Часто сталкиваюсь с заказчиками, которые открывают свой бизнес либо проводят ребрендинг и хотят начать с разработки логотипа. Пожелания их всегда разные — кому-то нравится простой текстовый логотип с названием компании либо аббревиатурой, кто-то видит логотип сложным и витиеватым (в средневековом стиле, с глубоким смыслом и идеей), кто-то желает включить в логотип рисунок своего восьмилетнего сына.

image

Большинство заказчиков объединяет одно – искренняя уверенность, что разработка логотипа не может занимать больше 2-3 дней. И цена такой работы предполагается соответствующая. При этом они ожидают получить несколько вариантов (желательно даже концепций) и возможность неограниченного количества правок. Они говорят: «Потому что хочу посмотреть варианты, например, подкорректировать цвет и пару линий».

Небольшое исследование ценовой политики на площадке Upwork подтверждает: цены на логотипы, предложенные заказчикам, в большинстве своем колеблются от $20 до $100. Со сроками все обстоит еще интереснее — если исследование по российским компаниям показало в среднем от 2 дней до 4 недель, необходимых на создание, то на апворке чуть ли не в каждом третьем случае требуют результат уже в течение 24–48 часов.

Но так ли все просто, как кажется? Ряд подводных камней таит в себе даже изначальное определение логотипа.

Логоти?п (от др.-греч. ????? — слово + ????? — отпечаток) — графический знак, эмблема или символ, используемый территориальными образованиями, коммерческими предприятиями, организациями и частными лицами для повышения узнаваемости и распознаваемости в социуме. Логотип представляет собой название сущности, которую он идентифицирует, в виде стилизованных букв и/или идеограммы.
(Материал из Википедии — свободной энциклопедии)

Рассмотрим эту самую «сущность», которую идентифицирует логотип и которая является его краеугольным камнем. Скрытый смысл, определенное сообщение, которое отражает суть деятельности компании, можно увидеть почти во всех логотипах (особенно в самых общеизвестных и, на первый взгляд, простых).

Например, широко известный логотип веб-сервиса Amazon со стрелкой от буквы А до буквы Z внизу — это не просто название компании с оригинальным знаком. Стрелка указывает на конкретные буквы: A и Z. Его создатель таким образом подчеркивает: на этом веб-сервисе вы найдете любые необходимые товары — от A до Z (в русском алфавите — от А до Я).

image

Но для того, чтобы наполнить логотип смыслом, отразив в нем цели, задачи и принципы компании, недостаточно знать, какие цвета предпочитает заказчик и какой стиль изображений ему близок. Ведь именно этот знак отличия – первое, что видит потенциальный клиент, партнер или кандидат на должность. Поэтому и подход обязан быть более основательным. Чтобы создать нечто действительно уникальное, необходимо следовать определенной стратегии. Только тогда на свет появится запоминающийся образ, который закрепится в понимании потенциальных клиентов и будет ассоциироваться с компанией вашего заказчика в будущем. Не день, месяц или даже год, а гораздо дольше.

В самом начале переговоров стоит объяснить заказчику (а лучше показать на примерах из портфолио), какая кропотливая работа вам предстоит, каковы будут ее этапы, а главное – насколько качественный и проработанный получится результат, если действовать именно так.

Попробуем взглянуть на процесс изнутри. Прежде чем дизайнер сядет за компьютер и приступит к отрисовке логотипа, важен подготовительный этап. Он играет решающую роль, предопределяет направление хода мыслей дизайнера и результат его работы. Причем полнота полученной информации и ее пригодность для дальнейшего использования – это забота менеджера по продажам. Он должен максимально точно обрисовать процесс работы, «разговорить» клиента, получить от него все важные сведения, узнать все нюансы и пожелания.

Конечно, можно отправить клиенту стандартный БРИФ или (для упрощения и ускорения процесса) задать вопросы в форме интервью. Но первые из них должны быть вовсе не о предпочтениях в части дизайна и использования логотипа на печати.

Это вопросы несколько другого характера:
  • вид деятельности компании, продукты, которые она производит или услуги, которые предоставляет;
  • целевая аудитория компании (возраст, образование), почему люди предпочитают работать именно с вами;
  • позиционирование компании самим заказчиком (она дарит радость, упрощает работу, делает мир чище и лучше, поставляет уникальные товары, помогает качественно отдохнуть и забыть о проблемах, производит полезные продукты питания).

