Привет, Хабр! Давно не было публикаций про ERP для среднего и малого бизнеса от компании SAP. Да и по другим темам тоже давно не было.
Сегодня мы немного поговорим про решение SAP Business ONE. С момента публикации о нем на Хабре прошло почти 6 лет. Давайте посмотрим, как развивался продукт в последние годы.
А сделано было много, в том числе важное для России. Остановимся на крупных нововведениях этой ERP.
Самое крупное – доступность SAP HANA для СМБ. И не просто «доступность», а обкатка SAP HANA на решении SAP Business ONE (платформа in-memory для SAP Business ONE появилась на несколько лет раньше, чем для других продуктов). Да еще и сразу для on-premise и cloud пользователей.
SAP Business ONE (версия для SAP HANA) — это актуальная информация в режиме реального времени, использование единой платформы для сделок и анализа, расширение возможностей пользователей для поиска и интерактивных инструментов анализа, упрощенный IT-ландшафт.
Возможности SAP HANA в плане вычислений и аналитики огромны, поэтому решению SAP Business ONE версия для SAP HANA будет посвящена отдельная статья.
В версии SAP Business ONE 9.2 добавлена возможность доступа через браузер. Теперь сотрудники компании могут использовать рабочие станции на Linux и MacOS («толстый» клиент доступен только в версии для Windows), а также иметь доступ к актуальной информации в любое время и в любом месте – главное чтобы был под рукой интернет и браузер. На этом мы тоже подробнее остановимся отдельно, а сейчас к основам.
В сегодняшней статье рассмотрим следующую функциональность: Филиалы, Работа с основными средствами, Производство, Договора, Складские места, Инвентаризация, Несколько единиц измерения, Проверка доступности товара в заказах, Заявка на закупку, Ассистент платежей, Журнал доступа и Панель управления.
Функция Несколько филиалов##
Наконец-то функция нескольких филиалов добралась и до остальных локализаций. Раньше эта опция была доступна только для Бразилии. Функционал очень интересный и познавательный: он позволяет работать с разными филиалами/функциональными единицами в одной базе данных компании. Можно, конечно, работать в разных базах для разных филиалов и потом каким-то образом сводить отчетность по компании. Или использовать одну базу данных для компании и не видеть деятельность в разрезе структурных единиц или филиалов. И тот, и другой вариант не всегда приемлем (например, необходимо сдавать отчетность в субъекте присутствия филиала) и не отображает реальное положение дел филиалов компании.
Активация этой функции позволяет:
• Регистрировать различные основные данные в разных филиалах, при этом некоторые основные данные могут быть использованы филиалами совместно.• Регистрировать различные документы, созданные с собственными основными данными, на уровне разных филиалов.
• Совместно использовать в разных филиалах общие данные и настройки, например, товары, настройки документов и пр.• Проводить операцию Закрытие периода для каждого филиала
• Использовать филиалы как критерии выбора при создании отчетов
Нескольким филиалам можно присвоить следующие основные данные:
• Пользователи
• Бизнес-партнеры
Только одному филиалу можно присвоить следующие основные данные:
• Склады
• Сотрудники
Следующие основные данные можно присвоить одному определенному филиалу или сделать их доступными для всех филиалов:
• Счета ГК
• Серии нумерации документов
Основные средства
Этого функционала ждали многие. Теперь SAP Business ONE умеет управлять основными средствами:
- планирование амортизации основных средств с помощью методов амортизации «Ускоренная амортизация», «Особая амортизация», «Поэтапная амортизация» и «Равномерное управление периодами»;
- расчет амортизации основных средств по месяцам;
- управление информацией по основным средствам в справочнике товаров и услуг;
- закупка и продажа основных средств;
- создание платежей со сконто для закупаемых основных средств. SAP Business ONE кредитует дисконтированную часть основных средств путем автоматического создания кредитового авизо оприходования;
- изменение класса основных средств через создание документа переноса;
- корректировка амортизации основного средства путем создания документа амортизации вручную;
- применение нескольких наборов счетов к каждому основному средству для одновременной проводки стоимости и движения основного средства в несколько областей бухгалтерского учета;
- выполнение переоценки основных средств;
- применение нескольких измерений к основным средствам в учете по ЦУ;
- прогнозирование амортизации;
- операция прогона амортизации;
- ведомость движений основных средств;
- просмотр статусов и подробных данных движения основных средств с помощью следующих двух новых отчетов:
• отчет по статусу основных средств;
• отчет по движению основных средств;
- импорт основных средств из файлов Microsoft Excel.
