В 90-е о большинстве песен мы узнавали, прослушивая радио, плеер друга, следя за хит-парадами на телевидении или читая специальные журналы. После того как песня по-настоящему заинтересовывала нас и захватывала ум, следующим логическим шагом для нас была поездка в любимый музыкальный магазин и покупка соответствующего CD-диска.
По дороге домой мы не могли унять мысли о том, как приятно будет открыть драгоценную коробку, ощутить запах и почувствовать на ощупь обложку диска, прежде чем положить это произведение искусства на деревянную полку нашей фонотеки и дополнить свою коллекцию. Музыка распространялась из рук в руки в школе на коротких переменах между друзьями или дома между знакомыми меломанами, которые брали музыкальные записи из бесценных фонотек друг друга. Эмоции и увлечение рождались от физического взаимодействия с реальными носителями.
В конце 90-х сервисы обмена файлами между пользователями нанесли серьезный удар по рынку музыки. Отныне от всей музыки, которую мы хотели получить, нас отделял один клик мышки и несколько килобитов, загружаемых через интернет. Для некоторых людей главной целью стало скачать бесплатно как можно больше песен. Это нанесло значительный удар по музыкальной индустрии, однако предоставило новую возможность для слушателей: безграничный доступ к музыке.
Ни о каких эмоциях речь уже не шла, кроме, возможно, чувства радости от наблюдения за тем, как стремительно деления заполняют шкалу загрузки. Все музыкальные альбомы, которые мы незаконно скачивали у незнакомцев, сохранялись на наш безмолвный жесткий диск. Обмен файлами осуществлялся посредством MP3-плееров с USB-выходом, копирования/вставки/перетаскивания и перемещения звуковых дорожек. Весь этот процесс был далек от поэтичного коллекционирования музыки в реальной фонотеке.
После множества судебных процессов сервисы обмена файлами между пользователями были наконец закрыты. Затем, в начале 2001 года Apple представила легендарный iPod и его библиотеку аудиофайлов — iTunes: «чистый» дизайн, органичная интеграция новых возможностей для покупки и прослушивания музыки с аудиоустройства. Люди буквально сходили с ума от iPod, который заменил комфорт от использования CD-дисков на удобство работы с хранилищем данных.
Феномен увлечения модными портативными аудиоплеерами напрямую связан с удовольствием от прослушивания музыки на реальных носителях, но это не субкультурный феномен и совершенно точно это увлечение не содержит той эстетической составляющей, которой обладает коллекционирование музыкальных записей на реальных носителях. — Джонатан Стерн
Однако подключение iPod к библиотеке iTunes имеет свою цену: привязка пользователя к сервису, медленная синхронизация и задержки при передаче файлов.
В 2008 году произошел переход от системы скачивания MP3-файлов к прослушиванию музыки онлайн. Spotify and Deezer предложили новую подрывную модель дистрибуции, которая давала возможность по запросу формировать список из 30 миллионов музыкальных треков из каталогов различных лейблов. Никогда еще музыка не была настолько доступной, причем легально. Теперь не было необходимости идти в музыкальный магазин или скачивать файлы. Больше не нужна была синхронизация с iTunes.
Вся музыка отныне находилась в облаке, доступная с любого компьютера и в любое время, стоит только сделать запрос. Сервисы стриминга совершили революцию в отношении доступа к музыке, но, тем не менее, не смогли позволить меломанам испытывать те же эмоции, что и при взаимодействии с реальной фонотекой, музыкой на носителях или с цветным iPodNano.
Я убежден в том, что сервисы стриминга обесценивают музыку попросту из-за того, что люди ничего не вкладывают — ни физически, ни эмоционально — в прослушивание композиций — Эллиот Джэй Стокс
В итоге, развитие моделей дистрибуции музыки зашло намного дальше сказанного выше. 2014 год: объемы новой музыки, которая появляется в интернете и которую мы можем обнаружить, стали больше чем когда-либо раньше. Интернет является крупнейшим источником музыкальных файлов и наиболее прямым и эффективным каналом для распространения музыки, а также общения между известными исполнителями и их фанатами.
