В 80-х и 90-х годах прошлого века системы резервного копирования на магнитной ленте были очень популярны из-за их относительно большой емкости и доступной цены. В то время многие были уверены, что лента с резервной копией, которая хранится где-то в дальнем углу шкафа, будет в приличном состоянии даже спустя годы, и ее можно будет прочитать.
Сейчас технологии ушли далеко вперед, о магнитной ленте уже многие забыли, но информация, которая на них хранится, может представлять определенный интерес. Поэтому находятся энтузиасты, которые ищут способы эту информацию считать.
Команда Strand Games, которая в этом году была основана соучредителем Magnetic Scrolls Хью Стирсом и поклонником интерактивной фантастики Стефаном Мейером, в этом году взялась за восстановление игрового кода Magnetic Scrolls, чтобы оживить текстовые квесты и создать новые инструменты проектирования игр жанра Interactive Fiction с открытым исходным кодом. Компания уже выпустила восстановленную версию первой игры Magnetic Scrolls 1985 года The Pawn.
Следом команда решила восстановить картриджи TK50 с единственной известной резервной копией игр Magnetic Scrolls, разработанных на миникомпьютере DEC MicroVAX. Все резервные копии были сделаны центральным миникомпьютером с использованием технологии резервного копирования.
Это работа, связана с поиском и восстановлением значимых достижений игровой индустрии, которые часто требуют много времени, чтобы сохранить их историческую ценность. В одном из случаев пришлось поступить оригинально — выпекать в бытовом духовом шкафу при 45° в течение примерно восьми часов драгоценные картриджи с единственными в мире копиями исходников ранних текстовых квестов компании Magnetic Scrolls.
Долгое время эти картриджи пылились на полках, и в конце концов их сложили в коробки и забыли о них на семнадцать лет. Тогда Стирс загорелся идеей прочитать и переиздать игры на них. Однако в 2000 году не нашел подходящие средства для чтения устаревшего уже на тот момент формата ленты, и отложил эту идею. Коробки продолжали пылиться в офисе до тех пор, пока один из сотрудников не перевез их к себе домой, где они продолжали лежать уже на чердаке.
Спустя еще семнадцать лет по счастливому стечению обстоятельств картриджи вновь оказались у Стирса, и он решил во что бы то ни стало прочитать их. Но как это сделать? С этим вопросом он обращался к людям на форумах, пока не познакомился таким образом с Робом Джарратом, у которого оказалась работающий компьютер марки DEC и, что тоже важно, совместимый стример в рабочем состоянии. Роб предложил помочь восстановить данные. Казалось, проблемы позади: достаточно прочесть данные.
Ленты не читались. Оказалось, что старая лента потеряла склеенность — у неё начался так называемый синдром sticky shed. Это означало, что лента в таком состоянии перекрывала стример, могла «забить» головку и испортить направляющие ролики. Кроме того, она была немного липкой из-за того, что впитала в себя влагу. В некоторых случаях связующий клей, удерживающий оксид железа(III) в пластиковой подложке, может разрушаться, оставляя ржавые частицы на направляющих головках и, как правило, на поверхности стримера.
Роб слышал, что некоторым энтузиастам удавалось решить ее при помощи запекания. Идея заключалась в том, чтобы нагревать ленту в течение нескольких часов при относительно низкой для печи температуре, чтобы высушить ее, а затем без проблем прочитать. Однако никто не мог точно сказать, при какой температуре и как долго следовало выпекать ленту. К тому же не было известно, что станет с лентой, если ее случайно перегреть или передержать.
Они попытались найти правильный «рецепт». В первом эксперименте участвовала старая лента, которую выпекали при 50° в течение 5 часов. Тогда Роб и Хью пришли к выводу, что температура оказалась слишком высокой, и лента могла испортиться. Но поскольку состояние ленты до эксперимента было неясным, не было уверенности, что именно из-за воздействия высокой температуры она испортилась.
Затем Роб попробовал выпекать другую пробную ленту при 40° опять же 5 часов. Это почти помогло. Часть нечитаемой до выпечки ленты удалось прочитать, но затем она застряла в приводе. Ту же самую кассету оставили в духовке сначала на 8 часов при 40°, и команде удалось восстановить список каталогов, прежде чем лента снова застряла. Наконец лента провела еще 8 часов в духовке при температуре в 45°, и это сработало. Лента перестала прилипать, а Роб и Хью восстановили некоторые фактические файлы.
Таким же образом выпечка решила проблему липкости картриджей с играми Magnetic Scrolls, но не подошла для борьбы с оксидными отложениями, из-за которых лента становилась нечитаемой. Роб мог чистить головку привода при каждом считывании, но не позволит полностью прогнать всю ленту, прежде чем она снова засорится. Эта проблема усугубилась еще и тем, что стример TK50Z прокручивал ленту перед чтением в поисках нужного раздела. Ему нужно было знать, что было на ленте, перед тем, как извлечь данные.
На приводе TK50Z невозможно очистить головки в момент, когда установлена лента — ее нужно поднимать, чтобы добраться до них. Но когда привод работает, ленту нельзя сдвинуть с места. Это связано с тем, что во время работы головки перемещаются вверх и вниз, и двигатель, который заставляет их перемещаться, включается только тогда, когда есть питание.
