В начале сентября Blue Origin представила публике свою повторно используемую пилотируемую ракету New Glenn. Но компания продолжила работу и над более ранним своим проектом — суборбитальной ракетой New Shepard, предназначенной, по задумке авторов, для космического туризма.

Вчера были проведены испытания New Shepard по аварийному сценарию. Вместо того, чтобы имитировать успешный запуск, инженеры компании решили проверить систему экстренной эвакуации экипажа и пассажиров при внештатной ситуации. Испытания прошли успешно.

Выход ракеты из земной атмосферы — один из самых опасных этапов. Инженеры Blue Origin смоделировали внештатную ситуацию на, примерно, 45 секунде полета или высоте 4800 метров.

Конструкция ракеты New Shepard позволяет вернуть ракету на землю после успешного вывода полезной нагрузки на заданную высоту. Также в ракете спроектирована система спасения головной капсулы, в которой по задумке будут размещаться экипаж и пассажиры.

После искусственного создания «аварийной» ситуации на высоте около 5000 метров, головная часть-капсула отстрелилась от ракеты-носителя и с ускорением ушла от нее по другой траектории:


Видео размещено на ресурсе Vive гендиректором Blue Origin Джейфом Безосом


Приземление капсулы

Отстрел капсулы с ускорением не помешал специалистам компании вернуть многоразовую ракету New Shepard обратно на землю. После достижения целевой высоты в 21 километр, ступень начала падать обратно на землю и приземлилась в районе стартовой площадки в штате Техас.


Полное видео проведенных испытаний

Используемая в испытаниях ракета-носитель отправится на пенсию. В отличие от возвращенных ступеней SpaceX, которые все еще проходят проверку и окажутся на стартовом столе для повторного запуска только через год-полтора, одна из ракет New Shepard стартовала уже пять раз.

Руководство компании осознает, что New Shepard — нишевый продукт для частных клиентов, желающих увидеть Землю из космоса.

По заявлению Безоса еще до начала испытаний, если ракета успешно вернется на землю (а она вернулась), то она отправится в «музей», так как пять запусков — более чем достаточно.
Поделиться с друзьями
-->

Комментарии (55)


  1. misato
    06.10.2016 11:41
    +1

    Очень эффектно показана посадка у Безоса. У Маска всё время ничего непонятно, то в море, то ночью, то помехи. А тут такая красотища.


    1. Varden
      06.10.2016 11:53
      +1

      Ну так сравнили условия, тут чисто тесты с вертикальным взлетом. А у Маска рабочая лошадка, которая выводит на орбиту полезную нагрузку, и там главное вывести нагрузку в нужное время, и попутно тесты они делают, и стараются что-то публике показать, но эта часть все же в наинизшем приоритете.


    1. bodrov
      06.10.2016 15:11
      +2

      Вы забыли про кузнечика


  1. MaxAlekseev
    06.10.2016 11:44

    Космос все ближе!


    1. Fagot63
      06.10.2016 15:01
      +4

      К миллионерам? :)


  1. Syzygy
    06.10.2016 11:49

    Почему на гиктаймсе так любят придумывать всякие небылицы про SpaceX?

    >> В отличие от возвращенных ступеней SpaceX, которые все еще проходят проверку и окажутся на стартовом столе для повторного запуска только через год-полтора,

    Вообще-то, в ноябре хотели запустить. Как будет на самом деле — сейчас не скажет никто.


    1. Structure
      06.10.2016 17:17
      +1

      А на самом деле на б/у скидка теперь только 10% вместо 30%. И кто захочет рисковать ради 10%?
      http://spacenews.com/spacexs-shotwell-on-falcon-9-inquiry-discounts-for-reused-rockets-and-silicon-valleys-test-and-fail-ethos/
      Ждем повторных запусков. Может придется и доплачивать ради б/у=)


      1. KivApple
        06.10.2016 18:24

        Ну если страховка будет не дороже, а проект не критичный по времени, то почему бы и нет. Ракета взрывается -> получаем деньги от страховой -> делаем на эти деньги новый спутник -> запускаем снова. Если же всё прошло успешно, то экономим несколько миллионов долларов.


        1. Structure
          06.10.2016 18:29

          Терять пару лет далеко не все захотят.


      1. pnetmon
        06.10.2016 21:57

        >>на б/у скидка теперь только 10% вместо 30%

        Зато теперь не скажут что они экономят так что страдает надежность


      1. AleXP3
        07.10.2016 11:23

        Ловко. Через некоторое время прозвучит что-то вроде: «Рынок не показал спроса на повторные полеты». И можно тему закрывать «по просьбам трудящихся».


    1. worldxaker
      07.10.2016 11:23

      наврятли запустят в ноябре, из-за проблемы с последним запуском


  1. agolitsyn
    06.10.2016 11:50
    +1

    Очень круто! Каждый раз, когда смотрю кадры подобных посадок, напоминаю себе что это не фантастическое кино а реальность. К этому еще надо привыкнуть.