Youtube и SoundCloud позволяют любой группе, исполнителю, продюсеру или битмейкеру выкладывать свои композиции онлайн. Социальные сети, безусловно не предназначенные непосредственно для работы с музыкой, дают пользователям возможность делиться тем, что они отыскали на просторах сети, с друзьями и людьми со схожими музыкальными вкусами. Меломаны стали музыкальными охотниками, ежедневно стремящимися найти новые, неизвестные и таинственные треки.
Мы слышим музыку повсеместно, но не можем коллекционировать ее на реальных носителях, что раздражает, так как нет ничего лучше хорошо организованной домашней фонотеки, где записи, которые вы любите, систематизированы в алфавитном порядке. Но никто после 90-х не мог составить такую фонотеку должным образом. — Элиот Ван Бускирк
С точки зрения меломана, проблема состоит уже не в том, чтобы получить доступ к музыке, а в том, чтобы собрать музыкальную коллекцию. Музыкальные файлы разбросаны по сети, и их местоположение не стабильно. Наши любимые электронные каверы находятся на SoundCloud, а самые последние клипы — на Youtube. Мы узнаем о новых песнях, читая записи исполнителей в Twitter, Facebook, в блоге друзей на Tumblr или просто блогах, посвященных музыке.
Все происходит в реальном времени: спустя пару минут наши любимые песни уже уносятся вместе с потоком коротких сообщений, фотографий и «видео с котиками». Как нам коллекционировать музыку в эру интернета? Где нам хранить все понравившиеся песни? Коллекционируем ли мы их точно так же, как делали это с треками на реальных носителях или MP3?
Вездесущесть музыки, загружаемой онлайн, на сегодняшний день заключается в том, что наши друзья могут выложить отдельные треки через Tumblr, а мы затем можем проследить за тем, что они слушают, через новостную ленту Facebook, хотя у нас может не быть возможности скачивать эти песни. Подобное краткое ознакомление с музыкальными предпочтениями других людей является замечательной возможностью и источником вдохновения, однако все это мимолетно. Проблема музыки онлайн в том, что вы никогда не владеете ей — она склонна ускользать от нас. MP3-диски же, как бы сильно они ни устаревали, остаются с нами. — Кайл Чаика
Нам, меломанам, нужна платформа, которая бы соответствовала нашей новой привычке постоянного поиска. Интернет предоставил каждому подключенному к нему человеку возможность находить новые песни. Теперь кто-то должен предоставить нам специальное место, где бы мы могли коллекционировать, систематизировать и распространять между собой любимые треки, неважно, где они были найдены и что из себя представляет платформа для поиска.
Музыка — это часть нас самих, так помогите же нам выражать нашу индивидуальность, наши эмоции и общаться друг с другом. Формат аудиофайлов и способ доступа к музыке со временем поменялся (винил, CD-диски, MP3, стриминг), но наши любимые треки остаются наиболее ценными вещами, которые у нас есть. Мы имеем право на место, где их можно хранить и должным образом делиться ими с миром.
В эру стриминга новая концепция фонотеки поможет слушателям стать музыкальными коллекционерами благодаря возможности систематизации треков и персонализации, возвратив эмоции и ощущение владения музыкальными записями. Музыкальные фонотеки изменяются, но всегда останутся нашим «домом» для коллекционирования и обмена найденными треками в атмосфере уюта, вдохновения и положительных эмоций.
Комментарии (23)
VioletGiraffe
30.05.2015 21:05+4Я равнодушен к фетишу физических носителей (коробочек, обложек и т. д.), но у меня достаточно обширная аудиоколлекция (~600 GB, 90% — lossless), и я не вижу ей онлайн-альтернативы. Даже если не учитывать lossless, не меньше 10% коллекции в принципе отсутствует на Deezer.com и ещё нескольких крупных бесплатных сервисах, которые я изучал.
atorero
30.05.2015 23:22Диски ест, но уже совсем мало, в основном — старые импортные лицензионные. Зато много файлов — старая привычка хранить все в оффлайне. Медиатека отлично чувствует себя в айтюнсе (и приобретается музыка там же) + туда же складывается ALAC.
