По опыту разъяснения друзьям вывода правильных многогранников в четырёхмерном пространстве и пространствах высших размерностей, оказывается, что мало кто знает, что такое Символ Шлефли, поэтому решил посвятить этому отдельную статью с картинками, без аналитических вычислений, которые делаются в других статьях, при непосредственном выводе многогранников. Понятие Символа Шлефли будем осваивать от лёгкого к трудному. Самое простое на плоскости.
Как устроен квадрат? Ответ: из четырёх одинаковых сторон. Символ Шлефли {4}
Как устроен правильный девятиугольник? Ответ: из девяти одинаковых сторон. Символ Шлефли {9} Смотрите рисунок:
Правда элементарные вопросы? Давайте в обратную сторону, как называется правильный многоугольник из десяти одинаковых сторон, Символ Шлефли {10}?
Итак, самое простое всё-таки, это Символ Шлефли для двухмерного пространства. Обозначение {p1}, где p1 — целое число большее либо равное 3, просто потому, что двухугольников не бывает, в привычном нам смысле. Число p1 при этом показывает количество рёбер правильного многоугольника (двумерного многогранника), смотрите рисунок выше.
Вроде бы всё очевидно, {3} — правильный треугольник, {4} — квадрат, {9} — правильный девятиугольник, и так далее.
На плоскости — это первый шаг понимания Символа Шлефли, надеюсь понятна связь символа и строения многоугольника, сделаем второй шаг на пути к трудному, — для трёхмерных правильных многогранников ответы на вопросы о строении этих многогранников тоже даёт Символ Шлефли. Т.е. Символ Шлефли обобщает понятие числа сторон правильного многоугольника на правильные многогранники.
А именно: Как устроен Куб?
Т.е. куб получается соединением 3-х квадратов {4}, в каждой вершине. Склейка в одной из вершин показана на видео.
Видео записано под операционной системой Ubuntu, программа записи называется recordmydesktop.
Аналогично своими Символами Шлефли задаются остальные четыре правильных многогранника.
Как устроен Октаэдр?
Как устроен Икосаэдр?
Давайте в обратную сторону, какую фигуру означает Символ Шлефли {3, 3}, 3-хугольники сошедшиеся по 3 в вершине?
Какую фигуру означает Символ Шлефли {5, 3}, пятиугольники по три в вершине?
Вот и весь смысл Символа Шлефли в трёхмерии, для правильных многогранников. В трёхмерии мы можем пощупать правильные многогранники, показать наглядно на картинке, на видео, поэтому наше привычное трёхмерие, это лучшее пространство в котором можно хорошо понять суть Символа Шлефли. А когда этот рубеж будет преодолён, тогда будем углубляться, утрудняться.
Изначально у меня было большое желание напечатать правильные многогранники на 3D принтере, поэтому я начал осваивать бесплатную программу OpenSCAD по рекомендации одной статьи на Хабре.
При этом неожиданно удалось написать алгоритм, который по Символу Шлефли (т.е. по двум входным параметрам p1, p2) строит соответствующий правильный многогранник. Это здорово, что удалось сделать такой унифицированный алгоритм, это самостоятельный небольшой, интересный результат, при этом листинг умещается на одном экране, всего один оператор if и, главное, очень наглядно можно продемонстрировать смысл Символа Шлефли. Этим алгоритмом удалось показать, что строение правильного многогранника в трёхмерии зависит всего от двух параметров {p1, p2} смотрим видео ниже. При просмотре видео нужно выполнить задание, нужно посчитать сколько рёбер у двухмерных граней многогранников и сколько в вершине сходится двухмерных граней. Если вы выполните это задание, то загадка Символа Шлефли для вас навсегда будет раскрыта.