    1. Hayate
      06.10.2016 12:07
      +1

      А что здесь такого радикально фантастического?


      1. IronHead
        06.10.2016 12:24
        +3

        Ну, если у вас на лужайке возле дома каждый день приземляется межпланетный космический корабль — то в принципе ничего радикально фантастического здесь нет.


        1. Hayate
          06.10.2016 12:38
          +5

          Но ведь это это не межпланетный и даже не космический корабль. Это герметичная неуправляемая бочка на ракете. Это привет первым VTOL их винтажных 50х годов. Даже X-15 родом из тех же 50х годов. А там газовые рули чтобы управляться в вакууме, бодрый вход в атмосферу с ощутимым нагревом.


          1. Robotex
            06.10.2016 14:59

            Алгоритмам пофигу на каком корабле работать. Масштабировать его тоже можно.


            1. Hayate
              06.10.2016 16:02

              Ну да, в нынешнее время софт позволяет летать много чему.
              Действительно фантастикой будет отказ от химических двигателей.


  1. STR470S
    06.10.2016 12:10
    -5

    Успешна и чиста конкретна


  1. Camel
    06.10.2016 12:22
    -1

    >New Shepard — нишевый продукт для частных клиентов, желающих увидеть Землю из космоса.

    Лукавит Безос. New Shepard поднимает на 102-103 километра, а космос по современной оценке НАСА начинается на 122 километрах, на этой высоте космический челнок при спуске переходил с реактивных двигателей на аэродинамические рули.


    1. edtun
      06.10.2016 13:18
      +5

      Космос обычно по линии Кармана считают — 100 км. Это не означает. что аэродинамика исчезает выше этой границы.


      1. Camel
        06.10.2016 14:05

        А НАСА говорят, что переходят на аэродинамические рули на 122 километрах, и это не теоретические рассчёты, а результаты практических экспериментов. Линия Кармана на 100 км это теоретическая оценка, граница на 122 километрах — объективная практика.


        1. Silverado
          06.10.2016 14:09
          +2

          Это просто разные вещи. Выше линии Кармана невозможно поддерживать горизонтальный полёт, пользуясь только крыльями. Но Шаттл при спуске не поддерживает горизонтальный полёт.


        1. edtun
          06.10.2016 15:37
          +3

          Фокус тут в другом.
          Линия Кармана — теоретическая высота, на которой некий абстрактный самолет для создания достаточной для горизонтального полета подъемной силы должен будет двигаться с первой космической скоростью, т.е. теряется разница между самолетом и спутником.
          Но это не означает, что выше этой границы не влияет аэродинамика: вопрос в скорости. Та же МКС на 450 км тормозится медленно, но мало кто будет спорить с тем, что она в космосе.


    1. surzam
      06.10.2016 15:11

      1. Camel
        06.10.2016 16:39

        https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%BE%D1%81%D0%BC%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B5_%D0%BF%D1%80%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%80%D0%B0%D0%BD%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE#.D0.93.D1.80.D0.B0.D0.BD.D0.B8.D1.86.D1.8B

        Ох, как бы это к человеческому виду привести?



        1. MatiasGray
          07.10.2016 11:23

          Я для этого пользуюсь расширением Copy URL:
          https://chrome.google.com/webstore/detail/copy-url/mkhnbhdofgaendegcgbmndipmijhbili


  1. pnetmon
    06.10.2016 12:29
    +2

    Кадры падения первой ступени на фоне гор какой раз очень впечатляют.


  1. 5oclock
    06.10.2016 13:30

    Интересно, какое там ускорение?
    Ракета ведь и так летит с парой g.
    А тут такой резкий старт — заметно живее полёта самой ракеты.


    1. 5oclock
      06.10.2016 13:39

      А, там оказывается видео есть :)
      Трудно правда по видео судить, но если прикинуть, то после срабатывании системы спасения в 52:13 за 1 секунду скорость выросла на 10 миль в час.
      Это получается 4,5 м/с.
      Т.е. ускорение в 4,5 g.
      А кажется что она рванула вверх так, что там и 10g легко вышло бы.


      1. Hegny
        06.10.2016 17:55

        4,5 м/с за 1 секунду это чуть меньше, чем 0,5g


        1. 5oclock
          06.10.2016 18:11

          Действительно, что это я :)
          Но тогда оценка по видео выглядит совершенно уж нереальной.


    1. alexxprg
      06.10.2016 13:51

      У САС «Союза» максимальное ускорение примерно 18 единиц, практически предельно допустимое. Думаю, здесь примерно так же, задача сохранения жизни важнее комфорта. Хотя, с поправкой на не очень подготовленных пассажиров, ускорение могли немного снизить.