Вопросов может быть гораздо больше, а суть их сводится к глобальному пониманию бизнеса заказчика и формированию понимания бренда в целом.

Далее необходим анализ конкурентов вашего заказчика. Это полезно как для общего понимания сути деятельности, так и для выявления определенных тенденций в подаче логотипов и корпоративного стиля. И если заказчик хочет выделиться, сказать своим логотипом что-то особенное, не стоит делать «как у всех» (например, использовать для цветочного магазина витиеватый шрифт и изображения растений). Другой пример — многие косметические бренды класса люкс используют для декоративной косметики черный либо золотой цвет упаковки. И это придется учесть — в дальнейшем логотип обязательно будет размещаться на обертке товара, на баночках с пудрой или помадой.

Вот пример логотипа, который был разработан нашей командой для нового мужского аромата бренда Scent of Man. При работе мы сразу учли возможный цвет упаковки и предположили, каким образом фирменный знак нанесут на флакон с одеколоном.
image

Все эти мелкие и, казалось бы, незначительные детали формируют целостную картину, образ бренда и, как следствие, будущего логотипа. И только на такие исследования может уйти от пяти дней до нескольких недель – это фронт работ менеджера по продажам или маркетолога (если в штате компании имеется этот специалист).

После этого, уже имея на руках всю информацию, можно приступать непосредственно к созданию прототипа и дизайну. Здесь все может зависеть от творческой фантазии самого дизайнера и ряда факторов — сложности и уникальности сферы деятельности, особенностей, которые хочет видеть в логотипе заказчик. Поэтому срок сдачи заказа можно определить лишь весьма условно (какие-то идеи рождаются уже через час-два после начала работы, а какие-то нужно осмыслить, опробовать, переработать и снова осмыслить).

Когда логотип готов, не стоит торопиться и сразу отправлять его заказчику. Поскольку дизайнер, работавший над созданием логотипа, был непосредственным участником всего процесса, он понимает суть идеи, знает, каким путем к ней пришел, что навеяло или подсказало ему образ. Он видит его дальнейшее использование и интерпретации.

Но… что очевидно для одного, может быть неявно для другого. И зачастую готовый логотип сам по себе (на черном/белом/цветном фоне) может вызвать неоднозначную реакцию заказчика. Диапазон реакции — от «мне надо подумать» до негодующего: «Вы совершенно не поняли, о чем я вам говорил». Более того, если клиент заранее согласился на вашу цену, которая в разы выше заявленной им и готов был ждать результата, — он хочет получить логотип с эффектом «ВАУ»! Поэтому при представлении логотипа очень важны детали. Надо, как минимум, показать, как логотип будет смотреться на документах, канцелярии, футболке, обложке ежедневника, баннере и так далее — имеется множество вспомогательных наборов готовых мокапов, на которые его можно нанести.

Например, мы разработали логотип для компании, оказывающей консультационные услуги в сфере B2B. Цвета выбирал заказчик, и одним из требований было выделить букву «К», поскольку имя дочери заказчика – Керен. Для сравнения ниже – логотип сам по себе и нанесенный на мокап (к слову — данный логотип был принят заказчиком без единой правки).

image
image

Чуть сложнее – поиграть с вариациями самой идеи логотипа: цвет, линии, форма (одной из основных тенденций 2016 года были так называемые динамические лого, и тренд не теряет своей актуальности). Есть смысл показать, как можно преобразовать цветовую гамму в зависимости от использования логотипа на различных сайтах или трансформирования его для открытки – поздравления с Новым годом или 8 марта.

Логотип нашей компании используется минимум в трех основных цветовых разрешениях:

image

И решающим фактором может стать подробная презентация, где вы опишете с чем была связана идея и наглядно покажете, как создавался логотип (в нее можно включить скетчи, наброски от руки, фотографии предметов, которые натолкнули вас на эту мысль). Вы покажете процесс целиком, и сам клиент, ознакомившись с презентацией, наверняка проникнется вашей идеей. Готовый результат может отличаться от пожеланий заказчика, но, если вы сможете раскрыть лейтмотив своего замысла и подкрепить его весомыми аргументами, вероятность сдать работу, получив позитивный отзыв, возрастает в разы.

