Для среднего хабравчанина, возраст которого, по точным вычислениям НЛО, составляет 31 год, мир сейчас совсем не тот, каким был, когда он появился в нём на свет. Телефоны-автоматы с кольцом набора номера, домашние телефоны и телеграф сменили мобильные телефоны. Очереди в кассы сменились временами падающими от перегрузок сайтами. Рыбалку заменили покемоны. Но кассирши как сидели за своими кассами в 1986 году, пробивая чеки, так и сидят. Они обросли терминалами, мы — бесконтактными платежами, но суть не поменялась. Рутина, не менявшаяся более ста лет. Пока не настал XXI век.

image

В России он, похоже, начинается в этом году — потому что с 2017 года все кассовые аппараты в нашей стране оснащаются обязательным выходом в интернет. О том, как это случилось, что это значит, и почему JS, Java, Kotlin и серверным разработчикам пора разминать пальцы и продувать клавиатуры — в этой статье.

Вступление 1. Главное изобретение Apple


То, как в 2008 году Apple изменила рынок мобильной разработки в частности, и то, как все пользователи смартфонов в мире используют свои гаджеты в целом. Чтобы совершить это, компании понадобилось реализовать всего одну простую идею: дать разработчикам среду и инструменты для разработки — а продукт они создадут сами в меру своей фантазии и понимания рынка.

Это был не единственный инновационный ход Apple времён позднего Джобса, но, вероятно, самый важный — точнее важнее, чем появление самого айфона, например. Потому что айфон изменил способ взаимодействия с умным гаджетом, но маркетплейс изменил роль этого гаджета в нашей жизни. С тех пор идея маркетплейса захватила рынки — и не только мобильной разработки.

И новые форматы появляются в тех местах, где, казалось бы, не ждали.

Вступление 2. Налоговая — как главный европеец России


Замечали ли вы, как меняется к лучшему наша налоговая? В принципе, это утверждение будет малость не в тренде, и понятно, почему — даже если взаимоотношения гражданина с государством меняются в лучшую сторону, то не всегда это происходит гладко, быстро и просто грамотно. Тем не менее, налоговая служба в Российской Федерации, развивая цифровые и онлайн-сервисы, максимально развернулась к гражданину лицом. Никакой лирики: просто какой орган, как ни налоговая, заинтересован в нас, гражданах, сильнее? Им нужны наши деньги — это самый сильный стимул развивать удобство процесса их получения. В общем, ничего удивительного, если вдуматься, что ФНС РФ пошла вопреки всем последним трендам в отношениях государства с интернетом, и сделала один из тех самых шагов, который изменит значительную часть наших жизней, как когда-то сделала Apple, создав App Store.

Вступление 3. Закон 54. Кассы выходят в интернет


Уже действующий Федеральный закон №54 предписывает, что прямо с этой субботы, 1 июля 2017 года, все кассы в Российской Федерации должны подключаться к интернету и отправлять электронные версии чеков в налоговую. У кассы вместо привычной ЭКЛЗ должен быть фискальный накопитель, информация с которого будет отправляться в налоговую через посредника — оператора фискальных данных.

Если вы подумали, что гуру местной ша(у/ве)рмы Ашота, кухня которого только по слепоте мишленовской комиссии до сих пор не получила ни единой звезды, это не коснётся так же, как не коснулись платежи картами, PayPass и Apple Pay, то вы ошибаетесь. Никакого больше чёрного нала — по крайней мере, легально. Если у Ашота есть касса — то она тоже будет выходить в интернет и гуглить способы маринования кошачьего мяса.

В следующем году реформа затронет и тех, кто до сих пор обходился без кассы. Онлайн-кассы установят все: бизнесмены, которые оказывают услуги и проводят работы; владеют интернет-магазином, торговым автоматом или платежным терминалом; работают по ЕНВД или патентной системе. Впрочем, Большой брат милостив к совсем малым формам малого бизнеса: закон 54 оставил возможность работать без кассы некоторым организациям и ИП. Например, без кассы можно чинить обувь, продавать мороженое и арбузы, торговать кокошниками на ярмарках и таскать багаж на вокзале. Полный список исключений — в статье 2 закона о ККТ.

И никто не заставит ловить вай-фай в лесу: в местностях, где плохо с интернетом, тоже можно будет работать без онлайн-кассы. Какие это местности — решат местные же региональные власти, а федеральные им это утверждают. Узнайте в администрации райцентра, внесли вашу деревню лухари вилладж в список труднодоступных мест.

Как это изменит нашу жизнь


Очень сильно. Ну, допустим, жабры для дыхания под водой это нам не добавит, а пробки мы всё-таки же будем объезжать, а не облетать (по крайней мере, пока), но всё же покупки — старые добрые оффлайновые покупки до сих пор остаются важной и неотъемлемой частью нашей повседневности.

Сейчас закон описывает новые возможности скупо: скажем, если покупатель попросит, продавец обязан отправить ему электронный чек на почту или в смс. Но только «если есть техническая возможность». Оба чека имеют юридическую силу. Это, конечно, прекрасно — но где тут life-changing experience?

Обязав практически все кассовые аппараты подключаться к интернету, ФНС фактически принудила рынок розничной торговли к тотальному обновлению своих кассовых аппаратов. На кассовые аппараты, подключаемые к интернету. Закону важно, чтобы они выполняли пару определённых функций и соответствовали некоторым определённым стандартам. А дальше — что законом не запрещено, то разрешено. Например, ничего не мешает превратить кассовый терминал в смарт-гаджет, открыв для разработчиков API для разработки приложений для них.

Так поступила компания «Эвотор». Российский производитель новых касс с выходом в интернет («смарт-терминалов», как они их называют), следуя заветам Джобса, добавили к своему железу то, что оказывается важнее всего железа: экосистему. Точнее, инструментарий для её создания, который компания презентует завтра, 28 июня, на конференции Change в московском Yota Space.

