Норвегия считается один из лидеров в строительстве подземных сооружений. Потренировавшись на самом длинном и самом глубоком автотоннелях в мире и на подземных круговых развязках, норвежцы задумали сделать туннель в перешейке между фьордами — для прохода судов.
![](//habrastorage.org/files/123/5a7/9dd/1235a79dd2b148d58b8f9ca6e345ebba.jpg)
![](//habrastorage.org/files/250/208/428/250208428b35481788b9bf5b6de11cdc.jpg)
Мыс Стад разграничивает Северное и Норвежское моря, здесь часто наблюдаются экстремально сильные ветра. В связи с этим лайнеры, огибающие мыс, вынуждены пережидать непогоду и терять время. 1,7-километровый Stad Ship Tunnel соединит два залива и позволит пропускать суда водоизмещением до 16 тыс.тонн напрямую.
![](//habrastorage.org/files/d04/dc9/d9a/d04dc9d9a8bc489a8d5e558d7a471a49.jpg)
![](http://habrastorage.org/files/ba0/580/549/ba0580549f734d788e90fb7fc9905f34.jpg)
![](http://habrastorage.org/files/172/f94/1b8/172f941b88464d9eb6b2996f594f1114.jpg)
![](//habrastorage.org/files/500/0d7/b8f/5000d7b8f94e4a6084b12c8679c0fd0f.jpg)
Первое предложение по строительству здесь тоннеля датируется еще 1874 годом. Тогда, правда, его хотели сделать железнодорожным — для переправки кораблей через перешеек на железнодорожных платформах.
Известны и более длинные тоннели (Tunnel du Rove во Франции, Standedge Tunnels в Англии), но не для таких больших судов.
У проекта много противников, которые напирают на его ненужность. Проектировщики признают, что при хорошей погоде тоннель не дает экономию времени — идти через него дольше, чем вокруг мыса.
![](http://habrastorage.org/files/af0/38b/39c/af038b39cb174d58b346857fb9e2a826.jpg)
Однако во время штормов Stad Ship Tunnel здорово повысит безопасность, ибо с 1956 года у мыса Стад насчитали 45 инцидентов, связанных с непогодой.
Пока тоннель включен в 4-летний Национальный транспортный план 2013 года. Оценки стоимости строительства доходят до 1,7 млрд.крон. Ожидаемый трафик — 60 судов в сутки.
![](//habrastorage.org/files/59e/2ca/968/59e2ca9681e74859b59a1ff201e61d7c.jpg)
+ Видео (на норвежском, но понятное).
Источники: 1, 2.
![](http://habrastorage.org/files/123/5a7/9dd/1235a79dd2b148d58b8f9ca6e345ebba.jpg)
![](http://habrastorage.org/files/250/208/428/250208428b35481788b9bf5b6de11cdc.jpg)
Мыс Стад разграничивает Северное и Норвежское моря, здесь часто наблюдаются экстремально сильные ветра. В связи с этим лайнеры, огибающие мыс, вынуждены пережидать непогоду и терять время. 1,7-километровый Stad Ship Tunnel соединит два залива и позволит пропускать суда водоизмещением до 16 тыс.тонн напрямую.
![](http://habrastorage.org/files/d04/dc9/d9a/d04dc9d9a8bc489a8d5e558d7a471a49.jpg)
![](http://habrastorage.org/files/ba0/580/549/ba0580549f734d788e90fb7fc9905f34.jpg)
![](http://habrastorage.org/files/172/f94/1b8/172f941b88464d9eb6b2996f594f1114.jpg)
![](http://habrastorage.org/files/500/0d7/b8f/5000d7b8f94e4a6084b12c8679c0fd0f.jpg)
Первое предложение по строительству здесь тоннеля датируется еще 1874 годом. Тогда, правда, его хотели сделать железнодорожным — для переправки кораблей через перешеек на железнодорожных платформах.
Известны и более длинные тоннели (Tunnel du Rove во Франции, Standedge Tunnels в Англии), но не для таких больших судов.
У проекта много противников, которые напирают на его ненужность. Проектировщики признают, что при хорошей погоде тоннель не дает экономию времени — идти через него дольше, чем вокруг мыса.
![](http://habrastorage.org/files/af0/38b/39c/af038b39cb174d58b346857fb9e2a826.jpg)
Однако во время штормов Stad Ship Tunnel здорово повысит безопасность, ибо с 1956 года у мыса Стад насчитали 45 инцидентов, связанных с непогодой.
Пока тоннель включен в 4-летний Национальный транспортный план 2013 года. Оценки стоимости строительства доходят до 1,7 млрд.крон. Ожидаемый трафик — 60 судов в сутки.
![](http://habrastorage.org/files/59e/2ca/968/59e2ca9681e74859b59a1ff201e61d7c.jpg)
+ Видео (на норвежском, но понятное).
Источники: 1, 2.
Zzzuhell
Это не Суэц, конечно, но надо бы еще прикинуть экологические последствия. Может, в заливе какая-то особая биосфера, которую нарушат рыбы, приплывшие по тоннелю…
ChiefPilot
Это очень маловероятно, так как гора, разделяющая две акватории не большая и всякие утки спокойно перелетая туда-сюда легко могут переносить (на лапах, например) и икру и водоросли и прочую живность. Так что, вряд ли в этих двух (связываемых туннелем) акваториях есть какая-то уникальная флора или фауна.
r00tGER
Так залив и так связан с морем.
Zzzuhell
В порядке занудства: Северное и Красное моря оба связаны с мировым океаном, однако экосистемы там разные. :)
Но выше мне уже разъяснили, что маленькое расстояние между двумя акваториями сводит на нет возможные проблемы с животным миром.
ChiefPilot
Да, всё правильно — там изоляция за счёт достаточно большого расстояния между морями. В природе есть даже биологические виды, у которых все соседние популяции между собой физически ничем не разделены (горами, морями и т. п.), но тем не менее популяции с двух сторон ареала уже могут иметь проблемы со скрещиванием (то есть находиться уже на полном пути к образованию отдельных видов).