Модули Сборка и Ресурсы##
SAP Business ONE включает в себя базовую платформу для легкого производства (точнее будет сказать сборку). На основе документов продаж или прогноза MRP можно создавать в автоматическом режиме Производственные заказы. Для создания производственного заказа с учетом документа Продаж можно использовать Ассистент подтверждения, который предоставляет пошаговые инструкции для всего процесса создания документа. Запустить мастер можно, установив флажок Документ закупки в документе Продаж, или непосредственно из модуля Производство в главном меню SAP Business ONE. Кроме того, в производственном заказе можно просмотреть, с каким документом Продаж связан документ.
Модуль "Ресурсы" является расширением модуля "Сборка". В отличие от товаров, ресурсы имеют доступную мощность в течение некоторого периода, которую можно присвоить производственным заказам. Потребление ресурсов в производственном процессе увеличивает общие производственные затраты, которые можно разделить на базовые виды затрат для дальнейшего бухгалтерского учета.
В модуле "Сборка" произошли следующие изменения:
- В Спецификации и Производственные заказы (помимо товаров), теперь можно включать ресурсы и текстовые строки. Также добавлен новый столбец счета НП, в котором можно присвоить счет НП по умолчанию каждому товару или ресурсу. Указанный здесь счет используется в деблокированных производственных заказах и отпусках в сборку. Новый столбец Дополнительное количество позволяет ввести потребление ресурсов и товаров, помимо потребления, определенного в Спецификации. В окне Спецификация можно изменить порядок строк с помощью стрелок вверх и вниз. Установленный порядок отражается и в производственных заказах. В спецификацию можно добавить пользовательские поля, которые будут отражены в производственных заказах.
- Управление компонентами для спецификации: эта функция позволяет массово обновлять спецификации. Можно добавить, удалить или изменить строки в пользовательских диапазонах спецификаций.
- Закладка Производственные данные добавлена в окне Справочник товаров и услуг для ввода информации о сборке.
- Метод "Обработка побочных продуктов — отпуск вручную" теперь поддерживается для компонентов побочных продуктов в производственных заказах и отражается в поступлении из сборки. Эта новая функция позволяет вручную обновлять себестоимость побочных продуктов.
Рамочные договора##
Многие ли знают, что SAP Business ONE позволяет фиксировать рамочные договора для отражения долгосрочных соглашений на продажу или покупку, заключенные с бизнес-партнерами? Можно создавать рамочные договора двух типов:
- Общие рамочные договора: например, для получения специальной премии в конце года или по достижении определенного оборота транзакций с бизнес-партнером.
- Специальные рамочные договора: используются для получения специальной скидки для отдельной транзакции купли или продажи. Они используются также для определения графика поставки, например, заданием интервалов, через которые должны поставляться оговоренные объемы товаров.
С рамочными договорами, которые используются как база для прогнозирования ожидаемой выручки, резервирования и планирования объемов, можно связать документы на продажу
и покупку. Кроме того, рамочные договора учитываются при расчетах движения денежных средств и планировании потребности в материалах (MRP, ППМ).
Складские места##
SAP Business ONE поддерживает управление складскими местами для складов (ячеистое хранение). Функцию складских мест можно активировать для отдельных складов.
При поступлении, отпуске и перемещении SAP Business ONE позволяет автоматизировать процесс присвоения товаров складским местам. Присвоение также можно выполнить вручную.
Функции, доступные при активации складских мест:
- просмотр информации по товарам на складе, такой как количество товара и число товаров;
- ограничение назначения складских мест, например, отдельной партией, товаром или группой товаров;
- ограничение использования складских мест, например, только для поступления или отпуска материала;
- пополнение запасов складских мест, когда уровень запасов опускается ниже определенного минимума
- поддержка групповой генерации, обновления и удаления складских мест с целью упрощения процесса управления складскими местами
- управление серийными номерами и партиями на складских местах. При присвоении серийных номеров и партий из складских мест можно выбрать комплектование товаров по складским местам или данным серийных номеров и партий. Кроме того, информацию по складским местам можно просмотреть в отчетах по операциям с серийными номерами и партиями.
