В своей практике я неоднократно сталкивался с последствиями неправильных действий при передаче результата работ. Итог был печальным.
Хочу поделиться опытом в решении вопроса.
Типичный пример
Предпроектное исследование для внедрения 1С. Предоплата 50 процентов. Исполнитель завершил работу и скинул ее на электронную почту заказчику.
Начинаются чудеса. Всегда оперативно отвечавший заказчик не дает обратную связь. Важное совещание, подведение годовых итогов, завал работы и т.п.
Неделя, вторая, месяц, два месяца. Тишина. Наконец, удается назначить встречу с руководством. В кабинете генерального директора исполнитель узнает удивительные вещи: работа не качественная, все возможные сроки прошли, интерес утрачен, оплаты второй части не будет. «Хотите судиться – давайте, мы с вас и предоплату обратно возьмем».
Грустный исполнитель смиряется с потерей денег и клиента.
Боевитый исполнитель бежит к юристам и узнает, что позиция его слаба и неперспективна.
Что произошло?
К сожалению исполнитель заглядывал в договор только при его подписании. И скорее всего на страницу «подписи сторон». В договоре было указано, что результат должен быть передан не по электронной почте, а курьером на 4 СD – R дисках в железной коробке. Также в тексте договора содержится условие, что если просрочка по передаче результата продлилась дольше одного месяца, заказчик может отказаться от договора и потребовать вернуть предоплату как «утративший интерес». С просрочкой в 2 месяца и неправильно переданным результатам исполнитель должен сказать спасибо, что заказчик не потребовал деньги обратно.
Кто виноват?
Да, заказчик редиска. Он специально тянул время, чтобы не оплатить вторую половину работы. Теперь он найдет новую компанию и сэкономит, ведь часть работы ему уже сделана со скидкой в 50%. Но поможет ли это осознание исполнителю?
Суды такие доводы не рассматривают. При принятии решений они ориентируются на документы, которыми обменивались стороны.
Диалог в заседании будет коротким:
Суд: Работу выполнили?
Исполнитель: Да.
С: Результат направили?
И: Да.
С: Направили как написано в договоре?
И: Нет, но вы понимаете…
С: Спасибо, достаточно. Акт подписан?
Исполнитель:- Нет, но вы понимаете…
Суд: — Спасибо, можете садиться.
Через полчаса вы получаете решение об отказе в иске о взыскании задолженности.
Что надо делать
Если вы видите первые признаки затягивания со стороны заказчика, используйте следующий алгоритм:
1. Внимательно изучить договор как должен быть направлен результат.
2. Внимательно изучить сделали ли вы ВСЕ что предусмотрено договором, а не о чем договаривались на словах.
3. Направить результат работ вместе с подписанными со своей стороны 2 экземплярами акта сдачи – приемки работ.
4. Если результат в соответствии с договором можно передать по электронной почте – все равно подстрахуйтесь. Продублируйте курьерской службой или ценным письмом с описью.
5. Сохраняйте квитанцию об отправке. Обратите внимание – курьеры иногда грешат аккуратностью заполнения бланка и у вас на руках остается копия, из которой ничего не разобрать. Лучше возьмите ручку и заполните все сами.
Поздравляю. Теперь у вас на руках есть подтверждение надлежащего исполнения договора. У Вас сильная позиция как в переговорном процессе, так и в суде (если работа действительно сделана хорошо).
А если акт не будет подписан заказчиком?
Действующая судебная практика признает односторонний акт, если:
• есть подтверждение выполнения работ;
• результата работ и акт были направлены заказчику;
• заказчик не представит мотивированных претензий.
Для интересующихся вставка юридического текста.
Пункт 4 статьи 753 ГК РФ предусматривает возможность составления одностороннего акта сдачи-приемки результата работ. Названная норма защищает интересы подрядчика, если заказчик необоснованно отказался от надлежащего оформления документов, удостоверяющих приемку. Так, в соответствии с указанной нормой права при отказе одной из сторон от подписания акта в нем делается отметка об этом и акт подписывается другой стороной. Следовательно, при необоснованном отказе заказчика от подписания направленного ему подрядчиком акта выполненных работ, односторонний акт выполненных работ также может быть надлежащим подтверждением фактического выполнения работ на указанную в этом акте сумму. Обязанность доказывания обоснованности мотивов отказа от приемки выполненных работ возложена законом на заказчика; при непредставлении таких доказательств заказчиком односторонний акт приемки выполненных работ является надлежащим и достаточным доказательством фактического выполнения подрядчиком работ. (Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 19.09.2014 N 08АП-7947/2014 по делу N А46-15719/2013)
Еще пара наблюдений
• Ошибки с передачей результат работ возникают, когда Исполнителю пришлось работать по шаблону Заказчика. В итоге сотрудники Исполнителя работают по накатанным бизнес-процессам и не подозревают, что отправление результата по электронке в данном случае недостаточно.
• Иногда проект просто перестает быть актуальным для заказчика. Руководитель «перегорел», сменились топ-менеджеры, выбрано другое направление развития. Настораживайтесь после первых звоночков. Они всегда существуют.