Впрочем, страница для разработчиков уже открыта для посещения и содержит необходимую документацию и API. И дальше действовать по велению вашей коммерческой жилки: по условиям «Эвотора», разработчики приложений для их смарт-терминалов делят с вендором прибыль пополам.

В распоряжении разработчиков будут не только сами кассы «Эвотор», но и варианты периферии, подключаемой к ним: весы, принтеры чеков, сканеры штрихкодов, денежные ящики (то, что в простонародье и называется кассой — куда кассиршами укладываются наши кровно заработанные), банковские терминалы.

Уже реализованным проектам для касс «Эвотор» можно распределить по следующим категориям разработки:

  • интеграция товарного учёта (МойСклад, 1С)
  • софт для периферии (драйвера для конкретных устройств)
  • интеграция с веб-сервисами вроде Яндекс-Справочника
  • экспорт информации — например, телеграм-бот, через который отслеживается вся кассовая активность
  • маркетинг — например, приложение, которое может узнавать покупателей по предварительному профилю (например, на основе предыдущих покупок постоянного клитента) и предлагать кассиру подсказки с рекомендациями для конкретного покупателя.

И так далее. Прелесть такого формата в том, что мы никогда не знаем, как рынок, новые возможности и реакция на спрос клиентов повернут применение даже такого, казалось бы, утилитарного механизма, как кассовый аппа… простите, смарт-терминал. В конце концов, вряд ли Стив Джобс, срывая покрывало со свежезапущенного App Store мог знать, что однажды в нём появится приложение, имитирующее звук удара хлыстом (Вжухщ! — незаменимая вещь для начальства с тягой к древнеегипетскому стилю руководства и амбициями к строительству пирамид, кстати)?

Но то, что это изменит то, как мы хотим в магазин — однозначно. Возможно, кому-то не очень понравится, что касса ему напоминает взять молоко, которое он берёт обычно (Got milk?) — но и сейчас хватает людей, которые не в восторге от постоянно записывающих их местоположение карманных шпионов, ощерившихся всеми видами считывающих и записывающих инструментами. Но в большинстве люди ценят удобство, простоту, скорость и предупредительность современных гаджетов. Наверняка мы оценим и то, как новые кассы помогают нам делать быт проще.
Поделиться с друзьями
-->

Комментарии (66)


  1. PeterSamokhin
    27.06.2017 20:03

    9,999 рублей за возможность установки своего приложения на один терминал?
    Авчомсмысол, извините, я не совсем понимаю: неужели всё это так хорошо будет окупаться?


    1. soshnikov
      28.06.2017 00:36

      Атоловцы на семинаре в БИТе пиарили Эвотор — все по 400 в месяц. Точнее не все, а каждая аппликуха по 400.
      А там уже сами думаете, сможете вы развести хомячка на идеи Великого Джобса или…
      Да не, я думаю, что "фонарик" всяко взлетит. Но и у фонарщиков своя конкуренция.


      PS IMHO: лучше бы дали инфы по техническим моментам ФЗ-54 и их реализации в эвоторе, а еще лучше в сравнении с конкурентами. А то зазывалово грабить корованы как-то в нынешней ситуации не цепляет.


      1. PeterSamokhin
        28.06.2017 08:26

        Я просто так и не понял: я отдаю 10 тысяч рублей, получаю право на то, чтобы моё приложение было установлено на одном терминале, плюс ещё оплачиваю всякие SDK и прочее, а в ответ что? На основе чего я буду получать прибыль вообще? Где гарантия, что каждое приложение будет приносить по 10+ тысяч, чтобы хотя бы окупиться?


        1. andorro
          28.06.2017 08:42

          Я вот зашёл посмотреть и увидел, что там за разовую плату 9999? продают набор приложений, часть из которых по подписке (50?/мес и 400?/мес). Плюс два приложения по тысяче рублей. Фиксированный платёж окупается в этом случае за 18 месяцев. Если, конечно, вам нужны эти конкретные приложения. А если не нужны, то какие проблемы-то?


    1. andorro
      28.06.2017 08:37

      9,999 рублей за возможность установки своего приложения на один терминал?

      Если я правильно всё понял, то вы просто нашли одно из самых дорогих.

      Так-то в маркетплейсе выбор предложений чуть шире, включая бесплатные варианты тоже.


      1. PeterSamokhin
        28.06.2017 08:40

        Я что-то совсем не понял: меня интересует эта тема как разработчика, и, видимо, 10к это стоимость самого набора приложений, если бы мне нужен был терминал? Окей, а если я — разработчик, какие подводные камни и сколько в месяц я должен (минимум) платить, чтобы иметь право разрабатывать приложения / размещать их на «маркете»?


        1. andorro
          28.06.2017 08:50

          Это маркетплейс для владельцев терминалов. 9999? — цена набора приложений, установленная его продавцом. Окупаемая, как я посчитал в соседнем комментарии, за 18 месяцев.

          К инструментам для самих девелоперов это не имеет отношения, это уже надо идти на developer.evotor.ru и смотреть API. Это я даже не сотрудник «Эвотора», никого ни о чём не спрашивал, а просто посмотрел на тот же сайт, что и вы.

          сколько в месяц я должен (минимум) платить, чтобы иметь право разрабатывать приложения / размещать их на «маркете»

          А вот тут я даже переспросил «Эвотор» на всякий случай. Шокирующая правда: нисколько. Как и на любом другом маркетплейсе, вообще-то. Вы делаете приложение, предлагает его маркетплейсу, если тот его принимает — то вы делите пополам выручку с продаж. Опять же, принцип ровно тот же, что и везде.


