В прошлом выпуске вы увидели, как можно проверить идею быстро и без денег. Это просто и даже интересно.
Сегодня я расскажу вам, как я собрал команду мечты – команду Flowwow, расскажу об ошибках, которые часто допускают и особенностях подбора сотрудников на примере своей истории.

О том, где искать сотрудников.

После Tolstoy Startup Camp нам неожиданно сообщили, что команда проекта, над которым мы работали в кэмпе, Bustourpro (SAAS для организации автобусных туров) прошла в первый Акселератор ФРИИ, тогда еще совершенно неизвестной организации. Если честно, то после кэмпа у меня было ощущение, что я и так все знаю, и обучение в каком-то акселераторе мне не очень нужно, поэтому я ходил только на те лекции, которые касались исключительно маркетинга, ведь в Bustourpro я занимался маркетингом.

Через некоторое время я понял, что проект не очень хорошо идет, ценность продукта достаточно натянута, да и в команде никто не хочет создавать действительно крутой продукт и зарабатывать деньги. Поэтому я стал постепенно остывать к проекту и все меньше им заниматься.

Параллельно я попросил своего боевого товарища Виталика накидать дизайн сайта для Flowwow, первого MVP (minimal valuable product) + я начал искать разработчика сайта. Кто-то сказал, что нужного специалиста за небольшие деньги можно найти в Белоруссии. Я обратился к своему знакомому из Минска, гениальному разработчику Артему Гамбицкому, он подумал и сказал, что задача несложная, и он готов за нее взяться.
Артем и Виталик были со мной на кэмпе. Мы работали в разных командах. И у них, и у меня проекты не полетели и постепенно превратились в проекты-зомби. Мы поддерживали связь и в итоге оказались в одной команде.

Мы начали делать Flowwow. Всего за несколько недель мы сделали MVP, это было очень круто, потому что таких сроков у меня еще не было. Это было хорошо продуманное решение с учетом будущих масштабных изменений.

Помню тот момент, когда я спросил у Виталика, будет ли он работать над проектом и после того, как мы нарисуем, он с уверенностью согласился, и я обрадовался.

Помню, как в процессе обсуждения стоимости работы у меня промелькнула мысль, что было бы круто, если бы Тёма был в команде. Напомню, Артем Гамбицкий — это человек с высокими компетенциями в разработке. Я позвонил ему по скайпу и спросил, хочет ли он присоединиться к проекту. Он подумал пару секунд и согласился.
Потом я позвонил Славе Богдану, моему другу, с которым придумали эту идею и спросил: «Ты в деле?» Он, не колеблясь, ответил: «Да!». В тот момент он работал в большом агентстве iConText, он хорошо разбирается в привлечении клиентов и интернет-маркетинге.

Вообще, такие проекты, как Tolstoy Startup Camp, различные акселераторы — это отличная возможность найти команду под свой IT-проект.

Яндекс, к примеру, очень хорошо отбирает людей для кэмпа, тут есть люди из продаж и маркетинга, отличные дизайнеры и гениальные разработчики. Люди изначально приходят на кэмп заряженными на работу и готовы работать за идею, что очень важно на начальном этапе, если, конечно, у вас с самого начала нет кучи денег для проверок гипотез. Сразу вспомнилась лекция-рассказ основателя «Островка» о том, как они решили сделать агрегатор туристических путевок и влили в проверку гипотезы миллион долларов, в итоге ничего не вышло и они стали делать российский Booking.

Мой фэйл. Или о том, как подбирать сотрудников.

Команда — это не только основатели, но и сотрудники, которые работают на первом этапе не ради больших денег. Когда мы уже проходили акселерацию ФРИИ, то у нас появилась возможность и необходимость нанимать сотрудников.

Был забавный случай, когда я серьезно отбирал сотрудницу для приема звонков, в итоге выбор пал на молодую девушку родом из Беларуси, я подумал, что нужно взять «неограненный алмаз» и обучить ее всему, что необходимо. В итоге я ее учил месяц, каждый рабочий день.

И тут наступила очень важная неделя, к которой я готовился, это были 5 дней двух цветочных выставок подряд в Москве, и я оставил ее одну принимать звонки и пошел заниматься выставкой. На второй день выставки она мне сообщила, что завтра уезжает в Беларусь домой. Это был величайший фэйл, потому что выставку я не мог бросить, а нужно было обрабатывать звонки от клиентов.

