Сотовые операторы уже несколько лет находятся на перепутье. Услуги по передаче голоса и смс быстро устаревают. Традиционный бизнес теряет рентабельность. Основной целью стал поиск новых товаров и услуг, которые помогут остаться на острие прогресса и бизнеса. Операторы отказываются от названия «поставщик мобильной связи» и приходят к гордому «поставщик цифровых услуг» или даже «lifestyle enabler». Аналитики пишут, что это одно из проявлений глобальных процессов, которые характерны для многих отраслей экономики. Мы же подойдем к этому с прикладной стороны и объясним, почему это у телекома все так резво получается и что еще получится впереди.



В основе деятельности оператора связи лежит BSS (Business Support System) — комплексное решение для обслуживания деловых бизнес-процессов, софтверное сердце операторского бизнеса. В числе задач BSS – распознать, тарифицировать, посчитать клиента, предоставить ему услуги, выставить счет, принять оплату и сделать это так, чтобы всем было приятно. Даже этот перечень уже выглядит внушительно. А сейчас, с развитием операторского бизнеса BSS непрерывно усложняются и берут на себя все новые задачи. Когда-то это были отправка служебных смс и формирование допустимых отрицательных лимитов, а сейчас, например, еще и продвинутый адвайзинг, подсказки новых тарифов, индивидуальные предложения новых услуг.
 
При этом с инженерной точки зрения системы стремятся к упрощению. Операторы заинтересованы в том, чтобы стоимость поддержки BSS росла не так быстро, как ее функциональность. В идеальной картине мира вендор предлагает оператору максимум функциональности при минимальной сложности решения. Хорошие BSS дают оператору возможность снизить затраты на эксплуатацию, не допускать сакрализации персонала, легко менять отдельные функциональные блоки и наращивать возможности бизнеса с помощью обновлений.


По данным консалтинговой компании J’son & Partners Consulting

А главное, они позволяют быстро реагировать на действия конкурентов и выводить на рынок новые комплексные услуги. Арендовав BSS, банк или крупная торговая онлайн-площадка может без значительных затрат в любой момент выйти на рынок как виртуальный оператор (MVNO) и переманить аудиторию у старых игроков.

BSS-системы и цифровая трансформация


Какими должны быть BSS-системы, чтобы соответствовать всем потребностям операторов сегодня? Давайте представим этап развития, который они проходят в данный момент.

Итак, в последнее время телеком-отрасль активно развивается, появляются новые технологии, маркетологи выводят на рынок новые предложения, партнеры предлагают совместное продвижение. Дальше развилка следующая: если BSS поддерживает новый бизнес, ее развивают; если нет – ее существенно изменяют или полностью заменяют. Так все выглядит в идеале.

А теперь спустимся на землю. Много ли есть счастливых и беззаботных телеком-операторов? Они постоянно находятся в движении — слияния, поглощения, периоды взрывного роста, замедление этого роста, развитие новых направлений. На планомерное и углубленное развитие BSS в таких условиях не остается ресурсов. В итоге собирается целый багаж проблем: трудная интеграция, избыточная НСИ, функциональные провалы и большое количество кастомного кода.

Что оператору хочется получить после всех этих потрясений? Комплексную платформу, на которой можно быстро выстроить end-to-end процессы. О трансформации классических биллинговых систем в digital-платформы говорили много лет, и вот требования начинают оформляться. Прежде всего среди маст-хэвов упоминается конвергентность, горизонтальная масштабируемость, поддержка облачных и гибридных моделей развертывания. Отдельным блоком стоят требования к «фронтам»: оператору жизненно важно общаться со своим клиентом везде, где он бывает, – в соцсетях, по SMS, через мессенджеры, личный кабинет, мобильное приложение и т.д.

Среди важных бизнес-требований также выдвинуты возможность создания супербандлов и тесная интеграция с партнерскими платформами. Партнеры так же важны для оператора, как и клиенты – они формируют ассортиментную экосистему оператора и дают ему дополнительную возможность зарабатывать. Наконец, самое главное требование к BSS — это улучшение показателя TTM (time-to-market).

Все это должно быть собрано в прозрачную, легко интегрируемую и конфигурируемую «коробку», которая обеспечит оператору адаптацию к активно изменяющимся требованиям бизнеса при сохранении низкого ТСО.

Взгляд разработчиков  


Потребности операторов понятны, но вот с технической реализацией BSS есть разногласия. Главное из них — вопрос «абсолютного каталога». На счет того, должен ли каталог быть абсолютным, среди вендоров и операторов нет единого мнения. Пока предпочтительнее смотрится многоуровневая система каталогов и квази-каталогов:

  • технический, в связке с контуром начислений и биллинга,
  • каталог в структуре ордеринга,
  • товарный, работающий в слое e-commerce с выходом на ритейл-площадки и маркетплейсы.

Можно ли слить эти каталоги в один суперкаталог? Теоретически да. Но приведет ли это к значительным улучшениям?



Решая проблему каталогов, необходимо учитывать множество вопросов. К самым сложным из них относятся вопросы бандлирования. Они решаются с помощью большого пула правил по доступности и назначению абоненту продуктов, акций, партнерских и комплексных услуг, а также специальному ценообразованию при наборе бандла. Например, оператор продает смартфон по цене 10 тысяч рублей. И отдельно — тарифный план за 1 тысячу рублей в месяц. Купив вместе смартфон и тариф, покупатель заплатит 9 тысяч и три месяца будет получать в подарок пакет трафика 5 ГБ. А если еще купит беспроводные наушники за 5 тысяч, то получит красивый шарик. А в прошлом месяце оператор за наушники дарил горшок без меда. А в следующем будет дарить, скажем, шаланду, полную кефали. Не важно, что — важно, чтобы правила применялись автоматически, в заданное время и по штатному алгоритму взаимодействия с OMS и модулем начислений. С такой важной функциональностью каталог становится основным инструментом в вопросе сокращения TTM. Так что, решив вопрос идеального каталога, вендор решает главную задачу оператора.

