Астронавт Джеймс «Джим» Хансен Ньюман фотографируется во время установки нового инструмента на телескоп «Хаббл» 5 марта 2002 года. Источник: НАСА
Орбитальный телескоп «Хаббл» — один из важнейших научных инструментов, во всяком случае, для астрономов. На основе наблюдений, выполненных при помощи «Хаббла», написана масса научных работ, статей и монографий. Всего насчитывается около 11 000 различных публикаций. Эта система работает на орбите Земли уже 27 лет, и за это время ученые смогли изучить с ее помощью принципы формирования ранних галактик, узнать скорость расширения Вселенной, понять, как происходит появление и эволюция черных дыр.
За прошедшие 27 лет техника шагнула далеко вперед, многие элементы конструкции орбитального телескопа безнадежно устарели. Сейчас советники нового президента США Дональда Трампа обсуждают возможность отправки астронавтов к телескопу для замены этих устаревших частей. Это, возможно, позволит «Хабблу» работать более эффективно, продолжая предоставлять ученым Земли ценные данные. НАСА в прошлом году продлило срок эксплуатации телескопа на 5 лет, а замена важных элементов системы позволит продлить срок службы «Хаббла» еще на пятилетку или больше.
Транспортное средство для доставки космонавтов к телескопу предложено Sierra Nevada Corporation, компанией из штата Невада, США. Это крылатый космический корабль Dream Chaser, внешне похожий на «Шаттлы». Сейчас корабль проходит полетные испытаний, к 2019 году он будет готов для отправки космонавтов на МКС и, возможно, другие точки космического пространства. При посадке корабля предполагается возможность не только планирования, как у «Шаттлов», но и самостоятельный полёт и посадка на любые взлётные полосы длиной не менее 2,5 км. Корпус аппарата сделан из композитных материалов с керамической теплозащитой.
Обновленный «Хаббл» может служить альтернативой на случай выхода из строя нового телескопа «Джеймс Уэбб». Проект по созданию этого телескопа, стоимостью $9 млрд, будет завершен к октябрю 2018 года. Тогда «Джеймс Уэбб» отправят в точку Лагранжа L2. Сюда, к сожалению, человек не сможет добраться в ближайшем обозримом будущем. Так что, если с новым телескопом возникнут проблемы, а «Хаббл», например, уже выведут из эксплуатации, ученые останутся без важных инструментов изучения космического пространства. В том же случае, если «Хаббл» обновят, а НАСА продлит срок его эксплуатации еще на несколько лет, то эта проблема не возникнет.
"«Хаббл» сейчас работает хорошо, обеспечивая уникальные возможности, которые недоступны ни для одной из существующих наземных систем или тех систем, которые только планируется создать (включая спектроскопию и получение фотографий высокого разрешения). Мы надеемся, что «Хаббл» будет обеспечивать указанные возможности минимум несколько лет после запуска телескопа «Джеймс Уэбб» в 2018 году. Однако, у Института исследований космоса с помощью космического телескопа (англ. Space Telescope Science Institute) нет официальной позиции по поводу обновления «Хаббла» для увеличения срока его эксплуатации", — заявил глава Института исследований космоса с помощью космического телескопа Том Браун.
В прошлом к «Хабблу» астронавты уже летали, всего было организовано пять сервисных миссий. Все они осуществлялись в рамках программы «Спэйс Шаттл». Шестая миссия, в случае ее реализации, поможет НАСА выполнить сразу несколько задач, установленных администрацией Трампа. В числе прочих задач — развитие сотрудничества с частными космическими компаниями и выполнение краткосрочных миссий, которые дадут ощутимые результаты уже в течение первого президентского срока Трампа. В США, как и в других странах, очень многие сферы деятельности государства завязаны на политике, и космонавтика не исключение.
Сейчас команда Трампа должна выбрать очередного, уже тринадцатого по счету, руководителя НАСА, так что очень многое будет зависеть от этого выбора. Если в Вашингтоне решат обновлять Хаббл, то для нового руководителя агентства этот проект будет одним из приоритетов.
Сборка «Джеймса Уэбба»
Специалисты утверждают, что вопрос необходимости отправки очередной миссии к «Хабблу» для его обновления зависит еще и от успешности реализации проекта WFIRST (Wide Field Infrared Survey Telescope). Если этот проект будет успешным, возникает вопрос: «Что может делать „Хаббл“ такого, чего не умеет WFIRST?». Если отличий много, и они существенные, тогда обновлять «Хаббл» имеет смысл. К слову, WFIRST планируют сделать доступным для технического обслуживания, в отличие от «Джеймса Уэбба».
Что касается последнего, то в конце прошлого года научный руководитель проекта Джон Мэтер (John Mather) заявил о том, что телескоп уже готов и вполне способен начать работу на орбите. По словам экспертов, принимающих участие в реализации проекта, новый телескоп поможет начать изучение галактик, которые удалены от Земли на миллиарды световых лет. Речь идет о возможности воспользоваться своеобразной машиной времени, наблюдая за галактиками, которые появились почти сразу после Большого Взрыва. Это поможет ученым прояснить происхождение Вселенной.