О том, как я решил проблему приема звонков в тот день, я расскажу чуть ниже.

На выставку я пригласил двух девушек-студенток, чтобы они поработали промоутерами. Я подошел к ним и говорю: «Девчата, кидайте жребий и решайте: кто из вас будет работать на выставке, а кто пойдет работать в офис». Одна из них (Вера) пошла работать в офис. Мы посидели с ней вечером, я объяснил основы работы с клиентами, рассказал, как отвечать на основные вопросы по телефону.

Я вернулся после выставки и был в шоке от того, как работает эта девушка! За три дня полусамостоятельного обучения она работала лучше, чем та барышня, которую я обучал месяц и вкладывал в нее все силы и знания.
После этого я предложил ей работу, она согласилась. Сейчас наша Вера — это ценнейший сотрудник, она делает очень много работы и явно работает не за деньги, а ради идеи. Мы иногда думаем, что можем отдать Вере управление всем проектом и станет еще лучше.

Я понял несколько важных моментов:
— поскольку у нас нет ресурсов на то, чтобы по полгода обучать людей, нужно максимально четко понимать, какой человек тебе нужен и быть предельно внимательным на начальном этапе обучения.
— Не всегда важно, есть опыт работы у человека или нет. Куда важнее его обучаемость, способность самостоятельно находить нужную информацию, ответственность и, как ни странно, адекватность.

Как можно описать нашу команду в одно предложение?

Это компания друзей, которые вместе работают, вместе едят, вместе ночуют в офисе, говорят по душам, ругаются, спорят и готовы на многое ради другого.
Я знаю, что это одни из самых близких мне людей. Каждый из нас понимает друг друга без слов, я могу посмотреть в глаза Славе или Вере, например, и мы поймем друг друга и сделаем все правильно, это правда.

Наша команда:
Слава Богдан
Артем Гамбицкий
Виталик Плут
Коля Корнюшин
Вера Моденова
Андрей Макеев

Выводы и полезности:

1. Нет людей — посмотрите различные акселераторы и кемпы, сейчас их очень много, там много ваших единомышленников.
2. Думайте рационально, когда набираете сотрудников, но иногда включайте интуицию.
3. Проводите много времени вместе, будьте близки по духу и по увлечениям.
4. Читайте мысли друг друга.
5. Имейте общую идею и цель и двигайтесь к ней!

Самое важное в наборе команды — это общее стремление сделать что-то стоящее, общее видение результата и огромное желание расти и развиваться.

P.S.: В следующем выпуске мы расскажем про акселерацию ФРИИ.

Комментарии (2)


  1. sphinks
    01.06.2015 13:15

    Отличная идея, кстати действительно на поверхности, но никто не взялся за нее до того. Прочитал про вопрос контроля качества в предыдущем посте, но тем не менее, если человек не доволен услугой, он будет винить вас, а не конечный цветочный магазин, так как на вашем сайте он сделал заказ. Как вы выходите из этой ситуации? Как то компенсируете или скидку предлагаете? Осечки в таких вещах, могут обойтись очень дорого клиенту, и если цветы для «личной» ситуации и если для «бизнеса». Их же нельзя полностью исключить, как с такими клиентами работаете дальше?


    1. asmakeev
      01.06.2015 13:57

      Отличный вопрос! :) Да, осечки были, особенно на начальном этапе, сейчас продаж больше, а осечек практически нет, что очень радует, магазины ценят то, что мы им даем клиентов, поэтому стараются, потому что есть риск потерять хороший канал продаж, потому что если они плохо доставляют или привозят плохого качества цветы, то мы избавляемся от таких. В случае с клиентами, то слава Богу люди понимают, что это торговая площадка, тем более мы всюду сообщаем, что мы помощники для клиентов и всегда стоим на стороне клиента, поэтому они нам благодарны и даже не смотря на такие ситуации возвращаются и покупают у магазинов с хорошим рейтингом. В такой ситуации все очень индивидуально, были случаи, что мы давали бесплатный букет, были и скидки, но в основном это все покрывал тот партнер, кто выполнял. Клиенты у нас самые лучшие, поэтому с ними приятно работать)