Поэтому TK50Z можно было очистить только после снятия ленты. И каждый раз, когда загружается другая лента, стример прокручивает ленту вверх и вниз, поскольку DLT-ленты хранят данные в параллельных дорожках на всей ее длине.
Тогда команда решила отказаться от TK50Z и перешла к TZ30, который может читать (но не записывать) картриджи TK50. Сам по себе привод не особо решал проблему, но команда обнаружила, что можно снять пару стопорных колец из механизма TZ30 и поднять головку достаточно, чтобы очистить ее смоченными изопропиловым спиртом ватными палочками. Таким образом головку привода можно было очистить до фактического считывания данных.
В результате удалось прочитать 70МБ с одной ленты и 54МБ с другой при том, что максимальная емкость картриджей составила около 90МБ. На обеих лентах были копии важных исходных данных, и сравнение файлов, восстановленных с каждой ленты, показало, что они идентичны и хорошо читаются.
В своем блоге команда сообщила, что исходный код нескольких игр был полностью восстановлен. В настоящее время Standard Games работает над релизом ремастерированной версии игры Magnetic Scrolls 1987 года The Guild of Thieves, которая будет включать оригинальный исходный код и особую благодарность Робу Джаррату.
Комментарии (20)
NickSin
30.06.2017 10:32+2восстановленную версию первой игры Magnetic Scrolls 1885 года The Pawn.
Может 1985 года? 1885 году о компьютерах даже не слышали…
Dmitry88
30.06.2017 11:31+1«Сейчас технологии ушли далеко вперед, о магнитной ленте уже многие забыли,»
Текущий формат LTO-7 (6 ТБ по ~ 90$) На передовой науки в Церне все данные падают на ленты, а кол-во данных там нууууу очень приличноеdarthmaul
30.06.2017 20:43+1LTO-7 (6 ТБ по ~ 90$)
Хм, а не проще ли переплатить вдвое и записать на жёсткий диск, быстро и без проблем с поиском данных? Я понимаю в коммерции каждый цент важен, но ЦЕРН…Dmitry88
30.06.2017 22:21за enterprise диски вендоры дерут знатно, так что лучше умножать на 3 — 5. Плюс диски надо всегда держать в активном состоянии, что требует затрат на электроэнергию. В масштабах ЦОД-а выходит в копеечку.
А линейная скорость чтения с кассет больше, чем с диска, так что восстановление какой-нибудь большой базы будет быстрее
Вообщем, для своей ниши кассеты пока не вышибаемы. Скорее HDD исчезнут под натиском flash
Ладно ЦЕРН, загугли ЦОД-ы самого гугля. Там наверное можно заблудится можно в ленточных библиотеках.
BerkutEagle
30.06.2017 11:31+2Сейчас технологии ушли далеко вперед, о магнитной ленте уже многие забыли
Но объёмы продаж лент растут с каждым годом. Ленты широко применяются в системах резервного копирования и электронных архивах.romxx
30.06.2017 13:39-1По крайней мере продавцы лент так утверждают, да-да ;)
Да, применяются еще кое-где, резервное копирование и архив вообще очень консервативная область, по известным причинам. Но не потому, что ленты хороши, а потому что одномоментно от них избавиться сложно. А очень хочется.
Cubus
30.06.2017 11:59+2Сейчас технологии ушли далеко вперед, о магнитной ленте уже многие забыли,
Да ладно! Для действительно больших объёмов они по-прежнему незаменимы.romxx
01.07.2017 03:29+1Насчет «незаменимы», знаете, после того, как я год поработал в сервисе обслуживания промышленных дисковых библиотек, у меня не осталось вообще никаких иллюзий в отношении пресловутой «надежности» лент, миф о которой тут люди с лентами видимо не работающие активно распространяют.
Крайне капризные и ненадежные они. Вообще бессмысленные устройства, за исключением очень узкой ниши архивного отчуждаемого хранилища.
amarao
30.06.2017 12:36Я бы это считал доказательством того, как ненадёжны ленты.
Вот кого вы удивите процессом чтения книги, изданной в 1985ом году? Ну книга и книга. Не сильно старая. Листая книжку с датой выхода 18хх, уже можно чуток прочувствовать. Гримуар образца 13хх по состоянию будет близок к этим лентам.
Итого — 600 лет против 25. Плохо.impetus
30.06.2017 23:58Не полимики ради, а чисто антуража для — где-то натыкался на фразу, что в южной и центральной америке практически не найти книг страше 50 лет. Термиты. Сам не рыл и тема не интересна, чисто что мир многолик. А так да глиняные клинописные таблички после отжига под слоем пыли практически вечны. В принципе наверное, нет проблем делать «двоичный» фарфор из ч/б микросфер — каким-нибудь продвинутым принтером похожим на лазерный печатать, сразу запекать, ламинировать стеклом и на дно.
sintech
30.06.2017 12:40+1Через 50 лет выпустят фильм «Индиана Джонс: в поисках потерянного кода Doom II» про археологов цифровой эпохи.
wormball
30.06.2017 13:18> Magnetic Scrolls
Какое, однако, говорящее название. Пророческое, можно сказать.
SvSh123
Ээээ… компьютерная игра 1885 года? :)
Тоже люблю покопаться в старье, так, чтоб его оживить.