Привет, GeekTimes. Хочется продолжить тему интересностей про Uber после вчерашнего поста и поделиться вольным переводом расследования The New York Times про методологию повышения LTV водителей и способы маневрирования с балансом внутри экосистемы Убера.
По данным экспертов, отсутствие трудовых договоров с водителями снижает прямые расходы компании на 25%.

В то время как водители хотят проводить минимальное количество времени в ожидании нового заказа, в Uber хотят предоставлять транспорт для клиентов максимально быстро. Первым выгодно, когда их коллег меньше на линии, вторым когда их больше.

Одновременно с этим есть и другая проблема. Когда количество водителей на линии падает, Uber вводит поощрительные коэффициенты, которые увеличивают стоимость поездки, однако это отталкивает пассажиров и противоречит долгосрочной стратегии Uber стать лидером индустрии.

Также стабильному росту компании угрожает высокая текучка, которая может привести к кризису, не говоря о конкуренции с Lyft. Для повышения рабочего времени и мотивации таксистов работать в менее прибыльных районах компания наняла сотни специалистов в области социальных наук и анализа данных. Далее пойдёт речь о гениальных, в буквальном смысле гипнотических приёмах в системе игрофикации в Uber.

Аналитики компании обнаружили, что после 25-го заказа отток водителей стремительно сокращается. Поэтому Uber внедрил бейджи за сервис, за беседы с пассажирами, за количество километров и тд. Также, водителям всегда доступна статистика по заказам, которые они завершили на текущей неделе, сколько денег заработали и какую среднюю оценку от пассажиров получили. Все эти метрики стимулируют соперничество и навязчивое желание оставаться в игре.

В области поведенческой экономики существует феномен под названием «таргетирование заработка», который возникает, когда у работника появляется возможность самостоятельно определять график работы. Феномен заключается в том, что человек заканчивает рабочий день в момент достижения определенной цели (минимального заработка). Uber пытается завысить эту сумму. Каждый раз после нажатия на кнопку «Выйти из приложения», система присылает уведомление из серии «Вам осталось всего $10 до $330. Вы действительно хотите выйти?». ?Такие сообщения эксплуатируют распространенную поведенческую особенность людей, которые любят ставить цели, побуждая их проводить за рулем больше времени.

YouTube и Netflix автоматически запускают следующие видео пытаясь как можно дольше удержать своего зрителя. По аналогии с видео-хостингами Uber намеренно присылает новый заказ водителям до завершения предыдущего. «Страх» простоя мотивирует людей принимать не самый выгодный заказ. В поведенческой экономике существует следующий факт: люди в большей степени предпочитают избегать потери, чем приобретать выгоды.

Для борьбы с «провисаниями», приложение указывает, в какой части города они возникают и где могут возникнуть в ближайшем будущем. Самое удивительное, что менеджеры Uber подписываются женскими именами и присылают сообщения вида «Привет, скоро в этом месте закончится концерт. Приедешь туда?». Здесь продумано даже то, что удовлетворение женской просьбы на подсознательном уровне заложено у мужчин, коих большинство среди водителей Uber.

Большое спасибо за внимание.
Поделиться с друзьями
-->

Комментарии (69)


  1. Hellsy22
    15.04.2017 07:40
    +8

    То же самое другими словами:

    Uber помогает водителям расти профессионально, бесплатно оказывая им мотивационную поддержку в достижении поставленных целей.


    1. ilusha_sergeevich
      15.04.2017 08:07
      +7

      Расти профессионально? :)


      1. MnogoBukv
        15.04.2017 11:53
        +5

        Животу, видимо.


      1. Daikatana
        18.04.2017 13:55

        Изучая язык страны, в которой они работают ))


    1. StjarnornasFred
      15.04.2017 16:13
      +2

      >>Вам осталось всего $10 до $330. Вы действительно хотите выйти?
      На секундочку, это 18500 рублей. За день! Понятно, что минус топливо, минус запчасти и т. д., но всё же. С таким доходом ещё быть чем-то недовольным?


