Проникновение интернета во многих развитых странах приближается к 100 процентам. Это значит, что скоро рост числа пользователей интернет-сервисах значительно замедлится. Единственным источником притока новых юзеров являются страны третьего мира, где интернет не доступен по техническим и финансовым причинам. Интернет-гиганты, в первую очередь Facebook, решили не дожидаться, пока технологии в этих странах сами собой разовьются до западного уровня.

Интернет в подарок от Facebook

В 2013 году Марк Цукерберг объявил о новом необычном проекте Facebook — Internet.org. В рамках этого проекта компания решила предоставить бесплатный доступ к самым полезным и популярным сайтам в странах третьего мира.
Цукерберг утверждает, что подключение к интернету – это одно из важнейших прав человека. Но при этом из семи миллиардов людей на Земле доступ к сети есть менее, чем у трех. Проблема чаще всего не в отсутствии связи, а в ее слишком высокой стоимости, так как 85 процентов жителей планеты проживают в регионах, где есть сеть.

Поэтому Facebook в партнерстве с мобильными операторами начал запускать в развивающих странах приложения Internet.org с бесплатным доступом к 10-20 интернет-сервисам. Среди них онлайн-проекты ООН по здравоохранению и защите населения, Wikipedia, поиск Google, сервис прогноза погоды, сайты СМИ, а также коммуникационные сервисы Facebook и Facebook Messenger.
Facebook уже запустил Internet.org в Колумбии, Индии и четырех африканских странах: Замбии, Кении, Танзании и Малави. Меньше чем за год приложением начали пользоваться более миллиарда человек.

Интернет-миссия

Проблемы начались в тот момент, когда проект запустился в шести штатах самой развитой из этих стран — Индии. В приложение, среди прочих, вошли сайты Times Group, India Today, NDTV, IBNLive, NewsHunt и BBC. Но затем Times Group заявила, что Internet.org нарушает принцип сетевой нейтральности*, так как предоставляет бесплатный доступ к выборочным сайтам.

*Сетевая нейтральность — это принцип, по которому провайдеры телекоммуникационных услуг не отдают предпочтения одному сервису перед другим.

Тем не менее, Times Group не хочет выходить из проекта в одиночестве, так как это даст преимущества ее конкурентам, которые в нем останутся. Поэтому медиахолдинг предлагает выйти всем СМИ одновременно.

Цукерберг же утверждает, что Internet.org сочетается с принципом сетевой нейтральности, так как помогает людям в развивающихся странах получить хоть какие-то возможности для общения и обмена информацией. Стоит отметить, что Facebook никогда не позиционировал проект как волонтерский и изначально заявлял, что цель проекта – привлечь больше пользователей за счет увеличения покрытия интернета в развивающихся странах. Но при это Цукерберг заявляет, что не планирует заработать на этом проекте, так как пользователи стран третьего мира вряд ли принесут компании прибыль.

Проект Facebook напоминает религиозные миссии. Когда все западные страны уже определились с верой, священники отправились внедрять свои течения в страны третьего мира. Так же и Facebook достиг потолка пользователей в развитых странах и теперь вынужден предоставлять интернет за свой счет в остальном мире, чтобы продолжать расти.

Борьба дронов

Приложение с бесплатным доступам к важнейшим по мнению Facebook сайтам – не единственный инструмент, с помощью которого соцсеть хочет заполучить новых пользователей. Компания также планирует вместе своими партнерами по проекту Ericsson, MediaTek, Nokia, Opera, Qualcomm и Samsung создавать дешевые смартфоны, разрабатывать упрощенные версии приложений и новые форматы сжатия и кэширования данных, а также внедрять более дешевые тарифы мобильной связи.

Есть у соцсети и более футуристические проекты – запуск беспилотников, которые будут доставлять беспроводной интернет в отдаленные районы планеты, чтобы и их жители могли пользоваться интернетом. Для этого компания в 2014 году купила британскую аэрокосмическую компанию Ascenta.

Тот же стартап пытался приобрети и Google, но Цукерберг опередил его, и тогда компания купила другого разработчика дронов – Titan Aerospace. Google тоже собирается поставлять интернет в удаленные районы Земли, и не только с помощью беспилотников Titan Aerospace. Ранее компания протестировала наполненные гелием воздушные шары, предназначенные для этой же цели, в Новой Зеландии и Австралии. Все эти разработки проводит научная лаборатория Google в рамках проекта Loon. Интернет-аэростаты летают на высоте 20 километров над уровнем моря.

Это не первый проект Google по распространению интернет-доступа. В 2010 году компания стала предоставлять услуги интернет- и телепровайдера под брендом Google Fiber. Интернет-гигант провел широкополосный доступ в отстающих по проникновению интернета регионах США. Сейчас Google планирует запустить собственный виртуальный сотовый оператор, у которого не будет роуминга. СМИ сообщали, что компания уже ведет переговоры с корпорацией Hutchison Whampoa, владельцем операторов сотовой связи, которые работают во многих странах Азии и Европы.

Основатель космической корпорации SpaceX и производителя электромобилей Tesla Motors Элон Маск тоже планирует заняться распространением интернет-доступа в мире. В конце 2014 года СМИ сообщили, что он собирается запустить 700 телекоммуникационных спутников. Пока что проект Маска, так же как и программы Facebook и Google по запуску дронов находятся только на начальной стадии разработки, но компании не собираются останавливаться в борьбе за новых пользователей.

Комментарии (3)


  1. ncix
    28.05.2015 09:51

    Проникновение интернета во многих развитых странах приближается к 100 процентам. Это значит, что скоро рост числа пользователей интернет-сервисах значительно замедлится. Единственным источником притока новых юзеров являются страны третьего мира
    А что, в развитых странах люди больше не рождаются и не выходят впервые в Интернет?


    1. jjoker Автор
      28.05.2015 10:54
      +1

      да, а еще они умирают и больше не выходят в Интернет никогда. А прирост населения в развитых странах минимальный


      1. ncix
        28.05.2015 12:19

        0,7% только в США, а это 2 с лишним миллиона в год. И это весьма платежеспособная аудитория, в отличие от прирастающей аудитории слаборазвитых стран.