//Символ Шлефли {p1, p2}
/*
{3,3} - Тетраэдр
{3,4} - Октаэдр
{4,3} - Куб
{3,5} - Икосаэдр
{5,3} - Додекаэдр
*/
p1=5; //количество рёбер в двумерной грани
p2=3; //количество граней в каждой вершине
//точность прорисовки рёбер
accuracy=100;
//радиус описаной сферы
sphere_radius = 10;
//половина углового размера длины ребра
edge_angle_half = 90-asin(cos(180/p1)/sin(180/p2));
//половина длины ребра
edge_length_half = sphere_radius*sin(edge_angle_half);
//радиус описанной окружности грани
rb_face = edge_length_half/sin(180/p1);
//радиус вписанной окружности грани
rs_face = edge_length_half/tan(180/p1);
//угол подъёма грани по ребру
angle_up = 180-2*asin(cos(180/p2)/sin(180/p1));
//угол подъёма грани по вершине
angle_up1 = asin(sin(90-asin(cos(180/p1)/sin(180/p2)))/sin(180/p1));
//радиус вписанной в многогранник сферы
rs_polytop=sphere_radius*cos(angle_up1);
//высота пирамид из которых строится многогранник
ch=rs_polytop;
//ch=1; //для выдачи в печать
//difference() {
rotate([0, angle_up1, 0]){//поворачиваем модель так, чтобы одна из граней была параллельна оси Оху, чтобы печатать на 3D принтере
union(){
ten_edge();//прорисовываем нижнюю половину многогранника
if (!(p1==3 && p2==3)) rotate([0, 180, 0]) ten_edge();//прорисовываем верхнюю половину многогранника, у тетраэдра особенность, что вершины не лежат против друг друга, в отличие от других многогранников
}
}
//sphere(r=rs_polytop-0.3, $fn=accuracy);//вычитаем сферу, чтобы расход материалов на 3D печать уменьшился
//}
module ten_edge(){
translate([0, 0, -sphere_radius])
for (i=[0:1:p2])
rotate([0, -angle_up1, i*360/p2])/* поворачиваем на угол, чтобы в вершине сошлось p2 штук конструкций вокруг оси Oz, и конструкцию поднимаем на угол подъёма1, чтобы вершина многогранника осталась внизу */ translate([rb_face, 0, 0])/* сдвигаем конструкцию так, чтобы вершина первой грани попала в начало координат */
rotate([0, 0, (180/p1)*(1-p1+2*floor(p1/2))])/* для куба конструкцию нужно довернуть */{
union(){
rotate([0, 0, 180/p1]) cylinder(h=ch, r1=rb_face, /*r2=rb_face-0.75*/ r2=0, center=false, $fn=p1);//рисуем первую грань, к ней по рёбрам подстыковываем столько граней, сколько рёбер у одной грани
translate([rs_face, 0, 0]) rotate([0, -angle_up, 0]) translate([rs_face, 0, 0]) rotate([0, 0, 180+180/p1]) cylinder(h=ch, r1=rb_face, /*r2=rb_face-0.75*/ r2=0, center=false, $fn=p1);//вторые грани необходимо поднимать до нужного угла между гранями
}
}
}
Рекомендую скачать OpenSCAD вставить туда исходники алгоритма и поэкспериментировать с многогранниками самостоятельно. Наиболее любознательным захочется вставить туда какие-нибудь другие числа. Напоминаю, кто забыл, что правильных многогранников в трёхмерии всего пять, поэтому на видео показаны все возможные варианты, для трёхмерия, других не бывает.
Следующий шаг утруднения состоит в том, чтобы ответить, что означают Символы Шлефли {4, 4}, {6, 3}, {3, 6}?
Подсказка: это не многогранники, это другие фигуры, визуально известные всем.
Теперь вы сможете ответить, что такое {6, 3}?
А что такое {3, 6}?
Ну вот, все три существующие РАЗБИЕНИЯ (с акцентом на слове РАЗБИЕНИЯ) плоскости Евклида мы рассмотрели, других нет, это было показано в статье Теперь когда вы держите тетрадь в клетку, то это не простые клеточки, это {4,4} разбиение плоскости Евклида; когда вы смотрите на соты, то вспомните, что это {6,3}. Уверен {3,3} тоже обязательно попадётся на глаза. Мы плавно от многогранников, которые обозначаются каждый своим Символом Шлефли, перешли к разбиениям плоскости Евклида, которые тоже обозначаются Символом Шлефли. Теперь следующий шаг (обобщения) утруднения в понимании Символа Шлефли состоит в том, что он задаёт РАЗБИЕНИЯ сферы. Так {3, 4} — это с одной стороны Октаэдр, с другой стороны это разбиения сферы на правильные сферические треугольники, сходящиеся по 4 штуки в вершине; {4, 3} — с одной стороны куб, с другой стороны это разбиения сферы на правильные сферические четырёхугольники, сходящиеся по 3 штуки в вершине. Более наглядно это показано на видео. Посчитайте количество двумерных граней и сколько таких граней сходится в вершинах.
