В начале сентября Blue Origin представила публике свою повторно используемую пилотируемую ракету New Glenn. Но компания продолжила работу и над более ранним своим проектом — суборбитальной ракетой New Shepard, предназначенной, по задумке авторов, для космического туризма.
Вчера были проведены испытания New Shepard по аварийному сценарию. Вместо того, чтобы имитировать успешный запуск, инженеры компании решили проверить систему экстренной эвакуации экипажа и пассажиров при внештатной ситуации. Испытания прошли успешно.
Выход ракеты из земной атмосферы — один из самых опасных этапов. Инженеры Blue Origin смоделировали внештатную ситуацию на, примерно, 45 секунде полета или высоте 4800 метров.
Конструкция ракеты New Shepard позволяет вернуть ракету на землю после успешного вывода полезной нагрузки на заданную высоту. Также в ракете спроектирована система спасения головной капсулы, в которой по задумке будут размещаться экипаж и пассажиры.
После искусственного создания «аварийной» ситуации на высоте около 5000 метров, головная часть-капсула отстрелилась от ракеты-носителя и с ускорением ушла от нее по другой траектории:
Видео размещено на ресурсе Vive гендиректором Blue Origin Джейфом Безосом
Приземление капсулы
Отстрел капсулы с ускорением не помешал специалистам компании вернуть многоразовую ракету New Shepard обратно на землю. После достижения целевой высоты в 21 километр, ступень начала падать обратно на землю и приземлилась в районе стартовой площадки в штате Техас.
Полное видео проведенных испытаний
Используемая в испытаниях ракета-носитель отправится на пенсию. В отличие от возвращенных ступеней SpaceX, которые все еще проходят проверку и окажутся на стартовом столе для повторного запуска только через год-полтора, одна из ракет New Shepard стартовала уже пять раз.
Руководство компании осознает, что New Shepard — нишевый продукт для частных клиентов, желающих увидеть Землю из космоса.
По заявлению Безоса еще до начала испытаний, если ракета успешно вернется на землю (а она вернулась), то она отправится в «музей», так как пять запусков — более чем достаточно.
Комментарии (55)
Syzygy
06.10.2016 11:49Почему на гиктаймсе так любят придумывать всякие небылицы про SpaceX?
>> В отличие от возвращенных ступеней SpaceX, которые все еще проходят проверку и окажутся на стартовом столе для повторного запуска только через год-полтора,
Вообще-то, в ноябре хотели запустить. Как будет на самом деле — сейчас не скажет никто.Structure
06.10.2016 17:17+1А на самом деле на б/у скидка теперь только 10% вместо 30%. И кто захочет рисковать ради 10%?
http://spacenews.com/spacexs-shotwell-on-falcon-9-inquiry-discounts-for-reused-rockets-and-silicon-valleys-test-and-fail-ethos/
Ждем повторных запусков. Может придется и доплачивать ради б/у=)KivApple
06.10.2016 18:24Ну если страховка будет не дороже, а проект не критичный по времени, то почему бы и нет. Ракета взрывается -> получаем деньги от страховой -> делаем на эти деньги новый спутник -> запускаем снова. Если же всё прошло успешно, то экономим несколько миллионов долларов.
pnetmon
06.10.2016 21:57>>на б/у скидка теперь только 10% вместо 30%
Зато теперь не скажут что они экономят так что страдает надежность
AleXP3
07.10.2016 11:23Ловко. Через некоторое время прозвучит что-то вроде: «Рынок не показал спроса на повторные полеты». И можно тему закрывать «по просьбам трудящихся».
agolitsyn
06.10.2016 11:50+1Очень круто! Каждый раз, когда смотрю кадры подобных посадок, напоминаю себе что это не фантастическое кино а реальность. К этому еще надо привыкнуть.
Hayate
06.10.2016 12:07+1А что здесь такого радикально фантастического?
