Если у вас есть iPhone, зайдите в App Store и откройте обновления. Вы увидите пояснительные записки, описывающие изменения, сделанные разработчиками в самых новых версиях приложений вашего телефона. По большей части они довольно скучные:

  • Исправления багов и обновления быстродействия.
  • Исправления багов.
  • Обновление содержит улучшения по стабильности и быстродействию.
  • Обновление оптимизирует обработку уведомлений.


Но иногда примечание выделяется. Недавно просматривая собственные оббновления, я наткнулся на одно из них, написанное для транспортного приложения под названием Transit, которое я часто использую в Нью-Йорке.


Только вы решили, что мы лишь багов мочим. Только вы подумали: «Давненько я не получал сообщений от Transit». Только вы подумали о том, что самые ваши глубинные и тёмные фантазии, связанные с Transit, нереализуемы. Как мы внезапно тут. Сюрприз, сюрприз. Пришло время для Transit 4.3

* включается немецкое техно, от которого быстрее бьётся сердце *
тунц-тунц-тунц-тунц-тунц-тунц-тунц…

Фанаты Uber. Мы знаем, что вы есть. Вы ездите по городу, каждую ночь, на одной пятизвёздочной машине за другой. Специально для тех случаев, когда вы решите сделать что-то необычное, мы добавили нативную интеграцию Uber. Больше не нужно переключать приложения. Можно запрашивать поездки, выбирать машины, смотреть, как автомобиль приближается — и всё внутри Transit. Не хотите видеть Uber? Запретите его в настройках. Вы — хозяин судьбы ваших поездок.

Какие ещё есть новости? Одна из наиболее запрашиваемых функций: раскрываемые стоп-списки в GO. Никаких больше «осталось 10 остановок… 9 остановок…».

Я заинтересовался этим описанием и нашёл его автора — Джо Макила, штатного копирайтера Transit. «Я думаю, что меня наняли в основном для написания пояснений к релизу», — сказал он мне. И это в его работе нравится ему больше всего.

Соласно Макнилу, в Transit считают, что пояснения к релизу — одна из лучших возможностей установления связи с пользователями. «В компании к пояснениям относятся так же серьёзно, как к записям в блоге», — говорит он. Разные черновые версии передаются между людьми. «Команда относится к ним очень требовательно, — говорит он. — Если у меня появляется плохая шутка, они её не пропускают».

Пояснения к релизу — способ разработчика сообщить пользователям о том, что изменилось в приложении, работающем на их телефоне. Они описывают новые возможности и держать пользователей в курсе по поводу важных изменений ПО. Обновление приложений — хорошая практика цифровой гигиены, поскольку новые версии исправляют проблемы и устраняют уязвимости.


Осенью ничто не сравнится с яблоками. Яблочные пироги [яблочный пирог — одно из характерных блюд кухни США / прим. перев.], яблочные пончики, и конечно же, Apple iOS. Посмотрите на эти свежие возможности, которые сделают ваше приложение Seamless лучше, чем когда-либо:

Более гибкая система предзаказа: можно менять заказ вплоть до 4 часов до момента доставки.

Удобные настройки заказа: переключайтесь между доставкой и самовывозом, а также между доставкой по возможности и предзаказом прямо на странице меню ресторана.

Обновление меню: выбирать блюда стало ещё проще благодаря переделанным пунктам меню.
Считаете, что приложение Seamless — клёвое? Ставьте оценку и пишите обзоры прямо сейчас!

Но писать пояснения к релизу бывает тяжело. Часто их составляет кто-нибудь уже тогда, когда команда разработчиков готова разместить новый код в магазине приложений — просто как послесловие. «У нас это когда-то было последним пунктом в списке, и на него никто не обращал внимания», — говорит Роб Гилл, бывший менеджер по пользовательскому восприятию в Perform Group, управлявшей разработкой десятков приложений.