Конечно, далеко не все заказчики понимают суть этого процесса. Для многих он выглядит как простейшая работа, на которую опытному дизайнеру достаточно потратить сутки (при этом они ожидают, что логотип не уступит мировым брендам). Поэтому коммуникации, подробное описание, примеры из портфолио, продуманная презентация и ориентация на результат – вот основные составляющие успеха. Клиента нужно умело подвести к мысли: качественный и продуманный логотип, который не потеряет своей актуальности долгие годы и выделит вашу компанию из ряда конкурентов, став достойным товарным знаком ваших продуктов или услуг – это результат поэтапной работы и грамотного подхода.
Поделиться с друзьями
-->

Комментарии (37)


  1. Xo4yBce3HaTb
    20.04.2017 12:55
    +4

    Все отлично, но когда увидел ваш логотип, первая ассоциация, это товары для 18+. И цвета подходят, товары для нее(розовый), для него(синий) и для всех остальных (радужный бы больше подошел, но и так нормально).
    Опишите пожалуйста, на примере вашего логотипа, с чем была связана идея и покажите наглядно как создавался логотип)


    1. TutmeeAgency
      20.04.2017 15:48
      +1

      Круг самая устойчивая и целостная из всех геометрических фигур, символ единства и совокупности, полноты и ограниченности, постоянства и цикличности. В нашем случае круг символизирует завершенность и цикличность процесса, а именно – мы создаем комплексные проекты под ключ и оказываем все виды услуг по старту и развитию бизнеса в интернете, а также его продвижению и сопровождению.

      Название нашей компании TutMee – означает, что мы всегда рядом, «тут мы» :) и готовы реализовать самые смелые идеи наших клиентов. Поэтому эту идею мы отобразили в нашем логотипе с помощью знака pin. В целом логотип означает движение вверх (воздушный шар), знак бесконечности (бесконечное развитие, совершенствование) и еще больше неожиданных интерпретаций…
      image


      1. Xo4yBce3HaTb
        20.04.2017 16:14

        Я кажется понял, про интерпретации
        image


        1. TutmeeAgency
          20.04.2017 16:24
          -1

          Спасибо)))) в такой версии наш лого мы еще не видели :))))) аахахахаахх


      1. savostin
        21.04.2017 10:01
        +2

        Название нашей компании TutMee – означает, что мы всегда рядом, «тут мы» :)

        У меня для Вас плохие новости: «tut» по-английски читается как «тат», а «mee», никак не «мы».


        1. TutmeeAgency
          21.04.2017 10:52

          ПО поводу названия — у каждого свое восприятие буквы i в названии продукции от apple!


          1. savostin
            21.04.2017 11:43
            +1

            Не вижу связи!
            Восприятие != произношение.


  1. telhin
    20.04.2017 13:26
    +2

    Пример Scent of Man сделан без перспективы.

    Все эти мелкие и, казалось бы, незначительные детали формируют целостную картину, образ бренда...


  1. tema_sun
    20.04.2017 14:13
    +2

    С RSN Consulting есть проблемы.


    1. alterpub
      20.04.2017 14:35

      HSN =)


      1. savostin
        21.04.2017 09:47

        Согласен, читается все, что угодно, кроме К, а её ж просили выделить…


  1. TutmeeAgency
    20.04.2017 15:49

    tema_sunalterpub клиенту было предложено на выбор 6 вариантов шрифта, он утвердил идею именно с объемным шрифтом в стиле оригами. Сам шрифт предусматривает такое написание буквы K, а для клиента важнее был образ логотипа в целом и необычное написание букв. У него буква K сомнений не вызвала.


    1. savostin
      21.04.2017 09:47

      Главное, чтоб клиенту нравилось, да?


    1. savostin
      21.04.2017 09:53

      Сам шрифт предусматривает такое написание буквы K

      Буква z в Amazon с Вами не согласна.
      В большинстве случаев работа со шрифтом в логотипе подразумевает изменение начертания так, чтобы именно это слово было целостным, оригинальным и интересным.
      В том же Amazon много чего интересного: и стрелка-улыбка, и все линии, включая изгибы букв, выровнены, и кернинг изменен и пр.


  1. Xtray
    20.04.2017 19:30

    Честно говоря, вот так сходу и не припомню, задумывался ли я когда-либо над смыслом какого-нибудь логотипа. Очень сомнительно, что ребус в логотипе Амазона будет работать лучше текста «у нас товары от A до Z».
    Более того, есть мнение, что ни одна известная и успешная компания не стала таковой благодаря логотипу.