Из всего класса объектов, при изгибании рёбер, показанных на видео, наиболее интересны два:
Рис. 33 Разбиение двумерной сферы на квадраты, по три штуки в каждой вершине, символ {4,3}
Рис. 34 Правильный многогранник, куб, символ тоже {4,3}
Далее видео по изгибаниям рёбер октаэдра, {3,4}
Из всего класса объектов, при изгибании рёбер, показанных на видео, наиболее интересны тоже два:
Рис. 35 Разбиение двумерной сферы на треугольники, по четыре штуки в каждой вершине, символ {3,4}
Рис. 36 Правильный многогранник, октаэдр, символ тоже {3, 4}
Мы как бы надуваем многогранник (помещаем его на сферу), плоские грани при этом тоже раздуваются, углы при вершинах и двухгранные углы при рёбрах увеличиваются. Либо мы сдуваем его (помещаем его в пространство Лобачевского), плоские грани тоже сдуваются, углы при вершинах и двухгранные углы при рёбрах уменьшаются.
Т.е. Символы Шлефли задают целый класс фигур, т.к. любое изгибание рёбер без разрывов не изменяет Символа Шлефли, это показано на видео тем, что обозначение Символа Шлефли отображается на протяжении всей записи, при этом рёбра изгибаются, а Символ Шлефли остаётся прежним. На видео показаны специальные изгибания, при которых все углы фигур изменяются одновременно и одинаково.
Из всего класса фигур, задаваемых Символом Шлефли, в первую очередь нас интересуют три частных случая:
— когда Символ Шлефли задаёт правильный многогранник;
— когда Символ Шлефли задаёт разбиение сферы;
— когда Символ Шлефли задаёт разбиение пространства Лобачевского.
Эти и близкие к ним случаи показаны на видео выше. На видео показаны только куб и октаэдр, но дело обстоит ровно также и с остальными тремя правильными многогранниками {3,3}-Тетраэдр, {3,5}-Икосаэдр, {5,3}-Додекаэдр. С этого момента, когда мы начали говорить о разбиениях сферы, надо быть очень внимательным к размерности пространства в котором мы работаем. Дело в том, что поверхность сферы двумерна, а многогранники трёхмерны, но разбиения сферы и соответствующий разбиению многогранник обозначаются одним и тем же Символом Шлефли. Например, как было уже сказано, {3, 4} — октаэдр в трёхмерном Евклидовом пространстве, в тоже время {3, 4} — разбиения двумерной поверхности сферы на сферические треугольники, т.е. разбиение двумерного Сферического пространства. Что такое сферический треугольник интуитивно понятно, но кому хочется уточниться по этому вопросу можно прочитать в статье. Таким образом, когда говорим о Символе Шлефли задающим разбиение поверхности Сферы, то мы одновременно находимся в двух соседних размерностях пространств. В тоже время Символ Шлефли {3, 6} задаёт разбиения плоскости Евклида, т.е. разбиения Евклидовой плоскости тоже тут рядом.
Ну полнота картины и понимания смысла Символа Шлефли наступает, когда мы переходим к следующему шагу утруднения (обобщения) и начинаем говорить о РАЗБИЕНИЯХ плоскости Лобачевского. Не пугайтесь, нам достаточно базовых, интуитивных навыков работы с плоскостью Лобачевского, такие навыки даны в той же статье, где и про сферу, там же даны и картинки этих разбиений плоскости Лобачевского. Это не крайний шаг утруднения, но полнота наступает поскольку пространства Сферическое, Евклидово и Лобачевского — это все три пространства постоянной кривизны, других таких (с постоянной кривизной) пространств нет. Так Символ Шлефли {3, 6} задаёт разбиение плоскости Евклида, а {3, 7} задаёт разбиение плоскости Лобачевского. {3, 8}, {3, 9} и т.д. {3, p2} где p2 >= 7 — всё это разбиения плоскости Лобачевского на правильные треугольники. Таких разбиений бесконечное множество (счётное количество). Для примера приведу две картинки разбиений {3,7} и {5,4}, убедитесь, что в первом случае в каждой вершине сходится по 7 треугольников, а во втором по 4 пятиугольника.
