Вокруг чатботов не утихает шум, и дабы понять какие они бывают, как их классифицировать и для чего применять понадобится много времени время. Мы это время потратили и подготовили обзор, который поможет сориентироваться в том что есть чат-бот и как они работают на разных платформах.
Читайте все части обзора: Часть 1,Часть 2, Часть 3
Так как мессенджеры построены на разных платформах, и API у всех разный — для каждого нужно создавать свой персональный бот. В связи с этим возникают вопросы “на каких платформах какой функционал?”, и “где лучше разместить чат-бота”. Как раз ответы на эти вопросы мы сейчас постараемся дать.
Чат-бот платформа Facebook Messenger имеет более 1,2 миллиарда активных пользователей в месяц, и одна из самых продвинутых по набору функций для разработчиков. Здесь чат-боты построены на основе личных сообщений с публичной страницей от имени пользователя. Для создания такого бота нужно создать само приложение для доступа к API, и публичную страницу, с которой будут общаться пользователи.
Боты в Facebook могут взаимодействовать с пользователем с помощью обычных текстовых сообщений, а также через “Structured Text” (ST — язык разметки). ST дает возможность использовать в переписке: кнопки, элементы, счета.
Кнопки предназначены для отправки сообщений, на которые требуется реакция пользователя, таких кнопок в одном сообщении может быть максимум три штуки.
Кнопки могут быть следующих типов:
Элементы служат для отправки карточек товаров или чего-то, что имеет похожую структуру. Элемент может состоять из заголовка, подзаголовка, описания, изображения и кнопок. В сообщении может быть до 10 элементов, и при этом появляется горизонтальный скролл.
![](https://habrastorage.org/webt/mk/4l/gh/mk4lghv_gnkxhzxtjrgphuwlxpy.gif)
Счета (на оплату) — дают возможность чат-ботам полноценно функционировать как магазин. При нажатии кнопки “купить”, бот выдает полноценный счет, содержащий всю информацию о покупке с возможностью сразу же совершить оплату. Пока эта функция в тестовом режиме (на момент написания обзора).
В Facebook у бота ограничены права, и он не может самостоятельно инициировать диалог ни с подписчиками, ни с другими пользователями. Пользователь должен первым открыть этого бота и написать ему сообщение.
Чат-боты на базе платформы Viber создаются с помощью публичных аккаунтов, через которые происходит взаимодействие между компанией и ее клиентами. За таким аккаунтом может стоять как человек, так и бот, который будет вести переписку от лица компании. Этот бот ничем не уступает батам на других платформах и все стандартные функции будут ему доступны, в том числе те же кнопки, счета и оплаты.
Есть и нестандартные функции у Viber. Например возможность делать рассылки любым контактам, вне зависимости от того подписчики они странички или нет. Все что нужно для этого: иметь телефонные номера своих клиентов, и чтоб у них был Viber. Удобно то, что в Viber можно организовать обратную связь для рассылок, в отличает от обычных смс или e-mail.
Еще одна стоящая внимания функция Viber — сообщения типа “карусель”. Оно состоит из элементов (товаров), которые можно горизонтально прокручивать по кругу. Каждый элемент содержит в себе фото товара, описание, цену, и кнопку “купить”. Такой формат функционален и удобен покупателю, часто применяется для рекламы на сайтах, и для мессенджера тоже имеет место быть.
![](https://habrastorage.org/getpro/habr/post_images/4e9/d05/7e2/4e9d057e270987c854399b935bbdc914.gif)
У Viber есть простая административная панель для ботов и паблик аккаунтов. Эта панель позволяет владельцу управлять своими страничками, видеть статистику и данные аккаунта, а также создавать своего бота напрямую в Viber.
В качестве примера, один немудреный, но полезный бот в Viber от Киевводоканала. Дает возможность внести показания счетчиков. Сохраняет в памяти данные пользователя после первого входа, и при повторном обращении к нему, нужно только выбрать счетчик и внести показания.
Telegram был одним из первых, кто дал возможность создавать боты на базе своего мессенджера. В отличии от других мессенджеров, у Telegram сразу видно, что общение будет вести бот, так как есть обязательное требование — имя аккаунта, управляемого ботом, должно всегда заканчиваться словом «bot». Управлять ботами Telegram достаточно удобно, для этого создан специальный бот, главарь всех ботов — BotFather. С его помощью все боты создаются, и он же служит для управления ими, и их функционалом.
Отдельно хочется отметить что Telegram тоже может принимать платежи прямо в боте.
