет |
Двухсторонняя синхронизация с AD | Нет | Нет | Нет | Нет | Да | Нет | Да | Нет |
Интеграция с Outlook | ||||||||
Возможность интеграции с Microsoft Outlook | Да | Да | Нет | Да | Да | Нет | Да | Да |
Возможность одобрения/отказа в одобрении с указанием причины заявки, обрабатываемой в системе ЭД, посредством outlook (пользователюприходит уведомление на его e-mail, содержащее краткие данные по заявки, особые отметки уже согласовавших/отказавших лиц заявку, ссылку назаявку с системе СЭД – у пользователя есть возможность одобрить или отказать в одобрении данной заявки из почты, не заходя в систему ЭД. | Нет | Нет, Реализуется по запросу заказчика | Нет, Реализуется по запросу заказчика | Нет | Нет, Реализуется по запросу заказчика | Нет, Реализуется по запросу заказчика | Нет | Нет |
Уведомления | ||||||||
Возможность рассылки различных уведомлений на e-mail | Да | Да | Да | Да | Да | Да | Да | Да |
Возможность настройки рассылки уведомлений, посредством пользовательского интерфейса, для различных событий в системе. | Да | Да | Да | Да | Да | Да | Да | Да |
Рассылка уведомлений при возникновении сбоев в системе | Да | Да | Нет | Да | да | Да | Да | Да |
Рассылка уведомлений по событиям, возникающим в ходе выполнения бизнес-процессов | Да | Да | Да | Да | Да | Да | Да | Да |
Рассылка уведомления при наступлении deadline (срок исполнения задачи, срок истечения действия заявки и т.п.) | Да | Да | Да | Да | Да | Да | Да | Да |
Возможность автоматической рассылки отчетов на e-mail | Да | Да | Нет | Да | Нет | Нет | Нет | Нет |
Работа с документами | ||||||||
Возможность ручного ввода документов | Да | Да | Да | Да | Да | Да | Да | Да |
Возможность размещения документов посредством сканирования | Да | Да | Да | Да | Да | Да | Да | Да |
Работа с формами (создание документа на основании формы и его хранение в системе) | Да | Да | Да | Да | Да | Да | Да | Да |
Возможность импорта/экспорта документов | Да | Да | Да | Да | Да | Нет | Да | Да |
Наличие пользовательского интерфейса для настройки бизнес процессов по работе с документами | Да | Да | ? | Да | Да | Да | Да | Да |
Наличие встроенной программы просмотра документов, позволяющей получить доступ к документам разнообразных форматов без загрузкиресурсоемких приложений. | Нет | Нет | Да | Нет | Да | Да | Да | ? |
Наличие встроенной программы просмотра документов, позволяющей редактировать документы Microsoft Office без загрузки ресурсоемкихприложений. | Нет | Нет | Нет | Нет | Да | Нет | Нет | Нет |
Возможность параллельного согласования документов | Да | Да | Да | Да | Да | Да | ||
Возможность смешанного согласования с группировкой согласующих | Нет | Нет | Нет | Да | Нет | Да | Да | |
Возможность параллельного редактирования документов | Нет | Нет | Нет | Нет | Да | Нет | Нет | Нет |
Наличие и соблюдение версионности при работе с документами | Да | Да | Да | Да | Да | Да | Да | Да |
Журналирование действий пользователей при работе с документами | Да | Да | Да | Да | Да | Да | Да | Да |
Возможность долговременного хранения документов | Да | Да | Нет | Да | Да | ? | Да | Да |
Распознавание текста | Нет | Да | Да | ? | Да | Нет | Да | Да |
Лингвистический перевод документов русский-казахский, казахский-русский | Нет | Нет | Да | ? | Да | ? | Нет | Нет |
Замещение сотрудника | Да | Да | Да | Да | Да | Да | Да | Да |
Делегирование задач сотрудникам | ? | Да | ? | Да | Да | Нет | Да | Да |
Архивирование документов | ||||||||
Наличие архива документов | Да | Да | Нет | Да | Да | ? | Да | Да |
Возможность работы с документами, находящимися в архиве | Да | Да | Нет | Да | Да | ? | Да | Да |
Наличие возможности размещения архивов документов на разных носителях\серверах. | Да | Да | ? | ? | Да | ? | Да | Да |
Наличие функционала для настройки правил хранения документов | Да | Да | ? | ? | Да | ? | Да | Да |
Автоматическое формирование описи для списания документов в архив | Да | Да | Нет | Нет | Да | Нет | Да | Да |
Автоматическая подстановка номенклатуры в карточку документа | Нет | Нет | ? | ? | Да | ? | Да | ? |
Поиск документов | ||||||||
Наличие функции поиска документов. | Да | Да | Да | Да | Да | Да | Да | Да |
Возможность поиска документа по атрибутам | Да | Да | Да | Да | Да | Да | Да | |
Возможность поиска документа по содержимому | Да | Да | Да | Да | Да | Да | Да | |