IronHead
06.10.2016 12:24+3Ну, если у вас на лужайке возле дома каждый день приземляется межпланетный космический корабль — то в принципе ничего радикально фантастического здесь нет.
Hayate
06.10.2016 12:38+5Но ведь это это не межпланетный и даже не космический корабль. Это герметичная неуправляемая бочка на ракете. Это привет первым VTOL их винтажных 50х годов. Даже X-15 родом из тех же 50х годов. А там газовые рули чтобы управляться в вакууме, бодрый вход в атмосферу с ощутимым нагревом.
Camel
06.10.2016 12:22-1>New Shepard — нишевый продукт для частных клиентов, желающих увидеть Землю из космоса.
Лукавит Безос. New Shepard поднимает на 102-103 километра, а космос по современной оценке НАСА начинается на 122 километрах, на этой высоте космический челнок при спуске переходил с реактивных двигателей на аэродинамические рули.edtun
06.10.2016 13:18+5Космос обычно по линии Кармана считают — 100 км. Это не означает. что аэродинамика исчезает выше этой границы.
Camel
06.10.2016 14:05А НАСА говорят, что переходят на аэродинамические рули на 122 километрах, и это не теоретические рассчёты, а результаты практических экспериментов. Линия Кармана на 100 км это теоретическая оценка, граница на 122 километрах — объективная практика.
Silverado
06.10.2016 14:09+2Это просто разные вещи. Выше линии Кармана невозможно поддерживать горизонтальный полёт, пользуясь только крыльями. Но Шаттл при спуске не поддерживает горизонтальный полёт.
edtun
06.10.2016 15:37+3Фокус тут в другом.
Линия Кармана — теоретическая высота, на которой некий абстрактный самолет для создания достаточной для горизонтального полета подъемной силы должен будет двигаться с первой космической скоростью, т.е. теряется разница между самолетом и спутником.
Но это не означает, что выше этой границы не влияет аэродинамика: вопрос в скорости. Та же МКС на 450 км тормозится медленно, но мало кто будет спорить с тем, что она в космосе.
surzam
06.10.2016 15:11Camel
06.10.2016 16:39https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%BE%D1%81%D0%BC%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B5_%D0%BF%D1%80%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%80%D0%B0%D0%BD%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE#.D0.93.D1.80.D0.B0.D0.BD.D0.B8.D1.86.D1.8B
Ох, как бы это к человеческому виду привести?MatiasGray
07.10.2016 11:23Я для этого пользуюсь расширением Copy URL:
https://chrome.google.com/webstore/detail/copy-url/mkhnbhdofgaendegcgbmndipmijhbili
5oclock
06.10.2016 13:30Интересно, какое там ускорение?
Ракета ведь и так летит с парой g.
А тут такой резкий старт — заметно живее полёта самой ракеты.5oclock
06.10.2016 13:39А, там оказывается видео есть :)
Трудно правда по видео судить, но если прикинуть, то после срабатывании системы спасения в 52:13 за 1 секунду скорость выросла на 10 миль в час.
Это получается 4,5 м/с.
Т.е. ускорение в 4,5 g.
А кажется что она рванула вверх так, что там и 10g легко вышло бы.
alexxprg
06.10.2016 13:51У САС «Союза» максимальное ускорение примерно 18 единиц, практически предельно допустимое. Думаю, здесь примерно так же, задача сохранения жизни важнее комфорта. Хотя, с поправкой на не очень подготовленных пассажиров, ускорение могли немного снизить.
putnik
06.10.2016 14:23Меня ещё смутило, как эту капсулу закрутило через какое-то время после отсоединения. Люди такое нормально перенесут?
bobcatt
06.10.2016 14:40+4Они же там не на диване лежат, а будут пристёгнуты как минимум 4-х точечным ремнём. На аттракционах, типа какого нибудь «Хип-Хопа» и не так закручивают.
Hegny
06.10.2016 19:26нету там пары g.
на 35 сек скорость 330 миль в час.