![](https://habrastorage.org/getpro/habr/post_images/57a/557/fca/57a557fca9af3ce27431e499466b1df1.png)
Чат-ботам Telegram доступны функции: переводить, комментировать, обучать, тестировать, искать информацию, играть и развлекать, воспроизводить видео и аудио, проводить банковские платежи, встраивать в бота игры, и многое другое. Из нетипичных функций, у них есть возможность встраиваться в другие сервисы и платформы, взаимодействовать с датчиками и вещами пользователя, подключенными к интернету. Их можно «Добавить в группу» (Add To Group), или ими «Поделиться» (Share) как самыми обычными аккаунтами.
В Telegram есть стандартные боты — помощники, которые проверяют грамматику; проводят опросы; рассказывают анекдоты; делают напоминания о встречах и делах. Они могут параллельно вести статистику и следить за активностью в чатах компании. Их можно как добавлять в свои чаты, так и использовать их функционал при создании своего бота. Разработана даже специальная система аналитики Botan — это метрика приложений “Яндекса”, интегрированная под боты Telegram.
Также, упомянутый нами выше встроенный режим “inline”, на данный момент существует только на платформе мессенджера Telegram.
Этот режим дает возможность пользователям взывать к боту из любого другого диалога. В любом чате Telegram можно ввести сообщение, с именем бота, а затем сам запрос. Бот, по своему имени активируется, и отреагирует на запрос прямо в открытом чате. Или встроенному боту можно добавить кнопку «Switch to PM», тогда, нажав на нее, — бот будет открыт в новом чате.
Удобно, что режим inline можно активировать для любого бота, как при создании, так и для уже существующего.
Следом за другими, компания Microsoft сделала платформу Skype Bot, позволяющую разработчикам создавать ботов для Skype. Заявлено, что будущим ботам будут доступны помимо текстовых сообщений еще аудио и видео звонки. Для видео звонков роль собеседника будут отыгрывать разные графически прорисованные персонажи. По принципу ботов Telegram, у Skype тоже появилось несколько стандартных ботов, которые позволяют узнавать актуальные новости, искать музыкальные треки и фотографии.
Microsoft сделали громкое заявление, о том что с помощью ботов планируют изменить процесс совершения покупок, заказа еды, организации поездок и многого другого. Сейчас, это просто грандиозные планы, ну а пока уже доступны текстовые боты от Skype, и создание своих текстовых ботов на платформе Skype Bot.
Текстовому чат-боту Skype доступны те же элементы сообщений, что и остальным (кнопки, элементы и формы оплаты). Но функционал еще частично находится в тестовом режиме и есть неудобства. Можно отметить интересную функцию “меню”, при приветствии пользователя, которую разработчики платформы рекомендуют использовать для ботов. Действительно, сразу открыв бота удобно видеть перечень его возможностей.
![](https://habrastorage.org/getpro/habr/post_images/663/cf8/2e6/663cf82e6b55fbef803353b384256d4c.gif)
Большое внимание при создании платформы уделено языку общения ботов, особенно учитывая планы Microsoft на говорящих ботов. Их API-интерфейсы Cognitive Service Language API дают возможность боту: собирать ключевые слова из текста, и строить на них предположения о запросах; при построении предположений опираться на контекст и опыт (запросы, которые уже ранее были от этого или других пользователей); самостоятельно генерировать полноценные разговорные ответы, из полуструктурированного набора шаблонов для ответов. Эта система уже на шаг ближе, к человеческому мышлению, так как способна самообучаться и строить предположения, используя свой опыт.
Чат-боты могут интегрироваться с Google Analytics и подтягивать оттуда необходимые данные по запросу, с возможностью настроить отображение аналитики под себя (выбрать параметры и формат результатов).
Что касается возможности ботом инициировать сообщения пользователям, в Skype нельзя отправлять сообщения пользователям, которые не добавлены в список контактов. Следовательно какие-то сообщения или рассылки бот может отправлять только пользователям, у которых он есть в списке контактов.
Положительно в платформе Skype то, что ее функционал постоянно обновляется, и у Microsoft на нее “большие планы”. Есть, конечно и неприятные моменты — она еще не досконально протестирована, и при создании/регистрации ботов часто возникают разного рода проблемы.
В следующей части продолжение о технических особенностях платформ мессенджеров и выводы о том вообще зачем использовать ботов.
Надеюсь, что обзор получился интересный и полезный! Буду рада ответить на пожелания и вопросы в комментах.