  1. adasoft
    27.06.2017 21:04
    +2

    Столкнувшись с этой темой навязывания новых касс и сопустсвующих услуг в качестве лица, которому это всё навязали (да, мы сделали апгрейт ФР, по деньгам раза в 1.5 больше, чем «обещали обещалкины») — остаётся одно желание, чтобы больше ничего не трогали и работало как есть, ну может чтобы чуть быстрее. Ибо это всё не способствует бизнесу (ведению торговли), а только отвлекает на себя денежно-материальные ресурсы.

    А все описываемые «фичи» могут быть и без онлайн-касс, может даже и лучше, ИМХО.


    1. andorro
      27.06.2017 22:43
      +2

      Ну это для нас типично: возьмут хорошую идею — а потом так реализуют, что лучше бы реально ничего не трогали. Из жирнейших примеров последнего времени — реновация. Вроде бы идея заменить старые, культурной ценности не имеющие дома, построенные всё равно как времянки, чисто чтобы в бараках и коммуналках коммунизм не встречать, на что-то новое, долговременное и адекватное времени — хороша. Но реализация — кошмарна на всех уровнях. Почему? Я думаю, что потому, что людям, которые решили в добровольно-принудительном порядке облагодетельствовать москвичей, от этих москвичей ничего не нужно. Ни голоса на выборах, которые рисуют, ни налоги, которые всё равно из федерального бюджета и госмонополий идут. Т.е. значительная часть населения Москвы для них — обитатели, а не граждане. Как домашние животные: на улицу не выгонишь, вроде, но и спрашивать их по поводу жилищных условий тоже не станешь. Кажется тебе, что клетка грязная и воняет — старую выкинуть, новую поставить. Эстетичнее и не пахнет — хозяин доволен. А что там хомячок бегает и волнуется — кто ж его разберёт, он же хомячок!

      Это что-то вроде фундаментальной проблемы 90% русских реформ: их делать собираются обычно те, до кого никакая обратная связь от объектов этого реформирования дойти не может.

      С налоговой немного, чуть-чуть другая ситуация. Им на самом деле мы нужны. Им нужны наши налоги. Они чуть ближе к простому человеку не в том смысле, что им до нас есть дело — а в том, что им приходится иметь дело. Грубо говоря, мэрский комитет по реновации может вокруг мест общественных слушаний ров с крокодилами вырыть — потому что им всё равно, дойдёт до них общественник или нет, а налоговая, может, тоже против рва ничего не имеет — но если терпила налогоплательщик внутрь попасть не сможет, то и налогов с него взять не получится. Поэтому приходится, время от времени, пандусы там строить, петли смазывать, снег чистить.

      Ну и в целом эта разница подходов мне как ИП и физлицу довольна заметна: постоянно что-то онлайнизируется, дистансифицируется. Смотришь на эти нечеловечески страшные, но работающие и всё же улучшающиеся и становящиеся содержательнее от года к году личные кабинеты налогоплательщика, и понимаешь, что тут, хоть и криво, но прогресс идёт. В смысле, движется, и в нужную сторону. А это совсем другая история. С этим жить и работать можно. В отличие, повторюсь, от 90% всего остального, что делают остальные «органы власти».


  1. TheDeadOne
    27.06.2017 22:02
    +1

    Какой полный оптимизма текст. У меня несколько клиентов, которым я разрабатывал интернет-магазины, уже попросили убрать электронные платежи. Теперь их покупатели будут платить курьеру доставившему товар. А один даже захотел заглушить весь механизм покупки, превратив интернет-магазин в простой каталог. Чудесная стимуляция интернет-коммерции и малого бизнеса!


    1. andorro
      27.06.2017 22:26
      +3

      А можно поподробнее? Зачем убрали электронные платежи? Какая связь с тем, что я пишу? Что это меняет?

      Это не праздные вопросы. Но поймите меня правильно, на любом повороте колеса прогресса кого-нибудь выносит за борт. Наверняка много разработчиков на WinMobile переживали нелёгкие времена, когда начали набирать обороты iOS и Android. Кому-то, может, тоже захотелось уйти из бизнеса или приостановить заказы. А кому-то и пришлось, если переучиваться не захотели — потому что кому сейчас нужны разработчики на WinMobile? Uber разоряет таксопарки, iOS с Ansdroid оставили без шансов кучу других перспективных мобильных операционок. В таких вопросах надо говорить трендами, большими данными, перспективами, а не ссылаться на то, что кому-то стало больно и неуютно. Вот ваши примеры о каких, по-вашему, глобальных тенденциях свидетельствуют?


      1. alex0nik
        28.06.2017 07:32
        +2

        Да потому что реализация хромает. А все эти новшества за наш же счет.
        1 кассы стали дороже, даже модернизация старой денег стоит
        2 фискальных накопителей в нужном объеме нет — производитель не справляется
        3 цена на накопители далека от той, которую обещала налоговая в своих расчетах, есть спекуляции
        4 интеграция с интернет-магазинами из коробки есть только у битрикса (насколько знаю), и-то, только с кассами атола пока. И если с битрикосом совладает худо-бедно тех. спец. (если он есть), то за остальную интеграцию надо платить. Очень много сайтов на том же вордпрессе, сомневаюсь, что есть доступное для всех рабочее решение, для них будет больно и дорого.
        5 цены интернета для бизнеса совсем другие, чем для физ. лиц.
        6 а как вишенка — сроки для запуска поставлены сомнительные. ОФД API выкатили, но с багами, еще предстоит отладка уже в рабочем режиме, когда использовать другие кассы — не законно.


        1. andorro
          28.06.2017 07:38

          Я бы очень удивился, если бы реализация не хромала. Тем более в России.

          А все эти новшества за наш же счет.

          Представьте себе ситуацию: на презентации нового айфона, во время энергичного перечисления его новшеств и улучшений, из зала слышится недовольный голос: «А все эти новшества за наш же счет!» Что бы на это ответила компания Apple? Если убрать политес в сторону, то что-нибудь типа: «Ну как бы да».

          Потому как за чей ещё? Бывает чей-то другой счёт, не наш? Любые вложения в развитие любого бизнеса, в итоге, оплачивает его клиент. Государственные деньги, если что, тоже наши (по идее).