      1. arilou_camper
        15.04.2017 16:20
        +1

        Переводная статья же. Это про Штаты.


        1. AFakeman
          15.04.2017 18:27
          +2

          Все равно, доход $85K ($330 52 недели по 5 дней) достаточно неплохой, в ряде штатов будет выше среднего.


          1. lavmax
            15.04.2017 19:48

            Вообще то это в любом штате будет выше среднего.


            1. vvzvlad
              16.04.2017 20:47
              +1

              Это в новогоднюю ночь, если что.


      1. tangro
        15.04.2017 16:28
        +2


        1. Karnah
          16.04.2017 13:04
          +3

          «Моя машина грязная...»
          Меня пристыдили на первой же минуте видео >_< Боюсь даже представить, что за прилагательное в таком случае опишет мою машину.


          1. Pakos
            17.04.2017 12:54

            «Машина цвета улиц, по которым она ездит».


  1. Rascko
    15.04.2017 07:58
    +2

    В то время как водители хотят проводить минимальное количество времени в ожидании нового заказа, в Uber хотят предоставлять транспорт для клиентов максимально быстро. Первым выгодно, когда их коллег меньше на линии, вторым когда их больше.
    Немного неправильное утверждение. Водители, кроме минимального времени ожидания заказа, хотят еще и короткой подачи (ну или оплачиваемой по километрам/времени). А для этого нужно как раз много водителей (причем более-менее равномерно размазанных по ареалу) — чтобы имеющимся не стреляли подачи по 5-10 километров.


    1. Nubus
      15.04.2017 11:14

      Не совсем верно. В реалиях Uber интереснее брать заказы которые идут 20+км. Простые личные примеры: отвез компанию из пункта А в пункт Б, заработал за 40 минут 20$. После этого короткими перевозками добивал до 40$ около 2х часов. Выгоднее взять 2-3 заказа на дальнюю дистанцию чем по всему городу маленькими переездами. Оплата за км раз в 6-7 выше чем за 1 минуту времени. В итоге выгоднее быстро ехать чем ехать по городу 20-40км\ч


      1. Rascko
        16.04.2017 18:30
        +1

        Я говорю не про поездки. Я говорю про подачи, т.е. про расстояние, которое водителю нужно проехать от того места, где он находится сейчас до точки, где его ожидает пассажир. В нынешних уберреалиях это может быть и 200-300 метров, и несколько километров (лично я наблюдал, как водителю стрельнула подача в 9 километров для моей поездки в 4 километра). Подача в убере не оплачивается по километрам/времени, более того, водители штрафуются (точнее — срезаются бонусы и рейтинг) за частую отмену, т.е. «сбрасывать» все неудобные подачи нельзя.


    1. Andy_Big
      15.04.2017 11:41

      Но чем больше водителей на линии, тем меньше шансов, что именно тебе отдадут заказ.
      В целом, водителю выгодно, чтобы заказов было много, а коллег на линии мало :)


      1. Rascko
        16.04.2017 18:32

        Но чем больше водителей на линии, тем меньше шансов, что именно тебе отдадут заказ.
        Зависимость «хорошести» от количества водителей нелинейная, см. объяснение выше. Ниже определенного порога насыщенности, водителю начинают бросать заказы, для выполнения которых ему нужно много ездить бесплатно, либо лишаться бонусов за частую отмену заказов.


  1. lash05
    15.04.2017 10:13

    Такие методы работают ограниченное время, поэтому юберу придётся постоянно придумывать что-то новое (или успеть монополизировать рынок за это время).


    1. alhor
      15.04.2017 19:41

      Такие методы работают вечно. Вовлечение работников в свою игру всегда было свойством предводителей.


      1. lash05
        15.04.2017 19:56

        Свойство вовлечения — вечно, методы — разные.


      1. Dmitry_4
        16.04.2017 07:40

        То есть все водители юберя — стадо?