Для работы со Сферическим пространством и пространством Лобачевского достаточно образно представлять, что при помещении объекта на Сферу он «надувается», а при помещении в пространство Лобачевского он «сдувается».
Следующий шаг утруднения (обобщения) в понимании Символа Шлефли заключается в переходе в 4-мерное Евклидово пространство, которое по Символу Шлефли связано с разбиениями 3-мерного Сферического пространства, как аналогично было в размерности ниже, о чём мы уже говорили {4,3} — куб и разбиения сферы на сферические квадраты. Здесь уже сложнее рисовать картинки, включайте воображение, но постараюсь всё-таки кое-что нарисовать.
Первое, что необходимо понять, это переход от Символа Шлефли {p1, p2} к Символу Шлефли на размерность выше {p1, p2, p3}. Покажем переход от {4,3} к {4,3,4}. Так в трёхмерии {4, 3} четырёхугольники (плоские грани), склеиваются между собой по рёбрам (одномерные грани) и сходятся по 3 штуки в вершине (вершина — нульмерная грань). Аналогично для Символа Шлефли {p1, p2, p3}, например {4, 3, 4} — это тоже самое, что {{4, 3}, 4}, что означает, что кубы {4,3} (трёхмерные грани), склеиваются между собой по квадратам (двумерным граням), и сходятся в рёбрах (одномерных гранях) по 4 штуки в каждом ребре. Итак, что такое {4, 3, 4}? Кубы сошлись по 4 штуки в каждом ребре, что это? Подумайте, прежде чем открыть ответ.
Итак, следующий шаг утруднения заключается в рассмотрении смысла символа {4, 3, 3}. Было разбиение 3-мерного Евклидового пространства на кубы {4,3,4}, но давайте один куб из ребра выкинем, получим {4,3,3}, что это такое в Евклиде? Получилось не понятно что, это не разбиение, так как плоские грани кубов остались не заклеенными между собой. Что нужно сделать, чтобы они заклеились? Нужно надуть эти кубы, как мячики и надувать до тех пор, пока двумерные грани у кубов совпадут, вот тут-то мы их и склеим. Надуть — это образное выражение, в математике это называется поместить кубы (а они трёхмерные) на сферу, сделать кубы сферическими, аналогично тому как мы рассматривали сферические треугольники на двумерной сфере, только теперь кубы трёхмерные, значит и помещаем мы их на трёхмерную сферу. Сама сфера помещена в четырёхмерное Евклидово пространство, но поверхность у неё трёхмерна. Т.е. {4,3,3} разбивает трёхмерную сферу на кубы, сходящиеся по 3 штуки в ребре. Тяжело нарисовать четырёхмерие на плоскости, но народ уже научился это делать, обратите внимание как изогнуты рёбра (слева), это потому, что объект {4,3,3} на сфере, в данном случае означает разбиение трёхмерной сферы. Но ведь мы уже знаем, что разбиениям сферы соответствуют многогранники на одну размерность выше, чем поверхность сферы, значит {4,3,3} — это правильный многогранник в 4 мерном Евклидовом пространстве (справа), это Тессеракт, четырёхмерный куб. Почти тоже самое, только рёбра прямые стали, аналогично тому, как мы изгибали рёбра у трёхмерных многогранников, также можно изгибать рёбра у четырёхмерных многогранников, до получения нужного результата.