          1. alex0nik
            28.06.2017 07:49
            +3

            Не спорю, но есть нюанс. Продукцией apple пользуются далеко не все, каждый решает сам платить или не платить.
            Есть те, кто до сих пор пользуются кнопочными телефонами. Вы можете их осуждать? Я нет.
            А онлайн-кассы навязываются всему бизнесу поголовно, который работает с физ. лицами (кому-то сейчас, кому-то с июля 2018).
            Например, давайте рассмотрим ситуацию. На рынке появились кассы нового образца, которыми можно управлять с телефона, планшета, компьютера, интернет-магазина — любыми средствами связи. Данные отправляются напрямую в налоговую (избавляет от сдачи отчетов ЭКЛЗ, выездных проверок и другие плюшки). Я бы совершенно иначе к этому относился. И возможно, одним из первых опробовал это, ибо за все новое, удобное.
            НО это делается не для удобства бизнеса, увы. Преследуются другие цели.


            1. andorro
              28.06.2017 07:55
              -3

              На рынке появились кассы нового образца, которыми можно управлять с телефона, планшета, компьютера, интернет-магазина — любыми средствами связи. Данные отправляются напрямую в налоговую (избавляет от сдачи отчетов ЭКЛЗ, выездных проверок и другие плюшки).

              А что именно сейчас не так?


              1. alex0nik
                28.06.2017 08:08
                +1

                онлайн-кассы навязываются всему бизнесу поголовно, который работает с физ. лицами

                Они появились не сами собой, исходя из потребностей рынка или его позитивного улучшения, а производителям была дана команда, чтобы они появились.
                это делается не для удобства бизнеса, увы. Преследуются другие цели.

                Да потому что реализация хромает. А все эти новшества за наш же счет.

                Негативный эффект инновация превышает позитивный. Особенно для малого, среднего бизнеса. Крупные федеральные сети в более выгодном положении сейчас.


                1. andorro
                  28.06.2017 08:30
                  -2

                  А позитивный эффект уже заранее известен? Я вот, глядя на маркетплейс приложений даже сейчас, вижу первые идеи, как это повысит эффективности продаж. Касса умнеет. Наверняка будут применения и в плане оптимизации расходов.

                  В пессимистичных комментариях тут я вижу фокус на расходах без попытки рассмотреть это как инвестицию. При этом не вижу каких-то врождённых пороков идеи, которые не дадут ей развиться во что-то разумное, доброе, светлое — а значит, и причин для такой однобокости взглядов.

                  Для сравнения, как могло бы быть — погуглите про Платон. Здесь другая совсем история, независимые разработчики, конкуренция.


                  1. alex0nik
                    28.06.2017 08:47

                    Негативные тоже не известны. Есть риски, которые обсуждаются и вполне могут стать реальностью:

                    • отмена ЕНВД и патентов, или увеличение налогов на них. Доходы до июля 2018 на них не контролируются
                    • утечка данных продаж, аналитики из ОФД или продажа третьим лицам
                    • малый бизнес и без касс в невыгодном положении


                    Какие вы видите положительные тенденции для электронной коммерции? Где тесное взаимодействие с разработчиками ПО, ведется аналитика, работа с BigData, A/B тестирование и т.п.


                1. d-stream
                  30.06.2017 00:04

                  Негативный эффект инновация превышает позитивный. Особенно для малого, среднего бизнеса. Крупные федеральные сети в более выгодном положении сейчас.
                  А в особом шоке — те кто не магазины, где передача товара идут как единое целое…
                  Как углубляешься в варианты авансов и их зачетов — начинаются песни…
                  Ну и всякие пенки типа 1009 — есть, а 1187 — нэту (хотя ФФД1.05 декларируется) или неожиданные " (-3804) Неверное количество" при вполне себе нормальных количествах до 10 -)


    1. LevOrdabesov
      27.06.2017 23:34
      +1

      Вот-вот.
      Такое ощущение, что тот, кто эти онлайн-кассы придумал, рынок вообще не видел и не понимает.
      Гос-во просто потеряло кучу доходов от мелкого и среднего бизнесов. К тому же от того немногого, что в стране ещё работает – торговли.


      1. kostus1974
        28.06.2017 12:55
        +1

        нет, это продуманно всё и целенеправленно: никакого рынка, никаких мелких и средних. только олигархии и монополии. так проще качать бабосы.


  1. ncix
    27.06.2017 22:38

    почему JS, Java, Kotlin и серверным разработчикам пора разминать пальцы и продувать клавиатуры — в этой статье.

    Так почему?


    1. andorro
      27.06.2017 22:44

      Бабло-с. Ну и придумать что-то новое. Не интересно? Не вызов? А ещё бабло-с.


      1. yarric
        28.06.2017 09:11

        бабло-с

        Думаете инвестированные в это деньги и время лучше окупятся, чем инвестированные в разработку под, скажем, AppStore?


        1. andorro
          28.06.2017 09:20

          Это разработчику решать. Я полагаю, что должны быть причины не работать всем сразу и только на AppStore. Меньше конкуренции, например. Большая стоимость одного приложения. Да мало ли. В общем, своего разработчика они найдут.


      1. ncix
        29.06.2017 14:11

        Почему JS, Java и Kotlin?


        1. andorro
          29.06.2017 21:18

          Когда я спросил, на каких языках надо уметь писать, мне сказали, что для терминала — Java, Kotlin и JS, а для сервера любой удобный.


  1. irbis_al
    27.06.2017 22:44
    +4

    А автор статьи хоть немного предприниматель?(Хотя бы на 0.1%)?
    Растолкую… в аппарата используется Фискальный накопитель, который надо менять раз в год и не потому,
    что он заполнился, а потому, что «так надо»… даже если Вы пробили за год всего один чек.(А ФН не очень дешёвый)
    Вы платите ещё одной пиявке к бизнесу ОФД...(У налоговой видимо корона упадёт если она напрямки получит электронный чек от бизнеса)
    Таким образом скрытых налогов около 1000руб на кассовое место.


