Вертолеты в сравнении с самолетами летают достаточно медленно, имея в качестве неоспоримого преимущества возможность посадки и взлета практически с любой поверхности. Airbus собирается совместить в своем новом проекте достоинства обоих решений. Новый Racer должен достигать скорости в районе 400 км/ч и оснащен тремя винтами: двумя вертикальными и одним горизонтальным.



Презентация Racer (Rapid And Cost-Effective Rotorcraft), способного летать с крейсерской скоростью около 400 км/ч, прошла на недавней Парижской Авиавыставке. Большинство актуальных вертолетов имеют крейсерскую скорость в районе 200-300 км/ч, за исключением некоторых военных моделей.



Новая концепция Airbus получила название: «Boxwing-Design» и представляет собой два коротких крыла в форме треугольника, в каждом из которых расположен вертикальный винт, обеспечивающий горизонтальную тягу. Все три винта приводятся в движение двумя двигателям Safran RTM322. Для компенсации вращающего момента от вертикального винта в данной модели нет необходимости в использовании дополнительного хвостового винта, компенсация происходит за счет различной тяги боковых винтов. Текущие планы — полная сборка вертолета к 2020 году, первый полет — годом позже.







Еще в 2010 году Airbus представил вертолет с двумя боковыми винтами — Eurocopter X3. 7 июня 2013 года Х3 достиг скорости 472 км/ч, поставив новый скоростной рекорд горизонтального полета. В пикировании он смог развить скорость в 487 км/ч. Эта модель использовала корпус от Eurocopter AS 365 Dauphin пятилопастной винт от EC 155.

Отличие от «обычного» вертолета так же заключается в том что тяга вперед происходит не за счет наклона плоскости вращения винта, а за счет управления скоростью вращения. При горизонтальном полете на скоростях более 60 узлов плоскость вращения горизонтального винта имеет нулевой наклон (0 градусов), на высоких скоростях полета скорость вращения горизонтального винта уменьшается, чтобы скорость движения лопастей не превышала скорости звука, что является ограничивающим фактором для вертолета.

Основные параметры Х3:

— 5-лопастной подъемный винт и два горизонтальных винта
— вместимость: пилот и copilot
— макс. скорость: 472 км/ч
— крейсерская скорость 407 км/ч (300 км/ч при 80% мощности)
— скорость подъема: 2133 м/мин (7000 ft/min)
— практический потолок: 3810 м

На Racer боковые винты несколько смещены назад, чтобы уменьшить уровень шума в кабине вертолета. Планируется использовать вертолет как для врачей, поисковых и спасательных служб, так и для коммерческой авиации.

> Официальное видео
> Пресс-релиз
Поделиться с друзьями
-->

Комментарии (30)


  1. norlin
    24.06.2017 14:16

    А сделать гибрид как в sci-fi – нереально? или сложно/не выгодно?
    Чтоб взлёт/посадка по-вертолётьи, а по достижению определённой скорости болшой винт складывается и убирается (или превращается в доп.крыло), а девайс летит за счёт реактивных двигателей, например.


    1. Mattteo
      24.06.2017 14:33
      +1

      Что-то типа Bell V22 Osprey? Дорого, видимо, там стоимость программы за 10 млрд долларов перевалила.

      Конструкция со складным винтом мне известна только на планерах с электроприводом для подъема, там существует два варианта:
      — винт «встает» на спец штанге и потом складывается в фюзеляж по достижении определенной высоты
      — винт виртуозно прячется в носу планера после подъема

      Большой винт в роли крыла — это автожиры, для меня по-прежнему является загадкой почему они все еще так мало распространены, конструкция имеет немало достоинств.


      1. norlin
        24.06.2017 15:33

        Скорее, что-то типа такого (с 12 мин 11 сек, если вдруг оно сначала включится; и дальше, до 14:00):



        1. arheops
          24.06.2017 15:46
          +1

          Так такой винт как тут вообще фантастика. мало того, что его не сбалансируешь, так он еще и ветер вниз не дает(смотрите кадры при выходе).


          1. aik
            24.06.2017 16:04

            А при посадке ветер есть, воду разгоняет.


          1. norlin
            24.06.2017 16:54

            Это и есть фантстика же. Но я про саму идею.


            1. arheops
              24.06.2017 21:33
              +1

              Я имею в виду, что такой винт нереально сделать. Разве-что материалы будут настолько программируемыми, что он от вращения будет вытягиваться в тонкую полоску. Ну или движки настолько мощные, что крылья им уже не нужны(типа ракетного).

              Теоретически можно сделать складной винт на шарнирах, но он будет гараздо менее надежым и непонятно, как выполнить переход с одной системы на другую. Тоесть как сложить винт на большой скорости без потери потока.


          1. extempl
            26.06.2017 08:06

            Для того чтоб "ветер вниз не давать" достаточно угол наклона лопастей изменить (здесь лопасти крутятся по инерции, им не нужно отталкивать аппарат от земли), что давно не является фантастикой.


      1. GennPen
        24.06.2017 15:49

        Что-то типа Bell V22 Osprey?
        Нет, на сколько понял, типа как у Ка-52К, только чтобы в полете складывались.
        Заголовок спойлера
        image


      1. Ilyato
        24.06.2017 16:22
        +1

        Есть уменьшенный аналог Osprey — AgustaWestland AW609
        Дешевле, компактнее. На этапе сертификации сейчас.