В результате пояснения к релизу многих приложений скучны. Они повторяют несколько общих фраз, часто это варианты фразы «исправление багов» и «обновление быстродействия».

Но некоторые пояснения, и их авторы, демонстрируют индивидуальность. Макнил из Transit — один из них. Грег Гелднер, работающий над услугами для пользователей в Medium, ещё один. Несколько лет назад Гелднер заметил, насколько скучными стали пояснения к релизам. «Это просто исправления багов, все про исправления багов», — говорит он.



Он с коллегой Ником Фишером вызвались начать писать их для Medium, увидев «небольшую возможность пошутить друг с другом». Их работа состояла в том, что они делились идеями друг с другом до тех пор, пока один из них не засмеётся. В своих заметках Medium размещала конкурс на футболки, публиковала чат разработчиков в Slack, писала выдуманную историю про программиста Питера, которого наняли, а затем уволили за работу над приложением.

«Сначала мы не особенно задумывались над тем, чтобы передавать какую-то реальную информацию», — признаёт Гелднер. Для одного важного обновления, позволявшего пользователям логиниться через электронную почту и учётную запись в Facebook, они с Фишером написали пояснения, много раз использовав игру слов на основе песен Кенни Логгинса. Это было фиаско — никто не узнал, какие же улучшения были сделаны на самом деле.

Гилл из Perform Group недавно написал запись в блоге, призывающую разработчиков лучше писать примечания к релизам. Он советует авторам использовать списки с маркерами, разделять параграфы и указывать простое и понятное резюме главных изменений в самом начале. Одни из его любимых примечаний бывают у Evernote, 1Password и Tumblr.


Они страшненькие, ползучие и отвратительные. Да, мы сейчас о багах. Какие же хорошие новости? Мы устранили их кучу из этого выпуска приложения Yelp.

Когда примечание не достигает цели, как то, с Логгинсом, Гелднер говорит, что узнаёт об этом от пользователей Medium. «Обычно мгновенную обратную связь получаешь через Twitter и магазин приложений, — говорит он. — Люди пишут типа „Хватит уже этих дурацких примечаний, расскажите, что тут есть“.

Теперь Гелднер пытается немного прикрутить юмор и давать больше полезной информации, когда Medium планирует крупное обновление. Однажды он даже опубликовал немного изменённый код из самого обновления в пояснениях к релизу. Макнил использует похожий подход в Transit, немного придерживая своё творческое начало, когда приложение испытывает серьёзные изменения.

Но всем угодить невозможно. Статья из TechCrunch от 2015 года озаглавлена „Пояснения к релизам приложений тупеют“ открещиваются как от банальных обновлений, так и от попыток „перфоманса“, типа того, когда Medium добавила в примечание изображение бага в ASCII со словом „FIXES“ (исправления).



Некоторые критики этого необычно жанра любят заявлять, что эти пояснения всё равно никто не читает, особенно когда пользователи могут разрешить автоматические обновления приложений. Но одно из пояснений Макнила попало на первую страницу reddit. В Twitter пользователи Transit просят выложить его фотографии, рекомендуют поднять ему зарплату и умоляют „не переставать“ писать пояснения.

В Medium Гелднер часто обращается к популярной культуре в поисках вдохновения — оно может прийти из рождественской песенки, политических дебатов, кино. Его творчество иногда пробуксовывает, поскольку он пишет пояснения уже почти три года. „Я уже многие из них забыл, — говорит он. — Это тоже часто случается. Я предлагаю: “Давайте сделаем Парк юрского периода», а кто-то отвечает: «Так мы уже это делали».


Зачем писать пояснения к релизам, если можно поиграть в «виселицу»? ё

Для Гелднера и Макнила это задачи как профессионального, так и личного свойства. «Я бы сказал, что авторы, пишущие пояснения к релизам, друг друга не знают, — говорит Макнил. — Но между нами однозначно идёт состязание».