    1. andorro
      27.06.2017 22:45

      Автор статьи вполне себе предприниматель, но кассовыми аппаратами в силу специфики рода деятельности не пользуется. Но комментарий ваш пропущу, чтобы все заинтересованные могли высказаться по этому поводу тоже.


    1. alex0nik
      28.06.2017 07:33

      Был веб. семинар с представителем из налоговой, бизнес может использовать любой из накопителей — на 13 мес или на 36.
      Про ОФД. Раньше была другая пиявка — ЦТО, теперь она не обязательна.
      ОФД вроде как — балансировщик нагрузки, т.к. налоговая это не сервис и её мощностей не хватит без вливаний из бюджета. Распределение мощностей с возможностью обрабатывать миллионы чеков возложили на бизнес.
      Но позиция в целом у меня такая же, что позитивного в изменениях для бизнеса мало. По крайней мере пока. Аналитику (про которую налоговая и ОФД тоже бьют себя в грудь в защиту инноваций) и так вели, кому это нужно — платили разработчикам ПО. Эта аналитика им же больше полезна для закручивания гаек.


      1. Akuma
        28.06.2017 08:44
        +2

        Может != получится, к сожалению. На сколько я читал подобные статьи, купить ФН на 36 месяцев нереально: их тупо не завезли.

        А вообще, присоединюсь к верхним комментаторам. Онлайн-кассы это серьезный такой удар по малому бизнесу. Вот хотел я запустить новый интернет-сервис и надо было всего ничего, а теперь ставить (домой?) эту прибулду, платить за нее. Сделаю конечно, но расходы сильно увеличились. Кто машел обязать банки открыть доступ к р/с например? Пусть передают все приходы в налоговую сами, а малый бизнес оставят в покое.


        1. alex0nik
          28.06.2017 08:54
          +2

          На 13 мес. купить проблема тоже, особенно по адекватной цене. Купить комплекты для модернизации старого парка тоже проблема, некоторые так ломят цены, что дешевле купить новую.

          Моему пониманию вопроса не ведомо, зачем интернет-магазину касса, если данные можно отправить напрямую в ОФД без фискализации. Какая разница в кассу, или минуя её. Подтверждение отправки — чек, зарегистрированный в налоговой.
          Ну да, это не даст кому-то подзаработать. Или тупость законодателя. У меня только такое объяснение.


          1. BrandStorm
            28.06.2017 17:58

            > На 13 мес. купить проблема тоже, особенно по адекватной цене.

            За это надо сказать спасибо ООО РИК, которое занимается производством ФН (Измеритель и Прагматик лицензию получили только в марте). Они рассчитывали, что производить будут по предоплате, но народ не особо торопился + произведенные 300К ФН (на март 2017) оперативно разлетелись по ЦТО.

            > Моему пониманию вопроса не ведомо, зачем интернет-магазину касса, если данные можно отправить напрямую в ОФД без фискализации…

            Вопрос хороший, я думаю это связано с восстанавливаемостью чека. Атол сейчас двигает онлайн-сервис ККМ (хотя ценник у них реально конский), думаю далее и ОФД подтянутся. Могу лишь предположить, исходя из розничного небольшого опыта семейного бизнеса, что заложена возможность недоступности ОФД на длительный промежуток времени. Даже обычный ККМ стоит проверять на предмет отправки всех чеков, т.к. бывают проблемы с отправкой. Но в целом не ясно, почему бы не переложить режим ФН на ОФД через некий API.


  1. SpiritOfVox
    27.06.2017 23:49
    +3

    Я верно понимаю, что во имя святой цели 100% оплаты налогов ФНС родили устройства необходимые исключительно для реализации этой идеи, оставили регулярно заменяемые фискальные регистраторы и вместо прямого получения данных от налогоплательщиков создали рынок посредников которые не только за деньги налогоплательщиков (магазинов) переправляют данные о покупках в ФНС, но и имеют возможность аккумулировать, а потом продавать третьим лицам данные о финансовых показателях магазина? Кроме того имея значительный объём данных о покупках и данные из других источников можно профилировать с достаточной точностью индивидуальных покупателей. Это всё хорошо?


    1. alex0nik
      28.06.2017 08:27

      Не силен в вопросе, полагаю, что от заменяемых фискальных регистраторов не избавится в силу того, что криптография строится на ключах и их стойкости к подбору, точнее вычисляется срок, за который этот ключ можно подобрать. Чтобы заменить ключ, нужно заменить фискальный регистратор.
      Но это про бумажные чеки — чтобы они имели законную силу, надо сделать чтобы его невозможно было подделать с фискальными признаками.
      Но для чего интернет-магазинам фискальный регистратор — ума не приложу, почему нельзя отправить данные напрямую в ОФД без всяких фискализаций, ведь бумага не нужна, а электронный чек через ОФД регистрируется в налоговой.


      1. SpiritOfVox
        28.06.2017 13:02

        В фискальном регистраторе внутри «электронная чековая лента», крипточип и часы реального времени. Не уверен, что всё это реально нужно. Вполне можно было бы обойтись крипточипом в формате симки на который раз в год автоматом загружался бы обновлённый сертификат. По сути сделали рынок ненужных посредников.


    1. Beaglz
      28.06.2017 21:22

      Яндекс уже анонсировал бигдату по данным ОФД на конференции по кассам.

      Предполагая, что некоторые третьи лица могут получить не обезличенную информацию просто по звонку,
      то возникает ряд новых рисков.


  1. Maccimo
    28.06.2017 01:25
    +5

    Куда смотрит НЛО?
    Что делает этот неадекватно-радостный пЕар «Эво**р»-а вне корпоротивного блога?