Sadler
31.05.2015 00:35+3Теперь кто то должен предоставить нам специальное место, где бы мы могли коллекционировать, систематизировать и распространять между собой любимые треки, неважно, где они были найдены и что из себя представляет платформа для поиска.
Ну и проблемы у вас. Храню свою музыку в FLAC и MP3: она точно никуда не исчезнет, её всегда можно скопировать на другое устройство, добавить нужные теги, обложки, использовать любой плеер и любую ОС. И вся эта радость может работать совсем без интернета.
vxsw
31.05.2015 00:36+4Сразу видно — перевод. У нас бы поднимали совершенно другие вопросы:
— как слушать музыку с вк на айфоне?
— как сделать так, чтобы вк не удалял треки?
— какой даунлоадер быстрее всего скачивает с ютуба и т. п.?
— где достать аккаунт на %trackername%?
— когда наконец подешевеют винты на 6 ТБ и больше?
— ну допустим, я хочу вознаградить авторов и всё это лицензировать, но как?dmitrykabanov
31.05.2015 10:02Вот у меня лично ваших вопросов не возникает. Вк пообще не пользуюсь, лицензировать элементарно – iTunes Match и т.п. Интересно получить возможность скачивания не просто сжатия с потерями, а полноценных alac'ов, если про iTunes говорим.
vikarti
31.05.2015 09:41>Вся музыка отныне находилась в облаке
то тот мне пришлось нужные альбомы заказывать с США через шипито на физических дисках и цифровать, потому что нигде не было. совсем нигде.
>Spotify and Deezer предложили новую подрывную модель дистрибуции
то тот Spotify до сих пор меня дискриминирует по географическому признаку
у меня… фонотека находится не в чужом облаке а на моем домашнем NAS от Synology и доступ к ней есть (через родные приложения) с любых устройств и в том числе через интернет а если хочется странного — всегда можно просто скопировать файлы и нет риска что в результате очередного взбрыка 3rd-party сервиса выяснится что я не могу слушать музыку.
Пополняется по разному, в том числе и платными способами, но деньги плачу только если у меня в результате физические CD (диски под оцифровку и на полку) либо mp3/aac которых я не лишусь по желанию чьей то левой задней пятки
dmitrykabanov
31.05.2015 10:03Да, это сейчас наверное самый грамотный подход. А что за система – на чем слушаете?
vikarti
01.06.2015 06:34+2в смысле аудиосистема? дома — обычные колонки не очень дорогие, не дома — более менее приличные наушники (дело в том что у меня нет суперпупер музыкального слуха, и поэтому нет сверхжестких требований к качеству звука хотя Audio Station умеет и lossless)
софт? в составе Synology DSM есть такая штука как Audio Station (это серверная часть(включая плеер на подключенные колонки)+веб-плеер)+DS Audio(мобильные клиенты) ( www.synology.com/ru-ru/dsm/multimedia, скроллим до audio station ).
Прикидываться сервером iTunes Synology DSM тоже умеет.
официально Synology DSM это компонент устройств от Synology и все а не официально — на хабре есть несколько статей про то как запускать на более менее обычном железе, ищем по «xpenology» (последствия — например могут быть проблемы с обновлениями)
экспорт на андроид устройства для ситуаций когда нельзя использовать мобильный клиент DS Audio почему то(например потому что с каналом плохо) а часть коллекции слушать хочется и есть много локальной памяти на устройстве — iTunes же может + iSyncr for Android
timshick
01.06.2015 11:21-1«меня нет суперпупер музыкального слуха»…
Это аналогично тому, что говорить «у меня нет супер-пупер специального языка, поэтому я не люблю вкусную еду» или «у меня нет супер-пупер глаз, поэтому мне не нужен качественный телевизор».