    Вопросы:
    Выбирая продукты питания, обращаете ли вы внимание на логотип и задумываетесь ли при этом, какой смысл в этот логотип заложен?
    Если в автосалоне вы предпочли Ауди Мерседесу (или наоборот), то какую роль в этом сыграл логотип?
    Если бы логотипом Apple было не яблоко, а груша, насколько бы упали продажи?


    1. TutmeeAgency
      21.04.2017 09:37

      Конверсия и продажи напрямую не связаны с логотипом. Однако если у компании неординарный и броский логотип, Вам будет проще узнать и купить этот товар из сотни других.

      Возможно Вы удивитесь, но логотипы упомянутых Вами компаний имеют за собой историю (как раз то о чем я говорю в статье).
      Для интереса можете почитать историю создания логотипа ауди — https://www.drive2.ru/b/288230376152006598/

      Компании премиум-класса не выбирают логотип «просто так». Они тщательно прорабатывают его, вкладывая глубокий смысл в бренд и «лицо» компании.


      1. Xtray
        21.04.2017 10:23
        +1

        Спасибо за Ваш комментарий :)

        В интернет- и обычных магазинах товары, обычно, разложены по брендам — если мне нравится Самсунг, то я просто перехожу к нужному разделу или витрине, а не ищу товар по логотипу :) Или, прошу продавца подсказать (использую поиск по сайту).

        Более того, прежде чем узнать товар/компанию по логотипу, нужно сперва запомнить этот логотип, тогда как просто слово — название — запомнить (записать) значительно проще.

        Например:
        image


  1. MaxKitsch
    21.04.2017 09:38
    +2

    А незакерненная дырка между L и T в слове «CONSULTING» — это так и задумано? Я три раза перечитывал текст, пытаясь найти, при чём тут некий CONSUL TING.


    1. TutmeeAgency
      21.04.2017 09:40
      -3

      Расстояние между буквами L и T такое же как между остальными буквами, разница лишь в том что эти две буквы образуют между собой свободное пространство, поэтому визуально создается такой эффект.


      1. savostin
        21.04.2017 09:48
        +2

        Расстояние между буквами L и T такое же как между остальными буквами

        А должно быть меньше


        1. TutmeeAgency
          21.04.2017 10:32

          Почему должно быть?? Есть свод правил и умозаключений согласно которым все делают ЛОГОТИП? 5 разных специалистов могут по разному сделать расстояние между буквами!
          Вы забываете о том что клиенту предлагается в процессе разработки несколько вариантов и они корректируются в соответствие именно с ЕГО желаниями и иногда не смотря на то что мы говорим свои ПРАВИЛА, которые никто не пишет! Если вы говорите о типографике — это отдельно огромная тема причем зарубежные компании ее чаще не соблюдают чем мы) Вы прекрасно понимаете желание клиента это закон, и он действует на основе интуиции, поэтому каждый проект индивидуален на 100%


          1. savostin
            21.04.2017 10:33
            +1

            Что-то мне не верится, что клиент захотел написать «CONSUL TING»


            1. TutmeeAgency
              21.04.2017 10:35

              Если для вас это действительно важно можете с ними созвониться, и уточнить этот вопрос более детально) Главное крепче спать когда все вопросы решены) верно?


              1. savostin
                21.04.2017 10:38
                +1

                Если для Вас это не важно, зачем Вы написали статью на Хабр?


                1. TutmeeAgency
                  21.04.2017 10:40

                  Мы уже знаем ответ заказчика по этому вопросу, так как нам это ОЧЕНЬ ВАЖНО ) поэтому просим вас убедиться лично!


                  1. savostin
                    21.04.2017 10:41
                    +1

                    Хи-хи, а Вы делаете логотип только для заказчика?


                    1. TutmeeAgency
                      21.04.2017 10:48

                      Вопрос не однозначный, сформулируйте более корректно! Исходя из вашей логики логотип должен всем нравиться на 100% из более 7,3 миллиарда человек на Земле? Мне кажется это абсурд!

                      Прежде всего аналитика и аудитория заказчиков клиента (которую исполнитель оценивает) именно это решает характеристики логотипа и его свойства!