Давайте ещё раз вернёмся к известному всем разбиению трёхмерного пространства Евклида на кубы сходящиеся по 4 в ребре {4,3,4}. Выше мы выбросили один куб до {4,3,3} и надули оставшиеся 3 куба до момента совпадения плоских граней кубов между собой. А что если начать сдувать имеющиеся 4 куба, разъединив в одном месте два соседние куба по плоским граням? Тогда останется зазор между этими гранями. Но сдувать можно и дальше, до тех пор, пока в этот зазор не поместится ещё один такой же «сдутый» куб, тогда мы получим {4,3,5} — разбиение 3-мерного пространства Лобачевского на кубы. Когда мы сдували кубы, то строго говоря, мы их поместили в пространство Лобачевского. Сдутые кубы мы уже видели выше на одном из видео (рисунок слева). Вот так, путём сдувания, получаются разбиения трёхмерного пространства Лобачевского, на правильные многогранники. Только надо быть осторожными, нельзя слишком долго сдувать кубы, иначе образуются самопересечения рёбер (рисунок справа). Это на рисунке у нас самопересечения образовались, а в смысле 3-мерного пространства Лобачевского это означает, что вершины куба вышли за абсолют. Так по шесть кубов в ребре обозначается Символом Шлефли {4,3,6} и уже у этого разбиения 3-мерного пространства Лобачевского вершины находятся прямо на абсолюте. У {4,3,7} вершины уже уходят за абсолют, эти Символы Шлефли тоже показывают разбиения 3-мерного пространства Лобачевского, но строго говоря уже не на правильные многогранники, а на нечто другое, здесь уже можно придумать как называть эти объекты и договориться об их названии.
Мы поработали с кубами, аналогично получаются разбиения из других трёхмерных правильных многогранников.
{3,3} — тетраэдры, объединяем по три тетраэдра в ребре {3,3,3}, остаётся зазор, надуваем их до склейки граней, получаем разбиение 3-мерной сферы на тетраэдры, сходящихся по 3 штуки в ребре. Это разбиение задаёт правильный многогранник в 4-мерном Евклидовом пространстве {3,3,3}.
Рис.22 Разбиение трёхмерной сферы {3,3,3}.
Рис.23 Четырёхмерный многогранник {3,3,3}
С остальными разбиениями 3-мерной сферы и многогранниками аналогично.
Рис.24 Разбиение трёхмерной сферы {3,3,4}.
Рис.25 Четырёхмерный многогранник {3,3,4}
Рис.26 Разбиение трёхмерной сферы {3,3,5}.
Рис.27 Четырёхмерный многогранник {3,3,5}
Рис.28 Разбиение трёхмерной сферы {3,4,3}.
Рис.29 Четырёхмерный многогранник {3,4,3}
Рис.30 Разбиение трёхмерной сферы {5,3,3}.
Рис.31 Четырёхмерный многогранник {5,3,3}
С разбиениями 3-мерного пространства Лобачевского тоже всё аналогично, только многогранники нужно сдувать и не забывать, чтобы вершинки не вылетали за абсолют. Определить где находятся вершинки по Символу Шлефли очень легко, для {p1, p2, p3} рассматриваем Символ {p2, p3}, если {p2, p3} — разбивает плоскость Евклида, т.е. принимает одно из значений {4,4}, {3,6}, {6,3}, то это верный признак, что вершинки {p1, p2, p3} НА абсолюте, например это {3,3,6}, {3,4,4}, {3,6,3} и другие. Если {p2,p3} — разбивает плоскость Лобачевского, то вершинки {p1, p2, p3} ЗА абсолютом, например это {3,3,7}, {3,4,5}, {3,6,4} и другие. Если {p2,p3} — разбивает сферу, но при этом {p1, p2, p3} — не разбивает сферу, значит {p1, p2, p3} — разбивает 3-мерное пространство Лобачевского, эти варианты перечислю все, это: {4,3,5}, {3,5,3}, {5,3,4}, {5,3,5} других таких нет.
Для многогранников и разбиений в остальных размерностях пространств дела обстоят полностью аналогично. Символ Шлефли для пространств высших размерностей будет записываться {p1, p2, p3, p4,… pn}
Научитесь надувать и сдувать шарик и у вас не останется трудностей с пространствами постоянной кривизны.
И в заключение пару слов о свойстве дуальности многогранников. Если Символ Шлефли записать в обратном порядке, то получим тоже правильный многогранник, только дуальный к исходному. Так октаэдр и куб дуальны друг другу, т.е. {3,4} — {4,3}. Тетраэдр самодуален {3,3} — {3,3}. Икосаэдр и додекаэдр дуальны, {3,5} — {5,3}. Это очень важное свойство, которое помогает вычислять размеры рёбер и углы правильных многогранников. При построении всех чертежей, которые я использовал в статье, я пользовался этим свойством очень активно. Также при построении додекаэдра очень важным оказалось свойство, что куб чётко вписывается внутрь додекаэдра, прямо вершины куба попадают на вершины додекаэдра. Это помогло найти координаты 8 вершин додекаэдра, остальные вершины додекаэдра было найти не сложно. Вот такие они, многогранники, очень похожи друг на друга. Дуальность геометрически означает, что вершины одного многогранника упираются в центры плоских граней второго многогранника дуального первому. На примере трёхмерных многогранников эти все свойства показаны на видео.