Логирование | ||||||||
Наличие логирования действий пользователей и администраторов системы. | Да | Да | ? | Да | Да | ? | Да | Да |
Наличие логирования при отправке уведомлений системы | Да | ? | ? | Да | Да | ? | Да | Да |
Наличие логирования всех изменений, связанных с отдельно взятым файлом/документом. | Да | Да | ? | Да | Да | ? | Да | Да |
Наличие в логе информации о дате, времени, типе вносимых изменений, данных пользователя, осуществившего изменение. | Да | Да | ? | Да | Да | ? | Да | Да |
Наличие логирования ошибок системы | Да | Да | ? | Да | Да | ? | Да | Да |
Наличие в логе ошибок информации о дате, времени, наименовании объекта/функции системы, при отработке которых произошла ошибка; описаниеошибки – четкое и понятное. | Да | Да | ? | Да | Да | ? | Да | Да |
Отчетность | ||||||||
Наличие возможности формирования отчетности | Да | Да, содержит в своём составе мощный встроенный Менеджер отчетов | Да | Да | Да | Да | Да | Да |
Возможность формирования отчетности по всем данным загружаемым и хранящимся в системе (пользователи, группы пользователей, орг.структура, ресурсы, уровни доступов к ресурсам, задачи, заявки и т.д.) | Да | Да | Нет | Да | Да | ? | Да | ? |
Возможность формирования отчетности по процессам, осуществляемым в системе | Да | Да | Да | Да | Да | Да | Да | Да |
Наличие пользовательского интерфейса для формирования отчетности | Да | Да | Да | Да | Да | Да | Да | Да |
Возможность самостоятельного создания новых отчетов и редактирование существующих | Да | Да | Да | Да | Да | ? | Да | Да |
При формировании отчетов в системе ЭД должна быть предусмотрена возможность настройки даты/периода для формирования отчета | Да | Да | Да | Да | Да | Да | Да | Да |
Выгрузка отчетов в формате xls / .xlsx | Да | Да | Да | Да | Да | Нет | Да | Да |
Возможность настройки автоматического формирования отчета с указанием периодичности его формирования и отправка на указанный e-mail | ? | ? | ? | Да | ? | Нет | Нет | ? |
Требования к бизнес процессам | ||||||||
Поддержка организационной структуры | Да | Да | Да | Да | Да | Да | Да | Да |
Поддержка ролевых групп | Да | ? | ? | Да | Да | Да | Да | Да |
Возможность переназначения задач (настройка возможность переназначения в зависимости от роли пользователя) | Да | ? | Да | Да | Да | Да | Да | Да |
Возможность запуска одного процесса из другого | ? | Да | Нет | ? | Да | ? | Да | Да |
Наличие графического представления схем бизнес-процессов | Да | Да | Нет | ? | Да | Нет | Да | Да |
Возможность изменения бизнес-правил существующего процесса | Да | Да | Да | Да | Да | Да | Да | Да |
Возможность создания нового бизнес-процесса на основе существующего бизнес-процесса | ? | Да | ? | Да | Да | Да | Да | Да |
Возможность интеграции этапов бизнес процесса с другими информационными системами | ? | Нет | ? | Да | Да | Да | Да | Да |
Функции контроля времени рассмотрения /исполнения заявки/задачи | ? | ? | ? | Да | ? | ? | Да | Да |
Возможности настройки параллельного согласования документов | Да | Да | Да | Да | Да | Да | Да | Да |
Возможности настройки последовательного согласования документов | Да | Да | Да | Да | Да | Да | Да | Да |
Возможность настройки «жестких»(прерывание БП) и «мягких»(предупреждение) проверок при отработке бизнес-процесса | Да | ? | ? | Да | Да | ? | Да | Да |
Возможность настройки «отката назад» процесса на один/несколько шагов | Да, если предусмотрено процессом | ? | Нет | ? | Да, если предусмотрено процессом | Нет | Да, если предусмотрено процессом | ? |
Возможность обсуждения заявки задействованными в процессе лицами на любом этапе бизнес процесса без предварительного одобрения/отказа водобрении. | Да | Нет | Нет | Нет | Да | Да | Да | Да |
Конструктор форм | ||||||||
Возможность редактирования существующих форм документов посредством пользовательского интерфейса | Да | Да | Да | Да | Да | Да | Да | Да |
Возможность размещения на формах информационных уведомлений и их отображения в зависимости от условий бизнес-процесса | ? | ? | ? | ? | ? | ? | Да | ? |
Настройка реквизитов задания | Нет | Нет | Нет | ? | Да | Нет | Да | ? |
Настройка взаимодействия компонентов без кастомизации компонентов и системы | Нет | ? | Нет | Нет | Да | ? | Нет | ? |
Настройка реквизитов документов, справочников, бизнес-процессов | Да | Да | Да | Да | Да | Да | Да | Да |