Комментарии (26)
skirpichenko
19.02.2017 16:01-1Сильно сомневаюсь, что этот мини Шаттл смогут дешево и быстро достроить! А главное будет ли он способен слетать к James Webb когда тот потребует ремонта?
Slasham
19.02.2017 21:51+3Webb не «ремонтопригоден».
Nathanson
19.02.2017 23:32Кто сказал? Его вполне можно как минимум дозаправить топливом, которого изначально должно хватить лет на 10. Главное до него добраться.
Rascko
20.02.2017 09:25проблема не в топливе, а в конструкции зеркала. Вот оно слаборемонтопригодно в «неземных» условиях. Топлива ему особо и не надо.
skirpichenko
20.02.2017 11:01Да кто знает что может случиться… У Хаббла основное зеркало тоже неремонтопригодно но 5 раз к нему летали. Если бы не эти миссии то 99% результатов не были бы получены!
В аппаратах подобной сложности просто невозможно все предусмотреть и проверить. Есть риск, что десятилетия труда и миллиарды превратятся к мертвую железяку. Было бы здорово в этой ситуации иметь возможность что-то исправить!
solariserj
21.02.2017 00:54+2Вообщето они предусматривают быструю постройку еще одного если с этим что-то случится, но никак не ремонт… копия получится уже дешевле и быстрее…
hokum13
20.02.2017 16:33+1Тут в чем фокус: Хаббл «висит» на ~560 км, что как бы не сильно далеко (я в среду 600 проеду). А Уэбба собираются вешать на L2-Солнце-Земля, что ~1 500 000 км. Не то чтобы нереально туда слетать, но скорее всего дешевле еще одного Уэбба вывести.
skirpichenko
20.02.2017 18:13Согласен масштаб задач разный. Но есть же планы полета на Марс который значительно дальше да еще и с посадкой! Почему бы не унифицировать системы и предложить более амбициозное решение чем уменьшенная копия Шаттла для ремонта 30-ти летнего спутника. Затраты на Уэбба уже за $10 миллиардов так, что новый запустить будет проблематично.
hokum13
21.02.2017 08:37+1Потому что топливо стоит очень дорого в космосе, а создать еще одну железку по старым чертежам обойдется точно дешевле 10^10 долларов.
Whisky667
19.02.2017 21:45+1Это, как я понял, предложение SNC администрации, чтобы как-то пропихнуть пилотируемый вариант? Не ясно, чем он лучше того же Дракона, в котором будет большой негерметичный грузовой отсек, куда как раз можно загрузить габаритные детали для замены, манипулятор для фиксации телескопа етц.
Фишечка DC только в посадке на ВПП с малыми перегрузками, даже экономически он вряд ли будет выгоднее капсульных кораблей: как и у них, есть расходуемый орбитальный отсек, да еще и вероятно межполетное обслуживание дороже. Не ясно, каким боком тут телескоп.
При посадке корабля предполагается возможность не только планирования, как у «Шаттлов», но и самостоятельный полёт
Нет. На нем нет двигателя для полета в атмосфере, т.е. принципиально от Шаттла не отличается. «Додумывание» перевода, видимо: SNC постоянно говорит о том, что он может садиться на любую ВПП, даже коммерческого аэропорта (как, впрочем, и Шаттл).Eklykti
20.02.2017 15:22Собсно планы по ремонту хаббла дрэгоном тоже существуют, и выглядят более реально, чем дримчейсером, у которого нет негерметичного грузового отсека и в ближайших планах нет пилотируемой версии.
pnetmon
20.02.2017 19:11Ну если забыть про отсутствие пилотируемой версии до начала выборов президента США, что будет ближе к выборам с ее разработкой и заказом неизвестно — Отсек сейчас собираются прицепить к грузовой версии, как это будет с пилотируемой версией и с системой спасения при запуске… нужно читать англоязычные форумы. Более красивым и дорогим на мой взгляд смотрится двухпусковая схема, когда отдельно запускается модуль с манипулятором, шлюзом и прочим.
Автор статьи WSJ (источник этой статьи) за последнее время прям фонтанирует статьями к которым много вопросов.
black_semargl
22.02.2017 10:50Пилотируемую версию, что СпейсХ, что Боинга — планируется запустить в следующем году.
pnetmon
22.02.2017 13:10Я писал про пилотируемую версию DC.
Пока SpaceX собираются запустить пилотируемую версию (в беспилотном режиме) в этом году и с большей вероятностью перенесут.
prostovovan
19.02.2017 21:51-2Зачем было отказываться от Шаттлов при отсутствии альтернативы?