Вы можете скачать исходники и поэкспериментировать с многогранниками самостоятельно: покрутить их, поизгибать ребра, посмотреть дуальность.
Изгибание рёбер куб
Изгибание рёбер октаэдр
Там же найдёте программу для просмотра и редактирования этих чертежей.
Свойство дуальности сохраняется и во всех остальных размерностях пространств, так {3,3,5} дуален {5,3,3} и т.д.
Эта статья создана в рамках серии статей про вывод правильных многогранников во всех размерностях:
Правильные многогранники. Часть 1. Трёхмерие
Правильные многогранники. Часть 2. Четырёхмерие
Правильные многогранники. Часть 2.5 (вспомогательная)
Символ Шлефли. Часть 2.6
Конечная цель этих статей показать вывод всех правильных, выпуклых многогранников в размерностях 3 и выше. После публикации Части 2 почувствовал, что материал плохо был воспринят, долго думал о причинах и пришёл к выводу, что народ просто не знаком с таким простым, но мощным инструментом, как Символ Шлефли, поэтому написал данную статью. Следующая статья, это Часть 3, где необходимо будет сделать индукционный переход по размерностям пространства и получить конечную формулу двухгранных углов многогранников и собственно сами многогранники.
Спасибо, за внимание. На связи. Пока.
Комментарии (23)
gluck59
16.01.2017 22:03Привет.
Мне в подобной ситуации повезло больше — подопытный аккум продержался еще целый сезон, исправно вращая богатырский Втыкс, а в перерывах между покатушками заполняя тусовку добрым старым роком из колонок. И в конце концов благополучно уехал к новому хозяину вместе с мотоциклом.
Началось с того, что я при ремонте совершено лохообразно забыл аккум на балконе, где он простоял всю ночь при -30?С. По возаращении и отогреве он показывал абсолютный ноль и, если бы на дворе было лето, я бы понес неотвратимое материальное наказание, купив новый. Но на дворе была зима и торопиться было некуда.
Понятно, что в таких обстоятельствах отморозок напрочь отказался брать хотя бы какой-то заряд: его внутреннее сопротивление возросло настолько, что даже уважаемый среди автолюбителей Кедр не смог за двое суток даже дернуть стрелкой. Почитав про устройство гелевых аккумуляторов я решил извратиться.
Необслуживаемая Yuasa оказалась вполне себе обслуживаемой — если где надо подковырнуть и что надо отколупать. Далее моему взору явились совершенно голые в верхней части пластины, отчего я было опечалился, но решил довести свой коварный план по сбережению части семейного бюджета до конца.
План же состоял в следующем:
- прежде всего долить дистиллированной воды, закрыв пластины
- замерить плотность (этот пункт так и не был выполнен из-за отсуствия ареометра подходящих габаритов)
- подсоединить источник напряжения, взбодрив реакцию возле поверхности пластин
- подержать так пару дней
- затем снова попытаться вернуть бедолагу к жизни «кедровыми» импульсами.
И он сработал!
Т.к. бедный отморозок по причине полного отсутствия реакции отказывался показывать хоть какое-то напряжение, пригодное для работы Кедра, необходимо было попытаться эту реакцию как-то запустить, приложив напряжение от другого источника. Источником стал полуживой аккум от ИБП, впрочем державший без нагрузки что-то около 11 вольт. Нагрузка в нашем случае и не предвиделась, а заставить ионы немного побегать вполне хватило и этого.
На третий день отморозок весело и бодро светил 20-ваттной лампой стоп-сигнала в течении пары часов, а через неделю тренировок спокойно держал ее до утра. Он был наверняка смог пробудить Втыкс после зимней спячки, если бы я не забыл открыть бензокран… но пришлось звать на помощь Эскаладу с ее неисчерпаемой (по мотоциклетным меркам) энергосистемой.
Но до конца сезона бедолага все же дотерпел. Новый хозяин мотоцикла мой знакомый и весной будем посмотреть что же от него осталось.