Настройка иерархических справочников | Да | ? | ? | Да | Да | Да | Да | Да |
Модификация | ||||||||
Обновление существующей версии системы при переходе на новую ее версию с сохранением накопленной информации | Нет | Да | ? | Да | Да | ? | Да | ? |
Возможность расширения и внедрения новых функций системы | Да | Да | Да | Да | Да | Да | Да | ? |
Кроссбраузерность | ||||||||
Корректное отображение Web — интерфейса системы в следующих браузерах: — Microsoft Internet Explorer 8.x и выше; — Mozilla Firefox 3.х и выше;- Google Chrome |
Да | Да | Да | Не применимо | Да | Да | Да | Да |
Распределенность | ||||||||
Работоспособность системы в территориально-распределенном режиме, в том числе с каналом связи до 512 кбит/сек | Да | Да | Да | Да | Да | Да | Да | Да |
Поддержка взаимодействия с удаленными пользователями | Да | Да | ? | Да | Да | ? | Да | Да |
Безопасность | ||||||||
Поддержка работы через https-протокол, обеспечение возможности контроля доступа с использованием алгоритма SSL | Да | Да | ? | Да | Да | ? | Да | Да |
Обеспечение аудита действий пользователей (журналирование действий) с указанием пользователя, времени, типа действия и результата еговыполнения | Да | Да | ? | Да | Да | ? | Да | Да |
Регистрация событий входа пользователя в систему | Да | Да | ? | Да | Да | ? | Да | ? |
Настройка на отдельные объекты и действия различных уровней аудита | Нет | ? | Нет | Нет | ? | Нет | Нет | Нет |
Документация | ||||||||
Руководство администратора | Да | Да | Да | Да | Да | Да | Да | Да |
Руководство пользователя | Да | Да | Да | Да | Да | Да | Да | Да |
Руководство разработчика | Да | Да | ? | Да | Да | ? | Да | ? |
Документация по системе: — процедуры инсталляции и настройки системы;- интеграции в существующую инфраструктуру; — настройки производительности; — устранения проблем; — описание объектов системы. |
? | ? | ? | Да | ? | ? | Да | Да |
Документация для пользователей, администраторов и разработчиков изложена на русском языке | Да | Да | Да | Да | Да | Да | Да | Да |
Лицензирование | ||||||||
Обучение сотрудников (администратора, пользователя и разработчика) работе с системой в рамках внедрения системы | Да | Да | Да | Да | Да | Да | Да | Да |
Отсутствие истечения срока действия лицензий | Да | Да | Да | Да | Да | Да | Да | Да |
Лицензионная чистота поставляемого программного обеспечения | Да | Да | ? | Да | Да | ? | Да | Да |
Отсутствие требования лицензирования объема обрабатываемых данных | Да | Да | Да | Да | Да | Да | Да | Да |
Отсутствие требования отдельного лицензирования рабочих мест администраторов | Да | Конкурентная лицензия (за каждого активного пользователя, подключенного в данный момент к СЭД, количество рабочих мест и учетных записей неучитывается). Также для выделенных сотрудников (руководители, администраторы, ключевые бизнес-пользователи) можно управлять именованнымилицензиями | Да | Да | Да | Да | Да | Да |
Отсутствие требования отдельного лицензирования рабочих мест разработчиков(конфигураторов) | Да | ? | Да | Да | Да | Да | Да | ? |
Мобильность | ||||||||
Работа на мобильных устройствах через браузер | Да | Да | Да | Не применимо | Да | Да | Да | Да |
Мобильные приложения Android, iOS | Да (но фактически работать с ними невозможно) | Да | Да | Нет | Нет | Да | Да | Да |
Портальная функциональность | ||||||||
Дни рождения, новости, объявления | Да | Нет | Да | Нет | Да | Да | Нет | Нет |
Полная функциональность | Нет | Нет | Нет | Нет | Да | Нет | Нет | Нет |
Дополнительные модули | ||||||||
Графики работ, табель учета времени, учетные ведомости, календарь праздничных и выходных дней | Нет | Нет | ? | Нет | Да | Только график работ | Нет | ? |
Ежедневник | Нет | Нет | Да | Нет | Да | Да | Нет | Нет |
Управление совещаниями | Нет | Нет | Нет | Нет | Да | Нет | Да | Да |
Постановка целей | Нет | Нет | Нет | Нет | Да | Да | Нет | Нет |
Управление проектами | Нет | Нет | Нет | Нет | Нет | Да | ? | Да |
CRM | Нет | Приобретается отдельно | Нет | Нет | Нет | Да | Нет | Да |
Кадровый учет | Нет | Нет | Нет | Нет | Нет | Нет | Нет | Да |
Заявки | Нет | Нет | Да | Нет | Да | Нет | ? | Да |
В этой таблице могут быть ошибки, т.к. вендеры используют свою терминологию, функциональные возможности при одинаковом наименовании отличаются.