                      1. savostin
                        21.04.2017 11:41
                        +1

                        Логотип «должен» «нравиться» потенциальным клиентам заказчика.
                        Вы хотите сказать, что Вы провели исследование рынка и выяснили, что большинству потенциальных клиентов заказчика нравится написание «CONSUL TING»?


                        1. TutmeeAgency
                          21.04.2017 12:33
                          -2

                          Да нравится большинству так как сейчас реализовано у нас!


                          1. Regis
                            21.04.2017 18:16

                            Знаете, в этом треде вы полностью перечеркнули положительное впечатление от статьи (и даже ушли в минус).


  1. DanikoBas
    21.04.2017 09:40

    Каждый второй стремится рассказать об элементарных основах. О логотипах, UX или чем-то еще. Но дальше основ и банальных советов никто никогда не заходит. Так зачем вообще этот шум? Или, по-вашему, люди не смогут найти одну из сотен статей-клонов?


    1. TutmeeAgency
      21.04.2017 09:41

      Эта статья — просто мое мнение, основанная на личном опыте. Возможно кому-то будет полезно.


    1. Aingis
      21.04.2017 20:01

      Любую статью чуть сложнее банальностей почти никто не оценит, а вот придраться всегда найдут к чему (и заминусуют карму вусмерть). Это Хабр, так уж он устроен.


  1. abcdsash
    21.04.2017 09:43
    +1

    выскажу свое ИМХО: и относительно поста и относительно длинного первого коментария, где молодой автор раскрывал суть логотипа своей компании — пустые умствования.

    ну вот:

    • вид деятельности компании, продукты, которые она производит или услуги, которые предоставляет;
    • целевая аудитория компании (возраст, образование), почему люди предпочитают работать именно с вами;
    • позиционирование компании самим заказчиком (она дарит радость, упрощает работу, делает мир чище и лучше, поставляет уникальные товары, помогает качественно отдохнуть и забыть о проблемах, производит полезные продукты питания).


    вы сами то в это верите??? возьмем логотип Эппла. Глядя на него можно хоть на один из приведенных пунктов ответить??? В итоге бы вам не доверили бы делать логотип для Эппла. Потому как ни одного из предложенных вами вопросов этот логотип не раскрывает.

    Идем дальше??? Логотип Мицубиси… попробуем поставить эти же вопросы и получим ли ответы???

    Логотип это не попытка ответить на кучу бредовых вопросов и таких же бредовых умствований:

    Круг самая устойчивая и целостная из всех геометрических фигур, символ единства и совокупности, полноты и ограниченности, постоянства и цикличности. В нашем случае круг символизирует завершенность и цикличность процесса, а именно – мы создаем комплексные проекты под ключ и оказываем все виды услуг по старту и развитию бизнеса в интернете, а также его продвижению и сопровождению.


    ну вот реально ли кто то из клиентов задумывается о круге в логотипе именно так??? что за бред!!!

    мое категорическое ИМХО: в логотипе самое важное это то, как он будет восприниматься визуально и второе — можно ли его легко модифицировать для каких то текущих целей.

    Опять возьмем логотип Эппла. Воспринимается визуально отлично, предмет, нарисованный на логотипе знаком и узнаваем большинством (без относительно к Эпплу… ) Но данный логотип не говорит совсем ничего о сфере деятельности компании, ее продукции, ее философии… вообще ни о чем!!! Просто он клево выглядит. И все!!! И второе его свойство: его легко покрасить в какие угодно цвета по мере необходимости… зеленый для экологов, красный для благотворительной серии РЕД… и так далее.

    И нету там никакого бреда о «целостности и цикличности»

    Все сказанное — ИМХО и ничего личного.


    1. TutmeeAgency
      21.04.2017 09:48

      Согласен с Вашим мнением, что в логотипе самое важное это то, как он будет восприниматься визуально и второе — можно ли его легко модифицировать для каких то текущих целей.
      Об этом я упоминал в своей статье, на примере нашего логотипа.
      Но у каждой компании и ее логотипа есть своя история, поэтому логотип не выбирается из случайного набора знаков и символов. Большинство крупных компаний гордятся историей своего логотипа, наверняка Вам известно это из истории логотипа Apple.


  1. frog
    21.04.2017 15:02

    По-поводу сроков и цен добавлю: на 99designs.com типовые условия — за логотип $200 и срок 3-4 дня.


  1. ThomasMorg
    25.04.2017 09:22

    Лучший логотип — это найк. Просто галочка и ничего лишнего)