Надо заметить, я бы не поверил истории с поднятием разряженного в ноль аккумулятора, если бы она не произошла со мной. Но видимо пацаны из Yuasa не зря кушают свои роллы…anegrey
21.09.2016 11:38+2Работаю программистом. Люблю математику и учусь на вечернем отделении мехмата МГУ. В рамках учебной программы ходил пару лет на спецкурс по геометрии Лобачевского и Проблемам Дискретной Геометрии, читает Макаров Виталий Сергеевич с кафедры дискретной математики МГУ. Вот и поднатаскался на многогранники. Вообще Символ Шлефли — давнее изобретение, просто решил популярно изложить материал, чтобы сделать это достоянием общественности.
zartdinov
21.09.2016 11:39Почему то четырехмерные фигуры легче воспринимаются с помощью градиента или анимации. Спасибо за статью, очень красиво.
Pavekov
21.09.2016 11:39Спасибо большое за статью, давно хотел разобраться с многомерными многогранниками, но эти изображения обычно только пугали…
ibudda
21.09.2016 11:39А чем модели (3d) генерировались?
anegrey
21.09.2016 11:44Рисунки пронумерованные с 22 по 31, а также выше аналогичные два рисунка по тессеракту {4,3,3} — честно скачал из Интернета, в основном из википедии. Остальные рисунки и анимации сделаны самостоятельно, ссылки на программы и исходники дал, могу довложить, если что-то недодал.
anegrey
22.09.2016 10:25Программа OpenSCAD, о которой уже говорил в статье, очень хорошая, трёхмерные изображения рисуются на счёт раз, надо только освоиться немного. Вот, например, вчера нарисовал торы за 20 минут.
А вот 4-мерные картинки, точнее картинки, где изображены четырёхмерные многогранники, как уже сказал, скачал из википедии.
Dima_gangsta
21.09.2016 18:09-1Что-то такое я встречал на лекциях по пермутоэдрам ))) Я не понял смысловую нить статьи.
anegrey
21.09.2016 18:13+2Смысл статьи — дать и объяснить понятие-определение «Символ Шлефли», только не лексическое, а образно-логическое определение. Этот термин нужно понимать, чтобы понять вывод многогранников в размерностях 4 и выше.
choupa
21.09.2016 20:47Спасибо. Очень интересно. Открылись чакры. Разбиение искривлённого трехмерного пространства, выраженное в символах Шлефли, очень помогает его вообразить.
оффтоп: Помню на первом курсе (много лет назад, еще XT 8088 были в ходу) писал визуализацию вращения гиперкуба. Двенадцать кнопок управления поворотом (6 осей, по два направления каждой: по и против часовой).anegrey
21.09.2016 21:26Да, я тоже в своё время пытался изобразить 4-мерное пространство на компьютере с помощью вращения. Хотел сначала 3-мерный куб повращать, а потом аналитически обобщить это вращение на 4-мерие и посмотреть, что получится визуально, но, честно говоря, до конца эту идею не довёл и, да, в то время ещё компьютеры послабее были.
Очень приятно, что нас так много единомышленников, во всяком случае тех, кто интересуется одними и теми же вопросами.
choupa
21.09.2016 22:29Да там программка-то на два экрана. Вершины — 16 векторов типа (1, 1, 1, 1), (1, -1, 1, 1),… умножаешь на матрицу поворота 4х4, убиваешь четвёртую и третью координаты с небольшой перспективой для отображения на экране, и всех дел-то.
anegrey
21.09.2016 22:54Ну вот бы и написали статью на Хабре, с картинками, с исходниками, чтобы все поняли и могли сами поэкспериментировать.
VaalKIA
Наверное всё это очень полезно, но после того, как куб склеили из трёх граней и у него стало не хватать одной вершины, стало не интересно, подожду более вменяемой статьи.
VaalKIA
Пока не нахватал минусов уточню, что пояснения я просто не понимаю, у куба 8 вершин и 6 граней, если надо составить куб, то мы берём два раза по три грани, итого 6 четырёхугольников, или 8 раз по три грани (с наложением) итого 24 четырёхугольников. Соотвественно {4, 3} вместо {4, 6} или {4, 24} мне ничего не поясняет как и комментарий к иллюстрации.