Стоимость
Стоимость лицензий, услуг внедрения, обучения и технической поддержки указаны ниже.
Стоимость лицензий, услуг внедрения, обучения и технической поддержки, в тенге
Товар/услуга |
1С: Документооборот, в тенге |
Е1 Евфрат (Россия), в тенге |
Система электронного документооборота «Documentolog», в тенге |
Единая система электронного документооборота государственных органов Республики Казахстан (ЕСЭДО), в тенге |
Портальная система электронного документооборота «ТЕНГРИДОК», в тенге |
Система электронного документооборота ARTA SYNERGY (Казахстан), в тенге |
CЭД Docsvision, в тенге |
DIRECTUM, в тенге |
Лицензирование 100 рабочих мест |
2 772 000 |
2 860 000 |
4 000 000 |
Не применимо |
7 650 000 |
Нет информации |
3 000 850 [1] |
5 148 000 [2] |
Предпроектное обследование (техническое задание) |
750 000 [3] |
1 595 000 |
450 000 |
956 250 |
7 972 750 |
4 750 000 |
||
Внедрение |
750 000 |
3 670 000 |
2 800 000 |
|||||
Обучение (пользователи + технические специалисты) |
132 500 |
412 500 [4] |
468 000 |
497 250 |
394 350 |
|||
Техническая поддержка в течении 12 месяцев |
180 000 |
858 000 |
1 450 000 [5] |
765 000 |
0 |
|||
Итого: |
4 584 500 |
9 395 500 |
9 168 000 |
9 868 500 |
10 973 600 |
10 292 350 |
[1] Базовая комплектация
[2] Базовая комплектация
[3] Стандартное внедрение с трудозатратами 0,5 чел/месяц
[4] Обучение проводится посредством вебинара
[5] В течении 9 месяцев
По отношению к ценам на российские системы была выполнена конвертация валюты исходя из курса 5,5 тенге за 1 рубль.
Комментарии (28)
ars_ivanov
14.09.2016 14:59Вообще то 1С имеет полнофункциональное рабочее место пользователя и администратора.
http://docflow.demo.1c.ru/corp/ru_RU/manifest1
14.09.2016 15:01Я искал конфигурирование бизнес-процессов через веб-интерфейс, но не смог найти. Вы не могли бы предоставить подтверждение ваших слов (скриншот или ссылка на документацию?)
ars_ivanov
14.09.2016 15:34Бизнес процессы настраиваются в шаблонах процессов
http://docflow.demo.1c.ru/corp/#e1cib/command/ОбщаяКоманда.ШаблоныБизнесПроцессовmanifest1
15.09.2016 06:24Как редактировать маршрут процесса (блок схему)? В толстом клиенте при выделении процесса справа отображается маршрут. А в тонком клиенте я не могу найти эту функциональность.
nachit
16.09.2016 06:30А еще в 1С есть управление проектами, а CRM и кадровый учет реализованы в отдельных продуктах 1С, но с интеграцией с документооборотом.
ks0
14.09.2016 17:30Насколько такие системы в плане контроля исполнения заданий могут конкурировать со специализированными системами управления задачами или проектами типа Мегаплана, Redmine, например, и прочих? Вообще прослеживается какая-то тенденция наполнения СЭД функционалом системы управления проектами, а последних наоборот функциями документооборота? Мне кажется или они сливаются в одно? Я давно от жизни отстал, последний раз с подобными сталкивался лет 7 назад в СЭД Мотив…
manifest1
15.09.2016 12:19Мегаплан и подобные системы предназначены для назначения задач себе и своим подчиненным, контроль рабочего времени и взаимоотношение с клиентами. СЭД же в первую очередь предназначен для автоматизации документов или процессов и управление задачами, контроль рабочего времени, а также CRM являются вкусными опциями. Т.е. на текущий день есть условно 2 категории СЭД: Первая — это классический документооборот, Вторая — это классический документооборот + управление задачами, контроль времени, CRM и т… д.