    Как это изменит нашу жизнь

    • Изготовители касс заработают на продаже своего дырявого как решето интернет-хлама.
    • «Кто надо» сможет нагреть руки на посредничестве в передаче данных между магазинами и налоговой.
    • Интернет-провайдеры заработают на продаже интернет-доступа магазинам по конским ценам.
    • Злоумышленники-изготовители троянов и криптовымогателей получат новый лакомый кусок рынка, возникшего из ниоткуда.


    • Покупатели и продавцы получат совершенно ненужный им геморрой и дополнительные расходы.


    1. andorro
      28.06.2017 06:10

      НЛО взглянуло на этот пост, увидело хаб «Я пиарюсь», для таких публикаций предназначенный, и улетело дальше по своим делам.

      Насчёт неадекватно-радостного тона: я энтузиаст подобных решений. Принцип простой: прогресс лучше застоя, штука с интернетом лучше штуки без интернета, железка с десятками возможных назначений благодаря приложениям — лучше железки с жёстко заданными возможностями, возможность заработать неограниченному кругу девелоперов — лучше зарплаты только штатным разрабам.

      Вы сейчас просто перечислили риски — разной степени серьёзности, на самом деле. Например, проблема монополизма интернет-провайдеров в офисах реально существовала (сужу по Москве, сразу говорю), года до 2011-2012, но потом просто растворилась по факту развития беспроводных технологий и хитрости сисадминов различных компаний. Не вижу причин, по которым магазины в 2017 внезапно окажутся в худших условиях, чем офисы двух моих работодателей 6-7 лет назад.

      «Изготовители касс заработают» — это вообще уже бурчание, а не риск. Кто-то заработает, какой ужас. А не покупать дырявый как решето, а купить плотный, как тазик, интернет-хлам кому-то религия не позволяет? Или конкуренцию в этом сегменте отменили? Вот когда отменят и начнут навязывать определённые кассовые аппараты, как «Платон» — тогда можно будет реально бугуртить. А вот пугать тем, что появятся стартапы и стартапы, о ужас, заработают, надо бабушек у подъезда, а не Хабр.

      Про безопасность пусть лучше комментируют представители вендора. Но ведь главная фишечка вашего комментария — в последней строчке, про «совершенно ненужный им геморрой и дополнительные расходы», не так ли?

      Я не вижу смысла даже глубоко влезать в этот спор, достаточно просто посмотреть, как начнёт меняться розница по мере развития маркетплейса для кассовых аппаратов. Не нужно сейчас до хрипоты защищать или обвинять даже те примеры приложений, которые я привёл в статье — а сколько их ещё не изобретено. Знание некоторых принципов возмещает незнание некоторых фактов. До сих пор, интернетизация любых технологий и развитие коммьюнити девелоперов приносили только новый рост и новые возможности любым отраслям, до которых добирались. Риски были и есть? Да, есть. Выгода от прогресса перевешивает эти риски и жалобы оставшихся позади? Да, перевешивает. 200 лет прошло с угроз луддитов, что паровозы пожгут сельские угодья и напугают коров до исчезновения молока, а как на любое нововведение находились «да зачем нам это, ещё тратиться на внедрение, когда деды без этого обходились» — так и находятся.

      P.S. Забавно, что каждый раз, когда встречаю на Хабре особенно сварливый и однобокий комментарий, у автора оказывается слитая карма. Что-то про «ничего не понял и ничему не научился» сразу приходит в голову.


  1. shibaev
    28.06.2017 05:34

    Подскажите, пожалуйста, потребуется ли использовать онлайн-кассы для случаев вывода денег с Upwork или AppStore?
    В законе есть пункт «9. Контрольно-кассовая техника не применяется при осуществлении расчетов с использованием электронного средства платежа без его предъявления между организациями и (или) индивидуальными предпринимателями.», можно ли его применять в данном случае?


    1. kxl
      28.06.2017 06:37

      Контрольно-кассовая техника применяется для расчетов наличными и только… операции по картам, в данном случае, приравнивается к оплате наличными какого либо товара (услуги) физическим лицом, но денежные средства уже должны быть, как я понимаю, легализованы…


      1. alex0nik
        28.06.2017 11:15

        Немного ошибаетесь. Электронные средства платежа тоже попадают под ФЗ-54. По разъяснениями ФНС — магазин дал платежку, с которой клиент шел в банк оплачивать, сейчас может быть 2 варианта:
        1 сбербанк-онлайн. Электронное средство платежа, нужно выдать чек. Сюда же относятся электронные деньги.
        2 оплатил через кассу банка. Банк не является поставщиком товаров/услуг, он лишь дает клиенту чек, что тот перевел деньги магазину. Магазин обязан выдать чек.
        Другой вопрос, что деньги приходят на р/с от банка в разное время и автоматизировать это не всегда есть возможность. Выход из ситуации — регламент в компании, например, зачисление оплаты по р/с происходит 2 раза в день исходя из выписок банка. Как раз тогда нужно выбивать чеки.

        Это сказал Бударин А.В. на вебинаре, организованном Такскомом.


        1. alex0nik
          28.06.2017 11:31

          С физ. лицами есть лазейка не выбивать чек — доставка с наложенным платежом. Тогда курьер транспортной компании или на пункте самовывоза обязаны выдать чек в момент оплаты.


          1. Beaglz
            28.06.2017 21:29

            Данные о составе чека все равно придется передавать курьерской,
            иначе они не смогут напечатать корректный чек.


            1. alex0nik
              28.06.2017 21:33

              Ну да, например, данные по НДС, которые были не нужны раньше. Приходило уведомление на почту, что доработаны API транспортной компании в связи с новыми правилами игры.
              Но накладная с данными заказами оформлялась и раньше, и клиенту при получении заказа передавалась.


    1. alex0nik
      28.06.2017 11:19

      Если вам переводят деньги на расчетный счет по реквизитам — нет.