ВСЕ люди слышат разницу между звучащей музыкой на нормальной аппаратуре и на совсем дешевой. Поверьте. Или проверьте :)vdasus
01.06.2015 15:36Вы не поняли. Дело в планочке «Вот так — для меня приемлимо». У меня слух отличный и я чувствую разницу, но, поскольку к музыке равнодушен — меня устраивает то что у меня есть и мне не надо обязательно лосслесс и обязательно через тёплый, ламповый усилитель. Для меня лично, например, музыка в 95% случаев нужна как фон. И только в <5% для меня важны те самые лампы и лосслесс.
timshick
01.06.2015 21:47Тогда вопрос: кроме «вот так» Вы слушали где-то? :)
Дело в том, что после прослушивания вместо «вот так» — «как музыка может звучать на самом деле» даже самые отъявленные «без музыкального слуха» меняются в лице.vdasus
02.06.2015 09:35У меня стояла неплохая стоечка от Marantz и колоночки напольные, взрослые (не помню уже моделей) да и друзья меломаны есть. Так что слышал.
Меня до сих пор поражает что есть люди, которые не понимают что мы разные все. Кому-то нужна музыка, кому-то что-то другое. Например я поменял бы взрослую музыку на равные по стоимости хорошие настольные игры — не глядя. Или, например, лучше бы потратил деньги на bmw новее чем имею. Или на путешествия. Хотя, в общем-то я так и делаю :)
Есть огромная масса интересов и уж точно в моём мире, например, музыка не занимает первые места.
Я все это пишу к тому, что не надо думать что все такие же как вы. «Вы улыбайтесь, господа, улыбайтесь»©ТСМ.ГГtimshick
02.06.2015 09:56+1А кто сказал, что мы одинаковые? :)
Я всего лишь уточнил, слышали Вы настоящую музыку или нет. Слышали — ок, хорошо. Подавляющее большинство людей не слышали.
Есть люди (их не очень много), которые «активно» вообще не слушают музыку никогда. Их вполне устраивает фоновая, либо вообще тишина. Это нормально.
Ненормально то, что люди часто даже не хотят, даже не пытаются узнать новое для себя, считая, что оно совсем не нужно. Вот это плохо. И касается это не только музыки.
vikarti
01.06.2015 19:55я разницу например встроенных динамиков и своих домашних колонок вполне слышу.
а например Bluetooth-звук я слушать просто не могу потому что на мой взгляд слишком слышны искажения (возможно железо на котором слушать приходилось — кривое, поддержки aptX разумеется нет).
зайти в Аудиоманию и послушать (как в этом блоге не раз предлагали) — нет возможности — не ехать же в Москву специально ради этого.
Master255
31.05.2015 18:06Я занимаюсь разработкой ПО для домашней фонотеки. С помощью моих программ любой может организовать мини ютуб со своего компьютера. И не просто просматривать\прослушивать дома, но и наа телефоне иметь доступ к своим домашним файлам.
Все возможные вопросы решены. Осталось только разрабатывать ПО и будет всем счастье. Подробности, например, тут 4pda.ru/forum/index.php?showtopic=580001
skvot
04.06.2015 17:48Использую домашнюю фонотеку + ipod classic 160 gb.
Как-то не прельщают все эти стриминговые сервисы.
maaGames
Считаю домашнюю аудио коллекцию единственным приемлемым решением, потому что Роскомнадзор. Не далёк тот день, когда при входе в интернет на пол экрана будет фотография Михалкова, на четверть выписка из уголовного кодекса и в оставшейся четверти можно будет заплатить за две песни, которые разрешат прослушать под присмотром строгого ФСБшника.
zv347
Вам ничего не поможет. Однажды к вам в дом вломится спецназ, перезатрет все диски нулями 146 раз и запишет «Утомленных солнцем».
maaGames
О.М.Г.