Первыми подключенными автомобилями можно считать автомобили с телефонами, примитивные модели которых выехали на улицы США в 1946 году. Весом более 35 килограмм, с ограниченным функционалом, автомобильные телефоны первоначально использовали в основном водители-экспедиторы, журналисты и работники ЖКХ.
Следующий этап в истории зарождения Connected Car рынка — появление круиз-контроля на борту автомобиля в 1958 году. Круиз-контроль был изобретен слепым инженером Ральфом Тиитором. Впервые мысль о нем пришла Тиитору в голову во время поездки на машине со своим адвокатом. Скорость автомобиля подозрительно менялась, когда водитель начинал говорить или слушать собеседника. Это досаждало Ральфу, и он решил создать прибор, который бы поддерживал одинаковую скорость для избежания аварийных ситуаций на дороге. В 1945 году Ральф получил патент на свое изобретение. Среди вариантов названий, кстати, были 'Controlmatic', 'Touchomatic', 'Pressomatic' и 'Speedostat'. В 1958 году автомобильная компания 'Chrysler' заинтересовалась изобретением Ральфа и предложила его своим покупателям.
В 1968 году произошел еще один значимый для Connected Car рынка прорыв — Volkswagen представила первую бортовую компьютерную систему со сканирующими возможностями в своих моделях с топливным приводом. Кстати только в конце 90х — начале 2000х оснащение бортовыми системами стало обязательным условием для всех выпускаемых автомобилей в США и Европе.
Необходимым элементом Connected Car является наличие стабильного канала связи. Если рассматривать вопрос с этой точки зрения, первый «подключенный» автомобиль был создан General Motors в сотрудничестве с Motorola Automotive. Решение называлось OnStar, оно вышло на американский рынок в 1996 году. Когда система OnStar впервые стала доступна в качестве опции установленной дилерому, это стало открытием для всего мира. Благодаря аналоговой сотовой связи система предложила беспрецедентную возможность подключения автомобиля, которая открыла двери для инноваций в области безопасности и IT.
Сегодня сложно себе представить, но GM пришлось разрабатывать собственные средства телематики, так как сотовые сети были недостаточно надежными. В результате автомобили Cadillac DeVille, Seville и Eldorado получили возможность звонить в экстренные службы в случае аварии.
Недолго думая, вслед за GM подобные решения стали использовать и другие автомобильные компании, предлагая надежную экстренную связь на автомобилях премиальных серий.
В начале XXI века началось активное использование систем GPS. В принципе они были доступны с 1980-х годов, но только в 2000 году они стали более точными, благодаря законопроекту, который запрещал военным скремблировать спутниковые сигналы, используемыми гражданскими лицами.
Следующий переход в эволюции не заставил себя долго ждать, и уже в 2001 году
первые мобильные телефоны были подключены к автомобилю через Bluetooth. Этот этап открыл концепцию громкой связи через мобильный телефон, а также положил начало технологиям распознавания голоса.
В 2003 году GM впервые представила возможность получать дистанционные отчеты о состоянии автомобиля, а также доступ к глобальной сети передачи данных и цифровой навигации, использующей не только GPS (кстати, спутниковое позиционирование появилось раньше, чем постоянное подключение — еще в 1995 году на автомобилях компании Oldsmobile), но и данные, загруженные из интернета.
По мере развития технологий сотовой связи с 2007 года автоконцерны начали один за другим встраивать в свои автомобили телематические системы, использующие исключительно каналы передачи данных сотовых операторов.
В 2008 году на борту автомобилей впервые появился wi-fi. Первоначально решение было разработано для грузовых автомобилей для поддержки связи с головным офисом. А летом 2014 года Audi стала первым автоконцерном, который встроил в автомобиль модуль 4G LTE, чтобы обеспечить работу автоматики, одновременно предоставляя пассажирам высокоскоростной доступ в интернет через Wi-Fi.
Что такое подключенный автомобиль?
Учитывая историю развития этого класса техники, неудивительно, что в разное время словосочетание «подключенный автомобиль» несло различную смысловую нагрузку. Можно ли считать подключенным автомобиль, в котором установлен телефон для связи со службой спасения? Определенно, 20 лет назад это было так, но сегодня ситуация изменилась.
Пожалуй, можно сказать, что подключенный автомобиль – это транспортное средство, которое обменивается данными с другими автомобилями и устройствами, сетями и сервисами, охватывающими обширную инфраструктуру, включая ваш дом и офис. Поэтому многие эксперты считают, что подключенный автомобиль – это элемент экосистемы интернета вещей. То есть пусть и сложное, но еще одно устройство, которое самостоятельно передает и принимает данные.
В основе автомобильного интеллекта лежит головной модуль, который собирает данные о техническом состоянии и «общается» с различными компонентами транспортного средства. Это может быть встроенный TCU (Telematic Control Unit) либо подключаемый к разъему OBD-2 компактный донгл.
У встроенных модулей сейчас нет единого стандарта, и обычно они являются частью встроенного компьютера, при этом у каждого автопроизводителя своя аппаратная и программная начинка.
Виды подключенных сервисов
Что дает водителю подключение автомобиля? Он может получать уведомления о загруженности дорог, информацию о ДТП на его маршруте, а также метеосводки в режиме реального времени. Но это базовые вещи. В стадии разработки сейчас числятся системы предупреждения о выезде на встречную полосу. Они предупредят как самого водителя — если тот случайно выехал на «встречку» — так и других участников движения. Эти же системы позволят водителям «заглянуть» за поворот.