    1. putnik
      06.10.2016 14:23

      Меня ещё смутило, как эту капсулу закрутило через какое-то время после отсоединения. Люди такое нормально перенесут?


      1. bobcatt
        06.10.2016 14:40
        +4

        Они же там не на диване лежат, а будут пристёгнуты как минимум 4-х точечным ремнём. На аттракционах, типа какого нибудь «Хип-Хопа» и не так закручивают.


    1. Hegny
      06.10.2016 19:26

      нету там пары g.
      на 35 сек скорость 330 миль в час.
      на 40 сек скорость 400 миль в час.
      итого 31 м/с за 5 с, т.е. 0.6g.

      основные «космические» перегрузки при спуске. подъем же идет очень плавно (мы ведь не про баллистические ракеты говорим)


      1. 5oclock
        06.10.2016 19:40

        Даже если верить данным видео (а они мне кажется сомнительными), то всё-равно 0.6g это же сверх нашего обычного g.
        Т.е. как-раз где-нибудь под 2g и будет.


        1. sevikl
          06.10.2016 21:15

          ну особого смысла врать на видео тоже нет. я так понимаю, это ускорение капсулы может вообще оказаться «мнимым» — то есть при аварийной ситуации задача для капсулы — отделиться и пару-тройку секунд двигаться как-будто бы всё в норме, а вот первая ступень должна сбросить тягу и как-бы упасть относительно капсулы.
          в таком случае перегрузок нештатных не будет. ну, можно еще лампочку зажечь красную в салоне, мол, не получилось, садимся.


          1. 5oclock
            06.10.2016 23:19

            Я не про враньё говорю, а то, что мне кажется что показания скорости — инерционны. Особенно это заметно при резких изменениях. При том же старте спасательной системы.


  1. Pavel-Well
    06.10.2016 14:47
    +1

    если ракета успешно вернется на землю (а она вернулась), то она отправится в «музей», так как пять запусков — более чем достаточно.

    Вот это реалистичный подход: 5 запусков + 5 посадок и хватит, дальше опасно.
    Странно когда у Маска в презентации про гигантскую будущую первую ступень (Interplanetary booster) из ITS launch vehicle написано: 1000 повторных запусков.


    1. Robotex
      06.10.2016 15:04
      +2

      Дальше не опасно, просто дальше уже пора строить новую ракету с использованием полученных знаний. Просто думали, что она и 5 не сможет сделать. Теперь ее разберут и проверят состояние узлов (хотя наверняка они это перед каждым запуском делали).


      1. alexxprg
        06.10.2016 15:16

        Они ж, вроде, гордились именно тем, что ракета не требует разборки между полётами, а только обслуживания узлов снаружи


        1. Robotex
          06.10.2016 15:35
          +1

          А, ну значит пришло время разобрать и посмотреть что там к чему. Может быть там уже компоненты на грани отказа. А может как новые и следующая ракета уже сделает 50 полетов, а не 5.


    1. Syzygy
      06.10.2016 15:52

      Это просто тестовый экземпляр. Они планируют запускать одну капсулу несколько десятков раз.


  1. Yastreb1332
    06.10.2016 15:12

    спасательная капсула просто грохнулась со скоростью 15км в час, а если 2 из 3х парашютов выйдут из строя?


    1. Robotex
      06.10.2016 15:40

      Там, кроме двигателей «мягкой посадки», есть еще специальный бамбер, который разрушаясь гасит скорость. Будет очень неприятно, но скорее всего люди выживут.

      Вообще, учитывая, что там есть ракетные двигатели, капсула, теоретически, может сесть с помощью них. Возможно, в будущем они перейдут на такой способ посадки, а парашюты будут запасной системой.


      1. alexxprg
        06.10.2016 20:58

        Они же твердотопливные, плавно менять тягу и сесть на них не получится


        1. Robotex
          06.10.2016 21:52

          А. Очень жаль. Может быть в следующих версиях поставят жидкостные.


    1. edtun
      06.10.2016 15:44
      +1

      Там вроде бы система посадки как у Союза, емнип, так что должно быть приемлемо.


    1. ozFreeman
      06.10.2016 17:17

      15 миль в час. Т.е. примерно 24 км в час


    1. pnetmon
      06.10.2016 22:26

      >> спасательная капсула просто грохнулась со скоростью 15км в час, а если 2 из 3х парашютов выйдут из строя?

      — Смотрите видео предыдущего испытания. Там проверяли отказ одного парашюта. Ну и бампер упоминули (фото в интернете имеется)


    1. Eklykti
      07.10.2016 11:57
      +1

      1. Она не просто грохнулась, там есть ДМП. Облако пыли не от удара, а в основном от реактивной струи двигателей.
      2. Предыдущее испытание было про отказ одного парашюта. Двух сразу — маловероятно.


      1. pnetmon
        07.10.2016 12:33

        Извиняюсь. Что отказало два из трех не увидел.