• Если заказчик предлагает «сделать перерыв на пару месяцев» — это потенциально опасная ситуация. Предложите подписать дополнительное соглашение, где приостановка будет согласована официально. При отказе заказчика направляйте выполненные к этому моменту работы и акт.
• Чаще всего описанная ситуация происходит с крупными оффлайновыми компаниями – строителями, гипермаркетами, банками и пр. Их юридические отделы в совершенстве знают договор подряда и десятками раз проводили такой финт.
• Чем тщательней Вы соблюдаете процедуру, соблюденную в договоре – тем меньше риск того, что Вас кинут. Если договор соблюдать совершенно нереально то может стоить подумать – нужен ли Вам такой заказ.
Вместо заключения
Итак, если заказчик пропадает – посмотрите в договор и проверьте, правильно ли вы направили результат работ. Отправьте акт. Потом можно звонить, искать, писать, встречаться. Обратная последовательность приводит к потере денег.
Комментарии (9)
edogs
19.06.2015 19:47+1Теперь он найдет новую компанию и сэкономит, ведь часть работы ему уже сделана со скидкой в 50%.
Если уж подходите строго формально, то «не найдет» и «не сэкономит».
Т.к. тут уже разработчик сможет подать в суд и разговор будет такой
З(аказчик): ну использую и че?
Р(азработчик): а на каком основании? Договор расторгли, «интерес потеряли».
З(аказчик): ну так дешевле
С(уд): взыскать 100-500 миллиардов ^)runetlex Автор
20.06.2015 00:06+3Специально подбирал пример с предпроектным исследованием :) Это штука ведь наружу не вылезает. Хотя конечно и тут немного притянуто, понимаю, что немногие согласятся работать по чужим наработкам, вдруг там ошибка.
Для дизайна, кода, текстов конечно Ваше утверждение в точку.
Там заказчик кидает не потому что хочет сэкономить, а потому что банально ему этот проект перестал быть нужен. В моей практике был классный пример с банком. Заказывали сложную систему для кредитов по юр лицам, а потом банк решил переориентироваться на автокредиты и разработанная и без пяти минут внедренная система тупо оказалось никому не нужна. Вот веселье было)
solver
21.06.2015 15:47>Если вы видите первые признаки затягивания со стороны заказчика, используйте следующий алгоритм:
1. Внимательно изучить договор как должен быть направлен результат.
Ох уж этот совковый метод вести дела.
«Если вас, внезапно, клюнул в зад жареный петух, то действуйте следующим образом...».runetlex Автор
21.06.2015 19:32Разумеется правильно все делать сразу хорошо. В том числе биться за равные условия договора и четко соблюдать описанный в нем порядок с самого начала. К сожалению этот опыт приходит к 80% предпринимателей через потерю денег как в ситуации, описанной в статье. «Мы тут дело делаем, а Вы нам про бумажки лапшу вешаете», «У нас тут современные технологии, договоры для лохов» — вот приблизительная установка до того, как люди столкнулись с проблемами из-за отсутствия серьезного отношения к документам.
Эта статья — попытка дать инструкцию тем, кто вляпался, но еще есть шанс выйти с минимальными потерями. И с новой логикой работы с документами, я надеюсь :)
Mephistophele
27.06.2015 13:17+1Эта чушь публикуется в блоге про управление проектами?!
Ребята, знаете в чём Ваша ошибка, то что вы не отслеживаете риски, да и наступив на грабли, вы снова на них наступаете:
Если вы видите первые признаки затягивания со стороны заказчика, используйте следующий алгоритм:
1. Внимательно изучить договор как должен быть направлен результат.
Простите, но читать договор после его подписания — это тотальный п****ц и роспись в не умении вести дела, как руководителя.
Если возникает риск, что не будут выплаты и будет кидок, а такие подозрения должны возникнуть ещё до подписания документов (если есть обоснование разумеется), то нужно сразу посылать «всад».
sagris
Спасибо, полезная информация, особенно про односторонний акт. Вопросы:
1. Допустим, по договору Заказчик в течение определенного срока обязан подписать акт или отказаться от подписания акта, направив Исполнителю мотивированный отказ. В этом же договоре условие, что если Заказчик не делает этого, то услуги считаются оказанными надлежащим образом и принятыми Заказчиком. Достаточно ли только таких условий в договоре или нужно закрепить «факт» односторонним актом с соответствующей отметкой?
2. В какой форме следует делать отметку в одностороннем акте?
runetlex Автор
Такой пункт договора окажет хорошее подспорье в суде. Не придется лишний раз судье напоминать о том, что статья 753 ГК РФ — это не только про строительный подряд.
Достаточным доказательством станет квитанция о направлении актов заказчику и отсутствие мотивированного отказа.
Односторонний акт больше пригодится бухгалтерии, чтобы иметь закрывающий документ. Хотя и к исковому заявлению его можно будет приложить.
Отметку можно следать следующим образом: в поле где должен расписаться представитель Заказчика указываем: « Заказчик уклоняется от подписания акта/отзкался от подписания акта, претензий не предъявлено». Далее должность, подпись, расшифровка ФИО подписавшего, печать.
Dotsen
Я дополню, что квитанция об отправке не является фактом получения документов Заказчиком. Следует отправлять критические документы по почте с описью и уведомлением, копии же можно отправлять курьером.