Прокладка самих маршрутов в подключенных автомобилях осуществляется с учетом привычек пользователя, а также его расписания. Утром в будний день система сама предложит оптимальный маршрут до офиса с учетом трафика, а вечером напомнит, что надо заехать в магазин за продуктами. При этом если авто является гибридом, то система проанализирует маршрут и запланирует использование энергии аккумулятора с учетом рельефа, чтобы гарантированно добавлять тяги на подъемах, экономя топливо, и спокойно подзаряжать батарею на спусках.
В целом «подключенные» функции можно разделить на пять больших категорий – это безопасность, навигация, информирование и развлечения, диагностика и платежи. И вот список тех функций, о которых мы еще не упоминали.
Навигационные сервисы
Возможности подключенных автомобилей позволяют, например, сообщать водителю о том, что заканчивается бензин и при этом подсказывать дорогу к ближайшей автозаправке. Или по запросу водителя искать ближайшую гостиницу или кафе. За счет доступа в интернет в автомобиле можно организовать потоковое вещание или информировать пользователя о самых различных событиях — рассказывать о погоде или дорожной ситуации.
Навигационные системы современных автомобилей – это не просто карта с позиционированием по спутникам. Они дополняются различной информацией о трафике и данными от других участников дорожного движения. Так, например, если автовладелец находится в гостях, система сможет порекомендовать ему, когда лучше выехать домой, чтобы не застрять в пробках. Навигатор также может автоматически рассылать сообщения о его прибытии коллегам и друзьям.
Диагностика
Благодаря функциям интеллектуальной удаленной диагностики автомобиль может сообщать водителю о необходимости технического обслуживания или ремонта того или иного узла. Технологии BigData потенциально позволяют вести предиктивную диагностику, по различным параметрам определяя, какие узлы могут выйти из строя в ближайшее время.
Платежи
Среди потенциальных возможностей connected cars — автоматическая оплата парковки при заезде на нее. Для этого в большинстве случаев нужно будет лишь установить соответствующее приложение на бортовой компьютер.
Концепция продолжает развиваться, и некоторые вендоры уже предлагают возможность оплачивать «через автомобиль» другие продукты и услуги — например бензин.
Разумеется, сервисы персонифицируются. Система автоматически узнает водителя по голосу или манере езды и подстраивается под него, включая музыку с любимого канала или зачитывая соответствующую подборку новостей. Также система следит за манерой передвижения и может давать советы по безопасности и экономии топлива.
Будущее подключенных автомобилей
Этим летом мы анонсировали новую разработку - Connected Car сервисы на базе Artificial Intelligence. Основная задача, которую хотела решить команда Bright Box, — предсказание вероятности визита (на ТО) к дилеру. Именно эта информация требуется дилерам больше всего, так как обычно люди проходят только первое ТО и больше не возвращаются к официальному дилеру. Мы использовали данные, благодаря которым для каждого из автомобилей смогли предсказать вероятность того, что в определенный день водитель заедет в какой-либо дилерский центр, а также определить вероятность заезда им в конкретный дилерский центр.
Кроме того, команда идентифицировала водителей по стилю вождения и характеру использования автомобиля с тем, чтобы рекомендовать водителям по их признакам наиболее подходящие аксессуары, автомобиль или следующий визит. Так, например, если водитель агрессивно гоняет по ночам, стоит вовремя посоветовать ему поменять шины. А если автомобилист переехал за город, то можно предложить ему новый автомобиль-кроссовер.
Таким образом, мы даем возможность дилерам предоставить личного консультанта для каждого клиента в форме интеллектуального приложения. При этом автосалон сможет многократно увеличить продажи и качество обслуживания.
P.S. если вас вдохновляют темы Big Data и AI, связанные с автоиндустрией, мы будем рады видеть вас в нашей команде. Сейчас нам нужны:
Project Manager HW
Senior Embedded engineer
Senior developer .NET PD
Комментарии (6)
Amareis
24.08.2017 05:57Эдак сейчас любой автомобиль подключенный, пока у водителя есть смартфон, который покажет ему пробки, маршруты и напомнит о продуктах.
Konovalove
28.08.2017 10:58Тоже верно, однако, когда говорят об автономных автомобилях, речь идёт именно о цифровой начинке самого автомобиля. Эта ниша интересна автопроизводителям.
А пока речь идет о смартфоне в кармане (а, возможно, и в руках во время движения) водителя, зарабатывают те, кто производит смартфоны. Очевидно, что автогигантам хочется ситуацию повернуть в свою сторону :-)
noodles
24.08.2017 20:01Из автомобиля хотят сделать айфон… надеюсь рынок этого не позволит
Konovalove
28.08.2017 11:00Эксперты говорят, что это необратимо…
Да и многочисленные исследования аудитории говорят, что автовладельцы в довольно близкой перспективе откажутся от анонимности в пользу умных ассистентов, персонализации и других прелестей подключенных автомобилей.
pda0
О… Т.е. это был product placement, а не выдумка… OnStar попал в качестве системы автопилотирования машин в фильм с Арнольдом Шварценеггером «Шестой день», вышедший в 2000 году.
Konovalove
Конечно!
В фильмах того времени очень часто мелькают новинки автопрома и встроенные системы. OnStar — не исключение.