susumanin
15.09.2016 06:31Что касается 1С, то во многих местах где стоит "?" нужно поменять на «Да» (рассылка отчетов, протоколирование входа ...). В ряде моментов где стоит «Нет» тоже нужно поправить на «Да» (например, управление проектами (вроде как интеграция с МС Проджектом имеется) имеется, пью календарь с графиками работ там, разумеется, есть, иначе как система будет контролировать сроки, выполнение задач из почты тоже имеется).
manifest1
15.09.2016 06:36Спасибо за замечание. Исправил рассылку отчетов и протоколирование входа. Касательно интеграции с MS Project требуется разработка программистами, поэтому этот пункт оставляем без изменений. Касательно «календаря с графиками работ» согласно таблице в статье в 1С Календарь событий имеется, в вот полноценного функционала «Графики работ, табель учета времени, учетные ведомости, календарь праздничных и выходных дней» в 1С не обнаружено.
susumanin
15.09.2016 14:19По пунктам:
— Возможность одобрения/отказа в одобрении с указанием причины заявки… из почты без запуска СЭД — это есть из коробки
— Распознавание текста — из коробки умеет использовать внешнее (в том числе бесплатное) ПО для распознавания
— Делегирование — конкретную задачу делегировать другому нельзя, но можно настроить делегирование всех задач по подсистемам (работа с внутренними документами, согласования и т.п.)
— Автоматическая подстановка номенклатуры в карточку документа — есть, настраивается через шаблоны документов
— Возможность настройки автоматического формирования отчета с указанием периодичности его формирования и отправка на указанный e-mail — есть
— Раздел «Требования к БП» — все Да кроме интеграции
— Обновление существующей версии системы при переходе на новую ее версию с сохранением накопленной информации — Да
— Мобильные приложения Android, iOS — сам не пользовался, но в группах 1С в фейсбуке активно обсуждается использование, т.е. люди пользуются.
— Управление проектами таки тоже есть
ogr
15.09.2016 10:18Волей случая занимаюсь внедрением Docsvision. Там тоже не все пункты, где стоит «Нет», реально отсутствуют. Так что, думаю, по всем системам есть примерно 20% ошибок.
manifest1
15.09.2016 12:23Спасибо, DocsVision тоже подробно изучали. Не могли бы вы конкретно указать где есть несоответствие? Дело в том, что некоторые вендоры заявляют о поддержке функции, но в той формулировке, в которой они представлены в таблице функция не поддерживается, либо поддерживается не полностью. Например в DocsVision можно работать с браузера, но извините какой же это тонкий клиент, если работает только под Windows и только на ПК?
ogr
15.09.2016 13:58Постараюсь по пунктам.
1. «Наличие полнофункционального web-интерфейса для рабочих мест» — такое ощущение, что вы смотрели версию 4.х. Там, действительно, вся работа шла через «толстый» клиент, написанный на ActiveX и открываемый в IE. Сейчас (в версии 5.х) есть два клиента: «толстый» клиент, который является полноценным виндовс-приложением, запускаемый через .exe-файл; и веб-клиент, который на сегодняшний день покрывает порядка 70% сценариев работы с СЭД. Есть один нюанс, что часть функций администрирования вынесено в отдельный клиент, который реально запускается в IE.
2. Английский язык в базовой поставке есть, платформа его полностью поддерживает. А вот язык внутри настроенных решений зависит исключительно от того, кто решение настраивал.
3. «Возможность ведения дискуссий/обсуждений» — если под этим понимается некое подобие чата внутри документа, то есть специальный контрол «Комментарии». Если же какой-то встроенный месенджер, то да — его нет.
4. «Возможность одобрения/отказа в одобрении с указанием причины заявки, обрабатываемой в системе ЭД, посредством outlook» — есть отдельный модуль, который позволяет делать это вообще из любого почтового клиента. По факту используется особым образом формируемый ответ в адрес системы. Можно глянуть концепцию тут: http://www.docsvision.com/products/e-mail-client/
5. «Возможность формирования отчетности по всем данным загружаемым и хранящимся в системе», «Возможность формирования отчетности по процессам, осуществляемым в системе» — всё, что вы храните в системе, можно вывести с помощью табличного отчёта. Хоть телефонный справочник на базе списка сотрудников, хоть список документов по типам.