Инвентаризация##
SAP Business ONE предоставляет новые функции для выполнения процесса полной инвентаризации. Она начинается с предупреждений о периодической инвентаризации и включает структурированные задачи и инновационные отчеты.
Основные расширения:
- документы для записи и контроля инвентаризации и проводки запаса;
- заморозка товаров на время инвентаризации;
- запись результатов инвентаризации и отклонения двумя инвентаризаторами;
- дополнение функции периодической инвентаризации возможностью продолжения процесса инвентаризации из предупреждений о периодической инвентаризации и рекомендаций;
- инвентаризация точных серийных номеров и партий;
- поддержка инвентаризации для складских мест;
- отчеты по инвентаризации для консолидации и анализа существующих документов инвентаризации и проводки запаса;
- отчет инструментальной панели рекомендаций по инвентаризации;
- документы для записи и контроля входящих сальдо запасов;
инвентаризация по единице измерения.
Несколько единиц измерения (ЕИ)****
SAP Business ONE предоставляет возможность управления продуктами с несколькими единицами измерения (ЕИ). Использование нескольких ЕИ позволяет продавать, закупать, принимать и отгружать продукты в любой необходимой ЕИ и определять ЕИ по умолчанию по типам операций. Все торговые документы, документы закупки и запасов поддерживают товары с несколькими определенными ЕИ.
Эта функция включает следующие возможности:
- использование общих и специфичных для продукта ЕИ без ограничения;
- настройка групп ЕИ с правилами преобразования из базовых ЕИ в альтернативные по группам;
- использование этих групп ЕИ в справочнике товаров и услуг, маркетинговых документах и документах запасов;
- ЕИ продаж, закупок и запасов по умолчанию и автоматическое преобразование в другие применимые ЕИ при обработке операции;
- соответствующее расширение функций упаковки, кода EAN и расчета цены:
параметры настройки упаковки для нескольких ЕИ включены в справочник товаров и услуг и используются в торговых документах для определения рекомендованного числа упаковок;
для товара с несколькими ЕИ можно определить несколько кодов EAN и разные цены по каждой ЕИ.
Доступность товара в заказах****
Функция ATP позволяет реагировать на запросы заказчиков с учетом анализа всех открытых заказов клиентов, заказов на закупку и производственных заказов. Проверку доступного количества требуемых товаров можно запустить из складского отчета.
В ходе проверки доступности товара в заказах создается также базовый отчет ATP, в который включаются дополнительные сведения.
Проверка доступности товара позволяет узнать:
• Доступен ли определенный товар
• Есть ли определенный товар на конкретном складе
• Доступно ли определенное количество товара
• Доступен ли определенный товар для отгрузки на дату комплектования
Кроме того, можно проверить:
• Доступное количество товара на запрошенную дату отгрузки
• Самую раннюю дату отгрузки для полного количества по заказу клиента
• Базовый отчет по доступному количеству, предоставляющий дополнительную информацию о доступности товара. Например, свободные запасы и поступления, доступные для удовлетворения потенциальных заказов.
Заявка на закупку****
В SAP Business ONE можно вести внутренние процессы закупки. Пользователь или сотрудник может создать документ заявки на товары или услуги и скопировать его в предложение поставщика или заказ на закупку (или это может сделать менеджер закупок, собрав заявки со всех сотрудников/пользователей). Если нужно создать несколько документов, можно использовать ассистент генерации предложения поставщику для группового создания предложений поставщику на основе товаров или заявок. Кроме того, доступен отчет по заявкам, предоставляющий обзор различных заявок, созданных в компании.
Ассистент платежей##
Ассистент платежей – это инструмент, который позволяет создавать партии исходящих и входящих платежей для банковских переводов и чеков. Ассистент был существенно доработан и его использование стало проще, а его возможности расширились благодаря добавлению новых функций и расширению критериев выбора документов на оплату.
Итогом работы Ассистента платежей могут быть:
- сохранение сценария
- сохранение сценария и рекомендаций
- создание заявок на платеж (в т.ч. генерация электронного банковского файла)
- создание заявки на платеж и документов платежей
Ассистент платежей формирует Отчет по рекомендациям. Используя настройку формы и отобразив столбцы с необходимой информацией, можно выбрать платежи для нашего прогона:
Здесь же можем добавить Строки платежей вручную.