Будущее BSS


Что будет определять развитие BSS в ближайшем будущем? Сам клиент. А с технической стороны — различные технологии сбора и анализа данных о нем. Здесь самое место таким нашумевшим вещам как big data, machine learning, IoT. BSS не сможет пассивно прятаться за обслуживанием традиционной связи. Без широких аналитических и предиктивных возможностей для персонализации система не сможет обслуживать digital-задачи оператора.



Работа с персональными предпочтениями клиентов приведет к распространению индивидуальных предложений по структуре бандлов и ценам. Затем начнется всеобщая эра кросс-продаж — удивительных по нынешним меркам кампаний. Например, оператор, РЖД и контент-провайдер сделают совместную акцию для пассажиров «сапсанов» и других скоростных поездов. Или выяснится, что человек уже 10 лет является и абонентом оператора, и клиентом «Перекрестка». На такой юбилей положен презент по совместной программе лояльности: юношам — суперкод для World of Tanks от оператора, девушкам — кулинарная книга Джейми Оливера от гипермаркета.

Выход в официальное пространство систем удаленного здравоохранения наверняка побалует нас яркими кампаниями операторов и клиник типа «Проверь спину – получи инвайт на телемедицину!». Сюда же подключатся страхование, банкинг, развлекательные услуги — словом, все что позволит телеком-оператору именоваться lifestyle enabler.

BSS, выросшая из простейшего биллинга, расширяется по всем направлениям, следуя рынку и зачастую предвосхищая его. В ней найдут отражение все значимые этапы прогресса — цифровизация, IoT’зация, 5G… Рано или поздно телеком-разработчики будут не просто создавать биллинговые системы, а отвечать за «бэк-энд» огромного куска потребительского рынка.

Материалы для публикации предоставили главный аналитик «Петер-Сервис» Татьяна Атанова и главный системный архитектор корпоративных решений Алексей Семенюта.

Комментарии (11)


  1. Akuma
    11.12.2017 14:06

    В кратце: мы передадим ваши персональные данные во все другие компании, чтобы можно было присылать вам больше рекламы.


    1. billing Автор
      12.12.2017 15:15

      Даже если не говорить о юридической стороне вопроса, оператор просто не заинтересован передавать персональные данные кому-либо. Ему гораздо проще и выгоднее продать свой канал или услугу нотификации по профилю.


  1. Barabek
    11.12.2017 18:39

    Маркетологи живут в своем мире розовых мыльных пузырей.
    Абоненту (да-да, он все еще просто человек, пользующийся просто услугами связи) нужно лишь немного интернета и голосовой связи. А то, что там про дигитализацию, бигдату и прочие модняшки — не верю. Ну не летает оно.


    1. billing Автор
      12.12.2017 15:18

      Операторы дают вендорам другую обратную связь. Они говорят, что людей, пользующихся только услугами связи, все меньше. Все заинтересованы, чтобы рынок digital-услуг развивался.


      1. Barabek
        13.12.2017 00:40

        А он и развивается. Просто не так, как это представляют себе операторы. Ощущение такое, словно операторы открыли для себя новый мир и полагают, что их тут давно ждут. Ан нет. Сервисы предлагают те игроки, которые могут. А операторы лишь мечтают, но стать в ряд с гуглом или даже яндексом — процессы не позволяют. Бесконечные согласования, регламенты, подрядчики, размытие ответственности, свойственные большим компаниям — вот, что мешает. Нет жизни в цифровых сервисах операторов, нет движущей силы.


  1. Hixon10
    11.12.2017 21:33

    Извините, может я дурак, но не понял, а в чём смысл статьи?

    Типа, биллинг — это категория ПО, которую хочется быстро и просто развертвывать везде, дешево дорабататывать, горизонтально скалировать и поддерживать, иметь возможность интеграции со всем, что написано вокруг. Кроме того, нужно строить Data lake, чтобы анализировать данные, которых теперь очень много.

    Но вместо биллинга можно вроде бы поставить что угодно, и эти требования сохранятся.


    1. billing Автор
      12.12.2017 15:20

      Телеком-вендоры сталкиваются с тем, что многие молодые IT-специалисты считают OSS/BSS зрелыми решениями. Перспективная молодежь опасается, что в этих контурах не предвидится революций или интересного развития. Мы хотим уверить читателей, что это совершено не так – места для самореализации и подвига у нас вполне достаточно!


      1. skiedr
        12.12.2017 15:38

        Про «подвиг» — соглашусь на все сто. Такого глючного софта как биллинговое ПО не найти. И поддержке приходится постоянно совершать подвиг, создавая различные костыли, что система работала пока разработка чинит очередную недоработку. И речь тут не только про петерсервис, в мтс ситуация ничуть не лучшею


  1. granade18
    12.12.2017 06:04

    Халява закончилась


  1. strib
    12.12.2017 06:34

    Первая реакция после прочтения: «и что?». Вот честно, прописные истины и сверху чуть маркетинга про 5G и IoT.


  1. hard_sign
    12.12.2017 09:29

    Открою страшный секрет: абоненту гораздо важнее стабилная связь и отсутствие навязанных услуг (чаты, боты, спецпредложения и т. п.), чем то, что вы перечислили. Более того, чем больше у оператора бигдаты и всяких умных алгоритмов, тем сильнее желание свалить от него.