Елизавета Куделя
Читайте все части обзора: Часть 1,Часть 2, Часть 3
Часть 2. Технические особенности чат-ботов на платформах разных мессенджеров
Так как мессенджеры построены на разных платформах, и API у всех разный — для каждого нужно создавать свой персональный бот. В связи с этим возникают вопросы “на каких платформах какой функционал?”, и “где лучше разместить чат-бота”. Как раз ответы на эти вопросы мы сейчас постараемся дать.
Facebook Messenger
Чат-бот платформа Facebook Messenger имеет более 1,2 миллиарда активных пользователей в месяц, и одна из самых продвинутых по набору функций для разработчиков. Здесь чат-боты построены на основе личных сообщений с публичной страницей от имени пользователя. Для создания такого бота нужно создать само приложение для доступа к API, и публичную страницу, с которой будут общаться пользователи.
Боты в Facebook могут взаимодействовать с пользователем с помощью обычных текстовых сообщений, а также через “Structured Text” (ST — язык разметки). ST дает возможность использовать в переписке: кнопки, элементы, счета.
Кнопки предназначены для отправки сообщений, на которые требуется реакция пользователя, таких кнопок в одном сообщении может быть максимум три штуки.
Кнопки могут быть следующих типов:
- Отправляющие ответ боту
- Переходящие по URL адресу в интернете
- Направляющие диалог на менеджера (для тех случаев, где предусмотрена дополнительная консультация живого человека).
Элементы служат для отправки карточек товаров или чего-то, что имеет похожую структуру. Элемент может состоять из заголовка, подзаголовка, описания, изображения и кнопок. В сообщении может быть до 10 элементов, и при этом появляется горизонтальный скролл.
![](https://habrastorage.org/webt/mk/4l/gh/mk4lghv_gnkxhzxtjrgphuwlxpy.gif)
Счета (на оплату) — дают возможность чат-ботам полноценно функционировать как магазин. При нажатии кнопки “купить”, бот выдает полноценный счет, содержащий всю информацию о покупке с возможностью сразу же совершить оплату. Пока эта функция в тестовом режиме (на момент написания обзора).
В Facebook у бота ограничены права, и он не может самостоятельно инициировать диалог ни с подписчиками, ни с другими пользователями. Пользователь должен первым открыть этого бота и написать ему сообщение.
Viber
Чат-боты на базе платформы Viber создаются с помощью публичных аккаунтов, через которые происходит взаимодействие между компанией и ее клиентами. За таким аккаунтом может стоять как человек, так и бот, который будет вести переписку от лица компании. Этот бот ничем не уступает батам на других платформах и все стандартные функции будут ему доступны, в том числе те же кнопки, счета и оплаты.
Есть и нестандартные функции у Viber. Например возможность делать рассылки любым контактам, вне зависимости от того подписчики они странички или нет. Все что нужно для этого: иметь телефонные номера своих клиентов, и чтоб у них был Viber. Удобно то, что в Viber можно организовать обратную связь для рассылок, в отличает от обычных смс или e-mail.
Еще одна стоящая внимания функция Viber — сообщения типа “карусель”. Оно состоит из элементов (товаров), которые можно горизонтально прокручивать по кругу. Каждый элемент содержит в себе фото товара, описание, цену, и кнопку “купить”. Такой формат функционален и удобен покупателю, часто применяется для рекламы на сайтах, и для мессенджера тоже имеет место быть.
![](https://habrastorage.org/getpro/habr/post_images/4e9/d05/7e2/4e9d057e270987c854399b935bbdc914.gif)
У Viber есть простая административная панель для ботов и паблик аккаунтов. Эта панель позволяет владельцу управлять своими страничками, видеть статистику и данные аккаунта, а также создавать своего бота напрямую в Viber.
В качестве примера, один немудреный, но полезный бот в Viber от Киевводоканала. Дает возможность внести показания счетчиков. Сохраняет в памяти данные пользователя после первого входа, и при повторном обращении к нему, нужно только выбрать счетчик и внести показания.
Telegram
Telegram был одним из первых, кто дал возможность создавать боты на базе своего мессенджера. В отличии от других мессенджеров, у Telegram сразу видно, что общение будет вести бот, так как есть обязательное требование — имя аккаунта, управляемого ботом, должно всегда заканчиваться словом «bot». Управлять ботами Telegram достаточно удобно, для этого создан специальный бот, главарь всех ботов — BotFather. С его помощью все боты создаются, и он же служит для управления ими, и их функционалом.
Отдельно хочется отметить что Telegram тоже может принимать платежи прямо в боте.