Пояснения Макнила вызвали перебранку в Twitter между Transit, Pocket Casts и Medium. Он также был приглашённой звездой в примечаниях к релизу других приложений, включая и Medium.

Для тех, кто хочет сделать себе имя на сочинении пояснений к релизам, у него есть совет. «Я бы сказал, будьте открытым к новым идеям, и, может, хлебните пивка перед написанием, — говорит он. — Тут правил нет».

Комментарии (27)


  1. yar229
    05.12.2017 17:21
    +1

    Исправления багов и обновления быстродействия.

    Особенно этим грешат большие компании, да. Читаешь и думаешь — да ёшьвашуметь, что конкретно вы имели ввиду?!
    Однако, наличие в релиз ноутс больше (условно) 1 (короткого) предложения из воды / юмора / художественных потуг автора также неприемлимо (для меня).


    1. dimkss
      05.12.2017 17:27

      Особенно обидно если после исправления багов и обновления быстродействия треть функционала не работает.


    1. Oplkill
      05.12.2017 21:11

      Одни описания обнов ютюба чего стоят «Мы исправили проблемы в пространстве и во времени при воспроизведении и несколько других мелочей...» Так и пишите, что добавили рекламы и исправили тот и тот баг…

      Или когда из версии в версию тупо вставляют один и тот же текст…


      1. Funbit
        06.12.2017 08:21

        Или когда из версии в версию тупо вставляют один и тот же текст…

        Поддерживаю. Надо бы Google Play'ю и AppStore'у ввести функцию сверки пояснений с предыдущими версиями и по аналогии с паролями показывать разработчикам сообщение типа «Вы уже использовали эти пояснения в прошлых версиях, пожалуйста напишите конкретнее».


    1. dzzh
      05.12.2017 22:17

      потому что все покрыто А/Б тестами, А/Б тестами этих тестов и А/Б тестами, тестирующими А/Б тесты этих А/Б тестов. А еще А/А тестами, и А/Б/В/Г тестами. Выпускаешь фичу в продакшен, а увидит ее юзер или нет — хз.


  1. barbanel
    05.12.2017 17:45

    И почему никто из них не пишет сколько новых багов они внесли)


    1. joseph2
      05.12.2017 21:03

      Никто ведь этого не знает


  1. Wolframium13
    05.12.2017 17:50
    +2

    Мда, что бы понять, что они там изменили, нужно читать стену текста со смешнявками. Сомнительное удовольствие.


  1. MaxxONE
    05.12.2017 18:33
    +1

    Я бы рассматривал статью, как список вредных советов. Разве что вот это —

    Он советует авторам использовать списки с маркерами, разделять параграфы и указывать простое и понятное резюме главных изменений в самом начале

    — было бы полезным дополнением к сухому списку изменений.


  1. Dreyk
    05.12.2017 18:39

    В хорошем смысле в этом замечена Слака — у них всегда по сути, но описано забавно.
    В плохом смысле в этом замечен приватбанк: чейнджлоги типа
    — исправлены все ошибки нашего дизайнера, кроме одной — свадьба с второкурсницей
    или
    — наш программист обнаружил у себя заначку в биткоинах. да, мы ищем нового программиста


    1. Ockonal
      08.12.2017 16:28

      Они просто в какой-то момент поняли, что это неплохой пиар, который сам расходится по соц сетям. Поэтому продолжают.


  1. vassabi
    05.12.2017 19:02

    Все-таки есть разница между релизами для толстых клиентов и для массовой аудитории.
    Для толстого клиента очень важно видеть, что в этой версии пофикшен баг из их тикета Н3-1415926535 и добавлена зависимость на библиотеку гнунанокул-0.0.3 (которая требует включения файла лицензии во все, что ее использует).

    Для массового клиента это все не его проблемы. Так что легкий текст с юмором воспринимается гораздо приятнее, и увеличивает количество тех, кто нажал «обновить».