6. «Возможность размещения на формах информационных уведомлений и их отображения в зависимости от условий бизнес-процесса » — для этого есть «Конструктор разметок», который позволяет пользователю в зависимости от его роли и состояния документа показывать один и тот же документ абсолютно по-разному. Соответственно, можно и уведомления туда добавить.
7. «Настройка реквизитов задания» — есть в том же конструкторе.
8. «Обновление существующей версии системы при переходе на новую ее версию с сохранением накопленной информации» — безусловно есть.
9. «Регистрация событий входа пользователя в систему» — есть.
10. «Руководство разработчика» — есть, просто доступно на форуме тех.поддержки, а не на основном сайте.
11. «Лицензионная чистота поставляемого программного обеспечения» — как же без неё? :)
12. «Отсутствие требования отдельного лицензирования рабочих мест разработчиков» — разработчик такой же пользователь, никаких доп. лицензий ему не нужно.
13. «Работа на мобильных устройствах через браузер» — веб-клиент работает, стационарный, конечно же, нет.manifest1
16.09.2016 07:03Спасибо, за ценные замечания. Вы вносите большой вклад в актуальность информации о DocsVision.
Пункты 2-3, 5-13 исправил. Касательно пункта 1 не могу согласиться, т.к. в функциональном требовании сказано «ПОЛНОФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ веб-интерфейс». Касательно пункта 4 необходимо закупать отдельный модуль, что повлияет на итоговую цену и будет несправедливо по отношению к другим вендорам: при стоимости базовой версии учитывать функционал дополнительных платных модулей.
Diaskhan
15.09.2016 13:01+1Уважаемый АФФтор в список не включили СЭД ТЕЗИС на базе Cuba Platform. Очень продвинутая СЭД.
Огромное спасибо за обзор, как раз Выбираем СЭД для предприятия!
AbNorman
15.09.2016 13:35Видно что проделана крупная работа — хвалю. И тем не менее очень, очень много несоответствий с действительностью именно поэтому статья получилось не очень то и полезной.
manifest1
15.09.2016 13:36+1Спасибо. Уточните где именно имеются несоответствия? Готов проверить и исправить каждый пункт.
E-Chayka
15.09.2016 14:09Неточная информация по СЭД DIRECTUM. Не понятно, по каким сведениям была составлена информация…
Кстати табличка корректно отображается только в Хроме. Лучше было бы разделить по несколько столбцов.
По пунктам:
Наличие полнофункционального web-интерфейса для рабочих мест: пользователя — Да.
английский — Да
Казахский – да
Интеграция с SharePoint — Да
Наследование перечня информационных ресурсов с AD — Да
Возможность автоматической рассылки отчетов на e-mail — Да
Наличие встроенной программы просмотра документов, позволяющей получить доступ к документам разнообразных форматов без загрузкиресурсоемких приложений. — Да
Автоматическая подстановка номенклатуры в карточку документа — Да, например, с помощью мастеров действий.
Возможность поиска документа по атрибутам — Да
Возможность поиска документа по содержимому — Да
Возможность ведения дискуссий/обсуждений – Да
Настройка на отдельные объекты и действия различных уровней аудита – Да
Возможность формирования отчетности по всем данным загружаемым и хранящимся в системе (пользователи, группы пользователей, орг.структура, ресурсы, уровни доступов к ресурсам, задачи, заявки и т.д.) — Да
Возможность настройки автоматического формирования отчета с указанием периодичности его формирования и отправка на указанный e-mail — Да
Возможность настройки «отката назад» процесса на один/несколько шагов — Да, если предусмотрено процессом (например, согласование)
Возможность размещения на формах информационных уведомлений и их отображения в зависимости от условий бизнес-процесса — Да
Настройка взаимодействия компонентов без кастомизации компонентов и системы — не понятно что имеется в виду
Обновление существующей версии системы при переходе на новую ее версию с сохранением накопленной информации — Да
Возможность расширения и внедрения новых функций системы — Да
Регистрация событий входа пользователя в систему — Да
Руководство разработчика — Да
Графики работ, табель учета времени, учетные ведомости, календарь праздничных и выходных дней — Да, встроенный функционал в базовый функционал.
Стоимость тоже взята завышенная, говорили о 100 лицензиях, а цены взяты на варианту Enterprise.manifest1
15.09.2016 14:12Спасибо, не берусь комментировать каждый пункт, сообщество обратиться к вашему комментарию как к дополнению к статье, но то что вы перечислили не все входит в базовую версию и в стандартную поставку. Через кастомизацию — согласен, все пункты поддерживаются. Основываюсь исключительно на том, что было в наличии перед написанием статьи.