Whisky667
19.02.2017 22:23+2Дорого, избыточно. Освободились деньги на большие программы, а к МКС можно временно и на Союзах полетать. Никто ведь не знал, что в итоге все так плохо обернется.
KyZZMI4
20.02.2017 00:22+2Слишком дороги и опасно. Последние обслуживание Хаббла Шаттлом переносили и отменяли, в итоге перед полётом подготовили второй Шаттл для спасения экипажа первого, если при полёте к Хабблу и его обслуживании что-то пойдёт не так. А последний полёт Шаттла был с меньшим экипажем, что бы в случае невозможности возврата Шаттла вернуть людей с МКС на наших Союзах в разумные сроки. Ну и нет массовых задач для Шаттлов, МКС собрали, Хаббл не так часто надо обслуживать. Остальные спутники проще сделать заново, чем чинить. А воровать чужие спутники с орбиты не актуально.
Ну и альтернативы планировали сделать быстрее.
black_semargl
20.02.2017 12:19+1Отлетали 30 лет.
Новый комплект кораблей строить сочли слишком дорогим делом.
SailorMoo
23.02.2017 18:28+1После расследования катастрофы Колумбии вышел отчет комиссии, в выводах которого значилось примерно следующее:
1) переусложненный аппарат экспериментальной природы использовался на постоянной основе (т.е. «слишком опасно»);
2) инфраструктура для обслуживания стареет, в ближайшие лет 10 придется модернизировать или менять.
Его сразу же после этого вывели из эксплуатации, но использовали по факту аж до 2011 для продолжения сборки МКС. Альтернатива Шаттлам — набор специализированных и/или модульных КК, которые справятся с любой его задачей лучше него самого, без необходимости тащить в каждый полёт всё и сразу, да еще и обязательно с экипажем.
Victor_Grigoryev
19.02.2017 21:51-2>> Это крылатый космический корабль Dream Chaser, внешне похожий на «Шаттлы».
… под обликом которого скрывается старина МиГ-105, попавший в правильные руки с нормальным финансированием.antey86
19.02.2017 23:12+2ну да, они же тууупые (с), сами не могут до такой аэродинамической схемы дойти
Halt
20.02.2017 07:32Википедия конечно капец какой надежный источник, но там пишут что:
…Конструкция базируется на проекте орбитального самолёта HL-20, который НАСА разрабатывало в начале 1990-х годов. В свою очередь, HL-20 создавался на основе известных данных (снимков) о советских экспериментальных аппаратах БОР, запущенных в 1980—1984 годах по программе Спираль.
Английский вариант:The historical antecedents of the Dream Chaser go back over 50 years in the U.S. with the 1957 X-20 Dyna-Soar concept and the 1966 Northrop M2-F2 and Martin X-23 PRIME lifting bodies.
Its design is derived from NASA's 1990 HL-20 lifting body design which was itself similar to the 1980s Soviet BOR-4, which in turn was considered by NASA engineers as influenced by the late 1960s HL-10, and the Soviet Mikoyan-Gurevich MiG-105 military spaceplane concept, a spaceplane studied as a means to develop a Soviet counterpart to the US's X-20 Dyna-Soar.pnetmon
20.02.2017 12:13+4Википедия в этом случае плохой источник говорю как человек дополнявший статью.
В русскоязычном варианте просто удаляются американские разработки 60-70 годов. Так же Бор-4 был снят один раз, и стоит изучить кто делал макет HL-20 (какой направленности учебное заведение)
В англоязычном так же тусуют прочитавшие российскую версию.
Притом в истории советской разработки Боров просто не распространяются о вкладе полученной с американских опытов.
Ссылки часто ведут не на официальные источники.
Так же очень мало пишется о американских макетах и появления похожего корпуса в американском фильме 60-70 годов.
Притом фото это одно, а вот что внутри и как работает по фото не сделаешь.
Ну что минусуйте…
Victor_Grigoryev
20.02.2017 11:36+2Кто в итоге туууупой — ещё можно поспорить, ибо МиГ-105 гниёт в Монино, а DC имеет грант от NASA и большую надежду на будущее.
pnetmon
Никто не обещал и не заказывал полеты пилотируемой версии. Пока есть контракт на доставку грузов. И есть контракт на разработку пилотируемой версии (пилотируемая была раньше грузовой) в рамках программы разработки пилотируемых кораблей, где выиграли контракты на доставку людей Boieng и SpaceX.
Притом очень велико различие в Шаттле и Dream Chaser в возможности полета и ремонта телескопа. Начиная с размеров, назначения и длительности автономного полета с экипажем, шлюзов для выхода экипажа в космос, манипулятора...
Так же в рамках подготовки к следующим выборам рассматривается варианты что в первый пуск SLS будет пилотируемый, что частные астронавты на частных аппаратах будут летать к Луне в 2020 году (“private American astronauts, on private space ships, circling the moon by 2020.”)....