      Если юр. лицо или ИП предъявляет банковскую карту, должен быть выбит чек. Позиция ФНС по этому вопросу: если юр. лицо приходит в магазин и рассчитывается по терминалу корпоративной банковской картой, его сложно/невозможно идентифицировать как юр. лицо, поэтому применяются правила для работы с физ. лицами.


  1. kxl
    28.06.2017 06:44

    Атол, Штрих, и компания нехило, думаю, подзаработали… Эвотор вот теперь… ладно. Как бы это все не накрылось со временем. Да и для хакеров новый веетор атак появилися. Налоговой, думаю, вакансии надо открывать…


    1. andorro
      28.06.2017 07:31
      -1

      Новые решения — новые угрозы. Вот счёты зато хакеров не боятся.

      Как бы это все не накрылось со временем

      Можете пояснить? Что именно может накрыться?


  1. irbis_al
    28.06.2017 08:20

    Ещё добавлю…
    Про финансово этическую сторону я уже говорил… что надо менять-покупать ФН(тут говорили, что его можно на 36 месяцев купить,-я ни у кого не видел такой) и вообще зачем его менять… все чеки находятся в датацентре ОФД… с технической точки зрения нет никакого смысла его менять.(это ведь ещё и административный ресурс,---останавливать кассу надо)
    Поговорим о технической…
    Мы разрабатываем собственные кроссплатформенные драйвера по низкоуровневому протоколу производителя.
    Так вот некоторые(Атол, Штрих) себе позволили этот протокол поменять(не дополнить функционалом, а именно поменять)… мне надо типа открыть смену в фискальном накопители, закрыть… следить за его статусом…
    Я от них отказался в пользу тех кто не поменял… и для меня их аппарат выглядел после прошивки так же.
    и сразу печатал чек...«Пусть хоть небольшая денюжка, но более инновационным капнет»
    Вы не представляете насколько у Атола недружественный низкоуровневый интерфейс обмена…
    и не представляеете, как сложно под него сделать драйвер… но даже это не проблема… надо смотреть их толмуты документации и исследовать, но даже и это не самое страшное, а то, что в неактивном накопители аппарат не работает… я его так не могу исследовать… надо брать какой-то эмулятор ФН(покупать за свой счёт)
    Неужели так сложно внутри своей коробочки атолу или штриху сделать алгоритмическое ветвление(как сделал например Pirit) если смена в ФН не открыта,- то открыть)… нет не барское видимо это дело…
    Переписали свой заводской драйвер… сказали всем заменить… компенсировали недостатки микропроцессорного программирования своим драйвером… Видимо они и представить не могли, что кто-то по их протоколу пишет и не под винду.


    1. barker
      28.06.2017 09:13

      Пишу/поддерживаю на самом низком уровне драйверы к перечисленным и к штриху и к атолу. Коряв интерфейс не более чем любой подобный (а я их много видел). И он почти не поменялся у них — только дополнился ещё одним вариантом транспортного уровня и там и там (v2 штриха и v3 атола), но можно их НЕ трогать (правда у атола родная утилита на 2.4 не работает, а переключать надо в железке и неудобно). Ну и добавились новые команды, конечно, а вы как хотели, типа передачи атрибутов или ручного открытия смены (хотя и автооткрытие есть, не понятно о чём вы говорите).

      Это всё как раз самый меньший гемор с ФЗ54. Надёжное прикручивание к онлайн-платежам на своей стороне — вот это та ещё задача.


      1. irbis_al
        28.06.2017 09:22

        Почти не поменялся не считается… аппарат должен сразу заработать(Атол и Штрих не заработал)… По сути для нас разработчиков поменялось только одно… перед закрытием чека если есть требование,- послать атрибут офд(email/phone) и всё.
        И если бы только наступление с этого фронта… а есть ещё ЕГАИС… ФМС для отелей… просто отбиваться не успеваю… когда не меняется спецификация это очень важно.(во всяком случае для мелкого ИТ бизнеса)
        А насчёт протокола… у Piritа очень простой(СПС-402 простой)… А если Вы видели Украинскую Мария МТМ… там вообще сказка...(Он например сам определяет скорость передачи rs-232)… и дальше тоже очень дружественно.


        1. barker
          28.06.2017 09:46

          Хм, атол и штрих сразу заработали. У нас клиенты купили новые ККМ подключили и работали, правда, без всяких ФЗ54, разумеется. Ну потому что customer address не отправлялся же и всё такое. Ну ладно, «почти сразу». Атол надо переключить в 2.4 руками, вот это — подстава, да, в отличие от штриха родная утилита перестаёт при этом работать (и потому что новый транспортный протокол неадекватно сложен относительно старого, а помощи от атола особо никакой, я у них на форуме неделю только регался). Зато у них смена сама открывается по дефолту (просили потому ручное открытие сделать). А штрих физически сразу увиделся, но ругался на неоткрытую смену, это сразу увидели и доделали, но и там вроде автооткрытие настраивается.


    1. eisaev
      28.06.2017 12:36

      Тоже работаю на нижнем уровне ради кроссплатформенности, но отказываться от поддержки каких-то производителей не позволит огромная клиентская база. Да и в конечном счёте даже у хвалённого мной Пирита вылазят всякие новые неожиданности вроде успешного закрытия документа, даже если команда закрытия завершилась с ошибкой.


  1. intsurfer
    28.06.2017 09:47
    +2

    интегрировал свою систему с онлайн ФР Штрих-М. Исходный драйвер на питоне нашел в инете, Доработанный с разрешения автора выложил на гитхаб. Кассовая программа — на питоне+GTK3. Такой выбор сделан в связи с тем, что у всех сотрудников на рабочих местах установлена убунта. Все работает :)


    1. intsurfer
      28.06.2017 11:49

      забыл написать — не успел доработать версию драйвера через сокет для работы по локалке, чтобы на одну кассу можно было отправлять команды с разных рабочих мест. Игрушку забрали в работу, а с боевым фискальным модулем не больно потестируешь драйвер.