E-Chayka
15.09.2016 14:15Ну и есть более «легкая» система DirectumRX, и цена там на 100 пользователей на год — 240 400 р.
Andrey_76
16.09.2016 06:31Совсем недавно встретил новую программу IT Audit: Enterprise (сайт делопроизводство.рф). Она правда в другом ценовом диапазоне (дешевле раз в 10), но ребята действительно предложили интересный и удобный интерфейс по задачам, документообороту и учету клиентов. И программа построена по модульному принципу. На мой взгляд, стоит обратить внимание
anre
16.09.2016 07:54Алексей, вы проделали большую работу. Касательно платформы Documentolog имеется ряд неточностей, которые вероятнее всего связаны с тем, что вы собирали информацию на основании демо-версии, содержащей ограниченный функционал.
1. Мультиязычность интерфейса: английский
Да, английский язык поддерживается “из коробки”.
2. Встроенный инструмент «BPM» для настройки маршрута процессов посредством пользовательского интерфейса
В платформе реализована поддержка двух видов дизайнеров бизнес-процессов:
а) Workflow — табличный дизайнер, реализованный в 2008 году,
б) BPM — графический дизайнер, поддерживающий нотацию BPMN 2.0.
3. Поддержка электронных подписей. Требуется установка Java на клиентском компьютере
Да, требуется установленная среда исполнения Java (JRE). Поддерживается NCALayer. Следовательно: Отсутствует необходимость загрузки Java-апплетов в браузер для подписи карточек и документов.
4. Возможность ведения дискуссий/обсуждений
Да, функционал реализован. Добавлен в 3 версии платформы. Дискуссии/обсуждения подключаются на уровне дизайнера бизнес-процессов. Пример реализации — бизнес-процесс “Рабочий документ”.
5. Возможность управления совещаниями и заседаниями (подготовка и проведение совещаний и заседаний (согласование места, времени, составаучастников, повестки), формирование и рассылка протокола, контроль исполнения принятых решений)
Да, функционал реализован. В платформе имеется модуль “Управление совещаниями”, который позволяет бронировать помещение, синхронизировать время и место с календарями пользователей. Если у Заказчика бизнес-процессы по управлению совещаниями исполняются в системе ALMABOARD, то тогда имеется возможность подключить модуль интеграции с ALMABOARD.
6. Рассылка уведомлений при возникновении сбоев в системе
Да, функционал реализован в версии 5.23
7. Возможность долговременного хранения документов
Да, функционал реализован. Функционал Архива доступен как модуль, так и отдельное решение.
8. Возможность делегирования задач сотрудникам
Да, функционал реализован. Настраивается на этапе внедрения. Вариант использования определяется Заказчиком (ЦКР, Перепоручение, Делегирование).
9. Наличие архива документов
Да, функционал реализован. Варианты использования:
а) нативный модуль — архив хранится у Заказчика,
б). модуль интеграции с eАрхив — архив хранится на удаленной системе eАрхив.
10. Возможность работы с документами, находящимися в архиве
Да, функционал реализован.
12. Наличие возможности размещения архивов документов на разных носителях\серверах.
Да, функционал реализован. Для БД используется отдельное подключение. Для FS подключается удаленная папка через NFS/WebDAV/FTP.
13. Наличие функционала для настройки правил хранения документов
14. Автоматическая подстановка номенклатуры в карточку документа
15. Наличие логирования действий пользователей и администраторов системы.
16. Наличие логирования при отправке уведомлений системы
17. Наличие логирования всех изменений, связанных с отдельно взятым файлом/документом.
18. Наличие в логе информации о дате, времени, типе вносимых изменений, данных пользователя, осуществившего изменение
19. Наличие логирования ошибок системы
20. Наличие в логе ошибок информации о дате, времени, наименовании объекта/функции системы, при отработке которых произошла ошибка; описаниеошибки – четкое и понятное.
Да, функционал реализован. Для ознакомления с данным функционалом необходимо перейти по адресу “Панель управления / Система / События”. Также в платформе пишутся системные логи в файловую систему.
21. Возможность формирования отчетности по всем данным загружаемым и хранящимся в системе (пользователи, группы пользователей, орг.структура, ресурсы, уровни доступов к ресурсам, задачи, заявки и т.д.)
Да, функционал реализован. До версии 5.23 отчеты строились только по данным бизнес-процессов. С версии 5.23 имеется возможность формировать отчеты как по справочным данным, так и по данным бизнес-процессов.