        1. alhor
          16.04.2017 14:16
          +1

          стадо?? Ну… ровно в той степени, в которой стадом являются, скажем, работники гугла или теслы… Вы меня прям убили этим вопросом. Между "стадом" и предводителями есть очень много градаций. Я бы даже сказал, что это не дискретный ряд, а гладкая функция.


          1. Dmitry_4
            16.04.2017 14:40
            +1

            Умным человеком нельзя руководить. Он либо добровольно помогает, либо отказывается, если понимает, что это манипуляция


            1. vvzvlad
              16.04.2017 19:01
              +1

              Т.е. если я понимаю, что мной манипулируют, я должен отказаться, даже если меня все устраивает?


            1. alhor
              16.04.2017 21:42
              +2

              Вы в чем-то правы, т.к. для руководства умным человеком нужно нечто большее, чем манипуляции. Образно говоря, этот человек умный, поэтому и сможет распознать манипуляцию. Но предлагаю не путать руководство и манипуляции.


  1. pfa
    15.04.2017 11:19
    +2

    Если что — Убер ответил на оригинальную статью NYT.


    1. arheops
      15.04.2017 13:13
      -1

      … и этот ответ, очевидно, тоже писал социолог ;) изобилует фразами типа «и это тоже не правда» без доказательств.


      1. pfa
        16.04.2017 03:06
        +2

        Фраза «not true» встречается в тексте ровно один раз. Как-то не хватает для «изобилия». В качестве подтверждения этого «not true» статья содержит ссылку на научную работу, графики и популярное объяснение того, что именно на этих графиках происходит. Я уж не знаю, какие вам еще нужны доказательства.


  1. dipsy
    15.04.2017 16:02
    +1

    А почему Убер не сделает настройку для пассажира «я хочу/не хочу общаться с водителем» и «я хочу/не хочу чтобы звучало радио (стиль музыки)»? И, естественно, показывать это водителю при заказе. Это какая-то принципиальная позиция? Не думаю что сложно было бы догадаться о такой простой вещи.
    Примечание специально для экстравертов: да, просто попросить водителя поставить другую музыку для кого-то может быть (не)большой проблемой, вынуждающей терпеть определенные неудобства.


    1. tangro
      15.04.2017 16:31

      Почему Убер не сделает… то, что он 3 года назад уже сделал?


      1. dipsy
        15.04.2017 16:35

        Вы серьёзно сейчас? Так-то уже года 4 или даже чуть больше известен гораздо более простой способ, называется наушники. Хочется ещё проще, 2 галочки в настройках.


        1. Andrusha
          15.04.2017 23:48

          Остаётся вопрос: где Uber будет брать музыку? В случае с Spotify-аккаунтом всё ясно: за неё заплатили вы; если всё сократить до «двух галочек», то очевидно, что платить придётся Uber'у, а точнее вам — сверх стоимости поездки. Да, такая у нас суровая копирастическая действительность.


          1. dipsy
            16.04.2017 05:51

            Радио обычно тематическое и бесплатное, для конкретной музыки есть наушники и своя фонотека.


            1. Andrusha
              16.04.2017 09:31

              Не знаю, как в США, а наши копирасты одно время пытались брать деньги с фирм, где крутят обычное, аналоговое радио. Чем закончилось, не знаю.
              Ну и опять же, эту функцию онлайн-радио должен кто-то поддерживать, добавлять тематические станции в соответствующую категорию, удалять сдохшие станции и т.п. Всё это дополнительные затраты.


              1. Zverienish
                17.04.2017 05:26

                Да и сейчас вроде бы берут, выборочно, со всяких парикмахерских к примеру.


        1. kutensky
          16.04.2017 16:31

          А что не так? Если у тебя есть аккаунт Spotify, просто выбираешь какую музыку хочешь слушать и она будет играть в машине. Разве это не то, чего вы хотели?


          1. dipsy
            16.04.2017 18:08

            Что, прям надо объяснять, так не понятно? Ну хорошо, допустим про Spotify только я один не в курсе, а все знают. Допустим. Теперь чисто технически, через какое место эта музыка будет играть на магнитоле водителя? Должно быть какое-то подключение его смартфона к магнитоле? Или я опять чего-то очевидного не понимаю?