По результатам можем распечатать Платежные поручения и Отчеты по результатам прогона:
Журнал доступа****
С версии 8.81 SAP Business ONE получил функционал Журнал доступа. В этом Журнале содержаться сведения о доступе пользователей. Таким образом, системные администраторы или системные аудиторы могут в любое время проверить свойства пользователей, уровни доступа к данным и убедиться, что система обеспечивает адекватный уровень безопасности.
Панель управления****
Пульт управления предоставляет собой персонализированое рабочее место пользователя SAP Business ONE. С помощью него можно легко просматривать, искать, систематизировать и выполнять текущие рабочие задачи и связанные с ними действия.
По умолчанию в SAP Business ONE предустановлено 5 вариантов Пульта управления:
- Главная страница
- Финансы
- Продажи
- Закупки
- Услуги
Кроме того, для построения собственного Пульта управления можно использовать предустановленные виджеты:
- Информационные панели
- Общие функции
- Открытые документы
- Сообщения и предупреждения
- Браузер
На этом краткий обзор нововведений в SAP Business ONE завершен. Комментируйте, делитесь впечатлением, задавайте вопросы.
В следующей статье подробно рассмотрим особенности SAP Business ONE версия для SAP HANA.
Всем спасибо за внимание!
Комментарии (30)
apototskiy
19.12.2016 19:54SAP Business One поддерживает несколько вариантов удаленного доступа: с использованием браузера, с использованием мобильных приложений и традиционный вариант терминального сервера, через RDP от MS или аналога от Citrix. Параметры и интервалы синхронизации (если есть затруднения с подключением к интернет) настраиваемые.
Tiulkin
19.12.2016 20:30Не могли бы вы более подробно раскрыть суть последнего предложения. Как связан удалённый доступ через браузер или RDP с интервалами синхронизации? Повторюсь, интересует не удалённый доступ к единой центральной базе с 100% зависимостью от интернета, а именно полноценное качественное решение для распределённой работы. Что-то вроде репликации независимых баз. Например, несколько автономных торговых точек, работающих внутри одного юридического лица.
apototskiy
20.12.2016 08:06Есть 2 сценария "по умолчанию". Первый, описанный в статье — позволяет минимизировать стоимость обслуживания и внедрения. По сути, сотрудники разных филиалов работают в одной базе данных/компании. Если этот вариант не подходит — возможен вариант использования интеграционного сценария на базе интеграционной платформы SAP Business ONE. Во втором случае используется несколько баз данных, информация из которых реплицируется из "дочек" или филиалов.
apototskiy
20.12.2016 08:35В первом сценарии сотрудники филиалов работают в одной базе данных, при этом есть возможность разграничения/управления данными заказчиков/поставщиков, скоадами, каталогом товаров на уровне филиалов.
zhavoronok
20.12.2016 06:501) Что с интеграцией клиент-банка и B1? Предварительно надо файлы конвертить во что то удобоваримое, или поддерживает формат 1С?
2) Есть какой-нибудь минимальный функционал управления проектами? Задачи, сроки, ресурсы?apototskiy
20.12.2016 09:09Решение умеет обрабатывать (импорт/экспорт) банковские выписки. Формат банковской выписки может быть настроен под требования заказчика. Упомянутый формат так же поддерживается.
Модуль управления проектами входит в стандартную поставку начиная с версии 9.2. Возможно вести проекты со встроенными подпроектами, назначать ответственных за этапы, устанавливать зависимости между этапами. Проекты могут быть связаны с финансовыми проектами, документами закупки и продаж, производственными заказами, сервисными заявками. Как следствие, возможно вести план/факт анализ по проектам.
zhavoronok
20.12.2016 10:00Как с локализацией налоговой и бухгалтерской отчетности (книги покупок/продаж, декларация по НДС и по другим налогам, баланс, прибыли/убытки, отчетность по ОС, отраслевые формы по материалам и т.д.)?
apototskiy
20.12.2016 11:14Позвольте ответить на вопрос по локализации в графическом виде. Локализация для России разрабатывается SAP'ом. Обновления и изменения выходят на регулярной основе.
JustRamil
20.12.2016 13:29То есть теперь необязательно выгружать в 1с для сдачи отчетности?
apototskiy
20.12.2016 13:44Выгружать или не выгружать — очень часто зависит от требования заказчика. В России есть примеры, когда компания ведет управленческий, налоговый и бухгалтерский учет в SAP Business ONE без применения сторонних продуктов.