      1. kxl
        30.06.2017 01:27

        У меня, для работы с нескольких рабочих мест, сделано подобие очереди. Отдельное приложение на компе (типа сервис печати чеков), к которому подключена ККМ, выгребает чеки только для этой ККМ. Через сокеты — не совсем надёжно, да и в связи со спецификой деятельности (операций выдачи денег едва ли не больше, чем продаж) — приходится соблюдать очерёдность чеков.


        1. intsurfer
          30.06.2017 05:49

          спасибо за идею! Надо будет попробовать реализовать. Тем более, что вроде получилось убедить купить мне игрушку. Стоит-то ведь немало, но тестовый модуль уже есть.


  1. molnij
    28.06.2017 12:55

    Ничего омерзительнее апп-сторов всевозможной направленности на IT-горизонте за последние -цать лет не возникало
    Разве что «html5» может попробовать потягаться, да и то, наврядли
    И у меня нет ни одной идеи откуда такой бесконечно оптимистичный тон в идее, от которой воют все сколь-нибудь задействованные в очередной смене аппаратов, по традиции инициированной через максимальную жопу, которую только можно придумать (хотя, вспоминая спиртоакцизы, может и не максимальную...)


    1. andorro
      28.06.2017 13:17

      То ли дело раньше, да? 3-4 программы на все случаи жизни: змейка, будильник, календарик. Никаких тебе аппсторов и прочих мерзостей.

      откуда такой бесконечно оптимистичный тон в идее

      Возможно, всё дело в том, что я не задействован в очередной смене аппаратов — зато охотно себе могу представить, насколько моя жизнь станет удобнее, когда кассовые аппараты начнут высылать мне чеки в электронном виде. Достаточно одного приложения, их обрабатывающего — и вот вам почти вся картина расходов без ручного ввода. Это только одно, самое очевидное решение, которое приходит мне в голову. Но в этом же прелесть аппсторов — они никогда не ограничены сообразительностью только одной головы.


      1. molnij
        28.06.2017 16:26

        Я конечно не аксакал, но честно говоря припомнить время, когда из всего скопа программ были доступны змейка, будильник и календарик, честно говоря, не в состоянии.
        Или вы о телефонах? Если да, то как связаны телефоны, в принципе не рассчитанные на выполнение сторонних программ и смартфоны, которые умеют исполнять произвольный код и у которых я опять же не могу вспомнить время, когда было «змейка, будильник, календарик»
        А что касается удобной жизни… Вы подготовились к тому, что все ваши траты сгруппированные по, например, карте, появятся в свободном доступе для всех желающих за небольшую плату?


        1. alex0nik
          28.06.2017 16:39

          Кстати, такие данные очень любят гугл и ему подобные в целях показа «эффективной и нужной» рекламы. Рекламный рынок будет готов за эти данные платить.

          Эта статья и оптимистически настрой напомнили фразу из фильма Star Wars: Episode III

          So this is how liberty dies...with thunderous applause.
          Вот так свобода и умирает — под гром аплодисментов.


          1. andorro
            28.06.2017 21:12

            Кстати, такие данные очень любят гугл и ему подобные в целях показа «эффективной и нужной» рекламы.

            А что, не бывает эффективной и нужной рекламы? Каждый человек постоянно находится в поиске тех или иных товаров или услуг. Часто просто это в пассивном режиме — мол, увижу, вспомню, возьму. И реклама раздражает именно потому, что она неэффективна и не нужна, промахиваясь мимо 99% твоих нужд. Если каким-то образом рекламщики научатся понимать, чего я хочу, прямо с уровня подсознания, жизнь станет проще для всех — мне легче будет получать, что мне нужно, рекламщикам проще будет продавать, потому что точность таргетинга дойдёт до 100%. Рекламные расходы снизятся, товары чутка подешевеют — в общем, офигенно. И я хорошо помню и люблю эту фразу из «Мести ситхов», вспоминая её по разным поводам постоянно, но моя свобода лежит в стороне от предпочитаемых сортов мыла, груш и презервативов.


            1. alex0nik
              28.06.2017 21:28

              Я лишь добавлю, что ФЗ-54 одно из звеньев всей цепи. С 1 июля также вступают в силу поправки ФЗ-152.
              Завидую вам, у меня нет оптимизма от всего происходящего.


              1. andorro
                29.06.2017 03:06

                Ну, я не исключаю, что мой оптимизм в данном случае просто производная от неосведомлённости. Но, с другой стороны, мне сложно представить ситуации, когда интернетизация хуже, чем неинтернетизация. Это такая вещь, что облагораживает любое административное говно.


        1. andorro
          28.06.2017 21:09

          Я готов к этому на 90%. Бывают определённые виды товаров и услуг, предпочитаемый ассортимент в которых я бы не то, что хотел скрывать — но точно не хотел бы сильно афишировать. Их даже не 10%, а 5% или меньше.

          С другой стороны, что касается остальных 95%+ покупок — я бы свободно их держал в открытом доступе, ещё бы и шарил время от времени — вот, мол, рекомендую эту швабру с металлической ручкой из «Ашана». Потому что, по сути, список моих любимых товаров и услуг ничем не отличается от списка любимых фильмов. А люди этим охотно делятся и ещё умудряются объединяться на этой почве. При этом, опять же, есть определённые категории фильмов, предпочтения в которых не принято сильно афишировать. Ну и люди просто научились как-то это разделять. То же будет и со списком покупок, я думаю. Какой-то баланс будет найден всё равно.


  1. sentyaev
    28.06.2017 23:18

    За каким чудом Ашоту ставить эту онлайн кассу?
    Почему он не может в тетрадке вести бухгалтерию?
    Потому что кто-то хочет продать побольше касс и еще и нас на 9999 развести?