на 40 сек скорость 400 миль в час.
итого 31 м/с за 5 с, т.е. 0.6g.
основные «космические» перегрузки при спуске. подъем же идет очень плавно (мы ведь не про баллистические ракеты говорим)5oclock
06.10.2016 19:40Даже если верить данным видео (а они мне кажется сомнительными), то всё-равно 0.6g это же сверх нашего обычного g.
Т.е. как-раз где-нибудь под 2g и будет.sevikl
06.10.2016 21:15ну особого смысла врать на видео тоже нет. я так понимаю, это ускорение капсулы может вообще оказаться «мнимым» — то есть при аварийной ситуации задача для капсулы — отделиться и пару-тройку секунд двигаться как-будто бы всё в норме, а вот первая ступень должна сбросить тягу и как-бы упасть относительно капсулы.
в таком случае перегрузок нештатных не будет. ну, можно еще лампочку зажечь красную в салоне, мол, не получилось, садимся.5oclock
06.10.2016 23:19Я не про враньё говорю, а то, что мне кажется что показания скорости — инерционны. Особенно это заметно при резких изменениях. При том же старте спасательной системы.
Pavel-Well
06.10.2016 14:47+1если ракета успешно вернется на землю (а она вернулась), то она отправится в «музей», так как пять запусков — более чем достаточно.
Вот это реалистичный подход: 5 запусков + 5 посадок и хватит, дальше опасно.
Странно когда у Маска в презентации про гигантскую будущую первую ступень (Interplanetary booster) из ITS launch vehicle написано: 1000 повторных запусков.Robotex
06.10.2016 15:04+2Дальше не опасно, просто дальше уже пора строить новую ракету с использованием полученных знаний. Просто думали, что она и 5 не сможет сделать. Теперь ее разберут и проверят состояние узлов (хотя наверняка они это перед каждым запуском делали).
alexxprg
06.10.2016 15:16Они ж, вроде, гордились именно тем, что ракета не требует разборки между полётами, а только обслуживания узлов снаружи
Robotex
06.10.2016 15:35+1А, ну значит пришло время разобрать и посмотреть что там к чему. Может быть там уже компоненты на грани отказа. А может как новые и следующая ракета уже сделает 50 полетов, а не 5.
Syzygy
06.10.2016 15:52Это просто тестовый экземпляр. Они планируют запускать одну капсулу несколько десятков раз.
Yastreb1332
06.10.2016 15:12спасательная капсула просто грохнулась со скоростью 15км в час, а если 2 из 3х парашютов выйдут из строя?
Robotex
06.10.2016 15:40Там, кроме двигателей «мягкой посадки», есть еще специальный бамбер, который разрушаясь гасит скорость. Будет очень неприятно, но скорее всего люди выживут.
Вообще, учитывая, что там есть ракетные двигатели, капсула, теоретически, может сесть с помощью них. Возможно, в будущем они перейдут на такой способ посадки, а парашюты будут запасной системой.
edtun
06.10.2016 15:44+1Там вроде бы система посадки как у Союза, емнип, так что должно быть приемлемо.
pnetmon
06.10.2016 22:26>> спасательная капсула просто грохнулась со скоростью 15км в час, а если 2 из 3х парашютов выйдут из строя?
— Смотрите видео предыдущего испытания. Там проверяли отказ одного парашюта. Ну и бампер упоминули (фото в интернете имеется)
misato
Очень эффектно показана посадка у Безоса. У Маска всё время ничего непонятно, то в море, то ночью, то помехи. А тут такая красотища.
Varden
Ну так сравнили условия, тут чисто тесты с вертикальным взлетом. А у Маска рабочая лошадка, которая выводит на орбиту полезную нагрузку, и там главное вывести нагрузку в нужное время, и попутно тесты они делают, и стараются что-то публике показать, но эта часть все же в наинизшем приоритете.
bodrov
Вы забыли про кузнечика