            1. kutensky
              17.04.2017 02:37
              +1

              Spotify очень популярен в США, так что многие им пользуеются (рассматривается ведь США в этой статье). Машины в США, по крайне мере в городах, достаточно новые, так что подключая телефон на зарядку к машине (обычно все держат телефон постоянно подключены, что бы не разряжать батарею), он автоматически подключается к аудио-системе машины. Когда едешь на машине, у которой это соблюдено, появляется кнопка «выбрать музыку». По-крайней мере в Сан-Франциско, на большинстве поездок эта кнопка активна. Хотя кто-то может не включить аудио-систему на работу от USB. Думаю, Uber водители как-то поощряются за использование этой возможности


      1. Meklon
        15.04.2017 17:54
        +4

        Кстати, а где ткнуть в пункт детские кресла или много багажа?


        1. The_Kf
          16.04.2017 02:01

          В детские кресла ткнуть можно, выбрав UberKIDS — в Москве уже есть.


    1. Ugrum
      17.04.2017 09:50
      +2

      А почему Убер не сделает настройку для пассажира «я хочу/не хочу общаться с водителем» и «я хочу/не хочу чтобы звучало радио (стиль музыки)»? И, естественно, показывать это водителю при заказе. Это какая-то принципиальная позиция? Не думаю что сложно было бы догадаться о такой простой вещи.

      А почему Убер не сделает настройку для водителя «я хочу/не хочу общаться с пассажиром» и «я хочу/не хочу чтобы звучало радио (стиль музыки)»? И, естественно, показывать это пассажиру при заказе. Это какая-то принципиальная позиция? Не думаю что сложно было бы догадаться о такой простой вещи.
      Мизантропить, так уж по полной!


      1. dipsy
        18.04.2017 06:21

        Кто платит, тот и заказывает музыку. Когда бесплатно возить будут, или приплачивать, тогда будем прислушиваться к мнению водителей.


  1. D_T
    15.04.2017 20:23
    -1

    Уберы, яндексы и т.д. убивают такси. Они просто убивают такси готовое ехать везде, отбирая самые прибыльные маршруты и игнорируя неприбыльные.

    Простой пример: у товарища у ребенка ночью подозрение на аппендицит, в детскую увезли на скорой, аппендицит не подтвердился, отправили домой, 3 часа ночи — добирайтесь как хотите. Детская на краю города, не знаю почему она там оказалась, ехать тоже на край, но не противоположный. 10-15 км. Ни яндекс ни убер на заказы не прореагировали. С горем пополам в местных такси девочки на телефоне по-человечески поняли проблему, разыскали таксиста, который увезет. Домой с ребенком приехал в 6 утра.


    1. avost
      15.04.2017 21:07
      +3

      Какое ещё "простое такси"? Совковое? Так оно вообще никуда не ехало. Все остальные работают ровно так же, как яндо-уберы, только менее удобно.


      1. QWhisper
        15.04.2017 22:00
        +3

        У нас в городе как то несколько лет назад хотела администрация провести конкурс, что то вроде — Лучший таксомотор города или тип того. Когда начали копать, выяснили, что в городе хоть и есть куча такси, таксомоторных парков(где гараж, машины в собственности службы и пр.) тупо нет. Конкурс отменили.


      1. Pakos
        17.04.2017 13:04
        -1

        Менее — это дешевле и едут? Тогда предпочту менее. На днях на удивление пришлось воспользоваться пару раз (за долгое время) — «обычное» такси приехало за минуты, цена была ниже, чем не так давно называл Яндекс, да ещё и оба сделали небольшой крюк по просьбе. Теперь снова можно расслабиться на несколько лет и наблюдать со стороны.