NiPh
«Шлефли, который означает, что он состоит из 4-рёхугольников, сошедшихся по 3 штуки в вершине. Рисунок слева.
Т.е. куб получается соединением 3-х квадратов {4}, в каждой вершине. Склейка в одной из вершин показана на видео.»
Просто надо идти от вершины. Если вы соединяете 4рехугольники по 3 в вершине, причем мы договорились что p1 это правильная фигура, т.е. квадрат, и заворачивается фигура в одну точку к центру, то ничего кроме куба не получится.
У меня же, в свою очередь, возник вопрос исходя из индукционного определения символа шлефли найденного после прочтения статьи — во всех ли случаях символ задаёт фигуру однозначно? Нет ли исключений, которые после нарезки на символы Шлефли будут давать одинаковые записи?
VaalKIA
Если идти от вершины, тогда квадрат, это не {4}, а {4, 2} (четыре вершины у каждой две одномерных грани), а куб тогда будет {8, 3} (8 вершин, у каждой 3 двухмерных грани). Я не улавливаю систему
NiPh
Количество вершин не описывается. Описывается одна вершина в которой сходятся {4 (квадрат), 3(чтуки)}. Фигура у которой все вершины описаны таким образом — куб.
anegrey
Да, описывается одна вершина, но по умолчанию мы глубоко знаем и понимаем, что многогранник выпуклый и правильный, поэтому в остальных вершинах будет происходить тоже самое. Т.е. для описания всего многогранника достаточно описать одну вершину, в остальных тоже самое, поэтому всё вместе успешно порождает многогранник.
Т.е. {4,3} в каждой из 8 вершин, но указывать количество вершин не нужно, достаточно указать строение одной вершины.
Вообще с количеством вершин — это отдельная сложная задача, особенно в 4-хмерии, в трёхмерии всё просто получается. Тоже хотел об этом сказать, может быть напишу в следующей статье.
VaalKIA
Спасибо за разъяснения, комментарии ниже поставили всё на свои места: символ Шлефли определяет класс фигур, а не конкретную фигуру. Фактически, это какая-то мера топологии, так что мои попытки конкретезировать были ни к чему.
Squirritch
От каждой вершины куба отходит 3 квадратных плоскости.
anegrey
1. во всех ли случаях символ задаёт фигуру однозначно?
Нет, каждый символ {p1,p2} или {p1,p2,p3} (для всех размерностей) задаёт целый класс фигур, с точностью до равномерного искривления пространства. Т.е. когда мы говорим {4,3} надо уточнять, что это правильный выпуклый многогранник, или {4,3} — разбиение двумерной сферы. А может быть рёбра куба {4,3} мы изогнём так (как показано на одном из видео), что дуги уже не будут прямолинейными отрезками и в тоже время не лягут на сферу, т.е. дуги займут какое-то промежуточное значение между Сферой и Евклидом (если надувать куб) или между Лобачевским и Евклидом (если сдувать куб). Эти объекты тоже задаются своим символом {4,3}. А можем вообще считать, что рёбра куба являются криволинейными отрезками, это тоже будет {4,3}. Т.е. Символ Шлефли задаёт континуальное количество объектов.
Но когда мы говорим, что правильный выпуклый многогранник {4,3} — то это однозначно куб. Т.е. надо уточнять свойства объекта, задаваемого символом Шлефли. Наиболее интересны только разбиения пространств постоянной кривизны, это уже не мало. Рассматривать какие-то случайные изгибания рёбер вроде бы нет смысла.
2. Нет ли исключений, которые после нарезки на символы Шлефли будут давать одинаковые записи?
Не совсем понял вопрос, что такое «нарезка на символы Шлефли»? Если под нарезкой понимать, что есть объект и мы по его внешнему виду записываем его символ Шлефли, то нет, исключений нет, только с оговорками данными в ответе на первый вопрос. Т.е. исключений нет, по объекту строится однозначно его символ Шлефли, с оговоркой, что символ Шлефли задаёт целый класс объектов. Для некоторого класса объектов, которые я попытался описать и показать на видео «Изгибание рёбер куба» и «Изгибание рёбер октаэдра», символ Шлефли строится однозначно.
NiPh
Спасибо, я получил ответ на все вопросы.