  1. dartraiden
    05.12.2017 19:07
    +2


    1. halfhope
      06.12.2017 06:30

      А мне вот это обновление у них понравилось

      Большая картинка
      image


      1. p_fox
        06.12.2017 12:18

        Скрытый текст
        image


        1. IRuslan
          08.12.2017 07:58

          Я наверное стал слишком стар и ворчлив, но я не понимаю почему разработчики считают уместным юмор в данном случае? Особенно, когда идёт речь про мобильные клиент-банки.
          Самоирония что якобы там багов нет? Думаю мало какой разработчик даст палец на отсечение что в его коде нет багов. Выглядит как ребячество — но тогда почему таких людей допускают к разработке святая-святых, ПО для работы с деньгами?
          Причем я могу отличить работу PR службы или копирайтера над текстом от ситуаций как в данном примере. Месаджа тут нет никакого.


          1. p_fox
            08.12.2017 10:28

            Не знаю кто пишет там патчноуты, программисты или специальный человек, но, имхо, попытка разбавить унылое «пофиксили и улучшили» это хорошо.
            Более свежий пример того же Привата:

            Скрытый текст
            image


          1. vassabi
            08.12.2017 10:57

            это же литературный прием — вместо того, чтобы писать в пятый-десятый раз, как испорченная пластинка: «пофиксили баги», «пофиксили баги», «пофиксили баги» написать разбивку «добавили баги, пофиксили баги».
            Заодно — это повышает внимательность при перечитывании текста дальше. А также — текста следующего обновления («ну-с, что за шутку они нам напишут в этот раз» — думает обычный пользователь).

            Просто, кроме старости и ворчливости, вы наверно еще и ИТ-технарь и хотели бы багрепорт апдейта в стиле «дата номер тикета-короткое описание, дата-номер тикета-короткое описание», которые только нагоняет тоску на тещу, жену и котиков.


    1. Heliki
      06.12.2017 15:41

      Это было лучшее их обновление, потому что предыдущие было совершенно невозможно читать без риска пробить себе лицо рукой.


  1. BubaVV
    05.12.2017 19:18

    play.google.com/store/apps/details?id=ua.privatbank.ap24
    Ну и их твиттер в том же стиле


    1. Akdmeh
      05.12.2017 21:45

      Только хотел о них написать. Твиттер вообще ведут на грани фола. Они, наверное, решили для себя установить молодую целевую аудиторию, и это реально работает — ведь можно не только читать скучные пресс-релизы о каких-то акциях, но и с юмором описывают какие-то нововведения и активно репостят и общаются с подписчиками. Если бы не постоянный сарказм и самоирония — ни за что не подписался бы на твиттер банка.


  1. dittohead
    05.12.2017 19:25

    Самый ужас у фейсбука:


    Мы постоянно совершенствуем приложение и регулярно его обновляем. Скачайте самую последнюю версию, чтобы пользоваться всеми доступными функциями и улучшениями.

    Из раза в раз >_<


    1. safari2012
      08.12.2017 16:06

      И кстати, большая часть отрицательных отзывов благодаря этим бессмысленным фразам.


  1. xut
    06.12.2017 06:40

    Я всегда читаю примечания к релизу и если у меня нет проблем с приложением, а там написано "fixed some bugs" я не обновляюсь. Обновляюсь я только когда в примечаниях есть что-то полезное для меня.


    1. vassabi
      06.12.2017 13:27

      то есть — вы ждете, когда у вас что-то отломается? а потом, когда отломалось (хорошо, если не забрав с собой данные), попробуете — а вдруг его уже починили?


  1. Vlad_fox
    06.12.2017 14:04

    на этом сайте точно такая-же статья, опубликована на 3 часа раньше данной
    www.pvsm.ru/programmirovanie/269971


    1. dartraiden
      06.12.2017 15:46

      На том сайте что-то не так с часами. Ради пробы оставил комментарий в 15:46, он опубликовался (в скрытом виде, ожидая премодерации) со временем 16:49.