    1. Spalf
      24.06.2017 16:13

      Вертолет сам по себе сложнее в управлении, требовательнее и дороже в обслуживании чем самолет.
      А тут штука сложнее любого вертолета.

      Тем не менее есть много разных воплощений гибридной идеи:
      Fairey Rotodyne — летал, есть видео. Проект закрыт в 1962.
      AgustaWestland AW609 — летает, но судя по всему пока коммерчески не эксплуатируется.
      Ка-22 — летал, проект закрыли. Есть видео.
      Canadair CL-84 — летал, в авариях потеряли 3 из 4-х построенных.
      И только на русскоязычной вики есть еще с десяток других моделей.


      1. SvSh123
        26.06.2017 16:18

        Lockheed AH-56A Cheyenne. Долго и нудно разрабатывался, в итоге, когда все недоделки были устранены штатовское МО уже предпочло «Кобру».


    1. TimID
      24.06.2017 16:59

      Превратить винт в крыло не получится, так как лопасти генерируют подъемную силу при кручении в одну сторону, а развернувшись в режим крыла одна из лопастей должна будет «перевернуться» и при этом станет работать как антикрыло.


      1. beeruser
        24.06.2017 18:16
        +1

        X-wing имел симметричную форму лопасти с возможностью выдувать сжатый воздух с обеих сторон

        https://books.google.ru/books?id=tgAAAAAAMBAJ&pg=PA44&lpg=PA44&dq=x+wing+helicopter&source=bl&ots=3MIqP5bAhd&sig=U6DgeMOMuFfOdADmMSnRiNYRJK8&hl=en&sa=X&ved=0ahUKEwiCi5nx3tbUAhXmF5oKHQaoB6IQ6AEIYzAJ#v=onepage&q=x%20wing%20helicopter&f=false

        стр 49


      1. burundukh
        26.06.2017 11:33

        еще был проект — изменяющейся геометрии крыла и обтекаемости, за счет надувающихся баллонов


    1. Nuwen
      24.06.2017 17:45
      +1

      или превращается в доп.крыло

      Был такой, и даже летал.
      Sikorsky S-72
      image


      1. aik
        24.06.2017 17:51
        +1

        Именно в этой конфигурации не летал.


        1. Nuwen
          24.06.2017 17:55
          +2

          Да, я поторопился. Помню с детства эту фотографию, в «Технике молодёжи» или ещё где видел. А то, что он не летал я не запомнил.


  1. Insane11
    24.06.2017 16:41
    +2

    Или как то так. = )


    1. arheops
      24.06.2017 21:59

      Вертолеты не летают быстрее не потому, что нехватает мощности, а потому, что при этом лопасти догоняют скорость звука и перестают тянуть/получают флаттер.


      1. FatLamer
        25.06.2017 00:40

        насколько я понимаю, еще и опрокидывающий момент вокруг оси вертолета при росте горизонтальной скорости растет.


        1. arheops
          25.06.2017 00:57
          +1

          Ну лопасти у всех вертолетов с изменяемыми кренами. Проблема в том, что одна сторона(идущая навстречу потоку) работает на сверхзвуке, а вторая — НЕТ. Это принципиально непобедимая проблема, кроме варианта «замедлить вращение». Все время какаято часть лопастей находится в нестабильной зоне перехода.

          А уменьшение скорости винта выдает другий проблемы, основная — падение поддержки и уменьшение центребежной силы, тоесть винт должен работать на двух скоростях.


          1. Bedal
            26.06.2017 12:37

            Вы зря забыли вариант с опережающей лопастью от Боинга.


      1. Silverado
        25.06.2017 06:50

        Разве не потому, что одна из сторон винта (та, которая движется «назад») в определенный момент начинает двигаться на скорости набегающего потока и перестает создавать подъемную силу? На каком-то этапе кренящий момент, создаваемый этим, становится невозможно скомпенсировать. Суть в основном в этом, а не в сверхзвуке (который мешает просто увеличить обороты винта, но является уже вторичным фатором).


        1. arheops
          25.06.2017 09:51
          +1

          Неа, есть же с двумя винтами в противоходе варианты. А вот флаттер никуда не девается


  1. Dmitry88
    24.06.2017 22:34

    «При горизонтальном полете на скоростях более 60 узлов плоскость вращения горизонтального винта имеет нулевой наклон (0 градусов)»
    Зачем вообще крутить винт в этом случае? Или типа холостого хода?


    1. Mattteo
      24.06.2017 22:36

      Наверное, вы подумали об угле наклона лопастей? Он как раз может быть ненулевым для создания подъемной силы, а вот наклон плоскости вращения для обеспечения поступательного движения — не нужен, поскольку есть два других винта. По крайней мере я эту идею из анонса понял именно подобным образом.


      1. Dmitry88
        24.06.2017 22:49

        да, перепутал с углом атаки лопастей. Интересно, почему раньше идею не реализовали на массовом производстве. Вроде на поверхности лежит идея. Плюс можно не наклонять сам корпус, что позволит уменьшит сопротивление воздуха.


      1. blind_oracle
        24.06.2017 22:55
        +1

        Сама плоскость винта то не наклоняется, автомат перекоса при движении вперед увеличивает угол наклона лопасти проходящей сзади, а когда она проходит спереди — уменьшает, от этого появляется разность подъемной силы спереди и сзади.


  1. spyderDFX
    26.06.2017 09:17
    -1

    Airbus Racer — вертолет, сочетающий в себе недостатки вертолета и самолета