Зубчатая железная дорога отличается от обычной тем, что у нее между двумя гладкими рельсами проложен еще один — зубчатый, за который цепляется приводное колесо вагона. Такие дороги делают в местностях с большими уклонами.

Поскольку традиционная железнодорожная стрелка здесь не очень-то подходит, то конструкторы прибегают к разным веселым техническим извращениям.

1. Cтрелка, использующая грубую физическую силу


Как видно, рельсы прекрасно гнутся:



2. Стрелка-трансформер




То же вручную:


3. Переползающая стрелка




4. И, наконец, неповторимая швейцарская стрелка-перевертыш




Источники: 1, 2, 3, 4, 5.

Комментарии (21)


  1. AlexanderG
    07.07.2015 09:24
    +37



    As a side note, раз уж тема поднялась здесь — были бы сообществу интересны статьи о железнодорожном транспорте (с технической стороны)?


    1. 3AMpolit
      07.07.2015 09:39
      +24

      Было бы очень интересно увидеть такие статьи.


    1. godmode_on
      07.07.2015 10:32
      +5

      Пишите, очень интересно!


    1. andrewsh
      07.07.2015 12:22
      +1

      Ъда.


    1. injecto
      07.07.2015 12:22
      +6


      С тех пор, как узнал о существовании напряжения на рельсах (от небезыствестного здесь kreosan), тема железнодорожной инженерии кажется очень интересной. Не зря же есть железнодорожные специальности в вузах. Так что буду ждать интересных публикаций.


      1. SoLRoN
        09.07.2015 08:43

        Сколько всего нового в одном ответе узнал!


    1. ch0mb0r
      08.07.2015 11:26

      wake up mr.Gordon…


  1. ssneg
    07.07.2015 11:06

    А что случилось с «хабр не место для копипасты»?
    engineering-ru.livejournal.com/354261.html


    1. qbertych
      07.07.2015 11:15
      +4

      А вы сравните автора и даты публикаций.


    1. 22sobaki Автор
      07.07.2015 11:16
      +14

      На ГТ пост опубликован раньше, чем в ЖЖ.


    1. elanc
      07.07.2015 11:17
      +5

      Да то, чтоб будь вы хоть немного внимательнее, то заметил бы, что это — кросспост, а не копипаст!


    1. bak
      07.07.2015 11:24
      +2

      Постинг одновременно на хабр и в свой блог вроде бы разрешен. Автор статьи один и тот же.


  1. abby
    07.07.2015 11:23
    +1

    Стрелка в Кёльне, ни разу не видел в действии, фото тоже найти не могу. Идея в том, что вагон заезжает, рельсы поворачиваются на другой путь и вагон выезжает.


    1. 22sobaki Автор
      07.07.2015 11:28
      +7

      Это поворотный круг, интересная штука, но для более-менее длинного состава не годится.


    1. 3AMpolit
      07.07.2015 11:30
      +1

      Если не ошибаюсь, это называется поворотный круг.


    1. foxmuldercp
      07.07.2015 15:18
      +1

      Да, есть такое в больших депо с кучей ангаров на стоянках электровозов, даже в игрушках встречал. в TrainSim, например


      1. TheRaven
        07.07.2015 17:35
        +4

        Он и в HL есть.


        1. fsmorygo
          08.07.2015 11:28
          +1

          И в мультфильме про паровоз по имени Томас.


  1. serafims
    08.07.2015 08:37
    +3

    Есть еще интересные механизмы со сменой колесных пар для дорог с разной шириной колеи, и есть поезд, автоматически подстраивающий на ходу расстояние между колесами на специальном переходе.


  1. SVlad
    08.07.2015 21:35

    А что мешает сделать несколько разрывов в центральном рельсе и использовать обычные стрелки? Или поезд на таких дорогах движется только и исключительно за счёт центрального рельса?


    1. 22sobaki Автор
      08.07.2015 22:43
      +2

      Бывают дороги с приводом только на зубчатое колесо, у них зубчатый рельс лежит на всем протяжении. Бывают с приводом и на зубчатку, и на обычные колеса, у них зубчатый рельс появляется только на крутых участках.

      В принципе можно, наверное, делать разрыв и преодолевать стрелку накатом, но тут вопросы. Желательно иметь горизонтальный участок для такой стрелки. И непонятно в какой фазе сойдутся после разрыва колесо и рельс — не попал бы зуб на зуб.