![](https://habrastorage.org/getpro/habr/post_images/57a/557/fca/57a557fca9af3ce27431e499466b1df1.png)
Чат-ботам Telegram доступны функции: переводить, комментировать, обучать, тестировать, искать информацию, играть и развлекать, воспроизводить видео и аудио, проводить банковские платежи, встраивать в бота игры, и многое другое. Из нетипичных функций, у них есть возможность встраиваться в другие сервисы и платформы, взаимодействовать с датчиками и вещами пользователя, подключенными к интернету. Их можно «Добавить в группу» (Add To Group), или ими «Поделиться» (Share) как самыми обычными аккаунтами.
В Telegram есть стандартные боты — помощники, которые проверяют грамматику; проводят опросы; рассказывают анекдоты; делают напоминания о встречах и делах. Они могут параллельно вести статистику и следить за активностью в чатах компании. Их можно как добавлять в свои чаты, так и использовать их функционал при создании своего бота. Разработана даже специальная система аналитики Botan — это метрика приложений “Яндекса”, интегрированная под боты Telegram.
Также, упомянутый нами выше встроенный режим “inline”, на данный момент существует только на платформе мессенджера Telegram.
Этот режим дает возможность пользователям взывать к боту из любого другого диалога. В любом чате Telegram можно ввести сообщение, с именем бота, а затем сам запрос. Бот, по своему имени активируется, и отреагирует на запрос прямо в открытом чате. Или встроенному боту можно добавить кнопку «Switch to PM», тогда, нажав на нее, — бот будет открыт в новом чате.
Удобно, что режим inline можно активировать для любого бота, как при создании, так и для уже существующего.
Skype
Следом за другими, компания Microsoft сделала платформу Skype Bot, позволяющую разработчикам создавать ботов для Skype. Заявлено, что будущим ботам будут доступны помимо текстовых сообщений еще аудио и видео звонки. Для видео звонков роль собеседника будут отыгрывать разные графически прорисованные персонажи. По принципу ботов Telegram, у Skype тоже появилось несколько стандартных ботов, которые позволяют узнавать актуальные новости, искать музыкальные треки и фотографии.
Microsoft сделали громкое заявление, о том что с помощью ботов планируют изменить процесс совершения покупок, заказа еды, организации поездок и многого другого. Сейчас, это просто грандиозные планы, ну а пока уже доступны текстовые боты от Skype, и создание своих текстовых ботов на платформе Skype Bot.
Текстовому чат-боту Skype доступны те же элементы сообщений, что и остальным (кнопки, элементы и формы оплаты). Но функционал еще частично находится в тестовом режиме и есть неудобства. Можно отметить интересную функцию “меню”, при приветствии пользователя, которую разработчики платформы рекомендуют использовать для ботов. Действительно, сразу открыв бота удобно видеть перечень его возможностей.
![](https://habrastorage.org/getpro/habr/post_images/663/cf8/2e6/663cf82e6b55fbef803353b384256d4c.gif)
Большое внимание при создании платформы уделено языку общения ботов, особенно учитывая планы Microsoft на говорящих ботов. Их API-интерфейсы Cognitive Service Language API дают возможность боту: собирать ключевые слова из текста, и строить на них предположения о запросах; при построении предположений опираться на контекст и опыт (запросы, которые уже ранее были от этого или других пользователей); самостоятельно генерировать полноценные разговорные ответы, из полуструктурированного набора шаблонов для ответов. Эта система уже на шаг ближе, к человеческому мышлению, так как способна самообучаться и строить предположения, используя свой опыт.
Чат-боты могут интегрироваться с Google Analytics и подтягивать оттуда необходимые данные по запросу, с возможностью настроить отображение аналитики под себя (выбрать параметры и формат результатов).
Что касается возможности ботом инициировать сообщения пользователям, в Skype нельзя отправлять сообщения пользователям, которые не добавлены в список контактов. Следовательно какие-то сообщения или рассылки бот может отправлять только пользователям, у которых он есть в списке контактов.
Положительно в платформе Skype то, что ее функционал постоянно обновляется, и у Microsoft на нее “большие планы”. Есть, конечно и неприятные моменты — она еще не досконально протестирована, и при создании/регистрации ботов часто возникают разного рода проблемы.
В следующей части продолжение о технических особенностях платформ мессенджеров и выводы о том вообще зачем использовать ботов.
Надеюсь, что обзор получился интересный и полезный! Буду рада ответить на пожелания и вопросы в комментах.
Елизавета Куделя