Splo1ter
20.12.2016 14:38Какова цена SAP Business ONE?
smplpro
20.12.2016 15:45Присоединяюсь к вопросу, в частности стоимость самого сервера и каждого пользователя
apototskiy
20.12.2016 18:55На стоимость влияет много параметров: количество и тип пользователей, функциональный объем, используемая база данных (SAP HANA или MS SQL), индивидуальные условия, которые предоставляет партнер (продажу лицензий и внедрение осуществляют партнеры). В среднем проект внедрения (с учетом стоимости лицензий и консалтинга) on-premise системы обходится в 2,5-3 млн рублей на 10-15 пользователей. Стоимость консультанта SAP Business ONE на рынке оценивается в 2500-3000 рублей/час.
smplpro
20.12.2016 19:02Стоимость консультанта SAP Business ONE на рынке оценивается в 2500-3000 рублей/час.
А стоимость разработчика?
В статье, к сожалению, не указано возможна ли разработка в системе клиентом. На каком языке? ABAP/XSJS/SQLScript?apototskiy
21.12.2016 08:54Решение легко кастомизируется под требования заказчика без разработки. Есть различные встроенные в клиент инструменты:
— добавление пользовательских справочников, таблиц, полей и, соответственно, интеграция этих объектов в бизнес-процессы заказчика
— ассистент запросов (MS SQL или HANASQL) для формирования выгрузки необходимых данных в отчеты или объекты системы
— инструмент редактирования UI — SAP Business ONE Studio (на базе MS Visual Studio)
Если разработка все же требуется, то это делается в инструментах SAP Business ONE SDK (Software Development Kit) или Service Layer (только для SAP HANA). Для работы с SDK требуются знания .NET (С, С++, С#, Visual Basic). Наиболее часто используется C#. В случае Service Layer это XSJS (JSON, SAP XS Engine) – основное требование, так же знания HTML5 (SAPUI5), XML, CSS, OData.
По стоимости разработчика можно ориентироваться с учетом вышеизложенных требований.
smplpro
20.12.2016 22:13По фразе «sap business one» на hh.ru не смог ничего найти релевантного.
Будь такие предложения, мало бы кто отказался от зарплаты в 480 000 в месяцapototskiy
21.12.2016 09:05SAP Business ONE является самостоятельным решением в линейке продуктов SAP и отличается от известных на нашем рынке ERP-решений от SAP. Но, как и в случае с другими продуктами, ядро является закрытым. Все парнерские/клиентские разработки ведутся вне ядра. За счет этого достигается высокая масштабируемуесть и наследственность продукта.
Основная кастомизация решения под требования заказчика идет на этапе проекта внедрения. Т.к. решение предназначено для малого бизнеса (не у каждого малого бизнеса есть свой IT штат) дальнейшие разработки ведутся в рамках отдельных требований клиента к партнеру в рамках договора сопровождения. Поэтому на ресурсах поиска персонала зачастую нет информации о стоимости консультантов по данному решению.
JustRamil
21.12.2016 21:37Как я понял вы исходите из загрузки 160 часов в месяц, но это неправильно. Обыкновенная выработка не 160 часов на проекте, а гораздо меньше.
smplpro
22.12.2016 12:09Стоимость консультанта SAP Business ONE на рынке оценивается в 2500-3000 рублей/час.
В таком случае слишком рекламный лозунг получился
SAP
20.12.2016 18:05Здесь на сайте представлены разные варианты стоимости http://b1-sap.ru/
smplpro
20.12.2016 18:20В защищенном облаке
от 1.149 р. за 1 пользователя в месяц
Стоимость внедрения: от 300.000 рублей
Рарус вроде бы дешевле предлагает облачный доступ к 1С.
А внедрение от 300 т.р. обязательно или можно просто подключить пользователя и пользоваться за 1149 в месяц?apototskiy
21.12.2016 09:11Внедрением и сопровождением занимается авторизованный партнер SAP. Стоимость внедрения зависит от многих факторов. Если клиент самостоятельно сможет настроить ERP-решение — стоимость внедрения не обязательный параметр. Примеры есть, правда такие клиенты с опытом внедрения и сопровождения ERP-системы другого вендора.
Tiulkin
А как решается вопрос с распределённостью? Согласитесь, ведь недостаточно просто дать возможность завести филиал. Надо ещё каким-то образом обеспечить его автономную работу.