    1. artyums
      15.04.2017 22:24

      Недавно, аналогично ночью, ездил в круглосуточную офтальмологическую клинику с соринкой в глазу, туда и обратно такси через Gett нашлось без проблем и меньше, чем за минуту.
      Вы не уточнили в каком городе было дело — может быть все дело в этом? У меня дело было в Москве.


    1. dipsy
      16.04.2017 05:57
      +4

      Небольшой лайфхак, если нет машин в ближайшей доступности: заказываете на точку в любом районе, где на карте видны машины и говорите водителю, чтобы нажал «Начать поездку» и ехал к вам по нужному адресу.
      Про «убивает такси» даже не смешно, «таксистов» с появлением уберов стало намного больше, шансов уехать — тоже. Единственная «проблема» это динамически формируемая цена, т.е. вы точно уедете, но придется немножко переплатить, если это ночь/снег/буран/наводнение/праздники.


    1. APaMazur
      17.04.2017 06:40
      +1

      Скажем так
      Общаясь с водителями пришел к тому, что они стали меньше зарабатывать, но их стало больше
      Для меня это плюс, отсутсвие человеческого фактора в лице "девочек" — обычно тоже


  1. artyums
    15.04.2017 22:28
    -2

    С Uber одна единственная беда — от них непредсказуемо могут приехать совершенно непонятные машины с совершенно непонятными водителями. Для сравнения, в Яндексе и Gett это, в большинстве случаев, — нормальное такси с желтыми номерами, а не бомбила со смартфоном…


    1. khrundel
      16.04.2017 13:04
      +1

      Есть такой классический анекдот, про «вам шашечки или ехать».


    1. daiver19
      16.04.2017 14:17
      +2

      Вы вообще серьезно сейчас? Суть убера в том, что это не «нормальное» такси, а обычные люди с автомобилем.


      1. artyums
        16.04.2017 22:27
        -2

        В РФ законодательно требуется лицензия на работу таксистом, и как следствие — желтый номер на автомобиле. Такой перевозчик несет ответственность перед клиентом за качество оказанной услуги — как минимум, будет с кого деньги требовать за лечение в случае ДТП.

        Поэтому, перефразируя анекдот комментатора выше, мне: и шашечки, и ехать.

        Если для Вас предпочтительнее заплатить за поездку меньшую сумму, чем быть в хоть немного более безопасном положении — это Ваш выбор, который, судя по всему, еще и совпадает с мнением многих клиентов Uber.


        1. daiver19
          16.04.2017 22:42
          +3

          Все так и есть. Вроде бы убер нигде не претендовал на то, что он такси. А еще я не думаю, что в случае вызова обычного таксиста через некое приложение вы получите какие-либо гарантии (ну или же это будет равносильно обычному вызову такси и в итоге приложение выполняет просто роль агрегатора и цена остается той же). Вся суть убера и подобных приложений — это избавиться от лицензий и пласта ненужных расходов. Хорошо это или плохо — это уже судить пользователю.


        1. dimm_ddr
          17.04.2017 16:01
          +1

          Вы так говорите, как будто эти гарантии много что давали. Есть масса историй на любой вкус про таксистов до появления убера. И про воровство, и про аварии, вообще все что угодно. В убере хотя бы рейтинг у водителя есть, за которым они следят, а классическое такси вам вообще ничего не гарантировало по факту.


  1. zim32
    15.04.2017 23:54
    -3

    Да сложно наверное конурировать с этими мастодонтами, которые вбухивают такие огромные суммы в раскрутку. Но если честно эта глобализация достала. Кажется мне что ничего хорошего из этого не получится. Сегодня убер (твитер, гугл, эпл и т.д.) вылизывает тебя, завтра ты уже будешь послан на на все четыре стороны если тебя что-то не устраивает.


    1. TimsTims
      16.04.2017 14:37
      +2

      завтра ты уже будешь послан на на все четыре стороны
      А послезавтра, согласно принципу конкуренции появится uber2, который не будет тебя посылать, и ты будешь доволен.


  1. iG0Lka
    16.04.2017 02:28
    +1

    А какая средняя зарплата у московского водителя в Убер?