22. Поддержка ролевых групп
Да, функционал реализован. Роли пользователя настраиваются в справочнике Роли/Группы.
23. Наличие графического представления схем бизнес-процессов.
Да, функционал реализован в версии 5.23
24. Возможность создания нового бизнес-процесса на основе существующего бизнес-процесса
Да, функционал реализован. Пример, создание новой версии “Исходящего документа” после возвращения на доработку.
25. Возможность интеграции этапов бизнес процесса с другими информационными системами
Да, функционал реализован. Имеется значительный опыт интеграции с 1С и веб-приложениями, а также с другими корпоративными системами.
26. Функции контроля времени рассмотрения /исполнения заявки/задачи
Да, функционал реализован.
27. Возможность настройки «жестких»(прерывание БП) и «мягких»(предупреждение) проверок при отработке бизнес-процесса
Да, функционал реализован. Настраивается на этапе внедрения.
28. Возможность настройки «отката назад» процесса на один/несколько шагов
Да, функционал реализован. Настраивается на этапе внедрения.
29. Возможность обсуждения заявки задействованными в процессе лицами на любом этапе бизнес процесса без предварительного одобрения/отказа водобрении.
Да, функционал реализован. Настраивается на этапе внедрения. См. действие “Комментарий”
30. Возможность размещения на формах информационных уведомлений и их отображения в зависимости от условий бизнес-процесса
Да, функционал реализован. Настраивается на этапе внедрения.
31. Настройка реквизитов задания
Да, функционал реализован. Настраивается на этапе внедрения.
32. Настройка взаимодействия компонентов без кастомизации компонентов и системы
Да, функционал реализован. Настраивается на этапе внедрения.
33. Настройка иерархических справочников
Да, функционал реализован.
34. Обновление существующей версии системы при переходе на новую ее версию с сохранением накопленной информации
Да, функционал реализован.
35. Поддержка взаимодействия с удаленными пользователями
Да, удаленные пользователи работают с системой по HTTP(S)
38. Поддержка работы через https-протокол, обеспечение возможности контроля доступа с использованием алгоритма SSL
Да, HTTPS поддерживается.
39. Обеспечение аудита действий пользователей (журналирование действий) с указанием пользователя, времени, типа действия и результата еговыполнения
Да, функционал реализован.
40. Регистрация событий входа пользователя в систему
Да, функционал реализован.
41. Настройка на отдельные объекты и действия различных уровней аудита
Да, функционал реализован. Для ознакомления с данным функционалом необходимо перейти по адресу “Панель управления / Система / Права доступа”
42. Лицензионная чистота поставляемого программного обеспечения
Платформа Documentolog разработана на основе открытых технологий, не содержит скрытой стоимости.
43. Графики работ, табель учета времени, учетные ведомости, календарь праздничных и выходных дней
Да, функционал реализован в модуле HRM.
44. Управление совещаниями
Да, функционал реализован.
anre
16.09.2016 12:29Скрины платформы Documentolog очень древние (курс доллара в РК не 150 тг, а 339 тг). По идее можно было взять что-то посвежее. Платформа постоянно развивается.
alexxxxxey
16.09.2016 16:39Наше руководство любит рассматривать зарубежные решения и часто ссылаются на золотой квадрат Gartner:
И приходится бесконечно объяснять почему зарубежные системы у нас слабо приживаются: это прежде всего цена (а с текущим курсом цена космос!), методика и стандарты документооборота, юзабилити. И мне понятно, почему автор статьи не рассматривает зарубежные системы и остановился только на российских лидерах и тех, что есть в КЗ. На прошлой работе наш директор настаивал на 1С: Документооборот, обосновывал тем, что в штате есть программист 1С – как же он ошибался. Потому что после внедрения было сложно заставить пользователей начать работать с системой, т.к. она придумана для решения бухгалтерских задач, а не СЭД. В итоге сейчас они ищут альтернативу, т.к. ко всему прочему бизнес-процессы стали жутко тормозить, нужно рассматривать гибкость в возможности построения/изменения уже имеющихся БП в компании, с учётом изменения и адаптации компании к новым процессам в документообороте.
lAmore
Давненько я ждала подобного обзора, рахметик автору. Сама являюсь аналитиком и сталкивалась с задачей выбора СЭД. А здесь такая статья! Вас не уволят за распространение такой информации?
izumcheg
В данном обзоре не представлен еще одна система ECM Company media компании Интертраст. Она установлена в казахстанских банках и российских банках в Казахстане, а также в группе компаний ERG (ENRC).