    1. APaMazur
      17.04.2017 06:44

      По моим данным 50-90, в зависимости от упертости и упоротости
      То есть на уровне, скажем, вагоновожатого в метро, но не требует совсем никакой квалификации, кроме обычных водительских прав
      Ну и автомобиля


      1. artyums
        17.04.2017 21:42

        Взятого в аренду.


  1. Diam77
    16.04.2017 03:36

    Прочитав статью, подумал, что заголовок немного неверен. Uber манипулирует не людьми вообще, а только лишь водителями.
    Хотя и пассажирами тоже пытается, измеряя уровень заряда смартфона, например.


  1. mityamorozov
    16.04.2017 03:37
    -6

    Главная проблема всех агрегаторов такси в России — профессионализм водителей. Убер, гетт, Яндекс, рутакси и остальные ребята из-за своей модели бизнеса просто не имеют возможности предоставить клиенту водителя-профессионала.


    Я думаю, многие согласятся, что манера вождения, внешний вид водителя и другие его профессиональные качества у агрегаторов чаще неудовлетворительны. По крайней мере в СПб и Москве мне либо страшно, либо просто некомфортно ездить с ними. При этом, один раз из двадцати попадается человек, который умеет довезти безопасно и с комфортом. Серьезно, большинство водил как будто только права получили: переключают передачи рывками, резко тормозят и стартуют, курят перед подачей машины.


    Таксопарки, как, например (в Питере) 777-1-777, 6000000, тройка карз, закрывшийся "командир" на мерседесах и другие, которые следят за профессионализмом водителей, просто не могут обеспечить нынешнюю потребность в массовом недорогом такси.


    Поэтому для себя я вижу выход либо в развитии каршеринга, либо в появлении беспилотных такси.


    1. dipsy
      16.04.2017 06:08
      +11

      К хорошему быстро привыкаешь, правда? До уберов все ныли что таксисты хамят, не знают русского языка и карты города, курят и включают шансон, а сейчас планочка как-то подзадралась, появилось мнение что есть (были) некие «профессионалы», вежливые, аккуратные, на чистых машинах (и всё это по цене нескольких поездок в метро) и есть всякий сброд непонятный в убере, который всех профессионалов вытеснил.
      А вообще да, ждем беспилотники и прочую автоматизацию, люди не нужны.


      1. Pakos
        17.04.2017 13:08

        У нас они появились лет 5 назад, до этого могло приехать зимой шахид-такси на летней резине, на которой машина чуть не боком идёт, потом подтянулись местные уровнем, уберов тогда не помню, скорее 6млн всякие повлияли, но там цены задраны были, вызвав то же такси по «длинному номеру» можно было доехать заметно дешевле, а районные такси — так и ещё дешевле. И ещё они район знают, а по навигатору обычно такие кругаля дают.


    1. Zverienish
      17.04.2017 05:36

      Да и в обычном такси хватает сброда всякого. И аварий прилично бывает с пьяными «профессиональными таксистами».


      1. JerleShannara
        17.04.2017 20:55
        +1

        Сейчас просто Ашот, который «бамбиль на свой ведро у вакзаль», получил лицензию, наклеил на ведро шашечки и опять «бамбить на такси-ведро у вакзаль». Зато теперь он таксует от «Мухосранск Мега-Такси» и типа «исправные машины, вежливые и профессиональные водители».


    1. APaMazur
      17.04.2017 06:48
      +4

      По опыту, в уберояндексе нормальных таксистов даже больше, чем в классике, ибо рейтинг и геймификация, а в классике полное отсутствие обратной связи часто



  1. constantinnosov
    17.04.2017 09:51

    Для клиента, по сравнению со всем что было (особенно в регионах, не Мск и Спб ) современные сервисы такси, просто сказка.
    У водителей к стати тоже не все так плохо, не смотря на низкие тарифы агрегаторов, они больше ноют, зарабатывать среднюю зп по региону+ бензин+амортизация, вполне можно, но придётся попахать, чего Русские крайне не любят.